• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Слово второе о послушании Слово третье о послушании О вере старцу, почитании его и о любви к нему О совести и послушании О совести Главы о послушании Глава шестая О памяти смертной, геенне и суде Глава седьмая О страстях О плотской и невидимой брани демонов Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве О понуждении себя, мужестве и самоотвержении Глава девятая Об осуждении О молчании, празднословии и дерзости Глава десятая О гордости, самоукорении и смирении Из беседы о смирении Глава одиннадцатая О любви и прощении братий Глава двенадцатая Об искушениях Глава тринадцатая О вере, надежде и терпении Глава четырнадцатая О помыслах, мечтании и рассеянии Глава пятнадцатая О трезвении Об умной и сердечной молитве Слово первое. О трезвении и об умной и сердечной молитве Слово второе. О молитве Слово третье. О практике умной молитвы Слово четвертое. О молитве Главы об умной молитве Глава шестнадцатая О созерцании Глава семнадцатая Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении Глава девятнадцатая Об умерших

    В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста . Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам,– говорит отец Ефрем,– вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время – 26 сентября 1947 года, утро,– кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности» .

    И – вот первое чудо – у самого причала скита святой Анны его, никому еще не известного на Святой Горе, уже встречал духовный друг и многолетний сподвижник старца Иосифа отец Арсений .

    Так будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста , человека, еще при жизни ставшего легендой Афона, подвижника, ни в чем не уступающего древним отцам, тайнозрителя дивных Божественных откровений, а главное – выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

    В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со Старцем : «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен» .

    К самому себе старец Иосиф был безмерно требователен: неукоснительное соблюдение молитвенного правила, всенощные бдения, телесные труды, строжайший пост, отказ от медицинской помощи с возложением всего упования единственно на Врача Небесного (только в старости и крайней немощи позволил отец Иосиф доставлять ему необходимую врачебную помощь) – таков был чин его подвига во все время жительства в уделе Божией Матери. К ученикам своим Cтарец в отношении постнического подвига был более снисходительным: он хорошо понимал немощность молодого поколения и полагал необходимым беречь их. Однако в остальном, особенно в том, что касалось послушания и исполнения монашеских обязанностей, он был весьма строг. Строгость не была, впрочем, чертой его характера, его горячей и любящей души: она являлась залогом успеха на том поприще, которое избрали для себя он и его братия. «То, что мы не отдаем Богу, чтобы этим воспользовался Он, тем воспользуется другой. Поэтому и Господь нам дает заповедь возлюбить Его от всей души и сердца, дабы не нашел лукавый места, чтобы поселиться и расположиться в нас» .

    Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

    Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет – столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи,– в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха. Другой известный афонский подвижник, также ученик старца Иосифа, блаженный Ефрем Катунакиот (1912–1998), свидетельствовал о своем младшем тезке, безмерное послушание которого их общему наставнику восхвалял при каждом удобном случае: «Отец Ефрем упокоил Старца и унаследовал его молитву» . «Когда [он.– Ред .] слышал, что отец Ефрем возглавил какой-нибудь монастырь, то говорил: “У него получится, ничто его не остановит, он получил молитву своего Старца”» .

    На опыте братства старца Иосифа очередной раз со всей очевидностью подтвердилась та истина, что величайшим сокровищем Церкви Христовой является вседействующая благодать Святаго Духа и никакими человеческими – «организационными», «административными» – мерами никогда не достигнуть того, что совершает Божественная благодать. И не будет преувеличением сказать, что возрождение Святой Горы, переживавшей в XX столетии не лучшие времена своей истории, стало именно чудом Божиим, плодом молитвы старца Иосифа и его последователей.

    В свое время афонский подвижник старец Кирилл из Нового Скита, сподобившийся дара прозрения, указывая на каливы учеников Иосифа Исихаста , предсказывал: «Из этих калив выйдет много игуменов» .

    И его слово сбылось, каким бы неправдоподобным при взгляде на убогие кельи монахов оно ни казалось. Из их калив действительно вышло семь игуменов (один из них сподобился впоследствии и епископского сана). В своих обителях они насадили тот дух и тот устав иноческой жизни, который был преподан им их блаженным отцом. Их вклад в современную историю Афона трудно переоценить. Наиболее же выдающимся из них стал, как он сам характеризовал себя, «самый младший из братии по телесному и духовному возрасту» отец Ефрем. Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

    А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого . Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей. Впрочем, сказать, что старец совершенно оставил Святую Гору, нельзя: он регулярно приезжает на Афон, и тогда, как свидетельствуют очевидцы, за советом и благословением к нему стекаются иноки со всей Горы.

    Печать благодатного помазания лежит на всем житии и всей деятельности этого исполненного Божественных даров подвижника, блаженного послушника и вдохновенного наставника, смиренного инока и столь успешного миссионера. Нельзя не почувствовать этого и при чтении тех советов и увещаний, из которых составился настоящий сборник. Уста старца, «износящего от благого сокровища сердца» благое слово наставления, стали для прибегающих к нему «источником воды живой» . Смогут они утолить и нашу духовную жажду, разрешить наши недоумения, утешить в скорби, поддержать в унынии, открыть для нас тот путь, устремившись по которому, христианин – монах он или мирянин – может последовать за Христом и достигнуть блаженной вечности и Небесного Царства.

    К русскому читателю

    Благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Единаго Истиннаго Бога, и с честными молитвами и благословениями святого духовного отца моего и старца архимандрита Ефрема, Проигумена Священного монастыря Филофей на Святой Горе – обители нашего покаяния, ныне же современного великого просветителя и проповедника в Соединенных Штатах и Канаде, основателя 18 монастырей, приступаю со страхом и трепетом только для того, чтобы не явиться преслушником, к написанию предисловия к его книге «Отеческие советы», которая будет издана на русском языке, чтобы духовно напитать и напоить многие благочестивые души современной Святой Руси.

    3

    Везде и всегда старец учил, что настоящее и нелицемерное послушание духовному отцу или духовной матери принесет со временем дар умной молитвы Иисуса Христа нашего. И умная молитва во имя Христово – плод послушания и непорочности – возведет ученика на великую умную высоту молитвы сей.

    Также он учил и учит, что без умной молитвы Иисусовой, смирения, покаяния и частого участия в Таинствах человек не может очиститься от всех своих душевно-телесных страстей.

    Как двенадцать блаженных апостолов и учеников Спасителя, быв совершенными послушниками Вечного Учителя душ наших Иисуса Христа, в горнице Пятидесятницы приняли все дары Духа Святаго и стали всемудрыми, так же и добрый послушник – клирик, монах, мирянин – молитвами старца своего может стяжать присно пребывающие богатые дары Святаго Духа.

    4

    Книга «Отеческие советы» моего отца и старца – это квинтэссенция его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Она не является плодом рассудочной деятельности. Блаженный старец мой не учился в больших школах и мирских университетах. Он закончил всего лишь два класса гимназии. Но Дух Святый в превосходной степени обогатил его даром быть прекрасным врачом и целителем всех помыслов и страстей, которые беспрестанно всевает в нас душегубитель диавол.

