• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Предмет философии -- не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство.

    При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.

    Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

    Второй аспект -- взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня -- выявление более общих закономерностей и тенденций.

    Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

    Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь - рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

    Философия подобна научному знанию по методу познания - так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания - в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

    Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. науки нет без философии, а философии - без науки.

    Средства науковедения, статистики. Носит комплексный характер – опирается на данные различных наук, используя научные методы исследования. При этом возникает проблема сочетания всех этих данных в единую дисциплину, целостного взгляда на науку. Науковедение без философии обойтись не может. Философия науки – фундментальная дисциплина о науке, связанной с философией.

    3. Философия науки, ее объект, предмет, структура, научная и образовательная роль

    Возможен фундаментальный подход к науке. Цель фундаментального исследования – установить, что собой представляет наука как целостное образование, научная деятельность как главный продукт. Кто выступает субъектом науки и что выступает объектом научного знания, что такое истинное знание, как истинное знание будет служить человеку?

    Эти вопросы являются вопросами онтологии, эпистемологии, гносеологии, аксиологии – важнейших элементов философского знания, решение этих и подобных вопросов приводит к формированию философии науки. Философия науки - наука с точки зрения философии, опирающаяся на результаты исследований науки с точки зрения других видов знания (психологии, социологии, истории, антропологии и проч.).

    Для изучения научного знания необходимо выделить, обособить познание, обособить феномен познания как таковой, сделать его объектом исследования. Философы отделили познавательную деятельность от других видов деятельности еще в античности. Философы впервые установили, что мир познается с помощью созерцания, чувств и мышления. Философская рефлексия – это размышления о себе самом. Формированию рефлексивной способности в философии способствовал антропологический поворот, совершенный Сократом и софистами.

    Наука осуществляет познавательную деятельность, а философия науки – философскую рефлексию познавательной деятельности ученых. Специфика философского знания – она способна выступать в функции мировоззрения и служит важным дополнением любого конкретного знания.

    Объектом философии науки выступают:

    1) Наука как исторически изменчивое единство ее важнейших элементов

    2) Исторически изменяющиеся типы научной деятельности

    3) Люди науки (философы древности, натурфилософы, схоласты, натуралисты классического периода)

    4) Наука как знания, как институт (оборонная промышленность, образование, политика)

    Задача философии науки: создать целостную, многостороннюю картину мира, выявить перспективы её будущего функционирования, связать понятия с сущностью человека. Сделать это можно изучая предпосылки науки (антропологические, социальные, психологические, аксиологические, лингвистические).

    Философия науки исследует это при помощи философских понятий и категорий. Философии свойственно проблематизировать, искать неясные места в своем знании. Существуют вопросы философии, а не проблемы философии. В каждое время существует своя философия, категории. Тут и образуется предмет философии науки - наука через призму философии данной эпохи, её понятий, категорий, проблем.



    Философия науки выделяет две основных науки:

    1) Физика,

    2) Математика.

    Проблема статуса философии науки как научной дисциплины. Философия науки связана с философией и науковедением. Каково место философии науки по отношению к философии? «Философия науки – ядро философии» (И.Т. Касавин). Философия науки – это не ядро, а проекция философии на особую предметную область, частная философская дисциплина («История и философия науки», Лебедев).

    Структура философии науки:

    1) Наука как социокультурный феномен, как сознание и знание,

    2) Философско-онтологические основания науки,

    3) Возникновение науки и философии науки, основные стадии их эволюции,

    4) Социокультурная динамика науки,

    5) Философские проблемы областей научного знания.

    Задачи философии науки:

    1) Ученый получает мировоззрение, освещение своей деятельности,

    2) Ученый получает понимание роли науки в современном обществе,

    3) Защита науки от негативного отношения к ней,

    4) Мировоззренческая и образовательная функция.

    Гносеология – теория познания – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности. Два направления в гносеологии – материализм и идеализм.

    Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия

    Аксиология – теория ценностей, учение о природе ценностей, их месте в реальности, взаимосвязи с социокультурными факторами и структурой личности.

    Лекция 2. Социология науки. Социальные аспекты науки. Наука как социальный феномен. Наука глазами социолога.

    1. Наука как деятельность

    Социология – наука о человеческих отношениях, превращающих людей в единое целое. Единое целое – результат человеческой деятельности. Подойти к понятию деятельности можно с помощью следующих философских понятий.

    Движение – неотъемлемое свойство всех существующих систем. Оно присуще и человеку как элементу социальной системы. Человек характеризуется деятельностью как элемент социальной системы. Это его самая важная форма активности. Человек – это единство телесного и духовного содержания. Деятельность протекает в двух направлениях: материальная (предметная) объективного плана, то есть взаимодействие с людьми, труд, политика, война и субъективного плана, то есть мышление и работа с понятиями.

