• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Политическая карта мира и регионов не остается неизменной.Различаюткачественные и количественные изменения на политической карте. Качественные сдвиги на политической карте мира могут быть обусловлены:

    1. Потерей самостоятельности, например провозглашение Кипра колонией Великобритании (1925-1960 гг.);

    2. Обретением суверенитета, например, образование независимых государств - Хорватии, Словении, Союзной Республики Югославии, Македонии, Боснии и Герцеговины при распаде Югославии в1991 г.;

    3. Введением нового государственного строя, например, падение монархии и провозглашение республики в Эфиопии (1974г.); изменение республиканской формы государственного управления на монархическую в Камбодже (1993 г.);

    4. Введением в государстве нового административно-территориального устройства, например, Бельгия от федеративного устройства территории перешла к унитарной форме;

    5. Переименованием страны или её столицы: Бирма - Мьянма, Верхняя Вольта - Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости - Кот-д¢Ивуар; Рангун - Янгон.

    6. Перенесением столиц: Рио-де-Жанейро - Бразилиа, Петербург - Москва, Карачи - Исламабад.

    Количественные изменения на политической карте мира связаны с территориальными потерями или приобретениями вследствие:

    1. Военных захватов: захват Германией Австрии в1938 г.;

    2. Цессий- передача всех суверенных прав на определенную территорию одним государством другому по соглашению: продажа Россией Аляски США в 1867 г.;

    3. Акреции - приращение территории путем намыва (Япония) или осушения акватории (Нидерланды);

    4. Адъюдикации (присуждение территории по решению арбитража Международного суда).

    Объекты политической карты

    Вся обитаемая площадь суши «исполосована» политическими границами, главные из которых - государственные, разделяющие территории и хозяйства разных стран. Государственная территория - это часть поверхности Земли, включая внутренние акватории и территориальные воды (от 3 до 12 миль от берега), недра под ними и воздушную территорию (аэротория) над ней, на которые распространяется власть данного государства. Юридически к территории государства относятся принадлежащие ему суда, самолеты, морские кабели и другие средства транспорта и связи, территории дипломатических представительств данного государства. Все государства мира имеют территорию, ограниченную сухопутными, водными и воздушными границами, которые сложились исторически в результате событий прошлых лет.

    Процедура установления границ проходит в две стадии. 1 -делимитация - определение положения и направления государственных границ по соглашению между сопредельными государствами. Это фиксируется в договоре и на прилагаемых к нему картах. 2 -демаркация - установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков.

    Часть государственных границ проходит по естественным рубежам - горным хребтам, рекам, озерам (как правило, по их геометрической середине). Если естественный рубеж труднопреодолим (высокие горы), то по разные стороны от него располагаются мало сходные этносы и такие границы отличает устойчивость и стабильность. Нередки случаи, когда границы между государствами проводились по иным, не связанными с природой принципами. Так, граница между Индией и Пакистаном в 1947 г. при разделе Британской Индии была проведена по религиозному принципу, а государственные границы в Африке сохранили конфигурацию рубежей, разделяющих в прошлом колониальные владения разных метрополий. Именно в этом регионе, где большая часть границ проведена по астрономическим линиям - параллелям и меридианам без учета особенностей расселения разных народов, сохраняется высокая конфликтность, обусловленная территориальными проблемами и притязаниями.

    Помимо государственной территории выделяют территории с международным и со смешанным режимом управления. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, находящиеся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом (открытое море, воздушное пространство за пределамиконтинентального шельфа. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов Северного Ледовитого океана. Канада, Россия, Норвегия и другие страны разделили его на «полярные сектора» - пространства от северной границы государства до Северного полюса по меридиану (возможны незначительные отклонения - острова Шпицберген). Все земли и острова в пределах «полярных секторов» входят в состав государственных территорий. См. рис. 2-2.

    Особый международно-правовой режим установлен в Антарктиде по Международному договору 1959 г. Материк открыт исключительно для научных исследований для представителей всех стран мира.

