• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Различают международные вооруженные конфликты и, вооруженные конфликты не международного характера.

    Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Сторонами в таком конфликте могут являться государства, нации и народы, борющиеся за независимость, международные организации, осуществляющие меры по поддержанию мира и международного правопорядка. Статья 1 Дополнительного протокола Также и международных относит конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов за осуществление своего права на самоопределение.

    Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Повстанцы могут признаваться стороной воюет, если они: имеют свою организацию; имеют во главе ответственные за их поведение органы; установили свою власть на части территории; соблюдают в своих действиях «Законов и обычаев войны». Признание повстанцев такой стороной воюет, исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственность за массовые беспорядки и т.п.. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут поддерживать правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допустимую международным правом помощь. Власти повстанцев может создавать на контролируемой ею территории органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев стороной, воюет, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса международного и является первым шагом к признанию нового государства.

    Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все вооруженные конфликты, которые не подпадают под действие Дополнительного протокола I, происходящих на территории любого государства между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола П. Вооруженные конфликты немеждународного характера имеют следующие признаки: применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, в том числе полицейских подразделений; коллективный характер выступлений (действия, влекущие обстановку внутренней напряжения, внутренние беспорядки не могут считаться такими конфликтами) определенный степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия, продолжительность и непрерывность конфликта (отдельные спорадические выступления слабоорганизованих групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера) осуществление повстанцами контроля над частью территории.

    К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует отнести все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д.. Они отличаются от международных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе стороны воюют, являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне стороной, воюет, признается лишь центральное правительство. Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Но на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарные интервенции », применяемых для остановки конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

    С точки зрения международного права законные участники вооруженного конфликта, принадлежащих к вооруженным силам сторон конфликта, делятся на комбатантов (воюющих) и не комбатантов (тех, которые не воюют). К комбатантам относится весь состав вооруженных сил (личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил), а также ополчения, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления, соответствуют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за подчиненных, имеют определенные и видимые издалека отличительные знаки; открыто носят оружие; придерживаются в своих действиях правил ведения войны. Также в рых относятся члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, которые помогают воюющим, населения, при приближении врага взялось за оружие. При взятии в плен они приобретают статус военнопленных.

    К некомбатантов относятся лица, входящие в состав вооруженных сил, но непосредственно не участвуют в боевых действиях: медицинский персонал, духовенство, военные корреспонденты, юристы, интенданты. Они могут иметь личное оружие для самозащиты.

    Разведчики - это лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, носят военную форму и проникают на местоположение врага с целью сбора информации о нем для своего командования. При захвате в плен приобретают статуса военнопленных. От них следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе боевых действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

    Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, в соответствии с международными соглашениями осуществляют помощь в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Они не участвуют в конфликте, а только учат ведению боевых действий, в противном случае они приравниваются к комбатантов.

    Наемники не являются комбатантами (ст.. 47 Дополнительного протокола I). Это лица, которые специально завербованные для ведения боевых действий, фактически участвуют в них с целью получения вознаграждения, не являются гражданами государства, находящегося в конфликте, не проживающих на ее территории, не входящим в личный состав вооруженных сил сторон конфликта Наемничество квалифицируется как преступление.

    От наемников следует отличать добровольцев, которые являются законными участниками конфликта. Это лица, которые через политические или иные убеждения (не материальные рассуждения) поступают на службу в армию воюющей стороны и включаются в личного состава вооруженных сил.

    Виды вооруженных конфликтов

    Современная обстановка в мире характеризуется значительным расширением географии межэтнических, религиозных, политических, экономических и территориальных противоречий, которые при определœенных условиях способны перерастать в вооруженные конфликты.

    Происходящие вооруженные конфликты при всœем их многообразии не имеют аналогов. Каждому из них присущи свои особенности, которые определяют организационную и практическую работу по ликвидации медико-санитарных последствий. Это обстоятельство затрудняет разработку общих схем и принципов ликвидационных мероприятий и обязывает руководителœей здравоохранения, участников ликвидации медико-санитарных последствий быть готовыми к применению нестандартных решений в каждом конкретном случае.

