• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    • Я выбрал этот проект потому что я увлекаюсь астрономией


    Таблица Солнечной системы


    Солнечная система

    • СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, состоит из центрального светила - Солнца и 9 больших планет, обращающихся вокруг него, их спутников, множества малых планет, комет и межпланетной среды.


    Солнечная система

      СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, система космических тел, включающая, помимо центрального светила - Солнца - девять больших планет, их спутники, множество малых планет, кометы, мелкие метеорные тела и космическую пыль, движущиеся в области преобладающего гравитационного действия Солнца. Образовалась Солнечная система около 4,6 млрд. лет назад из холодного газопылевого облака. В настоящее время с помощью современных телескопов (в частности космического телескопа им. Хаббла) астрономы обнаружили несколько звезд с подобными протопланетными туманностями, что подтверждает эту космогоническую гипотезу.


    Как и кем открыта Солнечная система

      Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, который обосновал представление о движении планет вокруг Солнца. Такая модель Солнечной системы получила название гелиоцентрической. В 17 в. И. Кеплер открыл законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем в 1609 телескопа. Так, наблюдая солнечные пятна, Галилей впервые обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.


    Солнце

      СОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектрального класса G2; масса М~2.103 кг, радиус R=696 т. км, средняя плотность 1,416.103 кг/м3, светимость L=3,86.1023кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. Период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с2


    Горячие миры

    • МЕРКУРИЙ, планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км), период обращения 88 сут., период вращения 58,6 сут., средний диаметр 4878 км, масса 3,3·1023 кг, в состав крайне разреженной атмосферы входят: Ar, Ne, He. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна луной.


    Голубая жемчужина

    • ЗЕМЛЯ, третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

    • Форма, размеры и движение Земли

    • По форме Земля близка к эллипсоиду, сплюснутому у полюсов и растянутому в экваториальной зоне. Средний радиус Земли 6371,032 км, полярный -6356,777 км, экваториальный -6378,160 км. Масса Земли 5,976·1024 кг, средняя плотность 5518 кг/м3.


    Голубая жемчужина

      По современным космогоническим представлениям Земля образовалась примерно 4,6-4,7 млрд. лет назад из захваченного притяжением Солнца протопланетного облака. На образование первых, наиболее древних из изученных горных пород потребовалось 100-200 млн. лет. Примерно 3,5 млрд. лет назад возникли условия, благоприятные для возникновения жизни. Homo sapiens («Человек разумный») как вид появился примерно полмиллиона лет назад, а формирование современного типа человека относят ко времени отступления первого ледника, то есть около 40 тыс. лет назад.


    Луна

    • ЛУНА, естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Особая роль Луны в космонавтике обусловлена тем, что она уже достижима не только для автоматических, но и для пилотируемых космических кораблей. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны 21 июля 1969, был американский астронавт Н.


    Красная планета

      МАРС, планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км, период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч, средний диаметр 6780 км, масса 6,4*1023 кг; 2 естественных спутника - Фобос и Деймос. Состав атмосферы: СО2 (»95%), N2 (2,5%), Ar(1,5-2%), СО(0,06%), Н2О (до 0,1%); давление на поверхности 5-7 гПа. Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк. Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер» и «Марс».


    Газовый гигант

      ЮПИТЕР (астрологический знак G), планета, среднее расстояние от Солнца 5,2 а. е. (778,3 млн. км), сидерический период обращения 11,9 года, период вращения (облачного слоя близ экватора) ок. 10 ч, эквивалент диаметра ок. 142 800 км, масса 1,90·1027 кг. Состав атмосферы: H2, CH4, NH3, He. Юпитер - мощный источник теплового радиоизлучения, обладает радиационным поясом и обширной магнитосферой. Юпитер имеет 16 спутников (Адрастея, Метида, Амальтея, Фива, Ио, Европа, Ганимед, Каллисто, Леда, Гималия, Лиситея, Элара, Ананке, Карме, Пасифе, Синопе), а также кольцо шириной ок. 6 тыс. км, почти вплотную примыкающее к планете.


    Планета с кольцами

      САТУРН (астрономический знак H), планета, среднее расстояние от Солнца 9,54 а. е., период обращения 29,46 года, период вращения на экваторе (облачный слой) 10,2 ч, экваториальный диаметр 120 660 км, масса 5,68·1026 кг, имеет 30 спутников, в состав атмосферы входят СН4, Н2, Не, NН3. У Сатурна обнаружены радиационные пояса. Сатурн - планета, имеющая кольца (см. Кольца Сатурна).


    Туманный Уран

      УРАН (астрономический знак I), планета, среднее расстояние от Солнца - 19,18 а. е. (2871 млн. км), период обращения 84 года, период вращения ок. 17 ч, экваториальный диаметр 51 200 км, масса 8,7·1025 кг, состав атмосферы: Н2, Не, СН4. Ось вращения Урана наклонена на угол 98 °. Уран имеет 15 спутников (5 открыты с Земли - Миранда, Ариэль, Умбриэль, Титания, Оберон, и 10 открыты космическим аппаратом «Вояджер-2» - Корделия, Офелия, Бианка, Крессида, Дездемона, Джульетта, Порция, Розалинда, Белинда, Пэк) и систему колец.


    Бушующий Нептун

      НЕПТУН (астрологический знак J), планета, среднее расстояние от Солнца 30,06 а. е. (4500 млн. км), период обращения 164,8 года, период вращения 17,8 ч, экваториальный диаметр 49 500 км, масса 1,03.1026 кг, состав атмосферы: CH4, H2, Нe. Нептун имеет 6 спутников. Открыт в 1846 И. Галле по теоретическим предсказаниям У. Ж. Леверье и Дж. К. Адамса. Удаленность Нептуна от Земли существенно ограничивает возможности его исследования.


    Плутон

      ПЛУТОН, планета, среднее расстояние от Солнца 39,4 а. е., период обращения 247,7 лет, период вращения 6,4 сут, диаметром ок. 3000 км, масса ок. 1,79.1022 кг. На Плутоне обнаружен метан. Плутон - двойная планета, его спутник, примерно в 3 раза меньший по диаметру, движется на расстоянии всего ок. 20 000 км от центра планеты, делая 1 оборот за 6,4 сут.