    К территориям со смешанным режимом относятся континентальные шельфы и морские экономические зоны - районы за пределами территориальных вод шириной 200 морских миль. В отличие от территориальных вод экономическая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства, но имеет первоочередное право на разведку и разработку природных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы. Другие государства обладают в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей, трубопроводов и имеют доступ к излишкам допустимого улова. Инициаторами установления экономических зон в конце 60-х гг. выступили латиноамериканские государства. Ныне на экономические зоны приходится 40% площади Мирового океана. Шельфы и морские экономические зоны часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

    Современная политическая карта мира представляет пеструю мозаику, состоящую более чем из 200 стран, из которых большая часть - суверенные (от франц. Souverain - высший, верховный) государства. Их число росло на протяжении всего ХХ в.: в 1900 г. - 55, в 1914 г. - 71, в 1947 г. - 81, в 1997 г. - 190. Суверенные государства отличает независимость в решении вопросов внутреннего и внешнего развития, они могут заключать равноправные договоры с другими государствами, входить в международные экономические и политические организации. Только суверенные государства могут быть членами Организации Объединённых Наций (ООН). Эта межгосударственная организация, созданная в 1945 г., в 1998 г. объединила 185 стран.

    Но в мире насчитывается около 30 несамоуправляющихся территорий . Термин «территория» в политической и экономической географии употребляется по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом или с ограниченным местным самоуправлением. В эпоху колониальных захватов они попали в зависимость отметрополий . К несамоуправляющимся территориям относят колонии , на которые распространяется требование ООН о предоставлении независимости (Восточный Тимор, Французская Гвиана, Восточное Самоа и др.). Причина сохранения колониальных владений кроется в их важном военно-стратегическом положении, позволяющем осуществлять контроль обширных территорий, морских путей или осуществлять военные и космические проекты. К несамоуправляющимся территориям относят также «заморские департаменты и регионы» Франции (о.Реюньон в Индийском океане, Французская Полинезия и др.) и «ассоциированные государства» (Пуэрто-Рико). На деле это - протектораты, обладающие лишь местным самоуправлением. Колониальные владения на современной политической карте мира сохранились главным образов в двух регионах - в Океании и бассейне Карибского моря.

    В прошлом к разновидностям несамоуправляющихся территорий относили доминионы и подмандатные территории . Доминионами в1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций и признававшие главой государства английскую королеву, например, Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз (с 1901 г.), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910 г.). Ныне термин «доминион» вышел из употребления, хотя 17 из бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

    Подмандатными территориями назывались бывшие колонии Германии, которые после первой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление стран победительниц. Так, Великобритания получила мандат (документ, удостоверяющий права управляющей страны) на управление Палестиной и Ираком, Франция - Сирией, Ливаном. После второй мировой войны мандатная система Лиги наций была заменена системой опеки ООН. Под опеку США тогда были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, получившие независимость в 1991 г.

    Политическая карта мира - это (узком смысле) - одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города. (широком смысле) - это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные изменения, происходящие в мире. политико-географические

    Изменения на политической карте мира: 1) Количественные - присоединение открытых территориальные изменения или потери вследствие земель, войн, объединения или распада государств 2) Качественные - смена общественно-исторических формаций, приобретение страной суверенитета, изменение государственного строя

    Этапы формирования Политической карты мира Древний (до V в. н. э.) – возникновение и крушение первых государств: Древний Египет, Древняя Греция. Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы. Современный, в котором выделяется три основных этапа: а) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии. б) Образование независимых государств Африки. в) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

    Изменения на ПКМ в новейшее и современное время: Европа: Распад СССР на 15 стран (СНГ- 11 стран)

    Изменения на ПКМ в новейшее и современное время: Азия: 1990 г. Йеменская Арабская республика и НДРЙ объединились в Йеменскую Республику со столицей в Сане

    1997 г. –Гонконг вошел в Состав Китая 2000 г. -в состав Китая вошел Макао (владение Португалии)

    Африка: 1990 г. - последней в Африке Намибия получила независимость. 1993 г. добилась независимости Эритрея, освободившись от Эфиопии 1995 г. -Эфиопия стала федерацией

    Изменения на ПКМ в новейшее и современное время: Австралия и Океания 1994 г. –стала независимой республика Паллау, освободившись от Федеративных Штатов Микронезии 2006 г. – столица Паллау перенесена в г. Мелекеок

    225 – 230 государств на политической карте мира. Основные государства Непризнанные ни одним государством Признанные только государствами не членами ООН Признанные некоторыми государствами, членами ООН Государства – члены ООН, не признанные некоторыми другими государствами.

    ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

    Таблица 14. Сдвиги на политической карте мира

    количественные качественные
    • присоединение вновь открытых земель (в прошлом);
    • территориальные приобретения или потери вследствие войн;
    • объединение или распад государств;
    • добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;
    • отвоевание суши у моря (намыв территории).
    • историческая смена общественно экономических формаций;
    • приобретение страной политического суверенитета;
    • введение новых форм государственного устройства;
    • образование межгосударственных политических союзов и организаций;
    • появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;
    • изменение название стран и их столиц.

    Таблица 15. Важнейшие изменения на политической карте мира в 90-ых годах ХХ - начале XXI веков.

    территория страны год изменения на политической карте мира
    Европа ГДР и ФРГ 1991 объединение Германии
    СССР, СНГ 1991 распад СССР и создание СНГ, куда не вошли страны Прибалтики, а Грузия вошла в 1994 г.
    Югославия 1991 распад Югославии и образование суверенных государств: Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины. Образование Союзной республики Югославии в составе Сербии и Черногории. Все государства, кроме Македонии, признаны международным сообществом; Сербия исключена из ООН в 1992 г.
    Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства; Чешскую Республику и Словацкую республику.
    Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства: Чешскую Республику и Словацкую республику.
    ЕЭС 1993 преобразование ЕЭС в ЕС, уничтожение государственных границ в рамках ЕС
    Андорра 1993 получила статус независимого государства и вступила в 1993 г. в ООН
    1995 присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии
    Азия Народно-Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика 1990 объединение республик и провозглашение Йеменской республики
    Камбоджа 1993 изменение республиканской формы правления на монархическую
    Сянган (Гонконг) 1997 возвращение Китаю ("одна страна, два строя")
    Африка Намибия 1990 провозглашение независимости
    Эфиопия 1993 отделение и Эритреи от Эфиопии и провозглашение ее независимости
    Океания Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова 1991 получили независимость и были приняты в ООН
    Республика Палау 1994 вышла из Микронезии, получила независимость
    Восточный Тимор 2002 Бывшая колония Индонезии, получившая независимость в 2002 г.

    Только в результате распада 1992-1993 гг. число суверенных государств увеличилось с 173 до 193.

