• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    СТ 354.1 УК РФ .

    1. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для
    суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений,
    установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о
    деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, -

    или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до
    трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с
    использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств
    обвинения, -
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
    заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
    принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением
    права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
    трех лет.

    3. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской
    славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов
    воинской славы России, совершенные публично, -
    наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
    или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до
    трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

    Комментарий к Ст. 354.1 Уголовного кодекса

    1. Объективная сторона характеризуется: а) отрицанием фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, т.е. несогласием с решением, состоявшимся 1 октября 1946 г. в г. Нюрнберге (Германия), о признании преступными деятельности организаций нацистской Германии, таких, как СС, СД и гестапо, а также действий ряда членов руководящего состава нацистской партии и назначении им наказания; б) одобрением преступлений, установленных указанным приговором, т.е. признанием правильным совершения преступлений против мира и военных преступлений; в) распространением заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Способ совершения деяний указан в законе - публичный, они должны быть обращены к неопределенному кругу лиц.

    2. Преступление признается оконченным с момента совершения одного из альтернативно указанных деяний.

    3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3, состоит в публичном распространении выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, полный перечень которых содержится в Федеральном законе от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", а равно в осквернении символов воинской славы России. Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в законе действий.

    В конце минувшей недели депутаты Государственной Думы в 1-м чтении приняли законопроект, который, по сути, дополняет Уголовный кодекс РФ. Суть законопроекта связана с введением уголовной ответственности для тех лиц, которые

    а) отрицают факты, установленные приговором Нюрнбергского трибунала;


    б) одобряют или пытаются оправдать преступления нацизма;

    в) занимаются распространением дезинформации (заведомо ложных сведений) о деятельности советских воинов и государственных структур СССР в годы Великой Отечественной войны (Второй мировой войны).

    Согласно законопроекту, наказание, которое могут понести лица, занимающиеся фактической реабилитацией фашизма и нацизма, представляет собой либо штраф в размере до 300 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

    Есть и дополнение к законопроекту. Оно касается возможного распространения посредством средств массовой информации и общественных площадок теми или иными людьми позиции, реабилитирующей нацистские преступления. В этом случае нарушителю закона будет грозить либо штраф до полумиллиона рублей, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Помимо этого человек, которого суд признает виновным по такой статье, может быть лишён права вести определённую деятельность и занимать те или иные посты (общественные, политические, преподавательские должности).

    Таким образом, в России появляется закон, который способен заставить лиц, занимающихся, скажем так, выгодной для определённых сил трактовкой исторических процессов (по крайней мере, процессов Второй мировой войны), отвечать за свои слова в полной мере. То есть, если у кого-то из так называемых либеральных альтернативных историков, журналистов, «правозащитников» и представителей политических сил проснётся идея обелять фашистские преступления или, к примеру, отождествлять действия нацистской Германии с действиями Советского Союза в годы Второй мировой, то такие люди должны будут трижды подумать, запускать ли им свои бредовые идеи в массы или оставить их исключительно в своём воспалённом мозге.

    Как и следовало ожидать, уже после прохождения первого чтения законопроекта в Государственной Думе обозначился круг господ, которые восприняли документ в штыки. Получается, что люди, выступающие против такого законопроекта, сами себя выдают, что называется, с потрохами. Ну, на самом деле - может ли вызвать закон об уголовной ответственности за отрицание нацистских преступлений в годы Втором мировой войны какую-либо негативную реакцию у здравомыслящего человека? У здравомыслящего – нет, ибо у здравомыслящих людей, а их в России, к счастью большинство, сами слова «нацизм» и «фашизм» вызывают, мягко говоря, отторжение. Зато может вызвать именно такую реакцию в обществе тех, кто ищет любую причину, чтобы в очередной раз поднять скулёж, стараясь одновременно переписать страны, вытравить из неё память о Великой Победе или облить эту Победу ультралибералистическими помоями…

    Приведём несколько комментариев, которые настрочили представители постоянной аудитории радиостанции «Эхо Москвы». Видимо, этих людей закон задел за живое…

    jujwish:

    Ну, чего они мелочатся-то, депутаты эти хреновы? Позашивать рты всем подданным Путлерляндии - и вся любовь! А то того не скажи, этого не отрицай, сего не пропагандируй...

    abc_2011:

    Последнее время всё, что делает Россия - это насилие над разумом, над самой сутью цивилизации людей...