    Кометы

    • КОМЕТЫ (от греч. kometes, букв. - длинноволосый), тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, на значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром


    Галактика

      ГАЛАКТИКА (от греч. galaktikos - млечный), звездная система (спиральная галактика), к которой принадлежит Солнце. Галактика содержит не менее 1011 звезд (общей массой 1011 масс Солнца), межзвездное вещество (газ и пыль, масса которых составляет несколько процентов массы всех звезд), космические лучи, магнитные поля, излучение (фотоны). Большинство звезд занимает объем линзообразной формы поперечником ок. 30 тыс. пк, концентрируясь к плоскости симметрии этого объема (галактической плоскости) и к центру (т. н. плоская подсистема Галактики).


    Галактика

      Меньшая часть звезд заполняет почти сферический объем радиусом ок. 15 тыс. ПК (т. н. сферическая подсистема Галактики), концентрируясь к центру (ядру) Галактики, который находится от Земли в направлении созвездия Стрельца. Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии ок. 10 тыс. ПК от центра Галактики. Для земного наблюдателя звезды, концентрирующиеся к галактической плоскости, сливаются в видимую картину Млечного Пути.


    Млечный Путь

    • 1) пересекающая звездное небо неярко светящаяся полоса. Представляет собой огромное количество визуально неразличимых звезд, концентрирующихся к основной плоскости Галактики. Близ этой плоскости расположено Солнце, так что большинство звезд Галактики проецируется на небесную сферу в пределах узкой полосы - Млечного Пути.



    Актуальность темы: С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды притягивали их взгляды и души. Они заставляли их мечтать, любить, творить. С тех пор люди очень изменились. Их больше манит экран телевизора и времени для того, чтобы любоваться звёздами всё чаще не находится. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первым листочкам, бабочкам, звёздам и целым галактикам. Но это всё о взрослых. Мы -Дети; подобно древним людям находимся в слиянии с природой, а потому всё что нас окружает, кажется нам таким родным и интересным.








    Юпитер не имеет твердой поверхности. 1 слой планеты это смесь водорода и гелия, толщиной около 21 тысячу км. Затем - слой жидкого и металлического водорода, глубиной тысяч км. Внутри может находиться твёрдое ядро, диаметром около 20 тысяч км.



    Всероссийская конференция «Юный исследователь: проектная деятельность младших школьников»

    ​​​​​Презентация проекта «Планеты Солнечной системы»

    "Слайд № 1. Добрый день! Я хочу Вам представить свой проект «Планеты Солнечной системы».

    Слайд № 2

    Каждый человек любит смотреть на звёзды. Мне тоже интересен космосом! Ведь сколько там загадочного и неизведанного!

    На уроке «Окружающий мир», мы познакомились с планетами Солнечной системы и созвездиями. Это очень интересно! И мне захотелось побольше узнать о космосе и о Солнечной системе. Поэтому я решил собрать как можно больше информации об этом в проекте «Планеты Солнечной системы».

    Слайд № 3

    Цель проекта: Расширить свои знания о космосе. Собрать интересную информацию о Солнечной системы.

    Для этого, мне надо найти ответы на вопросы:

    1. Как и когда образовалась Вселенная?
    2. Узнать, что является центром Солнечной системы?
    3. Узнать сколько планет в Солнечной системе и как они называются?
    4. Создать макет Солнечной системы;
    5. Найти интересные факты о Солнечной системе.

    Слайд № 4

    Работа над проектом была разделена на 3 этапа.

    На первом этапе мы приступили к сбору информации из различных источников: книг, интернет-источников, познавательных передач.

    Слайд № 5

    Как и когда возникла Вселенная? Вселенная возникла более 15 миллиардов лет назад, в результате «Большого взрыва». До взрыва, вещество было сжато почти в точку. Взорвавшись, оно разлетелось с огромной силой и скоростью.

    Слайд № 6

    Из разлетевшегося вещества образовались гигантские облака газа и пыли, охлаждаясь, они становились более плотными и превратились в звезды. Предположительно вещество, оставшееся после взрыва, под воздействием силы тяготения, образовало разные ГАЛАКТИКИ, в одной из которой живем мы.

    Слайд № 7

    Наша галактика называется Млечный Путь, представляет собой гигантскую спиральную галактику, заполненную звездами, звездными скоплениями, газом и пылью. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно.

    Слайд № 8

    После «Большого взрыва», ударная волна была такой силы, что газово-пылевое облако стало сильно вращаться и разделилось на 10 или 11 скоплений веществ, которые после разделения назвали ПРОТОПЛАНЕТАМИ.

    Слайд № 9

    В результате взрыва в центре галактики образовалась большая и очень горячая звезда, огромный, раскаленный шар - Солнце. ПРОТОПЛАНЕТЫ вращались вокруг Солнца.

    Слайд № 10

    Сначала они сильно разогрелись, но затем постепенно остывали и превратились в планеты, которые известны нам сейчас.

    Слайд № 11 Меркурий - САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА, движется быстрее других планет, обжигаясь солнечными лучами днем и замерзая ночью.

    Слайд № 12 Венера - больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из-за окутывающих ее облаков. Поверхность - раскаленная каменистая пустыня.

    Слайд № 13 Земля - сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно “растили” планету. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть.

    Слайд № 14 Марс - КРАСНАЯ ПЛАНЕТА. Из-за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Это четвертая по порядку планета.

    Слайд № 15 Юпитер - ПЛАНЕТА ГИГАНТ! Он более чем вдвое массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых.

    Слайд № 16 Сатурн - газовый гигант, размером почти не уступающий Юпитеру.

    Слайд № 17 Уран - Уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть.

    Слайд № 18 Нептун - Среди четырёх газовых гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) самый маленький, самый холодный, самый отдалённый и самый «ветреный». На данный момент, Нептун считается последней планетой Солнечной системы. Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп.

    Слайд № 19

    В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении и по своей орбите. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс - состоят из горных пород и находятся достаточно близко к Солнцу. Их называют планетами земной группы . По твердой поверхности этих планет можно ходить.

    Другие четыре планеты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга. А ЧТО ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ О ПЛАНЕТЕ ПЛУТОН?

    Слайд № 20

    Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы — это Плутон, который находится за Нептуном.

    Слайд № 21

    Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, многие ученые считают её спутником планеты Нептун.

    Слайд № 22

    С 2006 года в Солнечной системе значится 8 планет.

    Слайд № 23

    Изучив подробно информацию о Планетах Солнечной системы, мы приступили к созданию макета «Солнечная система».

    Слайд № 24

    Вот такой макет «Солнечной системы» у нас получился! С помощью этого макета, можно наблюдать как планеты совершают движение вокруг Солнца.

    Слайд № 25

    А знаете ли вы, что такое парад планет?

    Парад планет - это событие удивительной красоты, при котором несколько небесных тел оказываются на одной прямой. Человеку, который наблюдает происходящее, кажется, будто планеты расположены очень близко друг к другу.

