• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур.

    Легальная власть - это политическая власть, носящая правовой характер.

    Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.

    Легальность власти координируется Конституцией РФ и законодательством, которые определяют пути формирования власти (например, законы об избрании президента, Государственной Думы, акты об исследовании престола и т.д.).

    Легальность предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

    Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.

    Государственная власть и законность - это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия, но их соотношение почти не изучено. В самом общем виде законность можно охарактеризовать как требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми, как последовательное проведение законов в жизнь, в поведение людей, в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В понятие законности включается также требование высокого качества самих законов. Законность можно рассматривать и в качестве важнейшего метода осуществления государственной власти, состоящего в подготовке и издании законов, а затем в строгом и неуклонном проведении их в жизнь в целях достижения организованности и порядка в обществе.

    Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании. Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти - это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Обоснование властных полномочий коренится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть. Таковы были, например, правовые акты гитлеровской Германии. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международного права.

    Наряду с легальной, государственной властью возможны различные формы нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.

    По мнению В.Н. Протасова, «политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.».

    Политическая власть в обществе распределена неравномерно. Большинство граждан не принимают непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основывающейся на признании народа источником власти, реальными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

    На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

    Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

    Другими словами, легитимность власти – это

    а) признание власти населением;

    б) принятие власти как правомерной и справедливой;

    Термин «легитимность » иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

    Легальность власти означает, что

    а) власть имеет законное происхождение;

    б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

    в) власть сама подчиняется закону.

    Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

    Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

    Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

    Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти . Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

    Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

    Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.



    Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

    20. Политический режим:сущность,виды,классификация.

    Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века; категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу син­тетического характера должна была рассматриваться в качестве сино­нима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, посколь­ку функционирование государства характеризует не политический, а го­сударственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.

    Широкий подход относит политический режим к явлениям полити­ческой жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: фор­му правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процес­сов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической; а также характеру политической сис­темы, включающей в себя государственные и негосударственные общест­венно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-полити­ческой «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

    Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком пони­мании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

    В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, на­рушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влияние множество факторов: сущность и форма государства, ха­рактер законодательства, фактические полномочия государственных ор­ганов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономи­ки, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Сущест­венное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода обществен­но-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки поже­ланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директив­ными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздей­ствие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

    Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

    Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

    Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

    Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

    В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

    Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

    Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

    Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

    Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

    Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

    УДК 340.132.8

    Т.В. СМОКОТНИНА,
    аспирант кафедры теории и истории государства и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

    В статье дается определение понятий легитимности и легальности государственной власти, раскрывается соотношение дефиниций «легитимация» и «легализация».
    Ключевые слова: легитимность, легальность, легитимация, легализация, делегитимация, делегализация.

    In this article is given definition of the concepts, such as: legitimity and legality of State Power. It reveals correlation of the concepts of legitimation and legalization.
    Keywords: legitimity, legality, legitimation, legalization, delegitimation, delegalization.

    Утверждение о правовом характере государственной власти нуждается в теоретическом обосновании невозможности нелегитимного властвования. Решение этой теоретической проблемы затруднительно по причине того, что в современной отечественной истории мы довольно часто являемся свидетелями попыток, порою успешных, незаконного захвата власти, как в отдельных регионах России (Чечня, Северная Осетия), так и в странах ближнего зарубежья (Украина). С другой стороны, политическое содержание государственной власти никогда не вмещается в подготовленную для него правовую форму. Это издавна служит поводом для периодически возобновляемых публичных дискуссий о соотношении законности и целесообразности в государственной власти. И в том и в другом случае легитимность власти следует понимать не только как приобретенное в историческом прошлом свойство государственности, но и как актуальный процесс в государственной жизни страны.

    В настоящее время термин «легитимность» достаточно активно используется в различных гуманитарных науках (философии, политологии, социологии, юриспруденции), каждая из которых наполняет рассматриваемую категорию особым смысловым содержанием. В результате мы имеем как минимум дуализм понимания легитимности: будучи допустимым в принципе, он тем не менее порождает сложности как гносеологического, так и практического характера. Всякий раз возникает потребность уточнить, в каком из двух или более смыслов употреблен данный термин в том или ином контексте.