    Подчеркиваю, что книга, такая, как эта, имеет большое значение, ибо она является плодом богатого опыта, святого и неподдельного, согласного с более чем двухтысячелетним Священным Преданием Православной Церкви. Ибо благодатные духовные книги, написанные из опыта, не только дают знание, но и доставляют обильное просвещение и сердцу и уму. И ум, просветившись Духом Святым, подвигается на непрестанную молитву, подающую благодать и радость, сладость и мир, исцеление от страстей читающему, или, лучше, изучающему такие книги.

    Напоминаю вашей любви, честнейшие отцы и братия наши, подвизающиеся в священном и монашеском чине, а также пламенные борцы-миряне, о двух исключительных и неповторимых в православном мире книгах святых отцов: «Лествице» преподобного Иоанна Синайского, которую он написал в возрасте 70 лет, и «Словах подвижнических» аввы

    Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Святой Горе Афон, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).

    — Священство в монашестве не является почестью. Это вид служения, так же, как и должность игумена. В монашестве не существует различий и разграничений между игуменом и последним послушником, но равенство. Для того, чтобы стать монахом, человек должен этого сильно желать и просить об этом у Бога. В то время как для достижения священства прилагать свою волю нельзя.

    — Должен ли монах стремиться к священству? А бегать от рукоположения?

    — Настойчивые притязания и выпрашивание послушником рукоположения у Старца (духовного отца братии и кандидата в священство – ред.) составляют препятствие для хиротонии. Безусловно, монах может почитать священство, но он не должен об этом просить и давить на геронду, чтобы стать иереем. Старец решает, какой монах и когда может быть рукоположен. Это высокое служение никогда не должно быть приобретаемо «по своей воле».

    — Если монах на протяжении многих лет не становится священником, считается ли, что он неудачник?

    — Естественно, он не неудачник. Цель монаха в его личном освящении и обόжении. В этом направлении должны быть сориентированы все его силы и действия, все его желание и воля. Он должен познать, полюбить Бога и соединиться с Ним насколько это возможно. В этом заключается успех монаха – в опытном переживании своего освящения, а не в стяжании почестей, пусть даже и церковных.

    — Какие существуют предусловия для принятия сана монахом?

    — Кроме канонических препятствий для принятия священства, которых у него, конечно же, быть не должно, он не должен прилагать своей воли для получения сана. Старец решает, кто из монахов пригоден для принятия священства. И не отсутствие канонических препятствий при этом является важнейшим критерием для решения геронды, но то, насколько монах способен на это служение. Выбирает старец тех, кто до законоположного священства успел стяжать благодатное. Тех, которые обладают чистотой и непорочностью не только телесной, но и душевной, которые могут стать посредниками между Богом и людьми, которые любят ближнего и жертвуют собой ради него, которые молятся о спасении мира.

    — Все ли священники на Святой Горе являются духовниками? Если нет, то почему?

    — Не все иеромонахи на Афоне – духовники. Чтобы стать духовником, иеромонах должен приобрести соответствующий опыт. Должен иметь дар рассуждения духов. Он должен уметь различать какие помыслы происходят от Бога, какие от диавола, а какие от самого человека.

    — Может ли не священник давать духовные советы?

    — Конечно же, монах, обладающий духовным опытом, может давать советы. Кроме того, многие великие Отцы нашей Церкви были простыми монахами и совершили большое пастырское дело, такие как прп. Антоний Великий, прп. Пахомий Великий, прп. Максим Исповедник, прп. Афанасий Афонский, современные нам Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и многие другие.

    — А может ли давать советы священник, не имеющий духовного опыта?

    — Если священник занимается самопознанием и осознает, что ему не хватает соответствующего опыта, добро будет, чтобы не советовал. Если же хочет посоветовать, добро будет, чтобы не настаивал на собственном мнении и предоставил исповедующемуся возможность взять совет у более рассудительных духовников и старцев.

    — Что сложнее – быть простым монахом или иеромонахом?

    — На Святой Горе известен один афоризм, родившийся из опыта Отцов. «Лучше монах, да в раю, чем в епитрахили, да в аду».

    — Как рукополагают священников на Афоне?

    — Когда старец выберет монаха для рукоположения, он объявляет об этом на Духовном Соборе Обители (Совете старцев), который утверждает выбор. Затем решение сообщается выбранному монаху, которому необходимо послушаться. В некоторых случаях, однако, монах может отказаться от тяжести священства, и этот благословенный отказ может быть принят старцем. Из «Отечника» нам известны случаи, когда отцы, для того, чтобы не рукополагаться, отрезали себе нос, ухо или просто сбегали и прятались. Помню, как примерно тридцать лет назад, когда Старец (имеется в виду старец Иосиф Ватопедский, духовный отец и учитель игумена Ефрема – ред.) сказал, что мне предстоит стать священником, я поначалу вознегодовал, испугался тяжести служения. Но Геронда поведал мне аналогичный случай со святителем Василием Великим. Во время посещения одного общежительного монастыря Василий Великий спросил Старца той Обители: «Есть ли у тебя кто из спасающихся?». Рассудительный геронда понял вопрос святителя и привел к нему послушника. Василий Великий попросил его подать воды умыться. Затем святитель сказал послушнику сесть и сам подал ему воды, чтобы умылся монах. Послушник, умертвивший себя всякому личному желанию, не выказал возражения и на это повеление святителя Василия. Тогда Василий Великий попросил старца обители отдать ему этого монаха, чтобы рукоположить его и сделать протосингелом (первым лицом в митрополии после архиерея – ред.) в своей митрополии, за его совершенное послушание.

    — Епископ приезжает на Афон для рукоположения, или ставленник едет к епископу?

    — Монастырь приглашает епископа прибыть на Святую Гору и совершить хиротонию.

    — Существует ли на Афоне особая ставленническая исповедь?

    — Особых исповедей не происходит, поскольку монах, избранный для принятия сана и его старец знают друг друга уже достаточно времени, и эта связь их объединяет. Кроме того, когда кто-то приходит стать монахом, ему необходимо совершить общую, подробную исповедь старцу и тогда он причисляется к братии. Стало быть, такая особая исповедь уже произошла и связь между послушником и герондой развилась. Также существует так называемое письменное свидетельство, которое старец должен предоставить об избранном монахе.

    — Существуют ли какие-нибудь святогорские традиции, связанные с хиротонией? Например, в России новопоставленный священник 40 дней подряд служит литургию.

    — Да, такая традиция существует и на Святой Горе, что каждый ново-рукоположенный иеромонах должен отслужить 40 литургий.

