• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


    УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве базового учебника для студентов высших учебных заведений


    Учебник по курсу «Политология» разработан и издан в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В.И. Жукова «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика»


    В. И. Жуков, академик РАН (руководитель); Г. И. Авцинова, д-р филос. н., проф.; М. Г. Анохин, д-р полит, н., проф.; О. А. Бельков, д-р филос. н. проф.; Б. К. Гасанов, д-р ист. н., проф.; О. Е. Гришин, канд. полит, н.; Ю. М. Дедяев, канд. ист. н., доцент;Г. С. Жукова, д-р физ. – мат. н., проф.; Г. И. Климантова, д-р полит, н., проф.; В. И. Козловская, д-р ист. н., проф.; С. И. Косов, канд. филос. н., доцент; Б. И. Краснов, д-р филос. н., проф.; Л. Г. Лаптев, д-р пс. н., проф.; П. Я. Мешков, канд. филос. н., доцент; О. А. Нестерчук, д-р полит, н., проф.; Н. А. Сахаров, д-р полит, н., проф.; Е. Н. Тарасов, д-р ист. н., проф.; С. В. Устименко, д-р филос. н., проф.; В. В. Юдаев, канд. полит, н., доцент; Ю. В. Ярмак, д-р полит, н., проф.


    Рецензенты:

    М. Н. Грачев, д-р полит, н., проф.;

    Г. Т. Тавадов, д-р филос. н., проф.


    Ответственные за выпуск:

    Г. И. Авцинова, д-р филос. н., проф.;Е. Н. Тарасов, д-р ист. н., проф.; В. В. Юдаев, канд. полит, н., доцент

    Предисловие

    Политология с момента ее институционализации в России с конца 80-х годов XX века стала одной из востребованных научных дисциплин. Она имеет статус, предусмотренный Федеральным государственным образовательным стандартом.

    Изучение мира политики вызывает большой интерес не только студентов, но и широкой общественности. Раскрытию ее сущности, многосоставности, противоречивости, закономерного характера возникновения, развития и механизмов функционирования посвящен предлагаемый учебник.

    Он традиционно содержит две части: «Общую политологию» и «Прикладную политологию», что позволяет органически соединять в образовательном и исследовательском процессе теорию с практикой, вырабатывать умения и навыки политологического анализа, сравнения, обобщения, прогнозирования.

    По проблематике, охвату актуальных вопросов политической науки учебник отвечает предъявляемым требованиям, учитывает характер подготовки специалистов широкого профиля. Он сыграет важную роль в политическом образовании и самообразовании, процессе формирования политической культуры демократизма. Политическая социализация является в этом аспекте фактором цивилизованного развития страны, условием превращения общества из объекта манипуляций властей в коллективный субъект политики.

    Квалифицированный политолог – одна из ключевых фигур кадрового корпуса страны.

    Авторы книги выражают надежду, что она окажет помощь в овладении методологией и методикой анализа политических явлений, выработке мировоззренческих и ценностных критериев оценки событий, умении связывать политологические знания с общественной практикой.

    Политология – одна из авторитетных обществоведческих дисциплин в странах Запада. Не вызывает сомнения необходимость использования их опыта политического образования. В формировании и обогащении российской политологической традиции важна деятельность отечественных научных школ, учитывающих историю, традиции, особенности культуры нашей страны. Предлагаемая читателю книга разработана с учетом учебных программ и пособий зарубежных университетов, опыта преподавания политической науки в вузах России.

    Часть I
    Общая политология

    Модуль I
    Введение в политическую науку
    Тема 1.1
    Политология как наука и учебная дисциплина

    Политология относится к одной из ведущих социально-гуманитарных дисциплин образовательного процесса. Ее изучение предусмотрено государственным образовательным стандартом.

    Объект и предмет политологии

    На Западе под термином «политические науки» понимается комплекс самостоятельных научных дисциплин, изучающих политическую сферу общества и ее субъектов. В России и некоторых других странах принят термин «политология». В широком смысле слова он означает метатеорию политики, единую и единственную интегративную, комплексную науку о политике, охватывающую все политические связи и взаимодействия. В узком смысле политология, или теория политики, рассматривается как одна из наук, входящих в единую политическую науку наряду с другими (политической философией, политической историей, политической психологией, политической антропологией, политической социологией, политической конфликтологией и др.).

    Политология – термин, образованный из двух греческих слов: «politike» + «logos», и буквально означает «политическая наука». Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Любая наука имеет объект изучения, то есть определенную область объективной реальности. Объектом политологии являются политика, власть, политическая сфера общества, все процессы, происходящие в ней. Предмет политической науки – это совокупное знание об объективных свойствах, политических связях и отношениях, которые включены в процесс познания. Предмет является результатом исследовательских действий, результатом познания, в процессе которых ученые выделяют те или иные аспекты изучаемого объекта (политики, власти), исследуют его особенности, закономерности, тенденции, противоречия развития и функционирования. Они являются специфическими для данного объекта, изучаются именно этой наукой. Вот почему у разных наук может быть один и тот же объект изучения , но разный предмет исследования.

    Единства мнений по поводу предмета политической науки не существует. Это обусловлено традициями конкретных стран, спецификой научных школ, особенностями политической культуры, политической системы и режима. Общим является признание того, что политическая наука изучает закономерности формирования и развития, а также формы, методы завоевания и функционирования политической власти, политической системы общества. Существуют три точки зрения на предмет политологии.

    Первую точку зрения отличает институциональный подход, согласно которому политическая наука изучает преимущественно политические институты, формы политической организации общества (государство, политические системы и режимы, политические партии, общественные движения, конституцию, избирательные системы и т. д.). Ее придерживаются П. Ноак, Д. Берг-Шлоссер, X. Майер и др.

    Сторонники второй точки зрения отождествляют политологию с политической социологией на основании того, что они имеют один объект исследования (общество, социально-политические явления). Предметом политологии в такой трактовке является исследование того, как люди используют политические институты, регулирующие их совместную жизнедеятельность, а также изучение идей, независимо от того, созданы они ими самими или достались от предшествующих поколений (М. Гравитц). В таком контексте политология (теория политики) лишается статуса самостоятельной науки, она становится лишней, ненужной. Эта позиция имеет многочисленных сторонников: Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг и др. Это не случайно. В настоящее время за рубежом политическая социология и политическая наука (политология) в теоретико-методологическом и категориально-понятийном аспектах малоразличимы. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования Международной социологической ассоциации политической науки.

