• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

    Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

    Или, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной .

    Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

    Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

    Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

    В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

    Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

    Наряду с действиями, совершаемыми по субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных , юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает внести его в этот список.

    Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

    Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

    Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

    Специфика конституционно-правовых отношений:

    • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
      предмет конституционного права;
    • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
    • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
    • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

    Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

    1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
    2. содержание;
    3. объект.

    Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

    Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

    Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

    Субъекты конституционно-правовых отношений

    Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

    Субъекты конституционно-правовых отношений:

    1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без ).
    2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
    3. Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
    4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
    5. Органы государственной власти:
      • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
      • субъектов Федерации;
      • государственные органы на местах.
    6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание и т. п.).

    Подробнее

    Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

    Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

    Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

    Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

    Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

    Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

    • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
    • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

    Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

    Объекты конституционно-правовых отношений

    Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица , которого требует управомоченный субъект этого отношения.
    2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага , по поводу которых сложились юридические связи.

    Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

    Виды конституционно-правовых отношений

    1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

    • конкретные ;
    • общие ;
    • правовые состояния (особый вид) .

    Субъект права – это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

    Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

    К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

    Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

    Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям :

    1) государственные и негосударственные образования;

    2) индивидуальные и коллективные субъекты.

    К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация – ее субъекты, органы государственной власти РФ.

    К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

    К субъектам конституционного права относятся :

    1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

    2) субъекты РФ , которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

    3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

    4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

    5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

    6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

    7) депутаты Государственной Думы РФ ;

    8) члены Совета Федерации РФ ;

    9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

    10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

    11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

    12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

    13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

    14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

    15) лица с двойным гражданством ;

    16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

    17) вынужденные переселенцы ;

    18) иностранцы ;

    19) лица, которым предоставлено политическое убежище , пользуются особой защитой РФ.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    3.2 Разделение властей в Российской Федерации

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

    Введение

    Конституционное право -- это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

    Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и все дозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

    Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

    Теме субъектов конституционных отношений в Российской Федерации посвящено множество научных работ и монографий российских ученых-юристов и политологов: Азарова А.Я., Баглая М.В., Бережнов А.Г., Витрука Н.В., Воеводина Л.Д., Дмитриева Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н. и др. Тем не менее существующая ситуация в области реализации ее основных положений в период перехода к цивилизованной рыночной экономике требует постоянного научного анализа и доработки, принятия соответствующих законов и других нормативных актов, корректировки правового исполнения этой отрасли юстиции.

    Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: изучить основные аспекты правового статуса субъектов конституционных отношений в современной России.

    Поставленная цель работы достигается решением следующих задач:

    дать понятие субъектов конституционных отношений;

    рассмотреть основные аспекты правового статуса человека как главного из субъектов конституционных отношений;

    проанализировать форму и структуру власти по Конституции РФ.

    1. Теоретические концепции конституционно-правовых отношений

    1.1 Конституционное право как регулятор общественных отношений

    Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

    а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

    б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

    а) Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

    Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека -- по отношению к другим людям и к государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оно учреждает такое государство, которое, не превращаясь в "ночного сторожа" свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра М, 1999..

    Некоторые российские ученые полагают, что предметом конституционного права являются "отношения человека с обществом", "закрепление основ общественного строя", установление "принципов гражданского общества". Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда в условиях тоталитаризма признавалось государственное руководство обществом. Но в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, это становится невозможным: гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.

    Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и общественной самоорганизации.

    Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д. Демократическое государство не может устанавливать социалистический или капиталистический общественный строй, т. е. поддаваться тому или иному идеологическому давлению, поскольку в любом случае это будет навязыванием желания одной части населения другой. Иное дело, что государственная политика может иметь ту или иную социально-экономическую направленность в зависимости от того, какие политические силы окажутся у власти в результате свободных выборов. Но и при таких условиях конституционным путем нельзя ликвидировать или изменить права и свободы граждан.