    Слайд № 26

    Парад планет может быть малым или большим. Малый парад планет - это конфигурация Марса, Меркурия, Венеры и Сатурна , при этом они встают от светила по одну сторону. Случается такое не чаще одного раза в год. Парад из трех планет случается иногда даже несколько раз в год, хотя везде условия для их видимости различны.

    Большой парад планет . При этом астрономическом явлении на одной линии оказывается сразу шесть небесных тел, таких как Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер и Уран . Данное великолепное зрелище можно увидеть только раз в двадцать лет.

    С помощью нашего макета можно создать любой парад планет: большой или малый.

    Слайд № 27

    Мы нашли много интересных фактов о нашей Вселенной.

    Ежегодно только в нашей Галактике рождается сорок новых звезд, представьте сколько звезд рождается во всех галактиках!

    Слайд № 29

    В просторах Вселенной есть очень удивительная вещь - ГИГАНТСКИЙ ГАЗОВЫЙ ПУЗЫРЬ. Он образовался после «Большого взрыва».

    Слайд № 30

    Солнце «худеет» на миллиард килограммов в секунду, это происходит от солнечного ветра.

    Слайд № 30

    А самое главное, ученые считают, что у планеты Земля есть двойник, похожее на Землю небесное тело. А вот какая планета является двойником - Глория или Титан? Обе планеты схожи с нашей Землей. Ученым предстоит это выяснить.

    Слайд № 31

    Звёздное небо всегда интересовало людей, даже, тех, которые жили в каменном веке. Сегодня человек изучает Вселенную, как с Земли, так и из космоса, с помощью телескопов, искусственных спутников, космических кораблей.

    Сколько могло образоваться во Вселенной солнечных систем, похожих на нашу Землю? На скольких планетах могла бы зародится жизнь? Недавно даже на Земле были обнаружены прежде неизвестные организмы, способные жить в зонах, которые раньше считались необитаемыми, - это ледниковые шапки, морские глубины, недра Земли и даже кратеры вулканов. Сейчас много говорят о том, что на Земле становится тесно жить.

    Изучив планеты, мы не узнали можно ли найти планету, подходящую для жизни, если возникнет такая необходимость. И какой из этого следует вывод? Будем и дальше мечтать, прислушиваться и искать…

    Раньше или позже из прекрасного космического далёка придёт ответ!

    Презентация проекта «Планеты Солнечной системы»






    Юпитер Древние астрономы назвали эту планету именем древнеримского бога неба, грома, молнии и дождя. Юпитер - настоящий гигант, самая большая планета Солнечной системы. Для невооруженного глаза это яркое желтое светило, которое своим блеском затмевает все планеты, за исключением Луны и Венеры. Он светит даже ярче, чем Сириус - самая яркая звезда на нашем небосклоне.


    Юпитер имеет мощную атмосферу высотой 50 км, состоящую на 90% из водорода и на 10% гелия. В нижних слоях атмосферы обнаруживаются также аммиак, сероводород, метан, гидросульфид аммония, вода и другие простые соединения, которые образуют облака. Большая часть Юпитера находится в жидком состоянии. Верхний слой - это смесь водорода и гелия толщиной 20 тыс. км, постепенно меняющая свое состояние по направлению к ядру от газообразного к жидкому, под влиянием повышения температуры и давления. Движение облаков в атмосфере Юпитера




    Планета названа в честь римского бога земледелия. Впервые наблюдал Сатурн через телескоп в годах, Галилео Галилей. Сатурн


    Основными химическими элементами, составляющими Сатурн, являются водород и гелий. Эти газы переходят при высоком давлении внутри планеты сначала в жидкое состояние, а затем (на глубине 30 тыс. км) в твердое, поскольку в существующих там физических условиях (давление 3 млн. атм.) водород приобретает металлическую структуру. В этой металлической структуре создается сильное магнитное поле. Ниже слоя металлического водорода располагается ядро из более тяжелых элементов.




    Уран Уран, как и большинство планет Солнечной системы, был назван в честь божества. В данном случае Урана - бога неба и поднебесья. В антической мифологии Уран был сыном Кроноса (Сатурна). Открыл эту планету английский астроном Вильям Гершел в 1781 году.




    Нептун Обнаружен 23 сентября 1846 г. Иоганном Галле и Гейнрихом д Арре на основе расчетов Урбена Леверье. Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Иногда Нептун помещают в отдельную категорию « ледяных гигантов». Нептун назван в честь древнеримского бога морей, который правит океанами, реками, ручьями и источниками, а также всем скрытым под водой. В астрологии Нептун считается планетой идеализма и духовности.


    Нептун. Внутреннее строение Нептуна напоминает внутреннее строение Урана. Атмосфера составляет примерно 1020 % от общей массы планеты, и расстояние от поверхности до конца атмосферы составляет 1020 % расстояния от поверхности до ядра. Вблизи ядра давление может достигать 1000 Па. Объёмные концентрации метана, аммиака и воды найдены в нижних слоях атмосферы.


    Планета имеет 13 спутников и 6 колец. Первый спутник Нептуна был открыт в 1846 году Уильямом Ласселом практически одновременно с планетой и получил имя Тритон. Спутник Тритон отличается от других тем, что еще и имеет обратное движение по направлению орбиты. Другой спутник Нептуна Нереида был открыт гораздо позже в 1949 году, а во время космической миссии к аппарата "Вояджер-2" были обнаружены сразу несколько малых спутников планеты. Этот же аппарат открыл и целую систему слабо освещенных колец Нептуна. На данный момент последний из открытых спутников это Псамафа в 2003 году.




    ПЛУТОН Она была открыта в марте 1930 года американским астрономом К. Томбо. Позже она была найдена и на более ранних фотографиях неба, начиная с 1914 года. Замечательная история открытий Нептуна и Плутона в действительности начинается с открытия Урана, потому что, не будь наблюдений Урана, два более поздних открытия могли бы задержаться на многие годы. Карликовая планета Плутон названа в честь римского бога подземного мира. В римской мифологии, Плутон был сыном Сатурна, который с тремя своими братьями правил миром: Юпитер контролировал небо, Нептун был владыкой морей...




    СПУТНИКИ ПЛУТОНА У Плутона обнаружено четыре спутника: Харон (назван в честь паромщика ада), Никс (в честь греческой богини ночи и тьмы), Гидра (по имени девятиглавой змеи, охраняющей ад) и пока еще безымянного спутника S/2011 P 1, который был открыт совсем недавно (в 2011 году).


