• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ЖУРНАЛИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА

    Тема: Журналистика и публицистика – сходство и различия.

    Особенности публицистики как творческого метода. Жанровые формы

    публицистики.

    План лекции

    1.Факт в журналис тике и публицис тике.

    2.Тенденциознос ть – особеннос ть публицис тики.

    3.Признаки публицис тич еского с тиля.

    4.Проблем а классификации публицис тич еских текс тов.

    5.Четыре метод а публицис тическог о творчес тва.

    6.Публицис тика как инс трумент влияния.

    7.Публицис тика как исследование общес тва.

    8.Публицис тика как исследование человека.

    9.Публицис тика как с амовыражение; эссеис тика.

    10.Публицис тика и политика.

    Журналистика и публицистика базируются на общем фундаменте – реальном факте. Это обстоятельство позволяет некоторым теоретикам не замечать принципиальных различий журналистики и публицистики. К последней они могут причислить даже информационную заметку, если она обретет определенные свойства. Поясним на примере.

    Типично информационная заметка (присвоим ей № 1):

    Коммунальные службы вывели на улицы города всю снегоочистительную технику, которую успели отремонтировать к началу такой ранней зимы, как в этом году. К концу дня снег убрали с главных магистралей, остальные улицы, по заверению коммунальщиков, будут очищены в течение суток».



    Можно ли трансформировать информацию в публицистику? Можно, утверждают теоретики, если… Если журналист напишет так:

    «Вчера в городе М. выпал первый снег. Он шел всю ночь и еще полдня.

    Снег выпал не только на улицы города, но и на головы коммунальных начальников, по обыкновению застав их врасплох. Наши коммунальщики как всегда забыли, что после лета бывает зима, и технику отремонтировать не успели. Естественно, очистить все улицы, заваленные снегом, они не смогли и к концу дня. Жизнь города М. была практически парализована. А что будет, если через день опять пойдет снег?»

    В информационную заметку были добавлены: сарказм, ироничное устойчивое словосочетание («снег на голову»), типизация («как всегда»), гнев, осуждение, тревога, риторический вопрос.

    Новая заметка (дадим ей № 2) действительно отличается от предыдущей.

    Но это не публицистика. Это более талантливо написано. Журналист включил в текст публицистические элементы, в результате текст приобрел образность, экспрессивность, запоминаемость.

    Публицистические элементы расширили информативность заметки, теперь мы знаем не только о том, что выпал первый снег, но и о том, что повторилась ежегодная безответственность в деятельности коммунальных служб и что жизнь большого города ими была парализована на целые сутки.

    Рассмотренный пример показывает, насколько мощными средствами обладает публицистика, если даже заурядную заметку она способна приподнять, сделать более емкой, эмоционально насыщенной.

    Журналист, владеющий публицистическими приемами, находится на профессиональном уровне, значительно превышающем уровень автора заметки номер 1. Сама собой напрашивается сентенция о необходимости овладения всеми журналистами приемов и методов публицистики. Чтобы вычленить и рассмотреть таковые, необходимо обратиться к «чисто»

    публицистическим текстам.

    Мы рассматриваем публицистику как специфическую форму творческой деятельности журналиста, писателя, критика, худо жника, оператора, оратора.

    Публицист обладает особым взглядом на действительность – видит не единичный факт, а круговую панораму, сотканную из переплетенных между собой фактов. Публицист смотрит не только на поверхность жизни, но и в ее глубину, в ее историю.

    Поиск фактов (новостей, событий, явлений) – главная цель журналистики.

    Интерпретация и оценка фактов (новостей, событий, тенденций, явлений)

    непременное условие для зарождения публицистики в недрах журналистики.

    Если журналист демонстративно дистанцируется от факта, подчеркивая его объективность, то публицист непременно дает факту толкование. Факт, пройдя сквозь публициста, обретает личностную окраску, общественную тенденцию.

    Факт – самодостаточен в представлении журналиста. В представлении публициста факт сам по себе, без авторского осмысления, - неполноценен. На первый план в публицистике нередко выходит не факт, а личность публициста, что являет собой не что иное, как тот же факт. Факт под названием Личность.

    Рассмотрим подробнее особенности публицистики как творческого метода отображения действительности.

    В термине «публицистика» присутствует латинский корень «publicus», что значит – общественный. Публицистика – близкая родственница журналистики, литературы, других искусств.

    Публицистика отображает актуальные общественно значимые проблемы – политические, экономические, философские, нравственные. Причем рассматривает их во взаимосвязи и взаимодействии. Предмет публицистики – вся жизнь, современная и прошлая, частная и общественная, реальная и отображенная в СМИ.

    Зачем публицистике такая колоссальная забота? Только затем, чтобы открыто, не скрываясь, активно воздействовать на современное общественное мнение, на нравы общества и отдельного человека. Воздействовать не ради спортивного интереса, а с единственной целью – чтобы их изменить (если они отрицательны по своему свойству и воздействию на аудиторию) либо их укрепить (если они положительны).

    Публицистика, не ставящая перед собой миссионерских целей, таковой не является по сути. Публицисту, стесняющемуся своей тенденциозности, надо сочинять художественные тексты, чтобы спрятаться за выдуманные образы. В таком случае он будет называться романистом. Впрочем, литература наполнена примерами, когда романисту становится тесно в им придуманном мире и он переходит на открытые публицистические оценки от собственного Я.

    Свои воззрения публицист, как и романист, тоже выражает при помощи чужих судеб. Но эти судьбы в публицистике документальны, а не плод воображения публициста. Факты и судьбы – аргументы публициста, который через них проводит свою идею. Он – принципиальный судья действительности, ему дано право произнести приговор.

    «Я обвиняю» - сказал Эмиль Золя президенту Франции в 1898 году в письме, представляющем собой образец публицистики. Письмо было написано в защиту капитана французского Генерального штаба Альфреда Дрейфуса, обвиненного в шпионаже и осужденного на пожизненную каторгу и ссылку.

    Обвинения капитану были ложными, Золя добыл подтверждения этому и вступил в борьбу за истину, за человека. Писатель боролся как публицист. В конце концов он победил, хотя это стоило ему дорого: двух судов, где его признали виновным в оскорблении высших чинов государства. Знаменитый писатель был вынужден бежать в Англию.

    Поговорим о феномене текста, который называют публицистическим.

