• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Кто такие левые? Кто такие правые?

      Выражение у молодежи он левый означает, что человек с не их круга общения и в теме на разбирается. Чужак, который вряд ли станет своим. А выражение он правый, обозначающего своего у молодежи нет, только левый чел.

      В политике есть два определения левых и правых.

      Левые политические партии ратуют за социальное равенство, хот и возникло понятие из-за местонахождения в левой стороне радикалов якобинцев, боровшихся за уравнивание в правах, но сама судьба отвела их на левое положение, потому что быть равными всем на земле не возможно, только под землей.

      А правыми политическими партиями называют тех граждан, кто объединяется по принципу капитализм рулит, то есть трезво оценивает положение в обществе.

      Обычно когда имеют ввиду левых и правых, то имеется в виду политика. Правыми обычно называют политические силы, которые применяют при своей политике радикальные методы. А левые придерживаются демократичных и классических способов.

      Если вы имеете ввиду политику, то левые - это:

      • коммунисты,
      • социалисты,
      • социал-демократы,
      • социал-либералы,
      • анархисты.

      А правые силы - это:

      • демократы,
      • капиталисты,
      • консерваторы,
      • либералы,
      • республиканцы.

      Конечно, не все перечисленные партии есть в каждом государстве. Если брать левых и правых на примере России, то не все сейчас находится в думе, но в последние годы они имели место быть.

      Левые партии России :

      • Коммунистическая партия Российской Федерации (глава Геннадий Зюганов),
      • Справедливая Россия (глава Сергей Миронов),
      • Патриоты России (глава Геннадий Семигин),
      • Российская объединенная демократическая партия Яблоко, но они лево-центристы (главы: Григорий Явлинский и Сергей Митрохин),
      • Социал-демократическая партия России (глава Сираждин Рамазанов),
      • Коммунистическая партия социальной справедливости (глава - Юрий Морозов),
      • Новая Россия (глава Вячеслав Гришин),
      • Партия Возрождения России (глава Геннадий Селезнв).

      Правые партии России:

      • Единая Россия (главы Владимир Путин и Дмитрий Медведев),
      • Либерально-демократическая партия России (глава Владимир Жириновский),
      • Либерально-демократическая партия России (глава Андрей Дунаев),
      • Республиканская партия России Партия народной свободы, правоцентристы (главы Михаил Касьянов и Борис Немцов),
      • Демократическая партия России, правоцентристы (глава Андрей Богданов)
      • Западный выбор (глава Константин Боровой).
    • Дело в том, что все намного проще. Есть в политикне центристы и именно относительно их и идет деление на левых и правых.

      Прежде всего это понятие было и в эпоху Ленина. Так у Ленина есть даже работа о проблемах левизны в коммунизме. Так что даже коммунистов можно поделить на левых и правых. Проще говоря что деление на левых и правых относительное. А в настоящее время у власти в России стоят центристы. И что интересно они просто выделились из левых и правых двежений. Так те кто стоит на позициях коммунистичекого пути считаются левыми. А тот кто больше говорит о свободе и придерживается капиталлистического пути развития, те естественно правые. И примерами правых в России является партия Парнас. Ну а левые естественно коммунистическая партия. А вот между ними сейчас и находятся все остальные. Так что начав отвечать на поставленный вопрос, можно прийти к выводу, что многие партии в России сдаются искусственно и придерживаются центристских позиций. И что самое неприятное, что центристские партии, рано или поздно придут к монархии или какому-то подобию на монархию.

      Говоря о таких понятиях как левые и правые сразу на ум лезет политическая тематика.

      Для левых в политике характерна идеологическая мысль о равноправии, об улучшении жизни простого народа. А вот правые являются полной противоположностью по мыслям.

      Обычно эти понятия используют в политике, например в думе есть правые партии и левые. К правым можно отнести такие партии как ЛДПР, которую возглавляет Владимир Жириновский, партия Единая Россия(единоросы) президент России оттуда.

      К левым можно отнести такие партии как КПРФ коммунистическая партия возглавляемая Зюгановым.

      Можно сказать что правые это демократы, а левые коммуняки.

      Политическое деление на правых и левых берет отсчет от времен Великой француской буржуазной революции 1792 года, когда на смену абсолютной монархии пришла первая французская республика со своим знаменитым девизом Свобода, Равенство и Братство.

      В Конвенте новой республики на скамейках левого крыла зала заседаний восседали сторонники кардинальных революционных преобразований, вплоть до применения для этого насилия. На правых же - те кто ратовал за умеренность и сохранение старых порядков и традиций - консерваторы.

      Сегодня в России все поставлено с ног на голову. И коммунисты, представляющие левую фракцию, на самом деле по сути являются консерваторами, выступающими за возвращение к коммунистическому прошлому. И единороссы строят свою политику на социальном консерватизме.

      Такое деление политических сил возникло во Франции около двухсот лет назад. Споры между правыми и левыми заключаются в их отношении к лозунгу революции Свобода, Братство, Равенство.

      Правые делают упор на том, что равенство неравными от природы людьми вообще не достиимо. Они делают упор на слове Свобода, но вовсе не исповедуют индивидуализм, наоборот, правые считают, что человек имеет ценность и можетбыть свободен только как часть общества.

      Левые же считают, что надо делать упор на равенстве, даже если придется ограничить свободу.

      Впервые рассортировала политиков на левых и правых Великая Французская революция (1789...1794 гг.). Тогда депутаты Генеральных штатов разделились на поддерживающих короля (сидящие справа в зале заседаний) и его противников (сидящие слева).

      Крайнее проявление левизны в политике - так называемое левачество, берущее политический курс на революционные изменения, не исключающее применения насильственных средств для достижения социальных целей.

      Со временем, многие сторонники левачества потеряли свой радикализм и перешли в категорию новые левые, и среди них превалирует идея широкого демократического контроля, противостоящего элитарным структурам.

    Правые (Правая), общее обозначение консервативных организаций, групп, партий, союзов и их членов, отстаивавших традиционный религиозный, политический, социально-экономический и бытовой уклад общества.