    МЕРКУРИЙ Эта планета находится ближе всех к солнцу. Меркурий полностью обходит вокруг солнца за восемьдесят восемь суток земных. Вокруг своей оси он обходит за неполных шестьдесят суток, что по меркурианским меркам – две трети года. Температура на поверхности меркурия может колебаться очень сильно, от градусов на стороне солнца и до градусов с теневой стороны. В нашей солнечной системе эти перепады являются самыми сильными. У Меркурия можно наблюдать такое необычное явление, которое получило название эффект Иисуса Навина. Когда солнце на Меркурии доходит до определенной точки, оно останавливается и начинает идти в обратную сторону, а не как на Земле – должно обойти полный круг вокруг планеты. Меркурий является самой маленькой планетой группы Земли. Планета Меркурий названа в честь римского бога торговли и путешествий Меркурия.


    Строение планеты Меркурий Средняя плотность Меркурия почти равна плотности Земли. Меркурий имеет железное ядро, на долю которого приходится 70% массы и 75% общего диаметра планеты. Обнаружено и магнитное поле, по напряженности составляющее лишь около сотой части напряженности поля Земли, но его существование служит дополнительным доказательством существования металлического ядра.


    ВЕНЕРА Она носит имя богини любви. Одна из планет земной группы, по своей природе подобная Земле, но меньше по размеру. Как и Земля, она окружена достаточно плотной атмосферой. Венера подходит к Земле ближе любой другой планеты. Венера вращается вокруг своей оси, отклонённой на 2° от перпендикуляра к плоскости орбиты, с востока на запад, то есть в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет. Один оборот вокруг оси занимает 243,02 земных суток. Температура на поверхности Венеры (на уровне среднего радиуса планеты) около 750 К (477 °C), причём её суточные колебания незначительны. Давление около 93 атм, плотность газа почти на два порядка выше, чем в атмосфере.


    У Венеры жидкое железное ядро, но в нем не возбуждается магнитное поле, вероятно, из-за медленного вращения Венеры. На поверхности Венеры обнаружены кратеры, разломы и другие признаки протекавших на ней интенсивных тектонических процессов. Отчетливо просматриваются и следы ударной бомбардировки. Поверхность покрыта камнями и плитами различных размеров; поверхностные породы близки по составу к земным осадочным породам.


    Земля Земля́ третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Иногда упоминается как Мир, Голубая планета, иногда Терра (от лат. Terra) Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник Луну. Предположительно жизнь появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад, то есть в течение первого миллиарда после её возникновения. Приблизительно 70,8 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы, кроме Земли. Полюса Земли покрыты ледяным панцирем, который включает в себя морской лёд Арктики и антарктический ледяной щит.


    Спутник Земли Луна - единственный естественный спутник Земли, находится от нее на расстоянии 384,4 тыс. км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 58",7. Масса Луны составляет 0,0123 массы Земли или 7, кг. Диаметр Луны чуть больше четверти земного (0,273) или км. Луна - это большой спутник, 5-ое место среди известных естественных спутников в Солнечной системе. Луна - единственный естественный спутник Солнечной системы, который притягивается Солнцем сильнее (в 2 раза!), чем "своей" планетой.


    МАРС Планета Марс названа так древними римлянами в честь бога войны. Марс обращается вокруг Солнца на расстоянии в полтора раза большем, чем Земля. Он завершает облет Солнца за 687 земных суток. Диаметр Марса почти вдвое меньше диаметра Земли. Марс вращается вокруг оси почти с такой же скоростью, как Земля, сутки его лишь на 37 мин длиннее земных. У Марса есть два спутника Фобос и Деймос. планета Марс окружена разреженной атмосферой, состоящей в основном из углекислого газа, дышать в таких условиях человек не смог бы. Поверхность Марса отчасти напоминает лунную. Она усеяна множеством кольцеобразных гор кратеров. Есть на Марсе и горные хребты, и ущелья. В полдень на экваторе Марса тем- пература иногда повышается до плюс 20 С. Но по ночам всюду очень холодно морозы нередко достигают минус 140 С.




    Фобос и Деймос – естественные, но очень маленькие, спутники Марса. Они имеют не правильную форму, и по одной из версий, представляют собой, захваченные гравитацией Марса, астероиды. Спутники Марса Фобос (страх) и Деймос (ужас) – это герои древнегреческих мифов, в которых они помогали богу войны Аресу (Марсу), побеждать в сражениях. В 1877 году, их открыл астроном из Америки Асаф Холл. Вращение обоих спутников по своей оси происходит с одинаковым периодом, как и вокруг Марса, за счет этого они все время обращены к планете одной стороной. Деймос постепенно удаляется от Марса, а Фобос наоборот, притягивается еще больше.



    Интересные факты солнечной системы: Юпитер всасывает космический мусор. В нашей системе есть 5 карликовых планет: Плутон Церера (Ceres) Эрида (Eris) Хаумея (Haumea) Макемаке (Makemake) Один день на Меркурии соответствует 58 дням на Земле Времена года на Уране продолжаются по 20 лет Венера самая горячая планета


    Вывод на поставленный вопрос. Солнце освещает всегда половину Луны, но мы видим полностью освещённую Солнцем половину только когда Луна и Солнце находятся с разных сторон от Земли (Земля в этом случае не закрывает свет Солнца, падающий на Луну, потому что плоскость орбиты Луны и Земли отстоят на небольшой угол, когда плоскости совпадают - происходит Лунное затмение - соответственно оно может происходить только в полнолуние). А значит полную Луну нельзя увидеть вместе с Солнцем. Когда Солнце и Луна по отношению к Земле составляют другой угол, то видимая и освещённая половины Луны не совпадают, а мы видим только их совпавшую часть. Чем меньше эта часть, тем ближе Луна к Солнцу на небосводе и тем большее время её можно наблюдать вместе с Солнцем. То есть полную Луну можно увидеть вместе с Солнцем только из приполярных областей, но они будут возле горизонта в противоположных сторонах.

    Тема проекта «Планеты Солнечной Системы»

    Першина С.Н. (воспитатель)

    Лучина Н.В. (воспитатель)

    Узкирева М.В. (эколог)

    Образовательное учреждение: МДОКУ д/с «Сказка», п.г.т. Левинцы, Оричевского района, Кировской области

    2017 г.

    Стр.:

      Введение 3-4

      Обзор литературы 5

      Методы исследований: 6

    3.1.Этапы работы 6

    3.2.Методики, места и сроки проведения исследований. 7-11

    4. Результаты исследования 12-13

    5. Приложение. 14

      Введение

    Тема: Планеты Солнечной Системы.