    Деятельность – процесс, в ходе которого человек по своим потребностям преобразует природу. При этом человек с точки зрения философии и социологии является субъектом, а часть осваиваемой природы – объектом. Человек также преобразует и сам себя. И человек, и преобразованная природа становятся социальной средой. В процессе деятельности происходит распредмечивание природы, то есть превращение ее в искусственную среду, предметы социального пространства. И процесс опредмечивания живых сил человека (Человек, построивший здание опредмечивает собственные силы). Человечество живет в искусственной среде ранее созданной.

    Виды деятельности:

    Труд – процесс орудийного взаимодействия человека с природой с целью получения общественно-полезного продукта.

    Только человек способен совершенствовать орудия труда. Но опосредованные его результаты есть изменение природы, а также изменение самого человека.

    Учение – процесс усвоения новым поколением общественно-исторического опыта в разных его формах в виде знании, умений и навыков.

    Игра – форма самовыражения и утверждения человека через его открытость миру возможного поведения. Развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления. В игре человечество демонстрирует победу над чисто земными интересами, реализует человеческие стремления. Главное содержание является духовным. Занимает сквозное значение в искусстве, философии, науке, политике, военном знании, юриспруденции.

    Структура деятельности:

    Субъект – это тот, кто действует,

    Объект – это то, что испытывает действие.

    Отношения типа С-О (например, в ходе трудовой деятельности)

    Отношения типа С-С (например, в ходе военной деятельности, игре, медицине)

    Мотив – это то, что побуждает субъект к деятельности. Материальный или идеальный предмет, задающий личностный смысл деятельности.

    Цель – образ результата, который мотивирует человеческую деятельность

    Средства – процедуры, методы, условия, профессиональные качества

    Действия – осознанные конкретные элементы деятельности человека

    Операции – автоматизированные компоненты деятельности человека

    Предмет – та часть объекта, которая осознанна субъектом через призму его задач, целей, средств и процедур

    Формы деятельности – нечто надындивидуальное, ибо мы родившись застаем определенные формы деятельности и оставляем после себя определенные формы деятельности.

    Форма деятельности определяется не генетикой, а социальными причинами, что называется социальной детерминацией форм человеческой деятельности. Человек не волен выбирать время, эпоху, страну. Человек живет ограниченное время, оказывается в определенных исторических условиях с устоявшимися формами деятельности. Необходимо овладеть частью форм деятельности. После обучения он становится субъектом, далее он либо укрепляет эти формы, либо пытается их изменить. Кроме деятельности есть надличностный компонент – знания , которые тоже социально детерминированы. Новые поколения наследуют сложные формы деятельности через накопление предшествующих знаний о мире. В традиционном обществе (доиндустриальном) знания передавались путем семейного неформального воспитания. Ясно и предопределено «кто кем будет», дети наследуют права и обязанности родителей. В современном европейском обществе трансляция знаний осуществляется методом универсального всеобщего образования. Фундаментализация знаний тут необходима. Возникает проблема – как соотносить общие и узкие знания? Отличие культуры Востока от Запада в том, что Европа первой выработалатспособ трансляции знания при помощи универсализации образования (с эпохи античности). Греки разработали логические нормы понятийного мышления, овладели способами теоретического познания действительности через анализ языка определили структуру универсалий, благодаря которым были получены первые философские категории, обладающие всеобщностью и универсальностью. В результате сформировалась научная точка зрения на мир.

    Представления о мире стали упорядоченными через определенную систему категории, общих понятий.

    Особенности научной деятельности:

    Деятельность человека подразделяется на:

    1) Внешнюю , осуществляемую при помощи орудий труда

    2) Внутреннюю , то есть умственную деятельность (научная деятельность)

    Цель научной деятельности – это порождение теоретических знаний о мире.

    Исторически было предложено разделение деятельности на физический и умственный труд.

    Любое теоретическое знание в конечном виде ведет к его практической реализации. Но в научном познании необходимо различать фундаментальную (с целью познания) и практическую направленность (удовлетворяющую материальную потребность человека). Существует пруд исполнительный и исполняющий (разделение между словом и делом). Ученые занимают высокое социальное положение в обществе. Научная деятельность направлена на получение новых знаний о мире в противоположность традиции. Западная культура признала позитивность отклонения от норм. Они полагались на мораль в собственной голове, а не на мораль родителей.

    Продукты научной деятельности производятся единично, универсальны и неповторимы.

    Э. Галуа, 1821г – решение проблемы решаемости алгебраических уравнений

    Августа Ада Лавлейс (XIX) - написала комментарий переведенной статьи (с итальянского), что повлияло на современное программирование. Средствами научной деятельности выступают прежде всего методы мышления, такие как анализ, синтез и проч. Мотивация больших ученых сродни мотивации игры.

    2. Субъект научной деятельности

    Человек реализует в научной деятельности свободу, мечты дарования, способности, интересы.

    Субъект научной деятельности – это ученый, его личность. Он должен удивляться миру и иметь волевые качества. Не существует вне научного сообщества, которое, в свою очередь, зависит от общества.

