• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Министр образования и науки РФ (с 2004 г.)

    Награды

    Орден «За заслуги перед отечеством» IV степени (10 августа 2009 года) — за большие заслуги в развитии системы образования и науки Российской Федерации и многолетнюю плодотворную деятельность .

    Почётная грамота Правительства Российской Федерации (17 июля 2004 года) — за большой личный вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки, формирование национальной инновационной системы и многолетний плодотворный труд .

    Орден «Данакер»(1 декабря 2008 года, Киргизия) — за вклад в социально-экономическое развитие Кыргызстана, укрепление дружбы и сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в области науки и образования .

    Орден «Полярная звезда» (17 июля 2009 года, Якутия) — за особые заслуги в развитии системы образования и науки, вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для республики и многолетнее плодотворное сотрудничество .

    Образование

    В 1971 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Доктор физико-математических наук.

    Карьера и государственная деятельность

    В 1971- 1991 г.г. — стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР в Ленинграде. Специалист в области вычислительной физики.

    В 1991 - 1993 г.г.— вице-президент АО «Центр перспективных технологий и разработок», Санкт-Петербург. Его непосредственным начальником был Юрий Ковальчук.

    В 1994 - 2001 г.г. — генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. При его активном участии были реализованы более 80 высокотехнологичных проектов, для финансирования которых удалось привлечь около 13 млн. долларов.

    В 1995 г. вступил в партию «Наш дом - Россия».

    С 2000 г. — председатель научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

    После избрания в 2000 году В.В. Путина на пост Президента России карьера Андрея Фурсенко продолжилась в Москве.

    В 2001 - 2002 г.г.— заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации

    С июня 2002 г.— первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    С октября 2003 г. — и. о. министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    С 9 марта 2004 г. — министр образования и науки Российской Федерации в правительстве М.Е. Фрадкова.

    С 12 мая 2008 г. — вновь министр образования и науки в правительстве В.В. Путина. С 11 января 2010 г.— член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

    В период реформирования системы отечественного образования министерством начал реализовываться приоритетный национальный проект «Образование». При этом Андрей Фурсенко является членом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

    Во время его руководства отраслью образования начали происходить изменения в процессе интегрирования науки и высшей школы. Фурсенко выступает за то, чтобы Россия принимала участие в Болонском процессе, а также за реформирование Российской Академии наук и перевода части её сотрудников на коммерческие контракты.

    Доходы

    За 2006 год, по официальным данным, министр получил доход 2,6 млн рублей.

    За 2008 год, по официальным данным правительства РФ, А.А.Фурсенко получил 4,5 млн. рублей.

    За 2009 год Фурсенко получил 4.9 млн рублей.

    Реформы Фурсенко в системе образования

    Согласно последнему стандарту образования для старшей школы, в программе будут выделяться шесть предметных групп . Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература. Вторая группа включает в себя иностранные языки, третья - математику и информатику. В четвертую группу входят общественные науки, в пятую - естественные науки, в шестую - искусство или предмет по выбору.

    Предполагается, что в каждой из групп ученик сможет выбрать один-два предмета. При этом предметы «Россия в мире», ОБЖ и физкультура будут обязательными для всех.

    Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У ученикам останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

    Этот размещенный на сайте Минобразования новый проект в начале 2011 года вызвал активную критику учительского и родительского сообщества.

    В свою очередь, Андрей Фурсенко считает, что высшая математика, русский язык и литература не обязательно должны являться для старшеклассников необходимыми предметами. По его собственному признанию, он не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурнее других».

    Фурсенко является убежденным сторонником Единого государственного экзамена (ЕГЭ). По его мнению, ЕГЭ, а также различные олимпиады «не дают возможности для коррупционных действий». Кроме того, считает он, ЕГЭ «даёт возможность ребятам всей России более успешно построить свое будущее», а также «позволит оценить качество школьной подготовки и исправить недостатки школьного образования».