    Обоснование выбора тема: Развитие современного общества и научного прогресса приносит большой разрешающий вред природе.Дети, как же сберечь ее на благо людей и будущих поколений. Чтобы научиться беречь природу, нужно все о ней знать. С чего нужно начать изучать природу Земли, мы считаем с ее образования, с того откуда она родом, т.е. с космоса. Поэтому мы избрали своей темой «Знакомство детей с космосом и планетами Солнечной Системы».

    Цель проекта: Формирование начал научного мировоззрения старших дошкольников через знакомство с космосом и его объектами путем наблюдений, исследований, игр, чтения научно-художественной литературы.

    Задачи:

      Расширять представления детей о космосе, звездах, планетах, учить отличать планеты по внешнему виду, размеру, расположению, особенностям.

      Развивать любознательность, воображение, мышление, речь, развивать умение делать выводы на основе результатов наблюдений и опытов. Формировать научное мировоззрение.

      Воспитывать интерес к космосу и окружающему миру в целом, бережное отношение к нему.

    Предмет исследования – космос, как часть окружающего мира.

    Объект исследования - планеты Солнечной Системы.

    Гипотеза: Зачем ребенку дошкольнику знать о космосе, его устройстве? Ведь это непростые понятия. Считаем, чтобы сформировать у ребенка правильное понимание видения мира, научить любить и бережно относиться к природе, необходимо дать понятие о существовании взаимосвязи жизни Земли и космоса, без которых невозможны жизнь на Земле и перспектива развития человечества. Чем раньше ребенок начнет понимать эту связь, тем быстрее он сможет научиться бережно относиться к природе, тем мудрее в будущем сможет осваивать просторы космоса и благо человечества.

    Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период активного вхождения в период познания окружающего мира. Наблюдение за небесными светилами было всегда интересно людям во все времена. Детей тоже привлекает эта таинственная даль. Дети проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, любят наблюдать, экспериментировать. Чтобы сохранить и развить у детей их природный дар – любознательность, и обогатить их опыт взаимодействия с окружающим миром, мы спланировали совместную деятельность с предметами и явлениями космоса.

    Значимость: Данная работа не только сможет обогатить опыт взаимодействия детей с окружающим миром, но и будет не только способствовать развитию экологического сознания, но и положит начало формированию правильного научного видения мира.

    Обзор литературы, использованной для подготовки к созданию проекта:

      Рылеева В.А. «Вместе веселее» Москва 2000

      Попова Т.И. «Мир вокруг нас» Москва 1998

      «Чудеса света» РОСМЭН Москва 2000

      Краменко О. «Птицы и нефть» «Обруч» №4, 2000

      Сладков Н. «Разноцветная земля» Москва 1981

    3.Методы исследований:

    3.1. Этапы работы.

    Организационный этап:

    Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор необходимых материалов, оборудования для проектной деятельности, составление плана реализации проекта, разработка и изготовление дидактических игр и пособий.

    Практический этап:

    Непосредственно-образовательная и исследовательская деятельность с детьми воспитателей и эколога.

    Проведение опытов, наблюдений в природе.

    Организация игр с использованием пособий.

    Чтение научно-художественной литературы, стихов, потешек, загадок.

    Художественно-продуктивная деятельность.

    Экскурсия в планетарий.

    Составление рассказов о планетах, солнце

    Работа с родителями (информирование о проекте, привлечение к работе над ним).

    Итоговый этап:

    Комплексное занятие «Солнечная Система»

    КВН «В центре подготовки космонавтов»

    Подготовка к презентации Паши Потеряева и Славы Вьюхина «Планеты Солнечной Системы»перед педагога

    Районная конференция.

      1. Методики, места и сроки проведения исследований.

    Методики исследования, места и сроки проведения.

    проведения

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Сентябрь 1-2 неделя

    1. Что такое космос?

    1.Расширить представления детей о Вселенной, как огромном бесконечном доме для звезд и планет.

    2. Развивать интерес к космосу и к совместной деятельности.

    3.Воспитывать умение наблюдать.

    1. Рассказ взрослого «Что такое космос?»

    2.Наблюдение за звездным небом.

    3. Рисование «Разные галактики»

    4. Рассматривание и чтение книги «Малышам о звездах»

    1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос»

    2. Подвижная игра «Правильно - лови»

    Сентябрь 3-4 неделя

    2. Особенности космоса.

    1.Познакомить детей с интересными особенностями космоса (темнота, невесомость), сформировать понятие о себе, как о частичке Вселенной.

    2.Развивать

    интерес к

    эксперименталь -ной деятельности.

    3. Воспитывать умение работать в паре (при ведении опытов)

    1. Рассказ взрослого «Особенности космоса»

    2.Экспериментальная деятельность (космическая темнота, невесомость)

    3. Чтение рассказа «Первый полет в космос»

    4. Ручной труд «Космическая ракета» (оригами)

    5. Составление рассказов о космосе и его особенностях.

    1.Подвижная игра «Разные галактики»

    2. Рассматривание иллюстраций о космосе.

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Октябрь 1-2 неделя

    3. Планеты Солнечной Системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

    1. Познакомить детей с некоторыми планетами Солнечной Системы, различать их по величине, характерным особенностям.

    2. Развивать внимание, память, Воображение, наблюдательность.

    3. Воспитывать интерес к планетам, желание узнать больше о планетах.

    1. Рассказ взрослого о планетах Солнечной Системы, экскурсия в экологический центр.

    2.Знакомство с интересными фактами о планетах из энциклопедии «Почемучка»

    3. Рассматривание иллюстраций о планетах в книге «Динозавры и планета Земля»

    4. Рисование «Космические соседи»

    5. Опыт «Чем ближе, тем быстрее» (о вращении планет вокруг Солнца).

    6. Опыт «Марсианская ржавчина»

    1. Наблюдение за Венерой.

    2.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Марс»

    3. Рассматривание глобуса «Марса»

    4. Составление творческих рассказов о планетах «Если бы я был космонавтом»

    Октябрь 3-4 неделя

    4. Планеты Солнечной Системы (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

    1.Продолжить знакомить с планетами Солнечной Системы. Различать их по величине, особенностям, месту занимаемому в Солнечной Системе.

    2. Формировать понятие о себе, как к жителям Солнечной Системы, развивать фантазию.

    3.Продолжить воспитывать интерес к объектам космоса.

    1. Рассказ взрослого о планетах (с использованием пространства экологического центра)

    2. Лепка «Парад планет»

    3. Опыт «Красное пятно Юпитера»

    4. Составление рассказов.