    Процитируем фрагмент письма Эмиля Золя французскому президенту:

    «Я вновь повторяю то, во что верую пламенно: истина шествует и никакие препоны не в силах остановить ее. Лишь теперь начинается настоящее дело Дрейфуса, ибо лишь теперь обозначились окончательно позиции противоборствующих сил: с одной стороны, злодеи, всеми неправдами стремящиеся похоронить истину, с другой стороны, правдолюбцы, готовые пожертвовать жизнью ради торжества правосудия… Я обвиняю подполковника Дюпати де Клама в том, что он совершил тяжкий проступок, допустив – хочется верить, по неведению – судебную ошибку, и в течение трех лет упорствовал в сем пагубном заблуждении, пускаясь на самые нелепые и преступные ухищрения».

    Выраженной особенностью публицистического стиля является прямая авторская речь. «Не могу молчать!» - написал однажды Лев Толстой, и сей нравственный императив стал девизом публицистики, определил тональность и стилистику публицистических текстов: тенденциозность, полемичность, эмоциональность, искренность, исповедальность, образность. Величайшие произведения публицистики, написанные Руссо и Толстым, так и называются

    – «Исповедь».

    Чтобы говорить так убежденно, чтобы обвинять и приговаривать, публицисту мало личного мужества, общественного темперамента и особенного чутья. Нужна доказательная база: факты, документы, свидетельства людей. Прежде чем эмоционально произнести итоговые сентенции, публицист собирает доказательства, строит жесткую документированную логическую систему, изучает специальную литературу, берет интервью, то есть выполняет типично журналистскую работу. Владимир Короленко занимался Мултанским делом несколько лет, отбросив прочие занятия.

    Подготовительная журналистская работа не остается внутри публициста как только личный опыт. Она непременно делается достоянием читателя.

    Читателя нужно убедить не эмоциями, а прежде всего аргументами. Без аргументов не возникнет коммуникации между публицистом и потребителем его продукции – читателем (слушателем, зрителем).

    Вся до кументированная система доказательств должна быть доступна читателю и должна быть изложена четко и ясно, без излишней патетики и образности. Следовательно, произведения публицистики вбирают в себя и стиль делового документа, и стиль репортажа, и стиль специальной статьи, и стиль свидетельского показания, и стиль фельетона… Публицистика использует практически все газетно-журнальные жанры и их стилевые возможности: очерка, эссе, статьи, заметки, памфлета, открытого письма, интервью… Чтобы объединить разностилевые куски текста, публицист использует эмоционально-образны вставки-склейки, заметные в письме Золя. Перед тем как сказать «я обвиняю», публицист детально, как следователь, изложил подробности и перипетии дела Дрейфуса.

    В умении соединить реальное и идеальное, современное и прошлое, фактическое и эмоционально-образное и состоит особый дар публициста. В основе такого дара – личность самого автора, который острее других современников чует общественные тенденции, умеет выказывать их словами, виртуозно используя для этого весь набор инструментария публициста.

    Публицистика вырастает из журналисти ки не как самоцель, а как осознанная ответственность автора придать факту или явлению яркий образ действительности, обобщить его, типизировать, поразить им читателя.

    Публицистику можно сравним с шармом у женщины. Женщина без шарма не имеет образа, не поражает.

    Публицистику можно представить горячительным напитком, умело, в строго продуманных дозах вливаемым в статью, роман, кинофильм, картину, карикатуру.

    В беззащитно-укоряющем тебя взгляде собаки, только что обиженной тобой, тоже присутствует публицистика, если ты, конечно, понял этот выразительный взгляд. Попробуй выразить его словами, имея в виду, что слишком много слов пойдет не на пользу, а во вред.

    Не кажется ли тебе, что публицистике не помешало бы освободиться от многословия, словоохотливости, болтливости? Читай знаменитые публицистические тексты критическим взглядом. Почему бы тебе не попытаться создать некие «новые» тексты с учетом динамики 21 века, достижений видеопублицистики, зачастую не требующей комментария?

    Кстати, только что использованные приемы (метафора, сравнение, провокация), привнесенные автором в традиционно образовательную лекцию, взяты из арсенала публицистики. Используя оные, лектор стремится доходчивее донести до читателя свои мысли и представления о публицистике.

    Я не единожды убеждался, что лучше всего запоминается не мысль, а метафорический образ мысли.

    Применяя в собственном творчестве все журналистские жанры, синтезируя их и преломляя через авторское Я, публицисты выработали и свои специфические жанры, наиболее свойственные публицистике. Это скорее не жанры, а формы, в которых публицистика в высшей степени жизнеспособна и действенна. Отметим основные, на наш взгляд, формы, обретая которые публицистика наиболее полно проявляет свои качества: очерк (путевой, портретный, судебный, проблемный), статья-исследование, эссе, памфлет.

    В теории публицистики жанровый аспект не акцентируется, ибо публицистические формы как нигде более условны, подвижны, легко меняют очертания, перетекая одна из другой и обратно. Публицистика – это течение реки, а не ее берега. Каждая река имеет цель – достичь океана (если не самостоятельно, то слившись с другой рекой).

    Публицистика свой желанный океан находит в душе, со-знании, эмоционально-чувственной сфере коммуникативного партнера – читателя. К читателю и направлен публицистический текст, представляющий собой специфически оформленный поток мыслей и чувств автора.

    Обратим же внимание на суть – на текст, на течение реки, а не на ее оформление в двух обязательных берегах, всегда тесных и потому подмываемых течением.

    Публицистический текст, безусловно, обладает всеми признаками исследовательского текста.