    Субъект научной деятельности – носитель определенных профессиональных знаний, навыков, умений, способный совершать научную деятельность, продуцировать и наращивать новые достоверные теории и прикладное знание. Но это не просто работник науки, это человек, испытывающий потребность в изучении окружающего мира. Должен обладать способностью к творчеству. Правила её заменять не могут. Индивидуальная предрасположенность к науке проявляется рано исходя из биографий великих ученых. (К.Гаусс проявил математические дарования рано, в 3 года).

    Вместе с тем, институт науки исторически меняет свой облик, меняется характер деятельности, а значит и субъект исторически меняется. Ранее все науки были «философиями». Пифагор, Фалес, Демокрит – скорее ученые. В Средневековье огромная роль принадлежала профессорам. Карл Линней учился в Швеции и жил в доме своего профессора. Любителями (дилетантами) закладывалась основа наук.

    Основоположники:

    Антони ван Левенгук - микробиолог,

    Уильям Петти - врач, политэкономист,

    Девид Рикардо – политэкономист,

    Карл Вильгельм Ше еле – химик, аптекарь.

    Слово «ученый», «scientist» появилось только в XIX в, ранее они называли себя виртуозами, натуралистами, натурфилософами, энтузиастами.

    Гэмфри Дэви (учитель Фарадея) – «Элементы химической философии»,

    Карл Линней – «Философия ботаники»,

    Э.Ж. Сент-Шлер – «Философия анатомии».

    Антуан Франсуа Фуркруа – «Химическая философия».

    Дарвин по образованию священник, Пьер Ферма – почтовый чиновник. Возникновение науки как профессии возникает в XIX в. В Германии благодаря Либиху происходит развитие естествознания, в университетах – создание лабораторий. В XX в происходит индустриализация науки, ученый превращается в работника науки. Существует ранговая организация: руководители и их подчиненные (инженеры, техники, лаборанты, программисты). Формируются научные коллективы, ученые-гуманитарии, ученые в технических науках, ученые-естественники, ученые-математики.

    3. Наука как социальный институт

    Понятие социального института тесно связано с различной деятельностью.

    Любая деятельность стремится к обособлению профессионализации. Возникают учреждения со своими санкциями, служащие учреждению. То есть социальный институт – это организация человеческой деятельности, достигшая уровня зрелости – состояния, когда есть обособление, упорядоченность, нормативность, практика санкций, регулирующие учреждения. Институт устанавливает порядок правил и стандартизирует порядок поведения («Институт кражи невест»)

    Социальный институт науки – комплекс социальных взаимодействий, отношений людей и организаций, профессионально занимающихся научной деятельностью. Обладает устойчивой структурой, многообразием функций, наличием норм и правил поведения, обусловленных главной целью – производством новых знаний.

    Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философПифагор , живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?

    Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы.

    С этих позиций философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» – такой вариант формулировок вечных проблем предложил христианский мыслитель Григорий Богослов . «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?» – таковы краеугольные вопросы философии по мысли великого немецкого философа И.Канта. Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.

    При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия – на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения – пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который – в отличие от самодовольного глупца – знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. «Ученое незнание» – вот еще одно возможное определение философии, если воспользоваться выражением мыслителя эпохи ВозрожденияНиколая Кузанского.

    Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует «мировоззрение». Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк , П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении.

    В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт.

    Место философии в духовной культуре общества

    Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством.

    Философия и наука

    Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса , Декарта и Лейбница , Флоренского и Рассела . Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

    1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

    2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

    В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

    Философия и религия

    Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т.е. сверхчеловеческий и сверхрациональный, характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.

    Возможна собственно религиозная философия, как свободная от догматических церковных шор, рациональная попытка построения целостного религиозного мировоззрения. Блестящие образцы подобной философии, в частности, дала отечественная философская традиция на рубеже веков (см . В.С.Соловьев , П.А.Флоренский, Н.О.Лосский , С.Л.Франк , братья С.Н и Е.Н.Трубецкие). От религиозной философии следует отличать теологию (или богословие). Последняя в ряде своих разделов может использовать язык, методы и результаты философии, однако всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. Ясно, что философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист.

    Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

    Философия и искусство

    В этот процесс общекультурного синтетического диалога органично встраивается искусство. Его многое сближает с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара , Ницше и Германа Гессе . Один из самых ярких примеров художественного философствования в мировой культуре – Легенда о великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы .

    Однако несмотря на всю близость, между философией и искусством все же пролегает глубокая межа. Дело в том, что язык философии – это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение – здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать подлинное искусство. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Язык искусства в литературе и живописи, театре и танце – это язык художественных образов, метафор и символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии. Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы типа знаменитой платоновской «пещеры», «статуи» Кондильяка или соловьевской «Софии». Однако они – всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой «ген» для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения.

    Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Это обусловливает ее «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений. Здесь мы выходим на проблему многообразных функций, которые выполняет философия в человеческом культурном бытии.

