• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    -- [ Страница 1 ] --

    На правах рукописи

    МЕЛЕХИНА Наталья Валерьевна

    КАШМИРСКИЙ КОНФЛИКТ:

    ЭВОЛЮЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ И ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

    Специальность 07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая)

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата исторических наук

    Москва – 2008

    Работа выполнена на кафедре востоковедения Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

    Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

    Белокреницкий Вячеслав Яковлевич

    Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Сафронова Александра Львовна

    кандидат исторических наук Величкин Сергей Васильевич

    Ведущая организация: Институт мировой экономики и международных отношений РАН

    Защита состоится «____»_______________ 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 209.002.03 по историческим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) – МГИМО (У) МИД России.

    Ученый секретарь диссертационного совета,

    Доктор исторических наук, профессор А.Л.Емельянов

    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    В настоящее время мир переживает период интенсификации конфликтов на этнической и конфессиональной основе. Это проблема без преувеличения приобретает глобальное звучание, оказывая растущее влияние на всю систему современных международных отношений. Для многих подобных конфликтов характерно перерастание в открытое вооруженное противостояние: как между отдельными этническими группами, так и между государством и стремящимся к самоопределению этносом; использование различными сторонами методов террора для достижения поставленных целей.

    Весьма показателен в указанном контексте длящийся уже более 60 лет кашмирский конфликт, в котором причудливым образом переплетаются этноконфессиональные и межгосударственные противоречия, и в последние десятилетия «весомо и зримо» проявляются самые болезненные и злободневные для нынешнего отрезка человеческой истории вопросы усиления экстремистской и террористической деятельности.

    Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что конфликт вокруг Кашмира является одним из важнейших нерешенных вопросов в отношениях Индии и Пакистана с августа 1947 года. Он возник практически одновременно с появлением двух независимых доминионов на территории Британской Индии. В бывшем индийском княжестве Джамму и Кашмир на протяжении столетий бок о бок проживали представители различных национальностей, этносов и вероисповеданий, вполне мирно сосуществовавших в периоды стабильного развития государства. Однако, как это часто бывает, и как неоднократно доказывала история многих стран, в периоды радикальных политических преобразований, крушения всей государственной системы в полиэтнических и поликонфессиональных обществах наиболее остро проступают противоречия именно по национальному или религиозному принципу. В данном случае судьба бывшего княжества весьма показательна.



    Застарелая проблема индийско-пакистанских отношений о государственной принадлежности Кашмира является постоянным раздражителем, отравляющим атмосферу двустороннего сотрудничества, и служит поводом для взаимной враждебности и напряженности. Особенность конфликта состоит в том, что, с одной стороны, он зачастую служит причиной нестабильности отношений, а с другой, динамика его развития отражает общий ход индийско-пакистанского взаимодействия.

    Так, именно из-за Кашмира вспыхнули индийско-пакистанские войны 1947-48 гг., и 1965 г., мини-война 1999 гг. и сложилась кризисная ситуация в 2001-2002 гг. Боевые действия в этом спорном районе велись также в период войны 1971 г. Многократные попытки договориться по вопросам принадлежности Кашмира, его статуса, взаимоотношений Дели и Исламабада с подконтрольными им частями бывшего княжества и другим вновь возникающим проблемам не увенчались практическим успехом ни на двустороннем, ни на международном уровнях.

    Имевшие место до сих пор неоднократные попытки нормализации отношений между Пакистаном и Индией и, соответственно, ослабление напряженности вокруг Кашмира лишь на время приводили к желаемым результатам. Оттепель всякий раз сменялась похолоданием и очередным обострением ситуации. Пока еще преждевременно говорить о том, какая судьба постигнет нынешнюю разрядку, равно как и об окончательном решении наболевшей кашмирской проблемы. По-прежнему ситуация в этом регионе далеко не так однозначна, и при определенных обстоятельствах маятник отношений может качнуться в противоположную от политического диалога сторону. Уже неоднократно разрядка в индийско-пакистанских отношениях неожиданно сменялась конфронтацией, как это было в ходе вооруженного столкновения в мае-июле 1999 г. на Линии контроля в Кашмире. Боевые действия вспыхнули спустя всего три месяца после подписания Лахорской декларации 21 февраля 1999 г., которые закрепили договоренность на высшем уровне о взаимном снижении напряженности.

    Особенность кашмирского конфликта заключается и в том, что он географически входит в зону нестабильности, зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. В связи с этим, исследование факторов конфликтогенности в данном регионе приобретает особое значение.

    Кашмирская проблема напрямую влияет на безопасность и стабильность всего Южноазиатского региона. Постоянное состояние напряженности, взаимного недоверия и подозрительности двух ключевых государств Южной Азии создают почву для возникновения нового вооруженного конфликта на субконтиненте.

    Особую опасность вооруженные конфликты, в том числе и из-за Кашмира, представляют в связи с обладанием обеими сторонами ядерного оружия. Индия и Пакистан в 1998 г. провели подземные ядерные испытания и затем официально заявили о своем новом, ракетно-ядерном статусе. Нуклеаризация превратила Южную Азию в крайне неблагополучный с точки зрения международной безопасности регион мира. Соседство на субконтиненте двух де-факто ядерных государств, враждебно настроенных друг против друга и имеющих множество неурегулированных проблем, дают поводы для беспокойства. Спор вокруг Кашмира может стать источником очередного вооруженного конфликта, способного перерасти в ядерный.

    Одним из факторов, осложняющих проблему в последние десятилетия, является то, что Кашмир стал источником распространения исламского терроризма и экстремизма. Ситуация в Кашмире используется лидерами террористического интернационала для разжигания не только антииндийской, но и межконфессиональной борьбы, в основе которой лежит противостояние мусульман и индусов. Рост сепаратизма, «облученного» радикальным исламизмом, стал представлять реальную угрозу территориальной целостности для Индии, вплоть до возможной «потери» Кашмира и усиления центробежных сепаратистских сил в других районах страны. Сращивание кашмирского этносепаратизма с исламизмом положило начало качественно иному этапу оппозиционного движения, которое характеризуется его переходом под контроль исламского экстремизма.

    Особую озабоченность в связи с этим вызывает и то, что определенную (и не только моральную) поддержку кашмирским сепаратистам оказывает Пакистан. В пакистанском военно-политическом истеблишменте довольно сильны исламистские настроения. Кашмирский вопрос всегда был для Исламабада не только территориальным, но и идеологическим. Тем самым для Пакистана, созданного под знаменем ислама и ради обретения индийскими мусульманами своей родины, Кашмир имеет огромное символическое значение.

    Ситуация в Кашмире затрагивает интересы безопасности и других стран региона. Существенную роль играет военно-стратегическое положение высокогорной области, бывшего княжества, граничащего с Синьцзяном и Тибетом и лишь узкой полосой Афганистана (Ваханским коридором) отделенного от Центральноазиатского региона.