    5. Заучивание стихов о Солнечной Системе, о разных планетах.

    1. Подвижная игра «Каждую планету на свое место»

    2. Словесная игра «Что больше?»

    3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Солнечной Системе»

    4. Игра – моделирование «Планеты Солнечной Системы» (с использованием шапочек – планет)

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Ноябрь 1 неделя

    1. Уточнить знания детей о Солнце, как основном источнике тепла и света для планет Солнечной Системы и Земли. Уметь отличать Солнце от других космических тел по размеру, цвету, месту расположения.

    2. Развивать умение высказывать свою точку зрения.

    3. Воспитывать умение выслушивать мнение других детей, умение наблюдать.

    1. Рассказ взрослого о Солнце.

    2. Опыт с лучом.

    3.Опыт – солнечные очки.

    4. Чтение сказок, в которых солнце помогает героям преодолеть трудности.

    5. Заучивание потешек о солнце (солнышко, солнышко выгляни на бревнышко).

    6. Загадывание загадок о солнце.

    7. Чтение интересных фактов о солнце из книги «Малышам о звездах»

    1. Наблюдение за Солнцем в разное время суток.

    2. Рисование «Наше солнце»

    Ноябрь 2-3 неделя

    6. Земля и Солнце

    1.Расширять знание о планете Земля, об ее уникальном расположении в космосе, познакомить с глобусом. Уточнить и расширить знания о смене дня и ночи, как о результате вращения планеты вокруг оси, дать понятия о том, что продолжительность дня и ночи зависит от времени года.

    2. Развивать умение строить гипотезы.

    3. Воспитывать интерес к нашей звезде, любовь к нашей планете.

    1.Рассказ взрослого о планете Земля.

    2. Опыт – движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца.

    3. Опыт – неоднородный волчок.

    4. Чтение стихов Акима «Планета сад»

    5. Рассматривание картин (морей, океанов, суши, разных стран)

    6. Коллективная аппликация «Космические фантазии»

    7. Составление рассказов о Солнце, о планете Земля.

    1. Рассматривание глобуса Земли.

    2. Словесная игра «Когда это бывает» (о частях суток)

    3. Игра – моделирование «Движение Земли вокруг своей оси. Вокруг Солнца»

    4. Подвижная игра «Правильно – лови»

    Сроки проведения

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    7. Луна – спутник Земли.

    1. Познакомить детей с естественными спутниками Земли-Луной, ее размерами, расположением, значением для Земли.

    2. Развивать воображение, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы на основе результатов экспериментов.

    3. Продолжать воспитывать интерес к дальнейшей экспериментальной деятельности.

    1.Рассказ взрослого о Луне, чтение интересных фактов о Луне из книги «Малышам о звездах» и из книги «Почемучка»

    2. Опыт «Лунный пейзаж». Опыт «Почему Луна не падает на Землю». Опыт «Луна и месяц»

    3. Рисование «Лунный пейзаж»

    4. Чтение сказки «Кто огрыз месяц»

    5. Чтение сказок о том, как Луна помогает героям («Сказка о мертвой царевне»)

    6.Загадки о Луне.

    7. Составление обобщающих рассказов о Луне.

    1. Наблюдение за Луной, месяцем.

    2. Рассматривание иллюстраций о Луне.

    3. Лепка «Луноход»

    4. Сюжетно – ролевая игра «Полет на Луну»

    5. Игра «Чего не стало» (с иллюстрациями планет)

    4.Результаты исследования

    Результаты:

    По окончанию работы по проекту мы провели следующие мероприятия:

      НОД (комбинированная) – интеллектуальный КВН «В центре подготовки космонавтов», где дети показали высокий уровень знаний и умений по теме проекта.

      С двумя детьми Славой Вьюхиным и Пашей Потеряевым подготовили и показали презентацию на тему «Где живут инопланетяне?» для воспитателей других групп.

      Слава Вьюхин и Паша Потеряевым выступили на районной конференции на тему «Мир, в котором мы живем»

      В результате проведенной работы дети стали узнавать и показывать другим детям звезды (Полярная звезда), Созвездия (Большая Медведица), планеты (Венера). Знают и рассказывают стихи о звездах, планетах, космосе, умеют загадывать загадки о космосе, умеют показывать опыты.

    Выводы:

    В результате работы по проекту у детей расширились представления о космосе, его объектах, они научились узнавать планеты Солнечной Системы и рассказывать о них, наблюдать за ними в природе, проводить эксперименты о предметах и явлениях связанных с космосом, на основе их научились делать выводы.

    Дети научились, и в самостоятельной деятельности уже могут без помощи взрослого находить информацию о космосе, и рассказывать о том, что они узнали другим детям и взрослым. Дети стали понимать взаимосвязь живой и неживой природы.

    В итоге нашей совместной работы с детьми положено начало развитию экологического сознанию детей, правильному пониманию и видению мира, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

    Дети проявляют широкий интерес к этой теме, задают вопросы как, зачем и почему. Поэтому в дальнейшем мы хотим продолжить работу по формированию научного мировоззрения через исследовательскую деятельность, знакомя детей с нашей планетой, ее образованием, строением, зарождением и развитием на ней животного мира и человека. Так как именно наша планета является самым интересным объектом в Солнечной Системе.

    Список литературы, использованный в проекте:

      Ван Клив «200 экспериментов» Москва 1995

      Белавина И., Найденская Н. «Планета наш дом» Москва 1995

      «Всемирная география» РОСМЭН Москва 1997

      «Неизвестное об известном» РОСМЭН Москва 2000

      Савенков А. «Детская одаренность» «Дошкольное воспитание» №12, 1999

      Климова, Тараканова «Мы открываем мир»

      Рыжова Н.А. «Наш дом природа» Москва 1996

      Левитан Е.П. «Малышам о звездах» Москва 1994

      Дитрих А. «Почемучка» Москва 1996

      Изучение интернет ресурсов: информация о планетах Солнечной Системы, о космосе, стихи о космических объектах, НОД с детьми, иллюстрации с космическими объектами, информацию о проектной деятельности в детском саду.

      Журнал «Дошкольная педагогика» №1, 2013

    5. Приложение.

    Опыты:

    1. «Далеко – близко»

    Цель: Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.

    Материалы: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр)

    Процесс:

    Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр на отметку 100 см.

    Поставьте настольную лампу у нулевой отметки.

    Включите лампу.

    Через 10 минут запишите показания обоих термометров.

    Итоги: ближний термометр показывает более высокую температуру.

    Почему? С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее.