    Понятие «правые» возникло в Западной Европе первоначально как парламентский термин для обозначения как консерваторов, так и просто сторонников существующей власти (например, в Англии, где на правой стороне палаты общин сидели сторонники правительства, какое бы оно ни было - консервативное или либеральное, которые при смене министерства переходили налево), поскольку они занимали правую сторону от председателя, в то время как обычно сторонники радикальных взглядов рассаживались с противоположной, левой, стороны.

    Традиционно принято считать, что начало деления политических сил на «правые» и «левые» возникло во время Французской революции, когда в 1789 в Учредительном собрании, обсуждавшем конституцию, сторонники короля заняли правую сторону, а республиканцы - левую. Причем в то время понятие «левый» было оскорбительной кличкой, которую применяли роялисты к своим противникам, а прозвище «правый» - гордо поднималось консерваторами на свои знамена, поскольку эти два термина напрямую соотносились со Священным Писанием: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира <...> Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его <...> И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46). Или взять слова из Псалтири: «Род правых благословится» (Пс. 111:2); «Торжествуйте, все правые сердцем» (Пс. 31:11); «И похвалятся все правые сердцем» (Пс. 63:11); «Пути правые наблюдает Господь, а левые - испорчены» (Притч. 4:28).

    Таким же образом ситуация сложилась в Германии, где на правой стороне в Рейхстаге сидели представители имперской партии и в Австро-Венгрии, где к «правым» причислялись консервативные и клерикальные группы, а с 1906 и в России, где с открытием Государственной Думы правую сторону заняли монархисты-традиционалисты.

    В дальнейшем название «правые» перешло на все консервативно-монархическое движение с последующим делением на крайних и умеренных его представителей. Русские монархисты не случайно согласились с этим общеевропейским термином, поскольку в русском языке слово «правый» оказалось еще и родственным с такими понятиями как «Православие», «правоверие», «правда», «праведность», «правота», «правильность», «справедливость», «правое дело», «правление» и ассоциируется с такими словами как «истинный», «прямой», «законный». Естес-твенно, что слово «правый» соответствующим образом воздействовало и на архетипы массового сознания, в котором испокон века бытовали пословицы: «Ходи право, гляди браво!», «Правого Бог правит», «Чем старее, тем правее» и др.

    Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский отмечал: «Правые стоят за монархию, левые за конституцию. Запомните, если не будет монархии, не будет и России; только монархический строй дает прочность России. При конституции она вся разделится по частям...». А архиеп. Никон (Рождественский) писал: «Мне скажут, что название «правых» и «левых» никакого отношения к Евангелию не имеет <...> Но вот, подите же, какое совпадение. Почему защитники Церкви, сторонники родных преданий, названы «правыми», а противники их - «левыми»? Почему и те, и другие и в государственных учреждениях садятся именно направо и налево от г. председателя? Почему и те, и другие, особенно «левые», нисколько не обижаются, когда им усвояют именно такие названия? Так привыкли, так вошло в обычай. И хорошо. Мы так и будем знать. Чем дальше от Церкви, тем левее. Чем ближе к Церкви, тем правее. Церковь и ее идеалы таким образом являются как бы мерилом «правизны» и «левизны» <...> Вот наши «правые» и тщатся в меру своих сил крепко держаться церковного воззрения <...> Левые, наоборот, не хотят держаться родного русского, а следовательно, и общецерковного мировоззрения <...> Отсюда у правых - воззрения сродны душе народной, у левых - чужды ей и внушают правым опасение: как бы не потерять дорогое родное, если их усвоить в жизни».

    Правый лагерь дореволюционной России условно представлял собой два уровня - высший и низший. К первому относились сам Царь, его ближайшее окружение, с оговорками - официальное правительство. Ко второму - различные монархические (черносотенные и националистические) партии, организации и союзы, их делегаты в представительных органах Российской Империи, а также беспартийные приверженцы правых взглядов.

    В самой общей форме идеология правых партий и союзов выражалась следующими установками: господство Православной веры (что не отрицало принципов веротерпимости); незыблемость Самодержавия (несколько по-разному толкуемого умеренными и крайними представителями правого лагеря); первенство на коренной территории государства русского народа (русских, малороссов и белорусов).

    К правым политическим силам следует отнести те партии, организации и движения, в программных установках которых присутствуют: приверженность сильной государственной власти; принципы единства нации; уверенность в самоценности национального пути развития; признание естественного неравенства между человеческими индивидами и народами (противопоставление справедливости равенству и приверженность принципу общественной иерархичности); неверие в построение идеальных схем переустройства общества; признание частной собственности как одной из фундаментальных ценностей; использование в качестве критерия истинности и полезности религиозного (в России - православного) мировоззрения. Поэтому правые являлись прагматиками в экономике и социальной политике (т. е. приверженцами «малых», но реально выполнимых дел), консерваторами в области национальной истории, культуры и сторонниками традиционных нравственных ценностей. Теоретические разработки «правых» почти всегда были направлены на постепенное улучшение имеющегося общества (а не на проектирование «идеального» будущего) и на возрождение (либо творческое переосмысление) лучших черт прошлого, исчезнувших под воздействием неких враждебных сил.

    Среди наиболее крупных правых организаций дореволюционной России следует отметить Русское Собрание, Союз Русского Народа, Союз Русских Людей, Русскую Монархическую Партию, Русский Народный Союз им. Михаила Архангела, Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа, Отечественный Патриотический Союз, а также, с некоторыми оговорками - Всероссийский Национальный Союз и некоторые др.

    А. Иванов

    Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

    Литература:

    Кирьянов Ю. И. Предисловие // Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. Т. 1. М., 1998;

    Лебедев С. В. Альтернатива справа. Национально-патриотическое движение в России: Историческая традиция, идеологические направления и перспективы. СПб., 1999;

    Никон, архиеп. Правые и левые // Никон (Рождественский), архиеп. Православие и грядущие судьбы России / сост. священник Я.Шипов. М., 1994;

    Рылов В. Ю. Вопросы дефиниций правого движения в России в начале XX века. Доклад на конференции «Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале XX века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа». Москва, 28 окт. 2005 г. // Русская линия / http://www.rusk.ru/st.php?idar= 103809 .

