• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    » наша редакция получила огромное количество писем с необыкновенными историями чудес, случавшихся в жизни наших читателей. Спасибо вам за ваши теплые и вдохновляющие истории! Сегодня мы публикуем некоторые из них и, как и обещали, свяжемся с авторами для вручения приятных памятных подарков.

    В детстве на окнах не было ни тюля, ни цветастых длинных штор, а только коротенькие шторки, «задергушки», которые закрывали нижнюю половину окна. Шились они мамой из белого ситца в цветочек, светлые, легкие, нарядные.

    В первые годы нашей семейной жизни не было денег на дорогие шторы, и я купила легкую китайскую ткань. На окнах, как в детстве, появились «задергушки». Только я их повесила не на веревочки, а на тонкую проволоку…

    Дочке было два года, когда произошла эта страшная и удивительная история.

    Затеяла я побелку. Пол обильно смочила водой, диван выдвинула на середину комнаты. Комод задвинула в угол, благо он по мокрым доскам уехал туда легко. Поставила на него ведро с известью и взгромоздилась сама. Дочка шлепала босыми ногами по полу, лазила по дивану - занималась своими делами.

    Помню, увлеклась я побелкой потолка: особенно вредным оказался угол - как ни исхитряюсь, не могу пробелить - кисть новая, пружинит, топорщится.

    И вдруг чувствую сильный толчок в спину. Поперек спины, мягкий - как будто ударили ватным валиком, сильный - даже покачнулась, чтобы не упасть. Обернулась посмотреть, и вижу - дочка моя подобрала проволоку от «задергушек» и метит ею в розетку… Раньше к розетке нельзя было подобраться - диван у стены стоял…

    А пол мокрый, а она босиком… И я НЕ УСПЕВАЮ соскочить с комода!

    Закричала я, вопль из груди вырвался, дочь с перепугу проволоку бросила.

    Не помню, как я рядом оказалась, схватила ее, мокрую, - она умудрилась и платьице о пол измусолить, - прижала к себе, и ревем обе. Она - от испуга, я - еще и от радости, что спасла…

    И только позже, когда она, всхлипывая, притихла на руках, я подумала о мягком ударе в спину.

    Дочери уже двадцать семь, она ждет ребенка, а как будто вчера было…

    В семье моего мужа из поколения в поколение передается икона святителя Николая, написанная примерно в середине XVIII века. В старинном медном окладе, с затейливо украшенным нимбом над головой святителя. Когда мы с мужем поженились, этой иконой на пороге бабушкиного дома встречала нас его мать, моя свекровь. Тогда это показалось мне забавным - абсолютно далекий от веры человек, как-то пафосно-театрально держа перед собой икону, она говорила: «Благословляю вас, дети мои!». Мы так же театрально (как мне тогда казалось) приложились к иконе, чувствуя какую-то внутреннюю неловкость.

    Прошло несколько лет. Случилось так, что мой муж попал в больницу, в то время как я с детьми гостила у родных в другом городе. Оставив детей, я помчалась домой. Чтобы скоротать время в поезде, я взяла с полки первую попавшуюся книгу - «Новые чудеса святителя Николая». Книга мне понравилась, и я поймала себя на мысли, что не успею дочитать ее до конца за время поездки, потом будет не до нее, а жаль.

    Лето, сорокаградусная жара, и без того медленно ползущий провинциальный поезд неожиданно тормозит и останавливается на каком-то глухом переезде. Стоит полчаса, час, два, два с половиной… Пассажиры, высыпав из вагонов, нервничают, ругают машиниста, железную дорогу, губернатора, правительство… Все сильнее капризничают изнывающие от жары дети. А я в это время, страницу за страницей, жадно глотаю повествование о чудесах святителя Николая. Плачу, поражаясь чудесной помощи святого людям в трудных обстоятельствах, читаю акафист святителю, заботливо приведенный авторами в конце книги, опять плачу. Как-то неожиданно в памяти всплывает картина: свекровь на пороге старого дома и взгляд святителя с иконы - строгий и вместе с тем кроткий, добрый. И я опять плачу…

    Тем временем, пассажиры начинают суетливо рассаживаться по вагонам, поезд трогается. Я дочитываю последнюю страницу; со словами «Спасибо тебе, Николушка! Слава Тебе, Господи!», - закрываю книгу, и поезд прибывает на вокзал с трехчасовым опозданием, поздно вечером.