    Наиболее остро указанная проблема обнаруживается в юриспруденции, в рамках которой предъявляются особые требования к определенности терминологического аппарата. Поэтому с позиции методологии в первую очередь необходимо определиться с понятием легитимности и ее соотношением со смежными категориями.
    Несмотря на то что понятия легитимность и легальность происходят от одного и того же корня lex (лат. «закон»), они имеют, безусловно, разный смысл. Исторически легальность ассоциировалась с писаным правом, с формулировками законов. Собственно, она и означала соответствие законам, принятым также законным, легальным способом. Напротив, легитимность ассоциировалась прежде всего с традицией, божественным правом, естественным правом, т. е. с тем, что должно служить меркой правоты закона, сколь бы законным он ни был по формальным основаниям. Во все эпохи разными политическими силами легальность ставилась то выше легитимности, то наоборот. Общим понятием оказывается легитимность: вера в законную значимость порядка.

    Легитимность государственной власти нередко отождествляют с ее юридически-правовой законностью. Однако это свидетельствует не о легитимности, а о ее легальности. Точно так же, как легитимация и легализация, легитимность и легальность - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. В отличие от легальности (законности в юридическом смысле), легитимность власти тоже означает законность, но в широком плане - соответствие власти законам бытия разума, справедливости, поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но постоянно пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения. Легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т. е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной (при правлении метрополий в колониальных государствах); в других - легитимной, но нелегальной, как после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения; в третьих - и легальной, и легитимной (после победы определенных сил на свободных и справедливых выборах) .

    Легальность власти - это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, так как он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легальностью и легитимностью реально противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые. В случае невыполнения законно избранной властью своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, вероятна утрата доверия со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.
    Идеальной легитимности (абсолютной поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти безразлично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.
    Соотношение понятий легитимности и легальности такое же, как и дефиниций легитимации и легализации, с той лишь разницей, что легитимация и легализация - это процессы, а легитимность и легальность - это свойства.

    Легальная легитимность - результат длительного эволюционного развития государства, в котором соблюдаются права человека и принципы правопорядка. Она должна соответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) или сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность).
    Суть легального господства состоит в том, что оно предполагает подчинение не личностям, а установленным законам, перед которыми все без исключения равны. Управление осуществляют образованные, компетентные чиновники (бюрократия). Они, а не «слуги», составляют аппарат управления - «штаб», по терминологии М. Вебера. Однако легальное господство не есть чисто бюрократическое. Верхушку иерархической лестницы замыкают «либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламентской иерархией…» . Легальное господство, следовательно, есть не что иное, как правовое государство . К этому типу М. Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию, США и др.

    В таких характеристиках, как легальность и легитимность, наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов власти. Качество легальности выражает способность власти действовать в рамках ею же устанавливаемых пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Отказ власти от этого принципа ломает элементарную упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет неэффективность и неприемлемость власти для общества. Такая власть оказывается неэффективной, нежелательной и просто опасной для людей.

    Процессы, происходящие в обществе и государстве, не могут иметь однонаправленный характер. Основываясь на анализе политической практики, в науке выделяют обратную легитимацию и легализацию государственной власти - делегитимацию и делегализацию. К вопросу о данных явлениях необходимо подходить с учетом выявленного соотношения понятий легитимации и легализации государственной власти, а также с учетом установленных признаков падения легитимности, а именно:
    - увеличения степени принуждения;
    - ограничения прав и свобод;
    - запрещения политических партий и независимой прессы;
    - роста коррумпированности всех институтов власти, сращения с криминальными структурами;
    - низкой экономической эффективности власти (понижения уровня жизни различных групп населения) - наиболее существенного показателя делегитимизации власти.
    Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т. е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей под-
    держки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами: идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

    В настоящее время легитимность - это обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

    Литература

    1. Баранов Н. Политические отношения и политический процесс в современной России: Спецкурс // http://nicbar.narod.ru/lekziya3.him
    2. Гайденко П.П. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991. С. 80-97.
    3. Уппелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. - М., 1994. С. 30.

    Современная политическая ситуация в мире такова, что, уснув вечером при одном политическом режиме, утром можно проснуться при совершенно другом. Многие ли задаются вопросом, насколько законен подобный способ смены власти? Можем ли мы, простые граждане, каким-либо образом повлиять на события, происходящие в стране без нашего ведома?

    В связи с событиями, которые сегодня происходят в Европе и в мире в целом, каждый социально активный гражданин должен иметь хотя бы минимальное представление об языке политики.

    От незнания этого языка многие граждане путают схожие по звучанию понятия, например, такие как «легитимность власти» и «легальность власти».

    Чтобы не возникало недопонимания между представителями власти и простыми гражданами, нужно точно знать, не только что обозначают оба эти понятия, но и многие другие политические термины.