    В 2006 году министр заявлял, что зарплата учителей должна вырасти до 20-30 тыс. рублей в месяц. Однако до сих пор далеко не во всех регионах страны школьные педагоги получили прибавки к своей зарплате. На недавно состоявшейся встрече с редакцией газеты «Аргументы и факты» Фурсенко объяснил эту ситуацию так: «Объясню, что обещано и что сделано. Цель была такая: довести среднюю зарплату учителей до средней по региону, а там, где это невозможно, повысить минимум на 30%. Речь шла именно о средней зарплате. Мы не обещали повысить зарплату каждого учителя на треть. К 1 августа этого года федеральный центр перечислил регионам 20 млрд рублей. В 2012-2013 гг. будет направлено ещё 100 млрд. Федеральные деньги идут на закупку оборудования, учебной литературы, автобусов, повышение квалификации учителей и т. д. В ответ на это регионы обязались высвободившиеся в региональных бюджетах деньги направить на повышение зарплат учителям. Однако в некоторых регионах учителям не разъяснили, на что они могут рассчитывать. В результате люди решили, что власти их опять обманули».

    Кроме того, глава Минобрнауки РФ заявил, что в российских школах гораздо больше учителей, чем нужно. Их численность, по мнению министра, можно сократить примерно на 200 тысяч человек. Фурсенко подчеркнул, что его ведомство само увольнениями заниматься не будет, а может только рекомендовать школам, сколько педагогов и в какие сроки нужно уволить. «В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас … девять-десять учеников на одного учителя», - пояснил министр.

    В 2007 году на ежегодном молодежном форуме на Селигере Андрей Фурсенко высказал такую точку зрения: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца , а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя , способного квалифицированно пользоватьсярезультатами творчества других».

    «Идеология образования осталась той же — мы должны готовить творцов, - высказывает свою позицию Фурсенко. - А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам». По его убеждению, в настоящее время у вузов сохраняется устаревшая позиция по подготовке в первую очередь «творцов», которые могут быть не всегда и не везде нужны.

    Такая позиция министра образования вызвала большой резонанс. Были рассуждения о том, что ни одна из планируемых жизненно важных для России программ не может быть реализована потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями по чужим схемам.

    Есть даже такое мнение, что последствием подобной образовательной политики проявилось и то, что в 2009 году из всего количества первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ только 40%.

    Министр придерживается мнения, что система повышения квалификации учителей должна стать более активной и оперативной. «Если мы хотим иметь новое образование, сначала мы должны получить нового учителя», - подчеркнул он.

    Министр отметил еще одну проблему системы образования - каждая новая инициатива, будь то «Наша новая школа» или Федеральная целевая программа развития образования, требует от педагогов огромного количества отчетов, бумажной работы. Учителя, как человека творческого, такая бумажная волокита, естественно, «тормозит». По словам Фурсенко, дошло до того, что учителя перестали традиционно жаловаться на зарплаты, а больше переживают от количества бумаг. «Педагоги просто не успевают заниматься детьми, потому что надо писать отчеты», - отметил министр.

    Слухи о возможном введении системы платного образования в России Андрей Фурсенко опроверг.
    «Это исключено, это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию», - заявил российский министр в ходе научной конференции в Мехико. Человек, который попытается пролоббировать идею платного образования в России, закончит свою политическую карьеру, считает Фурсенко. «Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек», - подытожил министр.

    Андрей Фурсенко пообещал, что ведомство в 2012 году продолжит работу по повышению стипендий нуждающимся студентам и отличникам.

    «Мы будем продолжать работу по улучшению стипендиального обеспечения, мы должны адресным образом увеличивать стипендии для ребят, которые являются социально незащищенными, точно также для тех ребят, которые показывают блестящие результаты в учебе», — сказал министр в своем интервью. Кроме того, министр сообщил, что в 2012 году будет продолжена работа по повышению зарплат преподавателям вузов.

    Министр также призвал ректоров вузов вернуть учащимся все места в студенческих общежитиях . По его словам, на настоящий момент не хватает примерно 700 тыс. кв. метров общежитий, поэтому решается вопрос о выделении 5 млрд рублей в течение трех лет на эти цели, перераспределив имеющиеся средства.

    Не совсем обычный ход властей, принятый в отношении учащихся московских школ в дни выборов и митингов , когда их обязали писать контрольные работы , Фурсенко прокомментировал так: «Я считаю железно, что дети действительно во время митинга должны быть заняты другим. Ни на каких митингах — ни за, ни против — их быть не должно… По-человечески я понимаю тех, кто принимал такое решение. Не дай Бог, что случится, во всем будет виновата школа».