    На следующее утро я мчусь в больницу с той самой иконой святителя Николая, заставляю своего (неверующего и ничего не понимающего) мужа приложиться к иконе и прочитать акафист святителю.

    Через два дня муж был абсолютно здоров. Это было наше маленькое семейное чудо! А еще через несколько дней мы узнали, из-за чего тогда остановился поезд. Машинист, заметив что-то на путях, резко затормозил. Это было самодельное взрывное устройство с тремя килограммами тротила (дело было во время первой чеченской войны, когда по стране прокатилась волна террористических актов). И пока пассажиры ругали правительство и железную дорогу, саперы-спецназовцы тихо обезвреживали страшную находку.

    Когда мы с мужем узнали об этом, мы молились, плакали и благодарили Господа и святителя Николая уже вдвоем…

    Слава Богу за все!

    Хочу рассказать историю, которая произошла с нашей семьей совсем недавно.

    Муж поехал по работе на конференцию в Крым. Тепло, лето, вечером, конечно же, ходил на море. И забыл там рюкзак с кошельком. А в кошельке была приличная сумма - командировочные на него и на коллегу, зарплатные карты. Утром обнаружил, что вещей нет, вспомнил, ринулся искать - нет ничего. Пляж закрытый при отеле, обратился в службу безопасности, но они хоть и искали, сразу сказали, что вероятность хоть что-то найти очень низка.

    Про случившееся муж мне написал только вечером. Я его успокоила, мол, деньги - не самое страшное. Расстроилась немного, конечно, потом вспомнила вычитанный в книге «Несвятые святые» совет: если потерялась какая-то вещь, надо читать Символ Веры и 50 псалом. Ничтоже сумняшеся, я прочла три раза первое, один раз второе и попросила Господа, если будет на то Его воля, утешить моего супруга и вернуть хоть что-нибудь.

    Через час муж пишет, что служба безопасности нашла сотрудника, обнаружившего кошелек. Пропало меньше трети всей суммы.

    Поехала однажды моя мама на дачу. Сумка набралась тяжелая, и мама очень переживала, как доедет. На автобусе до метро, там лестницы и длинный переход, потом еще пешком от метро до автовокзала - есть, от чего переживать.

    Мама справедливо рассудила, что без Божьей помощи не обойтись. Помолилась Николаю Чудотворцу, который, как известно, помогает в пути.

    Села в автобус, едет. И вдруг на очередной остановке автобус глохнет. Водитель после нескольких безуспешных попыток завестись просит пассажиров покинуть салон.

    Мама выволокла сумку, плюхнула ее на скамейку и возроптала. «Господи, - говорит, - я же молилась, я же просила сделать дорогу легче, за что Ты так со мной?».

    Тут к остановке причаливает другой автобус, и мама видит на табличке конечную станцию - автовокзал.

    Конечно, мама, угнездившись со своей сумкой на свободном месте, раскаялась в маловерии и доехала идеально, миновав переходы, лестницы и прочие сложности.

    Да и я сама неоднократно имела радость убедиться в присутствии Божьей помощи. Еду с дачи. Да, дача у нас - источник неиссякаемых трудностей и испытаний. Еду на машине, везу урожай. Держу руль, жму на газ, и так мне себя жалко! Встала ни свет ни заря, метнулась за двести километров, вволю полазила по стремянке, чтобы собрать сливу и яблоки, загрузила машину ящиками и мешками под самую крышу, возвращаюсь в темноте. Сейчас приеду, и мне надо будет перетаскать в квартиру все это изобилие, сложенное в багажнике и салоне. Не впервой, конечно, но именно сегодня стало так грустно!

    И я говорю в отчаянии: «Господи, пошли мне в помощь соседа!». Подъезжаю к дому, паркуюсь, открываю багажник. И тут подходит сосед! И еще двое мужчин. Очень быстро все перетаскали.

    Господь помогает всегда, в делах важных и в мелочах. Когда нам надо вернуть забытую в автобусе сумку, найти пропавшего кота, успеть вовремя, попасть к нужному врачу - всего не перечислить.