    Функции философии

    Мировоззренческая функция

    Философия не только вооружает человека цельным и рациональным мировоззрением. Это еще и школа критического, систематического и синтетического мышления. Именно философия помогает человеку трезво и критически оценивать как самого себя, так и свое социальное окружение. Она учит мыслить последовательно и непротиворечиво. При этом дух подлинного философствования – это дух синтеза и гармонии, поиска единства в многообразном и разнообразия в единстве. Ее идеал – умение пройти между абстрактных и односторонних крайностей, выискивая срединную линию, объединяющую, опосредствующую противоположности.

    В этом пункте мировоззренческая функция философии напрямую сопрягается с ее методологической функцией.

    Методологическая функция

    Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

    Язык философии – это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух – материя; необходимость – случайность; добро – зло; прекрасное – безобразное; истина – заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы. Пары философских категорий образуют предельные полярные полюса мысли, замыкающие в своем «логическом пространстве» все возможное богатство других рациональных понятий и доказательств. Базовые философские категории наполняются различным содержанием в разные исторические эпохи и выступают в роли явного или неявного смыслового фундамента различных научных дисциплин. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.

    Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика – это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшим методам философии могут также быть отнесены метод философской рефлексии, как направленности мысли на собственные неявные основания, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов и чужих смыслов, феноменологический метод исследования сознания, а также систематическое использование всего арсенала общелогических методов познания – индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем и контекстов рассуждений. Напомним, что в диалогической форме написано множество философских произведений, в частности, большинство произведений великого Платона.

    Прогностическая функция философии

    Особую методологическую функцию в культуре играют ключевые идеи философов, порой намного опережающих свое время. Здесь методологическая функция тесно смыкается с прогностической функцией философии. Так, идеи Платона о геометрическом строении материи (диалог Тимей ) предвосхитили открытие Кеплера и Галилея, в ХХ веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским; интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений – немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира. Идеи Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф.Федорова .

    Способность забегать вперед и порождать дерзкие гипотезы делает философию столь привлекательной для науки, особенно когда последняя попадает в ситуацию методологического и мировоззренческого кризиса и ощущает дефицит свежих идей (именно такой была ситуация на рубеже 19–20 вв. во времена кризиса ньютоновской классической механики).

    Синтетическая функция

    философии заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека. Быть может, именно эта функция выходит сегодня на первый план в исторической ситуации, когда, с одной стороны, явно обнаруживаются синтетические тенденции в современной науке и культуре, а, с другой – налицо нарастающее противостояние между различными религиозными конфессиями и культурными мирами, между богатым Севером и нищим Югом, между Востоком и Западом.

    Происхождение и развитие философии

    Философия, как попытка обрести рациональное и цельное мировоззрение, зарождается приблизительно в одно и то же время (7–6 вв. до н.э.) в Китае, Индии и Греции. Она приходит на смену мифу как первичной синкретической форме мировоззрения в новых исторических условиях, когда: развивается металлургия и, соответственно, повышается эффективность всех видов деятельности (от ведения военных операций до сельского хозяйства и охоты);

    в обществе появляется элитарный слой людей, свободных от материального производства и посвящающих себя исключительно управленческой и духовной деятельности; в этот период расширяются торговые связи между различными странами и регионами Земли и, соответственно, духовные контакты между народами. Мир замкнутых племенных мифологических комплексов и лишенных рационального обоснования магических культов перестает удовлетворять мировоззренческие запросы человека. Он открывает для себя другие народы и другие системы верований. Развитие государственных образований, в том числе и с демократическим политическим устройством (как это было свойственно античным греческим полисам), предъявляет новые требования как к личным качествам человека (необходимость ясно излагать и публично аргументировать свою позицию), так и к характеру законотворческой деятельности, ибо развитие письменного права требует непротиворечивости, последовательности и систематичности в мышлении, а также рациональной организации письменных источников права. Эволюция научного знания (астрономии, агротехники, математики, медицины, географии) приходит в противоречие с мифологическим комплексом идей.

    В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры, призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.

    Следует, правда, иметь в виду, что возникновение философии на Западе (в Греции) и на Востоке (Китай и Индия) имели известную специфику. Разрыв с мифологической мировоззренческой пуповиной никогда не был на Востоке столь радикальным как в Европе. Скорее можно говорить о естественной кристаллизации религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма в Китае; веданты в Индии) внутри традиционных систем восточных верований, где идет постоянное возвращение (правда, рациональное и систематическое, облаченное в категориальный язык философии) к классическим мифологическим, «осевым» как иногда говорят, текстам и темам. Так, в Китае на протяжении многих веков незыблемым оставался авторитет древнего Пятиканония во главе со знаменитой И цзин (китайской классической Книгой Перемен ). В Индии такими осевыми текстами до сих пор являются Веды и Бхагавадгита .