    Критика Андрея Фурсенко и его позиции

    В 2011 году было опубликовано Открытое письмо Президенту Дмитрию Медведеву с требованием отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы российского образования, которое подписало огромное количество людей, включая деятелей культуры и науки. Произошло это после того, как Министерством было объявлено предложение сделать главными предметами в выпускных классах ОБЖ, физкультуру и новый предмет «Россия в мире», якобы призванная воспитывать в юных гражданах любовь к Родине. При этом уроки русского языка, литературы и математики, ко всеобщему изумлению, предлагалось сделать необязательными. В итоге последовали массовые возмущения среди образованных слоев общества, а также среди простых родителей учащихся. Владимир Путин дал понять Андрею Фурсенко, что в этот раз он «перестарался» в отношении реформирования. После этого стандарты были отправлены на доработку, и до последнего времени окончательное решение по ним еще не было принято.

    Некоторые деятели Русской православной церкви и председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов подвергли Фурсенко критике и по той причине, что он выступает за внесение в школьную программу предмета «История мировых религий», а не «Основы православной культуры».

    Касающиеся современного образования, Андрей Фурсенко дал на встрече с редакцией « Аргументы и факты» . Во время интервью поднимались темы таких нововведений, как ЕГЭ, новые стандарты обучения, сокращение сельских школ, новая система финансирования, зарплаты учителей и т.д.

    Семья и личная жизнь

    Отец - академик РАН Александр Александрович Фурсенко

    Брат - Сергей Александрович Фурсенко. С 2003 года он является генеральным директором ООО «Лентрансгаз», дочернего предприятия ОАО «Газпром». С 3 февраля 2010 года — Президент Российского футбольного союза.

    Официальный сайт министерства образования и науки РФ

    Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр образования и науки РФ, занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (2008-2012), Виктора Зубкова (2007-2008) и Михаила Фрадкова (2004-2007). Ранее - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003-2004), первый заместитель министра промышленности, науки и технологий, заместитель министра (2001-2003). В 1992-2001 годах возглавлял "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). Член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Доктор физико-математических наук. Непосредственный исполнитель реформы образования и науки.
    Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1966 году он поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. В 1971 году Фурсенко начал работать в Физико-техническом институте имени Иоффе (ФТИ), был стажером-исследователем, научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителя директора по научной работе. В 1978 году Фурсенко стал кандидатом физико-математических наук, в 1990 году - получил докторскую степень.
    В 1991 году Фурсенко покинул ФТИ и занялся коммерцией. Он принимал участие в создании банка "Россия". В 1991-1992 годах Фурсенко был вице-президентом АО "Центр перспективных технологий и разработок" (ЦПТР). В 1992-2001 годах он возглавлял ОАО "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). В ноябре 2000 года Фурсенко стал председателем научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".
    В декабре 2001 года Фурсенко был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий (министерство возглавлял Илья Клебанов), в июне 2002 года - первым заместителем министра. В декабре 2003 года он стал исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий в правительстве Михаила Касьянова. В марте 2004 указом президента РФ Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном кабинете Михаила Фрадкова.
    На посту министра Фурсенко заявлял о необходимости ввести в школе изучение истории религий и выступал против обязательного изучения "Основ православной культуры" (ОПК). Он добился принятия в январе 2007 года закона о повсеместном введении с 2009 года "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ), а также одобрения правительством РФ законопроекта о частичном переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, включающую бакалавриат и магистратуру, что стало очередным шагом на пути присоединения России к Болонской декларации. Фурсенко выступал за сокращение количества бюджетных мест в вузах. При нем была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - они были окончательно подчинены государству.
    После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков.
    В мае 2008 года в должность президента России вступил Дмитрий Медведев, новым премьер-министром был утвержден Владимир Путин. В новом правительстве Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки. После того как в 2012 году Путин вернулся на пост президента России, а премьер-министром стал Медведев, Фурсенко на посту министра образования и науки сменил ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов. 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Фурсенко помощником президента Путина. 26 июня того же года Фурсенко возглавил управление президента по научно-образовательной политике.
    Фурсенко является членом совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и главой межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Фурсенко женат, у него есть сын.