    Меня во всех этих чудесах удивляет только одно: почему мы так редко вспоминаем о том, что Бога можно попросить о помощи?

    При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

    Поскольку вы здесь…

    … у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

    Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

    Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

    Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

    7 Comment threads

    0 Thread replies

    0 Followers

    Most reacted comment

    Hottest comment thread

    новые старые популярные

    В дни, когда в России пребывают мощи Николая Чудо­творца (им поклонились уже 2 млн человек), «АиФ» узнал новые подробности о чуде, связанном с иконой святого. Эта история произошла в 1956 г.

    Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца , окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла - игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

    Свистящее дыхание

    В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет , - рассказывает Татьяна Фатеева . - Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов­ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. - Ред.) на дежурст­во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая ».

    В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая , который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», - бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

    Тот самый дом на Чкаловской улице. Фото: АиФ / Мария Позднякова

    «Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром , - продолжает Татьяна Фатеева. - Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?! »

    Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла ): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый ».

    «Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку , - рассказывает “АиФ” прото­иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние” . - В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! »

    Отец Серафим (Звягин), взявший икону из рук Зои. Фото 1955 г. Фото: Фото из книги / «Отец духовный Серафим»

    Рассказ отца Серафима

    На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом ». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять? » А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось... Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель... » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил? » - «Голуби, голуби меня кормили... » Случай с Зоей сильно подейст­вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

    Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин) . Он служил в сельском храме в Костром­ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали ». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно! » Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо? » Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

    «Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ , - рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов . - Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три ».

    Памятник Николаю Чудотворцу - в память о громком чуде 1956 г. Фото: АиФ / Мария Позднякова

    Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.

    Преподобный Серафим Саровский (1754-1833 гг.)

    Радость моя! Стяжи себе мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.

    И з беседы преп. Серафима Саровского с Н.Л. Мотовиловым

    Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) - один из наиболее почитаемых и любимых на Руси святых. Своей подвижнической жизнью он оказал и продолжает оказывать ныне исключительно сильное воздействие на весь христианский мир.

    Еще при его земной жизни “можно сказать без преувеличения, что вся Россия в то время знала и чтила о. Серафима; по крайней мере слух о великом подвижнике ходил повсюду” (“Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря” С.-Петерб., 1908 г., стр. 412). Удивительна и судьба святых мощей этого угодника Божиего: почти на семьдесят лет утерявшихся в “смутные” 20-е годы, а затем как-то удивительно обретенных после описи Казанского собора в Ленинграде, где располагался музей религии и атеизма.

    Впрочем, в своих пророчествах святой Серафим предсказал и это, как и многое другое, касающееся революционных событий в России, сокрушивших привычное течение религиозной жизни, подвергнувших храмы и святые обители разрушению и осквернению, возведя торжество насилия и грубой силы в культ государственного строя, породив всеобщее духовное оскудение, упадок нравственности и культуры.

    С позиции обывателя, быть может, вся жизнь преп. Серафима кажется глубоко трагичной и примечательной лишь в силу тяжких лишений, страданий, сочетающихся с малопонятными периодами самоизоляции и религиозного аскетизма. Однако за всем этим стоит беспримерная внутренняя работа души, битва с темным, невидимым для простого глаза воинством; и как знать, если бы не все те лишения, болезни и беспримерные труды, то и не был бы “выкован, обожжен и закален этот прекрасный сплав святости, не явил себя бы миру прекрасный витязь божественной духовной силы!” Проследуем же по некоторым из известных эпизодов жизнеописания преподобного.

    Еще в детстве маленький Прохор упал с высокой колокольни и лишь каким-то чудом остался жив. В десятилетнем возрасте мальчика постигает тяжелая болезнь, в какое-то время его положение становится, казалось бы, безнадежным. Но вот идет крестный ход, и мать будущего святого, быть может, в последней своей надежде прикладывает больного к иконе Знамения Божией Матери, после чего очень скоро происходит чудесное исцеление. Это чудо едва ли можно назвать случайностью, ибо в дальнейшей судьбе святого Царица Небесная проявит к нему самое деятельное внимание и участие.