    Правые организации:

    Астраханская Народно-Монархическая Партия (АНМП), одна из самых многочисленных и активных региональных черносотенных организаций. 1905 г.

    Астраханское Русское Патриотическое Общество (Астраханское патриотическое общество), право-монархическая культурно-просветительная организация. 1907 г.

    Бирское Царско-Народное Общество (БЦНО), право-монархическая организация в Уфимской губ. 1906 г.

    Братство Воскресения Христова , православно-монархическое братство. 1909 г.

    Воронежский Комитет Борьбы Против Социализма (ВКБПС), одна из первых право-монархических групп в России. 1903 г.

    Воронежский Отдел Союза Русского Народа (ВО СРН), право-монархическая организация, существовавшая в Воронеже в 1906-1917 гг.

    Всенародный Русский Союз (ВРС), объединение московских монархических организаций и обществ в целях совместной борьбы против революции. 1905 г.

    Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа (ВДСРН), одна из крупнейших право-монархических организаций в России н. XX в. 1909-1911 гг.

    Всероссийское Филаретовское Общество Народного Образования (ВФОНО), общественная организация, учрежденная по инициативе В. М. Пуришкевича как противовес либеральной Лиге народного образования.

    «Двуглавый Орел» (ДО), киевское патриотическое общество молодежи, одна из самых активных черносотенных организаций.

    Казанский губернский отдел Союза Русского Народа (КГО СРН), одна из самых влиятельных право-монархических организаций Казани. 1906 г.

    Казанский Отдел Русского Собрания (КОРС), одна из наиболее влиятельных право-монархических организаций г. Казани и Казанской губ. в н. XX века.

    «Каморра Народной Расправы» , несуществующая организация, от имени которой художником Л. Т. Злотниковым была составлена прокламация, ставшая поводом к аресту и расстрелу чекистами группы монархистов.

    Киевская Русская Монархическая Партия (КРМП), одна из самых влиятельных черносотенных организаций Киева. 1906 г.

    Киевский Союз Русских Рабочих (КСРР), известная региональная черносотенная организация. 1906 г.

    Киевское русское собрание (КРС), одна из самых влиятельных право-монархических организаций Киева. 1904 г.

    Общество изучения иудейского племени , общественная организация, учреждена в 1914 г.

    Общество русских патриотов , московская право-монархическая организация, 1905 г.

    Одесский союз русских людей (ОСРЛ), одна из наиболее активных региональных право-монархических организаций. 1906 г.

    Орловский союз законности и порядка (ОСЗП), одна из наиболее активных региональных право-монархических организаций. 1905 г.

    Отечественный патриотический союз (ОПС), право-монархическая организация, возникшая в 1915 г.

    Патриотическое Общество Мастеровых и Рабочих Уфимских Железнодорожных Мастерских (ПОМРУЖМ), монархическая организация рабочих-железнодорожников на станции «Уфа». 1905 г.

    Православный всероссийский братский союз русского народа (ПВБСРН), саратовская право-монархическая организация. 1907 г.

    Президиум монархического движения , руководящий орган право-монархического движения. 1915 г.

    Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В. А. Грингмутом. 1905 г.

    Русский монархический союз (РМС), одна из самых крупных патриотических организаций Москвы предреволюционного периода. 1906 г.

    Русское Братство (РБ), киевская монархическая организация, существовавшая в 1905-1908 гг.

    Русское Монархическое Собрание (РуМоСо), общественная организация, интеллектуальный штаб монархистов Москвы.

    Русское Окраинное Общество (РОО), культурно-просветительская патриотическая организация правого толка, созданная для борьбы с сепаратизмом национальных окраин Российской Империи.

    Русское собрание , монархическая организация в России, создана в Петербурге в октябре - ноябре 1900 г.

    Совет монархических съездов , руководящий орган право-монархического движения. 1915 г.

    Союз «Белое Знамя» (другое название Союз «Белого Знамени»), крупнейшая право-монархическая организация Нижегородской губ. 1905 г.

    Союз русских женщин (СРЖ), национально-монархическая общественная организация начала XX в. 1907 г.

    Союз русских людей (СРЛ), одна из крупнейших право-монархических организаций н. XX в. 1905 г.

    Союз Русских Православных Людей в г. Шуе и уездах Владимирской губ. (до 1906 - «Союз партии русских православных людей в г. Шуе и уездах Владимирской губ.»), одна из самых первых право-монархических организаций России. 1905 г.

    Союз Русского Народа , организация черносотенцев.

    Союз Михаила Архангела (“Русский народный союз имени Михаила Архангела”), русская монархическая организация, возникшая в начале 1908 г.

    Тамбовский Союз Русских Людей , или Тамбовский Серафимовский Союз Русских Людей (ТСРЛ), одна из самых крупных и наиболее активных региональных право-монархических организаций.

    пришёл запрос на уточнение деталей:

    Сегодня в политике принято разделять все политические силы на правых, левых и центристов, но полезно будет узнать, что называется откуда ноги растут, а так-же кто они такие. По истории есть две версии:

    Согласно одной из них, немецкой - исторически разделение партий на правых, левых и центристов пошло с середины девятнадцатого века, из 1848 года, когда очередная волна революций захлестнула Европу, и в частности Германию, в которой революционеры собрались в крупном торговом немецком городе Франкфурте, где выбрали общегерманский Франкфуртский Парламент, заседавший в гигантском соборе Петра и Пала, в котором собрались самые разные партии. Так как их были сотни человек депутатов, то надо было по какому-то принципу их рассаживать. И эту проблему решили - посадив друг к другу сторонников похожих политических программ - справа консерваторов-традиционалистов, монарихистов, - слева более прогрессивно и модернистски насторенных людей, демократов и пр... В центре устроились тогдашиние либералы, основная на тот момент новая оппозиционная правительству политическая сила... По крайней мере про возниковение разделения на правых и левых так считают немцы...