    В вопросе о регулировании конституционным правом "основ общественного строя" зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В странах, где действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на подобного рода "основы" нет и намека, а потому, вероятно, и в науке, следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому поводу. Общественный строй здесь если и определяется, то категориями свободы, демократии, справедливости, прав человека и соответствующими функциями государства Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра М, 1999..

    Но в странах, где конституции принимались после второй мировой войны и под сильным нажимом левых сил (Франция, Италия, Португалия и др.), в текстах основных законов появились разделы об "экономическом строе", "социально-этических отношениях" и т. д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных прав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, создавать условия для благосостояния людей и т. д.). Это, следовательно, все та же сфера взаимоотношений человека и государства с безусловным приоритетом свободы человека и установлением пределов обязанностей государства.

    Модель нового российского конституционного права в рассматриваемом вопросе занимает как бы промежуточное положение. Из Конституции 1993 г. изъят (в отличие от предыдущей Конституции) раздел об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели: охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем, что Конституция создавалась под сильным влиянием идей социального либерализма и социал-демократии. Таким образом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же гражданское общество в главном остается свободным от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.

    В нынешний, переходный период гражданское общество в России еще не утвердилось, и у населения нет навыков свободы в ее взаимосвязи е дисциплиной, поэтому необходима большая регулирующая роль государства в обществе. Но со временем, когда негативные антиобщественные явления будут преодолены и общество трансформируется в подлинно гражданское, роль государства будет коренным образом меняться в сторону ее снижения, правовое регулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место саморегулированию и инициативе свободных людей.

    б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Конституционное право составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.

    Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

    1.2 Конституционно-правовые отношения и их субъекты

    Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью гражданского общества, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказывающихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложнения экономических, политических и социальных отношений, возникновения все новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, падение нравов и духовности, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные со злоупотреблениями научно-техническими открытиями, и др.).

    Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные проблемы авторитарными методами, тенденция сползания к тоталитаризму, тем более что в нынешнем российском обществе существуют откровенно антидемократические политические силы. Конституционное право должно быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условиях не утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создавая определенный общественный порядок и условия для их благополучия.

    Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

    Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом -- высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

    Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органа конституционной юстиции Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра М, 1999..

    Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.

    Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др.

    Субъектом выступает карой, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия. В прошлом тоталитарные режимы постоянно вводили в свои конституционные документы термин "народ", изображая себя выразителями его интересов, а на деле проводя массовые репрессии и нарушения прав.

    Далее, субъектами выступают государства: Российская Федерация, республики, входящие в Россию, а также субъекты Федерации (особенности их правового положения будут рассмотрены в последующих разделах), т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

    Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.

    Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Выше говорилось о том, что ряд этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

    Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

    императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример ст. 116 Конституции РФ: "Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия";

    диапозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример ч. 1 ст. 85 Конституции РФ: "Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации...". Или: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации".

    Некоторые авторы работ по конституционному праву рассматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, совокупность которых образует метод конституционно-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойственны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конституционно-правового регулирования.

    Можно провести, как это делают некоторые исследователи, разграничение норм конституционного права по различным другим критериям (по содержанию, территории действия и др.), но такая классификация лишь в небольшой степени способствует выявлению внутренней структуры права или воли законодателя в связи с ясным закреплением этой воли в самой норме.

    Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные права и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: "Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права.

    2. Понятие правового статуса личности

    2.1 Правовой статус личности как объект государственного права Российской Федерации

    Государственное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина.

    Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, семейных, трудовых и т. д.

    К предмету же государственного права в данной области относится закрепление основ правового статуса личности. Это прямо выражено в ст. 64 - заключительной статье гл.2 Конституции: положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

    Понятие “основы” отражают прежде всего систему взаимоотношений государства и личности и включает в себя следующие элементы:

    правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - один из главных элементов правового статуса личности, определяющий её взаимоотношения с государством, то общее условие, которое необходимо для распространение на неё всего объема прав, свобод и обязанностей, установленных для граждан, а также для защиты лица государством, где бы оно не находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

    юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации её правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и др.

    основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от человека и гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую её черту.

    Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе государственного права РФ, непосредственно следуя за институтом, закрепляющим основы конституционного строя РФ. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.

    Конституционные права - совокупность закрепленных в конституции прав, обязанностей гражданина, которая предоставлена человеку под условием гражданства.

    Из истории. В Конституции США 1787 года не было указаны права человека, но в 1791 году было принято 10 поправок к конституции США (право на оружие, неприкосновенность жилища и т.д.). В Конституции Франции не содержалось отдельного раздела по правам человека, однако в преамбуле это нашло отражение, в 1946 приняли, а 1957 году признали все права человека.

    1211 г - “Великая хартия вольностей” - через суд, неприкосновенность.

    16 век, Англия - Habeas corpus act подтверждает принадлежащие человеку права.

    “Псковская судная грамота” - нащупывались подходы к процессу защиты прав.

    В реформах Петра 1 17.04.1722 года. “Охранения прав граждан”.

    Сперанский в Своде законов ввел большой раздел национальных отношений.

    1906 год - последняя редакция Свода законов был раздел 8 тома 1 - права и обязанности российских поданных - подтверждались общие права на судебную защиту, неприкосновенность жилища, свободное избрание места жительства, приобретать имущество, беспрепятственно выезжать за пределы государства, устраивать собрания. Свобода веры допускалась ещё с 18 века - в России всегда была большая степень веротерпимости.

    Теоретический раздел - вопрос когда возникли права человека?

    В науке существует концепция трех поколений:

    первое поколение прав - гражданские и политические свободы, совесть, петиции и т.д.

    к началу 20 века (революции в России, Европе) - второе поколение пав - социально-экономические, культурные права. Впервые в советском законодательстве - право на труд, образование, здравоохранение, жилища - распространилось по всему миру “Социальная хартия Европы” - 1953 год - признали права инвалидов.

    третье поколение прав - НТР. Достижение в биологии (трансплантация, клонирование), глобальные катастрофы (Чернобыль), экологические, демографические - человек имеет право на здоровую окружающую среду, свободу от экспериментов. Это всё должно быть закреплено международными актами.

    Понятие “право” - юридическая возможность (разрешено). Признанная государством возможность лица совершать определенные действия в своих интересах, требовать совершения действий от других лиц, добиваться защиты своих интересов в случае их нарушения.

    Две возможности - первая - действовать в своих интересах свобода позитивного действия, вторая - имеет полномочия требовать от других - свободы притязаний, третья - юридическая возможность ставить вопрос о защите прав - свобода поиска защиты.

    Обязанность - юридически признаваемая государством необходимость совершения лицом действий в пользу государства, общества или других лиц (предписание).

    2.2 Принципы правового статуса личности

    Понятие принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

    В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

    1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности.

    1. Равенство всех перед законом и судом; 2. Равенство прав и свобод человека и гражданина; 3. Равноправие мужчины и женщины.

    Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - равноправие - Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

    2. Порава, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

    Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.(ст.2 - обязанность государства признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, ст. ст. 17,19 - признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина). Субъект гарантии - государство (ст.45), ст.80 - Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту через законодательную деятельность. Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека. Правительство РФ, в субъектах Федерации тоже занимаются этим.

    Конституция расширила рамки участия самого человека в защите своих прав и свобод - ст.45 “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами”.

    Для реального воплощения прав и свобод требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и т.д.

    Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.

    Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей.

    Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, её направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

    Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление прав и свобод. К ним прежде всего относится конституционное закрепление гарантий прав как общего принципа и конкретных гарантий каждого права ст. ст.47-54 Конституции РФ.

    3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.(ст.55 - в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина). Права являются непосредственно действующими.

    Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип выражается не только в том, что у каждого есть права и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями -- одни в правовом плане, другие - в моральном, как общественный долг. (ст.38 ч.2 - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, ст.59 - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, ст.42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а в ст.58 - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду).

    Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права и т.д.