    Через два года после поступления в монастырь - вновь тяжкая болезнь, на этот раз длившаяся около 3 лет. Врачи тогда склонялись к диагнозу “водянка”. Все тело Прохора было распухшим, он не мог двигаться и нуждался в постороннем уходе. (Что это было за заболевание с позиции современной медицины, сказать трудно. Может быть, тяжелый нефрит (воспаление почек) или сердечная недостаточность, а может, и тяжелое заболевание печени, ведь “водянка” - это не самостоятельная болезнь, а лишь проявление какого-то заболевания, приведшего к нарушению кровообращения или фильтрации мочи. Тем не менее состояние больного все ухудшалось и, по-видимому, стало критическим. И вот в этот момент больной вдруг категорически отказался от всякой врачебной помощи, целиком полагая себя на волю Божию. Лишь незадолго перед смертью старец открыл истинную причину происшедшего, а случилось в тот день следующее; он увидел вдруг в сиянии необычайного света Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. “Сей нашего рода!” - сказала Небесная Гостья, указав на больного и, положив правую руку на голову страждущему, коснулась жезлом его правого бедра. На утро на этом месте открылась рана, из которой вытекло много жидкости. След от раны остался на всю жизнь.

    Вскоре молодой послушник совершенно выздоровел. И в последующие годы как будто вполне окреп и был настолько силен здоровьем, что смог жить в полном уединении в лесу в строгом посте, занимаясь рубкой дров и другой физической, необходимой для существования, работой.

    Трагическое событие в жизни угодника Божиего произошло в 1804 году. В сентябре, во время рубки дров к нему подошли трое неизвестных, одетых по-крестьянски, и потребовали денег. Услышав ответ: “Я ни от кого ничего не беру”, они, не поверив, зверски изувечили Серафима, который, имея немалую физическую силу и топор под руками, тем не менее решил не оказывать никакого сопротивления, а, напротив, сложил руки крестообразно на груди, заявив: “Делайте, что вам надобно”.

    На седьмой день после того разбойничьего нападения преподобного, который нашел в себе силы добраться до людей, осмотрели врачи. Они нашли его в тяжелом состоянии: “голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами, лицо и руки избиты, выбито несколько зубов”. Можно представить удивление медиков самим фактом живучести старца при таких повреждениях. Кроме того, он отказался от медицинской помощи и на сей раз. Причиной тому было видение во сне Божией Матери. В то время, когда врачи стояли над больным и обсуждали, как же помочь, по их мнению, почти безнадежному в выздоровлении, Пречистая предстала в видении Серафиму и вначале обратилась к врачам: “Чтовытрудитесь?”, а потом, посмотрев на старца, произнесла: “Сей от рода нашего”. Видение исчезло, а к вечеру самочувствие больного, на удивление всем, уже значительно улучшилось.

    Медицина знает немало примеров спонтанных выздоровлений, вопреки прогнозам специалистов, но едва ли это можно соотнести с исцелениями преподобного: слишком много совпадений, слишком мало поводов для недоверия, учитывая свидетельства самого святого, да и кощунственно это...

    Преподобный Серафим приступил к исцелению больных далеко не сразу и, как он сам отмечал, “не по своей воле”, а по милости Божьей Матери, после многолетнего подвига пустынножительства, затвора, духовного совершенствования и обретения смиренномудрия. Это произошло в 1823 году (за 10 лет до кончины старца). Вероятно, первым из исцеленных старцем стал помещик Михаил Мантуров , дворянин Ардатовского уезда, а в будущем ставший христианским подвижником (опять пример исцеления не только телесного, но и духовного, то есть полного). Мантуров, будучи военным, получил тяжелую и, как считали врачи, неизлечимую болезнь ног, ибо “нельзя было остановить раздробление костей, от которого страдали ноги, причем частично кости начали через раны выходить наружу”.