    Андрей Фурсенко - известный российский государственный деятель. С 12 мая 2012 года является помощником президента РФ.

    Родился 17 июля 1949 года в Ленинграде в семье ученого. Отец - Александр Александрович, академик РАН, секретарь отделения истории академии, специалист по американскому капитализму XVIII-XIX веков. Мать - Наталья Фурсенко. Есть брат, Сергей, член исполкома Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА).

    Образование и научная деятельность

    В 1966-м поступил на мехмат в Ленинградский госуниверситет им. А. А. Жданова.

    Был активистом ВЛКСМ, членом добровольной дружины, трудился в стройотрядах.

    По окончании вуза устроился стажером-исследователем в Физико-технический институт А. Ф. Иоффе АН СССР. На протяжении двадцати лет - до 1991-го - работал там младшим научным сотрудником, затем заведовал лабораторией, был замдиректора по научной работе и ведущим научным сотрудником, специалистом в области вычислительной техники.

    В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1990-м получил степень доктора физико-математических наук. Известно, что в 1988-м он принимал участие в подготовке запуска многоразового космического корабля «Буран», отвечал за расчет скорости восстановления связи с заходящим на посадку кораблем.

    Покинув ФТИ, он некоторое время занимался коммерцией, участвовал в «разморозке» акционерного банка «Россия». На 2002-й год его акционерами считались несколько фирм, учрежденных Фурсенко, Ковальчуком, Якуниным и Мячиным.

    С 1991 года на протяжении двух лет был вице-президентом АО «Центр перспективных технологий и разработок» в Петербурге, под непосредственным начальством Юрия Ковальчука.

    В 1993-м произошло знаковое событие - знакомство с Владимиром Путиным, с которым он впоследствии не только будет поддерживать дружеские отношения, но и вместе (а также с рядом других лиц) учредит дачный потребительский кооператив «Озеро» в поселке Соловьевка Приозерского района Ленинградской области.

    В 1994-м Андрей Александрович возглавил Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга в качестве гендиректора. Под его руководством учреждение сумело реализовать более восьмидесяти высокотехнологичных проектов, для финансирования которых было привлечено порядка 13 миллионов долларов. Руководил организацией до 2001 года.

    В 1995-м он вступил в партию «Наш дом - Россия».

    В марте 2000-го стал гендиректором Венчурного инновационного фонда, соучредителями которого были мэрия Петербурга и правительство страны, а в ноябре - председателем научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

    В октябре того же года выступал почетным консулом Филиппин в Санкт-Петербурге.

    Государственная деятельность

    Вместе с приходом к власти новоизбранного президента - В. В. Путина - начался новый этап в карьере питерского ученого - он перебрался в Москву. В 2001-м его назначили замминистра промышленности, науки и технологий РФ, в июне следующего года он стал первым замминистра, а осенью 2003-го был назначен исполняющим обязанности министра.

    09.03.2004 г. его утвердили на пост министра образования и науки РФ в правительстве М. Е. Фрадкова. В сентябре 2007-го правительство страны возглавил В. А. Зубков, при этом Андрей Александрович сохранил за собой пост и теперь, и весной следующего года, когда главой правительства был уже Путин.

    Будучи министром, он активно поддерживал внедрение в школьную образовательную программу истории основных религий, а не только православной, а также был сторонником ЕГЭ - по его мнению, единый госэкзамен дает всем ученикам равные возможности для дальнейшего поступления и снижает возможность подтасовывания результатов. В итоге ЕГЭ был введен законом зимой 2007-го. Продолжал отстаивать необходимость присоединения России к Болонской декларации.

    Был реформатором не только образовательной системы, но и РАН и отраслевых академий.

    С мая 2009-го был членом Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России под председательством президента Дмитрия Медведева.

    В январе 2010-го вошел в состав правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, а в марте 2011-го - в совет директоров ОАО «Роснано», который возглавил 24 числа того же месяца. После распоряжения Медведева о выходе чиновников из управляющего органа госкомпаний он покинул «Роснано».

    21.05.2012 г. был назначен помощником президента России, а уже с 26 июня начал курировать новообразованное управление по научно-образовательной политике.

    Входит в совет при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование» и в состав директоров ОАО «Российская электроника».

    Является бенефициаром-совладельцем консалтинговой компании в Кельне.

