Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Тема: Политическая элита
1 . Понятие, черты, структура политической элиты.
2. Теории элит.
3. Функции политической элиты.
4. Системы рекрутирования политической элиты.
5. Политическая элита современной России.
1. Понятие, черты, структура политической элиты.
Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.
В свою очередь, политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.
Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.
Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.
Политическая элита имеет свои характерные черты:
Право выдвижения из своей среды политических лидеров;
Право на привилегии;
Закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;
Психологию превосходства;
Собственную идеологию;
Доступ к закрытой информации и высокой культуре.
В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.
Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:
«правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;
«потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;
«селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;
«самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);
«группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;
«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы.
Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).
Элита может быть закрытой и открытой.
Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».
Критериями отбора в открытую элиту считаются компетентность в вопросах политики, общественная репутация, личный успех, экономический вес и т.п. Деятельность этой элиты публична. Этот тип элиты внимательно следит за общественным мнением и заинтересован в благоприятной репутации.
Особой разновидностью элиты является номенклатура. Номенклатура – это порождение системы, основанной на исключительно государственной собственности, директивном планировании и административном управлении. Для нее характерны 1) всевластие, 2) предельная замкнутость, 3) корпоративная солидарность, 4) закрытая система привилегий, 5) строгая иерархия. Таким образом, номенклатура по своим характеристикам близка к элите закрытого типа, однако, все ее черты доведены в этом случае до крайности.
Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя элита выделяется одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.
2. Теории элит.
История возникновения. Предпосылки
Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.
Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.
А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.
Н. Макиавелли о теории элит
Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии» Пресс А. Спб., 1900).
Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», - пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы - безопасность и неприкосновенность чести и имущества, только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает, «…второе отличительное качество народа - неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний». («Макиавелли как политический мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия.
Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854-1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).
Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны - стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором - делегируется снизу вверх.
Вильфредо Парето (1848-1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.
Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.
Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.
Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876-1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.
3. Функции политической элиты
Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:
1.Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.
2.Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.
3.Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций
4. Системы рекрутирования политической элиты.
Механизм отбора в Правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. В политологии выделяются две основные системы Р.э.: 1) гильдий; 2) антрепренерская. Отличительными чертами системы гильдий являются: а) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; б) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); в) небольшой, относительно закрытый круг ее электората (людей, осуществляющих отбор кадров); г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и неполитизацией (доминированием родственных связей). Антрепренерская система характеризуется: а) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; б) небольшим числом институциональных фильтров; в) широким кругом электората; г) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента. У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму; в первой - большая степень риска, во второй - большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, стремление к консенсусу и преемственности.
5. Политическая элита современной России.
Введение
Тема данной контрольной работы «Сущность и функции политической элиты. Особенности эволюции политической элиты современной России».
Данная работа имеет значительную актуальность. Роль высшей политической элиты в любом государстве трудно переоценить. Отличительной особенностью нашей страны является то, что в силу исторического развития политическая элита играет особую роль в жизни общества. Если эволюционное развитие государства в его классическом понимании, характерное для Запада и США характеризуется изменениями в обществе, инициируемыми потребностями «снизу», то есть общество строит государство, то в России наблюдаются противоположные тенденции. Практически все российские революции и все успешные российские модернизации представляли собой «революции сверху». Отсюда доминирующая роль политической элиты в жизни общества нашей страны в процессе ее исторического развития.
Несмотря на то, что в российском обществе в 1990-е годы произошли глобальные социально-экономические изменения, прошедшие под лозунгом демократизации, в том числе и в элитообразовании, политическая элита остается важнейшим фактором политического процесса. Более того, в современном обществе наблюдается значительное укрепление позиций политической элиты. Это обусловлено тенденциями современного развития, которое характеризуется использованием новых политических технологий и инструментов, позволяющих увеличить влияние на массовое сознание и низким политическим и экономическим интересом в массах. Данные тенденции противоречат особенностям демократического государства, где народ правит через выборные органы. В этом противоречии заключается проблема контрольной работы.
Цель контрольной работы - рассмотреть сущность политической элиты и особенности ее эволюции в современной России.
Исходя из поставленной цели, в процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия политической элиты, рассмотрев исторический аспект темы;
Рассмотреть какие функции выполняет политическая элита в современном обществе;
Изучить структуру и типологическое многообразие политических элит;
Проанализировать особенности эволюции политической элиты в современной России.
Сущность политической элиты. Концепции элит
Термин элита в переводе с французского означает лучшие, отборные, избранные группы или представители какой-либо части общества.
Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории серьезного социологического обоснования не получили.
Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX -- начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски (1858--1941), Вильфредо Парето (1848--1923) и Роберта Михельса (1876 - 1936).
В 1896г. в «Основах политической науки» Моска писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».
Моска считал, что важнейшим критерием вхождения в элиту является способность к управлению другими людьми, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.
Парето исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство -- элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В своем труде «Трактат по общей социологии» он разделил элиту на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую -- контрэлиту -- людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.
Парето также использует типологию элиты Маккиавели, который подразделял правящих на «львов» и «лис». Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит -- «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.