    Видимо, этих господ буквально ежедневно подмывает отрицать, пропагандировать и размышлять по поводу насилия над разумом, раз резонный закон заставляет мочу ударять им в голову. Что ж, если собственно разум у оных уже изнасилован многократно, то такие травмы нужно учитывать в медицинской карте…

    Интересно, что те же господа, которых так по-плохому взбудоражил рассматриваемый законопроект, почему-то не вспоминают, что в целом ряде стран подобные законы действуют уже по несколько десятилетий. Если не вспоминают сами, то нужно им напомнить.

    К примеру, в Израиле с 1986 года действует закон, по которому получить «пятерик» можно не только за отрицание преступлений против евреев в годы Второй мировой войны, но и за, цитата: умаление деяний нацистских преступников.

    В Австрии закон, вводящий уголовную ответственность за отрицание, приуменьшение и оправдания нацистских преступлений, совершённых в годы Второй мировой войны действует с 1947 года. При этом именно в Австрии действует самое серьёзное уголовное законодательство в этом плане. За отрицание нацистских преступлений можно угодить за решётку на срок до 10 лет, а если вести открытую пропаганду деятельности национал-преступников, то суд может по закону отправить на переосмысление своих позиций на все 20 лет!

    В Германии за отрицание, умаление или пропаганду нацистских преступлений можно получить до 5 лет тюрьмы. При этом именно Германия является мировым лидером по числу уголовных дел, связанных с попытками тех или иных лиц реабилитировать нацистские преступления. За последние пятнадцать лет в ФРГ 8 человек были признаны судами виновными по статьям, которые накладывают уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. Суды за тот же период времени выносили обвинительные приговоры в Австрии, Швейцарии, Франции и других европейских и не только европейских странах. Так в 2009 году австрийский писатель Хонзик на 5 лет угодил в тюрьму за то, что представил «доказательства отсутствия» в Освенциме газовых камер. Суд посчитал «доказательства» откровенной дезинформацией, и отправил Хонзика в то место, где писатель смог обдумать свою «доказательную базу» в гордом одиночестве…

    То есть в ряде зарубежных стран подобный закон работает по полной программе, а в России у определённого круга лиц он, видите ли, вызывает негодование. Ну, так если столь уж сильно тянет отрицать, умалять и пропагандировать – всегда можно отправиться в те страны, где ответственности за это не предусмотрено. Никто, как говорится, не держит. Вон в Латвии и Эстонии своих клоунов, участвующих в маршах ветеранов СС всё меньше, а, стало быть, для отечественных отрицателей и умалителей всегда есть возможность пополнить их ряды.

    Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональность компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

    Среди ученых существуют разные мысли по поводу путей формирования элит. Г.Моска акцентирует внимание на конкретно-историческом характере этих путей: во времена Средневековья поводом для принадлежности к элите было военное мужество, в «хорошо организованном обществе» - богатство, происхождение, в XX в. – выдающиеся способности.

    К.Манхейм выделил такие три способа прихода в элиту: на принципе крови, богатства, личной пофессионально-духовной продуктивности. Д.Белл считает, что «элита крови» отвечает доиндустриальному обществу, «элита богатства» - индустриальному обществу, а «элита знаний» (научно-техническая элита) – постиндустриальному обществу.

    Существуют две основные системы рекрутирования элит : гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах командно-административного социализма, хотя ее элементы широко распространены на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

    Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так для системы гильдий характерны:

    закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, постепенный путь наверх;

    наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей – партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

    небольшой, закрытый круг селектората (в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);

    кооптация (доизбрание, введение в состав выборного коллегиального органа новых членов, решение самого органа без обращения к избирателям), назначение сверху как главный способ занятия руководящих должностей;

    тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

    Антрепренерская система рекрутирования элит имеет такие черты: открытость, представитель любой общественной группы имеет возможность претендовать на занятие лидирующих позиций;

    небольшое число формальных требований;

    широкий круг селектората, которым могут выступать все избиратели страны;

    высокая конкурентность отбора;

    первостепенная значимость для вхождения в состав элиты личностных качеств, индивидуальной активности.



    Положительные черты системы гильдий:

    - уравновешенность и взвешенность политических решений, незначительная степень риска при их принятии;

    Высокая предсказуемость политики;

    Малая вероятность внутренних конфликтов;

    Консенсус, гармония и преемственность.