    Объектом исследования является эволюция кашмирского конфликта как одного из дестабилизирующих международных факторов в контексте регионального противостояния двух ключевых стран Южной Азии Индии и Пакистана.

    Предметом исследования являются комплекс причин и специфика динамики развития конфликта в Кашмире; выявление типологических особенностей его протекания; анализируются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие конфликтного противостояния. Особое внимание уделено процессу урегулирования и возможным вариантам решения данного конфликта.

    Хронологические рамки исследования охватывают 60-летний период развития конфликта в Кашмире, т.е. с момента его зарождения с 1947 г. по настоящее время (с целью выяснения истоков конфликта рассматриваются и некоторые существенно важные аспекты истории княжества в колониальный период). Рассмотрение конфликта в таких исторических рамках обусловлено тем, что для лучшего понимания нынешних процессов, связанных с конфликтным противостоянием в Кашмире, требуется серьезное осмысление всего прошедшего развития, выявление ключевых факторов прошлого, влияющих на современный этап эволюции.

    Теоретические и методологические основы исследования:

    Теоретической основой диссертации стали современные концепции теории международных отношений и конфликтологии. Автор исходит из представлений о многоярусности и многовекторности мировой политики, в которой участвуют как государственные, так и негосударственные субъекты. Последние играют все возрастающую роль.

    Методологической основой диссертации являются фундаментальные принципы исторического подхода (объективность, историзм, конкретность), а также специально-исторические методы исследования (хронологический, методы периодизации и актуализации), описательно-аналитические методы (сопоставление, обобщение). В ходе исследования использовались также общенаучные методы (системный анализ, проблемно-логический метод, метод систематизации).

    Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу. Данный подход позволяет проследить эволюцию и выявить специфику исследуемых проблем на различных этапах исторического развития. Используются современные методы исследования, которые не только обеспечивают глубину и системность содержащегося в работе исторического анализа, но и позволяют делать практические выводы по диссертационной теме.

    Основные цели и задачи исследования. Основная цель – провести комплексное исследование и выявить на основе изучения фактического материала специфику эволюции кашмирского конфликта, рассмотреть основные узлы противоречий между его участниками, определить на этой базе конфликтный потенциал и выявить факторы, препятствующие урегулированию проблемы. В итоге это позволяет прояснить перспективы дальнейшего развития ситуации и проанализировать возможные пути решения Кашмирского конфликта.

    Достижение этой комплексной цели предполагает решение целого ряда задач, конкретизируемых в ходе исследования:

    Изучить генезис, выделить геополитические, историко-политические, этно-конфессиональные особенности, предпосылки и причины возникновения конфликта в Кашмире;

    Выявить основных и косвенных участников, вовлеченных в конфликт, и проанализировать степень их влияния на ситуацию в Кашмире;

    Исследовать влияние внутренних и внешних факторов регионального и глобального значения на развитие данного конфликта, обратив особое внимание на специфику «новых» факторов современной постбиполярной эпохи (усиление фактора исламорадикализма и превращение Индии и Пакистана в страны, обладающие ядерным оружием);

    Проследить эволюцию взглядов политического руководства Индии и Пакистана на вопрос будущего статуса спорной территории;

    Выявить особенности взаимовлияния кашмирского фактора и индийско-пакистанских отношений;

    Предложить схему цикличности процесса развития конфликта;

    Выявить комплексный характер и типологические особенности кашмирского конфликта;

    Проанализировать процесс урегулирования конфликта и построить возможные сценарии его развития.

    Новизна работы. В настоящей работе предпринята одна из первых попыток комплексного анализа эволюции кашмирского конфликта за всю историю его существования с выявлением его типологических особенностей. Предложена определенная четырехуровневая модель рассмотрения данного конфликта, позволяющая более четко представить не только структуру, но и динамику влияния внутренних и внешних факторов на конфликт. Осуществлен системный анализ процессов конфликтного противостояния в Кашмире с выявлением его циклического характера. Проанализированы возможные сценарии развития конфликта.

    Практическая значимость работы. Выводы диссертации могут быть использованы в работе различных аналитических и территориальных подразделений МИД России, занимающихся как региональной и страноведческой тематикой (на южноазиатском и центральноазиатском направлениях), так и вопросами новых вызовов, в особенности в сфере терроризма. Данное исследование представляется полезным и в плане дальнейшего осмысления конфликтов в странах Востока широким кругом специалистов-международников, совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях, прежде всего в соответствующих профильных образовательных центрах МИД России (МГИМО, Дипакадемия).

    В исследовании использован широкий круг источников и литературы. Особое внимание было уделено анализу источников – документов и официальных материалов ООН1, международных договоров и соглашений, касающихся кашмирской проблематики2; индийско-пакистанских договоров и соглашений3; заявлений и выступлений официальных лиц4

    Мемуаров государственных деятелей5

    ; официальных материалов и документов (заявления, сообщения для печати, «белые книги» и т.п.) правительств, внешнеполитических, оборонных и разведывательных ведомств Индии и Пакистана.6

    Привлекались информационно-аналитические ресурсы официальных интернет-сайтов международных организаций, национальных внешнеполитических ведомств, специализированных аналитических и исследовательских центров, индийских и пакистанских партий и общественно-политических организаций.7 Кроме того, автор использовал сведения, почерпнутые им в ходе бесед с представителями МИД России и Пакистана, пакистанских общественно-политических и академических кругов, дипломатического корпуса в Москве и Исламабаде.

    Была изучена российская научная литература, посвященная общеполитической истории стран Южной Азии, их двусторонним отношениям и внешней политике. Следует выделить работы известных востоковедов, специалистов по Южной Азии: Л.Б.Алаева, В.Я.Белокреницкого, Ю.В.Ганковского, С.Н.Каменева, Б.И.Клюева, А.А.Куценкова, С.И.Лунева, В.Н.Москаленко, Р.М.Мукимджановой, О.В.Плешова, М.А.Плешовой, Ф.Н.Юрлова, Е.С.Юрловой.8 Видное место в научной литературе, посвященной кашмирской проблеме, занимают монографии и статьи Т.Л. Шаумян.9 Полезным оказалось также ознакомление с работами В.П.Кашина, М.Ю.Крысина и др.10

    Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Диссертационное исследование выполнено на базе общей теории конфликта, в рамках которой основные направления исследования были связаны с изучением причин и функций данного феномена, динамики конфликтного поведения. Особое внимание было уделено трудам следующих авторов: К.Боулдинг, Й.Галтунг, Р.Дарендорф, Л.Козер, Л.Крисберг, Г.Ласуэлл, П.А.Сорокин, К.Уолтц, К.Холсти, С.Чейс. Использовалась типология конфликтов известных конфликтологов Г.Лапидуса, А.Рапопорта, У.Юри, Я.Этингера и др.11 В качестве концептуального подхода был избран системный. Кроме того, исследование конфликтогенных факторов осуществлялось в контексте теоретических представлений о взаимодействии и конфликтах цивилизаций.