    Однако между двумя дисциплинами имеется различие. Политическая социология , исследуя социальные механизмы власти: поведение, взаимодействия индивидов, социальных групп, общностей, политических институтов по поводу власти, как бы завершает формирование целостного представления о политике. Она исследует социальный срез политических явлений, выявляет зависимость политики от различных сфер общества, влияние на политическую систему, политические институты и политический аспект экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

    Различие предметов социологии и политологии наиболее зримо обнаруживается тогда, когда последняя рассматривается как прикладная наука, главной задачей которой является оказание помощи конкретным политикам, лидерам, элитам, партиям в виде практических рекомендаций, разработки конкретных программ, прогнозов, сценариев развития. Политическую социологию некоторые считают промежуточной дисциплиной между социологией и политологией. Соединение социологии и политологии – это «брак по расчету, а не по любви». Различие данных дисциплин и в том, что социологическая концепция ориентирована на исследование общества, а политологическая – власти и государства.

    Третья точка зрения рассматривает политологию как общую теорию политики. Ее отличие от других политических наук состоит в том, что она изучает политику как целое, многогранное и многомерное явление, не ограничиваясь исследованием ее отдельных аспектов или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Сегодня содержание политики включает в себя не только деятельность государственных структур, но и активное участие в ней негосударственных институтов: групп давления, групп интересов, лоббистов, общественных движений, партий, средств массовой информации, отдельных личностей. Все акторы (действующие лица) политического процесса, несмотря на их различное происхождение, интересы, взаимодействуют по поводу власти. Борьба за власть, ее удержание и влияние на нее являются сущностью политики. Она является той областью общественной жизни, где конкурируют различные политические силы, стремящиеся к власти.

    1. Политология анализирует сущность, факторы формирования, способы функционирования власти, политики, исследует политические институты, системы, режимы, идеологии, политическое сознание, культуру.

    2. Она выявляет и анализирует основные тенденции, закономерности политических жизни, процесса, сферы общества, формы и методы властвования, анализирует деятельность лидеров, партий, элиты, способствует разработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития.

    3. Теория политики вырабатывает методологию политического анализа, прогноза, технологий, базирующихся на теоретическом видении проблемы и на результатах эмпирических исследований. Из всей совокупности взаимодействий политология вычленяет и исследует то, что в политике является политическим.

    Таким образом, политология – это наука о политике, власти, политической системе общества, процессах становления, развития и взаимодействия составляющих ее элементов.

    Категории политологии

    Содержание политического взаимодействия государства, общества и индивида по поводу распределения и осуществления власти выражается системой категорий. Это наиболее общие понятия, отражающие характерные черты и существенные связи политических явлений, процессов. Классификация категорий политологии осуществляется по различным критериям. Если взять в качестве критерия состояние политической жизни – изменчивость и стабильность, то можно выделить две группы.

    Первая группа категорий объединяет понятия, отражающие суть и динамизм политической жизни – политическая власть, политический процесс, политический интерес, политическая деятельность, политический выбор, политические изменения, политическое развитие, революция, реформа, политические противоречия и конфликты, плюрализм, политическая модернизация, избирательная кампания, электоральное поведение и др.

    Вторая группа понятий характеризует стабильность политической сферы – политическая система, политический режим, политические институты, государство, партии, избирательные системы, политические нормы, политические традиции, политическая культура и др.

    В качестве критерия систематизации политологических понятий можно рассматривать и субъектов политики. Политические институты, как субъекты политического взаимодействия, характеризуются посредством других категорий – государство: социально-правовое, субсидиарное государство; политические партии, группы давления, лобби; законодательные, исполнительные, судебные органы и др. Другие понятия фиксируют собственно субъектов политики: политический лидер, политическая элита, этнические, религиозные, региональные группы, молодежь, женщины, классы, массы, народ, электорат и т. д.

    Язык политологии существует как в вербальной (устной, словесной) форме, так и в символической. Символы, знаки, стереотипы, которыми оперирует политология, выражают смысл деятельности политических институтов. Например, смысл образования государства, его цели отражаются в государственной символике: гербе, гимне, флаге. Главная идея и цели партии или движения могут выражаться в эмблеме, флаге, знаке.

    Система методов политологии

    Методы исследования – это познавательные способы, приемы, средства анализа, с помощью которых добываются знания о предмете исследования. Каких-либо специфических методов познания политических взаимодействий политология, как и многие обществоведческие дисциплины, не сформировала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже познать сущность политики, политических явлений и процессов. Каждый метод эффективен в анализе определенной ситуации, их выбор определяется конкретными исследовательскими задачами. Всегда важен комплексный подход к исследованию процессов, а тем более таких сложных и противоречивых, как политические.

    Исторический метод акцентирует внимание на явлениях и процессах во времени и пространстве, позволяет анализировать изменение политических норм, отношений, институтов, лидеров в контексте связи прошлого, настоящего и будущего. Учет исторических аналогий позволяет избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике.

    Институциональный метод , преобладающий в юридических науках, анализирует политическую жизнь через деятельность политических институтов, исследует официальные структуры и формальные правила принятия решений.

    Метод сравнения предполагает сопоставление однотипных политических явлений, событий: государственного устройства, форм правления, политических партий, политических систем, избирательных систем, электорального поведения и т. д. Этот метод ориентирует на раскрытие не только общих, но и специфических черт политической жизни разных стран и народов, может способствовать плодотворному использованию опыта других государств, но только в случае его творческого применения, с учетом национальных традиций, отечественного позитивного опыта, а не простого копирования.

    Социологический метод рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных факторов и отношений указывал еще Аристотель. В качестве элементов государства он выделял богатых и бедных, знатных и незнатных, ремесленников и купцов.

    С позиций бихевиористского метода , появившегося в 30-е годы XX века, политика изучается через анализ поведения конкретной личности. Это позволило использовать количественные и качественные показатели измерения политических явлений, мотивации поведения. Данный метод эффективен при анализе избирательных кампаний, в условиях конкуренции различных партий, лидеров.

    С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность, как психоанализ. Этот метод фокусирует внимание на всем спектре психологических мотиваций, субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей, эмоций, пороков индивида (лесть, зависть, жажда власти). Одним из первых этот метод использовал Н. Макиавелли в своем труде «Государь». В психоанализе акцентируется внимание на бессознательном в политическом поведении. Достоинства психоанализа состоят в том, что с его помощью можно объяснить иррациональные, то есть не осознанные разумом, моменты политического поведения. Австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд, создатель психоанализа, считал, что поступки субъекта обусловливаются теми впечатлениями, которые были получены им еще в детстве. Образы детства становятся мотивами поведения. Этот метод эффективен при выявлении природы авторитарной личности, объяснении деструктивного и агрессивного поведения.