    публицистика обязательно типизирует факты, журналистике это делать не обязательно; публицистика всегда стремится к глобализации проблемы, следовательно, подлинная публицистика – достояние человечества;

    журналистика склонна к собирательству и неразборчивому накопительству фактов, публицистика такого позволить себе не имеет права, поэтому публицистические тексты зачастую выше, благороднее, качественнее журналистских;

    В центре повествования находится система рассуждений публициста, он позволяет себе даже абстрагироваться от конкретики, от факта, побудившего его к размышлениям;

    авторская мысль в публицистическом тексте движется очень сложными путями: то от частного к общему, то от общего к частному; читать публицистику – значит узнавать больше; одной из нескрываемых задач публицистики и является просвещение;

    Публицист чаще, чем журналист, использует не только факты, наблюдаемые либо обнаруженные лично, но и факты, почерпнутые из работ других авторов; публицист не боится, что его обвинят в плагиате, чужие факты он использует осознанно, ибо дает им свою трактовку, добавляет их к собственным фактам, задает им более стремительный полет к читателю;

    забота публициста – показать общественное явление, тенденцию, реального героя как непрерывное течение фактов, событий и при этом дать всему и вся собственную оценку, поставить все и вся в контекст действительности, современности, истории; в результате публицистический стиль нередко приобретает усложненные формы, доступные не всякому читателю; усваивать п ублицистические тексты - нелегкая работа, поэтому публицистика не является массовым чтением, хотя в истории есть примеры, когда публицистические тексты вызывали в обществе бурю массовых эмоций;

    Цитирование в публицистических текстах – обычная практика; иногда автор строит свое произведение исключительно на цитировании или созвучных ему мыслей или противоположных; в таком случае собственно авторский текст обладает особой четкостью формулирово к, настойчиво повторяемых публицистом; двусмысленность здесь недопустима;

    Публицист всегда предвидит будущую полемику по поводу своих оценок и высказываний, поэтому в публицистическом тексте нередко присутствует предвосхищаемый оппонент, к которому публицист обращается с вопросами и сам на них отвечает; оппонент существует как один из публицистических приемов;

    Публицистика, используя исследовательский текст, насыщает его образными картинками, превращает в цветной движущийся мультфильм, в итоге обобщенная публицистом действительность выступает как художественный образ; публицистика имеет эстетическую ценность;

    Художественный образ действительности как зримая мысль автора активно воздействует на аудиторию, обогащает ее, доказывает, что обыкновенная жизнь может стать эстетической категорией;

    Психологический контакт повествователя и читателя, особенно усиливающийся, когда публицист (эссеист) занимается исповедальным исследованием собственной личности, продлевает жизнь публицистического текста, приближает публицистику к Библии.

    Побудительным импульсом публицистики служит глубочайшая озабоченность автора большой общественной проблемой, когда молчать больше нет сил, необходимо высказаться, привести веские аргументы своей озабоченности (тревоги, гнева, сарказма, разочарования), найти художественные средства для того, чтобы твои личные мысли и чувства соединились с мыслями и чувствами читателя.

    Публицистика, таким образом, проходит три этапа: из личного опыта пишущего превращается в опыт общественный, чтобы затем стать личным опытом читающего. Подобный пример слияния интимного и общего демонстрирует нам разве что поэзия. Поведение человека (автора, а следом и читателя) определяет в публицистике и меру ее качества, и степень ее эффективности.

    В связи с этим предлагаем классифицировать публицистику не по жанровым признакам, а по форме (методе) творческого поведения человека, в первую очередь человека сочиняющего, производящего публицистические тексты. Проанализировав произведения мировой публицистики и человеческие судьбы выдающихся публицистов, мы выделили четыре формы, где наиболее органично соединяются и текст, и реальная жизнь.

    Предлагаем для изучения четыре метода публицистического творчества:

    первый - публицистика как инструмент влияния;

    второй – публицистика как исследование общества;

    третий – публицистика как исследование человека;

    четвертый – публицистика как самовыражение и самоисследование;

    эссеистика.

    Теперь поговорим подробнее о каждом из четырех творческих методов публицистики, обозначим круг изучаемых авторов, знакомство с которыми будет полезным начинающим журналистам и публицистам.

    Публицистика как инструмент влияния.

    Для авторов, представляющих это направление (творческий метод), публицистика не что иное как борьба – то ли политическая, то ли идеологическая, то ли философская, то ли религиозная. Публицистика этих сочинителей-борцов наступательная, воинственная, набатная, категоричная, зачастую лишенная полутонов. Стилистика речи близка к ораторской, экспрессивна. Четко очерчена логическая система доказательств.

    Публицистика влияния берет начало в античности, в ораторских опытах Демосфена, Горгия, Лисия, Эсхина. Библейские пророки являют нам не только неисчерпаемый источник мудрости, но и образцы публицистики (Екклесиаст, Соломон, Михей…).

    Прогрессивное, цивилизованное самосознание в России складывалось под мощным воздействием выдающихся публицистов: А.Герцена, В.Белинского, Н.Добролюбова, Д.Писарева, Ф.Достоевского.

    Во время второй мировой войны «к штыку приравняли перо» публицисты:

    А.Толстой, К.Симонов, И.Эренбург, Янка Купала. На войне (в Испании и в Африке) в звании публициста служил Э.Хемингуэй.

    Среди воюющих за свои общественные убеждения публицистов разных эпох и народов находятся также Д.Дефо, Э.Золя, Я.Лёсик, В.Овечкин, Ю.Черниченко.

    На войне, как на войне. Публицисты воевали своим оружием – публицистическим текстом, с публицистами тоже воевали: Даниэля Дефо власти присудили выстоять у позорного столба; публицистика Дидро была осуждена на сожжение; Александр Герцен вынужден был жить в изгнании;

    Федора Достоевского отправили на каторгу; Льва Толстого отлучили от православной церкви (не возвратили до сих пор!); Петра Чаадаева объявили сумасшедшим, лишили права печататься; Александра Радищева признали клеветником и государственным преступником; Эмиля Золя дважды судили, вынудили бежать из страны; публицистику Валентина Овечкина цензурировал лично кровавый диктатор Сталин; Янку Купалу довели сначала до творческого холуйства, затем – до попытки самоубийства самурайским способом харакири; Язеп Лёсик умер в сталинской тюрьме, его публицистическое наследие полностью так и не разыскано… Публицистика как инструмент влияния зарождалась и существовала в двух ипостасях – в виде текста и в образе автора. Публицистическое творчество неотделимо от общественного поведения автора. Нравственные идеалы, над внедрением которых в жизнь бились «публицисты влияния», были прежде всего их личным кредо. На их фоне мельчает и тускнеет современная журналистика, переполненная расчетливостью и продажностью.

    Публицистика как исследование общества.

    К публицистам, стремящимся во что бы то ни стоило повлиять на современную (им) действительность, относятся так называемые «физиологи общества». Как врач скруп улезно изучает деятельность и функционирование отдельных органов и живого организма в целом, так публицист изучает общественный механизм, углубляясь в его закоулки, открывая новые тенденции и связи. Преуспели в этом публицисты-физиологи: Г.Успенский, В.Короленко, Н.Добролюбов, Г.Радов, Е.Дорош, В.Солоухин, Ф.Абрамов.