    Правда существует на это и другая, более реалистическая точка зрения, что это пошло ещё со Французской революции:

    "Более двух веков назад прогремела Французская революция, свергшая монархию и установившая республиканскую форму правления. В «Марсельезе», ставшей государственным гимном, есть слова «аристократов на фонарь» - в смысле с петлей на шее. Но демократия есть демократия, и парламентарии с враждебными позициями расселись в одном просторном зале Народного собрания, а чтобы не возникало между ними перепалок, то сгруппировались. Так уж вышло, что якобинцы выбрали себе места слева (Gauche ), а их оппоненты - жирондисты - наоборот (Droit ). С тех пор и повелось, что политические силы, выступающие за коренные преобразования общественной жизни, стали левыми. Ясное дело, что коммунисты причисли себя к ним, достаточно вспомнить «Левый марш» В. Маяковского. Правые политические партии занимают позиции противоположные, они как бы консерваторы. "


    Так и пошло - правые - традиционалисты-консерваторы, левые - более прогрессивные реформисты-новаторы... А в конце 19 века к прогрессивным прибавился ещё и аспект социальные и даже социалистические - за права трудового класса - рабочих людей.... Теперь в кратце по каждому из направлений:

    Исторически левые больше выступают за интересы простых людей - на пример требуют увеличения налогов на богатых, и наоборот большей социальной поддержки государством бедных... На пример в Германии Левая партия требует увеличения минимальной заработной платы людям...
    А также за граничение прав предпренимателей, введение определённых государственных правил для ведения бизнеса и предпренимательсткой деятельности в стране во избежание эксплотации работников и спекуляций, в худших случаях приводящих к экономическому краху и кризисам..
    С другой стороны сегодняшние европейские "новые левые" также выступают и за права не только людей, но и детей, сексуальных меньшинств и даже животных. В чём они вполне себе сливаются с либералами...
    Раньше самыми главными "радикальными левыми" были коммунисты - мечтавшие построить коммунизм - рай на земле для всех людей... Левые традиционно большие сторонники всяких реформ и преобразований... А также левые обычно выступают за интернационализм, не поддерживают войн, и пытаются ограничить военно-промышленное лобби.

    Правые же партии традиционно считаются более консервативными , отстаивающими национальные и религиозные традиции и интересы, и оказывая поддержку семье и ведя семейную политику... С другой стороны правые более сращены с большим капиталом, международными корпорациями и олигархами, и потому на пример традиционно пытаются повышать налоги на средний класс и обычных граждан, понижая в то же время налогообложение для много зарабатывающих и больших фирм и корпораций... В целом одно из базовых направлений политики правых - это облегченние ведения бизнеса в стране, снятие различных бюрократических припон - короче либеральный подход в экономике. Ультраправыми на пример в 20 веке были фашисты и национал-социалисты, дошедшие в своём отстаивании традиций до уничтожения свои политических противников и даже других государств... Так же правые традиционно легче участвуют в войнах и военных конфликтах, посылая контингенты своих войск, особенно если брать колониальные, скажем в Африке..

    Прочие колассификации
    Понятно, что это лишь очень условные определения, и в рамках каждого направления существуют ещё массы других делений - на пример у правых на монархистов, консерваторов, и тех же экономических либералов, а так-же националистов. У левых же тоже есть "классики" - социалдемократы и радикально левые коммуниты, но есть и "либеральное крыло" - зелёные, экологисты, а так-же и вообще анархисты, не признающие вообще никакого государства...

    Центристы, или центристские партии пытаются совместить в себе все те элементы правых и левых партий , о которых я уже упомянул ранее. Но при этом центристские партии всё равно разделяются на правых и левых центристов.
    Хорошим примером такой центристской политики можно назвать немецкую социальную систему и модель социальной либеральной экономики - сочетавшей в себе как элементы плановой экономики и социального обеспечения граждан по советскому образцу, так и элементы капиталистической либеральной модели, хотя и с явными ограничениями возможностей фирм государством...
    Обычно в европейских странах существуют две базовых центристских партии, при том правда что одна чуть более левая - социальная, а другая чуть более правая - консервативная. В Германии на пример это социал-демократы и христианские демократы, а во Франции - социалисты и республиканцы.
    Раньше подобный дуализм давал демократическим системам определённую стабильность - то у власти была одна большая партия, а другая в оппозиции, то они на следующих выборах менялись местами... Только некоторое время назад, условно с начала 90-ых система начала давать сбои, о чём позже

    При том что с обеих флангов в каждой условно демократической стране так-же есть и радикалы - У нас в России это скажем Коммунисты и "Левый Фронт" Удальцова и правая запрещённая партия ДПНИ (движение против нелегальной иммиграции), и разные неонацистские партии и движения вроде "русских" Дмитрия Дёмушкина. В Германии например это Партия Левых, и с другой стороны "Альтернатива для Германии", равно как и неонацисты их НПД, национал-демократической партии. Программы радикалов обычно носят менее реальный, о более популистских характер, и при нормальной ситуации в стране у них нет шансов прийти к власти выиграв на выборах. Но во время крупных государственных кризисов конечно бывали прецеденты, когда та, или иная политическая радикальная правая или левая сила прорывалась к рычагам власти...
    Скажем приход к власти Гитлера в 1933 году состоялся именно на фоне экономической депрессии и кризиса, а пару лет назад партия левых социалистов в Греции "Сириза" выиграла последние выборы, и упрочила положение своего главы правительства Алексиса Ципраса, опять же на фоне страшного обнищания и экономической катастрофы на родине эллинов...