    В 50-х годах XX века на волне критики эмпирических методов анализа происходит становление системного метода. В рамках такого подхода политика рассматривается как целостное, самостоятельное образование, обусловленное, с одной стороны , взаимодействием с внешней средой, а с другой – характером внутренних связей между элементами, составляющими политику. В настоящее время этот метод занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение он находит при исследовании сложных, многоуровневых, самоорганизующихся объектов. К ним, в частности, относятся политические системы, организации, институты.

    Целью структурно-функционального анализа является анализ структуры, функций системы, оценка тех изменений, к которым она может приспособиться, но не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования механизмов сохранения и регулирования системы, однако максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем.

    Потребность в методе моделирования возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Сконструированная модель выступает как аналог реального политического объекта. Модели (игровые) помогают при исследовании коммуникации, централизации, децентрализации, общественной и политической стабильности, разработке и принятии политических решений, изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений и т. д.

    В современных условиях в политической науке широко применяется социокультурный метод , позволяющий выявить влияние среды, культуры на политические явления и процессы. Данный метод помогает понять, почему те или иные схемы, технологии, институты, хорошо апробированные в одной социокультурной среде, не функционируют в другой или лишь отдаленно напоминают оригинал. Этот метод требует фокусировки внимания на особенностях менталитета, ценностных ориентациях населения, способах и методах презентации ими своих политических интересов, специфике взаимодействия власти и общества и др.

    Реальная политическая жизнь требует использования эмпирических методов : наблюдения, опросов, изучения документов, анализа статистических данных, экспериментальных. Их использование позволяет фиксировать наиболее типичные проявления политического поведения, проводить анализ различной политической информации (изучение конституций, партийных программ, инструкций, выступлений в печати, электронных СМИ и т. д.), находить причинно-следственные зависимости в развитии политических процессов.

    Функции политологии

    Роль и значение политической науки определяется теми функциями, которые она призвана выполнять.

    Диагностическая функция определяет уровень и характер общественно-политического развития страны, выявляет существующие группы интересов, соответствие программ, политических курсов тенденциям социального прогресса, интересам народа, перспективам развития страны.

    Познавательная функция помогает познавать политические реалии в их противоречии, вооружает фундаментальными знаниями о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации, причинах политических конфликтов и методах их эффективного предотвращения и урегулирования.

    Функция политической рефлексии вырабатывает способности, навыки, умения рационально-критической оценки политических событий, процессов, программ политических партий, лидеров, их деятельности, а также помогает индивиду самоопределиться в политической жизни, своих политических позициях, симпатиях, предпочтениях.

    Инструменталистская функция призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе учета интересов субъектов политики, выработки политических решений, отвечающих интересам большинства.

    Функция политической социализации. Осмысление тенденций общественного развития позволяет вырабатывать рациональные и эффективные механизмы сознательного, позитивного участия в политической жизни, интеграции индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения, обеспечивать реализацию общественных и личных интересов, формировать политическую культуру гражданского участия.

    Прогностическая функция призвана вырабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов с учетом действия различных факторов (международных, экономических, экологических, идеологических и др.)

    Таким образом, вооружая индивида и общество политическими знаниями, политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики, формирования сознательного, ответственного гражданина страны. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, формируется экономическая, социальная, национальная, оборонная политика правительства. Однако политическая теория не может застраховать общество от кризисов и конфликтов, поэтому она сама должна постоянно совершенствоваться, углублять методы анализа политических феноменов.

    © Мельник В.А., 2014

    © УП «Издательство "Вышэйшая школа"», 2014

    * * *

    Предисловие

    Трудно переоценить значение политики, а значит, и науки о политике в жизнедеятельности современного общества и каждого отдельного человека. Политика активно влияет на процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни: экономике, социальных отношениях, культуре, науке, образовании. В сегодняшнем мире оставаться вне политики невозможно кому бы то ни было. Знания о ней в равной мере необходимы и тем, кто профессионально занимается политикой, и тем, кто участвует в ней лишь в периоды избирательных кампаний. Формирование политологических компетенций является непременным условием успешной деятельности человека на любом поприще. Именно поэтому важнейшей стороной подготовки современного специалиста является освоение им достижений политической науки, формирование у него способности понимать и оценивать социально-политические явления и пользоваться такой способностью в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

    Предлагаемое учебное пособие призвано помочь будущим специалистам приобрести необходимые им политологические знания, сформировать политическое сознание и политическую культуру, адекватные современным социально-политическим реалиям и потребностям общественного развития. Пособие соответствует типовой учебной программе по обязательному модулю «Политология» для учреждений высшего образования Республики Беларусь. Слова «обязательный модуль» в названии программы отражают тот факт, что в ней объединены в единое целое учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», которые в обязательном порядке изучаются всеми студентами первой ступени высшего образования. Пособие содержит также ряд политологических тем, которые могут составить основу специализированных модулей.

    Структурная особенность учебного пособия, как и типовой учебной программы, состоит в том, что изложение собственно политологической его части предшествует изложению содержания идеологии белорусского государства. Очевидно, что понятия и категории политической науки используются в любой идеологии и особенно в государственной идеологии, в которых им придается индивидуальная специфика. Этим обстоятельством и обусловлена последовательность изложения тем интегрированного модуля.

    В собственно политологической части учебного пособия излагаются вопросы методологии, становления и развития политической науки и основные темы ее содержания.

    Концептуальный ряд, представленный в пособии, образуют следующие определяющие предмет политологии понятия и категории: политика-политическая наука-политическое сообщество-политические отношения-субъекты политики-политическая власть-политический институт-политическая система-политическое сознание-политическая идеология-политическая культура-политическая социализация-политический процесс. Отсюда вытекает и разбивка текста по главам, параграфам и абзацам как простейшим структурным элементам содержания пособия. Продвигаясь по данным «смысловым единицам», читатель получит возможность последовательного освоения предмета, основного круга проблематики и системы фундаментальных понятий и категорий политической науки.

    Изложение содержания идеологии белорусского государства также производится согласно определенной логике. Раскрытие сути составляющих ее идей, ценностей и представлений потребовало предварительного рассмотрения положений теории идеологии, феномена государственной идеологии, основных идейно-политических доктрин современности. За этим последовало раскрытие культурно-исторической (цивилизационной), политической, социогуманитарной и экономической составляющих идеологии белорусского государства.