    Старец Иосиф Ватопедский о священстве:

    «Священство есть таинство, посланничество, сверхъестественное служение, небесная «повинность», «носитель» откровения и средство связи преходящего и падшего земного мира с Богом. Имея людей своими служителями и само служа людям, оно, тем не менее, имеет небесное происхождение. Оно действует на земле и поэтому его облик выглядит земным и смиренным, однако результаты его восходят на небеса. Священство по своей высоте есть дело ангельское и больше подходило бы ангелам, если бы непостижимое домостроительство Божие не предназначило людям быть его служителями. Одним словом, священство есть служение Благодати, посредством которой Бог Творец через Свои нетварные энергии передает Себя Своим созданиям и делает их соучастниками Своей жизни. Будучи таковым, священство не входит в число придуманных людьми профессий. Господь определил так, чтобы через священство пришло к своему окончательному завершению Его спасительное домостроительство, чтобы возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1:10).» (из книги «Слова утешения. Беседы о духовной жизни и монашестве»)

    Подготовил Кирилл Миловидов
    Журнал «Нескучный сад»

    Просмотрено (214) раз

    - Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, дорогая матушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы знаете, в этот раз мы приехали со святым Поясом Божией Матери. Это святыня особенная, с духовной точки зрения - драгоценная. Промыслом Божией Матери мы привезли святыню и в этот город, чтобы освятить его, и, конечно, ради живущих здесь монахов. Мы знаем, насколько угодна Божией Матери жизнь монахов и вообще существование монастырей. Из истории Церкви известно много случаев, когда Богородица являлась непорочным, чистым душам и говорила: там-то находится Моя икона, возьмите ее и устройте там монастырь. А Святая Гора, единственное действующее монашеское государство, вся посвящена Ей. Пресвятая Дева - Покровительница Афона. Она Сама велела святому Петру Афонскому идти жить на Святую Гору и сказала, что он и его сподвижники будут под Ее непосредственным Покровом: «Я Сама, - сказала Богородица, - буду вашей Покровительницей, Целительницей и Питательницей». Явившись преподобному Афанасию Афонскому, Она сказала то же самое, что и преподобному Петру, добавив: «Я буду вашей Экономиссой и позабочусь обо всем для вас, а от вас хочу только одного - соблюдения ваших монашеских обетов». И по сей день мы, святогорцы, наслаждаемся Ее покровительством и особенным заступничеством.

    И поэтому, дорогие мои, то, что мы с вами пришли к монашеству, - это большое благословение. Блаженнопочивший наш старец Иосиф Ватопедский очень часто говорил нам: «Нет большего благословения для человека, чем то, когда Бог призовет его к монашескому жительству. И пусть монах никогда, ни на секунду не забывает, что его призвал Сам Бог». Когда мы вспоминаем, как ушли из мира, что сопровождало нас при этом, то видим, что над нами была благодать Божия, это она совершила наше отречение от мира, она привела в монастырь. Здесь мы непременно должны во всей полноте исполнять три добродетели: нестяжания, послушания и целомудрия. Эти добродетели вводят нас в духовную жизнь, укореняют в ней и помогают достичь полноты возраста Христова.

    Монашество - это путь совершенства, и потому мы, монашествующие, призваны стяжать полноту благодати. Недавно пришел ко мне один монах и говорит: «Знаете, у меня нет времени читать». Я ему говорю: «Чадо, монастырь - это не место чтения. Ты пришел в обитель не читать, и даже не молиться. Ты пришел, чтобы отречься от себя и подчинить себя духовному руководителю. Если ты полностью предашь себя в послушание игумену и не будешь пытаться устроиться в этой жизни поудобнее, то в точности соблюдешь заповедь Христа. Он никогда не говорил случайно, а всегда - безошибочно, и Он сказал нам, монахам: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет».

    Не отрекается от себя тот, кто в обители исполняет свои хотения, свои мечты. У монаха вообще нет мечтаний, нет устремлений, нет планов. Он приходит, как осужденный на смерть, поднимает руки и говорит игумену: «Делай со мной что хочешь». Тем самым он исполняет другое слово Христа: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю». И если монах поймет смысл этих слов и положит их в основу своей жизни, то у него будет правильное представление о подвиге, и все его проблемы решатся. Он становится органом Промысла Божия и в полноте подражает Господу нашему Иисусу Христу, Который, хотя и был безгрешным, но пришел и как бы встал в один ряд с нами, кающимися, как будто тоже требующий покаяния. Христос не просто дал нам с Небес какие-то отдельные заповеди, которые мы должны соблюдать, но Он Сам сошел к нам и показал это на деле, на практике. И что Он нам совершенно ясно сказал? «Аз приидох, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца». Блаженный наш старец Иосиф на беседах говорил нам: «Как вы думаете, братья, если бы Христос исполнял Свою волю, разве это было бы греховно? Однако же Он этого не делал, чтобы быть Тем, Кто сначала сотворил, а потом научил». Воля, желание человека - это медная стена. Не глиняная, не каменная, не цементная, а медная, отделяющая человека от Бога. И блажен тот монах, который слушается. Послушание - это не дисциплина, это нечто другое, послушание - это когда ты отдаешь свое сердце. Монашеское жительство полностью Христоцентрично. Поэтому старец не пользуется послушанием своих чад для личных целей, его задача - убедить монаха, чтобы он подчинил свою волю воле Божией.

    Если у вас есть вопросы, задавайте, а я, если смогу, отвечу.

    Как вовремя замечать появление греховного помысла и отсекать приражающиеся страстные помыслы еще на уровне прилога?

    Не занимайтесь много помыслами, к ним надо относиться с пренебрежением. Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» - «Это моя исповедь», отвечает. «Ну давай, - говорю, - буду читать твою тетрадь». Представляете, 30 страниц помыслов! Я ему говорю: «Ты что думаешь, надо исповедовать все помыслы, которые приходят тебе в голову? Ты так в психиатрическую больницу скоро попадешь!». Он записывал даже те помыслы, которые приходили ему во время службы. Я сказал этому брату: «Приходящие помыслы ничего не значат». Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не значит, абсолютно ничего! Забудьте это! Надо исповедовать только те помыслы, которые долго не отходят, остаются в уме на протяжении дней или недель, а вообще помыслы - это мыльные пузыри.

    Расскажу вам еще один случай из жизни. Один молодой человек, воцерковленный, поддался чревоугодию: захотел в среду съесть шашлык и пошел его купить. Приходит, а продавец говорит: «Прости, но я вот только что продал последний». Этот юноша потом приходит ко мне и рассказывает: «Так и так, я бы съел шашлык!». А я ему: «Но ты ведь не съел? И все! Ты поддался помыслу, но не согрешил на деле». У нас ведь как? Сначала помысел, потом он переходит в слово, а потом идет к делу. Но совершенным грех считается тогда, когда он происходит на деле. Поэтому будьте внимательны и не занимайтесь особенно помыслами, презирайте их. «Помышления бо смертных боязливы» (Прем. 9, 14), дословно - «помыслы трусливы».

    Отец Ефрем, как Вы думаете, на что сейчас надо обратить особое внимание монашествующим в России, чтобы наши обители укреплялись и процветали?