    Физиологическая публицистика чаще всего использует очерковую форму, что позволяет публицисту укладывать свои наблюдения и мысли в занимательный сюжет, показывать в развитии, в конфликте реальных (или вымышленных, типизированных) героев.

    Движителем сюжета нередко является сам автор, который легко и свободно перемещается в пространстве и времени (путевые очерки А.Чехова, В.Пескова, Г.Гейне, К.Чапека). Естественно, в пути автор имеет время покопаться в собственной душе, поэтому путевые очерки часто выходят лиричны, философичны, ироничны (М.Пришвин, Г.Гейне).

    Физиологическую журналистику (и публицистику) в США в начале 20 века назвали «макрейкерством». Группу писателей и журналистов, которые дотошно исследовали проблему коррупции и злоупотреблений властью в США, критиковали современные устои, требовали немедленных реформ и со знанием дела предлагали таковые, и назвали «разгребателями грязи». Им приписывают огромную роль в продвижении американского общества к прогрессу.

    К физиологической публицистике можно отнести публицистику популярных СМИ семидесятых и восьмидесятых годов двадцатого века:

    «Ли тературной газеты», «Известий», Комсомольской правды», «Нового мира», «Нашего современника», «Дружбы народов». В условиях цензуры публицистам удавалось показывать (или откры то, или иносказательно) язвы и нежизнеспособность тоталитарной системы, вселять в современников надежду. А.Ваксберг, Ю.Щекочихин, А.Левиков, Е.Богат, Г.Бочаров, А.Аграновский, В. Аграновский, Т.Тэсс, В.Селюнин, Н.Шмелев – классики советской подцензурной публицистики, творческий опыт которых достоин профессионального изучения. В Беларуси их ряд продолжают В.Полторан, Я.Сипаков, В.Яковенко, И.Дубровский.

    Советская действительность породила активный отряд деловых публицистов. Не имея возможности прямо говорить о кардинальной неэффективности общественной системы, они сосредоточились на отдельных технологических направлениях, зачастую подменяя собой специалистов.

    Новые севообороты личными многолетними опытами испытывал и пропагандировал А.Иващенко. Безотвальную систему обработки земли с публицистическим напором внедрял в общественное экологическое сознание И.Филоненко. Новые сорта ржи и пшеницы сделал предметом публицистики Ю.Черниченко. За методы хозрасчета, за развитие индивидуальной заинтересованности работника боролись публицисты А.Аграновский, А.Левиков. Названные авторы не поднялись до больших обобщений, но они оставили нам творческое наследие мастеров публицистики.

    Публицистика исследователей общества во многом потеряла актуальность, так как наступили иные времена. Однако их публицистические тексты интересны и полезны современным журналистам умением облекать проблему в сюжет, находить и использовать аргументы и факты.

    Публицистика как исследование человека.

    Проблемы общества проявляются прежде всего в поведении современника. Состояние среды (гражданское, нравственное, деловое) фокусируется в людях. Публицисту необходимо лишь отыскать такую личность, которая бы «светилась» проблемами ярче других. Уже в самом поиске и угадывании такой личности среди тысяч и миллионов современников заключается мастерство публициста, отличающегося от простых смертных зорким взглядом, чутким сердцем, общественным темпераментом.

    В общественной среде публицист ищет себе подобного, ищет личностное подтверждение своим догадкам, прозрениям, мыслям. И документальный, и тем более типизированный герой публицистики всегда несет в себе некоторые черты публициста. В этом плане психология публицистического творчества ничем не отличается от психологии художественного творчества.

    Прежде чем взять диктофон и опросить сотни американцев об их работе, американский публицист Стадс Тёркел знал, о чем они скажут. Знал по себе.

    Это упреждающее знание называется творческим прозрением.

    Светлана Алексиевич, опрашивая сотни чернобыльцев, знала, что наиважнейшая проблема не в самой чернобыльской трагедии, а в первичной трагедии под названием «коммунизм».

    Человек как средоточие острых проблем своего времени, своей общественно-социальной системы – главный объект исследования таких публицистов, как С.Тёркел, Г.Радов, С.Алексиевич, М.Риффо, А.Стреляный, В.Песков, А.Козлович.

    Названные авторы выбраны нами для курса именно потому, что их герои реальны, а не вымышлены (типизированы). Искусство публициста в данном случае ограничивается рамками этики, особой нравственной ответственностью перед своими современниками, ставшими предметом исследования и, в определенной мере, авторскими рупорами. Лишь мгновение остается до того момента, когда документальные герои могут стать авторскими марионетками. Талантливый публицист всегда балансирует на этой опасной грани, но никогда не переходит ее, ибо понимает, что он разведчик, первооткрыватель, а не конструктор проблем.

    Своеобразный метод использования человека для выражения публицистической идеи придумали и блестяще применили на практике публицисты «Литературной газеты» в период ее расцвета (семидесятыевосьмидесятые годы). Творческому методу дали название «острый позитив».

    Поскольку остро критиковать советскую действительность не дозволялось, публицисты решили остро (подчеркнуто) славить людей, которые вопреки трудностям, создаваемым руководящей и направляющей партией, добивались высоких трудовых результатов, совершали подвиги, показывали неограниченные моральные и духовные возможности современника (героические очерки Г.Бочарова). На фоне острого позитива советская действительность представлялась особенно серой, нежизнеспособной, бесчеловечной.

    Публицистика как самовыражение и самоисследование; эссеистика.

    Наверно, перед каждым публицистом однажды встает проблема, которую мы назовем: «теснота документальности». Реальному герою далеко не всегда вложишь в уста то, что глубоко продумал сам. Реальный конфликт завершается и тухнет, уходит в песок, однако публицист предвидит его продолжение, еще более острое и трагическое, в недалеком будущем.

    Документальность нередко упрощает знания публициста о человеке, о среде, сдерживает его творческие прозрения. Дописывать реальную жизнь ответственный публицист не имеет права. Остается два пути: либо сочинять классический рассказ, либо типизированные очерки Бурсы, записки охотника, не отличающиеся от рассказов, либо глубоко-глубоко заглядывать в себя и предельно откровенно рассказывать читателю об увиденном. К счастью для читателей, публицисты часто объектом исследования выбирают собственную личность. Публицистика в таком случае превращается в самовыражение и самоисследование, жанровая форма этого интимного процесса у прохожих на виду называется: эссе.