    Большое внимание было уделено отечественной исторической, а также политологической литературе по современным международным отношениям и конфликтологии, теории и политическому анализу международных отношений. Практический интерес представили, в частности, монографии и научные статьи таких российских ученых, как А.Д.Богатуров, А.В.Барановский, А.Д.Воскресенский, И.Д.Звягельская, Н.А.Косолапов, М.М.Лебедева, А.А.Празаускас, Д.М.Фельдман, П.А.Цыганков, М.А.Хрусталев и др.12

    При написании диссертации использовались исследования зарубежных авторов – индийских13, пакистанских14, американских и британских15

    Индийских и пакистанских политологов, как правило, характеризует тенденциозная, односторонняя (проиндийская и пропакистанская, соответственно) подача материала. При этом если пакистанские исследователи в условиях традиционной для Пакистана авторитарной системы управления страной далеко не всегда имеют возможность высказывать собственную точку зрения, кардинально отличающуюся от официальных подходов, то политологи из Индии во многом руководствуются «самоцензурой» и идеями «национального консенсуса».

    Британские и американские ученые гораздо менее «ангажированы» и, в большинстве своем, предлагают достаточно объективный экспертный анализ по вопросам диссертационного исследования. Они активно обращаются к документам и первоисточникам, собирают обширный фактологический материал. Вместе с тем следует отметить, что некоторые авторы из США и Великобритании дают предвзятые положительные оценки действиям Исламабада в отношении кашмирской проблемы, в определенной степени оправдывая его действия.

    Особое место в использованной научной литературе в плане исследования кашмирской проблематики занимают монографии на языке урду16 (специфика заключается в том, что традиционно в Пакистане урду используется в качестве «внутреннего» языка, и информация, полученная из урдуязычных источников, отличается от материалов на английском языке большей «откровенностью» и подчас агрессивностью притязаний Пакистана на Кашмир. Тем более значительными представляются две работы пакистанского автора М. Ф. Хана «Проблема Кашмира: история, нынешнее состояние и пути решения» и «Джихад и терроризм в свете кашмирского проблемы». Обе книги представляют весьма взвешенный взгляд на историю индийско-пакистанского противостояния в Кашмире, объективно без искажений излагают факты.

    Основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту:

    1. Кашмирский конфликт относится к числу в высокой степени комплексных и разноплановых конфликтов, с характерным циклическим ритмом развития. О комплексности его характера свидетельствует то, что этот конфликт протекает на нескольких уровнях, имея в основе своей значительный конфликтогенный конфессиональный потенциал.

    2. В зависимости от уровня изменяется тип данного конфликта. Он является конфликтом как внутренним (для Индии), так и межгосударственным в рамках индо-пакистанского противостояния. Кроме того, втягивает в себя такие страны региона как Афганистан и Китай.


    Похожие работы:

    Кашмирский конфликт - длящийся с 1947 года конфликт между Индией , Пакистаном и (частично) Китайской Народной Республикой из-за принадлежности Кашмира , основная причина индо-пакистанского конфликта .

    Начало конфликта

    К 1 января 1949 года боевые действия были прекращены, а в августе под контролем ООН была проведена Линия прекращения огня, разделившая Кашмир на две части - подконтрольные, соответственно, Индии и Пакистану. Под пакистанский контроль попало 77.5 тыс. км² - почти половина княжества. В регион прибыли военные наблюдатели ООН

    Несколько резолюций ООН (21 апреля и 13 августа 1948 и 5 января 1949 года) призывали обе стороны к выводу войск и проведению плебисцита , однако ни Индия, ни Пакистан не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. СССР с самого начала считал Азад Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии. США заявляли о «нерешённой проблеме», но фактически поддерживали Пакистан. В 1956 году, после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штата Джамму и Кашмир . Летней столицей штата остался Сринагар, зимней стал город Джамму . Линия прекращения огня превратилась де-факто в государственную границу между Индией и Пакистаном.

    Из территории Кашмира, находящейся под пакистанским контролем, большая часть земель была выделена в особое Агентство северных территорий в составе Пакистана со столицей в городе Гилгит , а в составе Азад Кашмира осталось лишь 2 169 кв. км. в виде узкой полосы вдоль Линии прекращения огня. Резиденцией правительства Азад Кашмира стал Музаффарабад . Азад Кашмир имеет статус государства, ассоциированного с Пакистаном. Это квазигосударственное образование формально имеет даже свои вооружённые силы.

    Обладание хотя бы частью Кашмира имеет особую важность для Пакистана, поскольку это отрезает Индию от непосредственного выхода в Центральноазиатский регион и к Афганистану , а Пакистан получает общую границу с Китаем , являющимся его союзником.

    Сиаченский конфликт

    Кроме того, произошли столкновения регулярных войск Индии и Пакистана на Линии контроля в 1984-1986 годах на высокогорном леднике Сячэн близ китайской территории . Линия контроля не проходит по этому леднику (по соглашению 1949 года Линия прекращения огня должна была устанавливаться «до ледников»), таким образом он является фактически территорией с неопределённым статусом.

    С 1987 по 2001 годы в Кашмире практически не было дня без обстрела погранзастав той или иной стороны, нередко с применением артиллерии, или без нападения боевиков. В 1990 года в Джамму и Кашмире в связи с резкой эскалацией деятельности боевиков было введено прямое президентское правление и в штат были введены индийские войска численностью до 20 дивизий. К 2001 году в результате почти беспрерывных схваток с боевиками и террористических актов Индия потеряла более 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей (в Пакистане же говорит о, по меньшей мере, 70 тысячах кашмирцев, погибших «от рук индийских варваров» и «многотысячных» потерях индийских военнослужащих). Пакистан официально постоянно отрицал свою причастность к действиям боевиков в штате Джамму и Кашмир, заявляя лишь о моральной поддержке «борцов за свободу Кашмира» и о «нарушениях прав человека» и «притеснениях мусульман» в Кашмире и в Индии в целом.

    В 1995 году правительство Индии начало уделять повышенное внимание развитию хозяйства штата Джамму и Кашмир, в сентябре 1996 года состоялись выборы в Законодательное собрание штата. Боевики стали терять сторонников. Если раньше большую часть боевиков составляли местные жители, то к концу 1990-х годов до 70 % боевиков были пакистанцами и афганцами.

    Каргильская война

    В мае 1999 года начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Отбросив небольшие гарнизоны индийских погранзастав, они закрепились на индийской стороне Линии контроля на ряде тактически важных высот. Их прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Так началась Каргильская война . Этот конфликт окончился победой индийцев, им к концу июля 1999 г. удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв.

