• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

    Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и дворянского титула и стал немецким подданным. Это событие сильно впечатлительную душу ребенка, и Фет почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета — он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Между университетом и армией. Хотя семья Шеншиных особой культурой не отличалась, Фет получил хорошее образование.

    С 1835 по 1837 годы он учился в немецком протестантском пансионе в Верро (теперь Выру, Эстония). Здесь он с увлечением изучает классическую филологию и тайком начинает писать стихи. Фет овладел здесь латинский язык, что помогло ему позже переводить древнеримских поэтов. После Верро Фет продолжал образование в пансионе профессора Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году на отделение словесности философского факультета. В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.

    Вместе они обсуждали поэтические пробы пера, которые вошли в первый поэтический сборник — «Лирический пантеон» (1840): «Пускай в свет Свои мечты, Я предаюсь надежде сладкой, Что может быть на них украдкой Блеснет улыбка красоты, Иль раб мучительных страстей, Читая скромный создания, Разделит Тайные страданья С душой взволнованной моей » Это были подражательные стихи, причем образцами для подражания стала поэзия Пушкина и Венедиктова, которому, как вспоминал Фет, он увлеченно «выл».

    В течение двух-трех лет после выхода в свет «Лирический пантеон» Фет публикует на страницах журналов, в частности «Москвитянина» и «Отечественных записок», подборки стихов, но ожидаемого богатства они не приносят. С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступил на военную службу в кирасирский полк, расквартировался в Херсонской губернии. Впоследствии в своих мемуарах Фет записывает: «Долго будет продолжаться это заключение — не знаю, и через мгновение по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии в глаза, и еще нужно улыбаться … Я могу свою жизнь сравнить с грязной лужей». Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

    Дворянских прав он так и не получил — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб — ротмистром. Это делало этого дальнейшую военную карьеру бесполезной. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

    В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла при загадочных обстоятельствах.

    До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядающий дыхание.
    В 1856 году вышла новая книга поэта. Исполнение желаний. Выйдя в отставку, Фет женился на сестре критика Боткина — М. Боткина, которая принадлежала к богатой московской купеческой семье. Это был брак по расчету, и поэт искренне признался невесте в тайны своего рождения. На деньги жены Фет в 1860 году покупает имение Степановка и становится помещиком, где проживает семнадцать лет, лишь изредка наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Он стал дворянином.

    В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Начиная с 1883 года, он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием — «Вечерние огни» (выпуск первый — 1883 год; выпуск второй — 1885 год; Выпуск третий — 1888 год; выпуск четвертый — 1891 год). В своих стихах поэт отказывается от всякой отвлеченности, поскольку душевные состояния трудно поддаются анализу, а еще труднее передать словами едва уловимые движения души.

    Творчество А. А. Фета. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том контексте, что там нет ни капельки прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

    Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант …» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.

    Фет — певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

    «Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой … »

    Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

    «Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Спящего ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблески янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря! .. »

    Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания — именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушная, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

    Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко …», «Недвижные очи, Безумные очи …», «Солнце луч промеж лип …», «Тебе в молчании я простирает руку … »и др..
    Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты. Наверное поэтому в его стихах такие замечательные картины природы, что он принимал ее такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.

    Любовная лирика поэта. Таким же прекрасным для Фета было и чувство любви, которой посвящено немало произведений поэта. Любовь для него — это защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Мед душистый любовной радости и волшебных снов» Фет изобразил в своих произведениях словам чрезвычайной свежести и прозрачности. Пронизана то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «золотом вечным горит в пении».

    Во всех произведениях А. Фет безукоризненно верен в описаниях или чувств, то природы их мелким рискам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас филигранной психологической точностью. К их числу принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание …», «Я пришел к тебе с приветом …», «На заре ты ее не буди …», «Заря прощается с землей.. . ».

    Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, его стихи в большинстве своем не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:

    «Язык душевной непогоды
    Был непонятен для меня «.

    Фет был глубоко убежден, что красота — это реальный важный элемент построения мира, который предоставляет ему гармоничную взвешенность и целостность. Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в розе, что удивительно улыбнулась «в день быстролетный сентября», в красках «неба родного». Поэт отличал «ум ума» и «ум сердца». Он считал, что только «умом сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасную суть бытия. В сердечно — умную лирику Фета нет доступа ничему ужасному, безобразном, дисгармоничного.