    Таблица 16. Международные экономические и политические организации и союзы

    ЕС НАТО НАФТА АСЕАН ОПЕК ОЭСР МЕРКОСУР
    Австрия
    Бельгия
    Кипр
    Чехия
    Дания
    Эстония
    Германия
    Греция
    Финляндия
    Франция
    Венгрия
    Ирландия
    Италия
    Латвия
    Литва
    Люксембург
    Мальта
    Польша
    Португалия
    Словакия
    Словения
    Испания
    Швеция
    Нидерланды
    Великобритания.
    Бельгия
    Великобритания
    Венгрия
    Германия
    Греция
    Дания
    Исландия
    Испания
    Италия
    Канада
    Люксембург
    Нидерланды
    Норвегия
    Польша
    Португалия
    США
    Турция
    Франция
    Чешская Республика
    Словения
    Словакия
    Румыния
    Литва
    Латвия
    Эстония
    Болгария
    Канада
    Мексика
    США
    Бруней
    Вьетнам
    Индонезия
    Малайзия
    Сингапур
    Таиланд
    Филиппины
    Камбоджа
    Алжир
    Венесуэла
    Индонезия
    Ирак
    Иран
    Катар
    Кувейт
    Ливия
    Нигерия
    ОАЭ
    Саудовская Аравия
    Австралия
    Австрия
    Бельгия
    Канада
    Чешская республика
    Дания
    Финляндия
    Франция
    Германия
    Греция
    Венгрия
    Исландия
    Ирландия
    Италия
    Япония
    Корея
    Люксембург
    Мексика
    Нидерланды
    Новая Зеландия
    Норвегия
    Польша
    Португалия
    Испания
    Швеция
    Швейцария
    Турция
    Соединенное Королевство Великобритании
    США
    Аргентина
    Бразилия
    Уругвай
    Парагвай
    штаб-квартиры:
    Брюссель Брюссель Джакарта
    Бангкок
    Вена Париж
    Аббревиатуры:
    ЕС - Европейский Союз (бывш. ЕЭС, Общий рынок). Образован в 1958 г. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, цель которого - максимальная интеграция стран-участниц
    НАТО - Организация Северо-Атлантического договора.
    НАФТА - Северо-Американская зона свободной торговли. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координацию внешней политики.
    АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
    ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти.
    ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
    МЕРКОСУР - Субрегиональный блок (Общий рынок). Намечалось, что с 1995 г. (но вернее всего, по предложению Бразилии, с 2001 г.) будет действовать зона свободной торговли и единого таможенного союза.
      Отраслевые организации ООН:
    • ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),
    • ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН),
    • МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетики),
    • МВФ (Международный валютный фонд),
    • МБРР - Международный банк реконструкции и развития.

    ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

    • Укрепление международных позиций социалистического Китая. По ВВП Китай уступает лишь США и Японии, хотя пока существенно. Однако, по расчетам международных экспертов, уже в 2015 г. Китай выйдет на первое место в мире по стоимости ВВП. Сейчас Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, цемента, минеральных удобрений, тканей, выпуску телевизоров. В 1996 г. собрано больше всех в мире риса, в 1995 г. произведено больше всего в мире мяса. После вхождения в состав Китая Сянгана возросли вдвое запасы валюты Китая, существенно расширились финансово-инвестиционные возможности страны, возросла доля Китая в мировой торговле.
    • Продолжается падение всех прежде высоких мировых показателей России. По объему ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза, Испании в 1,5 раза и т.д. В 1992-1996 гг. ВВП России упал на 28% (в 1941-1941 гг. - на 21%).
    • Распространение политического и военного диктаторства США. Сферами жизненно важных интересов США объявлены теперь помимо всей Америки (уже более 170 лет действует доктрина Монро "Америка для американцев"), Западной Европы, Японии, Среднего и Ближнего Востока, также вся Восточная Европа, Прибалтика, Украина, Закавказье, государства Центральной (Средней) Азии, да и Россия, Афганистан, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Океания.
    • Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
    • Расширение блока НАТО на Восток.
    • Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
    • Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество. В Содружество "возвратилась" ЮАР, которая стала 51 членом. Наряду с этим Содружеством и Ассоциацией франкоговорящих стран во главе с Францией в 1996 г. сделана попытка создания португалоговорящих стран. В него вошли Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.
    • Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
    • Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
    • Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

    Это означает, что политическая география изучает:

    А) формирование политической карты мира и отдельных его регионов,
    б) изменения в политических границах,
    в) особенности государственного строя,
    г) политические партии, группировки и блоки,
    д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний (так называемая "электоральная" география).

    Все они могут рассматриваться на разных уровнях - глобальном, региональном, страновом, локальном.

    Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.

    Политико-географическое положение России после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось, причем в худшую сторону. Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе.

    Политическая география и геополитика. Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними, странами.

    В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства. Геополитиками начала ХХ в. были выявлены географические факторы, которые играют решающую роль в мировой политике. Это стремление к расширению площади, территориальной монолитности и свободе передвижения. Россия обладала протяженной территорией, территориальной монолитностью, но не "свободой передвижения" так как не имела доступа к теплым морям. Стремление обеспечить выход к судоходным морям объясняются войны, которые вела Россия на протяжении последних столетий на своих южных и западных границах.