Во второй половине 20 века сложилось несколько подходов к исследованию проблемы политической элиты. Основные из них: макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
С позиции структурно-функционального подхода (Г.Лассуэл, С.Липсет, Б. Головачев) к политической элите относятся те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных).
Сторонники ценностного подхода (X. Ортега-и-Гассет, Ж. Тощенко, Н.Бердяев) считают, что элита, не только организованное управляющее меньшинство, но и наиболее творческая и продуктивная часть общества, наделенная высокими интеллектуальными и нравственными качествами.
Представители макиавеллистского подхода (Дж.Бернхэм) считают, что элита - это привилегированное меньшинство, которое наделено особыми способностями к управлению различными сферами общества, и прежде всего экономической и политической. При этом нравственная оценка качеств и способностей элиты, ее способов достижения власти игнорируется. Главной считается управляющая, административная функция элиты, ее руководящее и господствующее положение по отношению к подчиненной ей массе.
Либеральный подход элитарности общества (Шумпетер, Миллс) отличают демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Элита - властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей. Элита достигает своего высокого положения в острой конкурентной борьбе и выступает защитницей либеральных демократических ценностей.
Обобщив все точки зрения, можно сделать вывод, что элита -- это, прежде всего статус и интеллект, неординарность мышления и поступков, культура и прочность нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредованно распоряжаться материально-техническими ресурсами и людским потенциалом страны, это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия в решениях, имеющих по меньшей мере общегосударственное значение. Представленная модель элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, это своеобразная установка на то, что должно быть.
Политическая элита -- это не просто группа высокопоставленных должностных лиц и политиков с определенными деловыми, профессиональными, политико-мировоззренческими и моральными качествами. Это социальная общность, концентрирующая в своих руках значительный объем политической, прежде всего государственной власти, обеспечивающая выражение, субординацию и воплощение в управленческих решениях коренных интересов различных классов и слоев общества и создающая соответствующие механизмы реализации политических замыслов и концепций. Таким образом, ведущими признаками элиты являются:
Относительная самостоятельность по отношению к обществу;
Высший социальный статус в политической сфере и престижность социального положения;
Политическая власть и ориентированность на власть;
Относительное совпадение целей и интересов,
Групповое сознание;
Сила воли и харизматичность, тяготение к лидерской роли;
Способность к принятию важнейших государственных решений и готовность нести ответственность за них;
Чувство принадлежности к касте избранных.
Все вышеизложенное позволяет дать следующее определение политической элиты: политическая элита -- это относительно самостоятельная, привилегированная группа политических деятелей и высших руководителей государства и общества, обладающих выдающимися профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающими возможность реализации принципиальных кардинальных решений.
Политическая элита (от фр. elite — избранное) — это относительно небольшая, внутренне сплоченная социальная группа, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших для общества политических решений и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом.
Любые политические системы элитарны. Элита существует как социальная группа, объединенная вокруг власти, и контролирующая процесс государственного управления. Элита обладает высокой сплоченностью и внутригрупповой совместимостью. Отношения элиты с массами строятся на принципах лидерства и авторитетного руководства. Легитимность власти элиты отличает ее от олигархии.
Элита неоднородна. На основании специализации в ней можно выделить ряд подгрупп (субэлит).
Элементы правящей элиты .
1. Политическая элита — представители господствующего класса, руководители государства, правящих политических партий, парламентские деятели.
2. Экономическая элита — крупные собственники, руководители государственных предприятий, менеджеры высшего звена.
3.
Бюрократическая элита — часть правящей группы: высокопоставленные чиновники.
4.
Военная элита — высшие чины силовых ведомств.
5. Идеологическая элита — лидеры идейных течений, деятели науки, культуры.
6. Политические лидеры - носители определенных социально-психологических качеств, позволяющих оказать личностное влияние на людей и в силу этого действовать в политике относительно самостоятельно.
Признаками политической элиты являются:
Высокий социальный и профессиональный статус.
- Высокий уровень доходов.
- Организаторские способности (опыт управления, компетентность).
- Автономия (относительная самостоятельность).
- Особое самосознание (сплоченность и наличие общей воли, осознание преимуществ своего положения, ответственности и т.п.).
Основные функции элиты :
А) выявление и представительство групповых интересов;
б) выработка и реализация государственной политики;
в) обеспечение общественного согласия на основе ценностей политической культуры общества.
Виды элит
В зависимости от источников власти элит их можно разделить на:
— наследственные, имеющие право на какие-либо сословные привилегии (дворянство, представители царских династий);
— ценностные, представленные лицами, занимающими престижные и влиятельные общественные и государственные позиции, а также обладающие известностью и авторитетом в обществе (писатели, журналисты, звезды шоу-бизнеса, известные деятели науки);
— властные, образуемые лицами, обладающими властными полномочиями;
—функциональные, состоящие из квалифицированных профессиональных управленцев и чиновников.
По месту в системе власти элита может быть правящей и оппозиционной.
По преобладающим принципам обновления и пополнения элиты делятся на открытые, которые рекрутируются из различных слоев общества, и закрытые, пополняемые из собственной среды.