    Крайне высокая напряжённость на границе Индии и Пакистана сохранялась и после каргильских боёв. 10 августа 1999 года два индийских МиГ-21 сбили в приграничной зоне пакистанский патрульный самолёт «Атлантик-2» , весь экипаж которого - 17 человек - погиб. После этого другой индийский МиГ был обстрелян пакистанскими зенитными ракетами. До сих пор не выяснены все обстоятельства этого происшествия, и каждая из сторон утверждает, что сбитый самолёт находился в её воздушном пространстве.

    С февраля 2000 года возобновились стычки на Линии контроля, хотя Индия и объявляла с ноября 2000 по конец мая 2001 года мораторий на военные операции против исламских боевиков в Кашмире. Пакистан также инициировал объявление моратория на боевые действия со стороны одной из основных исламских кашмирских вооружённых группировок - «Хизб-уль-Муджахедин ».

    В мае 2001 года глава Пакистана П.Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Эта встреча на высшем уровне завершилась безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по кашмирской проблеме. Тем не менее, сам факт проведения встречи был значим, поскольку стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс.

    Однако после встречи возобновились несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса перестрелки на Линии Контроля между регулярными частями обеих стран. В октябре в Кашмире произошло несколько терактов, а после нападения 13 декабря группы боевиков на здание индийского парламента в Дели Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала перебрасывать войска к границе с Пакистаном и Линии контроля в Кашмире. Весь декабрь 2001 и январь 2002 года оба государства вновь балансировали на грани войны.

    В мае 2002 года Индия и Пакистан были ближе к войне, чем когда-либо после Каргильского конфликта. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Войну удалось предотвратить во многом благодаря активной позиции мирового сообщества, в первую очередь России и США.

    В конце 2001 года в Джамму и Кашмире действовало примерно 6-10 тысяч вооружённых боевиков. Как правило, ежегодное усиление активности боевиков приходится на конец весны, поскольку в это время года освобождаются от снега горные проходы, по которым боевики просачиваются через Линию контроля. Они переходят Линию контроля обычно группами по 3-4 человека, объединяясь затем в отряды по 20-30 человек. Боевики нападают на правительственные учреждения, полицейские участки и военные объекты. Иногда эти нападения перерастают в довольно крупные столкновения с индийскими полицейскими и военными. В Джамму и Кашмире дислоцировано, по некоторым данным, до 300 тысяч индийских военнослужащих (почти третья часть всех сухопутных сил Индии), крупные силы полиции и военизированных формирований.

    2016 год

    В июле-сентябре 2016 г. в контролируемой Индией части Кашмира были убиты более 80 человек, после того как 8 июля индийские солдаты застрелили одного из лидеров местных вооруженных формирований Бурхана Вани . В августе 2016 г., по меньшей мере, 10 мирных жителей погибли и более 50 получили ранения после того, как Индия и Пакистан обменялись артиллерийским огнем в районе спорного участка границы. Шесть человек погибли на пакистанской территории. Ещё четыре человека были убиты с индийской стороны на территории штата Джамму и Кашмир . 18 сентября боевики напали на военный лагерь индийской армии в городе Ури . Нападавшие перед рассветом проникли на территорию лагеря и начали атаку с применением огнестрельного оружия и гранат. В результате погибло 18 индийских солдат .

    29 сентября индийские власти заявили, что индийская армия нанесла «хирургические удары» по боевикам, которые, предположительно, готовили вторжение со стороны подконтрольной Пакистану части Кашмира. Как сообщил источник в вооруженных силах Индии, индийские спецподразделения пересекли границу с Пакистаном и нанесли удар по примерно десятку точек, где предполагаемые боевики готовились проникнуть на территорию Индии. Пакистанские власти сообщили, что в перестрелке погибли двое пакистанских военных, однако опровергли информацию о том, что Индия нанесла какие-либо точечные удары на противоположной стороне фактической границы. Премьер-министр Пакистана осудил «беспричинную и неприкрытую агрессию» Индии и созвал совещание кабинета министров для обсуждения дальнейших шагов .

    Напишите отзыв о статье "Кашмирский конфликт"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Кашмирский конфликт

    «Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
    На Тверском бульваре кто то окликнул его.
    – Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
    «И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
    В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
    Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
    – Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
    – Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
    Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
    Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
    – Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
    – Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
    Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
    Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
    – Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
    Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
    – Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
    – Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
    Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
    Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
    – Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
    Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
    – Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
    – Так это не правда, что он женат!
    – Нет, это правда.
    – Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
    Пьер дал ей честное слово.
    – Он здесь еще? – спросила она быстро.
    – Да, я его сейчас видел.
    Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

    Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
    В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
    Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.
    Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
    – Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
    – Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
    Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
    Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
    – Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.
    Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство.
    Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него.
    – Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее?
    – Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне.
    Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга.
    – Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер.
    – Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника.
    – Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место.
    – Обещали вы ей жениться?
    – Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что…
    Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю.
    Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник.
    Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван.
    – Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы.
    – Но как же я могу…
    – Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы.
    – Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!…
    Пьер замолчал и взглянул на Анатоля уже не гневным, но вопросительным взглядом.
    – Этого я не знаю. А? – сказал Анатоль, ободряясь по мере того, как Пьер преодолевал свой гнев. – Этого я не знаю и знать не хочу, – сказал он, не глядя на Пьера и с легким дрожанием нижней челюсти, – но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я comme un homme d"honneur [как честный человек] никому не позволю.
    Пьер с удивлением посмотрел на него, не в силах понять, чего ему было нужно.
    – Хотя это и было с глазу на глаз, – продолжал Анатоль, – но я не могу…
    – Что ж, вам нужно удовлетворение? – насмешливо сказал Пьер.
    – По крайней мере вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желанья. А?
    – Беру, беру назад, – проговорил Пьер и прошу вас извинить меня. Пьер взглянул невольно на оторванную пуговицу. – И денег, ежели вам нужно на дорогу. – Анатоль улыбнулся.
    Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.
    – О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты.
    На другой день Анатоль уехал в Петербург.

    Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи.
    Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.
    Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.
    Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.

    В конце июля в Дели прошли переговоры между индийским и пакистанским министрами иностранных дел. Дели и Исламабад формально возобновили мирный процесс в феврале этого года, который был приостановлен после теракта в индийском городе Мумбаи в 2008 году, в результате которого погибли 166 человек. Индия тогда обвинила в его организации базирующихся в Пакистане радикальных исламистов. Главной причиной конфликта между Индией и Пакистаном является спор вокруг принадлежности региона Кашмир.

    В этом выпуске вы увидите снимки сотрудничающих с агентством Associated Press фотографов-стрингеров Чанни Аннанд, Алтафа Кадри и Мухтара Кхана, которые побывали в Кашмире, регионе, который уже много лет выступает в качестве яблока раздора между Индией и Пакистаном.

    (Всего 31 фото)

    Спонсор поста: decorative-surface.ru : Производственная компания "Мир декоративных покрытий" занимается различными видами деятельности, связанными с отделкой, покрасом и декорированием поверхностей практически любых изделий и деталей, сделанных из различных материалов.