    Согласно словарю иностранных слов «легитимный» значит «законный, соответствующий праву», в юриспруденции под этим термином понимается «находящийся, в соответствии с действующим в данным государстве законом». Если говорить о политическом аспекте этого понятия, то можно сказать, что «легитимный» — это одобренный народом.

    Таким образом, легитимность власти означает доверие от большинства населения страны к той или иной государственной структуре, будь то аппарат Президента или какая-то отдельная политическая партия, в данный момент находящаяся у власти.

    Это согласие народа с тем, чтобы именно этот политический деятель или партия представляла их интересы не только на национальном, но и на международном уровне. Вместе с тем, это также и способ, которым население признает за государственной властью право принимать решения, касающиеся всей страны и всего народа, ее населяющего.

    Подобное одобрение связано с моральной оценкой представителей власти, представлениями об их благородстве, честности, справедливости, порядочности. Считается, что легитимная власть действует в интересах большинства населения и на его благо.

    Именно с этой целью в период предвыборной кампании различные политические партии стараются внушить массам идею о том, что все их решения после избрания будут направлены на улучшение жизни народа.

    Легитимность позволяет обеспечить повиновение населения без каких-либо принудительных мер, в противном же случае – служит основой для оправдания необходимости применения силы. Но чаще всего, легитимная власть авторитетна и эффективна без подобных крайностей.

    Типы легитимности

    В социологии существует несколько типов легитимности власти, выделенные разными учеными, но три основных типа разработал немецкий социолог Макс Вебер, это:

    • традиционная;
    • харизматическая;
    • и рационально — правовая.

    Традиционная легитимность

    Формируется на основе веры людей в святость и незыблемость власти и необходимой неизбежности подчиняться ей. В этом случае власть получает статус традиции. Такой тип был свойственен Российской империи, когда власть передавалась от отца к сыну.

    Царь или император считался помазанником Божьим и «отцом» народа, неподчинение которому было невозможно для простого крестьянина. Если говорить о современном мире, то традиционная легитимность наблюдается в Японии.

    Согласно официальной японской историографии, власть императорской династии передается от отца к сыну со времен появления японской государственности (2 половина 7 в. н.э.). Император обожествляется и почитается всем населением страны без исключения.

    Второй тип легитимности

    Харизматическая, связан, в первую очередь, с личностью политического лидера, с верой населения в его исключительные личностные достоинства и авторитет. Харизма руководителя накладывает отпечаток на всю его политическую систему, население испытывает желание неукоснительно подчиняться ему.

    Примером харизматической легитимности в наши дни может служить начало правления В.В. Путина. Доверительное отношение к Президенту народа перешло и на партию «Единая Россия», программу которой поддерживает сам Президент.

    Рационально — правовая легитимность

    Возникает в результате признания населением справедливости действий и поступков лиц, стоящих у власти. Народ понимает необходимость выработки правил общего поведения (норм), следование которым создает возможность для реализации его собственных целей.

    Таким образом, рациональная легитимность имеет под собой правовую основу и характерна для сложно организованных обществ. Пример такого типа легитимности можно наблюдать в США, где существует всего две партии: республиканская и демократическая.

    Лидеры этих партий со временем могут сменяться, поэтому на выборах население обращает основное внимание на те программы, которые предлагает каждая партия, а не на того деятеля, который ее представляет.

    Легитимность и легальность: соотношение понятий

    Часто понятие «легитимности» путают с «легальностью». Исходя из политологического словаря, «легальность» — это юридическая правомерность политической власти (парламента, правительства, главы государства и т.д.).

    Другими словами, это соответствие власти действующему в стране законодательству. В то же время легальная власть может не получить одобрение народа (легитимности), и не прислушиваться к его мнениям и суждениям.

    Подобная ситуация характерна для современной Украины. Во время последних выборов Президента часть Украины, а именно Донецкая и Луганская области, в выборах не участвовали, что сделало власть нового Президента не легитимной. Однако при этом, она была легальной, так как выборы происходили по действующим в стране законам.

    Таким образом, легитимное государство имеет полное право требовать от своих граждан соблюдения нормативно — правовых норм, поскольку в нем на первом месте стоит власть закона. Независимо от отношения граждан к отдельным личностям в политической структуре, народ обязан подчиняться законам, действующим в данном государстве.

    Благодаря легитимности власти в государстве обеспечивается механизм передачи от одного поколения людей к другому права выбора того политического режима, с которым они согласны и который одобряют.