    В 1892 году поэт умер от приступа астмы, не дожив двух дней до 72 лет. Перед этим он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

    Творчество Фета оказало значительное влияние на поэтов-символистов начала ХХ века — В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, а затем — С. Есенина, Б. Пастернака и др..
    Заключение. Анализируя произведения поэта, можно с полной уверенностью утверждать, что российская школа чистого искусства не только не уступала французской, а возможно даже в чем-то превосходила ее. В отличие от представителей французской школы «чистого искусства», которые в своих стихах уделяли внимание в первую очередь ритма стиха, повторам, чередованию букв в словах, созданием стихов — символов, русские поэты были мастерами «музыкальных стихов», которые легко читались. Образы, создаваемые в стихах были легкие, пронизанные светом, обращались к лучшим чувствам человека, учили прекрасному, учили находить и любить красоту в каждом проявлении природы, или чувстве любви.

    Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, поскольку их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительного, что может стать смыслом жизни. Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение к жизни, труду, творчеству, любви к родине. По моему мнению, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали в стихах природу через свое особое отношение к ней, а французские поэты просто считали, что в веках достойно сохранить только стихи о вечном, нечто возвышенное, не обыденное. Именно поэтому в стихах французов царила природа.

    Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф.Тютчева, которая через всю непохожесть завораживает своей красотой, тонким чувством «души природы» и стремлением отразить ее во всех своих проявлениях.

    Жизнь и творчество Фета

    Поставь оценку статье

    Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в нояб-ре 1820 года. История его рождения не сов-сем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принад-лежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получив-ший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родите-лей, и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительного ре-бенка, и он почти всю свою жизнь пережи-вал двусмысленность своего положения. Кроме того, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила цер-ковь. Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филоло-гическом факультете. В это время, в 1840 году, он и издал отдельной книгой свои пер-вые произведения, не имевшие, однако, ни-какого успеха.

    Получив образование, Афанасий. Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб-ротмис-тром. Но годы военной службы можно считать периодом расцвета его поэтической деятель-ности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотво-рения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гон-чаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долгой и плодотворной для обоих.

    В годы военной службы Афанасий Фет пе-режил трагическую любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма та-лантливой и образованной. Она тоже полюби-ла его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о сво-ей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

    В 1856 году увидела свет новая книга по-эта. Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посвятить себя сельскому хозяйству. Вскоре он женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго на-езжая в Москву. Здесь застал его высочай-ший указ о том, что за ним наконец утверж-дена фамилия Шеншин со всеми связанны-ми с нею правами.

    В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, отмечены его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под назва-нием «Вечерние огни» — всего было четыре выпуска.

    В 1889 году, в январе, в Москве было торже-ственно отмечено пятидесятилетие литера-турной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

    А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше — проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Моск-вы XIX века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.

    Стихи А. Фета — это чистая поэзия в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Он не воспевал жарких чувств, отчаяния, вос-торга, высоких мыслей, нет, он писал о са-мом простом — о природе, о самых простых движениях души, даже о минутных впечат-лениях. Его поэзия радостна и светла, она наполнена светом и покоем. Даже о своей загубленной любви поэт пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и све-жо, как в первые минуты. До конца жизни Фет не утратил способности радоваться.

    Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, обра-зен, музыкален. Недаром к его поэзии обра-щались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие компо-зиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широ-кую известность.

    Фета можно назвать певцом русской при-роды. Приближение весны и осеннее увяда-ние, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно за-мерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

    Я пришел к тебе с приветом,

    Рассказать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом

    По листам затрепетало;

    Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся

    И весенней полон жаждой...

    Превосходно передает Фет и «благоухаю-щую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проник-нуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки челове-ческих переживаний. Он умеет уловить и об-лечь в яркие, живые образы даже мимолет-ные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!..

    Обычно А. Фет в своих стихах останавлива-ется на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо со-держания именно в характере настроений по-эзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет дей-ствия, каждый его стих — это целый ряд впе-чатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и другие.

    Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художни-ком с исключительно развитым чувством красоты; наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он воспроизводил такой, какая она есть, не до-пуская никаких украшений действительности. В его стихах узнаваем конкретный пей-заж — средней полосы России.

    Во всех описаниях природы поэт безуко-ризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому были созданы такие поэтические шеде-вры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я при-шел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

    Любовная лирика Фета — самая откровен-ная страница его поэзии. Сердце поэта от-крыто, он не щадит его, и драматизм его стихов буквально потрясает, несмотря на то что, как правило, основная их тональность светлая, мажорная.

    Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило цен-ность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XXI века, потому что говорит о вечном и самом сокровенном, открывает красоту окружающего мира.

    Афанасий Афанасьевич Фет, он же Шеншин, - известный русский поэт, один из лучших лириков в отечественной литературе. Многие поклонники его творчества знают, когда родился и умер Фет. Если вы не принадлежите к их числу, предлагаем восполнить пробел в знаниях. Этот человек прошел достаточно тяжелый жизненный путь. А первый удар судьбы ему довелось испытать уже в юные годы.

    История рождения, или Кто отец?

    Происхождение Афанасия Фета - самое темное место в его биографии. До сих пор точно не известно, кто является его настоящим отцом. Краткая повествующая о его рождении, описывает сложную и неоднозначную историю.

    В сентябре 1820 года респектабельный сорокачетырехлетний помещик Афанасий Неофитович Шеншин возвращается в свое поместье после годовалого лечения на германском спа-курорте. В Германии он останавливался в доме Карла Беккера, где познакомился с его замужней дочерью Шарлоттой Фет. Через некоторое время женщина забеременела...

    Спорное мнение о происхождении

    Конечно, важно знать, когда родился и умер Фет, но и разобраться в этой, практически детективной истории его появления на свет не менее интересно. По поводу дальнейших событий мнения расходятся. Некоторые биографы полагают, что Шарлотта поспешно подала на развод и вскоре уже с Афанасием Неофитовичем сочеталась в Германии законным браком.

    Другие специалисты, которые исследовали факты рождения будущего поэта, склоняются к мнению, что Афанасий Неофитович, не дожидаясь развода, просто увез Шарлотту в свое поместье. Там впоследствии и появится на свет маленький Афанасий - будущий великий поэт. Это и есть краткая биография Фета, которая повествует о его запутанном происхождении.

    Первый удар судьбы

    Когда Афанасию Афанасиевичу исполнилось четырнадцать лет, из Германии пришло официальное уведомление, которое касалось прав его рождения. Согласно ему, с этого момента он являлся законным сыном своего немецкого отца. В связи с чем автоматически лишался всех дворянских титулов, которыми по праву пользовался, будучи Шеншиным.

    В результате этих обстоятельств четырнадцатилетний Афанасий Фет стал считаться незаконнорожденным ребенком Шеншина Афанасия Неофитовича. И это легло огромным пятном на всю дальнейшую жизнь поэта. Теперь основной его целью стало восстановить свое дворянское достоинство и вернуть утерянные права.

    Обучение в университете и новое знакомство

    В этот же период Фет Афанасий Афанасиевич был послан в Ливонский город Верро, где был принят в немецкую школу-интернат. Без имени, семьи и гражданства мальчик чувствовал свою особую ущемленность. В эти же годы юноша начал открывать в себе поэтический талант, при помощи которого отстранялся от реальности и погружался в мир творчества.

    В 1837 году Фет Афанасий Афанасиевич - по решению Шеншина - был переведен в школу-интернат города Москвы, принадлежащую Михаилу Погодину. А уже в следующем году будущий поэт поступает в университет, чтобы заняться изучением законов и филологии. Там он знакомится с своим однокурсником, и они становятся очень близкими друзьями.

    Вскоре Афанасий даже переехал в дом Аполлона на Малой Полянке, где поселился в маленькой комнатке на верхнем этаже. В дальнейшем многие современники будут отмечать, что своими идеями оказывал немаловажное влияние на творчество молодого Афанасия Фета.

    А. Фет: фото в военной форме, или Для чего нужна служба

    Афанасий учился очень плохо, наука его не интересовала. Из-за этого в университете ему пришлось пробыть даже на два год дольше. Юношу постоянно мучает тоска, она душит его, и спасение он находит только в поэзии. Наконец Афанасий Афанасиевич окончил Московский университет, и дружеские связи, которые появились в эти годы жизни Фета, сыграли значительную роль в судьбе русского лирика. В тот период он познакомился с немецкими философами, возмужал и стал подлинным поэтом.

    В 1840 году выходит в свет первый сборник стихов Фета, который называется "Лирический пантеон". Однако после окончания университета Афанасий Афанасьевич начинает свою карьеру по военной линии. Почему вдруг этот человек стал служить в армии? Дело в том, что определенные чины давали человеку право на личное дворянство. Значительные годы жизни Фета были потрачены на то, чтобы вернуть себе фамилию Шеншин.