    Военный конфликт - ϶ᴛᴏ любое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы.

    Четкое определœение понятия ʼʼвоенный конфликтʼʼ, знание его особенностей применительно к деятельности здравоохранения необходимы для оптимального прогноза работы и рационального планирования соответствующих мероприятий в системе здравоохранения еще до начала боевых действий.

    Учитывая зависимость отцелœей сторон и масштабных показателœей, таких как пространственный размах, привлекаемые сила и средства, напряженность вооруженной борьбы, военные конфликты разделяются на ограниченные (вооруженные конфликты, локальные и региональные войны) и неограниченные (мировая война).

    Региональная война - ϶ᴛᴏ военный конфликт с участием не­скольких государств (коалиций государств), ограниченный пределами, как правило, одного региона, затрагивающий интересы большинства расположенных в нем стран.

    В крупномасштабной региональной войне вооруженная борьба может распространяться на большую часть континœента и прилегающее морское пространство.

    Локальная война - ϶ᴛᴏ ограниченный, как правило, двусторонний военный конфликт, в котором военные действия не выходят за пределы территории воюющих сторон, а вооруженная борьба ограничивается пределами одного-двух стратегических направлений.

    Локальная война может вестись группировками войск (сил), раз­вернутыми в районе конфликта͵ с их усилением при крайне важно сти за счёт переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

    Вооруженный конфликт - ϶ᴛᴏ одна из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других некоренных противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которой государство (государства) не переходят в особое состояние, определяемое как война.

    К вооруженным конфликтам относятся военные инциденты, во­енные акции и другие вооруженные столкновения незначительного масштаба с применением регулярных или иррегулярных вооруженных формирований, при которых акт формального объявления войны отсутствует, а вооруженная борьба ограничивается пределами операционного направления.

    Учитывая зависимость отхарактера, места͵ состава участвующих сторон различают несколько разновидностей вооруженных конфликтов.

    Ограниченный вооруженный конфликт - ϶ᴛᴏ следствие разрастания вооруженного инцидента͵ приграничного конфликта͵ вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

    Для здравоохранения России наибольшую актуальность представляют приграничные и внутренние вооруженные конфликты.

    Приграничный вооруженный конфликт - ϶ᴛᴏ особая форма вооруженного конфликта͵ имеющая международный характер.
    Размещено на реф.рф
    Он ведется с участием двух или нескольких государств и может охватывать значительную территорию.

    Приграничный вооруженный конфликт характеризуется достаточно четко обозначенной линией соприкосновения противоборствующих сторон.

    Приграничному вооруженному конфликту могут предшествовать пограничные инциденты, провокации, имеющие целью вызвать обострение обстановки на приграничной территории. Данная ситуация может сказаться на миграции населœения и вызвать дополнительные трудности медико-санитарного обеспечения.

    Заблаговременно или в ходе приграничного вооруженного конфликта в целях защиты населœения от современных средств поражения могут проводиться эвакуационные мероприятия по вывозу (выводу) населœения из вероятной зоны боевых действий.

    В большинстве случаев при возникновении приграничных вооруженных конфликтов можно ожидать, что основная часть населœения, проживающего на территории зоны конфликта͵ будет поддерживать силы конституционной власти и правопорядка. По этой причине со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населœения следует ожидать доброжелательного отношения к медицинским формированиям и учреждениям здравоохранения, привлекаемым для ликвидации медико-санитарных последствий конфликта.

    Внутренний вооруженный конфликт - ϶ᴛᴏ конфликт в пределах территории одного государства. Боевые действия ведутся, как правило, в отдельных его районах.