    В силу такого глубочайшего традиционализма, особого внимания к интуиции и созерцанию в философском творчестве, а также почитания Учителя – конфликт между философией и религией на Востоке был практически невозможен. Смертный приговор Сократу за оскорбление греческих богов – это нечто совершенно немыслимое для восточной культурной традиции. С другой стороны, европейской философской мысли, начиная с Древней Греции, свойственна гораздо большая связь с наукой и опора на ее позитивные результаты. Если на Востоке великие философы – это чаще всего еще и крупнейшие религиозные деятели-реформаторы (Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо – в Индии), то на Западе, напротив, это по преимуществу выдающиеся ученые.

    Вместе с тем, характер первых философских систем на Востоке и на Западе весьма схож (упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса – космоцентризм), равно как и логика их последующего развития.

    Во-первых, существует единая направленность развития философии: от первоначально недифференцированного состояния ко все большей специализации и дифференциации философского знания; от философии как творчества отдельных мудрецов – к формированию профессионального философского сообщества; от спорадического и случайного занятия философией «для души» – к ее преподаванию в школах и университетах в качестве обязательной учебной дисциплины.

    Во-вторых, философия исторически развивается и дифференцируется под непосредственным влиянием развивающейся культурной среды. Она всегда является «дочерью» своей эпохи, отражая ее базовые ценности, идейные веяния и пристрастия. Более того, она способна выражать дух своего времени в наиболее конденсированной и четкой форме. По текстам великих философов мы реконструируем образ мышления и «картины мира» древних греков и средневековых людей, деятелей европейского Просвещения или, например, индийского духовного Ренессанса последней четверти ХIХ – начала ХХ века. Недаром великий представитель немецкого классического идеализма Гегель определял философию как духовное самосознание своей эпохи.

    В-третьих, несмотря на все возрастающее историческое, национальное, профессиональное и личностное разнообразие мировой философии, на появление все новых и новых мировоззренческих и методологических философских проблем, о которых подчас и задумываться не могли философы прежних эпох (ясно, что проблемы философии техники не могли занимать преимущественное положение в философии Древней Греции; а понятие «виртуальной реальности» не могло быть сформулировано даже в середине прошлого века, ибо для это необходимо было возникновение компьютерных технологий), – в ней всегда сохраняется неизменный проблемный стержень, придающий ей и историческое (диахроническое), и культурно-пространственное (синхроническое) единство и преемственность. Такой единый стержень как раз и образуют «вечные» проблемы человеческого бытия, устойчивые относительно всех исторических перемен и лишь получающие своеобразную постановку и решение в зависимости от нового социокультурного контекста. Отсюда становится понятной огромная роль, которую играет история философии для современных философских исканий. В сочинениях великих философов прежних времен даны глубокие образцы постановки и решения основополагающих философских проблем, новое видение и прочтение этих проблем невозможно без обращения к их трудам. История философии хранит единство философского знания и обеспечивает общий высокий уровень философской культуры. Более того, мы не можем быть уверены, что сегодня понимаем мир в его предельных основах и целях лучше и адекватнее, нежели Платон и Гераклит , Сенека и Пико делла Мирандола, Спиноза и Кант, В.С.Соловьев и С.Н.Булгаков. Мысль гениев живет поверх житейской суеты, политических и национальных симпатий, их устами «сказывается вечность и беспредельность».

    Структура философского знания

    С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного – в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

    Онтология

    представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь – природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология – признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие – всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

    Аксиология

    Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

    Теория познания

    образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

    Если попытаться в более краткой и образной форме выразить взаимоотношения между тремя разделами метафизики, то онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология – как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

    Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем березу, растущую на берегу реки. Если мы задаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: «А каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы?» или «Доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе?», – то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным.

    Но, глядя на березу, можно отнестись к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько из нее может получиться дров.

    Ясно, что жесткие границы между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы метафизики наличествуют в философии с самого ее начала. Тем не менее первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции – уже у древних греков); позднее, начиная с 16–17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.). В современной философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

    Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания – к появлению философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии; научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.

    В целом же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная с его второй половины, стала отчетливо проявляться и противоположная – синтетическая – тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной метафизической проблематике и фундаментальным ходам философской мысли, выработанным в истории.

    Основные типы философского мировоззрения. Личностное начало в философии

    Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту (практически бесконечность) ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. Можно выделить различные типы философских систем, положив в их основу различные основания классификации.

    По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения (см. выше ). Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы.

    В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой конфронтации между материализмом и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально противоположных начал (Р.Декарт), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления.

    Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению.

    Свои разновидности, как известно, существуют среди идеализма и материализма. Есть идеализм объективный, постулирующий наличие объективного идеального начала мира в виде Бога, Абсолютной идеи, Мировой Души, Мировой Воли (неоплатонизм, разные виды религиозной философии, абсолютный идеализм Гегеля и т.д.). Ему противостоит идеализм субъективный (или солипсизм в другой терминологии), признающий очевидную реальность лишь собственных переживаний и идей (Беркли , Фихте). В свою очередь, материализм может быть наивным, свойственным ранней греческой философии, механистическим, диалектическим, естественнонаучным и т.д.