    Нет чётких границ
    При этом всём правда сегодня в мире партий и идеологий уже нет столь чётких границ разделения, они теперь сильно размыты, и скажем Французские социалисты Олланда вполне могут начать войну в Мали за уран, а правые христиано-демократы при Меркель наоборот воздерживаются от операции в Ливии. Или скажем немецкий канцлер Меркель, как лидер правых ратует за увеличение благосостояния граждан, и принимает закон о минимальной заработной плате, а левые во Франции наоборот о. На лицо явный парадокс - правые ведут себя как левые, левые как правые, на лицо сильнейшее смещение позиций...
    Более того, с одной стороны программы всех центристких условной правых и левых партий начинают всё больше походить друг на друга - различия стираются, и народ уже перестаёт понимать, чём собственно одна отличается от другой - в результате обе партии начинают сильно терять голоса другим партиям, и политическая система становиться всё более нестабильной... Хороший пример - Австрия, где уже не первый раз две центристские партии вдвоём на прошлых выборах едва-едва набрали с половину голосов в парламенте, и тут-же заключили, в очередной раз друг с другом коалицию. От которой люди уже устали.. И теперь их рейтинг ещё упал, и скорее всего на следующих выборах править уже будут правые радикалы...

    Праворадикальные силы провели митинг… Левоцентристы не поддержали законопроект… Эти слова постоянно слышны с экранов телевизоров, их можно увидеть на полосах газет. и левые, о которых постоянно говорят? И почему их называют именно так?

    Происхождение терминов

    Эти определения политических течений довольно старые. Появились они во Франции, во времена И имели абсолютно буквальное значение.

    То есть там были действительно левые, действительно правые и самые настоящие центристы. Просто потому, что именно так сторонники определенных политических течений занимали места в парламенте. Слева сидели левые, а справа - самые настоящие правые. Кто такие были эти люди? Представители трех партий: фельяны, жирондисты и якбоинцы.

    Фельяны были убежденными сторонниками монархии, существовавшей на тот момент во Франции. Они-то и были первые «правые». Кто такие левые? Их противники, якобинцы - революционеры и ниспровергатели устоев. А в центре размещались жирондисты - партия умеренного толка, поддерживающая идею создания республики, но не в такой радикальной форме, как якобинцы.

    Поворот направо кругом

    Именно так и возникли эти термины. Причем если поначалу ими называли именно сторонников монархии и буржуазной республики, то позже эти слова стали обозначать просто консерваторов, ратующих за сохранение прежнего строя, и радикалов, стремящихся к значительным переменам. Следствием этого был забавный лингвистический казус. Во времена Французской революции якбоинцы боролись за свержение монархии и создание буржуазной республики. И они были левыми. А потом, спустя много лет, буржуазные республики стали политической нормой. И революционеры боролись уже за социализм. По привычке таких вот пламенных борцов с существующим строем назвали левыми. А вот кто такие правые? Конечно же их противники-консерваторы. То есть уже сторонники буржуазного течения. Вот так термины одновременно и сохранили прежнее значение, и утратили его. Революционеры остались левыми, но теперь боролись не за буржуазную республику, а против нее.

    Такие правые левые

    Позже термины еще несколько раз меняли смысловое наполнение. В тридцатых годах в Германии на вопрос: «Кто такие правые?» мог быть только один ответ.

    Конечно же национал-социалистическая рабочая партия! А ведь это течение сейчас именуется не иначе как фашизмом. Ничего общего с французскими сторонниками монархии или российскими приверженцами доктрины буржуазной республики это течение не имело.

    В 60-х годах во Франции под правыми подразумевали политическое течение, отрицающие возможность равных прав и возможностей для всех членов общества.

    Очевидно, что дать четкий ответ на вопрос о том, что же это за политическое течение, невозможно. Потому что везде были разные правые. Кто такие эти люди и чего они хотят, зависит от страны и от исторического периода.

    Консерваторы и новаторы

    Единственное, что объединяет все правые партии - они по определению консервативны. Та сила, которая ратует за сохранение существующего строя - правые, за его категорическое свержение - левые. А сторонники последовательных перемен и компромисса - центристы.

    Современные правые партии обычно уважают частную собственность, полагают определенный уровень классового неравенства естественным и неизбежным и ратуют за сильную

    Этого, довольно консервативного русла придерживаются партии, имеющие в основе своей идеологии религию или принципы национального самосознания.

    Именно так выглядят среднестатистические правые. Кто такие тогда левые?

    Сейчас такие течения придерживаются концепции минимизации влияния государства на жизнь граждан. Зачастую предлагают ввести общественную собственность на средства производства - хотя бы самые крупные. И, конечно, выступают за тотальное и всеобщее равенство. То есть в некотором роде утописты. К левым партиям обычно относят социалистов, коммунистов, анархистов и течения, базирующиеся на принципах классового равенства - рабочие объединения, трудовые союзы. Любопытный парадокс. Если националистические течения обычно придерживаются левых убеждений, то различные освободительные движения, борющиеся за независимость - наоборот, правых.

    Критика терминов

    В настоящее время такая биполярность существует только на полосах газет и в беседах обывателей. Политологи предпочитают пользоваться более точными определениями.

    Все же политическая картина мира, состоящая из левых, правых и центристов, чрезмерно упрощена. Многие идеологии утратили четкие границы, стали менее радикальными, потому уже сложно сказать, консерваторы это или, наоборот, сторонники перемен. Политическое течение может одновременно полагать, что государство должно общественную жизнь и экономику, как это свойственно правым течениям. Но если это влияние власть будет употреблять на типично «левые» цели - обеспечение равенства и гарантию социальной защиты.

    Наглядный пример - совсем рядом. В данный момент довольно трудно определить, кто такие правые и левые в Украине - во всяком случае, с точки зрения классической трактовки терминов.

    Практические трудности классификации

    Сторонники ДНР и ЛНР позиционируют себя как левые партии. Но при этом их идеи лежат скорее в плоскости правых. Ведь основной камень преткновения - неконституционная смена власти в республике, и именно «сепаратисты» не приемлют этих изменений. Их политическая платформа абсолютно консервативна.

    Так же трудно понять, кто такие правые радикалы в Украине. Потому что от традиционного консерватизма в течении не осталось ничего. «Правый сектор» - это не столько определение позиции, сколько название. Эта национально ориентированная партия принимала активное участие в изменении политического строя в 2013 году, хотя, по определению, это - удел как раз левых партий.