    Нужно обращать внимание на послушание. Монах должен слушаться и не иметь пристрастий; особенно это к женщинам относится. У меня есть один женский монастырь, и когда я туда приезжаю, то начинается: «Геронда, помолитесь за мою тетю, за моего племянника, за соседа племянника. Геронда, помолитесь за моего брата, за знакомую моей сестры». Не надо заниматься нуждами тетей, племянников и их соседей. Обратите на это внимание, потому что женщинам особенно трудно дается добродетель странничества, у них бывает очень большая привязанность к родственникам. Они начинают усердно молиться за них, но под прикрытием молитвы за близких сердцем опять прилепляются к ним. А послушание говорит нам всецело предаться Христу. Кто, говорит Он, не отречется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником . Это слова Христа, Который был милостивым, Который был Учителем милосердия! Но вы помните, как один человек сказал Ему после того, как Спаситель позвал Его за собой: «Позволь мне пойти похоронить моего отца»? Он ведь не лгал ему, он бы так и сделал. Но Христос говорит: «Нет, оставь мертвых погребать своих мертвецов. Ты иди за Мной». Почему, как вы думаете? Потому что этот ум человека призван к освящению. И в сравнении с освящением, святостью все прочее становится ничтожным, ничем. Или, к примеру, многие пишут своим родственникам-монахам письма. Меня братья спрашивают: «Геронда, ответить на письмо?». - «Нет, - говорю я, - не нужно отвечать. Ты молись за них, и это будет самым большим твоим приношением».

    Как сочетать сложную и ответственную должность в монастыре, связанную с хозяйством, с заповедью не заботиться о завтрашнем дне?

    Тот, кто заботится о делах, находясь при этом в послушании - у того «беззаботная забота». Святой Силуан Афонский, ваш соотечественник, был экономом даже не монахов, а мирских рабочих. И при этом он был великим безмолвником, настоящим исихастом. Обратите на это все свое внимание! Вы помните, он в своих воспоминаниях сам признается: «Игумен сказал мне быть экономом рабочих, и я внутренне воспротивился: «Ох, отче, что вы на меня возлагаете»…». Он только внутренне не сразу принял, не оказал немедленного послушания, хотя пошел и стал исполнять это дело. Однако степень его духовного преуспеяния не давала ему права воспротивиться даже так, внутренне. И он сам признается, что за это сопротивление игумену ему как епитимия была на всю жизнь дана головная боль. Так что будьте очень осторожны. Смотрите, как Христос таинственно, неким удивительным образом со Своей собственной волей отождествил волю, так скажем, законодательного органа, то есть настоятеля. Что Он говорит? «Кто слушает вас, Меня слушает, а кто отвергает вас, Меня Самого отвергает». Поэтому и еще одни великий святой нашего времени, старец Порфирий Кавсокаливит, подчеркивал значение радостного послушания.

    Как совместить покаяние и духовную радость, сокрушение и внутренний мир? И то и другое необходимо, но по видимости они противоречат друг другу.

    Насколько глубоко человек кается и имеет тот внутренний плач, что заповедан Христом, настолько одновременно чувствует, что этот плач становится радостотворным. Не размышляйте о предметах духовных при помощи чувств, сентиментальности. Кто-то плачет из-за того, что у него психологическая проблема, другой плачет из-за сентиментальности, а третий плачет по духовным причинам. И этот третий, он-то как раз всегда радостен. К сожалению, мы не отозвались достойно на призыв Божий - о себе говорю - и не соответствуем благодати и долготерпению Божию о нас. Но мы знали святых старцев, наших современников, которые сострадали людям и с большой болью сердца молились обо всех. И они всегда были мирными, радостными, легкими в общении. Это - чудо духовного человека.

    - Как Вы думаете, возможны ли для современного монашества добродетели древних отцов?

    Во все времена и монашество, и человек - одни и те же. Конечно, к сожалению, у людей XXI века нет такой выдержки и таких сил, какие были у древних. Но если человек хочет, он может подвизаться по мере своих сил и может опытно переживать ту же благодать, что и древние отцы.

    - Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?

    Чтобы помочь нам это различить, есть духовный руководитель. Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла одна монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел эту монахиню, он тут же понял, в чем дело. И в то время, как она еще даже не начала говорить, он сказал ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой». Так что подвиг покаяния должен направлять духовный руководитель, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно». Конечно, когда он духовно созрел, у него уже не было с этим деланием трудностей.

    Именно потому, что за духовным состоянием монахов надо наблюдать, святые отцы предписали, чтобы духовный отец, настоятель, всегда находился в монастыре. Конечно, он может изредка отлучаться на несколько дней, но вообще он постоянно находится с братиями. У нас миряне, к примеру, видятся с духовником раз в два-три месяца, более благоговейные - раз в месяц, но для них не установлено постоянного общения с духовным отцом. А для монахов святые отцы это установили, потому что монахи идут как бы по тонкой бечевке, и им все время нужна помощь.

    Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?

    Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, он отвергается, а память смертная во Христе оказывается победой над смертью.

    К нам в монастырь однажды приехала группа паломников, и после повечерия я немного побеседовал с ними. Не знаю почему, но я стал говорить с ними о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне потом говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы начали говорить о таких грустных вещах». Я сначала не понял, что случилось. А он: «Что, не найти было другой темы поговорить? Зачем говорить о смерти?». И все время стучал по деревянному креслу, - это такая примета, чтоб его не сглазили. Но память смертная о Христе не в уныние человека повергает, а наполняет его радостью. Ведь во Христе мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, есть предвестники вечной жизни. Почему? Потому что уже сейчас в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Помните, что говорит авва Исаия? «Вспоминай о Царстве Божием, и оно мало-помалу привлечет тебя». Поэтому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь говорит, что это Царство - внутри нас.

    - Как исполнить заповедь апостола: «Всегда радуйтесь» и стяжать истинную духовную радость?

    Когда монах постепенно приобретет постоянное общение с Богом, то плодом этого общения будет радость. Настоящая радость - это не психологическое, а духовное состояние. Святитель Нектарий, великий современный святой, в одном письме очень хорошо говорит: тот, кто ищет источников радости не внутри себя, тот заблуждается, находится в прелести. К примеру, какой-то человек, которого мы любим, приезжает из-за границы в нашу обитель. И естественно, мы радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его присутствию, столько огорчимся, когда он уедет. Можно развить эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь по его смерти превратится в боль. Поэтому человек не должен абсолютизировать те радости, что находятся вне его самого. Источник радости - у него в сердце, это непрестанное присутствие благодати. И поэтому человек Божий и при радостных, и при печальных событиях всегда остается мирным и спокойным.

    - Как сочетать заповедь о любви к ближним с обязанностью быть собранным и молчаливым?

    Здесь тоже нужно рассуждение, потому что мы нередко впадаем в крайности. К примеру, у одного нашего брата в монастыре был не очень хороший голос. Я ему говорю: «Знаешь, чадо, ты не пой в соборе, а пой в наших маленьких храмах, с тремя-четырьмя другими отцами». И вот он пришел петь, их было четверо, но тут приходит повар и становится пятым. Тут брат перестал петь и говорит повару: «Или ты, или я». Тот удивился: «Почему?». Брат отвечает: «Старец благословил мне петь только тогда, когда в хоре до четырех человек». Что я хочу сказать? Заповеди духовного отца мы должны понимать правильно. Надо знать, когда говорить и когда молчать. Ведь молчание бывает и от эгоизма, и от неврастении, а бывает молчание духовное. Я как-то попросил своих монахов: «Не говорите во время службы». И вот один брат подошел на службе к другому и спрашивает его о чем-то по делу, о кухне, а тот вместо ответа показывает жестом, что нельзя говорить (палец приложил к губам). Это тоже не послушание. Он был обязан ответить, потому что была необходимость. Но когда монах любит молчание, Бог даст ему возможность и время молчать.

    Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга

    Архимандрит ЕФРЕМ:

    Я приехал по благословению Владыки в Екатеринбургскую епархию и рад посетить ваш монастырь, приветствовать отца Авраама, матушку Домнику. Я всегда с радостью бываю в монастырях, потому что монашество - это нервы Церкви, монашество - это сила Церкви, монашество - это слава Церкви… И поэтому, как говорил преподобный Иустин (Попович), если хочешь понять, любит ли человек Православие, - узнай, любит ли он монашество.

    Великое благословение, сестры, что Бог нас призвал в монашеское житие. И наш блаженный старец Иосиф Ватопедский говорил даже, что нас повлекла за собой, притянула благодать, то есть мы привлечены благодатью в благословенное ангельское монашеское житие, и ссылался на цитату из Евангелия, на слова Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». И если человек почувствовал эту тягу к ангельскому житию, то самое лучшее, что он может сделать, - это покориться во всем Божественной благодати.

    Жизнь наша - святая, но очень многие претыкались на этом пути, потому что дьявол очень сильно борет монахов. Мы здесь должны стать из грешников праведниками. И это путь не короткий и не легкий, потому что монах - это человек, который пришел из мира, и у него есть остатки нерадения и греха. По этой причине послушание - то, без чего нельзя обойтись в монашестве. Старец Иосиф Исихаст, который для нас сокровище и наша хвала, хотя и был совершенным безмолвником, но делал большой акцент на послушании. Потому что послушание - тот фундамент, на котором монах строит свое обожение. Поэтому молюсь, чтобы вы следовали истинному святоотеческому Преданию, и в таком случае ваш монастырь может стать маяком для всей Церкви, чтобы те, которые посещают вашу обитель, уходили отсюда изменившимися к лучшему.

    У вас немало сестер, и это - благословение Божие. Как было бы прекрасно, если бы монахини преуспевали в смирении и послушании. Монах - это настоящий человек, который живет истинной жизнью.

    И я от нашей Ватопедской обители хочу преподнести вашему монастырю дискос как символ того, что нас объединяет жизнь во Христе.

    Если у вас есть вопросы, я с радостью постараюсь на них ответить.

    Как научиться молиться

    Вопрос: Я читала Ваши беседы, и Вы говорили о том, что Святая Гора - это не просто место, но образ мысли, и я хотела бы попросить Вас объяснить, что это значит, чем отличается именно святогорский образ мышления, образ жизни?

    Ответ: Конечно, и место имеет значение для монахов, поэтому отцы отдалялись от мира и находили безмолвные, тихие места, чтобы всецело посвятить себя Богу. Но все-таки место остается второстепенным фактором. Первое, на что мы, монахи, должны обращать внимание - это образ жизни. Мы должны всегда жить по Преданию святых отцов и не придумывать сами чего-то нового. Хочу сказать, что главное - найти человека, который передал бы вам из первых рук святоотеческую традицию и научил бы вас духовной жизни. И поэтому много игуменов и игумений из России связались с греческими монахами, и это приносит им духовную пользу. Одному игумену, греку, который только читал святых отцов, я сказал, что, читая святых отцов, очень хорошо делаешь, но ты поступаешь как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение духовных людей. У Святой Горы есть одно большое преимущество как у единственного действующего монашеского государства: Святая Гора ни на минуту не прекращала своего существования. Это очень важно.

    В.: Геронда, старец Иосиф Исихаст сразу обучал Иисусовой молитве или сначала другим каким-то добродетелям?

    О.: В первую очередь он учил монахов послушанию и потом молитве. Сестры должны хорошо понять, что православное монашество не йога, сперва человек должен умертвить греховные свои желания, и затем молитва рождается сама - молитва как дар Божий, как говорится в Священном Писании: «Господь дает молитву молящемуся». То есть мы-то трудимся, сколько можем, но Бог дает молитву как дар, это не результат только наших трудов.

    В.: Сколько времени отводится в Вашем монастыре на послушания?

    О.: Приблизительно четыре часа в день. В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, сразу идем в трапезную, где-то с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом сразу повечерие. Часто, особенно летом, после трапезы бывают общие работы. Например, вся братия идет на кухню рыбу чистить - у нас есть рыбаки, которые ловят для нас рыбу. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное - например, садовники идут поливать огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть где-то в девять часов вечера, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи - у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре - служба. Конечно, монахи могут отдыхать и днем.

    Дверь не открывается? Не взламывайте ее

    В.: Сестры нашего монастыря довольно хорошо знают биографию старца Иосифа Исихаста, но гораздо меньше нам известно о старце Иосифе Младшем. Не могли бы Вы рассказать о нем кратко.

    О.: Старец с шестнадцати лет был в монашестве. Такую деталь рассказывал, кстати: когда ему было 16 лет, посмотрел он один фильм и увидел, как там убивают людей. Тогда он подумал: как же легко человека убить и уйти из жизни. И так без наставника пришло к нему желание позаботиться о своей душе больше, чем о своем теле. Он ушел в монастырь на Кипре, и там постригли его в рясофор, назвали Софронием. Но, к сожалению, тогда был период, когда Кипрская Церковь переменила календарь на новый стиль. Монастырь разделился, так что даже служили две службы: по новому стилю и по старому, разделились братия, и старостильники с новостильниками не здоровались - понимаете, какая в нем была атмосфера... В то время жил там один старец - человек Божий, иеромонах Киприан. Этот старец однажды сказал ему: «Подойди ко мне. У тебя есть будущее в духовной жизни, есть тебе мое благословение поехать на Святую Гору». И так он пришел на Святую Гору. Кстати, когда он ехал на Святую Гору, то приехал в Афины. И когда он с несколькими монахами был на пристани, им сказали, что скоро отправляется корабль в Салоники. А там, где они должны были проходить контроль, главный проверяющий был коммунист, он монахов обругал, всячески обозвал их, что-то еще из своей идеологии высказал и не пустил на корабль. Его стали просить, но он их не пустил и выругал еще больше. Других людей, мирян, он пропускал спокойно, даже без паспорта. Братия, которые были со старцем, стали негодовать и хотели пожаловаться начальнику пристани, но старец говорил им: «Нет, никуда не пойдем, мы дважды пытались и ничего не вышло, каждое препятствие нам во благо». Они настаивали, но старец им не уступил. Если бы они пожаловались, то их, конечно, посадили бы на борт, потому что они были правы. Так корабль отплыл, но по дороге он потонул, никто не выжил. Это нам часто напоминал старец и говорил: «Когда стараетесь открыть какую-то дверь, если она не открывается, не взламывайте ее, а то пожалеете». И еще говорил, что часто даже за страстями людей для нас непонятным образом скрывается Промысл Божий.