    Внутренний вооруженный конфликт представляет наиболее се­рьезную опасность, так как угрожает целостности государства и должна быть использован как повод для вмешательства других стран в его внутренние дела. Основу такого конфликта составляет противоправная деятельность, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки государства, свержение конституционного строя и нарушение его территориальной целостности с использованием вооруженного насилия.

    Основными причинами возникновения внутреннего вооруженного конфликта являются политические, экономические, национальные и другие противоречия между субъектами государства и федеральными органами власти, разными национальными и религиозными группами.

    В XX-XXI вв. в России эти противоречия проявляются в виде:

    · противоправной пропагандистской деятельности националистических и других организаций с призывами свержения законных органов государственной власти субъекта (субъектов) РФ, выхода из ее состава или разрешения территориальных споров на своих условиях;

    · создания незаконных вооруженных формирований и их использования для решения спорных вопросов силовыми методами;

    · несовпадения национальных и государственных интересов

    · усиления проявлений шовинизма, национальной неприязни, особенно антирусских настроений в субъекте или ряде субъектов государства.

    Конфликты, возникающие на почве межнациональных отношений, характеризуются высокой жестокостью и тяжестью последствий. Зачастую значительная часть мирного населœения, в т.ч. и пострадавшие, могут проявлять враждебность по отношению к федеральным войскам, и специалистам, участвующим в восстановлении системы жизнеобеспечения, что в конечном итоге будет затруднять медицинское обеспечение.

    Виды вооруженных конфликтов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды вооруженных конфликтов" 2017, 2018.

    Краткое рассмотрение целей войны позволяет опре­делить видовую характеристику вооруженных конфлик­тов. Цель войны состоит в подавлении вооруженного сопротивления противника. Эта формула имеет очень важное значение, так как позволяет классифицировать военные действия по субъектно-объектному составу и по территории, на которой они происходят. Установле-


    ние такой цели означает, что война не ведется на унич­тожение противника и не преследует цели физическо­го уничтожения его вооруженных сил.

    Это означает, во-первых, что война не ведется против мирного населения, тем более, что правила ведения во­енных действий требуют, чтобы мирное население на­ходилось «под покровительством воюющих» Во-вторых, военные действия, которые ведутся вооруженными си­лами на территории своего государства против своего населения, в большинстве своем не являются войной в международном значении этого понятия.

    Отсюда различают международные вооруженные кон­фликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

    Согласно положениям Женевских конвенций 1949 го­да международными вооруженными конфликтами при­знаются такие конфликты, когда один субъект между­народного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в меж­дународном вооруженном конфликте могут являться:

    а)государства;

    б) нации и народности, борющиеся за свою независи­мость;

    в) международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

    Согласно статье 1 Дополнительного протокола I меж­дународными являются также вооруженные конфлик­ты, в которых народы ведут борьбу против колониаль­ного господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

    Вооруженные конфликты немеждународного, харак­тера - это все не подпадающие под действие статьи 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфлик­ты, происходящие на территории какого-либо государ­ства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые,

    находясь под ответственным командованием, осуществ­ляют такой контроль над частью его территории, кото­рый позволяет им осуществлять непрерывные и согла­сованные военные действия и применять положения Протокола II».

    Вооруженные конфликты немеждународного харак­тера обладают следующими признаками:

    а) применение оружия и участие в конфликте воо­руженных сил, включая полицейские подразделения;

    б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внут­ренние беспорядки, не могут считаться рассматривае­мыми конфликтами;

    в) определенная степень организованности повстан­цев и наличие органов, ответственных за их действия;

    г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо органи­зованных групп не могут рассматриваться как воору­женные конфликты немеждународного характера;

    д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

    Таким образом, вооруженный конфликт между по­встанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

    а) имеют свою организацию;

    б) имеют во главе ответственные за их поведение орга­ны;

    в) установили свою власть на частью территории го­сударства;

    г) соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

    Как ранее отмечалось, признание повстанцев «воюю­щей стороной» исключает применение к ним нацио­нального уголовного законодательства об ответст­венности за массовые беспорядки и т.п. На захвачен­ных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьи-


    ми государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и изда­вать нормативные акты. Следовательно, признание по­встанцев «воюющей стороной», как правило, свидетель­ствует о приобретении конфликтом качества междуна­родного и является первым шагом к признанию нового государства.