    2.3 Права и свободы как неотъемлемая часть правового статуса личности в РФ

    Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В принципе задача конституционного регулирования состоит в том, чтобы:

    максимально полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина;

    органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством;

    создать структуры, процедуры и нормы -- все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.

    Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

    Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

    П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи ст.6 п.2 Конституции РФ закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Cвязь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право Российской Федерации: учебник, М., Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203)

    "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства" Конституция РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая литература"..

    Тем не менее, говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2 - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….» Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».

    В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения - принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

    В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими статусами:

    Граждане РФ

    Иностранцы

    Лица без гражданства

    Законодательство определяет гражданство как «устойчивую правовую связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.» Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91 - преамбула. Данное положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился.

    Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует государство как демократическое и правовое.

    Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо - является ли оно гражданином или нет - зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод - так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства.» Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. - М.: Издательство «Спарк», 1997 г.

    В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

    Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

    Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

    В статье 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь, введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.).

    К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее в\ремя практически не работает.

    Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов.

    Ограничение в правах (согласно ст.55 ч.3 Конституции РФ) является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

    В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

    В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

    Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

    К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

    Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.

    Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

    Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

    Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в п.3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной собственности является также право наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

    2.4 Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ

    Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

    В юридической литературе принята классификация гарантий:

    Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;

    Экономические, социальные политические, духовные, социально -психологические - как общие гарантии.

    Рассмотрим их специфику:

    Социально-экономические - в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.

    Политические - направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией: «государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется» Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч.1..

    Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

    Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.191.

    Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

    Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

    Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;

    Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

    Развитие общественно-политической активности граждан;

    Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

    Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

    Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

    Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» Конституция РФ 1993 г. ст. 15, ч.1., что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров - в том числе и в судебных разбирательствах.

    Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии - как гарантии юридические.

    Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

    Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» Конституция РФ 1993 г. ст. 1 - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

    Все же те пять лет, которые мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции.

    Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

    Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране - ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.

    Кроме этого, много возможностей для конкретизации положений о политических правах граждан - в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система России требует детального решения этих вопросов.

    Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь становлению правового демократического государства.

    3. Власть как субъект конституционных правоотношений в РФ

    3.1 Концепция власти. Демократия в Конституции РФ

    Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. Власть - категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует в каждом человеческом обществе, поскольку каждое человеческое общество нуждается в управлении, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

    С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

    Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

    Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется функции государства.

    Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

    Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

    Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

    Подобные документы

      Понятие основ правового статуса личности. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

      Система конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации. Формы воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Признание брака недействительным.

      контрольная работа , добавлен 31.05.2010

      Субъекты гражданского права. Исполнительная власть Российской Федерации. Защита государством прав и свобод человека и гражданина от посягательств. Исследование механизма реализации конституционных прав и свобод и осуществления их юридических гарантий.

      курсовая работа , добавлен 03.12.2009

      Признаки конституционных прав и свобод личности. Нормативное содержание и характеристика системы конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека. Гарантии и защита прав.

      курсовая работа , добавлен 15.11.2013

      Анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина как целостной проблемы современного права. Рекомендации по совершенствованию конституционно-правового статуса личности в России.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2012

      Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Гарантирование конституционного права граждан на судебную защиту своих прав. Ограничение прав и свобод гражданина. Проблемы функционирования института Уполномоченного по правам человека в РФ.

      контрольная работа , добавлен 28.02.2017

      Понятие гражданства Российской Федерации. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Политические, социальные, экономические и культурные права и свободы гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

      контрольная работа , добавлен 20.05.2010

      Права и свободы человека и гражданина как центральный конституционно-правовой институт. Особенности конституционно-правового статуса личности. Конституционные обязанности человека и гражданина, гарантии и защита прав и свобод человека и гражданина.

      реферат , добавлен 05.12.2010

      Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Понятие конституционно-правовых отношений, их содержание и функции, специфика и субъекты. Народ как субъект конституционных правоотношений, его правовое поле и значение.

      курсовая работа , добавлен 23.09.2011

      Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина. Право на жизнь, достоинство личности и её неприкосновенность. Случаи ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из страны. Свобода совести и вероисповедания, мысли и слова.