    Негативные черты:

    - ярко выраженнаятенденция кбюрократизации, догматизму, консерватизму;

    Культивирование массового конформизма;

    Дегенерация политической элиты, отрыв ее от народа.

    Положительные черты антрепренерской системы:

    - открытость, широкие возможности для представителей каких-либо общественных групп претендовать на вхождение в элиту;

    Небольшое количество формальных требований к кандидатам;

    Высокая конкуренция отбора, острое соперничество;

    Высокая значимость личных качеств.

    Негативные черты:

    Система тянет за собой большой риск и непроффесионализм в политике;

    Низкая предсказуемость в политике;

    Чрезмерное увлечение лидеров внешним эффектом и популизмом.

    В США «элита» и «власть предержащий класс» называется истеблишментом , а в бывшем СССРноменклатурой . Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации высших органов. Советская элита имела определенные привилегии. Дисциплина, служебное рвение, преданность высоко ценилась в номенклатурных кругах и были предпосылками для карьерного роста различного рода руководителей. В годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления советская партийная номенклатура в большинстве своем работала в интересах государства и народа. Но в 60-70г. к власти приходит уже третье поколение номенклатурных чиновников, состоящее в основном из детей и родственников начальства. Сложилось новое закрытое от народа общество - номенклатурная элита. Правящую советскую элиту перестало устраивать положение слуг народа. Она хотела стать реальным хозяином всех материальных богатств государства. Поэтому в 80 г. значительная часть номенклатуры стала тяготиться советской идеологией и своим государством. Перестройка и последующие реформы явились попытками большинства номенклатуры мирным путем с помощью Запада изменить существовавший общественно-политический строй, сохранив при этом высшую политическую власть и присвоив материальные богатства страны. После развала СССР и приватизации государственной собственности сформировался новый состав собственников, составивший около 3% населения. Большую часть этого слоя (80%) образовала бывшая номенклатура. В состав новых собственников вошли также дельцы теневой экономики и криминальные элементы.

    Современные реалии украинского общества заключатся в том, что небольшое по численности меньшинство захватило в свои руки государственную собственность, созданную трудом многих поколений, и присваивает все доходы от нее. Целые отрасли экономики поделены между крупными монополиями – олигархами, а народ полностью отстранен от участия в распределении национальных богатств страны и поставлен на грань выживания. В настоящее время нет единой идеологии и общепризнанных идеалов. Попытки правящей элиты механически перенести на отечественную почву западноевропейскую идеологию либерализма пока не увенчались успехом.

    Облик нынешней украинской элиты достаточно пестр. В нее входят хозяйственники и государственные чиновники, бизнесмены, гуманитарная интеллигенция, лидеры политических партий. Характерной чертой украинской элиты являются не только идеологические разногласия между разными ее фракциями, но и наличие существенных региональных различий. Для Украины характерна смешанная система воспроизводства политической элиты. Зачастую решающее значение при продвижении вверх имеют не профессиональные качества, а личные связи. В стране не сложилась реальная многопартийная система, система оппозиции правящей власти, которая препятствовала бы концентрации политической власти в руках властвующей элиты. В стране нет пока независимых средств массовой информации, способных быть гарантом гласности и открытости политического процесса. Политическая культура населения остается преимущественно эмоциональной по своему характеру.

    Будущее покажет, сможет ли современная правящая элита создать новую целостную политику ценностей и идеалов, которые смогли бы объединить общество, мобилизовать народ на достижение общих целей.

    В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе. 2) По отношению к государственной власти:

    а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться. 3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство); 4) По отношению к тому или иному уровню управления: а) высшая - государственные руководители, непосредственно участвующие в принятии важных политических решений; б) средняя - члены общества, обладающие высоким статусом, элитной профессией или образованием (в среднем около 5 % населения любой страны);в) маргинальная - лица, обладающие высокими показателями лишь по одному или двум из вышеназванных признаков: например, качественное образование без высокого дохода (положение значительной части современной российской интеллигенции), или высокий доход без престижной должности или образования (многие из числа т.н. "новых русских"); 5) По стилю управления и характеру отношений с обществом:а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении;б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления;в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

    6) По роду деятельности:

    а) политическая элита - т.е. те, кто непосредственно принимает политические решения (первые лица государства) и способен эффективно воздействовать на политику в своих интересах (участвующие в политике ведущие бизнесмены, лоббисты и др.);

    б) экономическая - крупные собственники, владельцы монополий, директора и управляющие крупнейшими частными компаниями;

    в) бюрократическая - чиновники высшего и среднего уровня аппарата государственной власти;

    г) идеологическая - ведущие деятели науки и культуры, представители духовенства и журналисты, оказывающие значительное влияние на общественное мнение.