    В эпоху первой и второй мировых войн, а также "холодной войны" геополитические концепции стремились обосновать территориальные захваты, оккупацию территорий, создание военных баз, политическое и военное вмешательство в дела других государств. В какой-то мере такая направленность остается и поныне, но все же акценты начинают постепенно смещаться в сферу обеспечения международной безопасности.

    Существуют разные концепции геополитики: концепция "географической оси истории", создателем которой являлся Хэлфорд Джон Маккиндер, концепция "большого пространства" Карла Хаусхофера и др.

    Одной из мощнейших геополитических концепций является концепция евразийства, во главе создания которой стояли Г. В. Вернадский (сын создателя концепции ноосферы), П. Н. Савицкий и Н. С. Трубецкой. Схема П. Савицкого была посвящена долгосрочной стратегии развития России - геополитической и экономической. "Из всех великих цельностей мирового хозяйства Россия есть наиболее "обездоленная" в смысле невозможностей океанического обмена… Не в обезьяньем копировании, но в осознании "континентальности" и в приспособлении к ней - экономическое будущее России". Речь идет не о "вхождении в мировое хозяйство" (Россия была в нем со времен Петра 1), а об учете и использовании взаимотяготения стран Европы и Азии, о нереальности ориентации на широкую внешнюю торговлю. Этой концепции "особого пути" и "быть самим собой" противостоит концепция "универсализма" и "вестернизации" ("быть как все").

    Современные геополитические исследования в России связаны, прежде всего, с главными направлениями ее внешней политики, со всей системой ее международных отношений.

    ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ

    1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

      А) уровень экономического развития соседних стран;
      б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
      в) Стратегическая оценка государственной границы.

    2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

      А) возможность использования морского речного транспорта;
      б) торговые отношения с соседними странами;
      в) обеспеченность страны сырьем.

    3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

      А) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
      б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
      в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

    4. Общая оценка политического положения страны.

    Задачи и тесты по теме "Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира. Политическая география и геополитика"

    • - Развитие географических знаний о Земле 5 класс

      Уроков: 4 Заданий: 5 Тестов: 1

    Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

    Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

    Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.

    Процесс формирования политической карты связан с периодом появления общественного разделения труда, частной собственности и расслоения общества на классы. Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов формирования политической карты. В формировании политической карты выделяют 4 периода:

    1. Древний этап (до V в. н.э.) характеризуется формированием рабовладельческих государств (Китай, Индия, Месопотамия), расцвет культуры в Египте, Греции и Риме. Основные средство территориальных изменений – сила и военные действия.

    2. Средневековый этап (V – XV вв.) характеризуется формированием феодальных государств в Европе (Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь) и на американском континенте (государства инков и ацтеков). Складывается внутренний рынок, преодолевается обособленность хозяйств и районов, стремление феодальных государств к территориальным захватам (Киевская, Московская Русь, Византийская Империя, Португалия, Испания, начинается становление экономики Англии и Франции);

    3. Новый этап (с XV в. до окончания первой мировой войны) связан с эпохой великих географических открытий, что привело к колонизации мира. Страны Африки, Азии и Америки были вовлечены в процесс международного разделения труда. Политическая карта мира стала особенно нестабильной, так как обострилась борьба между развитыми капиталистическими странами за раздел мира, было положено начало европейской колониальной экспансии. В начале периода – господствовали Испания и Португалия (морской флот), подписан договор о делении мира на испанский и португальский (граница 150 миль от Азорских островов). Затем господствует Англия и Франция (осваивали Северную Америку, Африку, Австралию). На стыке ХIХ – ХХ вв. происходит борьба за территориальный раздел мира (Англии принадлежали Африка, Австралия, Океания, Южная Азия, Французско-Карибский бассейн). К 1914 г. крупнейшими метрополиями были США, Япония, Западная Европа. Зарождение, становление и развитие капитализма.