    1. Индийский военный по веревке спускается на базу на леднике Сиачен. Этот ледник считается самым высокогорным самым высокогорным театром военных действий за всю историю человечества. Первыми свои права на ледник Сиачен заявила Индия (кроме стратегического значения ледник важен еще и тем, что питает водой равнинные районы Кашмира). В 1984 году туда по воздуху был переброшен батальон, а на двух ключевых перевалах было размещено по взводу. Пакистан в ответ на не занятых индийскими формированиями высотах разместил свои части и подразделения. Армия Пакистана неоднократно пыталась выбить индийцев с их позиций, однако за двадцать лет им это так и не удалось. Наиболее ожесточенные столкновения пришлись на 1987–1988 годы.

    2. Солдаты армии Индии возвращаются после учений в базовый лагерь Сиачен (индийский Кашмир, на границе с Пакистаном). Ведение боев на леднике Сиачен затрудняется тем, что проходит в сложных, порой даже в экстремальных условиях. Температура на леднике нередко снижается до 50–60 градусов ниже нуля, а на высотах 5–6 тысяч метров, где также расположены военные посты, может быть еще холоднее.

    3. Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира.

    4. Индийские солдаты тренируются взбираться вверх к вершине ледника Сиачен.

    5. Возвращение индийских военных в базовый лагерь Сиачен.

    6. В настоящее время Пакистан поддерживает три батальона на границе с Сиачен, а Индия имеет семь батальонов на данном участке границы.

    7. Солдаты индийской армии проводят учения на границе с Пакистаном у спорного ледника Сиачен.

    8. Индийский солдат спускается по веревке на базу, расположенную на леднике Сиачен.

    9. Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон.

    10. На сегодняшний день большая часть ледника Сиачен контролируется Индией.

    11. Дети играют в крикет у берега озера Пангонг, недалеко от индийско-китайской границы в Ладакх, Индия. Ладакх является отдаленной частью бывшего княжества Кашмир, которое находится центре конфликта между Пакистаном и Индией, длящегося на протяжении последний 60 лет. Из-за территориального спора, Кашмир делят три страны: Пакистан контролирует северо-запад (Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир), Индия контролирует центр и юг (Джамму и Кашмир) и собственно Ладакх. Китай контролирует северо-восток (Аксай-Чин и Транс-Карокорумский тракт)

    12. На берегу озера Пангонг, недалеко от индийско-китайской границы в Ладакх, Индия.

    13. Туристы на двугорбых верблюдах путешествуют по долине Нубра, Ладакх, Индия.


    14. Индийские паломники направляются к - одной из наиболее известных индуистских святынь, расположенной в индийском штате Джамму и Кашмир. Амарнатх-ятра - это ежегодное паломничество, когда тысячи верующих из разных уголков земного шара посещают пещеру. Согласно индуистской мифологии, в пещере Амарнатх Шива открыл своей супруге Парвати секрет бессмертия. Внутри пещеры Амарнатх находятся ледяные глыбы - сваямбху мурти, являющиеся олицетворением (лингам) бога Шивы.

    15. Индийские паломники на пути к пещере Амарнатх. Это священное для индуистов место находится на высоте 3 888 метров, в 141 километрах от Шринагара, столицы штата Джамму и Кашмир.

    16. Индийских паломников, направляющихся к пещере Амарнатх, не останавливает ни дождь, ни ветер.

    17. Паломники-индусы умываются в ледяной воде.

    18. Стрижка – один из обязательных ритуалов перед посещением индуистской святыни – пещеры Амарнатх.

    19. Обычно паломничество совершается пешком или на мулах по маршрутам из Пахалгама (45 км) или Чанданвари (35 км). Обычно дорога занимает 3-5 дней.

    20. С мая по август в священной пещере вырастает ледяной Шивалингам - главный объект поклонения, меняющий свой размер в зависимости от сезона года и фаз луны: на растущую луну он увеличивается, а на убывающую уменьшается. Также в пещере есть четыре ледовых образования, похожие на статуи божеств. Самое большое считается Шивой в образе Амарнатха (Владыки бессмертия), слева Ганеша, а справа Парвати и Бхайрава.

    21. Пик паломничества приходится на июль-август во время лунного месяца Шраван. За это время священную пещеру посещают около 25 тысяч паломников со всего мира, хотя добраться к пещере очень нелегко.

    22. Ежегодно начиная с 15 июня тысячи паломников со всего мира посещают это место поклонения. Пещера доступна только в июле-августе, в сезон дождей, поскольку все остальное время покрыта снегом

    23. Кашмирский мусульманин успокаивает мальчика, который со своими родителями, индийскими паломниками, на лошадях направляются к пещере Амарнатх.


    Тэги: Кашмир, Пакистан, Индия, война, конфликт, сепаратизм
    Последнее обновление 13.05.2014.

    В значительной степени основы современного конфликта заложены в середине 19 века, когда англичане сперва приобрели княжество у сикхов, а в 1846 по Амритсарскому договору продали земли братьям, по касте раджпутам, по вероисповеданию хиндуистам, этническим догра, из соседнего Джамму, создав тем самым буфер между собой, русскими и Китаем. Старший из братьев, Гуляб Сингх, заплатил, по разным сведениям, от 500 до 750 тыс. фунтов, и стал первым кашмирским махараджей. Хотя традиционно в регионе жители не имели привычки делить общество по религиозному признаку, в 1931-40 начались первые трения между муслимским населением и хиндуистским правительством территории.

    Когда начинался раздел британских владений в Индии, Пакистан рассматривал Кашмир как естественное дополнение к своим территориям, поскольку тот населен в основном мусульманами, а по правилам таковые территории отходили к Пакистану. Если проводить референдум, полагал местный британский резидент, то догра и хиндуисты проголосуют за Индию, мусульмане, предположительно, за Пакистан, особенно проживающие в Панче, Мирпуре и Музаффарабаде. Пытаясь, по-видимому, решить вопрос явочным путем, пакистанские власти предложили трибалистам региона выставить по одному “борцу за веру” от каждой тысячи жителей, снарядили получившуюся армию “лашкар” и обеспечили офицерами от унтеров до майоров, предполагая, что это войско займет большую часть Кашмира и затем можно будет провозгласить его присоединение к Пакистану. Предполагалось начать 22 октября, основная масса “лашкар” шла по дороге Музаффарабад-Сринагар, имея конечным пунктом перевал Бахинал. Трибалисты вооружены были винтовками, несколькими пулеметами и передвигались примерно на трех сотнях грузовиков. Армия махараджи состояла наполовину из догра, наполовину из мусульман, которые все перешли на сторону единоверцев, это сказалось при баталии за Домел, важный дорожный узел: дезертиры передали “лашкар” всю необходимую информацию о силе и дислокации гарнизона. Собственно, быстрая военная акция имела все шансы преуспеть, особенно если учитывать прекращение поставок топлива, продовольствия и развал системы связи Кашмира, ибо все это по контрактам контролировали пакистанские специалисты, но трибалисты пустились по пути грабить и убивать, уделяя мало внимания поставленным военным задачам.