    В числе условий, обеспечивающих успешное функционирование и сильные политические позиции правящей элиты, обычно называют:1) Представительность - прочная связь определенного сегмента элиты с той группой, которая ее "породила" и выдвинула - например, связь профсоюзных "боссов" с рядовыми членами своего профсоюза, партийных лидеров - с низовыми ячейками и рядовыми партийцами; 2) Эффективность - т.е. способность правящей элиты успешно решать стоящие перед обществом проблемы; 3) Интеграция - т.е. объединение различных групп правящей элиты общества либо соглашение по поводу определенных ценностей или "правил игры" с целью сохранения собственных позиций и стабильности в обществе (пакты, договоры о согласии, консенсус); 4) Полноценное рекрутирование элиты (т.е. пополнение ее состава, отбор в нее новых членов с учетом определенных требований к ним.

    Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются: 1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов; 2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты; 3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, лояльность, партийная принадлежность, стаж, характеристика руководства и др.; 4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов; 5) За счет рекрутирования (отбора) себе подобных сохраняются основные социально - психологические черты существующего типа элиты. Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты, отсечение потенциальных оппозиционеров и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, конформизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы. Имевшая гильдейский характер система отбора в руководящие органы КПСС отличалась всеми вышеперечисленными слабостями. Преобладание в партийной элите посредственностей и приспособленцев, ограниченность притока новых неординарно мыслящих людей, невосприимчивость к настроениям рядовых членов и общества не позволили Компартии адекватно отреагировать на происходившие с середины 80-ых гг. изменения и требования времени, приведя ее в итоге к политическому краху.

    Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются: 1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты; 2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.); 3) Широкий круг лиц, отбирающих в элиту новых членов (в рамках демократии к ним относится большинство общества, все избиратели страны); 4) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты; 5) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите. Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста. При этом следует помнить, что даже в условиях демократии наряду с элементами антрепренерской присутствуют элементы гильдейской системы отбора: им подчинено формирование высших эшелонов, продвижение на "верхних этажах" власти и комплектование силовых структур (армии, полиции) и спецслужб.

    3.Политическое лидерство.
    1. Понятие, основные теории и факторы лидерства

    Феномен лидерства неоднозначен и многомерен, и помимо политологии, изучается в рамках таких дисциплин, как психология, социология, история, философская антропология и др. Лидерство (англ. leadership) присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей, и требуются власть и организация - в семье, в группе, в учреждении. Политическое лидерство осуществляется в рамках политических отношений и политической системы общества, в рамках государства и других политических институтов - партий, движений, групп давления, и т.д. В качестве политических лидеров выступают президент, премьер - министр и члены кабинета, члены парламента, лидеры и активисты политических партий, региональные руководители и мэры крупных городов. В истории политической мысли существует целый спектр теорий, обосновывающих неизбежность и необходимость выдвижения и возвышения лидеров в политике. Сама теория политического лидерства стала формироваться в период античности - именно тогда великий философ Платон, историки Геродот, Плутарх и Фукидид в своих произведениях уделяли политическим лидерам главное внимание, рассматривая легендарных героев, монархов и полководцев в качестве творцов истории. Значительный вклад в развитие представлений о роли лидера в политике внес итальянский политический мыслитель Н.Макиавелли - в своем известном сочинении "Государь" он отождествил лидера с государем, скрепляющим своей властью общество и использующим любые (в том числе и безнравственные) средства для поддержания общественного порядка и сохранения государства. Его практические рекомендации правителям государств высоко ценились и активно использовались О.Кромвелем, Наполеоном, Б.Муссолини и И.Сталиным.

    Одновременно целый ряд политических и социальных мыслителей 19 - 20 вв. были приверженцами т.н. волюнтаристской теории лидерства, противопоставляющей "пассивной и косной массе" ярких и выдающихся личностей, являющихся подлинными творцами истории. К их числу относились американский философ Р.У.Эмерсон и английский историк Т.Карлейль, который в своем известном сочинении "Почитание героев и героическое в истории" предложил собственную типологию героев. Дальше всех в утверждении волюнтаристской природы лидерства пошел немецкий философ - иррационалист Ф.Ницше, пытавшийся в своих сочинениях обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - сверхчеловека, отбрасывающего обыденную мещанскую мораль, утверждавшего новые ценности и свою волю к власти.