    Эссе – это значит, что я сам рассказываю о себе для самого себя, но надеюсь, что все это представляет интерес для других, ибо содержит информацию не только обо мне, но и о каждом из нас, твореньях Всевышнего, а потому в духовном, в сущностном похожих друг на друга. Каждый из нас хотел бы написать эссе о себе самом, но загвоздка в том, что далеко не всякому из нас хватит смелости, честности, понимания самого себя, умения видеть себя. Да и точных слов не каждый найдет, чтобы выразить еле уловимое в себе.

    Процесс познания самого себя в эссе накладывается на процесс познания мира. Типизация Я-автора, обобщение своей личности, похожесть ее на других, восторг читателя от узнавания такой похожести – все это делает эссе познавательным, воспитывающим, общечеловеческим.

    Стилистике эссе характерны: разговорность языка и лексики, доверительная интонация, откровенность, свободная композиция, отсутствие всяческих литературных канонов, свободное передвижение от общего к интимному и обратно, новизна взгляда на обычные вещи и явления.

    Классиками эссеистики считаются М.Монтень, Д.Дидро, Г.Гейне, Р.Роллан, А.Моруа, Л.Толстой, М.Пришвин, К.Паустовский.

    Заметим, жанр эссе в русской литературе и публицистике не так популярен и употребителен, как на западе. Чем это объясняется? Видимо, особенностями исторического развития стран, народов, общественных систем и национальных ценностей. Допустим, в белорусских текстах редко встречаются классические эссе, за исключением отдельных произведений Я.Брыля, В.Короткевича, М.Лужанина. Видимо, это связано с тем, что белорусская литература – молодая литература, прошла ускоренный путь становления и развития, минуя фазы, обязательные для более «старых»

    мировых литератур (например, период сентиментализма). Возможно, белорусской душе не позволили вылиться в эссе ее зажатость, скованность, скромность, самоуничижение?

    Оставим, молодые коллеги, сей важный вопрос для обсуждения. А сами попробуем создать эссе, то есть ярко выразить и прочно позиционировать в мире себя и, следовательно, Беларусь.

    Публицистика, как и журналистика, есть способ организации сбора и передачи информации. Но если в журналистике допускается передавать информацию «в никуда» (деятельность информагентств) или во всемирную «паутину» (Интернет), то безадресное информирование для публицистики – нонсенс.

    Журналисты любят декларировать свою объективность, но за ней нередко скрывается целенаправленный подбор фактов с одновременным замалчиванием фактов «ненужных». Публицистам играть в объективность противопоказано по определению.

    Публицист тенденциозен, следовательно, его информация носит либо просветительский, либо откровенно пропагандистский характер, предусматривает определенную аудиторию, настроенную на обратную связь.

    Вот читательское письмо, адресованное вашему покорному слуге-лектору, по совместительству публицисту: «Это редко и удивительно, когда твои выстраданные и спрятанные глубоко внутри мысли и переживания вдруг получают форму в простых словах, и ты уже не думаешь, что выпадаешь из этой безумной жизни, понимаешь, что твои переживания – это нормально для нормального человека. Я о «Хрониках Анатолия Козловича». Спасибо Вам за душевное родство».

    Публицистика – чрезвычайно эффективный информационный продукт.

    Осознавая это, публицистами часто становятся политики, когда безудержно устремлены к цели и стремятся заразить этой целью как можно больше людей.

    Ярчайший пример – Ленин.

    Публицисты превращаются в политиков, когда им становится тесно в жанре и профессии, когда личностные установки меняют адрес «публицистика» на адрес «власть». Недавний пример – В.Гавел.

    Оба примера симбиоза публицистики и политики не вызывают у нас профессионального интереса, так как идеология не является предметом нашего курса. Политическая публицистика – это расчетливое сожительство, методологию которого рассматривает политология. К сожалению, современная публицистика Беларуси политизирована до такой степени, что … потеряла признаки собственно публицистики. О причинах и следствиях этого печального для публицистов и читателей процесса мы поговорим в

    Теория журналистики включает несколько разделов, посвященных различным областям функционирования журналистской деятельности и публицистического творчества. Необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об основополагающих категориях в этой области. Речь идет о двух понятиях: «журналистика» и «публицистика».

    Журналистика в самом общем понимании представляет род человеческой деятельности. Значит, при изучении журналистики исследуются закономерности функционирования, ее основное назначение и роль в обществе, в различных процессах, происходящих в нем. Публицистика же род особого, прежде всего, литературного творчества. Вот почему закономерно словосочетание «публицистические жанры».

    Полемика вокруг содержания терминов «журналистика» и «публицистика» началась в далекие времена зарождения теории журналистики. С одной стороны, журналистика - понятие более узкое, чем понятие литература, ибо журналистика включает ту часть литературы, которая связана со средствами массовой информации, с каналами массовой коммуникации; с другой, термин «журналистика» употребляется в еще более узком смысле, когда имеется в виду литературно публицистическая деятельность журналистов. В этом случае он выступает как синоним термина «публицистика».

    Чтобы более полно определиться с содержанием этих категорий, попытаемся ответить на вопросы:

    Всякий ли публицист есть журналист?

    Есть ли принципиальное творческое различие в процессе осуществления каждым из них своих обязанностей.

    Исходя из заявленной позиции в понимании этих категорий, следует, очевидно, считать, что понятие «журналист»: обозначает людей, занятых журналистской деятельностью по сбору, обработке и подготовке общественно-значимой информации для публикации в печати или озвучивании в аудиовизуальных средствах коммуникации. «Журналистом» называют творческого работника, пишущего литературные (художественные, публицистические или научно-популярные) произведения для средств массовой информации, и любое должностное лицо в творческих организациях, связанное с подготовкой литературных произведений к публикации (редактор издательства, ответственный секретарь и т.п.), то есть всякого, кто связан со сбором и обработкой информации.

    Гораздо шире понятия «публицистика». Публицистика часть литературы, опубликованной в средствах массовой информации, основой которой является объективная реальность. При этом основным творческим принципом отражения этой действительности выступает документальность.

    Исследователь теории журналистики, долгое время работавший в Казахстане, Г.В.Колосов, анализируя дискуссию по поводу содержания этих терминов, приводит высказывание одного из первых толкователей данных понятий Е.Лазебника: «Публицистика (от слова публичный, общественный) - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно политические и практические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенных социальных сил (партий определенного класса) в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженную оценку, призыв» /16/.