    С этим и связаны бесконечные его разъезды по разным областям России и отдаленность Афанасия Афанасьевича от тех мест, где бурлила настоящая литературная жизнь, издавались журналы, обсуждались стихи. И не столь важно, когда родился и умер Фет. Огромное значение имеет то, какая судьба ждала поэта из-за той непонятной истории его появления на свет.

    Поэт или хозяйственник. Человек, прочно стоящий на ногах

    Даже спустя годы Афанасий Афанасьевич занимался творчеством как будто эпизодически. В 1863 году выходит итоговый сборник его стихов, который подводит черту под целым периодом жизни Фета. Потом наступает десятилетие, в течение которого он практически не только не публикует свои произведения, но даже и не пишет их. Это вызвано определенными причинами внешнего характера.

    1960 годы - это время реформ, и Афанасий Фет публикует статьи по сельскому хозяйству, посвященные многим актуальным вопросам. И многие начинают воспринимать поэта прежде всего как хозяйственника. Достаточно вспомнить внешний облик этого человека - кряжистого, сильного, с большой черной бородой, чтобы понять, что неспроста он пишет о хозяйстве. Он действительно был очень умелым и очень прочно стоял на ногах.

    Два направления в российской литературе

    1960-е - это годы, когда литература, и поэзия в частности, посвящает себя общественному служению. Так, например, было в лирике Николая Некрасова - крупнейшего поэта того времени. Ось противостояния Некрасова и Фета заключается в том, что первый представлял гражданскую поэзию, а Афанасий Афанасиевич олицетворял собой поэзию чистого искусства.

    С одной стороны, конкретные цели, актуальность, злободневность, а с другой - нечто очень странное. Какие-то ручейки, соловьи, грезы... Кому это нужно? Так рассуждали очень многие читатели той эпохи. В эти годы Афанасий Афанасиевич подвергается бесконечным нападкам со стороны журналистов. Они пишут многочисленные пародии на поэта. Им не нравится чрезмерная музыкальность и ритмичность его произведений. И действительно, поэзия Фета отличается цельностью и единством. С самого начала он проявил себя как лирик, воспевающий красоту и гармонию мира.

    Особенные мотивы лирики Афанасия Афанасиевича

    Основные характеристики лирики Афанасия Фета - это ассоциативность, неясность и музыкальность. В стихах его представлена не дикая природа, а пространство человеческой жизни. Например, не море, а пруд, не свист ветра, а звуки музыки, не лес, а сад. "Шепот, робкое дыханье, трели соловья…". Не все помнят, когда родился и умер Фет, но многие читатели знают наизусть эти хрестоматийные строки, принадлежащие перу Афанасия Афанасиевича.

    Мир поэзии Фета состоит из образов чистой красоты. Для этих стихотворений не нужны никакие внешние раздражители, какие-либо особые причины или общественные события. И именно эта камерность и позволяла Фету оставаться поэтом в течение десятилетий. И как будто бы не замечать своего старения. Афанасий Афанасиевич родился в 1820 году, а оборвалась жизнь Фета в 1892-м. И необходимо отметить, что именно на последнее десятилетие, на 1880 годы, пришелся абсолютный расцвет его творчества.

    Огромное значение лирики Фета

    Именно в то время, когда Афанасий Фет был хозяином своего замечательного имения в Курской губернии, он пишет наиболее восхитительные свои стихи. Тогда поэт обрел стабильность и счастье в семейной жизни. Фет, фото которого сегодня знакомо даже самому маленькому читателю, стал один за другим выпускать в свет сборники под одним и тем же названием "Вечерние огни". Четыре вышли в свет, пятый был подготовлен к печати.

    Любой человек может увидеть в этих последних стихах всю ту же молодую душу поэта, который не столько погружен в повседневность, сколько склонен за каждой деталью видеть философскую ее глубину. И это неслучайно. Потому что ранние, еще университетские увлечения философией в его зрелые годы вылились в систематические занятия.

    Афанасий Афанасьевич занимает особое место в русской поэзии девятнадцатого века. Без Фета не было бы российских символистов, творчества Александра Блока, Константина Бальмонта и многих других замечательных поэтов. Именно на основе лирических открытий Афанасия Фета возникли целые направления в поэзии двадцатого столетия. В первую очередь символизм. Значение поэзии Фета, таким образом, очень велико.

    1. Краткая биографическая справка.

    2. Основные темы лирики Фета.

    3. Особенности лирики Фета.