    А вот как описывается в свидетельствах эпизод самого целительства: “Еле смог Мантуров, поддерживаемый своими слугами добраться до сеней кельи, как вдруг сам о. Серафим вышел к нему и мягко спросил больного: “Что, пожаловал посмотреть на убогого Серафима?” Михаил упал к ногам старца и просил его об исцелении. “Веруешь ли ты в Бога?” - три раза спросил его старец и, получив утвердительный ответ, сказал: “Радость моя! Если ты так веруешь, то верь и в то, что верующему все возможно от Бога, а потому веруй, что и тебя исцелит Господь, а я, убогий Серафим, помолюсь”. Старец принес елею и, нагибаясь к сидящему Мантурову, помазал ему раны, говоря: “По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую”. Михаил мгновенно почувствовал облегчение, а вскоре и полностью исцелился. Благодаря старца, он плакал, припадал к ногам святого, целовал их. Но старец поднял исцеленного и сказал: “Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Что ты, батюшка! Это дело единого Бога, который творит волю боящихся Его и молитву их слушает!..”.

    Описанная сцена исцеления весьма показательна с точки зрения характера духовного врачевания истинного целителя и очень трогательна. Никакого насилия, грубости, надменности, гордыни, стремления к наживе. Напротив, обращение к больным со стороны преподобного всегда ласковое, искреннее, сердечное, умиленное: “радость моя”, “батюшка”, “ваше боголюбие”... Но иногда старец мог и гневно обличить пришедшего, строго указать на конкретные прегрешения, которые мгновенно прозревал своим духовным зрением. Характерна обстановка его жилища: “Маленькая келия его освещалась всегда одной только лампадой и возженными у икон свечами. Она не отапливалась никакой печкой, имела два маленьких оконца и была всегда завалена мешками с песком и каменьями, служившими ему вместо постели, обрубок дерева употреблялся вместо стула, и в сенях дубовый гроб, изготовленный его же руками” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). “Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердца других, разливая в них мир и тишину” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). Еще в то далекое время старец с прискорбием отмечает всеобщее падение нравственности и обнищание человеческих душ. “Человека-то, матушки, днем с огнем не найдешь”, - сетовал он в беседе с сестрами Дивеевского монастыря.

    В 1825 году о. Серафим исцеляет старшую из сестер его будущей общины Параскеву Степановну, страдавшую хроническим утомительным кашлем, напоив ее водойизисточника, известного как “богословский”. О. Серафим поведал как-то, что сама Божья Матерь, ударив жезлом, извела из земли этот животворный ключ.

    В 1827 году о. Серафим исцеляет некую Александру , жену дворового человека Лебедева, страдавшую “страшными припадками” (неизвестно, правда, какого характера были эти припадки: истерического или эпилептического). Старец напоил больную Богоявленской водой, дал частицу антидора и три сухарика, сказав следующее: “Каждые сутки принимай по сухарю со святою водою, да сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе землю и сотвори, сколько можешь поклонов”... Вскоре недуг отошел от больной и больше не возвращался.

    Трудно сказать, что в данном случае сыграло решающую роль в исцелении: искренняя вера больной, святая вода или личность самого святого (один из современных медицинских конгрессов обсуждал вопрос о приоритетности лечебного эффекта, связанного с личностью врача или действенностью медикаментов), или та Божественная благодать, которой, без сомнения, был удостоен о. Серафим. Интересно одно из высказываний старца в разговоре с И.Я. Каратаевым, быть может, дающее ответ на наши мудрствования: “как худо и вредно для нас желание исследовать Таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например: как действует благодать Божия через святые иконы, как она исцеляет грешных, подобных нам с тобой... и не только тело их, но и душу, так что и грешники, по вере в находящуюся в них благодать Христову, спасались и достигали царства небесного”. В другой раз старец по поводу способов целительства сказал следующее: “Мы читаем в Писании, что апостолы мазали маслом и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не апостолам?”.