    Учебное пособие предназначено прежде всего студентам учреждений высшего образования Республики Беларусь. Автор, однако, надеется, что оно заинтересует и всех тех, кому небезразличны политическая жизнь современного общества и содержание белорусской государственной идеологии.

    Глава 1
    Методология и история политической науки

    1.1. Политология как научная дисциплина

    Смысл и происхождение термина «политология»

    Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logos – слово, смысл, учение. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

    Происхождение термина «политика» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Слово «полис» (polis) в переводе с греческого буквально означает «место» и одновременно «множество». Для древних греков оно имело и специфический смысл, а именно – место совместной жизнедеятельности определенного множества людей, объединенных единой властью. Численность жителей каждого такого полиса была невелика: в период расцвета Афин, например, там насчитывалось примерно 150 тыс. свободных граждан, включая членов их семей, 125 тыс. рабов и примерно 40 тыс. лично свободных, но не обладавших гражданскими правами переселенцев . Древнегреческие полисы представляли собой, выражаясь современным языком, города и в то же время государства, включающие в себя прилегающие к городу сельские территории. Поэтому «полис» обычно переводится как «город-государство».

    Полисное устройство предполагало для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего голосованием в народном собрании – участвовать в решении вопросов его жизнедеятельности. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым и стал термин «политика». Он утвердился после написания Аристотелем (384–322 до. н. э.) трактата под таким же названием, которое дословно переводится как «то, что относится к полису».

    Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому понятию «полис» и изначально он означал учение о политике, т. е. совокупность знаний о полисе, об управлении его жизнедеятельностью. И хотя древнегреческий полис как форма организации сообщества людей уже давно стал достоянием истории, понятие «политика» из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину «политология», которым принято называть науку, изучающую политически, или государственно, организованное сообщество людей и процессы управления таковым.

    Объект и предмет политической науки

    Как наука политология имеет свой объект и предмет познания. Напомним, что в теории познания в качестве объекта понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения реальных объектов, которые подвергаются анализу или подлежат познанию.

    Разумеется, во вводной теме объект и предмет научной дисциплины можно определить лишь в самом общем виде, поскольку понятие политики охватывает большой круг явлений. Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений, или, иными словами, политическая сфера жизнедеятельности общества. В самом широком смысле слова – это область общественных отношений, связанная с взаимодействием людей, их групп, объединений и общностей по поводу управления государством. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

    Как известно, эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, культурология, правоведение и другие социально-гуманитарные дисциплины. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в политической сфере общества, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Предметом политологии являются главным образом политика как особый вид деятельности людей и политическая власть как средство политики. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политики и власти, их институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. С таким определением предмета политической науки согласно большинство авторитетных исследователей. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Лассуэлла (1902 1978): «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти» . Политическая наука призвана исследовать также те социально-политические явления, которые составляют часть предмета смежных с ней научных дисциплин, но которые обычно остаются вне поля зрения их представителей. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни и др.

    Понятия и категории политической науки

    Общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упоминание о системе ее понятий и категорий. Научные понятия есть слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных признаков, свойств, связей и отношений, присущих изучаемым явлениям. Категориями называются понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, закономерные связи и отношения, присущие объекту определенной науки. Понятия и категории есть главный конструкционный элемент любой научной дисциплины; в них концентрируются и в языковой форме закрепляется содержание накопленных знаний о познаваемых объектах. Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие вместе составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки.

    Политология как особая научная дисциплина также вырабатывает собственный понятийно-категориальный аппарат. К ее собственным категориям относятся, например, политика, политическая власть, политическая система, политический институт, государство, политическая партия, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическое решение, политический процесс, политический кризис, политическая социализация и многие другие.

    В политической науке широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин – философии, социологии, экономической теории, социальной психологии и др. К таковым относятся, например, философские категории – объект, сознание, субъект, явление, форма, развитие, и др.; категории социологии – элемент, структура, функция, процесс, социальный слой, социальная роль и др. Многие категории собственно политологии являются производными либо от общенаучных понятий, либо от категорий смежных с нею социально-гуманитарных дисциплин. Разумеется, политология, как и любая другая наука, включает в себя слова обиходного языка, без которых просто невозможно создать связный научный текст.

    Более или менее устоявшиеся значения системы фундаментальных понятий и категорий политической науки будут даны в ходе рассмотрения последующих тем курса. Уяснение их научного содержания и будет означать овладение политологическим знанием.

    Методы политологии

    В политической науке используются самые различные методы познания изучаемых явлений. Осознанное применение тех или иных методов, основанное на понимании их возможностей и пределов применимости, делает познавательную деятельность более эффективной. Каждое конкретное политическое исследование предполагает использование как общелогических, так и специальных научных методов.

    Как и любая наука, политология немыслима без соблюдения прежде всего формально-логических правил определения понятий, норм суждений, умозаключений и доказательств. В политической науке используются также такие общелогические методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, аналогия и экстраполяция, ограничение и обобщение, типологизация и идеализация, исторический и логический анализ. Суть данных приемов и методов познания постигается обучаемыми в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, а также в учебных курсах по философии. Из научных методов исследования в политологии наиболее часто применяются следующие: диалектико-исторический, эмпирико-социологический, сравнительный (или компаративный), системный, институциональный, бихевиоральный и др. Кратко рассмотрим суть каждого из них.

    Диалектическо-исторический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей в становлении и развитии явлений социально-политической действительности.

    Эмпирико-социологический метод представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований политических явлений и процессов. К таким методам относятся прежде всего наблюдение происходящих событий, анкетные опросы, анализ статистики, изучение различного рода документов, проведение деловых игр, биографический анализ и др. Полученные при этом эмпирические данные используются не только для теоретической интерпретации изучаемых явлений, но и в практической деятельности участников политики.

    Сравнительный, или компаративный, метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия, но относящихся к различным обществам. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений, выявить тенденции в изменении социально-политической реальности. Применение сравнительного метода предполагает правильный выбор явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию. В настоящее время сложилось и динамично развивается особое направление политической науки, которое так и называется – сравнительная политология.

    Системный метод, или, что практически одно и то же, структурно-функциональный анализ, заключается в подходе к политической сфере общества как к сложноорганизованной целостности или как к политической системе, состоящей из некоторой совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Содержание аналитических действий при этом составляют выявление элементов системы, определение отношений между ними, или структуры системы, и выяснение роли системы в выполнении своего общественного предназначения, или функций системы. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках более широкого целого. Системный анализ в познавательном отношении считается особенно ценным.