    4. Новейший этап (окончание первой мировой войны и до настоящего времени). В этот период произошли такие крупные события, как появление на карте мира РСФСР, а позже СССР, первая и вторая мировые войны. В результате сформировались два политических лагеря – капиталистический и социалистический, распались многие колонии. К концу этого периода возникло более 100 независимых государств на территориях Африки, Азии и Латинской Америки.



    ХХ век, с точки зрения формирования политической карты, можно разделить на три этапа:

    1. Окончание первой мировой войны – начало второй – существенно изменились границы Германии (к Франции отошли Эльзас и Лотарингия, к Дании – часть территории Шлезвиг-Гольштейн и др.). Германия лишилась всех своих немногочисленных колоний в Африке и Азии. Перестала существовать союзница Германии – Австро-Венгрия. Восстановлена Польша после ликвидации ее в результате трех разделов Речи Посполитой. Расширяют свои колониальные владения Великобритания, Франция, Бельгия, Япония. В 1922 г. образован СССР. В азиатском регионе перестала существовать Османская империя.

    2. После второй мировой войны до конца 80-х гг. – значительно уменьшилась территория Германии, Японии. Распад мировой колониальной системы и образование большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке: Сирия 1943 г., Индонезия 1945, Индия 1947, Ливия 1951 и др. Образовано государство Израиль (1947–1948 гг.). Появление социального государства Кубы. Пик деколонизации пришелся на 60-е гг., когда образовалось 43 независимые государства, 3/4 из которых – на территории Африки (Нигерия, Судан, Чад и др.). Образование военных блоков – НАТО, СЭВ.

    3. Конец 80-х гг. и до настоящего времени: разрушение мировой социалистической системы и распад СССР. Произошло объединение немецких территорий в единое государство – ФРГ (1990 г.). В результате распада СССР в 1991 г. образовалось 15 суверенных государств, 12 из которых образовали СНГ. Распад Чехословакии и Югославии на семь независимых государств (на Чехию, Словакию; Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию и Черногорию), воссоединение Гонконга с КНР. Получила независимость Намибия (1990), из состава Эфиопии вышла Эритрея. Появление новых государств на территории Океании (Республика Палау, Республика Маршалловы острова, Федеративные Штаты Микронезии). Последним по времени образования суверенным государством мира стал Тимор (2002 г.). Изменение названий государств: Кампучия – республика, Камбоджа – монархия, Бирма – Мьянма.



    В результате этих изменений мир трансформируется из биполярного в монополярный. До распада СССР в мире доминировали два государства – США и СССР. В настоящее время доминируют четыре основных центра – США, Япония, Западная Европа и Китай.

    Количественные изменения на политической карте мира:

    1. присоединение вновь открытых земель;

    2. территориальные приобретения или потери, вследствие войн;

    3. объединение или распад государств;

    4. добровольные уступки или обмен участков суши;

    5. отвоевание суши у моря (Нидерланды), намыв территории (Япония).

    Качественные изменения на политической карте мира:

    1. историческая смена общественно-экономических формаций – Монголия (от феодализма к социализму);

    2. приобретение страной суверенитета;

    3. введение новых форм государственного устройства;

    4. образование межгосударственных политических союзов и организаций;

    5. появление на политической карте «горячих точек» – очагов межгосударственных конфликтных ситуаций.

    На начальных этапах преобладали количественные изменения, сейчас – качественные, так как мир уже поделен.

    Политическая карта мира - это географическая карта, на которой обозначены суверенные государства, зависимые территории, их границы и столицы, административные центры. Современная политическая карта мира сформировалась в конце XX столетия.

    На всем протяжении истории политическая карта мира оставалась динамичной, изменяющейся во времени. Динамичность политической карты мира - это изменение названий, границ, площади территории, столиц, суверенитета, форм правления, государственного устройства, территориального деления государств.

    Изменения на политической карте бывают количественными и качественными. Количественные изменения связаны с присоединением к государству вновь открытых земель, территориальными приобретениями и потерями вследствие войн, объединением или распадом государств, обменом государствами участков территории и т. п. (рис. 35). Качественные изменения вызваны приобретением суверенитета, сменой форм правления и государственного устройства, образованием межгосударственных союзов и т. п. В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира формировалась тысячелетиями и прошла четыре этапа формирования: древний, средневековый, новый и новейший (современный).