    На Святой Горе старец не мог сначала найти единодушных братьев и духовного наставника и очень молился, чтобы Господь послал ему старца. И когда наш старец встретился с великим старцем Иосифом Исихастом, то сразу понял: «Вот кого я искал». И просил оставить его в скиту Малой Анны. Старец Иосиф Исихаст ответил, что он никого без молитвы, без извещения свыше не оставляет. Помолимся, говорит, если Бог пожелает, то мы тебя оставим. «Когда мне подойти, чтобы узнать?» - «Давай через неделю». И, в конце концов, его приняли. Наш старец говорил, что самое великое благословение в его жизни, что он нашел этого великого старца и жил с ним. Старец Иосиф Исихаст учил их сперва послушанию, потом Иисусовой молитве и особенно обращал внимание на самоукорение и плач как духовное состояние.

    В.: Святые отцы говорят, что в монастыре между насельниками должно быть такое единство, как между членами одного тела. Но в то же время монахам заповедуется быть странниками, ни к чему на земле сердцем не прилепляться. Как возможно это сочетать?

    О.: И странничество, и воздержание, и молчание - все это очень хорошо, но монах должен сам понять и своим сердцем искать эти добродетели. Видите ли, послушание и в армии есть (дисциплина, лучше сказать), и все слушаются. Внешне-то слушаются, но внутри могут и грубыми словами ругать лейтенанта, который приказывает. Но в монастыре не дисциплина, а послушание - это очень отличается.

    К нам пришел один келиот, монах. И сказал, что начальник их келии хочет, чтобы братья не говорили между собой, а молились. Монах говорил: «Я просто не умею много молчать». И он был прав, потому что мера в этом зависит от того, какие силы, вера, добродетели есть у каждого человека. Духовнику на Исповеди никогда не предписывается накладывать епитимью из-за того, что кто-то не видит нетварного света, не обожился, и так далее. Он наложит епитимью, если ему исповедуют какой-то серьезный грех. У каждого своя мера. Мы должны просто стараться постоянно стяжевать благодать Божию.

    Странничество означает, что чем больше мы отстраняемся, отдаляемся от мира, тем большую дружбу завязываем с Богом. И чем ближе мы становимся к Богу, тем больше приобретаем дух единства и между собой. Монах должен очень внимательно относиться к сентиментальности и к душевным отношениям. Вы здесь не подруги, вы здесь сестры. Одно дело - подруга, другое - сестра. И игумению мы слушаемся не потому, что любим ее по-человечески, а потому что игумения - «законодательный орган» благодати, и, угождая ей, мы угождаем Богу. Наша жизнь должна быть абсолютно Христоцентричной, не антропоцентричной.

    Как узнать свою меру подвига?

    В.: В наше время много говорят о немощи современного человека, о том, что он не может подвизаться так, как древние отцы. И вот, с одной стороны, человек старается себя беречь, то есть подвизаться по силам, но, с другой стороны, есть опасность впасть в другую крайность - саможаление. Как узнать свою меру подвига?

    О.: Как святые отцы сказали, и недостаток, и избыток - от дьявола. Во-первых, каждый должен понять, какие у него физические, душевные силы, какие у него умственные способности. Сегодня встретил одного мальчика, у которого больная нервная система. Почему так случилось? Он хотел стать круглым отличником, понуждал себя учиться только на пятерки, и, в конце концов, произошло нарушение в его нервной системе. Поэтому правильно осведомляйте своих духовных руководителей о своем состоянии, чтобы они давали вам правильные указания в духовной жизни.

    Ко всему надо подходить с рассуждением. Одного брата послал привратник монастыря, чтобы он принес мешок муки братьям в пекарню. Но мешок был очень тяжелый. Брат говорит: «Чтобы не преслушаться, отнесу». Другой брат ему говорит: «Если не можешь, скажи отцу игумену, что не можешь». - «Это же преслушание, как не взять». - «Нет, это не преслушание». И, к счастью, тот, другой брат позвонил мне и сказал: «Если он этот мешок сейчас поднимет, у него сразу будет грыжа». И, к счастью, не позволил ему это сделать, а то потом нужно было бы оказывать медицинскую помощь. У этого монаха была ревность не по разуму, как мы говорим, благоговение с неполадкой.

    В.: Посоветуйте, пожалуйста, как бороться с рассеянностью при молитве.

    О.: Все рассеиваемся. Ум - это бродяга. Будьте особенно осторожны, иногда неопытные новоначальные пытаются сверх сил понуждать себя к чистой нерассеянной молитве. Понуждают, понуждают, и потом уже не могут больше вынести и совсем оставляют молитву. Молитесь спокойно, мирно, старайтесь, чтобы ум был в словах молитвы. Вот и все. Я и по своим монахам вижу, что у современного человека нет таких духовных сил, какие были у древних отцов. Ослабели силы человека. Очень быстро братья устают, даже и очень ревностные - «дух бодр, плоть же немощна». Поэтому сейчас время икономии, снисхождения.

    В.: Расскажите, пожалуйста, о современных старцах Афона. К сожалению, мы знакомимся со старцами Святой Горы только после их смерти, через книги. Хотелось бы услышать что-либо о тех, кто еще жив.

    О.: (отец Ефрем смеется) У монахов есть такое правило: не говорят о преуспеянии монаха, пока он жив. Старец Паисий говорил: «У меня один большой враг. Это мое имя». Не нравилось ему, что он был таким известным. И старец Ефрем Катунакский тоже говорил: «Молитвой дьявола и проклятием Бога у меня хорошее имя».

    Добродетельные люди всегда есть на свете. Церковь - это фабрика по производству святых; как один святогорец говорил, фабрика по производству святых мощей. И монашество очень важно для мира не потому, что мы хотим омонашить весь мир, но потому что современный человек так загружен, столько слышит и видит, что привести в храм его можно только через опытное духовное слово. А это достояние прежде всего монахов.

    В.: Есть ли у Ватопеда подворья в виде женских монастырей, как у монастыря Симона Петра?

    О.: К счастью, нет (смеется). Вы, женщины, очень ревнивые. Есть один монастырь, в котором я исповедую и вижу, что женщины легче каются, но у них есть вот эта женская ревность. Десять монахинь - как один монах. Но если монахиня внимательно живет, то она очень утешительно действует на мир. У женщины есть врожденное материнство, оно остается и в монахине, только освящается, и благодаря этому она может принести много пользы.

    В.: Как братья борются со сном во время богослужений и своего правила? Какие советы об этом давал Ваш старец, Иосиф Младший?

    О.: Один монах печалился из-за того, что спал в храме, пошел к своему старцу и говорит: «Я в отчаянии, все время сплю». «Чадо, - сказал ему старец, - когда Христос плыл на корабле, была буря, мир рушился, а Он спал. А в храме печка есть, тепло, поют… Как же тут не заснуть?».

    Иногда сонливость бывает от усталости, но бывает и от демонов. Если есть такая брань, выходите из храма, умойтесь, прогуляйтесь немножко во дворе - и назад.

    Миряне бывают послушнее монахов

    В.: Много ли паломников принимает Ваш монастырь? Общаются ли братья с паломниками?

    О.: Паломников много, потому что монастырь большой. У нас и сто человек, и сто пятьдесят, и двести ежедневно остаются на ночь. И старец Иосиф хотел, чтобы мы заботились о паломниках. Знаете, когда паломник приходит в монастырь, он должен ободряться. Как понять, правильная ли атмосфера в монастыре? Если мирянин, посещая монастырь, уходит не с угрызением совести, что он не стал монахом, а с большей верой в свой брак.