    К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток го­сударственных переворотов и т.д. Эти конфликты от­личаются от международных вооруженных конфлик­тов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны, являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей сторо­ной признается лишь центральное правительство. Го­сударства не должны вмешиваться во внутренние кон­фликты на территории другого государства.

    Однако в практике международного сообщества осуществляются определенные вооруженные меропри­ятия, проводимые под эгидой ООН, получившие наиме­нование «гуманитарной интервенции». Их целью яв­ляется военное вмешательство в события, происходя­щие в конкретной стране, которую раздирают вооруженные конфликты межнационального или рели­гиозного характера, для оказания гуманитарной помо­щи населению, особенно страдающему от таких действий (прекращение кровопролития, работа с беженцами, борь­ба с голодом, помощь в налаживании повседневной жиз­ни и бытовых условий и т.д.), а также для прекраще­ния военного противоборства воюющих сторон. Такое вмешательство, учитывая особые обстоятельства, осуще­ствляется без согласия правительства государства, в которое осуществляется военное вторжение, поэтому оно и именуется «интервенцией». Термин «гуманитарная» призван проиллюстрировать основную цель такого вме-


    шательства. Именно так, например, были охарактеризо-| ваны вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью приостановления происходивших там внут­ренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми че-| ловеческими жертвами.

    3. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны

    В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 года (Украина участвует) госу­дарства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвус­мысленного предупреждения, которое будет иметь или" форму мотивированного объявления войны, или форму, ультиматума с условным объявлением войны.

    Таким образом, международное право требует объяв­ления войны. Оно может осуществляться в различных формах:

    Путем обращения к собственному народу;

    Путем обращения к народу или правительству го­сударства-противника;

    Путем обращения к мировому сообществу.

    Особый способ объявления войны - ультиматум - категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого го­сударства, под угрозой, что в случае невыполнения это­го требования к определенному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры. Речь, таким образом, идет об угрозе войны.

    Однако, хотя указанные способы объявления войны считаются находящимися в рамках международного права, согласно статье II Конвенции об определении аг­рессии от 3 июля 1933 года, сам факт объявления госу­дарством войны первым рассматривается как агрессия. Согласно указанной III Гаагской конвенции 1907 года объявление войны не делает агрессивную войну закон-


    ной. Согласно статье 3 Определения агрессии, принятого на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, в качестве актов агрессии, независимо от объявления войны, рассматриваются следующие акты прямой аг­рессии:

    а) вторжение или нападение вооруженных сил госу­дарства на территорию других государств, или любая военная оккупация, какой бы временныji характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннек­сия территории другого государства или части ее;

    б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любо­го оружия государством против территории другого

    государства;

    в) блокада портов или берегов государства вооружен­ными силами другого государства;

    г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морс­кие и воздушные флоты другого государства;

    д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по со­глашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое про­должение их пребывания на такой территории по пре­кращении действия соглашения и др.

    Не считается соответствующим международному пра­ву не только ведение войны необъявленной, которое бу­дет рассматриваться как квалифицирующее обстоятель­ство при определении ответственности, но и так называ­емый casus belli (повод к войне) - непосредственный формальный повод, который ведет к возникновению меж­ду государствами состояния войны. В прошлом такой повод являлся законным основанием для открытия во­енных действий и служил оправданием войны и целям сокрытия ее подлинных причин. Например, многие ис­следователи считают, что события вокруг немецкой ра­диостанции в Гляйвице в августе 1939 года, когда на нее


    якобы напал отряд польских пограничников (позже вы­яснилось, что это было организовавано самой Германи­ей), спровоцировали нападение Германии на Польшу и послужили поводом к началу Второй мировой войны.