    Древний этап охватывает эпоху рабовладельческого строя. Для него характерно развитие и крушение первых государств на Земле: Древнего , Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Главным средством территориальных изменений в это время были военные действия.

    Средневековый этап формирования политической карты мира связан с эпохой феодализма. Государства средневековья стремились к дальним территориальным захватам. Например, Европа была полностью разделена (Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь). Новый этап, начавшийся в XVI в. и продолжавшийся до окончания Первой мировой войны, отличался колониальной экспансией и распространением международных хозяйственных связей на весь мир. Этот этап вошел в историю как эпоха Великих географических открытий, в это время формировались крупные империи.

    На рубеже XIX-XX вв. обострилась борьба между ведущими странами за территориальный раздел мира. В 1876 г. всего 10 % территории Африки принадлежало западноевропейским странам, в 1900 г. - уже 90 %. К началу XX в. раздел мира оказался полностью завершенным. Новейший, или современный, этап начался после Первой мировой войны.

    Он характеризуется распадом ряда государств-империй (Российская, Османская, Австро-Венгерская), мировых колониальных империй, возникновением и распадом мировой социалистической системы, образованием самостоятельных африканских государств («год Африки»), появлением ряда новых стран после Второй мировой войны, распадом СССР, Югославии и т. д.

    Политические, этнические и религиозные конфликты мира. Человечество представляет собой сложную этническую систему, состоящую из нескольких тысяч этнических общностей. Они отличаются численностью и уровнем развития. Конфликты порождаются политическими, социально-экономическими и историческими условиями этносов, в которых они живут.

    Политические конфликты. На протяжении второй половины ХХ в. постоянной «горячей точкой» в мире остается Ближний Восток. Причиной конфликта является исторически сложившийся комплекс политических проблем на основе территориальных, религиозных и этнических проблем. Здесь сталкиваются интересы Израиля, Сирии, Египта, Ливана и других стран. (Используя средства массовой информации, назовите современные конфликты, происшедшие в текущем году.)

    Территориальные конфликты связаны с многочисленными миграциями населения, сменами границ государств, созданием независимых государств. Главной причиной споров является исторический характер спорной территории, а это влечет за собой претензии на территорию других государств. Много десятилетий продолжается конфликт между Индией и Пакистаном из-за области Кашмир. Примером политических и межнациональных конфликтов является война между боснийцами и сербами после распада Югославии.

    Этносы, не имеющие собственных суверенных государств, стремятся организовать общественные движения с целью создания суверенного государства. Примером может служить вооруженная борьба курдов в Турции, Ираке и Иране с целью создания государства Курдистан.

    Одним из факторов этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Она сохраняет следы насильственных действий в области национальной политики по отношению к ним: произвольное изменение национальных границ, искусственное разделение этнических общностей, несправедливое национальное устройство и т. д.

    С национальными противоречиями часто переплетаются религиозные. Это также приводит к возникновению «горячих точек». Например, в Северной Ирландии многие годы наблюдается религиозная рознь между католиками и протестантами.

    Экологическая ситуация и борьба за ресурсы (землю и недра) могут стать причиной обострения отношений. Каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое право на использование земли и природных ресурсов. Примером может служить конфликт между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами.

    Большинство региональных и локальных конфликтов происходит в Азии (Индия, Индонезия, Афганистан, Израиль, Ирак и др.) и в Африке (Демократическая Республика Конго, Судан, Эфиопия, Либерия и др.). Все конфликты приводят к вынужденной миграции населения и к тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни государств.

    Динамичность политической карты мира выражается в изменении границ государств, распаде империй, отдельных крупных государств, появлении новых стран. Современная политическая карта мира сформировалась в четыре этапа в процессе изменений, происшедших в результате войн, заключения договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, смены столиц, изменения названий стран и их столиц.