    Значительное влияние на современные концепции природы лидерства оказал французский социолог Г.Тард (1843 - 1904), являющийся одним из разработчиков теории социализации. С его точки зрения, основным законом социальной жизни является подражание большинства членов общества людям, задающим определенные нормы и образцы поведения, совершающим великие открытия и создающим новые общественные институты. Без них, по Тарду, не было бы возможно никакое общественное развитие. В то же время для марксистской теории свойственна определенная недооценка роли лидерства и в целом личного фактора в истории. Главная роль в истории и политической жизни отводится классам, а конкретные исторические деятели в основном рассматриваются как выразители их интересов и воли. В рамках же современной политической науки выделяются следующие основные подходы к определению природы политического лидерства: 1) Лидерство как разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой является человек или группа, побуждающие остальных людей к действиям (французский социолог Ж.Блондель); 2) Лидерство как управленческий статус, как руководящая должность, связанная с принятием обязательных для большинства решений (Ф.Даунтон). Иначе говоря, тот, кто занимает руководящий пост, и является лидером; 3) Лидерство как влияние на других людей, которое является постоянным, распространяется на всю группу, организацию или общество, направляется сверху вниз от лидера к членам выдвинувшей его группы, опирается на авторитет лидера и на признание правомерности его руководства (В.Кац, Л.Эдингер); 4) Лидерство как своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер и Н.Фролих и др.); 5) Лидерство как порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения.

    Одновременно в политологии существует ряд теорий, пытающихся определить основные факторы, лежащие в основе явления политического лидерства: 1) Теория черт рассматривает политическое лидерство как порождение личных качеств самого лидера - ума, воли, энергии, организаторских способностей, компетентности и ответственности, которые и позволяют лидеру доминировать в группе. В то же время специально проведенные социологические исследования ставят данную теорию под сомнение, поскольку показали, что все вышеперечисленные черты являются качествами личности вообще. 2) Ситуационная концепция рассматривает лидерство как порождение ситуации, требующей выдвижения личности с определенным набором качеств, способной решить стоящие перед обществом задачи (Р.Стогдилл, Т.Хилтон, А.Голдиер). Однако, по мнению критиков, данная теория заметно ограничивает самостоятельность лидера - в действительности он является не только порождением ситуации, но может встать над ней, направив события в желательное для себя русло. 3) Теория конституентов (т.е. последователей). Согласно ей, лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу - без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору. 4) Наконец, психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З.Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) - именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями.

    Последователи Фрейда - ученые Франкфуртской школы Э.Фромм, Т.Адорно, М.Хоркхаймер и др. выявили особый тип авторитарной личности, для которой власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от многочисленных собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Несмотря на ряд справедливо отмеченных моментов, подобное объяснение происхождения лидерства имеет слабодоказательный и субъективно - психологический характер, едва ли поддается основательной проверке.

    Позитивные стороны всех рассмотренных выше подходов стремиться соединить в себе теория факторов политического лидерства, автором которой является американский политолог М.Херман. С его точки зрения, процесс становления и особенности конкретного политического лидера преопределяются следующими факторами: 1) Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером - именно они влияют на его убеждения, политический стиль и характер выбранных им целей; 2) Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер - лидер всегда зависит от их поддержки, от характера требований и интересов, которые он обязан учитывать; 3) Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит - чтобы сохранить поддержку сторонников, лидер должен идти на компромиссы и соглашения (в рамках демократического стиля правления), либо иметь достаточно силы и авторитета для навязывания своей воли (авторитарный стиль); 4) Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль - именно они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления; 5) Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит - т.е., иначе говоря, эффективность и результативность управления, от которых зависит поддержка и сохранение лидером его руководящей роли.

    Индивидуальные же особенности конкретного политического лидера определяются следующими характеристиками: 1) Основные политические убеждения лидера; 2) Политический стиль лидера; 3) Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя (карьерные, альтруистические и др.); 4) Реакция лидера на давление и стресс - т.е. степень его стойкости в экстраординарных и экстремальных ситуациях; 5) То, каким образом лидер оказался в положении политического руководителя; 6) Предшествующий политический опыт лидера; 7) Политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность. Все вышеперечисленные характеристики - это те параметры, на которые следует обратить внимание при изучении фигуры конкретного политического лидера.