    Состояние войны должно быть без замедления опове­щено нейтральным странам и будет иметь для них дей­ствительную силу лишь после получения оповещения.

    В Украине объявление войны является- прерогати­вой высших органов государства. Конституция Украи­ны содержит механизм такой процедуры - согласно п. 19 статьи 106 Конституции Президент Украины вно­сит в Верховную Раду Украины представление об объяв­лении состояния войны, а Верховная Рада Украины со­гласно п. 9 статьи 85 Конституции на основании данно­го представления объявляет состояние войны.

    Объявление войны, даже если за этим актом не сле-

    "дуют собственно военные действия, означает начало

    юридического состояния войны и наступление для всех

    воюющих сторон определенных правовых последствий:

    Между государствами прекращаются дипломати­ческие и консульские отношения (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечивается защита и воз­можность беспрепятственно покинуть территорию про­тивника). На время вооруженного конфликта интере­сы одного воюющего государства на территории друго­го представляет обычно нейтральное государство, имеющее дипломатические отношения с обеими воюю­щими сторонами;

    Перестают применяться многие нормы междуна­родного права, несовместимые с военным временем, в частности, прекращают действие двусторонние полити­ческие, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами. Многосторонние договоры (например, по вопросам связи, транспорта, транзита и др.) приостанавливаются;

    Начинают действовать международные нормы, при­нятые специально для периода вооруженного конфликта (союзные договоры, договоры о взаимной и военной"по-


    мощи, договоры касательно правил ведения войны, при­чем последние не могут быть денонсированы и т.п.);

    Прекращаются и запрещаются экономические, тор­говые, финансовые сделки и иные отношения с юриди­ческими и физическими лицами воюющей стороны;

    Имущество, являющееся собственностью неприя­тельского государства (кроме имущества дипломатичес­ких представительств и консульских учреждений), под­лежит конфискации;

    Торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, должны покинуть порт противника (для этого устанавливается разумный срок для свободного выхода из территориальных вод госу­дарства-противника - индулып, по истечении которого такие суда подлежат реквизиции и задержанию до окон­чания войны независимо от их принадлежности (госу­дарству, частным компаниям или лицам); военные ко­рабли подлежат обязательной реквизиции;

    К гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (ограничение пе­редвижения, принудительное поселение в отведенных властями местах, интернирование и др.);

    Собственные граждане делятся на мирное населе­ние и вооруженные силы.

    Война всегда ведется в определенных пространствен­ных пределах. Театр войны - это территория воюю­щих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия.

    Театр войны бывает сухопутный, морской и воздуш­ный.

    Театром сухопутной войны является сухопутная территория государства; театром морской войны - внутренние морские воды, территориальное море вою­ющих государств и открытое море. Театром воздуш­ной войны является воздушное пространство над сухо­путным и морским театром войны.

    Запрещается использовать в качестве театра войны нейтрализованные территории, территорию нейтраль-


    ных государств, а также местности, в которых согласно Гаагской конвенции 1954 года сосредоточены культур­ные ценности.

    Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

    Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

    Особую защиту приобретают несовершеннолетние комбатанты. В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Государства-участники обязались принимать все меры, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. При ратификации Протокола в 2008 г. Российская Федерация сделала заявление, что граждане, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженных Силах РФ. С ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

    Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

    В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

    Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; носят отличительные знаки; открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

    Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.

    От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

    Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

    Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. стороны в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу.

    Не являются комбатантами наемники. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это лицо, которое:

    • а) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
    • б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
    • в) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
    • г) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
    • д) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами, и не принимающими непосредственного участия в военных действиях.

    Наемники являются военными преступниками. Они не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

    Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

    Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов. Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

    От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны. Они включаются в личный состав вооруженных сил воюющего государства.

    Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
    Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
    Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
    Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0