Элиты могут различаться по степени социальной представительности (вертикальные связи) и внутригрупповой сплоченности (горизонтальные связи). По этим двум критериям можно выделить четыре вида элит:
1. Стабильная демократическая (высокая представительность и групповая интеграция).
2. Плюралистическая (высокая представительность и низкая групповая интеграция).
3. Властная (низкая представительность и высокая групповая интеграция).
4. Дезинтегрированния (низки оба показателя).
Существует две основные системы рекрутирования (пополнения) элит:
— система гильдий (характеризуется закрытостью, пополнением из нижестоящих слоев самой элиты, наличием большого числа формальных требований к претендентам);
— антрепренерская система (отличается высокой конкуренцией за посты и первостепенной значимостью личностных качеств и компетентности претендентов).
Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.
Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.
Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.
Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.
Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.
Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:
Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;
Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;
Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;
Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;
Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;
Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.
По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:
Высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);
Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);
Низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).
В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.
Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.
Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.
Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.
Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.
Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:
1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.
2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.
3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.
4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.
5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.
Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.
Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.
Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание существующих в обществе естественных и социальных различий между людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство большинством общества, т. е. существование элиты признается неизбежным.
Если элитарность общества - это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сформировалось два подхода:
Ценностный объясняет существование элиты неким превосходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с моральным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят люди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассматривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, порядочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политическая элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Таким образом, ценностный подход уязвим.
Структурно-функциональный подход базируется на особой важности функции управления в обществе, отсюда проистекает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции вы-
полняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтология. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.
Любая элита осуществляет власть. А осуществление власти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократическая тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» элиты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополняется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.
В теориях элит уделяется большое внимание исследованию проблемы высокой степени автономии элиты в обществе. Р. Михельс акцентировал внимание на том, что так как прямая демократия невозможна, то для принятия и реализации решений необходимы особые организации - партии, профсоюзы. А развитие любой организации идет по своим внутренним законам: формируется особый управленческий слой, формируется иерархия. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, заботится в первую очередь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Р. Михельс назвал «железным законом олигархии».
Дискуссионным вопросом в теориях элит является проблема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченности. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Экономическая, политическая и военная элиты составляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.
Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты в классовом обществе. С точки зрения последователей марксизма элита - это верхушка экономически господствующего класса, которая осуществляет руководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либе-
ральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.
Таким образом: элита рассматривается исследователями как особая группа, которая имеет способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о воспроизводства и легитимации своей власти.
Структура элиты. Так как любая элита - это группа людей, причем достаточно многочисленная, она не может быть абсолютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Например:
По объему властных функций элита делится на три группы:
1) высшая. К ней относятся ведущие политические руководители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях власти. К этой группе относятся президент и его окружение, руководители правительства, главы высших судебных органов, лидеры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;
2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятельных);
3) административная. К ней относятся члены правительства, высший слой государственных служащих.
По территориальному признаку элита делится на центральную и региональную.
По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:
Политические кланы - устойчивые неформальные объединения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охраняющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических организаций. Политические кланы особо сильны в обществах, где интегратором общественных функций является не столько национальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.
Элементы, формально к элите не относящиеся, но оказывающие закулисное влияние на принятие решений. Это могут быть члены семей видных политиков, друзья, соученики. Наличие в элите такого структурного элемента порождает явление фаворитизма, как правило осуждаемого обществом (если фаворитизм становится слишком влиятельной силой).
Таким образом, сложность структуры вызывает конкурентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается относительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложившейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, образовательного уровня, задачей удержания власти.
Политическая элита выполняет следующие социально необходимые функции:
а) во многом определяет политическую волю социальных групп и разрабатывают механизмы реализации этой воли;
б) формирует политические цели своей социальной группы, программные документы;
в) регулирует деятельность по политическому представительству какой-либо социальной группы.
г) является основным резервом руководящих кадров.
Но как достичь создания эффективной для общества политической элиты с учетом ее стремления к обособленности, закрепления своей власти и возможностей удовлетворения узких групповых интересов? Где способы формирования наиболее квалифицированной, результативной элиты; механизмов ее своевременного и качественного обновления; предотвращения (или хотя бы смягчения) тенденции отчуждения элиты от общества и превращения ее в замкнутую господствующую привилегированную касту?
В поисках ответа на эти вопросы исследователи сформулировали принципы формирования элиты, которыми должны руководствоваться избиратели: Наиболее важные из них:
а) обеспечение социальной представительности элиты. Необходимо стремиться к тому, чтобы в состав правящей элиты входили люди из разных социальных слоев общества, что является некоторой гарантией смягчения социальной замкнутости;
б) обеспечение организационной представительности элиты. Если члены элиты делегируются туда от организации (партии, профсоюза, общественного движения), под контролем «материнской группы» их деятельность будет более эффективна;
в) должен существовать плюрализм элит, который обеспечивает конкуренцию элит. В этом случае в условиях демократических выборов элита вынуждена нести гораздо большую ответственность за свои действия перед обществом, так как больше от него зависима и при стремлении сохранить власть вынуждена считаться с его интересами.