    2. «Чем ближе, тем быстрее»

    Цель: Узнать, как расстояние от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

    Материалы: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

    Процесс:

    Скатайте из пластилина два шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой на конец рейки.

    Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху.

    Одновременно отпустите рейку и линейку.

    Итоги: линейка падает первой.

    Почему: Это напоминает движение планет, которые непрерывно «падают» вокруг Солнца. Меркурий, который находится на кратчайшем расстоянии от Солнца (58 млн. км), совершает путешествие вокруг Солнца за 88 земных дней. Плутон, находящийся в 5,9 млрд. км от Солнца, проходит гораздо больший путь один оборот вокруг Солнца длится 248 земных лет.

    3. «Красное пятно Юпитера»

    Цель: Продемонстрировать движение в «красном пятне» Юпитера.

    Материалы: большая банка с большим отверстием, щепотка чая, карандаш.

    Процесс:

    Наполните банку водой.

    Высыпайте чай в воду.

    Опустите карандаш в воду по центру банки.

    Начните перемешивать воду, производя карандашом легкие круговые движения.

    Итоги: Чаинки идут ко дну, совершая движение по расширяющейся спирали.

    Почему: Красное пятно на Юпитере – это мощный ураган. У него достаточно сил чтобы поглотить три таких планеты, как наша Земля. Считается, что красные частички – так же, как и чаинки подхватываются мощным вихрем, который внешне почти не изменился с тех пор, как люди имеют возможность наблюдать Юпитер.

    4. «Красное пятно Юпитера»

    Цель: Воссоздать материал, который окрашивает поверхность Марса в красный цвет.

    Материалы: бумажная салфетка, блюдце, резиновые перчатки (в которых моют посуду), мочалка из тонкой стальной проволоки.

    Процесс:

    Сложите салфетку пополам и положите ее на блюдце.

    Положите мочалку под теплую воду.

    Поместите мокрую мочалку на салфетку.

    Положите блюдце в укромное место, где его никто не будет трогать 5 дней.

    Периодически наблюдайте за ним.

    Через 5 дней наденьте резиновые перчатки, возьмите мочалку и потрите ее пальцами.

    Итоги: Твердый серебристый металл превратился в красный порошок.

    Почему? Почва на Марсе состоит в основном из кремния, кислорода и различных металлов – таких, как железо и магний. Избыток оксида железа, т.е. соединение железа и кислорода, называемое ржавчиной, придает Марсу красноватый оттенок.

      «Лунный пейзаж»

    Цель: Просмотреть лунный пейзаж.

    Материалы: костяшки домино, стол, фонарик.

    Процесс:

    - Поставьте на стол 6-8 костяшек домино.

    - Задвиньте шторы и погасите в комнате свет. Включите фонарик и держите его под углом к крышке стола сантиметрах в тридцати от домино.

    Итоги: костяшки домино отбрасывают на стол тени.

    Почему? Костяшки домино загораживают свет фонарика таким же образом, как горы на Луне – солнечный цвет. Тени от освещенных солнцем гор ложатся на равнины, и поэтому они кажутся темными. Такими же темными кажутся лунные кратеры. Сочетание гор, равнин и кратеров и составляет лунный пейзаж.

      «Темный космос»

    Цель: Узнайте, почему в космосе темно.

    Материалы: фонарик, стол, линейка.

    Процесс:

    - Положите фонарик на край стола.

    Затемните комнату, оставив только включенный фонарь.

    Взгляните на луч света, постарайтесь проследить его.

    Поднесите руку на расстоянии примерно 30 см от фонаря.

    Итоги: На вашей руке появляется круг света, но между фонарем и вашей рукой либо совсем нет видно света, либо почти не видно.

    Почему? Ваша рука отразила свет, и вы его увидели. Несмотря на то, что солнечный свет постоянно пронизывает космос, там темно. Это происходит потому, что в космосе нет ничего, что могло бы его отражать. Свет виден только тогда, когда он отразится от какого-нибудь предмета и попадет в ваши глаза.

    7. «Неоднородный волчок»

    Цель: Показать, что неоднородность состава Земли влияет на ее движение.

    Материалы: фломастер, одно сырое яйцо, одно вареное яйцо.

    Процесс:

    - Остудите вареное яйцо.

    Пометьте яйца, написав на вареном цифру 1, а на сыром – 2.

    Положите яйца на стол и попытайтесь раскрутите их.

    Итоги: вареное яйцо раскручивается и продолжает вращаться в течение нескольких секунд. Сырое яйцо раскручивается плохо, болтается и быстро останавливается.

    Почему? На вращение сказывается внутреннее строение яйца. В вареном яйце содержимое твердое и раскручивается вместе со скорлупой. Сырое яйцо – жидкое внутри. И поэтому оно начинает вращаться не однородно со скорлупой, а с опозданием и медленнее. Такое поведение жидкого содержимого заставляет вращающееся яйцо болтаться и быстро останавливается. Часть земной мантии и внешняя часть ядра тоже жидкие. Из-за того, что Земля внутри не твердая, как и сырое яйцо, она при вращении тоже болтается. Но если при вращении яйца это сразу бросается в глаза, то болтание земного шара очень не значительно, и его можно заметить лишь в результате многолетних наблюдений.

    8. «День и ночь»

    Цель: Определить, почему происходит смена дня и ночи.

    Материалы: стол, фонарик, темная рубашка, небольшое зеркальце.

    Процесс:

    Положите фонарик на край стола и включите его. (Во время опыта в комнате должно быть темно).

    Вы должны надеть темную рубашку и встать перед зажженным фонариком в 30 см от него.

    Медленно поворачивайтесь влево, пока вы не окажитесь спиной к фонарику.

    Стоя спиной к свету, держите зеркальце таким образом, чтобы оно отражало свет на вашу рубашку спереди.

    Продолжайте поворачиваться пока снова не окажитесь лицом к столу.

    Итоги: По мере того, как вы поворачивайтесь влево, луч от фонаря скользит по вашей рубашке вправо. Когда вы оказывайтесь спиной к свету, то спереди рубашка оказывается в тени и отражается лишь светом, отраженным при помощи зеркальца. Отраженный свет менее яркий, чем от фонаря.

    Почему? Ваша рубашка изображает Землю, фонарик – Солнце, а зеркальце Луну. Поворачиваясь, вы изображаете движение Земли вокруг своей оси. Земля вращается по направлению на восток, а людям кажется, что Солнце движется с востока на запад. Там, где Солнце освещает Землю – день, а с другой стороны – ночь, и Земля освещается лишь лунным светом. Когда луны нет, то ночью очень темно.