    Жизнь и творчество А. А. Фета. В историю литературы Афанасий Афанасиевич вошел под фамилией Фет, однако немало лет его жизни было посвящено борьбе за право носить другую фамилию - Шеншин. Отец будущего поэта, русский дворянин А. Н. Шеншин, во время своего пребывания в Германии познакомился с супругой немецкого чиновника К. Ш. Фет, вместе с которой Шеншин и верйулся на родину. Вскоре родился сын Афанасий (1820), которому Шеншин дал свою фамилию, усыновив мальчика. Но через четырнадцать лет обнаружилось, что в свидетельстве о рождении были допущены ошибки: в результате юный Афанасий потерял право носить дворянскую фамилию Шеншин. Теперь по документам он являлся разночинцем, «иностранцем» Фетом.

    Во время учебы в Московском университете вышла в свет первая книга стихов Фета, которая привлекла внимание читателей. В. Г. Белинский с большой похвалой отзывался о поэтическом мастерстве молодого Фета.

    После окончания университета Фет поступил в провинциальный полк. Это решение молодого человека в немалой степени было связано с надеждой на получение утраченного дворянства, на что давал право низший офицерский чин. Находясь на военной службе, Фет продолжал заниматься поэтическим творчеством. Нужно отметить, что военная служба не оправдала надежд Фета - вожделенного дворянства он так и не получил. Выйдя в отставку, Фет приобрел поместье и занялся хозяйством. Он издал два прозаических цикла, посвященных жизни русской деревни.

    Лишь в 1873 году Фет получил право носить фамилию Шеншин. До конца своей жизни он продолжал заниматься литературной деятельностью. Скончался он в 1892 году в своем имении.

    Основными темами лирики Фета являются красота природы и любовь:

    Нередко эти две темы переплетаются:

    Я пришел к тебе с приветом,

    рассказать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом

    По листам затрепетало…

    … Рассказать, что с той же страстью,

    Как вчера, пришел я снова,

    Что душа все так же счастью

    И тебе служить готова…

    Природа для Фета - это источник постоянного вдохновения и восторга. Поэт показывает нам природу в разное время года, каждое из которых по-своему прекрасно. Даже временное увядание описывается в светлых, жизнеутверждающих тонах:

    Ветер. Кругом все гудит и колышется,

    Листья кружатся у ног.

    Ну, там, вдали неожиданно слышится

    Тонко взывающий рог.

    Картины, которые дает А. А. Фет в своих стихах, очень легко представить, настолько точно поэт подмечает главные признаки погодных изменений того или иного времени года. Однако пейзажная лирика Фета не фотографический снимок, где все застыло раз и навсегда. Поэтические образы в стихотворениях Фета скорее можно сравнить с видеосъемкой, которая позволяет уловить картину окружающего мира в движении. Движение хорошо ощущается во многих стихотворениях поэта: «Задрожали листы, облетая», «Качаясь, движется завеса», «Юркнула в темноту». Поэту интересно любоваться бескрайними просторами полей:

    …И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы.

    или одинокой розой, чудом уцелевшей в саду пос

    ле осенних заморозков:

    Но в дуновении мороза

    Между погибшими одна,

    Лишь ты одна, царица роза,

    Благоуханна и пышна.

    Но в центре внимания поэта оказываются не только рощи, деревья, цветы, поля; поэтический мир Фета, как и реальный мир, населен живыми существами, повадки которых наглядно описывает поэт. Вот проворная рыбка скользит у самой поверхности воды, и ее «голубоватая спина» отливает серебром; в зимний мороз в доме «кот поет, глаза прищуря». Особенно часто в лирике Фета упоминаются птицы: журавли, ласточки, грачи, воробей и просто птичка, укрывшаяся в своем гнезде от непогоды:

    И грохочет громов перекличка,

    И шумящая мгла так черна…

    Только ты, моя милая птичка,

    В теплом гнездышке еле видна.

    Не менее проникновенно, с тонким психологизмом описывает Фет и любовные чувства. Л. Н. Толстой восхищался тем, как мастерски Фет передавал в своем творчестве малейшие оттенки чувств, их зарождение. Например, о стихотворении «Майская ночь» Л. Н. Толстой так писал Фету в письме: «Стихотворение одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить (нельзя; оно живое само и прелестно».