    Очевидно, что в данном случае термины употребляются не в классическом международном понимании «консерваторы и новаторы», а специфическом, сформированном местными традициями. Левые - коммунисты, правые - националисты. Вряд ли при таком широком спектре трактовок эти термины могут считаться корректными.

    Интернет-передача «Обретение смыслов»
    Тема: «Левые и правые»
    Выпуск №156

    Степан Сулакшин: Добрый день, друзья! На сегодня мы запланировали категорию «левые и правые» применительно к некой градации политического спектра. Могут ли левые быть правыми, а правые левыми? Вообще это полушуточный вопрос, на самом же деле это терминология и категория политической науки, политической практики, политического словаря. Будем разбираться с этим. Начинает Вардан Эрнестович Багдасарян.

    Вардан Багдасарян: Если мы говорим «правые» и «левые», то, естественно, возникает вопрос, относительно кого они находятся справа и слева. Здесь нужна какая-то система координат. Исторически, генезисно было понятно, что они находились справа и слева от королевской власти.

    Происхождение понятия «правое и левое», как и многое другое, перенесенное на всеобщий европейский, а потом и мировой контекст, было связано с Францией, с Французской революцией, когда в Национальном французском парламенте сторонники короля располагались справа от него, а противники королевской власти располагались слева. Оттуда, собственно, и пошло понятие «правое и левое».

    Дифференциация правых и левых была связана с определенной исторической эпохой, с определенным историческим контекстом. Давайте попытаемся разобраться, что здесь первоначально, и как классифицировались правые и левые. Дело в том, что существуют различные критерии этой классификации. Мы будем говорить относительно экономики, социальных отношений, культуры. Итак, начинаем.

    Если рассматривать экономическую дифференциацию, то под правыми понимались те, кто изначально был сторонниками частной собственности, рынка, рыночных частнособственнических отношений. Левые же выступали за регулируемую экономику, за свертывание частных, частнособственнических отношений, за коллективную форму хозяйствования.

    Что касается социальных отношений, то правые - приверженцы идеи фундаментального неравенства, когда аристократия господствует и занимает преференционное положение в обществе. Левые выступают за фундаментальное равенство, что прямо противоположно идее правых.

    В плане политических критериев правые выступают за монархизм, автократизм, иерархизм, левые - за демократию. Ультралевые вообще выступали за упразднение государства, и в этом спектре анархизм - полярная этому точка зрения.

    В вопросе об идентичностях правые - за жесткий национализм, жесткую партикулярную национальную принадлежность, левые - за интернационализм, когда национальное нивелируется и исчезает в левой перспективе. В вопросах религии правые придерживаются религиозного фундаментализма, делают упор на религиозные ценности, веру в Бога, левые - атеисты.

    Если же мы посмотрим на конкретные партии, то трудно назвать в какой-либо конкретной стране, конкретной политической ситуации партийно-политическую группу, которая бы по всем критериям четко увязывалась с полюсом левых или полюсом правых. В действительности реальная комбинация возникает из различных соотношений этих многочисленных спектров. Эти спектры могут быть продолжены и у одной и той же партии могут сочетаться в разных комбинациях.

    Например, в условиях регулируемой экономики, регулируемого хозяйства может быть сильная автократическая власть, что в традиционной дифференциации относилось бы к правому полюсу. То есть в действительности четкая градация на левых и правых исчезает, и понятно, что в методологическом плане нужен выход на новую ступень осмысления, нужен уход от этой жесткой упрощенной поляризации левых и правых и введение множественного, многокритериального подхода с разграничением партий и конкретных идеологий по каждой из составляющих этого спектра. Этот спектр традиционно представлялся в виде некой прямой, где есть один полюс, и есть другой полюс.

    Но вот происходит капиталистическая монополизация, капитализм превращается в империализм, и в конечном итоге одна монополия подчиняет себе другие, создается масштабная сверхмонополия, охватывающая весь мир. Поскольку обеспечивается максимальная концентрация, осуществляется скачок, и происходит переход к социализму, так как вся эта система уже к нему подготовлена, потому что в рамках этой единой монополии все обобществлено.

    Если же существует власть одного человека - сверхмонарха, автократора, когда он подчиняет, нивелирует и подавляет всю элиту, то, когда эта элита подавляется, под ним оказывается абсолютное фактически равенство, и следующим шагом эта система с абсолютной властью автократора может трансформироваться в демократию. Поэтому эти полюса могут сходиться.

    Сегодня в формировании новой идеологии возможна сверхзадача сочетания элементов, характерных в традиционном делении для разных полюсов. Что может предложить новая идеология в экономическом плане? С одной стороны, коллективное ведение хозяйствования или коллективизм, с другой стороны, частный интерес человека, его заинтересованность в труде тоже должны быть учтены, то есть происходит соединение начала, традиционно связываемого с левым полюсом, и начала, связываемого с правым полюсом.

    В социальном отношении действительно есть фундаментально равенство. Люди равны по своему происхождению, они равны, как говорили прежде, в Христе, в Боге, но должна быть не только олигархическая аристократия, но и духовная. Этим обществом должны руководить лучшие, и они должны вести это общество к свершениям.

    В политических соотношениях демократия находится на левом полюсе, но должен быть и лидер, должны быть политические элиты, причем элиты не в современном, подмененном плане, то есть элиты олигархические, а элиты, состоящие из лучших, которые ведут это общество, и снова происходит соединение правого и левого полюсов.

    Что касается национальной идентичности, то, безусловно, национальный этнический фактор принципиально важен. Через раскрытие этничности происходит обогащение человечества, но и общее для человечества, единый ценностный пакет - человечество с большой буквы - тоже должно присутствовать. Опять-таки, здесь есть соединение левого и правого полюсов в новом идеологическом, религиозном строительстве.
    Безусловно, существуют некие трансцендентные идеи, но они вместе с тем должны опираться не на одну только веру, но и на научный фундамент. Опять-таки, соединение того, что было в традиционной поляризации, рассредоточено по противоположным полюсам, и, несмотря на то, что все политологические учебники описывают модель XVIII века, при делении на правых и левых гуманитарная наука нуждается в определенной методологической визе, и эта виза должна заключаться в переосмыслении феноменологии политического спектра.