    Если теперь обратиться к гносеологическим философским исканиям, то можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении фундаментальных теоретико-познавательных проблем в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной инстанцией наших знаний опыт или же, напротив, разум. Может быть и особый – скептический – вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке.

    Помимо типов философских мировоззрений, вытекающих из того или иного характера решения философских проблем и специфических акцентов в ее соотношении с другими сферами духовной культуры, существуют также многочисленные течения, выводящие свою родословную из идей того или иного классика философской мысли или из своеобразия используемой философской методологии. Эти два последних принципа классификации являются наиболее распространенными и универсальными. Так, до сих пор существуют такие влиятельнейшие течения в философии как марксизм, фрейдизм и неотомизм, почитающие в качестве безусловных авторитетов Карла Маркса , Зигмунда Фрейда и Фому Аквинского. Некоторые течения подобного рода стали достоянием истории: неоплатонизм и неопифагореизм, неокантианство и неогегельянство, картезианство и лейбницеанство. Что же касается идентификации своих философских идей по характеру используемых методов, то диалектика, феноменология, герменевтика, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия являются весьма влиятельными направлениями современной философской мысли.

    Возможны и иные основания классификации существующих и существовавших ранее типов философских мировоззрений. Существуют несколько попыток дать универсальную классификацию типов философских мировоззрений, в частности, у германского мыслителя В.Дильтея и русского философа Н.О.Лосского.

    Философия – лучшая школа самостоятельной и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать мировоззрение и пролагать свой жизненный путь. Многообразие философских систем соответствует разнообразию человеческих характеров, где каждый может найти близкую ему духовную тональность. При этом гениальные философские озарения, равно как и гениальные философские заблуждения – это лишь путеводные вехи постижения бесконечного Космоса и погружения в космос собственной души. Философия не предлагает окончательных решений, а приобщает к бесконечному и вечному; не дает успокоения, но всегда приглашает в новую дорогу.

    При этом философия – это вовсе не царство бесконечного идейного плюрализма, где можно говорить все, что заблагорассудится. В ней есть глубинное единство многообразного, абсолютно необходимые общие результаты и постулаты, которые могут дать твердую опору в жизни и принести непосредственную практическую пользу.

    Андрей Иванов

    Литература:

    Соловьев В.С. Исторические дела философии . – М.: Вопросы философии, 1988. № 8
    Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография . М., 1992

    

    Мы не можем не рассмотреть еще один вопрос, без которого представление о философии будет неполным. Это отношение философии и науки. В предшествующем изложении философия сравнивалась с ростком, из которого вырастает мощное дерево современной науки. Но тогда надо выяснить: что общего между философией и наукой и в чем различия; как из философии возникает современная наука; для чего нужна философия, если есть наука. Естественно, это будет лишь предварительное знакомство, которое может дать общее представление о философии как теории и о взаимосвязи философии и науки.

    Если познакомиться с определениями философии, данными в справочниках, энциклопедиях и учебниках, современных и не очень, то наиболее часто философия определяется как наука о всеобщем, наука о наиболее общих законах движения и развития мира, система самых общих, теоретических взглядов на мир и т.д. Здесь логика рассуждения следующая: предполагается, что научное знание имеет ряд уровней - экспериментальный, эмпирический и теоретический. В свою очередь теории различаются между собой степенью абстрактности, образуют внутри самого теоретического знания различные ярусы, этажи. Научное знание является, таким образом, как бы пирамидой, основанием которой служат опыт, эмпирические данные, вершиной - самые абстрактные теории. Философское знание при этом рассматривается как образующее самый верхний этаж пирамиды теоретического знания. Его положения и теории имеют самый общий, абстрактный характер, относятся ко всей реальности. Это положения типа: все в мире причинно обусловлено; движение абсолютно, покой относителен; противоречие - источник развития; материя первична, сознание вторично и т.д. Считается, что такие положения получаются в результате обобщения научных теорий, т.е. философия, в отличие от науки, не изучает что-то конкретное, а опирается на научные знания.

    Такое представление об отношении философии и науки является весьма туманным. Наука не пирамида, а совокупность отдельных дисциплин, каждая из которых занимается своим делом. Попытаемся понять, каким делом занимается философия.

    Проблема «философия и наука» возникает относительно недавно, в XIX веке, когда отдельные научные дисциплины – физика, химия, биология, математика и др. – окончательно отделились от философии. Естественные науки, а не философия, создают теперь объективно-истинное знание о мире. Что остается за философией? Философия, как мы знаем, была не только знанием о мире, но и знанием о самом процессе познания, теорией познания. В качестве теории о знаниях философия исследует методы познания, связь знания и практики, проблему истины и т.д. Тем самым она выступает как общая методология в отношении конкретных научных дисциплин. Кроме того, философия выполняет важную функцию интеграции научного знания. Основываясь на данных конкретных наук, философия создает общее представление о мире, выполняя мировоззренческую функцию. Таким образом, философия выполняет в отношении науки две важные функции: мировоззренческую и методологическую.