    Специфика конституционно-правовых отношений заключается прежде всего в том, что в них присутствует в той или иной степени публично-правовой элемент. Субъективные права участников правоотношения реализуются через определенные правомочия.

    Эти правомочия возникают на основе субъективных прав и принадлежат каждому человеку независимо от их урегулированности нормами права, но реализуются они юридически в определенной и специфичной правовой оболочке. Так, субъективное право каждого гражданина на личную неприкосновенность существует независимо от того, записано оно в законе или нет. Тем не менее реализуется это право в результате наличия у субъекта - носителя этого права правомочия требовать соблюдения правил, гарантирующих его личную неприкосновенность, чему соответствуют определенные обязанности государства и третьих лиц.

    Обычно на конституционно-правовом уровне это находит свое отражение в постановлении, запрещающем произвольное лишение свободы и устанавливающем, что то или иное лицо может быть задержано или арестовано только на основе судебного решения или постановления иного специально уполномоченного независимого органа, который, действуя на основе закона, вправе санкционировать применение мер, связанных с лишением свободы.

    Иначе говоря, субъективное право человека на личную неприкосновенность, так же как и остальные субъективные права,

    реализуется посредством определенных правомочий, которые предоставляют возможность индивиду требовать их исполнения и обязывают государственные органы, администрацию или должностных лиц, или третьих лиц неукоснительно соблюдать это законное право и принимать меры к его реализации. Таким образом, в случае, когда правоотношение возникает на основе или в силу неотъемлемо присущих человеку субъективных прав, реализация этого права, обеспечение гарантий его осуществления и его защиты требуют вмешательства публичной власти, принятия мер, необходимых для ограждения и реализации этого права. И в свою очередь непринятие таких мер со стороны государства и его пред-ставителей должно повлечь за собой определенные формы ответственности, устанавливаемые законом.

    Норма права устанавливает, как правило, дозволенную меру поведения. Это справедливо и для такой отрасли, как конституционное право. Специфика этого права заключается в том, что данная норма дозволенного поведения адресуется не только и не столько физическим лицам, сколько государству и его органам. Это объясняет, отчасти, почему в конституционном праве преоб-ладают нормы, регламентирующие структуру государства, систему органов государства, условия и порядок их функционирования.

    Любые общественные отношения, связанные с осуществлением властных полномочий, распространяются ли они на социальную, экономическую, культурную или другую сферу, приобретают характер политических отношений или подвержены воздействию политических факторов. С этой точки зрения можно полагать, что конституционно-правовые отношения по своей сути это прежде всего политические отношения. Говорить о том, что конституционно-правовые нормы регулируют социальные, экономические и иные общественные отношения было бы не вполне корректно. Экономические отношения регулируются преимущественно нормами гражданского права, социальные отношения -нормами социального права и т. п. Конституционно-правовое регулирование этих сфер возможно только в связи с вмешательством в них публичной власти. Ее правомочия в этих областях строго ограничены и, как правило, не должны выходить за рамки конституционных установлений. Иначе говоря, такие отношения, затрагивают ли они сферу экономики, культуры или иную, будут регулироваться конституционным правом лишь в той мере, в какой присутствует в них властный элемент. По общему правилу конституционное право ограничивается лишь установлением об-щих принципов этих отношений, оставляя детальное регулирование специальным отраслям права.

    Присутствие государственно-властного элемента придает этим отношениям политический характер. На этом основании и делается обычно вывод о том, что конституционно-правовые нормы регулируют преимущественно политические отношения. В трудах видных ученых-государствоведов конституционное право неред-

    ко характеризуется как политическое право, в чем усматривают прежде всего его специфику и отличие от других отраслей национального права. (До сих пор нередко государствоведение отож-дествляют с политической наукой, а еще два-три десятилетия назад предпринимались попытки заменить преподавание конституционного права преподаванием политических систем.)