    31 июля 1988, когда в Сринагаре были взорваны две бомбы, считается днем начала вооруженной борьбы, а крупномасштабные акции стали наблюдаться с конца 1989 года. В начале 1990 года было отпрессовано несколько мирных демонстраций, в ответ с апреля 1990 сепаратисты распространили активность вовне региона, взорвав бомбы в двух полицейских участках Нью-Дели, чередой пошли целые серии “харталов”, широкое распространение получила практика захвата заложников и похищений за выкуп. К середине 1990-х ДКЛФ, стоявшая все-таки за политический путь решения проблемы, окончательно утратил лидирующие позиции, и к руководству всем кашмирским сепаратизмом пришли про-пакистанские исламские экстремисты. Формально они объединены в Объединенный совет джихада, который тесно взаимодействовал с пакистанской разведкой ИСИ, влиявшей на все назначения в головном эшелоне организации и вкладывавшей в мероприятия солидные деньги, и разрабатывавшей для входящих в эту структуру организаций стратегические планы. Собственно, тенденция усиления исламистов прослеживалась давно, еще в Кашмире с 1992 началось обострение, силовики теряли с тех пор в год по 300-400 человек, а террористы втрое-вчетверо больше. С 11 мая 1992 в индийской половине введен комендантский час, и было строго приказано стрелять в любого нарушителя, с июля 1992 полнота власти в штате передана президенту, потом президентское правление продлевалось несколько раз. Сперва всем занималась Центральная Резервная полиция (ЦПРФ), основанная в 1909, укомплектованная выходцами изо всех углов страны, подготовленных к усмирению волнений, но не к борьбе с повстанцами. Поскольку в этих местах основная единица строения – мохалла, отделенная от соседних мохалла узкими улочками, через которые можно перепрыгивать с крыши на крышу, то индийцы старались устраивать блокпосты-«нака» на выходах из кварталов, на перекрестках и мостах, и воспоминания участников операций полны жалоб на скверные бытовые условия. По рассказам персонала, рабочий день длился по 18 часов, а надо быть начеку круглые сутки, питаясь кофейком с бутербродами и обитая в бункере из мешков с песком. Потом ЦПРФ сменила Пограничная служба (СФФ), возглавлял ее действия в Кашмире генеральный инспектор Ашок Патель. Когда он начинал работать, даже не было досье на террористов и их руководство, и попавшийся случайно лидер воинствующего крыла кашмирцев на тот момент Малик сумел избежать своей участи. Поэтому стало развиваться разведывательное звено; по его ориентировкам специальные команды на джипах врывались во враждебные кварталы и изымали подозреваемых, для акций на территории собственно Кашмира индийское руководство ввело в 90-х в дело тактику, оправдавшую себя в 70-х на северо-востоке, а именно затыкание границы совокупно с массовыми, дом за домом, операциями “оцепи-и-обыщи”, были также введены команды по зачистке дорог, к которым прилагались группы сверхбыстрого реагирования, и проведена была масса других мер, обеспечивших спад террора. Однако, хотя террористы больше не могли похвалиться, что «индийцы изгнаны», их активность продолжалась, поэтому к делу подключили армию, взявшую в свои руки всю полнот командования в 1994 году, и в лучшие дни соотношение военных и местных в регионе было 1 к 7. Для изоляции местых кадров от помощи из пакистанской части Кашмира была учинена трехэтажная система борьбы с инфильтрациями – сперва патрули на границе, призванные накрывать инфильтрующихся в момент, когда они собираются с силами на рубеже; потом в 5 км (иногда шириной до 15) от границы зона с комендантским часом в ночное время, где стреляют на поражение; затем группы, постоянно контролирующие деревни вблизи границы. Оснащены патрульные впечатляюще – у патруля гуркхов численностью 8 человек оказались при себе автоматы, гранатометы, дымовые гранаты и огнемет. Пакистанцы пытались обеспечивать прорывающимся огневую поддержку и даже сами ходили их прикрывать, но в итоге вынуждены были перейти на внедрение через высокогорье. В 1995 в регионе действовали 6-8 тыс. повстанцев, 1-2 тыс. из них – иноземцы (“мехмаан”=“гости”), в столкновениях постоянно участвовали пришельцы из Афганистана и прочих гнездовий исламского фундаментализма (типа Судана). “Гости” отличались первобытной жестокостью: пойманных могли таскать по деревням в цепях, перед тем как выколоть глаза и зарезать; кастрировать и снять кожу живьем и т.п., особенно часто перед фронтом поселян. Но это мало помогало завоевать умы и сердца.

    С 1997 инсургенции был фактически сломлен хребет, хотя несколько организаций остаются “в поле”, особенно заметна и активна “Хизб-уль-муджахидин”, главное движение такого профиля из местных. В 1999 состоялась Каргиллская война , продемонстрировавшая, что способность исламистов вербовать новых рекрутов и добиваться громких успехов заметно пошла на убыль, однако движение определенно остается в живых и проводит довольно шумные теракты, в 2001 во время около или одновременно с набегом на Лок Сабха совершено напали на Законодательную ассамблею в Сринагаре, 38 погибших в процессе, и по ходу обмена любезностями на дипломатическом уровне войска обеих сторон интенсивно проводили приготовления в пограничье. Пакистан продолжает отрицать свою причастность к деятельности боевиков, а индийская сторона в докладе за 2002 год утверждала, что 60-70% их личного состава приходит из Пакистана, местные работают только проводниками и носильщиками, и вся затея по-прежнему опекается ИСИ. Согласно социологическим опросам, в последние годы примерно 65% кашмирцев полагают боевиков скорее вредящими кашмирскому делу, 68% полагают, что пакистанцами движет не забота о счастье жителей Кашмира. В целом же граждане полагают вопрос о принадлежности Кашмира вторичным, для водворения мира в регионе полагают нужным проводить честные выборы 86%, развивать регион и создавать рабочие места 93%, пресечь внедрение боевиков 88%, обеспечить возврат кашмирских пандитов 80%, 61% граждан полагает, что при индийцах будет лучше в экономическом плане, чем при пакистанцах (сторонников обратного взгляда 6%). Постепенно ситуация в штате нормализовалась, в январе 1995 открыт бар с продажей спиртного, а полугодом ранее – кино; и то и другое плюс салоны красоты были закрыты по требованию мусульман в 1989. В мае 1996 состоялись первые за 10 лет выборы, парламентские, в сентябре местные, и политическая жизнь в дальнейшем протекала на стандартном индийском уровне. В регионе по-прежнему неспокойно, и, ак и в Ассаме, каждый год в годовщину независимости Индии учиняется забастовка или иные предприятия такого рода, так же как и в годовщину ввода войск (27.10.47), и практически ни одна акция протеста не обошлась без убитых и раненых.