    Но этим «работа» философии не ограничивается. Чтобы понять действительное отношение философии к другим наукам, обратимся к истории. Отношение философии и других наук обсуждается в диалоге Платона «Соперники».

    В беседе между Сократом и его друзьями, состоявшейся примерно две с половиной тысячи лет назад, обсуждается вопрос: что такое философия. Один из собеседников, немного поразмыслив, говорит, что философией он считает многоученость, знание многих наук. Ему возражают, что учение полезно умеренное и нельзя изучить все науки. Сократ предлагает выяснить, какие же из наук следует изучать философу, если не все и не многие. Собеседник уточняет: «Не следует, Сократ, понимать мои слова в том смысле, что философ должен знать каждую науку так же досконально, как тот кто этим занимается,- нет, ему, как человеку свободному и образованному, достаточно уметь поддержать разговор, пусть не так углубленно, как могут сами специалисты». Далее выясняется, полезно или нет занятие философией, если понимать ее таким образом. Сократ спрашивает, кого надо приглашать в дом к больному, врача или философа; в бурю на корабле кому довериться, кормчему или философу. Следует закономерный вывод: «покуда есть знаток своего дела, от философа пользы нет».

    Беседа Сократа на этом не заканчивается. Видимо, дело философии не в многоучености, а в чем-то другом, говорит Сократ. Разговор переходит к проблеме управления: как делать людей лучшими. Сократ говорит, что это предполагает знание о том, какие люди хорошие, а какие нет, знание о том, что такое человек, следовательно, знание самого себя. Не знать самого себя, значит не быть вообще в здравом уме. Здравый ум, рассудительность, справедливость и «искусство управляться с людьми» оказываются тождественны. Они основаны на знании о том, что такое человек.

    Это знание необходимо политику в управлении государством, хозяину в управлении домом, врачу, судье и вообще любому здравомыслящему человеку. Знание о человеке и есть дело философии. Сократ не делает такой вывод, но он подразумевается, так как всю жизнь Сократ руководствовался изречением, высеченным в дельфийском святилище Аполлона. Оно гласило: «Познай самого себя». При таком понимании того, чем должна заниматься философия, она уже не представляется делом бесполезным, а, наоборот, весьма нужным и полезным любому человеку.

    Философия приобретает также свой предмет исследования . Она теперь не вершина пирамиды познания, парящая над миром и дающая общее, абстрактное знание о мире, а знание о человеке, познание человеком самого себя, как действующего, чувствующего, мыслящего, существующего в мире. Современная философия включает в себя множество направлений или отдельных дисциплин: теорию познания (гносеологию), философию науки, логику, методологию, философскую антропологию, этику, философию искусства (эстетику), философию религии, философию культуры, социальную философию, историю философии и т.д. Таково, в общих чертах, содержание философского знания.

    Мы определили особый предмет, особую сферу действительности, изучаемую философией - человек и вся совокупность гуманитарных проблем. В этом отличие философии от других наук - физики, химии, биологии и т.д. И все же философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.

    Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, поиск смысла, истинных целей человеческого существования . Поэтому в философии так много места занимают рассуждения о том, что есть истина, как соотносится материальное и духовное в мире, душа и тело, что такое человек, существует ли свобода воли и т.д. Философия - осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире. Поэтому философия - не наука. Наука должна быть объективной, т.е. в ней дается теория объекта: солнечной системы, элементарных частиц, клетки и т.д. Законы науки подтверждаемы в эксперименте, а эксперименты воспроизводимы.

    Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству; целеполаганию, самосовершенствованию. Поэтому философское знание, как знание человека о самом себе, самосознание, не может быть объективным. Оно не научно, а наукообразно, имеет форму теории, так как использует анализ, синтез, обобщения, рассуждения, доказательства. Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством, где мир не просто описывается, а переживается, где выражается определенное настроение, отношение к миру, к человеку, к жизни. Создавая тот или иной образ мира, философия задает и определенное отношение к нему, определенный настрой, определенное переживание бытия. А это, в свою очередь, может определить направление развития культуры, общества в целом.

    Таким образом, мы выяснили, что несмотря на свою теоретическую форму, философия - это не наука. Теоретическая форма есть то общее, что объединяет философию и науку, но различие между ними принципиальное. Философия не просто одна из научных дисциплин, наряду с математикой, физикой, химией и т.д.

    Философия - самосознание человека, попытка понять самого себя, свою деятельность, практическую и теоретическую, свое место в мире, понять жизнь, цели существования. В этом смысле философия шире науки, т.к. создает общее мировоззрение, общее представление о мире и человеке, о месте человека в мире.

    Философия науки как раздел философии. Взаимоотношения философии науки и других разделов философии.

    Философия науки находится в многообразных отношениях с основными разделами философии и с другими специализированными философскими дисциплинами.

    Разделы философии и специализированные философские дисциплины теснейшим образом взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Тем не менее, их наличие сомнению не подлежит. Основания вычленения разделов философии и специализированных философских дисциплин разнородны, а именно: разделы философии и специализированные философские дисциплины отличаются друг от друга своими предметами, проблематикой, используемыми в них категориями, методологией.