    Следует однако еще раз подчеркнуть, что нормами права могут быть урегулированы не все политические отношения. Сфера политических отношений чрезвычайно широка и многообразна. В ее рамках возможны процессы, не подверженные воздействию права, и даже процессы неуправляемые. Следовательно, когда речь идет о конституционно-правовых отношениях, имеется в виду только та часть политических отношений, которые могут регулироваться и реально регулируются нормами конституционного права. Это прежде всего отношения, связанные с реализацией прав и свобод человека, отношения, связанные с построением и функци-онированием государства и государственного механизма. Механизм властвования всегда носит политический характер, и общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, возникают и формируются в той мере и в той степени, в которой создание и функционирование властных механизмов описано и урегулировано нормами конституционного права.

    Субъектами конституционного права, т. е. носителями прав и обязанностей, регулируемых нормами конституционного права, выступают, как и в других отраслях права, физические и юридические лица. В тех случаях, когда речь идет о физических лицах, имеются в виду лица, обладающие определенным правовым статусом, обеспечивающим возможность пользования правами, санкционированными конституционным правом. Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставляемых национальным конституционным правом, может оказаться различным в зависимости от того, состоит ли данное физическое лицо в гражданстве этого государства, является иностранцем или лицом без гражданства (апатридом). Соответственно национальное конституционное право каждого государства содержит определенный блок правовых норм, регулирующих порядок приобретения и утраты гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства.

    Вместе с тем основополагающие, неотъемлемые и нерушимые права человека присущи каждому человеческому существу независимо от его правового статуса, независимо от того, распространяется или не распространяется на данное физическое лицо юрисдикция государства страны его пребывания. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается существенному пересмотру), то личные права и свободы принадлежат всем людям независимо от различий в их правовом статусе. И, конечно же, конституционное право любого государства должно гарантировать всем

    и каждому осуществление этих фундаментальных и неотъемле-мых естественных прав.

    Неодинаков также и статус тех юридических лиц, организация и функционирование которых урегулированы нормами конституционного права. Прежде всего здесь следует иметь в виду то, что юридические лица, создаваемые на основе норм конституционного (публичного), а не частного права, и принадлежащие к категории публичных юридических лиц, могут обладать свойствами и полномочиями, которые не существуют у юридических лиц, действующих в сфере частного права. Отличие юридических лиц, образуемых и функционирующих на основе конституционного права, заключается в том, что они в той или иной степени могут принимать участие в осуществлении публично-властных полномочий. Это юридические лица, которым может быть доверено осуществление некоторых функций публичной власти, а также юридические лица, которые в силу своего статуса призваны участвовать в формировании институтов публичной власти и в осу-ществлении власти.

    Также существенными оказываются правовые последствия того, выступает ли государство в качестве носителя публичной власти, либо участвует в частно-правовых отношениях, которые регулируются нормами не конституционного, не публичного, а частного права. Особенно это заметно в тех случаях, когда государство непосредственно участвует в торговом обороте, оказании платных услуг или осуществляет иную, по своему характеру час-тнопредпринимательскую, деятельность. Правовой режим государ-ственных корпораций, создаваемых с целью извлечения прибыли, по общему правилу аналогичен правовому режиму частных компаний и объединений, создаваемых с целью получения прибыли. Детальный порядок образования и функционирования юридических лиц публично-правового характера регулируется нормами публичного, причем преимущественно не конституционного, а административного, права.

    В конституционно-правовой сфере существуют и действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношений. Так, в качестве субъекта конституционного права могут выступать отдельные социальные общности. Почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, располагающие собственными выборными представительными органами, собственными административными органами, образующими в целом то, что принято именовать му-ниципальными властями. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы обладают довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Муниципальные органы на местах, представляющие интересы территориального коллектива, как юридического лица, органами государственной власти не являются. Хотя нередко им доверяется на практике реализация некоторых властных или государственно-властных

    полномочий на местах, осуществляемых в этом случае под определенным контролем со стороны государства. Такой контроль имеет место даже в том случае, если местные коллективы пользуются чрезвычайно широкой автономией и при осуществлении собственных полномочий являются полностью самостоятельными и действуют в рамках закона.

    Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать различные объединения населения, создаваемые не только на территориальной основе, но и на основе общих корпоративных и профессиональных интересов, например профессиональные союзы, различного рода объединения лиц свободных профессий. К числу субъектов конституционного права принадлежат также и политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании государственных институтов, а также в их практическом функционировании. Политические партии в настоящее время повсеместно квалифицируются в качестве политических институтов, что в свою очередь сказывается на их правовом статусе, на их правах и обязанностях и предопределяет специфику правового регулирования их статуса. Вместе с тем можно отметить, что далеко не всегда политические партии имеют статус юридического лица, а нередко они даже воздерживаются от его приобретения. Смысл этого достаточно прост: дело в том, что юридические лица публичного права подлежат обязательному контролю со стороны государства и его органов. Неудивительно, что в этих условиях политические партии во многих странах предпо-читают не пользоваться статусом юридического лица.

    Одна из специфических особенностей системы субъектов кон-ституционного права состоит в том, что носителем прав и обязанностей может выступать и население государства в целом, т. е. народ не только в форме публичной организации в лице государства, но и народ непосредственно как население страны, решающее многие вопросы ее государственно-правового развития. Современное конституционное право признает источником власти только народ в целом, а конституции многих стран подчеркивают, что ни одна отдельная личность, ни одна часть народа не может присвоить себе осуществление государственной власти. На практике народ осуществляет свое полновластие посредством определенных юридических процедур. Прежде всего - это всеобщее избирательное право. Этим же целям служит референдум, причем развитие института референдума во многих странах имеет в настоящее время и такую особенность, как народная инициатива в проведении референдума, когда вынесение того или иного законопроекта на голосование, осуществляемое в рамках конституционно-правовых процедур, может зависеть от инициативы определенного числа избирателей. Такая практика все шире распространяется в западноевропейских странах.

    Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государ­ственной власти и т. д.). Таким образом, мы можем сформули­ровать, что под субъектами конституционного права понима­ются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности.

    Разделим их на три группы: физические лица, негосудар­ственные объединения и государственные образования.

    Физические лица:

    1. Граждане Российской Федерации.

    2. Лица без гражданства.

      Иностранцы.

      Лица с двойным (и более) гражданством.

    Негосударственные образования :

    1. Органы местного самоуправления.

      Ассоциации граждан - общественные объединения, по­литические партии, религиозные объединения, обще­ственные движения и т. п.

    3. Общности людей - народ в целом в Российской Феде­рации, население субъекта РФ, административного де­ления.

    Государственные образования :

    1. Государство в целом (Российская Федерация).

      Субъекты Российской Федерации (края, области, рес­публики, города федерального значения, автономии).

    3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

    4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэро­порты и т. п.).

    Основные принципы Конституционного строя рф.

    Принцип демократизации

    Принцип приоритета прав и свобод гражданина

    Принцип народовластия

    Принцип федерализации

    Принцип закрепления РФ в качестве социального государства

    Принцип экономического пространства

    Принцип разделения государственной власти

    Принцип политического и идеологического многообразия

      закрепления РФ в качестве светского государства.

    Гарантии реализации Конституции

    Под реализацией Конституции мы должны понимать деятельность субъектов конституционного права по воплощению положений Конституции в поведение людей, должностных лиц, государственных органов для достижения целей, поставленных Конституцией.

    Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, и в этом процессе должны участвовать все субъекты права. Особенностью же процесса реализации является то, что главным и активным его участником должен быть народ, а затем государство и его субъекты.

    Этапы применения конституционных норм можно разделить на четыре формы: соблюдение, исполнение, использование, применение.

    Рассмотрим их более подробно.

    Соблюдение – субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с запретами, налагаемые Конституцией (пассивное поведение).

    Исполнение – активное действие субъекта конституционного права на выполнение поставленных Конституцией задач одним из перечисленных способов:

      граждане обязаны исполнить свои конституционные обязанности;

      государство обязано исполнять свои конституционные обязанности перед гражданами.