    Если к вам в монастырь приходят гости, с ними должны общаться сестры, которые назначены на это послушание. Мне иногда жалуются паломники, что они в какую-то каливу пошли, а их не принимают. Но они же члены Церкви. И я из своего маленького опыта скажу: хотя совершенство в добродетелях заповедуется монашеству, я видел много мирян, которые имели большее духовное преуспеяние, чем монахи. Поэтому нужно уважать и правильно общаться с мирянами, тогда они очень большую пользу получат.

    Надеюсь, что наша встреча - не последняя, и прошу вас молиться обо мне, я нуждаюсь в этом.

    Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела.

    Братия на входе в соборный храм

    Гордость

    Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, - стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. «Меня не фотографируйте, - просит отец N. - Преступник. Я - преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму». Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился «Теодором грешником». Что здесь вообще происходит?

    Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей - полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу.

    Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был «духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом» для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески «старец») проводил с ними беседы. «Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны - как молиться, как действуют страсти, - рассказывает один из монахов. - Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то - и будут слезы, делай то-то - и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко - и будет масло».

    Когда единогласно избранный духовник монастыря оказался в тюрьме, его духовные дети все так же два раза в неделю собирались в зале: читали его послания или же включали видеозапись прошлых собраний. «Многие замечали, что сила его слова оставалась тойже, что и при живом общении, - рассказывает монах Адриан, руководитель издательского отдела монастыря. - И это не человеческое достижение, а благодать Божия, которая по молитвам геронды восполняла его отсутствие. Геронда в тюрьме проходил крестные испытания и молился о нас, поэтому пластиковые слова на пленке наполнялись силой живого слова». Что чувствовалимонахи, когда им читали письма духовника из тюрьмы? «Многие бы ответили, что внутренне они плакали, - говорит отец Адриан. - Но это не слезы. Это чувство, которое святые отцы называли радостопечалием. Оно рождалось потому, что происходившее было крестом в том числе и для братии. А любой крест вместе с болью и страданиями всегда содержит внутри себя и радость.»


    Богослужение в соборном храме. Центральный неф разделен на три «комнаты», через которые от входа до алтаря идет коридор

    Гнев

    Монахи даже не пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Потому что, по словам отца Адриана, «если начать рассуждать логически, обязательно впадешь в отчаяние от абсурдности происходящего». Действительно, если познакомиться с ватопедской версией, возникает впечатление, что греческое государство ведет себя по отношению к Церкви примерно как Советы в 1917-м. Нынешняя партия власти попала в парламент на волне «ватопедского скандала», и оправдание архимандрита Ефрема может выбить у них из-под ног политическую опору. Поэтому они стараются не допустить опровержения обвинения, которое последние три года всячески смакует греческая пресса, - обвинения «алчного игумена» в том, что он обманул правительство.

    Монахи избегают выступать с публичными заявлениями в свою защиту. Причем в первую очередь они опасаются не за себя, а за больного диабетом отца Ефрема, у которого за время пребывания в тюрьме подскочил уровень сахара в крови и, как следствие, резко ухудшилось состояние здоровья. При этом отец Ефрем каждый день служил литургию в тюремной церкви и принимал исповедь.

    До его ареста на службу в тюрьме приходило человек десять, с его появлением количество прихожан резко увеличилось. Кроме того, на исповедь бесконечной вереницей потянулись женщины, которые не могли получить от него духовного совета, пока он находился на Святой горе. В прессе начали появляться гневные статьи, в которых начальника тюрьмы критиковали за то, что он превратил государственное учреждение в исповедальню. «Если бы геронду оставили в тюрьме, он, наверное, стал бы святым. Но что было бы с нами?» - сетует один из монахов.


    В комнатах вдоль стен в стасидиях располагаются монахи. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, но при этом не создается суеты и шума

    Лень

    Пять дней я прожил в Ватопеде на правах паломника. Жизнь монастыря подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Подъем в 3.30 утра, богослужение - в 4.00. После соборного богослужения братия расходится служить литургию по маленьким храмам. В общей сложности богослужения занимают у монахов около восьми часов в сутки плюс келейное монашеское правило, которое состоит из Иисусовой молитвы и земных поклонов - их количество определяется для каждого индивидуально. Во время послушаний братия также творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, издательский отдел или программисты.

    После повечерия (в 19.30) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Часто общение происходит на площади между храмом и трапезной. Затем звучит «колокол молчания», после его удара разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются. «Много болтать вредно, это негативно сказывается на монашеском делании», - замечает один из насельников. По его словам, у монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: «Если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от геронды, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить». Монахам строго запрещено заходить в кельи друг к другу или к паломникам. Единственный человек, на которого этот запрет не распространяется, - врач. Телефоны, радио и телевизор, тем более интернет также запрещены. Исключение делается для некоторых послушаний, например издательского отдела. За пределы монастыря без благословения никто не выходит. Для монахов, которые не имеют возможности без ущерба для дела оставить свое послушание, существует внутренняя радиосеть, по которой транслируется богослужение из храма. Треб в монастыре не совершают. Правда, иногда, в исключительных случаях, крестят в море. Исповедоваться братия может так часто, как пожелает. Игумен благословил всех приходить к нему не реже чем раз в полторы недели. Не обязательно для исповеди, можно просто для беседы. Пока геронда находился под стражей, исповедь принимали несколько иеромонахов.


    Паникадило в ближайшей к алтарю части храма. Во время службы паникадило раскачивают длинным шестом. Зачем раскачивать? «Во время службы по храму летают херувимы, и задевают крылами за паникадило, поэтому оно раскачивается», - объясняет один из монахов

    Чревоугодие

    Причащаются отцы четыре раза в неделю после постных дней. Великим постом - каждый день, а первые два с половиной дня полностью воздерживаются от пищи и питья. Постятся на Афоне обычно в понедельник, среду и пятницу. В эти дни на столах отсутствует даже оливковое масло. В обычные дни на столах есть сухое вино, листья салата, иногда рыба, овощи и фрукты. Большая часть продуктов выращивается на окрестных землях, которые заняты садами, виноградниками и масличными рощами. Чтобы разнообразить белковый рацион, монахи разводят улиток. Готовят их просто - маринуют и запекают в печи. Ходят слухи, что некоторые монастыри Афона промышляют подводной охотой, но в Ватопеде своих охотников пока нет. Молочные продукты на столах, за исключением сыра с материка, отсутствуют. На десерт монахи готовят пирожные на манер тирамису, которые заворачивают в золотую фольгу и кладут на столы братии и паломников. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. В келье и на послушании можно пить чай, но на это надо взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.