    Содержание:
      Введение………………………………………………………. 2
      Причины Кашмирского конфликта………………………….4
      Пути решения Кашмирского вопроса……………………….8
      Заключение……………………………………………….. …13
      Список использованной литературы……………………….16
      Введение.
    В настоящее время мир переживает период интенсивного развития конфликтов на этнической и конфессиональной основе. Это проблема без преувеличения приобретает глобальное звучание, оказывая растущее влияние на всю систему современных международных отношений.
    Весьма показателен длящийся уже более 60 лет кашмирский конфликт, в котором переплетаются этноконфессиональные и межгосударственные противоречия, и в последние десятилетия «весомо и зримо» проявляются самые болезненные и злободневные для нынешнего отрезка человеческой истории вопросы усиления экстремистской и террористической деятельности.
    Конфликт вокруг Кашмира является одним из важнейших нерешенных вопросов в отношениях Индии и Пакистана с августа 1947 года. Он возник практически одновременно с появлением двух независимых доминионов на территории Британской Индии. В бывшем индийском княжестве Джамму и Кашмир на протяжении столетий бок о бок проживали представители различных национальностей, этносов и вероисповеданий, вполне мирно сосуществовавших в периоды стабильного развития государства. Однако, как это часто бывает, и как неоднократно доказывала история многих стран, в периоды радикальных политических преобразований, крушения всей государственной системы в полиэтнических и поликонфессиональных обществах наиболее остро проступают противоречия именно по национальному или религиозному принципу. В данном случае судьба бывшего княжества весьма показательна. 1
    Вопрос о государственной принадлежности Кашмира является раздражителем в атмосфере индийско-пакистански х связей и служит поводом для взаимной враждебности и напряженности. Особенность конфликта состоит в том, что, с одной стороны, он зачастую служит причиной нестабильности отношений, а с другой, динамика его развития отражает общий ход индийско-пакистанского взаимодействия.
    Особенность кашмирского конфликта заключается и в том, что он географически входит в зону нестабильности, зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты.

    2. Истоки Кашмирского конфликта.
    Кашмирская проблема является центральной в отношениях между Индией и Пакистаном, она относится к числу самых застарелых международных коллизий. Межгосударственное противостояние на Южно-Азиатском субконтиненте насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана и непосредственно влияет на развитие отношений двух соседних стран.
    Несмотря на то, что в настоящий момент Дели и Исламабад переживают период нормализации отношений и следуют пути «комплексного диалога» 2 , включающего и обсуждение вопроса Кашмира, пока стороны далеки от окончательного решения этой наболевшей проблемы. Однако существующие условия делают ситуацию в этом регионе зыбкой, и при определенных обстоятельствах маятник отношений может качнуться в противоположную от политического диалога сторону. На фоне общего потепления отношений и налаживания конструктивного сотрудничества в последние годы Дели и Исламабад, вероятно, сочли более приемлемым на некоторое время заморозить кашмирский вопрос, с тем чтобы он не являлся препятствием на пути двустороннего диалога в других сферах отношений. Тем не менее это не означает, что «кашмирская карта» не может быть разыграна вновь. В большей степени это краеугольный камень внешней политики. Недаром за последние годы президент Пакистана генерал Первез Мушарраф неоднократно выступал с предложением конкретных мер и шагов по урегулированию конфликта. 3
    Но прежде чем обозначить примерные пути решения данной проблемы, нужно разобраться в истории создания Кашмирского вопроса.
    По распространенному мнению, кашмирская проблема возникла после раздела Британской Индии в 1947 г. и последовавшего за ним решения индусского правителя княжества Джамму и Кашмир о присоединении к Индии. Однако корни конфликта лежат гораздо глубже, чем думают многие. Их следует искать в политике, проводившейся в регионе Великобританией в XIX в., когда Кашмир (область с почти полностью мусульманским населением) был продан индусскому махарадже соседнего горного княжества Джамму, в результате чего появилось новое политическое образование – княжество Джамму и Кашмир. Возможно, британцы вполне искренне полагали, что подобные действия повышают их популярность среди кашмирцев, ведь последние считались потомками некогда насильно обращенных в ислам индусов и, как ожидалось, должны были увидеть в колониальных властях восстановителей исторической справедливости.
    Результаты такой политики оказались противоположны ожидаемым. Княжество Джамму и Кашмир уже в колониальный период превратилось в зону нестабильности. Вплоть до 1947 г. оно пребывало в состоянии скрытого этнического и религиозного конфликта. Иногда конфликт принимал явные формы. Так, в 1931–1932 гг. Кашмир был охвачен народным восстанием, подавить которое колониальные власти смогли только с помощью авиации. 4
    Всякий раз, когда речь заходит о колониальной или независимой Индии, неизменно подчеркивается весьма существенная особенность этой жемчужины британской короны - поликонфессиональный состав населения субконтинента.
    И действительно, наряду с доминирующим индусским большинством в стране проживают представители многих религий, в том числе и мировых. Из всех религиозных меньшинств мусульманская община являлась наиболее крупной и представительной.
    Уход британцев из Южно-Азиатского региона в 1947 году оставил бывшую колонию разделенной на два государства. Англичане умело играли на противоречиях между индусами и мусульманами, сложившихся еще со времен Великих Монголов, для укрепления своих позиций на полуострове Индостан.
    Еще в 1940 году, за 7 лет до получения независимости, Мусульманская лига официально предложила разделить Индию на два государства, индусское и мусульманское. 5 Произошедшее в 1947 году создание двух независимых государств – Индии и Пакистана – прошло под знаком внутриобщинной солидарности. Две основные общины, существовавшие в Британской Индии - мусульманская и индусская, были противопоставлены друг другу, вплоть до ожесточенных межобщинных столкновений. Естественно, что политические элиты "новых независимых” государств Индии и Пакистана претендовали на представление интересов всех мусульман и всех индусов, невзирая на их этническую принадлежность или проживание в полусамостоятельных исторических государственных объединениях типа княжеств Хайдарабада или Кашмира.
    Согласно «плану Маунтбеттена», обнародованного 3 июня 1947 г. и утвержденным английским парламентом в качестве «Акта о независимости Индии» 18 июля 1947 г., основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения в различных частях страны.
    Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, тогда как территория с преобладающим мусульманским населением присоединялись к новому государству Пакистан. В соответствии с «Актом о независимости Индии», правители 562 княжеств, занимавших треть территории Британской Индии, должны были сами решать вопрос о вхождении княжества в один из образующихся доминионов или сохранить прежние от ношения с Англией. 25 мая 1947 г. Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принятия решения о будущем княжеств до 15 августа.
    Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей Британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия.
    Атмосфера в Кашмире вынудила британские власти отказаться от провозглашения независимости Кашмира, и они стали поддерживать позицию Пакистана, который был более послушным для них в то время. 6
    История свидетельствует о провале британской политики в Кашмире. Но какая политика могла бы быть успешной? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден, и Кашмир продолжает оставаться «горячей точкой» планеты. Между тем поиск решения является жизненно важным, поскольку кашмирский конфликт, давно ставший международным, может перерасти в войну с последствиями, возможно, фатальными для всей планеты. 7