    Развертывая свою характеристику, Г.В.Колосов далее пишет: «Публицистика исторически слагается из суммы специфических произведений различных жанров, различных авторов в особый род литературы, рассматривающей все явления с социально-политических позиций, выступает как одна из форм общественного сознания, теснее всего связанная с общественным мнением, в то время как журналистика возникла и сложилась как род общественно-политической деятельности, направленной на духовно-познавательное (теоретическое, эстетическое, политическое) освоение мира, связанное с функционированием всех средств массовой коммуникации» 117/. Эта полемика долгое время развивалась вокруг соотношения публицистика - наука, публицистика - литература. В книге «Горизонты публицистики: опыт и проблемы» один из авторов отмечает: «В теоретических спорах есть довольно много схоластического. Так, когда кто-то из ученых утверждает, что публицистика стоит одной ногой в науке, а другой в литературе, а кто-то возражает, что если одна нога там, а другая здесь, то где же сама публицистика, и т.д., то этому спору, видно, нет конца, а пользы мало как для науки, так и для практики. Ведь дело по существу в том, чтобы отличать журналистику как вид литературного творчества с одной стороны, от художественной словесности и, с другой стороны, от литературы специально научной. Отличать, но не противопоставлять, ибо талантливое публицистическое произведение может быть и художественным, и глубоко научным одновременно» /18/.

    1. Публицистика всегда есть явление тенденциозное.

    2. Публицистика предполагает популярность формы, общедоступность, раскованность, яркость выражения.

    3. Публицистика имеет содержание, которое может интересовать - живо заинтересовать - самые широкие круги читателей.

    4. Публицистика содержит призывность, открыто пропагандистски-агитационное звучание, страстную напряженность материалов. /18. с.8/

    Важным является также понимание того, что журналистика - один из социальных институтов общества, который играет важную роль в политической, экономической и социальной жизни государства. Социально направленная актуальность публикуемых материалов служит не только объектом внимания для чтения массовой аудитории, но и. своеобразным ориентиром в выборе курса развития всех сфер жизни общества.

    Таким образом, подводя предварительный итог анализа полемики вокруг содержания двух фундаментальных категорий, можно привести замечательное высказывание профессора МГУ В.В.Ученовой из книги «Публицистика и политика»: «Журналистика включает в себя всю деятельность прессы как социального института. Публицистика составляет содержательное наполнение массовых периодических органов, письменно материализованную общественно-политическую мысль и оперативное воплощение текущей политической практики» /19. с.73/.

    Своеобразие журналистики как социального института отмечено в учебниках московских ученых, например, Е.П.Прохорова и др. Это:

    1) Журналистика вторгается во все социальные процессы, во все сферы действительности - от экономики до спорта, от экологии до отношений в семье. Если во времена советской журналистики все-таки оставались некие запретные темы или темы, которые, так сказать «не интересовали советского человека», то в связи с новыми формами издательской деятельности, открытостью информационных границ, распространением Интернета, таких тем в журналистике, по существу, нет. Это связано также еще и с законодательной отменой цензуры. Статья 2 Закона РК «О средствах массовой информации» провозглашает «Цензура запрещается».

    2) Газеты, журналы, издательства, радио и телевизионные каналы организованно связаны с теми или иными партийными (речь идет о самых разных партиях), государственными, общественными, формальными и неформальными институтами или общественными группировками, слоями и т.д. /20/.

    Это своеобразие журналистики, безусловно, остается актуальным и в современных условиях, однако требует уточнения. В связи с новыми формами издательской деятельности по Закону РК «О СМИ» учредителем издания сможет быть физическое лицо. На страницах таких газет автор, редактор и учредитель могут выражать интересы любых слоев общества. Например, в Алматы издается газета «Казахская правда», учредителем и редактором которой является один человек - А.Аимбетов. Организационно эта газета не связана ни с какой партией, однако она выражает интересы той общественной группы, к которой принадлежит автор и учредитель этого издания.

    В разные исторические периоды развития общества журналистика переживала разные функциональные обязанности, возложенные на нее в связи с определением ее как социального института. Например, в период руководящей роли одной партии журналистика служила «идейным проводником идей» этой партии. Долгое время устойчивой была аббревиатура СМИП, в которой буква «П») обозначала «пропаганды». Это были средства массовой информации и пропаганды. Состоявшаяся в 1988 году Всесоюзная партийная конференция приняла резолюцию «О гласности», в которой провозглашалась гласность как действенный политический фактор перестройки и переходный этап к независимости средств информации.

    В настоящее время активно используется понятие «массовые информационные потоки», основная идея которого, по мысли исследователя Г.Лазутиной, заключена в том, что «само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет... Обычно оно часть газетного номера, радио- или телевизионной программы. А номер или программа оказывается дискретной порцией информации, которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно» /21/.

    Постоянное наполнение содержания информационных потоков требует сотрудничества представителей самых разных видов деятельности и информационного производства: от чиновников высокого уровня до передатчиков прогноза погоды. Организатором же такого сотрудничества, считает Г.Лазутина, является журналистика.

    В обязанности журналистов входит:

    Планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;

    Редактировать полученные тексты, доводя их до принятых В обществе норм цивилизованного текстового общения;

    Конструировать из этих текстов некоторое деинство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;

    С определенной периодичностью выпускать такие «притоки потоков» в свет /21/.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Творческий путь короля фельетона Власа Дорошевича. Первые публикации, сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи. "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста. Ценность Дорошевича для российской журналистики.

      реферат , добавлен 03.03.2012

      Исследование факторов роста творческого потенциала журналиста, понятий и критериев творчества в журналистике. Анализ общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

      курсовая работа , добавлен 07.06.2011

      Актуальные проблемы современности в публицистике Гаджи Арипова. Оценка его стиля и основные методы публициста. Проблема безопасности и единства Дагестана. Экономические реформы страны и их последствия. Морально-эстетические проблемы общественной жизни.

      статья , добавлен 22.02.2010

      Творчество как элемент журналистской профессии. Виды и направления журналистского творчества. Типы и методологические основы творчества в журналистике. Биография и творческая деятельность В. Познера, тематика его программ, профессиональный уровень.

      курсовая работа , добавлен 16.10.2011

      Способы выражения авторского "я". Структура творческой индивидуальности журналиста. Функции факта, искусство анализа, процесс обобщений. Рациональное и эмоциональное в журналистике. Профессиональные кодексы об объективности, социальная ответственность.