    Институциональный метод состоит в рассмотрении политики как упорядоченной деятельности членов политического сообщества, осуществляемой ими в рамках разнообразных государственных (глава государства, парламент, правительство, суды, выборы и т. п.) и негосударственных (политические партии, группы интересов, общественные движения, средства массовой информации, гражданские инициативы, лидерство и т. п.) организационно оформленных институтов. В качестве политических институтов рассматриваются также устойчивые комплексы формальных и неформальных норм, правил, установок и культурных образцов, очерчивающих пределы допустимого поведения в той или иной социально-политической ситуации, не предписываемого, но и не запрещенного. Под таким углом зрения данный метод предполагает рассмотрение самых разнообразных политических явлений.

    Бихевиоралъный метод (от англ. behaviour – поведение, поступок) состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются мотивы, которыми руководствуются участники политических действий. При этом особое внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений.

    К числу специфических методов исследования политических явлений относятся политико-культурный – анализ ориентации различных элитарных и массовых субъектов политики на определенные политические объекты; информационно-кибернетический – анализ взаимодействий субъектов политики на принципах прямой и обратной связи; коммуникативный – раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом сообществе способов общения людей; психологический – изучение субъективных механизмов политического поведения людей, выяснение влияния на политические события эмоционально-чувственных особенностей индивидов; моделирование – создание и изучение лабораторной модели определенной политической ситуации с целью разработки наиболее вероятных сценариев будущих действий; практический эксперимент – принятие и реализация политического решения, посредством которого предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов исследования. Методы политических исследований чрезвычайно разнообразны, их арсенал постоянно пополняется, и поэтому дать их исчерпывающий перечень практически невозможно. Каждый метод предполагает применение определенных приемов, техник та процедур познания, выбор которых зависит от характера изучаемых политических явлений, целей и условий исследования.

    Парадигмы политологии

    Наряду с методами исследования в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1995) предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма – это признанные на данном этапе научным сообществом ведущие представления об определенной области действительности, служащие основой объяснения новых данных о ней. Понятие парадигмы отражает связь указанных представлений с общими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Смена одной научной парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция .

    Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. В их основе лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестественного начала, либо через влияние природных, социальных или собственно политических факторов. Соответствующие подходы в литературе условно именуются теологической, натуралистической, социо-центристской и рационально-критической парадигмами политологии .

    Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Боге, объясняли политические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений, а это и есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

    Натуралистическая парадигма – это способ объяснения природы политики исходя из определяющего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов в жизнедеятельности людей. Несмотря на то что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций – натуралистической парадигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

    Социоцентристскую парадигму представляет группа концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие разного рода социальных, но внешних по отношению к ней факторов. В такого рода концепциях в качестве порождающих политику причин называют экономические, классовые, правовые, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие социальные факторы.

    Рационально-критическая парадигма природу политического взаимодействия людей связывает не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами. Данный концептуальный подход исходит из того положения, что политика есть полностью или относительно самостоятельное общественное явление, которое возникает и развивается по своим собственным, внутренним законам и правилам, которые могут быть познаны. В соответствии с данным представлением задачей политической науки являются исследование и раскрытие внутренней природы политики, ее составных элементов и взаимодействия между ними.

    Выделение основных парадигм политологии дает возможность увидеть связь политической науки с более общими научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особенности различных парадигм, можно более полно уяснить специфику тех или иных познавательных методов политологии и более глубоко проникнуть во внутреннюю логику формирования политической науки.

    Московский Государственный технический университет

    имени Н.Э.Баумана

    П О Л И Т О Л О Г И Я Учебно-методическое пособие

    Под редакцией доктора философских наук, профессора ПУСЬКО В.С.

    Авторский коллектив: Пусько В.С. – доктор философских наук, профессор (руководитель); Богомолова Т.В. – кандидат философских наук, доцент; Волкова И.В. – кандидат философских наук, доцент; Волкова Н.К. – кандидат философских наук, доцент; Демин А.Л. – кандидат философских наук; Галаганова С.Г. – кандидат философских наук, доцент; Гришнова Е.Е.- кандидат политических наук, доцент; Кочергин В.А. – кандидат исторических наук, доцент; Ламинина О.Г. – кандидат философских наук, доцент; Левченков А.И. – кандидат философских наук, доцент; Легчилин В.В. – кандидат философских наук, доцент; Ореховский А.В. – кандидат философских наук, доцент; Ореховская Н.А. – кандидат философских наук; Позднякова С.А. – кандидат философских наук; Ремарчук В.Н. – доктор философских наук, профессор; Сергеева Л.И. – кандидат исторических наук, доцент; Щеглов И.А. – кандидат философских наук.

    Рецензенты: доктор философских наук, профессор Власова В.М.; кандидат философских наук, профессор А.М.Кондаков.

    Политология: Учебное пособие (Богомолова Т.В.; Волкова И.В. и др./ под ред. проф. Пусько В.С.) 3-e изд.; переработ. и доп. - М.: МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2008. – 363 с.

    Учебное пособие подготовлено в соответствии с новыми государственными стандартами, тематическим планом и программой изучения политологии в МГТУ. В нем рассмотрены важнейшие проблемы современной политической науки. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов университета. Оно рассчитано на самостоятельное творческое осмысление курса политологии, подготовку к семинарским занятиям и зачетам.

    М.:МГТУ - 2008

    В В Е Д Е Н И Е

    Анализ политических процессов, объективная оценка расстановки сил, четкая ориентация в конкретных политических ситуациях возможны на базе глубокого знания истории развития политической мысли, закономерностей и принципов функционирования политической сферы общественной жизни, формирования политической культуры каждой личности. Низкий уровень политического образования значительной части людей является серьезной социальной проблемой сегодняшнего дня. Актуальность ее стала еще более острой в результате политизации современного общества.

    Восполнить пробел в политическом образовании будущих специалистов призвано введение в вузах страны изучение курса политологии. Преподавание политологии ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения политических явлений и процессов с выявлением их причинноследственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.

    Логика программы и тематического плана политологии ориентирует на всестороннее изучение основных политологических проблем, принципов функционирования и развития политической сферы общества, на овладение методологией и методикой анализа политической ситуации в мире, государстве и регионе, прогнозирование ее вероятных изменений, выработки возможного варианта политического решения той или иной проблемы.

    В современных условиях крайне важно знакомство с основными направлениями прикладной политологии. Это расширит возможности формирования высокой политической культуры, компетентности и профессионализма выпускников высших учебных заведений.

    Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина

    1.1. Формирование и институационализация политологии

    Термин «политология» происходит от греч. politike (т.е. государственный, общественный) и logos (т.е. знание, учение); отсюда в непосредственном понимании политология – это наука о политике. В отношении политологии как научного знания сама политика – скорее искусство, чем наука. В принятии политических решений конкретным государственным лицом в конкретной ситуации интуиция, личный опыт, предвидение превосходят по значимости системы расчетов, научных данных. Процесс формирования политологии приходится на кон. Х1Х– нач. ХХ вв., ее выделение в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины – на 40–60- е гг. ХХ столетия. Именно в этот период вводится преподавание политологии как самостоятельной учебной дисциплины в вузах.

    Сложности процесса оформления политической науки в самостоятельное звено научного знания первоначально были связаны с невыраженностью ее принадлежности в альтернативе – естествознание и обществознание. В конце Х1Х века выделенные отличия между естествознанием и обществознанием сводились к разграничению того, что в естественных науках господствует критерий действия закономерностей, строгих причинно-следственных связей, а в обществоведческих науках – дух индивидуальности, неповторимости, обращенный к гуманитаризации познавательно-исследовательских процедур. Условность такого деления поставляет собой больше проблематизаций, нежели ответов на конкретные вопросы. Современная научная мысль проводит различение между обществознанием и гуманитарным знанием, объединяя их в единый – социально-гуманитарный блок научного знания.

    Вопрос о различении обществознания и гуманитарного знания сводится к вопросу о специфике гуманитаристики, предметом которой выступает внутренний мир человека, неповторимость, избыточность, а также понятия, связанные с категорией «личность». Подавляющую часть гуманитаристики составляет гуманистическая (морально-этическая, нравственная) философия.

    Социальные науки, объединенные в обществознание, специализируются на выявлении закономерностей общественной жизни, изучении структурных, функциональных элементов бытия. Строгих границ между тем, какие именно дисциплины отнести к обществознанию, а какие к гуманитарному знанию, нет. Такое разделение возможно, но оно условно. Политология, наряду с правом, историей, входит в число общественных наук, хотя в них и присутствует дух гуманитаристики. Классическим примером гуманитарного типа научного знания выступают герменевтика и лингвистика, несмотря на то, что они отчасти включают в себя модели исследования, почерпнутые из точных (естественных) наук. Философию, психологию с очевидностью нельзя отнести ни к какому из типов научного знания; особые споры сегодня ведутся по поводу культурологии.

    В развитии политологии ХХ века наблюдается фактическое столкновение двух традиций – позитивистской, наиболее ярко отраженной в американской научной мысли, и континентально-европейской, стремящейся к учету не только эмпирического факта, но также культурного, духовного и так называемого ценностного измерения политики. Со времен О. Конта позитивизм – это направление в науке, которое исходит из непосредственно данного, фактического, несомненного. Факт – понятие, лежащее в основе позитивизма, утвердившего свое господство в политологии англосаксонских стран, особенно в США. Социологический позитивизм – ведущее направление в социологии Х1Х века. В современной социологии представлен как неопозитивизм. Методологическая установка – на использование в процессе научного исследования строгих, точных методов научного анализа, сближающихся с методами, применяемыми в естественнонаучных дисциплинах, использование количественных, статистических методов, ориентация на проверку истинности научных данных, освобождение от ценностей.

    Развиваясь в рамках позитивизма и претендуя на статус точной науки, политология англосаксонских стран стремилась утвердить себя в одном ряду с

    естественными науками; факт, опыт, эксперимент становились ключевыми понятиями в исследовании политических феноменов. Использование математических методов, ориентация на количественные и статистические методы научного исследования, построение отвлеченных от живой реальности моделей, отказ от ценностного, субъективно окрашенного подхода определяли методологический климат в политической науке.

    С 30-х гг. ХХ в. успех в политической науке обретает бихевиористский подход, предмет изучения которого - поведенческие механизмы, наблюдаемое поведение человека в сфере политики, различные формы политического участия. Популярность в политической науке обретает и теория рационального действия, организующаяся вокруг способов и методов математического моделирования.

    Теории игр, рационалистические концепции, а также бихевиористское направление в политической науке были востребованы временем, внутри которого разворачивалась борьба институциональных структур, в частности, политических партий, общественно-политических организаций, за собственное сохранение и укрепление в системе власти. Острая потребность в наличии собственного стабильного электората со стороны политических институтов требовала учета общественного мнения, общего социально-психологического климата в обществе, настроения масс, их позиции по ключевым вопросам общественной жизни. Такая информация обеспечивалась бихевиоризмом, рационалистическими теориями личности.

    Использование в политической науке методов естественных наук обнаружило свою несостоятельность, главным образом, в том, что открытые (т.е. человеческие) системы рассматривались как системы завершенные, замкнутые, а не открытые – т.е. постоянно развивающиеся. Человеческие, социальные системы искусственно помещались в счетно-учетную модель, к которой широко применялись понятия закона, закономерностей, исключающие динамику свободного творчества, инаковости, обстоятельственной модели развития. Также множество категорий политической науки объективно не

    измеряемы системой формализованных, математических показателей, не могут быть выражены количественно.

    Центр изучения и перспективы гуманитаристики – человек, который в качестве субъекта политических отношений, политических процессов не может не быть включен в область политической науки. Живая, очеловеченная реальность, адекватно не поддающаяся условиям схематизации, математизации, грубой теоретизации, не поддается измерению строго научным (каковым считается естественнонаучный) анализом.

    Понимание этого привело к распространению в политической науке культурологических методов научного анализа, появлению в ней культурноантропологического направления. Политико-культурный подход раскрывает национальную, системно-структурную, культурную специфику страны, дает понимание сообразности (несообразности) заимствования, перенесения, применения культурных образцов, политических моделей одной страны к другой.

    Разработанный в 30-х гг. ХХ века системный анализ, первоначально использовавшийся в естественных науках (биология, физиология), стал использоваться и в социально-гуманитарных дисциплинах: работы социологов Т. Парсонса, Р. Мертона, политологов Д. Истона, Г. Алмонда. С 50-х годов структурный функционализм становится в политической науке ведущим методологическим направлением, разрабатывавшимся в рамках системного анализа политики. Общество, система рассматриваются как социальные образования, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, каждый из которых имеет свое строго определенное место и назначение. Вводится и объясняется такое понятие, как равновесие системы, решаются актуальные задачи сохранения и поддержания стабильности политической системы. В 60-е годы структурно-системные разработки стали доминирующими в политологических исследованиях. Успех структурного функционализма объяснялся теоретико-методологическим дефицитом в политической науке, порожденным неосновательностью позитивизма,

    использования методов естественных наук. Именно системный анализ политики способствовал созданию общей теории политики. Переход от эмпирических показателей к теоретическим обобщениям, который был предпринят представителями структурно-системного подхода, стал основой построения так называемых теорий «среднего уровня», обладающих высокой степенью абстракции.