      Пути решения Кашмирского вопро са.
    Несмотря на наличие нескольких международных и двусторонних соглашений и резолюций по Кашмиру, решение этой проблемы даже не является вопросом ближайшего будущего. Одной из причин разногласий является комплексный и многоуровневый характер конфликта: за десятилетия изменился не только состав, но и особенности участников кашмирского противостояния. Под влиянием внутренних и внешних факторов «кашмирский клубок» стал еще более запутанным, перейдя с локального уровня двусторонних отношений на макрорегиональный и, в определенном аспекте, на глобальный уровень. Большую роль в конфликте стали играть внутренние факторы в обоих государствах. Столь сложная проблема не имеет простого однозначного решения, особенно с учетом новых факторов, таких как исламистский терроризм и сепаратизм.
    Ключевыми причинами, тормозящими процесс окончательного урегулирования, являются противоположные и неизменные исходные позиции Дели и Исламабада по этому вопросу.
    Основополагающими пунктами позиций двух стран являются следующие:
      Пакистан считает Кашмирский вопрос нерешенным в принципе и настаивает на праве кашмирского народа на самоопределение путем проведения плебисцита на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1948 года. В свою очередь, Индия, ссылаясь на Акт о присоединении княжества Джамму и Кашмир к Индийскому Союзу в 1947 году, полагает вопрос в целом решенным, а проблемой, с ее точки зрения, является лишь незаконная оккупация Пакистаном части индийской территории.
      Дели настаивает на том, что конфликт имеет двусторонний характер и его урегулирование может быть осуществлено путем переговоров на основе Симлских соглашений 1972 года и в духе Лахорской декларации 1999 года без участия каких-либо посредников. Исламабад же неоднократно пытался придать конфликту международный статус.
      Пакистан до последнего времени исходил из того, что без решения Кашмирского вопроса невозможно успешное и конструктивное развитие отношений с Индией, которая, в свою очередь, считает этот вопрос лишь одним из многих других пунктов двусторонних связей. 8
    Существуют различные варианты решения кашмирской проблемы, помимо присоединения бывшего княжества к Индии или Пакистану. Чаще других обсуждаются следующие:
      Джамму и Ладакх остаются за Индией, "северные территории" и Кашмир - за Пакистаном; что касается Кашмирской долины, то она сохраняется под административным контролем Индии при широкой автономии местных властей (предложение сделано на встрече в январе 1993 г. в Вашингтоне индийских, пакистанских и кашмирских экспертов под эгидой института Карнеги); проводится плебисцит; она передается под управление ООН на 5-10 лет, затем проводится плебисцит; устанавливается по обоюдному согласию Индии и Пакистана ее независимость; Дели и Исламабад управляют ею совместно.
    Что касается плебисцита, то, по мнению Исламабада, обе стороны (и Индия, и Пакистан) признали резолюции Совета Безопасности ООН о проведении плебисцита, соответственно их положения сохраняют свою силу.
    Однако даже если представить гипотетически, что обе стороны согласились на референдум, сразу возникает много вопросов об условиях его проведения. Первый и самый главный вопрос заключается в том, на каких территориях проводить голосование: на территории всего бывшего княжества Джамму и Кашмир (следовательно, и на территории Азад Кашмира), или отдельно по основным районам, или только в Кашмирской долине. Второй вопрос, е менее важный, касается тех предложений, которые будут вынесены на голосование, т. е. о том, какой вариант будет выдвинут: присоединение либо к Индии, либо к Пакистану, или же предоставление возможности территории проголосовать за независимость.
    По мнению некоторых индийских специалистов, еще на начальной стадии Кашмирского конфликта плебисцит, как «идеальное» и, по сути, демократическое решение, было крайне трудно осуществить. С этим мнением трудно не согласиться, учитывая полиэтнический и поликонфессиональный состав населения бывшего княжества.
    Если плебисцит будет проведен на всей территории бывшего княжества, то его результат во многом определиться голосованием в самой густонаселенной части – в Кашмирской долине, где проживают мусульмане. Вряд ли в этом случае итоги отразят пожелания всего населе ния Джамму и Кашмира может привести к разделению территории на более мелкие образования, дроблению в первую очередь «индийского «Кашмира, так как результаты голосования в Джамму и Ладакхе скорее всего будут отличаться от результатов Долине. К тому же может возникнуть ситуация, когда одни «мусульманские районы» проголосуют, например, за присоединение к Пакистану, а другие – за независимость. Едва ли это удовлетворит и Исламабад, и Дели.
      Некоторые индийские и кашмирские политики поддерживают идею предоставления Кашмиру автономию, что должно выражаться в передаче Сринагару максимально широких административных, финансовых и законодательных полномочий. Среди кашмирских политиков немало и сторонников «максимальной» автономии, при которой Дели сохраняет за собой лишь вопросы обороны и внешней политики, а все остальные полномочия предаются кашмирцам. Причем эти полномочия распределяются по регионам, образованным по религиозному принципу: «мусульманский» Кашмир, «индусский» Джамму, «буддистский» Ладакх. Рассматриваются так же и вариант автономии каждого их этих регионов. Традиционно эти предложения отвергаются индийским властями, которые опасаются усилению центробежных процессов в государстве и потенциальной дезинтеграции страны в будущем.
      Большинство специалистов полагают, что наиболее приемлемым вариантом решения проблемы является закрепление статус-кво в Кашмире и признание линии контроля в качестве государственной границы. С подобным предложением неоднократно выступали представители как индийской, так и пакистанской стороны. Так, еще в 1963 году на переговорах министров иностранных дел Индии и Пакистана индийская сторона предлагала официально оформить линию прекращения огня, установленную 27 июля 1949 года, это предложение не нашло поддержки пакистанского руководства. На совещании руководителей Индии и Пакистана в 1972 году в Симле было подписано соглашение, по которому обе стороны обязались решать существующие между ними вопросы мирными средствами – путем двусторонних переговоров. Стороны также обязались уважать линию фактического контроля, установившегося к 17 декабря 1971 года в результате индо-пакистанской войны.
      Независимый Кашмир. Согласно этому варианту должен быть восстановлен статус Кашмира, который был до раздела и создано независимое государство. Это предложение имеет довольно много сторонников в Кашмире. Однако Кашмир и без независимости, как представляется, сталкивается с национальными, религиозными и этническими противоречиями, которые сторонниками такого пути развития не учитываются. Для создания единого независимого государства необходимо, если не единство народа, то по крайне мере отсутствие межнациональных и межрелигиозных противоречий. Вопрос о единстве кашмирског народа, о кашмирской идентичности и о том, готово ли кашмирское население к объединению и независимости пока остается открытым.
    и т.д.................