    Степан Сулакшин: Спасибо, Вардан Эрнестович. Владимир Николаевич Лексин.

    Владимир Лексин: Понятие «правое и левое» как понятие, характеризующее нечто противоположное, гораздо старше времен Французской революции. Во французском парламенте в центре сидели жирондисты - умеренные республиканцы, справа - фельяны или сторонники сохранения монархии с определенными конституционными и иными улучшениями, и слева сидели якобинцы - сторонники радикальных революционных действий.

    Гораздо раньше, по крайней мере, в течение 3-х тысячелетий, с тех пор как появился сначала Ветхий Завет, затем гораздо позже Новый Завет, существовало понятие «одесную и ошуюю». Слово «одесную» означало место, где находятся правильные, праведные люди, а «ошуюю» - место нераскаявшихся грешников, никуда не годных людей.

    Таким образом, с помощью понятия «правые и левые» даются очень серьезные оценки. Они исторически, семантически, культурно укоренены в нашем сознании еще со времени Французской революции как политический облик правых и левых. При всем их смешении, при невероятной сумятице, микшировании одного в другое это понятие и сейчас реально существует.

    В свое время левых очень хорошо охарактеризовал в знаменитом «Левом марше» Владимир Владимирович Маяковский. Я помню, как в школе мы его учили и с пафосом рассказывали. В этом стихотворении агрессивно-освободительный напор левизны был явлен так, как, наверное, нигде больше в мировой литературе и истории.

    Разворачивайтесь в марше!
    Словесной не место кляузе.
    Тише, ораторы!
    Ваше слово, товарищ маузер.
    Довольно жить законом,
    Данным Адамом и Евой.
    Клячу историю загоним.
    Левой! Левой! Левой!

    Здесь происходит очень четкое отвержение всего, что было до того, происходит смещение акцентов, перенос всего как бы в совершенно другую плоскость.

    Все мы, учившие историю, прекрасно знаем, что понятия «левые» и «правые» стали очень четко меняться. Известный русский философ Семен Франк в 1930 году написал статью о смене правого и левого. Там есть такие слова: «До 1917 года для всякого политически грамотного человека „правые“ означало реакцию, угнетение народа, аркчеевщи¬ну, подавление свободы мысли и слова, „левые“ - освободительное движение, освященное именами декабристов, Белинского, Герцена. „Левые“ - это сочувствие всем униженным и оскорбленным».

    Однако, по мнению Франка, и это подтвердили события Октябрьской революции, к которым он как бы апеллирует, и вообще все исторические события, произошедшие в течение последних 3-х веков, ситуация полностью изменилась. Франк говорит, что если при господствующем политическом порядке до 1917 года было привычным делом рассматривать правых как людей, находящихся у власти и охраняющих эту власть, то, как только левые, революционеры, те самые потомки декабристов и прочие взяли власть в свои руки, они стали хранителями, консерваторами, теми, кто начинает защищать эту власть.

    Те же, кто были правыми, и те, кто были побеждены в это время, волей-неволей вынуждены были взять на себя роль реформаторов и в какой-то степени даже революционеров. Вот эта смена при захвате власти правых и левых очень существенна, и она во многом определяет всю сумятицу и нечеткость в определении этих понятий. Нельзя дать четкое определение, кем ты являешься сейчас, вот в эту минуту, - правым или левым, потому что неизвестно, кем ты станешь после того, как власть попадет в твои руки, или изменится твое положение.

    Как это все реализуется сейчас в практиках отношений к жизни? За что, собственно, выступают сейчас те, кого принято называть левыми? Как это ни удивительно, в значительной степени левые сейчас связаны с теми, кого принято называть людьми либерального лагеря.
    Они ратуют за снижение налоговой нагрузки, полную свободу предпринимательства, построение истинно капиталистического общества, полностью профессиональных вооруженных сил, отсутствие цензуры и интеграцию державы, страны, социума в мировую, читай - в западную экономическую систему, которая в настоящий момент сама переживает острый системный кризис.

    У теперешних правых несколько иное отношение ко всему этому - это национализация природных ресурсов. Об этом, кстати, недавно говорил лидер партии, которая почему-то до сих пор считается правой, хотя по идее она должна быть левой, гражданин Зюганов. Представители этой партии внесли в Государственную думу очередной законопроект о социальной справедливости, нивелировании в значительной степени экономического положения людей, то есть как бы выравнивании всех по доходам и так далее.

    Почему же в наше время происходит такая сумятица? Почему сейчас нет четкого понятия правых и левых, и может ли оно вообще быть? Сейчас понятия левизны и правизны связаны с деятельностью определенных партий, и рассматривать левых и правых вне контекста реального политического расклада, политического спектра, политических партий, которые сейчас существуют, бессмысленно.

    Партии берут лозунги правого и левого тогда, когда они либо борются за власть, либо позиционируют себя в этом плане и так далее. Поэтому неудивительно, что сейчас к левым начинают относить не только КПРФ, но и партию «Справедливость», и туда же входит половина людей из партии «Правое дело», и Бог знает, кто еще.

    В любом случае крайне важно понять, что сейчас правое и левое - это часть политических доктрин, политических лозунгов, политических заявлений партий, которые очень легко меняют свое обличье и становятся из правых левыми не тогда, когда они захватывают власть, потому что власть у нас давно захватила одна партия, а тогда, когда меняется политическая конъюнктура, или, когда нужно к кому-то примкнуть.
    Сама по себе левизна - это очень любопытное историческое явление. Она непременно предполагает энергию, порыв к смене того, что сейчас существует, и поэтому левизна не может долго быть в одном и том же обличье. Дело левых - это, как правило, дело молодежи, людей среднего поколения, а далее, как писал поэт, «до 30-ти поэтом быть почетно, и срам кромешный после 30-ти ».