    Системный подход фундаментализировал в политической науке само понятие политическая система , более того, заложил основы в изучении таких тематических направлений в политологии, как политическая коммуникация, политический процесс, политическая социализация, политическое поведение, политическое участие.

    Из столкновения позитивистской и континентально-европейской традиций в политической науке, по сути, образуются две модели развития – сциентистская (полагает имеющий смысл проблемы как научно разрешимые) с применением инструментальных научных подходов и гуманитарная, отстаивающая значение антропологического, культурологического научных подходов. Сциентизм и позитивизм стали ведущими тенденциями в американской политической науке, которая, в свою очередь, определяла – до 40-х годов – общий климат развития мировой политической науки.

    Утверждение о том, что политическая наука относительно молодая дисциплина в строгом смысле справедливо; современная политическая наука обнаруживает свои корни в истории политических учений – в трудах Аристотеля, Платона, но политическая наука и история политических учений прямо не тождественны. Политическая наука имеет дело с политикой как выделенной, самостоятельной политической подсистемой общества, в то время как история политических учений складывается с формированием государства.

    Вопрос о формировании политологии как научной дисциплины относится к вопросу о наличии в ней собственной методологической базы, выделении в ней четкого предмета и объекта исследования. Как сфера бытия научного знания, или познания, политическая наука может характеризоваться более

    широко, в контексте политического мышления. Как понятие наука включает в себя и научное знание, и научную дисциплину. По своим характеристикамзнание – понятие более широкое, чем понятие наука.

    Вплоть до ХУШ столетия ученый рассматривал себя не столько как специалиста в конкретной, узко сориентированной области знания, сколько как приверженца процесса поиска знания, истины, мудрости. Сегодня ученый

    – это, прежде всего, представитель специализированного знания, который призван обладать необходимыми личностно-профессиональными навыками. Политолог – человек, профессионально занимающийся вопросами политической жизни общества. Выделяясь в кон. Х1Х– нач. ХХ вв. в самостоятельную область обществознания, политология была еще дисциплинарно слабо выражена; шли споры по поводу ее целесообразности как самостоятельного звена научного знания вообще, теоретикометодологическая база была крайне размыта. До начала ХХ столетия наблюдались первоначальные возражения по поводу выделения политологии как специальной науки о политике. Сторонники такого мнения утверждали, что все общественные науки, в большей или в меньшей степени, имеют политический контекст. Политическая наука завоевывала признание себя как таковой на мировой арене. Середина ХХ века была ознаменована качественным прогрессом в развитии политической науки, связанным с фундаментализацией дисциплинарной структуры политологии и изменением ее статуса в мировом научном сообществе.

    Собственной методологии в политической науке еще не сложилось, причины чего лежат в специфике ее становления и развития. Основные проблемы, встающие на пути политологии как науки, связаны с вопросами построения теоретико-методологического базиса. Современная политология включает в себя методы эмпирического (описание, констатация фактов, регистрация данных) и теоретического (объяснение, теоретизация, концептуализация) уровней; в предметном приложении - математические, социологические, культурологические и близкие к ним методы.


    Сегодняшние проблемы развития России, благополучия ее общества во многом являются следствием того грандиозного разрушения целостности когда-то достаточно единого и монолитного социума страны, следствием тяжелого поражения и глубокой деформации, ранее привычных для большинства людей социальных ожиданий, общепринятых ценностей, жизненных и мировоззренческих установок и т.д. Здесь огромное поле деятельности и для политиков, которые на принципиально научной основе должны не только помочь залечить те раны, которые были получены в результате авантюрных политических, экономических и социальных преобразований в нашей стране, но и предложить целостную и масштабную комплексную программу возрождения нашей страны. Это тем более важно в современном глобализирующемся мире, где Россия сможет одолеть все беды и вызовы только в том случае, если она будет сильной и принципиально самодостаточной страной. Для этого нашему народу предстоит преодолеть огромные препятствия и трудности, решить колоссальное количество проблем, в том числе принципиально политического характера, на основе достижений современной политологии. Часть подобного рода проблем и путей их решения содержится в данном учебнике политологии.

    Учебник написан авторским коллективом кафедры философии и социологии Всероссийского государственного заочного финансово-экономического института под общей редакцией заведующего кафедрой, доктора философских наук, академика РАЕН В.К. Батурина.

    д-р филос. наук, академик РАЕН В.К. Батурин (Предисловие, Вводная глава, Заключение, гл. 4, 21, 22)

    д-р филос. наук, проф. В.П. Ратников (гл. 7, 8 и 18)

    канд. истор. наук, доцент Э.В. Островский (гл. 1-3)

    доцент Ж.Б. Скрипкина (гл. 6, 12, 24)

    канд. филос. наук, доцент В.Ю. Дорошенко (гл. 5)

    канд. филос. наук, доцент Л.Г. Титова (гл. 10)

    канд. филос. наук, доцент В.В. Юдин (гл. 9, 11, 13-15, 17, 19, 20, 23)

    Вводная глава

    Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике, ее взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

    Что же такое политика? Это понятие - производное от нескольких древнегреческих слов: «полис» - город - государство; «политес» - гражданин; «политикос» - государственный деятель; «политейа» - конституция.

    Что связывает все эти слова и что может быть базовым содержанием для понимания сути понятия «политика»?

    Хорошо видно, что общим содержанием всех приведенных выше четырех слов являются принципиально общие или государственные дела двух главных общностей любого сообщества - управляемых и управляющих, подчиненных неким правилам и установлениям этой совместной жизни и деятельности, например законам, конституции. Добавим к этому то, что процесс взаимодействия управляемых и управляющих связан с еще одним важным понятием политологии - властью.

    Таким образом, политика - суть общественное явление, связанное:

    (а) с общей государственной деятельностью людей ради достижения таких же общих целей и задач;

    (б) с властью - разделением граждан на управляющих и управляемых;

    (в) с определенными нормами и правилами совместной деятельности.