    Награды

    Обладает различными наградами, среди которых ордена

    - «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
    - «Данакер» (Киргизия);
    - «Полярная Звезда».

    Также в копилке гоcдеятеля имеется Почетная грамота правительства РФ.

    По данным СМИ, его доход за 2009 год составлял около 4,9 миллиона рублей, а согласно Декларации-2013, их общий с супругой доход составил 9,447 млн рублей.

    Увлечения

    Любит играть в гольф.

    Семейное положение

    Сейчас состоит в официальном браке с Надеждой Александровной Смирновой.

    От брака с первой женой - Татьяной, есть сын - Александр, 1979 г. р.

    Родился 17 июля в 1949 в Ленинграде, сын советского академика, историка-американиста (специалиста по американскому капитализму 18-19 вв.) Александра Александровича Фурсенко и его жены Натальи.

    В 1966 году поступил на математическо-механический факультет Ленинградского государственного университета имени (ЛГУ) имени А.А.Жданова, который окончил в 1971 году. Специализировался по кафедре физической механики (зав.кафедрой - Борис Васильевич Филиппов). В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на ученое звание кандидата физико-математических наук, с 1990 г. - доктор физико-математических наук.

    В университете активно занимался общественной работой: в комсомоле, добровольной дружине, в студенческих строительных отрядах, вступил в партию (членом КПСС оставался до ее запрещения в августе 1991 года).

    После окончания университета с 1971 по 1991 год занимал должности стажера-исследователя, младшего научного сотрудника, заведующего лабораторией, заместителя директора по научной работе, ведущего научного сотрудника Ордена Ленина Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде (директор института - Жорес Алферов).

    В институте занимался вопросами математического моделирования, связанными с газодинамикой, физикой плазмы, ударно-волновыми процессами, а также партийной и общественной работой, советом молодых ученых, внедренческими инициативами.

    В 1990-91 гг. А.Фурсенко, Юрий Ковальчук (другой замдиректора ФТИ им.Иоффе) и Владимир Якунин (руководитель иностранного отдела ФТИ) выступили с инициативой создать при институте кольцо инновационных компаний для внедрения научных открытий в реальную экономику и зарабатывания на этом средств с дальнейшим вкладыванием их в науку. Директор института Ж.Алферов не поддержал планы "коммерциализации" института, после чего А.Фурсенко, Ю.Ковальчук и В.Якунин покинули свои должности в руководстве ФТИ.

    В 1991-92 гг. - вице-президент петербургского АО "Центр перспективных технологий и разработок" (президент - Ю.Ковальчук).

    С 1992 года по ноябрь 2001 года - генеральный директор Ассоциации (с марта 1996 - "Некоммерческого фонда") "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР) Санкт-Петербурга при электронном предприятии "Светлана". РФНТР Спб был учрежден семью соучредителями, в т.ч. банком "Россия" (Виталий Савельев, Ю.Ковальчук), акционерным обществом "Фонд Регионального развития (ФРР) Санкт- Петербурга" (Ю.Ковальчук, Александр Столяров), электронным предприятием ОАО "Светлана" и КУГИ Спб.

    С 1993 года знаком с Владимиром Путиным, который на посту председателя городского Комитета по внешним связям (КВС) оказывал покровительство экономическим структурам Ю.Ковальчука и В.Якунина ("…Мы познакомились в 1993 году. Он довольно активно нас поддерживал и во многом способствовал созданию научно-технического центра. Был тогда один сложный момент, связанный с передачей нам здания крупного оборонного предприятия, и Владимир Владимирович, будучи председателем комитета по внешним связям и курируя в числе прочего и нашу деятельность, способствовал, чтобы это решение было принято" - "Коммерсант ВЛАСТЬ", 22 марта 2004, с.31).

    В 1995 году вступил в движение "Наш дом - Россия" (НДР); председателем совета Санкт-Петербургского отделения - которого был В.Путин.

    В ноябре 1996 года стал одним из восьми соучредителей дачного потребительского кооператива (ДПК) "Озеро" на берегу Комсомольского озера в Приозерском районе Ленинградской области (другие соучредители кооператива: Владимир Путин , Виктор Мячин, Юрий Ковальчук , Владимир Смирнов , Владимир Якунин , Сергей Фурсенко , Николай Шамалов).