    Использование – процесс осуществления конституционных прав и свобод.

    Применение – властное вмешательство субъекта конституционного права, направленное на установление нарушений предписаний Конституции (например, Президент Российской Федерации).

    Правовой статус личности – это система гарантированных государством, гражданским обществом прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических средств для удовлетворения его социальных притязаний. Правовой статус личности зависит от сферы, в которой он реализуется: в экономической сфере (гражданское общество) он человек, в политической (политическая общность) – гражданин, поэтому можно говорить о правовом статусе человека и гражданина. Гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

    Правовой статус личности тесно связан с правовым статусом народа, т. е. с публичной властью – властью, принадлежащей населению, проживающей на территории страны или ее части. Правовой статус народа выражается в обладании им всей полнотой государственной (местной) власти, часть которой он может на определенных условиях и на определенное время передавать своим представителям. Статус личности регулируется различными различными отраслями права. В случае, когда правовой статус определяется нормами конституционного права, подразумевается конституционный статус личности. Можно выделить несколько видов правового статуса:

      общий, или конституционный статус человека и гражданина;

      специальный, или рядовой статус определенной категории лиц (граждан, иностранцев и т. д.)

      индивидуальный, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т. д. Конституционный статус одинаков для всех граждан государства и не зависит от конкретных обстоятельств. Это базовый, исходный статус, все иные статусы производны от него и дополняют его.

    Конституционный статус – это права, свободы и обязанности личности. В него входят: принципы, гражданство, правосубъектность, включающая право – и дееспособность, основные права, свободы и обязанности, гарантии правового статуса, в числе которых особое место занимает юридическая ответственность

    Единство и результативность правового статуса человека и гражданина обеспечивается системой принципов его закрепления и реализации. К конституционным обычно относят следующие принципы правого статуса личности:

      равноправие;

      неочуждаемость прав и свобод;

      непосредственное действие прав и свобод;

      гарантированность прав, свобод и обязанностей;

      признание общепризнанных принципов и норм международного права составной частью национальной правовой системы;

      запрещение злоупотребления правами и обязанностями;

      запрещение незаконного ограничения конституционных прав и свобод.

    Состояние в гражданстве означает устойчивую полтико – правовую связь человек с государствам, в соответствии с которой на него в полном объеме распространяется государственная власть как в пределах государства, так и за его границами. Гражданство создает взаимные права и обязанности для личности и государства, именно с гражданством связан то или иной объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.

    В унитарных государствах предусматривается единое гражданство, т.к. гражданин вступает в отношения только с одним государством; в федерациях гражданство, как правило, двойное. Все вопросы гражданства каждое государство регулирует самостоятельно.

    Правосуббъектность гражданина в политической сфере складывается из двух элементов: политическая правоспособность и политическая дееспособность. Конституционная правоспособность – это способность быть субъектом конституционно – правовых отношений, обладать правами и нести обязанности, предусмотренные государством гражданину. Реализация таких возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая дееспособность. Конституционная дееспособность – это способность гражданина своими действиями вызывать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

    Культурные права личности – это право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, защита моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами. Среди основных культурных прав и свобод личности в Конституции РФ закреплены свободы научного, технического и д. р. видов творчества, преподавания (ч. 1, 2 ст.44)

    Правовой статус человека и гражданина включает не только права и свободы, но и его обязанности. Конституционные обязанности вытекают главным образом из принадлежности лица к гражданству государства, связаны с его статусом члена общества. Наряду с конституционными все другие отрасли права также закрепляют круг обязанностей. Это обязанности лица как депутата, избирателя, государственного или муниципального служащего, работника, студента и т. п.

    Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми закрепленными в конституции правами и свободами. Государство обязано гарантировать осуществление эти прав и свобод. Статья 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». Гарантировать – значит обеспечить обладание и пользование основными правами и свободами и защитить их от нарушителей. Гарантии – это условия и средства, способствующие фактической реализации и охране прав и свобод всех и каждого гражданина.