• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Христианство – это жизнь, а не настроение. Оно касается всех сторон нашей жизни. Ошибаются те, кто видит духовную жизнь в каких-то своих отвлеченных чувствах. Духовная жизнь проявляется не в чувствах, а в наших поступках, совершаемых нами каждый день с утра и до вечера в тех самых условиях, которые нас окружают.

    Само Крещение Господне тоже происходило в конкретных условиях и обстоятельствах. А до этого вышел на проповедь покаяния Иоанн Креститель, и евангелист Лука в подробностях описывает, когда именно это было. Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, и не когда-нибудь, а именно в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе.

    Мы мало знаем, что собой представлял Тиберий Кесарь, кто такой Лисаний и что такое Авилинея, зато из этого описания мы точно знаем, что у Израильского народа дела были плохи. Святая земля была завоевана римлянами, своей государственности иудеев лишили, и само это деление страны на четыре части было искусственно навязано оккупантами. Они же и меняли по своему произволу первосвященников. И все это было попущено Богом за грехи народа.

    Тогда-то и проходил Иоанн Креститель по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

    И его проповедь покаяния тоже была обращена к конкретным людям и призывала их к вполне конкретным делам. Народу, который к нему приходил креститься, Иоанн… говорил: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Как бы так он их спрашивает – “искренне вы каетесь, или лицемерно? Вы на самом деле намерены что-то менять в своей жизни, или хотите совершить какой-то новый обряд, чтобы ничего другого не делать – и войти в рай?” И дальше он говорит им: Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

    Это – про нас.

    Мы говорим в себе: “Мы – русские, мы – православные”. Но если мы достойных плодов покаяния не принесем, не поможет нам ни то, ни другое: не будет доброго плода – не помогут ни заслуги предков, ни христианское имя и звание. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай нищему, и у кого есть пища, делай то же. Перевожу: “Умейте довольствоваться необходимым, а остальным умейте делиться”.

    Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Мытари – самая презренная была профессия: они собирали налоги в пользу оккупантов. Но, оказывается, и у них была возможность жить по совести, – только не так роскошно. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. А воины были оккупантами в чужой стране. Оказывается, и у них была возможность поступать по совести, – только надо было умерить свои денежные запросы, не быть карьеристами и не ходить по головам других людей.

    Но все это не ради самих себя он призывал их делать, не ради какой-то своей личной праведности. Все, что не ради Бога делается, не ради Высшей Истины, которая от Него, и в Нем, и к Нему возвращается – все это напрасно. Никакая праведность без Бога нас не спасет, и никакое человеческое достоинство в ком-либо нам Бога не заменит.

    И вот, когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Пшеница – это те, кто из любви к Богу с верой в Христа принесут Ему добрый плод, – они и войдут в Царство Небесное, а солома – те, кто плода Богу не принесут, – пойдут в ад, и там будут гореть.

    Сотворим же плоды покаяния, к которым всех призывал Иоанн Креститель, – а что это значит, говорит нам апостол Павел: Отвергнув ложь, говорите каждый истину ближнему своему… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем… Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Ефес. 4, 25-32).

    Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело. Конец любого дела – от Бога, начало – от нас. Положим в своих делах перед Богом доброе начало, – и будет им добрый конец. Аминь.

    Экология жизни: Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости...

    Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими.

    Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли?

    Традиции и обряды в праздник Крещения Господня

    Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд.

    И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок.

    Давайте попробуем разобраться что к чему.

    За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.

    Люди часто спрашивают: Какая вода крещенская?

    Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

    Крещение и Богоявление – названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.

    Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

    Какая вода сильнее – Крещенская или Богоявленская?

    Крещенская и Богоявленская вода – это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление – отсюда два названия воды. Разницы нет.

    Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды – и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.

    Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.

    Вода в крещенскую ночь

    Что происходит с водой в Крещенскую ночь?

    Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

    Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.

    Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань – специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния – Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.

    В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.

    Когда набирать крещенскую воду – 18 или 19 января?

    Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.

    Раздавать Агиасму верующим начинают после Литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18ого на 19ое) . Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18ого вечером.

    В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.

    Когда вода становится крещенской?

    Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.

    Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.

    Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом.

    Крещенская вода называется Великой Агиасмой, то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.

    Молитва на освящение крещенской воды

    Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году – в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.

    Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например). Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, – Крещении Господнем.

    Затем словами «Миром Господу помолимся…» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов…

    Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:

    «Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

    То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

    Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.

    Когда идти за крещенской водой

    Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы.

    Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.

    У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.

    Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.

    Чем отличается крещенская вода от святой

    Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой.

    Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику.

    Так же, как есть просфора Агничная (именно из этой просфоры священник вырезает Агнец – прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым), но она же не является сама по себе Телом Христовым – это тоже такая же просфора, которую мы вкушаем.

    Как правильно пить крещенскую воду

    Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.

    Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

    В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

    Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

    Молитва на принятие Крещенской воды

    Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:

    В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.

    Что делают с крещенской водой

    Можно ли пить крещенскую воду?

    Крещенскую воду пить можно и нужно.

    Два дня в году – в канун праздника и в Богоявление – крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. В остальное время по сложившейся традиции многие верующие принимают Великую Агиасму натощак (кроме случаев болезни и т.п.). Но при этом стоит помнить, что Богослужебный устав говорит о том, что не пить святую воду только из-за приема пищи – неправильно.

    Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

    Можно ли разбавить крещенскую воду?

    Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств.

    Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.

    Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения – это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.

    Можно ли окропить квартиру крещенской водой?

    Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

    Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)» .

    То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры – это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.

    Что делать с прошлогодней крещенской водой?

    Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой – продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить?..

    Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

    Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

    Когда можно пить крещенскую воду?

    Существует традиция пить Крещенскую воду утром натощак с молитвой. Два дня в году – в крещенский Сочельник и в сам день Крещение ее можно пить в течение всего дня. Однако Богослужебном Уставе говорит, что отлучать себя от святой воды лишь по причине вкушения пищи неправильно. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

    При этом читается молитва:

    “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

    Как пить крещенскую воду?

    Первое правило – это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, но мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. Святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились.

    Но, в целом, это дань благочестивой традиции – употреблять её натощак, прежде, чем вкусил что-то иное. Употребление святыни – это не просто механическое действие, оно требует веры и надежды на Бога.

    Что можно делать с крещенской водой

    Как использовать крещенскую воду дома?

    Помимо употребления воды, по традиции в праздник Богоявления ею освящают (окропляют) своё жилище. Также можно освятить любую вещь, читая при этом положенные для мирянина молитвы.

    Как освятить крещенской водой?

    Понятно, что любое освящение человек может совершать самостоятельно. Просто берётся кропило или хвостик от чёток, святая вода.

    Нужно смочить кисточку в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею помещение.

    В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог…», можно совершать освящение, произнося эту молитву.

    Есть ещё молитва на освящение всякой вещи. Она есть и в молитвословах, также её можно найти и в интернете. Так вот, можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.

    Как освятить квартиру крещенской водой?

    На освящение жилища есть специальная молитва:

    «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».

    Но опять же, самое главное, делать всё с благоговением и с верой.

    Можно ли истопить баню крещенской водой?

    Можно и нужно! Святости много не бывает. Наоборот, нужно быстрее брать и использовать, потому что завтра уже будет негде достать.

    Можно ли купаться в Крещенской воде?

    Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.

    Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

    И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное – сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) – оттого, что нет веры.

    А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

    Свойства крещенской воды

    Почему крещенская вода испортилась /позеленела?

    У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит . Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению. К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает.

    Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше.

    Помогает ли крещенская вода забеременеть?

    Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице – это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.

    У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается.

    На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой.

    То же самое с крещенской водой. Мы можем использовать её в благочестивых целях. Помочь животному – это же благочестивая цель. Ведь Господь любит и милует всякую Тварь.

    Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив.

    Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?

    Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их. У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.

    Всех в праздником, дорогие друзья! опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

    Рубан Ю. И.
  • свящ. Алексий Хотеев
  • Настольная книга священнослужителя
  • прот.
  • митр.
  • Глеб Чистяков
  • Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого , свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
    Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески, ἁγίασμα – святыня).
    Мы впервые окунаемся в нее в , когда при принятии этого трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во .
    Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в , при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

    «Освященная вода , – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею ». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

    Можно ли кропить святой водой нечистые места?

    Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.

    Можно ли пить святую воду не натощак?

    По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
    «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи ».

    Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

    Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

    История происхождения

    Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

    Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

    На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

    Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

    В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

    Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

    Икона «Крещение Господне»

    Крещенский пост

    Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

    Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода, которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

    Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

    Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

    После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

    Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

    Ход празднования

    Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

    Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

    После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

    Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

    • в Крещенский сочельник (18 числа);
    • в праздник Крещения (19 числа).
    Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

    Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

    Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

    Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

    Крещение воды в храме

    Традиции и поверья

    Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание, а другие не воспрещает.

    В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

    Но главная традиция касается воды.

    Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

    Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

    Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

    Посмотрите видео о Крещенском сочельнике