    Немалый интерес представляет целительство преп. Серафима больных холерой. Еще за год до первой эпидемии холеры старец, по свидетельству П.И. Шкариной, говорил: “Грядет гнев Божий на Россию, приближается смертоносная холера. Бодрствуйте и молитесь, да не найдет на вы час смертный”. Во время разразившейся эпидемии старец давал следующие наставления: “Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, мы спасены”. Существует немалое количество свидетельств, касающихся фактов исцеления от холеры больных, прибегнувших к помощи о. Серафима. А ротмистр А.В. Теплов приказал напоить водой из Серафимова родника и раздать священную воду всем крестьянам. Вот отрывок из его собственного сообщения: “В селе я приказал собрать всех крестьян, пригласил священника и по совершении торжественного водоосвящения мы стали раздавать священную воду всем и отвезли часть ея в больницу, где многие были уже при смерти. Все они, по милосердию Божию, выздоровели вскоре, пользуясь исключительно присланною им водою, и никто с тех пор не умирал в моем имении. В особенности удивило нас всех и заставило возблагодарить милосердие Божие выздоровление одной семидесятилетней старухи. Она также заболела холерой и находилась уже в безнадежном состоянии. Но когда сосед ея, крестьянин, налил насильно в рот воды, так как она была в оцепенении, и потом еще вылил на нее из бутылки остальную воду, она впала в бесчувственность, потом через несколько минут выступил на ней обильнейший пот и через час, не более, старуха была вне всякой опасности”.

    Существуют свидетельства исцелений от холеры и через непосредственное воздействие старца, а также через заочное обращение к нему с просьбой помощи и ходатайства пред Богом. Так, лихачевский крестьянин Е.В. (полное имя неизвестно) был исцелен старцем, когда буквально едва-едва смог доползти до келии преподобного.

    Среди многочисленных случаев чудесных исцелений заслуживает внимания факт избавления от парализации симбирского помещика Николая Александровича Мотовилова , ставшего впоследствии “служкой” старца. Описание исцеления, составленное самим Мотовиловым, читатель найдет в приложении к данной главе. Надо сказать, что сохранившиеся записки Н.А. Мотовилова представляют собой исключительную ценность, ибо в них отражены не только фактические данные, но и некоторые пророчества старца, философские рассуждения и излагается концепция истинно христианской жизни, заключающаяся, по мнению о. Серафима, в стяжании (приобретении, накоплении) Святого Духа. “Так в стяжании этого Духа Божиего и состоит истинная цель нашей христианской жизни, а молитва, пост, бдение, милостыня и другие ради Христа делания добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего”. Сам святой своими подвигами и праведной жизнью, безусловно, смог стяжать и поныне отрицаемый материалистической наукой тот “мирен дух”. Современники о. Серафима оставили не только непостижимые свидетельства о прозорливости старца, его целительском даре, но и о каком-то особом внешнем преображении святого, когда от него начинало исходить особое сияние. “Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что и готов подтвердить и присягаю”, - писал Н.А. Мотовилов. Это же сияние исходило и от других подвижников этого удивительного, пока еще не понятого и по достоинству неоцененного нами явления, как святость, освящающая и обожествляющая человека Высшим Солнцем Истины.

    Преп. Серафим обладал и духовным видением, мог воочию видеть представителей духовного мира. Ему был дан дар целительства бесноватых, которых он исцелял крестом и молитвою... Преставился о. Серафим в 1833 году. Срок своей земной кончины он предсказал заранее. В 1903 году Святейший Синод причислил преп. Серафима к лику Святых. Торжественное прославление его происходило в присутствии Государя и Государыни и сопровождалось массовыми исцелениями. Ниже приводится отрывок из очерка известного духовного писателя Е. Поселянина “На небе или на земле”, посвященного этому знаменательному событию.

    “Я вспомнил две сцены, происшедшие перед моими глазами тут 20 июля 1903 года на другой день на торжестве открытия мощей. Это было перед поздней обедней. С правой стороны беспрестанно подходила прикладываться вереница ожидавшего народа. Середина церкви была свободна, охраняемая полицией. Больных подносили именно с этой стороны. С большим трудом подносили к раке бесноватого. Я никогда не видел такого ужасного лица. Обросший густой бородой, с нависшими бровями и густыми усами, человек лет сорока вырывался из рук, ведших его. Невыразимый ужас был на его лице, и он страшно кричал, что не хочет идти, что Серафим его жжет. Нечеловеческие усилия употребили вожатые, чтобы дотащить его до раки и приложить к мощам, и в это мгновение он исцелился. Мне кажется, что тот, кто видел бесноватых, убедился в том, что в них сидит какая-то посторонняя сила, потому что человек исцелившийся становится совершенно другим. Так было и с этим. Лицо его сделалось кротким, озарено каким-то счастливым миром. Много уже лет, оказалось, он не был у причастия, а тут его немедленно отысповедал собравшийся служить архимандрит Владимир, нынешний епископ Омский, и в конце литургии он приобщился.