    Нужно отметить, что любовной лирике Фета в зна-чительной мере присуще трагическое восприятие чувства. Вероятно, это связано с личными пережи-? ваниями поэта. Во время своей службы в армии он серьезно увлекся М. Лазич, однако эта девушка была бесприданницей. Мечтающий о прочном достатке и дворянском звании Фет отказался от мысли связать с ней свою судьбу.

    Лирика Фета очень музыкальна - многие его стихи стали известными романсами. Также нужно отметить такую особенность творчества Фета, как отсутствие острых социальных конфликтов, картин бедности и бесправия, к которым нередко обращались многие современники поэта, например, Н. А. Некрасов. Подобная отстраненность от общественных проблем порой пародировалась другими поэтами. Однако ценность лирики Фета от этого не снижается. Бытует мнение, что «поэт в России - больше, чем поэт», но не всем же быть грозными ораторами, зовущими народ на преобразование общества. Пожалуй, в наш техногенный век куда важнее понять, насколько прекрасна и беззащитна окружающая нас природа, и суметь сберечь ее, чтобы и наши потомки могли любоваться сверкающими прудами, сочной зеленой травой, родниками, лесами и полями. ’

    Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния - 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

    Фамилия Фет (точнее, Фёт, нем. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Ивановича Шеншина и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «иностранным подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия - неизвестно). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

    Родился Афанасий Афанасьевич 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки.

    До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро Лифляндский губернии (теперь г. Выру, Эстония), в немецком частном пансионе Крюммера. В 1837 г. его перевезли в Москву, где Афанасий Афанасьевич учится в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Вскоре Фет поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Афанасий Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие его поэтического дара.

    1840 г. — выходит первый сборник его стихотворений “Лирический пантеон”.
    Благословение на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. С 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». “Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет”, — пишет в 1843 году Белинский.

    В 1844 году Афанасий Афанасьевич оканчивает учебу в Московском Университете и в 1845 году, подающий надежды поэт, становится кавалеристом кирасирского полка Военного ордена, так как первый офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 г. Фет перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. В 1858 году вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав Афанасий Афанасьевич, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе.

    1850 г. — в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.

    Тем временем росла его поэтическая слава. Успех вышедшей в 1850 году в Москве втрой книги “Стихотворения А. Фета” открыл ему в Петербурге доступ в кружок “Современника”, где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным. Позднее Афанасий Фет познакомился у с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Кружок “Современника” общими силами выбрал, проредактировал и красиво напечатал новое собрание “Стихотворений А.А. Фета” (Санкт-Петербург, 1856). В 1863 году оно было переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во 2-й вошли переводы Горация и др.

    В 1857 году Афанасий Афанасьевич женился в Париже на Марье Петровне Боткиной, сестре врача С. П. Боткина. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу и в 1858 году поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.

    1860 году Афанасий Афанасьевич купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой ненадолго заезжая в Москву. В течение более десяти лет (1867 — 1877) Фет был мировым судьей и писал в это время в “Русском Вестнике” журнальные статьи о сельских порядках (”Из деревни”), где выказал себя столь убежденным и цепким русским “аграрием”, что вскоре получил от народнической печати кличку “крепостника”. Хозяином Афанасий Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Под конец жизни состояние Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев: “Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию”.

    В 1881 году Шеншин купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Афанасий Афанасьевич с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений “Вечерние огни” (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла (1886), Тибулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888), Проперция (1889), Персия (1889) и Марциала (1891); перевод обеих частей “Фауста” Гете (1882 и 1888); написал мемуары “Ранние годы моей жизни, до 1848 г.” (издание уже посмертное, 1893) и “Мои воспоминания, 1848 — 1889 г.” (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра: «о четвертом корне закона достаточного основания» и «о воле в природе» (1886) и “Мир, как воля и представление” (2-е издание — 1888 г.).

    28 и 29 января 1889 года торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Скончался Афанасий Афанасьевич 21 ноября 1892 года в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

    Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии - любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

    Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в таких стихотворениях, как , “Задрожали листы, облетая…” и др. Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л. Толстого в первую очередь). Поэтизация красот природы — одна из заслуг Фета-лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.

    Другая, не менее значительная заслуга Фета — изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. При этом облики героя и героини лишены у Фета социально-бытовой определенности. Недаром для стиля его любовных стихов так характерен прием, когда портретная или психологическая деталь выступает как часть целого. “Влево бегущий пробор”, “детские слезы”, “нерукотворные черты”, “изгибы близкой души”, “муки души безгрешной”, “образ мгновенный” — признаки героини.