      дипломная работа , добавлен 02.06.2011

      Публицистика: стилистические, жанровые характеристики. Жанровая классификация журналистских тестов. Появление гонзо-журналистики на Западе. Возникновение понятия гражданская интернет журналистика. Особенности рецензий и репортажей в стиле гонзо в рунете.

      курсовая работа , добавлен 07.12.2016

      Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

      курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Публицистика как род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Публицистика и формирование общественного мнения.

    Аналитика как один из трех главных способов (фактографический; аналитический; наглядно-образный) отображения действительности. Место аналитической публицистики в изданиях с различной периодичностью. Политическая и идеологическая роль аналитической публицистики.

    Аналитическая публицистика в системе форм публицистики (событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная).

    Жанры аналитической публицистики: интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет, фельетон и др. Роль субъективно-авторского (гражданственно-лирического) начала в аналитической публицистике. Аналитическая публицистика в переломные моменты социального развития.

    Аналитика и публицистика в современных российских и зарубежных СМИ. Проблематика: политика, экономика, общество, культура, религия, наука, технологии, путешествия, спорт и др. Принципы подачи материала. Жанровые предпочтения и смещения. Основные аналитические издания России и мира. Современные российские и зарубежные аналитики и публицисты.

    Основные направления исследования массовых явлений в массмедиа (психология толпы)

    Средства массовой коммуникации и массовое поведение: тесная связь информационных и коммуникационных процессов с массовидными явлениями. Стихийное массовое поведение. Массовидные психолого-политические явления: различные виды поведения толпы, мода и другие психологические явления, характерные для масс людей и обусловленные механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса.

    Массовидные явления как предмет внимания социальной психологии. Истоки исследований данного феномена. Немецкие философы и лингвисты Г. Штейнталь,` М. Лапарус, В. Вундт: проблемы этнопсихологии, выявление элементов "народного духа" и "коллективной воли" в развитии культуры. Психология масс в центре внимания французских авторов Г. Лебона и Г. Тарда. Изучение массовидных явлений в России конца XIX – начала XX в.: М. Г. Михайловский (субъективная социология), В. М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология).

    Формирование и трансформации толпы. Классификации толпы. Особенности связи между толпой и СМИ (СМК). Толпа как первое СМК. Роль толпы в мировой истории как массмедиа.

    Значимость коммуникации в возникновении и развитии толпы. Сообщения СМИ как импульс для формирования толпы.

    Необходимость для журналиста знания особенностей массовидных явлений в целях повышения эффективности деятельности СМИ и прогнозирования последствий освещения тех или иных событий, связанных с проявлением массового поведения.

    Сообщение СМИ как источник паники. Журналистика и проблема управляемости толпой. Позиция А.П. Назаретяна по проблеме управляемости толпой и о возможном риске, с ней связанном: следует ли взывать к помощи массы, если «опасность очень велика».

    Журналистская информация как фактор социального управления

    Социальное управление как воздействие, приводящее к изменению в структуре, состоянии и деятельности социального объекта.

    Журналистская деятельность и управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведение адресата.

    Журналистика в качестве четвёртой ветви власти. Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни как воздействие на принятие решений различными социальными институтами и как воздействие на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории => роль журналистики как «четвертой власти».

    Социальная позиция журналиста и интересы различных общественных сил. Классификация социальных позиций.

    Роль массовой информации в обеспечении успеха деятельности общественно-политических сил. Информационная борьба как спутник всех форм столкновения общественных сил. «Информационная война» как борьба за «умы и сердца» людей с помощью направленной информации, в которой применяются также и средства дезинформации.

    Условие и фактор информационной безопасности – обеспечение действительной информированности потребителей массовой информации и охрана её от влияния деструктивного, дезинформирующего влияния. Дезинформация как особый тип информации. Проблема информационной безопасности и деятельность СМИ. Условие и фактор информационной безопасности - обеспечение действительной

    Проблема информированности потребителей массовой информации и меры по ограничению еедезинформирующего и деструктивного воздействия.

    «Публицимстика (от лат. publicus -- общественный) -- род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни».

    «Публицистика -- высший род журналистики. <…> Ей присущи полемика, спор, борьба за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда».

    Полемика - один из признаков публицистики. Кроме объективной аргументации, которая предназначена для формирования позиции людей, должна присутствовать и убедительная, которая обосновывала бы позицию, аргументировала ее. В свою очередь, полемика состоит из доводов, цель которых убедить противоположную сторону. Или же направлена на ослабление позиции второй стороны.

    Понятия «публицистика» и «журналистика» часто использовались как синонимы в журналистской науке советского периода. Публицистика понималась, во-первых, как деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через печать, радио и телевидение, во-вторых, как вся совокупность творческих материалов газетной и журнальной периодики. Профессор МГУ В.М. Горохов рассматривает публицистику как высший род журналистики. Признаками публицистики, по сравнению с информационной журналистикой, называются ярко выраженное авторское начало, концептуализм, масштабность выводов и обобщений, истолкования проблем жизни общества: «Публицистическое произведение более широко и объем захватывает жизненный материал и, отображая факт общественно-политической деятельности, развивает политическую идею применительно к более широкому кругу духовных ценностей». В работах М.С. Черепахова, В.В. Ученовой и других теоретиков публицистики журналистика понимается как система средств массовой информации и область существования публицистики: «Сказать «публицистика и журналистика» все равно что сказать «художественная литература и книга, журнал». В основном работы по теории публицистики такого рода ориентированы на практическую сферу. Широко представлены пособия-практикумы для пишущих газетных публицистов. В теории журналистики исследуются методология публицистического творчества, закономерности творческого процесса публициста,. Отдельные аспекты публицистики рассматриваются политологией: социальное бытие публицистики, универсальные закономерности ее функционирования, механизмы влияния на массовое сознание.

    Cтоит отметить приемы аргументации: корректные и некорректные. Использование последних вопреки здравому смыслу является особенностью «желтой» прессы. Они чаще адресованы аудитории, играя на ее чувствах, настроении, ускользая от объективности и здравого смысла.