    Вслед за этим чудом совершилось другое. Несколько человек принесли к раке расслабленного мужчину лет под сорок. Запомнил его имя - Федор Годунков, крестьянин, служивший раньше солдатом в одном из гвардейских кирасирских полков. Руки и ноги у него висели как плети. Его было тяжело перегнуть, и пришлось прикладывать к раке, держа все тело на весу. И когда он приложился и его опустили на помост, где стоит рака, на ноги, он отстранил от себя вожатых и тут же легко пошел. И сколько было таких исцелений! Сколько людей, ожидающих исцеления! Не забуду, как на матрасе принесли женщину поразительной красоты, лет тридцати, с виду богатую мещанку, одетую в хорошее платье с богатым платком. Откинув навзничь голову, она со слезами повторяла: “Преподобный, подыми меня”. И, стоя тут, у этой раки, вы стараетесь почувствовать те токи благодати, которые расходятся отсюда по русской земле, и те молитвы, стоны и слезы, которые обратно стремятся к этому месту... “Сколько молитв заключено в этом тесном пространстве, сколько тут совершилось чудес, сколько возродилось жизней, сколько раздалось слов необыкновенных, пророческих, неизъяснимых”.

    Этими прекрасными словами и завершается эта глава. Пусть же на пути жизни нашей столь великий пример святости и благочестия исполнит и нас надеждой, верой, любовью и непристанным стремлением к Истине!

    МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ

    О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земного жития твоего никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя; се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающая тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

    14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых - преподобный Серафим Саровский (в миру - Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II.

    Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. "РГ" собрала" несколько чудес, связанных с именем старца.

    1 . Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.

    2 . В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать - тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.

    3 . Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский. Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить. "Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: "Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!" Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря: "Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!" И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил: "Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!". Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса.

    4 . Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга - на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела.

    Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.

    5 . После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: "Мам!". Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги - девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.

    6 . Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей:

    У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.

    Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.

    В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.

    И таких примеров - не одна книга.

    7 . Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес. Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек. Около нее оказался старичок в холщовом балахоне. Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил: "Что ты надумала?". Женщина не ответила - поняла, что старичок все знает. Он сказал ей: "Пойдем", и она пошла. Очнулась лишь около дома, рядом никого не было. Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя.

    Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам - в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

    Но еще преподобный Серафим - это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать - целое учение): о благодати. Он учил: христианство - это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель - стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом - и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

    Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

    Учение преподобного Серафима Саровского

    В какой-то степени поучения - это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

    «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

    Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди - это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель - обожение : то есть изменение природы души уже здесь - на земле.

    Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма - «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

    Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше - с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше - на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом - во Христе.

    Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели - стяжание «духа мирного».

    Серафим Саровский: годы жизни - когда он жил

    Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

    Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил - Российская Империя - пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

    Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

    Серафим Саровский: краткая биография

    Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

    Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

    • родился в 1833 году;
    • в 22 года покинул дом и стал иноком,
    • десять лет спустя был пострижен в монахи,
    • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
    • и в 78 лет скончался.

    Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней - которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали - при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники - ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

    Чудеса преподобного Серафима Саровского

    Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

    Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, - рассказывал подвижник, - он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

    Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

    Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом - во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю - это бесы «развлекались». А однажды - во время подвигов в лесу, - на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, - людей, - чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

    Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив - непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым - спасти жизнь.

    Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому - тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое - в детстве, когда Прохору было 9 лет - мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти - когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

    Подвиги преподобного Серафима Саровского

    Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи - когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

    Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу - в нескольких километрах от Саровской обители, либо - в самой обителе, но в затворе.

    Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

    Самый известный его подвиг - это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

    Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни - и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

    Мощи Серафима Саровского: где находятся?

    Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
    Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

    На машине: 450 километров от Москвы.

    При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее - особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

    А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря - оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой - если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

    Дни памяти Серафима Саровского

    Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

    • 1 августа (это день его рождения)
    • 15 января (день смерти).

    Икона Серафима Саровского

    А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

    Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

    Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

    Этот и другие посты читайте в нашей группе во