    9. «Почему луна не падает на землю»

    Материалы: ластик, нитка.

    Процесс:

    - Ребенку предлагается вообразить себя Землей, а ластик Луной.

    Ребенок раскручивает ластик на нитке, над головой –ластик движется, останавливается движение – ластик падает на ребенка (Землю)

    Итоги: Луна не падает на Землю, потому что движется.

    10. «Вращение луны»

    Цель: Показать, что луна вращается вокруг своей луны.

    Материалы: два листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

    Процесс:

    Проведите круг в центре одного листа бумаги.

    Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол.

    Фломастером изобразите большой крест на другом листе и лентой прикрепите его к стене.

    Встаньте возле лежащего на полу листа с надписью «Земля» и при этом стойте лицом к другому листу бумаги, где нарисован крест.

    Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту.

    Встаньте лицом к «Земле».

    Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

    Итоги: Пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене различные ваши части тела оказывались повернутыми «Земле». Когда, вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью лица.

    Почему? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходиться постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

    11. Опыт с лучом.

    Материалы: фонарик, разные предметы.

    Процесс:

    Выключите свет, включите фонарик, посветите им на предметы с разного расстояния.

    Итоги: Чем ближе фонарик, тем лучше освещен предмет.

    12. «Солнечные очки».

    Материалы: солнечные очки со светлыми стеклами, солнечные очки с темными стеклами.

    Процесс:

    Предложить ребенку посмотреть на Солнце без очков, в очках со светлыми стеклами, затем с темными.

    Итоги: 1.Чем темнее очки, тем меньше солнечного света они пропускают.

    2. Солнечные очки защищают глаза от яркого света.

    13. «Космическая невесомость».

    Материалы: воздушный шарик.

    Процесс:

    Надуть шарик, поиграть с ним.

    Посмотреть какой он легкий, почти невесомый.

    Итоги: Этот опыт показывает, какими легкими становятся все предметы в космосе.

    Непосредственно-образовательная деятельность (комбинированная) – интеллектуальный КВН в подготовительной группе.

    Воспитатель - Лучина Надежда Васильевна.

    Тема: В центре подготовки космонавтов.

    Цель: Закреплять через игру в КВН ранее полученные знания из разных образовательных областей.

    Задачи:

      Уточнить и расширить некоторые представления детей о космосе, окружающем мире, математике. Продолжать учить соревноваться с другой командой.

      Развивать логическое мышление, внимание, фантазию, желание победить в честной игре, развивать умение выслушивать мнение других детей.

      Воспитывать честность, правдивость, умение радоваться победам своих друзей.

    Ход занятия:

      Вводная часть.

    Дорогие дети у меня сегодня к вам одно заманчивое предложение. Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие открывать неизвестную планету. Готовы ли вы туда отправиться? Но для этого нужно пройти подготовку космонавтов. Будем готовиться к полету?

      Основная часть.

    Нас сегодня много, придется лететь на 2 межпланетных кораблях, поэтому мне нужно разделить вас на 2 экипажа. Делятся на два экипажа, выбирают командиров. Инструкторы центра управления полетами следит за выполнением задания экипажей.

    Готовы ли командиры начать подготовку? Сейчас мы это проверим. Проведем разминку.

    Проводиться игра «Скажи наоборот» (каким должен быть командир)

    Ленивый –

    Злой-

    Слабый-

    Медлительный-

    Неряшливый-

    Грустный-

    Нервный-

    Старый-

    Трусливый-

    Неуклюжий-

    Подсчет очков.

    Продолжаем подготовку космонавтов. Для того, чтобы лететь в космос, нужно многое о нем знать. Вопросы командам:

    1.- Сколько звезд в космосе?

    Что такое Луна?

    2. – Почему Луна не падает на Землю?

    Сколько планет в Солнечной Системе?

    3. – Как называют планету, которую видно рано утром?

    Какая планета Самая большая?

    4. – Как называют одежду космонавта?

    Что такое Солнце?

    Подсчет очков.

    Воспитатель предлагает пофантазировать и дорисовать данное детям пятно, превратив его в инопланетное существо. Сделать это нужно быстро. Вывешивают работы на доску и оценивают инструкторы.

    А сейчас займемся физической подготовкой (Физкультминутка):

    Мы пойдем на космодром

    Дружно в ногу мы идем

    Ждет нас дружная ракета

    Для полета на планету

    Отправляемся сейчас

    Звезды неба ждите нас

    Чтобы сильным стать и ловким

    Начинаем тренировку

    Руки вверх

    Руки вниз

    Вправо-влево наклонись

    Головою покрути

    И лопатки разведи

    Вправо шаг, влево шаг

    И теперь прыжком вот так.

    Подсчет очков за фантазию и физ.подготовку.

    А сейчас устроим испытание командирам кораблей. Разминка:

    1.-В какое время года нужно вешать кормушки для птиц7

    В какое время цветет сирень?

    2.-Какого цвета верхний огонек у светофора?

    Какого цвета верхняя полоска на флаге нашей страны?

    3.-На какое дерево садится ворона после дождя?

    Что можно увидеть с закрытыми глазами?

    4. А сейчас командирам нужно дорисовать фигуры, которые не успел дорисовать художник. Дорисовать фигуру без углов, но не круг. Дорисовать фигуру с четырьмя углами, но не квадрат.

    А сейчас отгадаем загадки:

    1. По темному небу рассыпан горошек

    Цветной карамели из сахарной крошки

    И только тогда, когда утро настанет

    Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

    2. Из какого ковша не пьют, не едят,

    а только на него глядят. (Большая Медведица)

    А сейчас возвращаемся на космодром, готовить свой космический корабль к полету.

    Каждой команде нужно собрать космическую ракету из геометрических фигур так, чтобы не осталось не одной фигуры. (по схеме)

    А сейчас нужно занять места согласно количеству кружков на карточке.

    Прошу пристегнуть ремни, объявляю 10 минутную готовность к полету, начинаем отсчет от 10 до 1 – пуск.

    Наши корабли приземлились на неизвестную планету, отстегиваем ремни.

    Сейчас мы узнаем название этой планеты. Название состоит из 5 букв. Команде набравшей больше очков предоставляется право открыть 1 букву.

    За каждую правильно угаданную букву дается 1 очко.(Слово школа).

    3. Итог.

    А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Пристегиваем ремни, считаем от 10 до 20. пуск.

    Понравилось ли вам путешествие? А инструкторы расскажут нам о нашей готовности к полетам на планету под названием «Школа» . Подведение итогов.