    Вот поэтому почти все деятели крайне левого толка очень редко доживают в таком состоянии до политической зрелости. Я знаю только одного известного человека, оставшегося левым до конца своих дней. Это известнейший французский философ Мишель Фуко, оказавший влияние и на западную, и на нашу философию. Он одновременно поддерживал и хунвейбинов, и новых левых во Франции. Он поддерживал все, что с его точки зрения было в духе Че Гевары, было революционным, направленным на то, чтобы изменить существующую ситуацию.
    А ситуацию нужно менять обязательно, и поэтому левизна - это, наверное, сейчас тот фермент, который позволяет обществу двигаться в нужном направлении, несмотря на то, что это явление само по себе временное. Спасибо.

    Степан Сулакшин: Спасибо, Владимир Николаевич. Хочу поблагодарить своих коллег за то, что они привели достаточно много исторических и страновых примеров, из которых следует, кто такие левые, и кто такие правые. Иногда понять это трудно, потому что они меняются местами в зависимости от конкретных исторических условий, и поэтому хочется привнести некую логику в методологию нахождения ответа на вопрос, в чем же смысл этого позиционирования.

    Понятие «левые и правые» указывает на то, что есть некое одномерное пространство - налево и направо, но оно входит в понятие некой метрики пространства. Пространство не всегда одномерное, оно может быть и двумерным, и трехмерным, и многомерным. Пространство - это количественная метрика. Поэтому, говоря «левый и правый», часто почти сразу же начинают уточнять: центристы - это где-то между левыми и правыми, и есть левый центр и правый центр.

    Возникает ощущение, что левые и правые - это понятие в пространстве политического позиционирования акторов или политических сил, которое можно характеризовать в мерном пространстве - более левый, более правый. Здесь чаще всего речь идет о партиях или о политиках государственного управления.

    Каким же образом его можно охарактеризовать? Все кажется очень простым - левый или правый. Но как здесь ввести количественную меру? Социологи умеют это делать. Задается вопрос: насколько ты левый? Абсолютно левый, в значительной степени левый, преимущественно левый, левый, не очень левый, левоватенький, тяготеющий к левости. Возникает этакая гребенка позиций, мы их называем политическими частотами.

    Идет такая же градация вправо - правоватенький, правый, очень правый, значимо правый, абсолютно правый. Так возникает количественная шкала. Почему же это важно? Потому что понятие политического позиционирования относится к самым разным содержательным темам. Вардан Эрнестович говорил, что левые и правые - это прежде всего отношение к труду и капиталу, к частной или обобществленной собственности.
    Есть много других признаков, но есть и очень много других вопросов, не только вопросов собственности. Например, вопросы национальных или даже расовых отношений, вопрос абортов, вопрос отношения к религиям, вопрос войны и мира. В дискурсе общества, в политическом пространстве, в пространстве отправления власти, то есть следования неким ценностным предпочтениям и политическим позициям, таких вопросов очень много, а значит, и мерных осей тоже может быть много.

    Эти оси тоже надо как-то обозначать в плане левых и правых. Это сложилось исторически, и об этом говорит основной конфликт труда и капитала. Но по этой оси можно назвать оранжевые, голубые, киевские события, Ющенко, Януковича. И тогда возникает вопрос - зачем вообще все это нужно, и куда это ведет? Как всегда, есть описательный подход, который позволяет просто обозначить, что эти такие, а те сякие. Что из этого следует? Да ничего. Это просто наименование, приклеенные ярлычки.

    Мы проделали очень важную и интересную работу о том, что политическое позиционирование, количественное и мерное, дает важную методологию работы с политическим спектром, и не просто описательную - клеить ярлычки, а возможность получать новую информацию, новую характеристику состояния общества, пространства «общество - власть».

    Эта идея родилась тогда, когда в физико-математических аналогиях стал очевидным радиочастотный спектр или частотный спектр волн, которые принимает телевизор, - низкие частоты, высокие частоты. Зачем он нужен? Есть так называемое преобразование Фурье - преобразование, сопоставляющее функции некой вещественной переменной, и есть статическая характеристика - спектр, позиционирование политических предпочтений. Как на сегодня, на эту секунду выстроена картина? А вот так - столько-то левых, столько-то правых, столько-то центристов. Это распределение и называется политическим спектром.

    Так вот, из статической характеристики путем специального преобразования Фурье можно получить временную реализацию. То есть мгновенная характеристика политических предпочтений позволяет прогнозировать, как будет развиваться обстановка, пойдет ли она к революции, пойдет ли она к стагнации развития, возобладает парадигма консервативная или революционно-преобразовательная.

    И это очень важно - получить инструмент, связывающий статичные состояния политического пространства, предпочтений, политических сил, общества с предсказаниями, прогнозированием, как будет развиваться обстановка в стране. Поэтому понятие многомерного политического спектра современное, оно находится на синтетическом стыке гуманитарно-математических представлений. Пока оно не очень распространено, но я уверен, что оно будет распространенным, потому что работает оно очень эффективно.

    Теперь я могу вернуться и дать свою дефиницию того, что левые и правые (политический спектр) представляют собой как формула в методологическом когнитивном плане. Это звучит следующим образом. Левые и правые - это образное отображение противостоящих политических позиций и политических акторов на условной оси, количественно характеризующей указанные политические позиции и предпочтения.

    Отсюда следует, что левыми и правыми могут быть и политики, и партии, и общественные группировки. Эта формула позволяет пройти в расширенное представление о политическом спектре и политической стратификации сложно устроенного политического пространства и общества. Если такой характеристикой - формулой дефиниции - мы будем пользоваться, то все остальные проистекающие смысловые пространства станут организованными, понятными и саморазвивающимися по этой логике, которая отталкивается от смысловой аксиоматики. Мне кажется, что это найдено, это очень интересно и важно.

    Друзья, в следующий раз мы предлагаем взять категорию, которая весьма актуальна, она отражена в недавно принятом российском законе, это категория «экстремизм». Что это такое, будем разбираться. Всего доброго.