    Налицо взаимосвязь философии науки и гносеологии, эпистемологии (философского учения о познании). С одной стороны, философия науки невозможна без оперирования основными категориями гносеологии, как, например: познание, знание, субъект познания, объект познания, истина, заблуждение, методы и средства познания, уровни познания, формы знания. С другой стороны, философия науки конкретизирует и развивает общегносеологические концепции, даёт импульсы для развития этих концепций, требует уточнения и модификации давно сложившихся гносеологических категорий и концепций, поскольку наука, научное познание, а вместе с ними и философия науки, чрезвычайно динамичны.

    Связь философии науки с разделом философии онтология . С одной стороны философия науки активно использует и конкретизирует, развивает категориальный аппарат онтологии, например: принцип детерминизма, принцип развития, категории необходимости и случайности, формы и содержания, сущности и явления, конечного и бесконечного, времени и пространства. С другой стороны, философия науки служит посредствующим звеном, передающим воздействия того, что называется научной картиной мира, на онтологические построения философов.

    Связь философии науки с социальной философией . Наука уже на протяжении нескольких столетий является социальным институтом, играющим всё возрастающую роль в общественной жизни. Поэтому наука и её осмысление философией науки не могут не интересовать социальную философию. Социальная философия даёт концептуальную основу для обсуждения многих фундаментальных проблем философии науки: проблемы происхождения науки, проблематика взаимоотношений науки и других социальных институтов (системы образования, политических институтов, правовых институтов, религии и церкви…), вопросов взаимосвязи исследовательской деятельности с другими видами человеческой деятельности (с производственной деятельностью, прежде всего). Философия науки опирается также на результаты, полученные социальной философией, для рассмотрения развития и актуального состояния науки в широком социокультурном контексте, для анализа движущих сил развития науки, для выявления основных тенденций в развитии современной науки и т.п. Социальная философия, в свою очередь, активно использует опыт и достижения философии науки при исследовании других социальных институтов.

    Взаимосвязь философии науки и аксиологии (философского учения о ценностях). Это обусловлено тем, что долгое время в общественном мнении (его поддерживало и научное сообщество) преобладала точка зрения, согласно которой наука, научное познание являются ценностно нейтральными. Цель науки, с такой точки зрения, - это познание действительности такой, «какова она на самом деле». Целью науки является достижение адекватного знания о мире и человеке. Всё остальное, например, как, кем и в каких целях (во благо человека или во вред ему) это знание будет использовано, науку не интересует, полагали сторонники такой точки зрения. Теперь уже очевидны односторонность, ущербность, опасность такого подхода. В действительности наука никогда не была ценностно нейтральной в полном смысле этого слова. Наука создаётся людьми, ценностные ориентации и мотивы научно-исследовательской деятельности которых социокультурно обусловлены. Наука существует и развивается в социуме, который предъявляет к ней определённые требования и т.д. Пока наука была делом одиночек, пока она не была слишком дорогой в прямом смысле этого слова, пока влияние её на общественную и частную жизнь человека было относительно слабым, ещё можно было говорить о ценностной нейтральности науки. Да и тогда наука не была ценностно нейтральной, поскольку влияла на постановку и решение мировоззренческих проблем. И тогда она была под пристальным присмотром церкви и власть имущих. В наше время наука стала едва ли не основным источником богатства и власти, а также источником многих социальных проблем. Поэтому, значимость аксиологической, ценностной (этической, прежде всего) составляющей философии науки выросла чрезвычайно.

    Тесная связь и взаимное влияние различных специализированных философских дисциплин .

    Философия науки тесно связана с философией образования . Наличие таких проблем, которые являются предметом рассмотрения и философии науки, и философии образования. Это проблема соразмерного присутствия различных наук в содержании образования учебных заведений разного уровня, проблема классификации и взаимозависимости наук, проблема фундаментализации образования, проблема своеобразия современной научной картины мира и способов её представления в содержании современного образования

    Взаимоотношения философии науки и философии религии . Эти взаимоотношения могут быть прослежены по многим вопросам. Например, европейская наука 16 – 17 –ого веков формировалась в лоне культуры, пронизанной религией (христианством). В связи с этим возникают вопросы, интересные и философии науки, и философии религии: какие черты тогдашнего христианского вероучения способствовали формированию науки того типа, который сложился в указанный период; как взаимодействовали принципы христианского мировоззрения, и принципы формирующегося естествознания в творчестве творцов науки нового времени и т.п. Другой комплекс вопросов, требующий совместных усилий философии науки и философии религии, связан с проблемой разграничения предметов научного знания и религиозных представлений. Корректное разграничение этих предметов позволило бы избежать многих недоразумений в отношениях между наукой и религией.

    Философия науки связана и с другими разделами философии (философской антропологией, философией истории, история философии), а также с другими специализированными философскими дисциплинами (философией техники, философией искусства, философией права, философией политики, философией языка, философией культуры).

    Вопрос №6