    В марте 2000 г. был назначен генеральным директором Венчурного инновационного фонда (ВИФ), учрежденного правительством РФ при участии правительства Санкт-Петербурга.

    С 23 июня 2000 по 27 июня 2003 был членом ревизионной комиссии Акционерного банка (АБ) "Россия" (совладельцы и руководители банка: Юрий Ковальчук , Виктор Мячин, Михаил Клишин, Владимир Якунин; другие члены рев. комиссии: Аркадий Буравой, Наталия Давидчук, Виталий Иванов).

    В октябре 2000 г. стал почетным консулом Филиппин в Санкт-Петербурге.

    С начала 2001 года - председатель научного (экспертного) совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" ("Центр Ковальчука"; председатель правления - Ю.Ковальчук, председатель попечительского совета - академик Александр Фурсенко). Учредителями фонда ЦСР "Северо-Запад" выступили в конце 2000 года московский фонд ЦСР (председатель совета - Герман Греф , президент - Дмитрий Мезенцев , вице-президент - Эльвира Набиуллина , председатель попечительского совета - Дмитрий Козак), АБ "Россия" (В.Ковальчук, В.Мячин), пивоваренная компания "Балтика" (Теймураз Боллоев), ЦНИИ "Гранит" (Георгий Коржавин) и ОАО "Телекоминвест". Возглавил в ЦСР "Северо-Запад" проект "Институты развития инновационной экономики".

    В декабре 2001 года был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ (министр - Илья Клебанов). В июне 2002 года был назначен первым заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ. После назначения вышел из ревизионной комиссии банка "Россия". 27 июня 2003 членом ревизионной комиссии банка "Россия" был вместо А.Фурсенко избран Борис Ковальчук (сын Ю.Ковальчука).

    2 ноября 2003 был назначен и.о.министра промышленности, науки и технологий после отставки И.Клебанова.

    13 ноября 2003 на встрече В.Путина с высшими чиновниками послужил вместе с министром по антимонопольной политике Игорем Юсуфовым и министром здравоохранения Юрием Шевченко объектом президентского раздраженного окрика: "Сюда нужно смотреть! И слушать, что я говорю!" ("КоммерсантЪ", 14.11.03). Юсуфов и Шевченко, в отличие от Фурсенко, в следующий состав правительства не попали.

    9 марта 2004 указом президента назначен министром образования и науки в правительстве Михаила Фрадкова.

    С мая 2004 года - член Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.

    С июня 2004 года - член Морской коллегии при Правительстве РФ.

    В июле 2004 года назначен председателем российских частей Смешанной Российско-Греческой комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, Смешанной Российско-Австрийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству и Российско-Мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству.

    На встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в конце марта 2004 заявил о намерении продолжить курс на внедрение религиозных предметов в школах (НГ, 02.04.2004).

    В конце марта - начале апреля 2004 неоднократно критиковал практику применения "единого государственного экзамена" (ЕГЭ), внедрявшегося прежним министром образования Владимиром Филипповым, и обещал, что ЕГЭ не станет единственной формой проверки знаний российских выпускников, а затем заявил, что прием в вузы по результатам массового ЕГЭ "несовместим с понятием профессионального высшего образования" ("Время новостей", 7 апреля 2004).

    Противник вариативности образования - 18 апреля 2004 подверг критике "множественность" учебников и предложил вместо этого "один-два учебника по каждому предмету и дополнительную литературу, на которые учитель сможет уверенно опираться" ("Время новостей", 19,04.2004).

    После назначения А.Фурсенко министром образования и науки министерство утвердило разработанный при прежнем министре Владимире Филиппове новый учебник для 10-го класса "Основы безопасности жизнедеятельности", вызвавший обвинения в распространении этнической ксенофобии, в частности по отношению к цыганам, которые в этом учебнике обвиняются в распространении в России инфекционных заболеваний ("среди факторов риска, среди путей передачи инфекционных начал выделяют: контакт с бомжами, цыганами, в том числе с их одеждой, руками, предметами, которыми они пользовались… Возможны: вшивость, желудочно-кишечные, простудные заболевания, дизентерия, брюшной тиф, холера, туберкулез, грипп, сифилис, сыпной тиф").