    Корни политологии - в учениях Конфуция, Платона, Аристотеля. Эти мыслители понимали политическую науку как науку о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Ее объекты, как считал Аристотель, - прекрасное и справедливое, достижимые лишь в разумно устроенном государстве. В это же время были сделаны первые шаги на пути всестороннего теоретического и эмпирического анализа политической действительности, заложен понятийный аппарат политической науки, введены в оборот такие понятия, как политика, государство, право, мораль, власть, республика, монархия, аристократия, демократия и др.

    Следующий этап развития политической теории - труды крупнейших философов, экономистов, историков и юристов эпохи Возрождения и Просвещения - Н. Макиавелли, Ш. Монтескьё, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. В отличие от мыслителей античных времен, для которых исходную базу исследований составлял опыт деспотий и полисов, для философов эпохи Возрождения и Просвещения опорой был опыт самодержавных монархий и парламентских республик. Их заслуга состоит в том, что они обосновали естественные, неотчуждаемые права человеческой личности, принципы законности и народного суверенитета, разработали идеи вечного мира, основанного на международном сотрудничестве и имеющего в качестве предпосылки прогрессивное общественное устройство всех государств.

    Предисловие

    Политология, как хорошо известно, - достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. В современном понимании политологию истолковывают как науку о политике или о мире политического - об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством политическими отношениями и процессами. Это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

    В настоящее время политология - это обширная область научных знаний, включающая в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений и т.д. Все вроде бы солидно и основательно, но...

    Политология как наука еще не достигла, на наш взгляд, своего возраста совершенства - возраста «акмэ». Нисколько не умаляя теоретических и практических достижений политологии как научной дисциплины, надо все же честно и откровенно признать следующий непреложный факт: мир людей на планете Земля живет вовсе не по законам политологической науки. Более того, повседневная практика отдельных политиков, политических систем, органов управления государствами и т.д. повсеместно строится и осуществляется принципиально вопреки базовым положениям политологии, без какого-либо научного анализа, с волевых позиций различных политиков, отталкиваясь от стихийной конъюнктуры политических процессов и явлений и т.д.

    Но и это еще далеко не вся правда об истинном положении политологии в современном обществе - ведь в нем имеются принципиально господствующие и поэтому просто блокирующие любые политологические истины факторы-«тяжеловесы», с которыми пока человечеству хоть как-то совладать совершенно не удалось. Что же это за факторы, которые фактически «обнуляют» любую науку, в том числе политологию?

    Все хорошо знают этих «тяжеловесов», имя которым - эгоизм, нажива, алчность, порок, вседозволенность. Все это многообразие антиценностей «спекается» в некое целостное образование под названием «личный интерес». Он может быть направлен на алчность, а может на порок, но он всегда направлен на эгоизм и на все то, что его обслуживает. На следование таким распространенным «заповедям» жизни людей, якобы «умеющих жить», как «жизнь одна и следует ей насладиться по максимуму», «после меня - хоть потоп», «деньги не пахнут» и др.

    Самым губительным для людей на Земле фактором был и остается только один - эгоизм. «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал польский писатель-классик Генрик Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать просто нельзя. Эгоизм - главный враг всего человечества, поскольку он «ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности» (А.И. Герцен).

    Против этого убийственного по отношению ко всему общественному в социуме фактора - эгоизма, воплощенного в «личный интерес», идет битва философов и ученых уже несколько тысячелетий, но пока без особых достижений. В том числе нет особых побед над этим фактором и в политической области, ибо более всего политическое действо на всех уровнях его осуществления подчинено вовсе не политическим законам и истинам, а его величеству частному меркантильному интересу политических субъектов всех мастей и званий. В современном Китае, например, за малейшие отступления чиновников в направлении к коррупции или к злоупотреблениям властью сразу же следует неминуемая казнь этих людей, но сила частного интереса и здесь бывает гораздо сильнее всего. Сильнее даже смерти.

    Этот частный интерес фактически нейтрализует все научные положения политологии, делает их принципиально незначимыми и не важными для политических практик. Такое же положение дел во всем мире, в том числе в России, - фактор-«тяжеловес» всесилен и пока непобедим.

    Возникает закономерный и сугубо студенческий вопрос: если политология фактически не работает в современном обществе, зачем же тогда ее изучать? Ответ на него дан тоже древними мыслителями и философами - Конфуцием, Пифагором, Сократом, Платоном и другими мыслителями. Что же это за ответ?

    Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы обязательных на всех и для всех... доносов. Умудренный опытом, он понимал, что такое общество не имеет никакого своего будущего, доносительство породит такую вражду среди людей, которая, подобно пожару, просто уничтожит все китайское общество. В противовес этому безумию доносительства и вражды Конфуций стал искать возможности укрепления в обществе нравственных начал для того, чтобы этот здоровый «каркас» общества помогал людям самим отторгать чудовищное доносительство, в том числе на своих братьев, родителей, других родственников, соседей.

    Именно поэтому красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, о родне, чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, будет очень сплочено, ему будет не страшно доносительство. Нравственность и привязанность людей друг к другу победят пороки людей, их вражду между собой, а значит, и доносительство. Великий мыслитель был абсолютно прав, и именно поэтому сегодняшнее китайское общество до сих пор пропитано духом конфуцианства - солидарности, дружбы, помощи друг другу, а государство рассматривается как большая семья - ведь так учил великий Конфуций!

    Конфуций, не обладая никакой властью, никакой силой, сумел победить тех всесильных вроде бы китайских правителей, которые ради удержания своей власти и господства готовы были уничтожить все общество, «спалить» его во взаимной вражде. Не получилось, на их пути встал мудрый и нравственный Конфуций.

    Чем не пример для подражания и для нас - для общества двадцать первого века? Да, нас, россиян, пока одолевает фактор «личного интереса» везде и всюду, из-за чего слабые на порок и наживу люди готовы продать за гроши и себя, и мать свою родную.

    Ну и что, руки опускать? Ни в коем случае! Надо за лучшее будущее постоянно сражаться, шаг за шагом приближать его, не бояться пока еще господствующих пороков и несправедливостей и двигаться, двигаться, двигаться, причем всегда только в одном направлении - к нравственности, к духовности человека, к его лучшим, а не худшим качествам. И тогда на каком-то тысячном нашем шаге этот самый порок дрогнет, потеряет свою мощь и силу, уступит свое господство другим правилам и законам, в которых будет больше правды, нравственности, справедливости, солидарности и меньше эгоизма, корысти, порока, алчности, вражды. За это шли в самый настоящий бой и Пифагор, и Сократ, и Платон, а также огромное число других настоящих мыслителей и философов, простых, но принципиально нравственных людей.