    После общего богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых на территории монастыря более 25. Этот конкретный храм находится в келии старца Иосифа Ватопедского

    Скупость

    Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как туалетная бумага или зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Для записи текущих нужд у каждого есть небольшой блокнот, куда и записывается все необходимое. Затем листок вырывают из блокнота и отдают на подпись игумену. Если отец игумен его подписывает, перечисленное можно получить на складе. Единственное, что выдается без благословения, - сами блокнотики, они есть у всех, и у всех одинаковые. Один из монахов рассказал, что в шутку называет свой блокнот «универсальной монастырской чековой книжкой». «Сюда можно написать все что угодно - от шампуня до шкафа. И если подпись стоит, то считай, что у тебя это есть», - говорит он.

    В то же время без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в месяц устраивают ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. «Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главного», - объясняет один из монахов.

    Икон в келье можно иметь не больше пяти-шести, примерно столько же книг. Лампад и свечей в кельях нет вовсе. Про некоторых подвижников известно, что они спят на полу на подстилке.


    Комната, в которой жил почивший в 2009 году Иосиф Ватопедский

    Зависть

    Как-то слабо верится, что при такой строгости к себе и одновременно удивительно теплом отношении к паломникам монахи могут стремиться к личному обогащению. Но, может быть, архимандрит Ефрем зарабатывал деньги для монастыря? С таким вопросом я отправился к эконому монастыря монаху Арсению, который вместе с отцом Ефремом является обвиняемым по «ватопедскому делу». Монастырская версия событий несколько отличается от той, что представлена в греческих СМИ и российских блогах. «Люди слабо информированы, многие просто негативно настроены, но не могут объяснить, почему», - говорит отец Арсений. Вкратце его рассказ сводится к тому, что монастырь всегда шел навстречу государству и каждый раз был им обманут. Во время греческой войны за независимость от Османской империи монастырь поддержал восставших, и за это турки отобрали у него озеро Вистонида. После победы греческое правительство отказалось возвращать озеро монастырю. Ватопед принял во внимание тяжелое положение новообразованной страны и предложил за озеро два обширных земельных участка. Государство согласилось на обмен, забрало участки - и оставило озеро себе. После этого государство вынудило Ватопед отказаться от всех прав на озеро и взамен предложило долю от доходов с рыбного производства на озере. На эти деньги Ватопед содержал Афониаду - первый и на тот момент единственный вуз Греции. Когда в Ватопед пришла молодая братия, она смогла отсудить у государства права на озеро. Государству снова это не понравилось, и оно предложило обменять озеро на объекты олимпийской недвижимости, к тому моменту заброшенные. Монастырь опять согласился, и... был обвинен в махинациях. Ради сохранения мира Ватопед предложил вернуть государству недвижимость, но государство отказалось. Сначала Ватопед хотел открыть в полученных двух домах больницу, но, увидев, что здания построены некачественно и не выдержат предполагаемой нагрузки, решили их продать. Сделка по продаже, несмотря на соблюдение всех возможных процедур, была объявлена незаконной, архимандрит Ефрем арестован, а сам монастырь подвергся полной финансовой блокаде: все счета, в том числе не относящиеся к продаже, заблокированы. (Монастырские счета - не роскошь, а необходимость: по греческим законам каждый проект, будь то реставрация часовни или покупка топлива для электростанции, требует открытия отдельного счета.) Будучи отрезанным от всех своих денег, Ватопед сейчас испытывает затруднения с приемом паломников. Когда скандал только набирал силу, монастырь неоднократно предлагал греческим СМИ опубликовать документы по сделке, но везде получал отказ. «Как правило - и вам, русским, это знакомо как никому, - именно государство отнимает имущество у церкви, но никак не наоборот», - резюмирует отец Арсений.


    Палочки, которыми Иосиф Ватопедский стегал себя, если начинал засыпать на службе

    Мошенничество

    А как быть с кипрскими офшорами, которые якобы есть у монастыря? В ответ на это подкованный в финансовых вопросах отец Арсений устроил мне краткий ликбез. По его словам, четкого определения термина «офшор» не существует. Офшором (буквально «вне берега») можно назвать компанию, зарегистрированную на неизвестное лицо в малодосягаемой экзотической стране, на территории которой не действуют нормы международного права. По словам отца Арсения, с подобными компаниями монастырь не связан. «Этот термин используют специально, чтобы создать ощущение, что мы действуем тайно и хитрыми способами», - говорит он. - Вообще, геронда Ефрем всегда придерживался принципа полной законности во всех финансовых делах и был в этом вопросе подчеркнуто аккуратен».

    При этом Ватопеду действительно нужны значительные средства. Этот древний монастырь, основанный в середине Х века, по своим размерам напоминает небольшое государство. Общая площадь построек - около 100 тыс. кввадратных метров, из них 80 тыс. - древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий - святынь, икон и предметов искусства. Самые древние относятся к VI веку. Их содержание требует особых условий, а реставрация - денег. Кроме того, монастырь должен поддерживать в хорошем состоянии 150 км. дороги, и 2400 гектаров территории - сады, сельское хозяйство, лес. Порт и залив также нуждаются в постоянном уходе. В год монастырь принимает около 40 тысяч паломников, которым бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное белье.

    Для управления финансами монастыря на Кипре были созданы две компании, которые возглавляют доверенные лица из числа духовных чад архимандрита Ефрема. По всем крупным решениям они советуются с ним и советом старцев монастыря. Кипр - часть экономического и правового пространства ЕС. Компании доступны для аудита, платят налоги, и государство знает, кому они принадлежат. «Таким образом, употребление слова «офшор» по отношению к ним - ложь», - объясняет отец Арсений. Доверять управление монастырскими средствами мирянам - давняя традиция Святой горы, которая позволяет не обременять монахов попечением о деньгах. Так поступают практически все афонские монастыри.

    Некоторые офшорные схемы могут быть использованы для уклонения от налогов. В этом случае производство находится в одной стране, а фирма зарегистрирована в другой с более низкими налогами. По словам отца Арсения, с точки зрения нравственности такая схема является сомнительной, поэтому монастырь ее никогда не применял. Греческие СМИ обвинили монастырь в том, что он переоформил недвижимость на кипрскую компанию, а та продала ее другой кипрской компании. Таким образом, сделка была совершена за пределами страны, и налог с продажи миновал греческий бюджет. «Это обвинение также не соответствует действительности», - говорит отец Арсений. Монастырь продал объекты напрямую без посредников, с одобрения правящего органа Святой горы, через который должны проходиь все продажи Афонской собственности. Все полагающиеся налоги были уплачены.

    Если в монастыре говорят правду, приходится признать, что одна из старейших, мощнейших и наиболее уважаемых православных обителей в мире стала жертвой клеветы. Как реагировать на подобную критику простым верующим? «Когда человек в своей критике руководствуется благими намерениями, то и критика получается справедливой, - считает руководитель издательского отдела Ватопеда монах Адриан. - Но иногда основной причиной критики становится зависть. Иоанн Златоуст писал, что зависть борет даже совершенных, поэтому для верующего человека важно придерживаться святоотеческого принципа «не принимай, но и не отвергай». Не нужно слепо принимать критику на веру. Но не стоит и полностью отвергать ее, потому что это может быть правдой. Такую позицию следует сохранять до того момента, пока свое слово не скажет Сам Господь. Со временем всегда становится ясно, кто был святой, а кто -- клеветник.

    Смотрите также наш фоторепортаж и Святой Великой обители Ватопед