    В 1991-93 гг. в соавторстве с доцентом кафедры физической механики СпбГУ Татьяной Хантулевой написал теоретическую работу "Нанесение равномерных тонких покрытий в химических реакторах" (по версии Т.Хантулевой: "Точнее, это я писала. А он мою работу контролировал" - "Версия", №14, 12-18 апреля 2004).

    Является бенефициаром-совладельцем консалтинговой компании в Кельне.

    Женат (жену зовут Татьяна), сын Александр. По некоторым сведениям, жена и сын живут в США (со слов бывшей соседки: "…Танин брат победил на какой-то олимпиаде в Америке и вызвал Таню туда к себе. Она уехала с сыном и матерью, а Андрей остался" - "Версия", №14, 2004).

    Младший брат Сергей Фурсенко - по образованию энергетик, гендиректор ООО "Лентрансгаз".

    Андрей Александрович Фурсенко - министр образования и науки Российской Федерации.

    Доктор физико-математических наук.

    Родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. Отец - Александр Фурсенко - академик РАН, секретарь отделения истории академии, специалист по американской политической истории XVIII-XIX веков. Мать - Наталья Фурсенко.

    Из-за переездов родителей Фурсенко был вынужден сменить несколько школ, но несмотря на это учился хорошо, особенно, по воспоминаниям учителей, успевал по математике.

    В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А.Жданова.

    В 1971 - 1991 гг. - стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института имени Иоффе АН СССР (Ленинград).

    В 1978 году защитил диссертацию на соискание научной степени кандидата физико-математических наук, в 1990 году - доктора физико-математических наук.

    Занимался вопросами математического моделирования, связанными с газодинамикой, физикой плазмы, ударно-волновыми процессами, написал более сотни научных работ. По некоторым данным, также руководил партийной и общественной работой в институте, возглавлял совет молодых ученых.

    Участвовал в подготовке запуска многоразового комического корабля "Буран" в 1988 году, отвечал за расчет скорости восстановления связи с заходящим на посадку кораблем.

    В 1991 - 1993 гг. - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок" в Санкт-Петербурге.

    В 1994 - 2001 гг. - генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга (РФНТР).

    С 2000 года - председатель Научного совета Фонда "Центр Стратегических разработок "Северо-Запад".

    С ноября 2001 по июнь 2002 года - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    С июня 2002 по декабрь 2003 года - первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    С декабря 2003 по февраль 2004 года - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    9 марта 2004 года указом президента России назначен на пост министра образования и науки Российской Федерации в Правительстве Михаила Фрадкова. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок президента России Владимира Путина вновь назначен на пост министра образования и науки. При президенте Дмитрии Медведеве в 2008 году вновь назначен министром образования.

    На посту министра Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы (ЕГЭ - проводимый в виде теста единый экзамен во всех российских школах, по результатам которого школьники могли бы поступать в вуз), начатое его предшественником Владимиром Филипповым. Кроме введения ЕГЭ Фурсенко также продолжил начатое в 2002 году , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны были быть приведены в соответствии с европейскими.

    В ходе реформы образования Фурсенко неоднократно делал непопулярные, но важные, по его мнению, заявления. В январе 2005 года он сообщил, что, по его мнению, стипендию должны получать только отличники и социально незащищенные студенты а в январе 2006 года отметил, что в российских школах в полтора раза больше учителей, чем необходимо. По его словам, нехватка учителей в школах является мифом.

    Во время публичных выступлений Фурсенко по вопросам образования с ним не раз происходили разнообразные неприятные инциденты. Так, в марте 2005 года его закидали яйцами в сентябре после совместной пресс-конференции с министром образования ФРГ он получил пощечину от активистки Национал-большевистской партии в ноябре был освистан на свердловском форуме "Молодежь меняет мир". Комментируя случившееся, Фурсенко заявлял, что "яйца, свист, пощечины - это попытка слабых людей добиться того, чтобы диалог разорвался". Однако, настаивал министр, "никакие попытки к этому не приведут", так как он "будет вести диалог до тех пор, пока будут собеседники".

    При активном участии Фурсенко была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академия образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ). В ноябре 2006 года Госдума приняла поправки в закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым президент РАН утверждался президентом РФ, а президенты отраслевых академий - правительством. Кроме того, правительством утверждались уставы академий.