    Современное общество образовалось таким образом, что какого-то аргументированного мнения оно составить толком не может. Если бы не было публицистики, то оно не получало бы информацию. К тому же, она еже и разъясняет причины того или иного явления. И аудитория принимает на веру позицию публициста, который доходчивей всех смог объяснить свою позицию путем верениц доводов. В принципе, любое мнение можно довести до массовой аудитории, если умело пользоваться информацией. Не зря ведь говорят, что « знание - сила».

    Внушение и убеждение проявляются путем коммуникативного влияния. Здесь и наблюдается наличие у публициста знаний психологии, педагогики, политики и т.д. Но это лишь принцип влияния. Публицистика обращается к проблемам современности. Она информирует, пытается различными путями достучаться до читателя, слушателя, зрителя и доходчиво пояснить ситуацию.

    «Каждому жанру соответствует свой метод работы с информацией. Значит, жанр может подсказать, как надо действовать.

    Не «кому звонить»!

    Не «как добраться до места события»!

    Не «что за чем писать»!

    Нет, жанр подскажет только одно - какую познавательную операцию принять за основу .

    Например, если тема - событийная, задача - показать, как это происходит, то жанр - репортаж, а метод работы в этом жанре - наблюдение.

    Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее). А лучший путь к этому результату - опять-таки наблюдение! Проверено опытом множества репортеров.

    Знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативность. На самостоятельную разведку лучших путей уходят годы, и в результате чаще всего изобретается велосипед... Лучше пораньше начать изучение жанров, причем изучать их надо исходя из требований современной методологии.

    С информационными жанрами, предназначенными для новостного материала, проще - им соответствует наиболее освоенные способы собирания информации:

    • 1) наблюдение;
    • 2) опрос;
    • 3) знакомство с документами.

    Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции:

    • 1) индукцию и дедукцию;
    • 2) установление причинно-следственных связей;
    • 3) анализ (рассмотрение фактов с разных сторон, изучение деталей и подробностей;
    • 4) соотнесение общего с частным.

    Эти жанры рассчитаны на проведение исследовательских работ и с их помощью:

    • 1) ставятся и решаются проблемы;
    • 2) выясняются отношения между личным и общественным;
    • 3) даются оценки продукции духовного творчества;
    • 4) осуществляется социальное прогнозирование и т.д.

    Еще одну группу жанров стоит выделить именно в связи со спецификой метода. В нее входят жанры художественно-публицистические , которые решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. К этой группе относятся очерки, зарисовки, памфлеты, фельетоны, эссе.

    Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах - речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.

    Попробуем осуществить это на практике.

    Возьмем одну из самых острых тем нашего времени - детская беспризорность. Задача - узнать, что думает об этом педагог, добившийся высоких результатов в работе с беспризорными детьми. Раз нам нужно мнение авторитетного человека, значит, жанр - интервью. Метод: подготовить вопросы и побеседовать.

    С кем побеседовать? Педагогов, имеющих значительные успехи в интересующем нас деле, к сожалению, пока мало. И они уже все на виду, о них писали, их интервьюировали... Перебираем возможные «ходы». Педагог в милицейской форме? Было. Педагог в рясе, священник? Совсем недавно коллега из другой газеты нашел, обскакал... Зарубежная знаменитость? Трудно добраться... Кстати! Говорят, зарубежные светила до сих пор изучают опыт нашего Макаренко. И находят много ценного для современности... А почему бы не задать наши больные вопросы тому же Антону Семеновичу? Лично с ним не пообщаешься, поскольку он давно умер, но ведь остались целые тома статей, лекций, писем и даже «Педагогическая поэма»! И там наверняка не одно только социалистическое воспитание, там, возможно, есть и ответы на наши вопросы... Ответы, конечно, для другой, минувшей эпохи, однако не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое! Тут тебе, дорогой читатель, и новость, и польза, и удовольствие от неожиданного решения темы...

    Итак, способ решения задачи все тот же - интервьюирование, задавание вопросов и получение ответов. Но с поправкой на оригинальный авторский «ход»: путем изучения (литературных) документов.

    Как видно, верность методу не лишает журналиста свободы действий. Знание жанра даже определенным образом стимулирует попытки самостоятельно найти лучший для конкретного случая вариант, потому что указывает направление поисков» .

    «Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности - особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность - значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.

    Среди биологически запрограммированных свойств личности немаловажную роль играет возраст . Вряд ли можно забыть гамму ощущений, которая возникает после появления в газете первой заметки или первого выхода в эфир. Очеркистка «Известий» Т. Тэсс вспоминала: «Волшебная строка на последней странице журнала превратила дилетанта в профессионального литератора. Дверь распахнулась, я вошла в новый огромный мир». Тэсс восприняла эту публикацию как огромный аванс: «Это был не чек в бухгалтерию, не виза на рукописи, которая вела к заветному окошечку издательской кассы. Это был душевный аванс, куда более ценный и важный». Эйфория молодости часто сменяется разочарованиями, и порой только время приносит мудрость мастерства.

    Взросление человека отражает его движение во времени, поиск самого себя. Специалист с дипломом инженера, экскурсовод, журналист, сотрудник ленинградского «Телекурьера», «600 секунд», РТР и НТВ - таков послужной список С. Сорокиной. На первый взгляд, простая «охота к перемене мест». На самом же деле здесь прочерчен сложный, идущий через преодоление кризисов путь к мастерству, который по сути своей бесконечен. Неоднозначны и противоречивы творческие искания телеведущего Н. Фоменко - музыканта, актера, способного проявить себя и в высоком искусстве, и в фарсе, и в шокирующем шоу. Жизнь не позволяет останавливаться и тем, кто, казалось бы, уже достиг успеха. В. Ворошилов, снискавший особую популярность в интеллектуальном телеказино «Что? Где? Когда?», в одном из интервью признался: «на старости лет» он понял свое полное незнание телевидения и решил еще раз попробовать силы в новой передаче.

    В журналистике необходимо учитывать и гендерные характеристики личности (гендер - термин, применяемый в психологии при анализе различий между полами). Сегодня вряд ли кто-то усомнится, что женщины вносят особенный и неоценимый вклад в социокультурное развитие. В то же время вызывают полемику рассуждения о том, существует ли женская поэзия и женская проза, женские и мужские профессии. Наконец, нельзя однозначно утверждать, что мы имеем полное представление о феномене «женской журналистики». Тем не менее анализ трудовых ресурсов СМИ свидетельствует о расширении участия женщин в масс медиа. Изменит ли эта ситуация лицо прессы?».