• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Интеллектуальная игра для детей 5-7 лет «Молодое дарование»

    Цель:
    создать условия для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями.
    Задачи:
    1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
    2. Развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
    3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
    4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
    5. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
    Оборудование: конверты с занимательными задачками, видео с картинками из сказок, мольберт, фломастеры, иллюстрации геометрических фигур, призы.
    Ход игры:
    Ведущий: Добрый день. Мы рады видеть вас сегодня на нашей интеллектуальной игре «Молодое дарование». В игре принимают участие команда старшей группы №1 и команда старшей группы №2. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга.
    (Приветствие команд и капитанов)

    Команда «Почемучки»
    «Мы пытливые умы,
    Мы с вопросами на ты».
    «Почему» - вопрос любимый,
    Помогает, нам расти."

    Команда «Знайки»
    «Если много хочешь знать,
    Много должен ты читать».
    Наш девиз: «Не унывать!
    Всё пройти и всё узнать»!

    Ведущий: Для подведения итогов по каждому заданию нами выбрано жюри: (представление членов жюри) .Наша игра состоит из пяти заданий.

    1 задание « В гостях у сказки»:

    В этом задании командам необходимо ответить на 10 вопросов. На это задание отводится ограниченное количество времени: по 2 минуты для каждой команды. По окончанию времени звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по 1 очку.

    Вопросы для команды «Почемучки»:

    1. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка).
    2. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок).
    3. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
    4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
    5. Маленькая девочка живущая в цветке?(Дюймовочка)
    6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)
    7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

    8. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)
    9. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
    10. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
    Вопросы для команды «Знайки»:
    1. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
    2. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
    3. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)
    4. Зеленый друг чебурашки? (Крокодил гена)
    5. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил)
    6. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)
    7. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
    8. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
    9. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)
    10. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть.
    Ведущий: пока наше жюри подводит итог первого задания, мы с вами споем песенку «Выглянуло солнышко», которая поднимет нам настроение.
    2задание. «Занимательные задачки в волшебной коробочке»
    Ведущий:
    Каждый ребенок из команды по очереди достает из коробки конверт с задачкой. Ведущий читает задачу, а ребенок, который тянул конверт, отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда. За каждый правильный ответ без помощи команда получает 2 балла, а если участнику помогли с ответом, то тогда команда получает 1 бал.
    1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
    2. В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
    3. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?
    4. Какое сейчас время года?
    5. Перечисли все зимние месяцы?
    6. Сейчас утро или вечер?
    7. Какие еще части суток вы знаете?
    8. Сегодня четверг, а завтра?
    9. Назови дни недели, начиная с понедельника.
    10. Какой твой любимый день недели? Который он по счету?
    11. Кто стоит справа от тебя?
    12. Кто стоит сзади?
    13. Чем измеряют время?
    14. Чем измеряют температуру?
    15. Чем можно измерить длину или высоту?
    16. Чем измеряют вес?
    Ведущий: Молодцы команды, справились с заданием. Пока наше жюри подводят итоги, мы объявляем конкурс загадок для болельщиков:
    1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
    2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
    3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
    4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
    5. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)
    6. Самая большая ягода. (Арбуз)
    7. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)
    8. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички)
    9. Что наступает после зимы? (Весна)
    10. 2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
    11. 3. Самое жаркое время года. (Лето)
    12. Самый короткий месяц в году. (Февраль)
    13. Снежное время года. (Зима)
    14. Черная лесная ягода. (Черника)
    15. Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)
    16. Какие ягоды любит медведь? (Малину)
    3 задание «Конкурс капитанов»
    Ведущий: Капитанам команд предлагается выполнить два задания.
    Первое задание - логические задачки. Капитанам надо внимательно послушать задачу и ответить на поставленный вопрос:
    1. Антон и Никита играли разными игрушками – машинкой и пирамидкой. Антон пирамидкой не играл. Чем играл каждый из мальчиков?
    2. Саша и Егор пили чай из чашек разного цвета: желтой и красной. Саша пил чай не из желтой чашки. Из какой чашки пил чай каждый из мальчиков?
    Второе задание - видео вопросы. Капитанам будет показано по 6 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Ваша задача назвать эти сказки.
    Ведущий: Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.
    Ведущий: Слово для объявления результатов 3 задания предоставляется жюри.

    4 задание. «Умные фигуры»

    Ведущий: Командам предлагается задание на зрительную память. Команды смотрят на плакат с изображением геометрических фигур 30 секунд, затем предлагается по памяти нарисовать такое же изображение на мольберте.
    Ведущий: Музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри, по итогам 4 задания.
    5задание. « Сказочная гостья»
    Ведущий: В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж. Отгадайте: какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почетный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)
    Вбегает белочка.
    Белочка: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам пришла на игру и приготовила очень трудные вопросы:
    1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (один)
    2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
    3. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
    4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
    5. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
    6. Что едят крокодилы на северном полюсе?
    7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка взяла одну книжку, потом еще, потом еще две книжки. Сколько книг прочитала собака?
    8. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить?
    9. Кто громче замычит – петух или корова?
    10. Какой цвет волос у Колобка?
    Белочка: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь пока жюри подводит итоги, мы поиграем в мою любимую игру «Кривое зеркало» я буду показывать движение, а вы выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)
    Подводятся итоги интеллектуальной игры и Белочка награждает победителей.

    Занимательные игры для старших дошкольников

    Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание gроблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.

    Основой любого полноценного мысительного процесса, направленного наgонимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, являетя наличие как минимум трех универальных составляющих:

    Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение
    существенного и др.);

    Высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

    Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявяющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анаиза, в осознании собственных спосоов мышления и в контроле за ними.

    Предлагаемый нами комплекс интелектуальных игр направлен прежде всео на развитие элементарных мыслиельных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительноо процесса.

    Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематиески связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга жеательно не нарушать их последоваельность.

    Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших дошкольников. Длительость одного занятия —от 15 до 30 мин.
    Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.

    На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабаываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

    Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовекать в игру тех, кто предпочитаето тмалчиваться, последовательно провоить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решеия, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

    Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышлеия.

    Педагогу важно установить «золоую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с друой — прежде всего поощрять оригиальные, творческие решения.

    Обязательными условиями эффекивности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных

    Игра 1. Составление предложений

    Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми
    предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

    Игровое задание. Составить как можо больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три
    слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
    Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»); сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял rарандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

    Игра 2. Поиск общего

    Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале нескольо общих моментов; дать представлеие о степени существенности признаов.

    Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предмеов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
    Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

    Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между пред

    Игра 3. Исключение лишнего слова

    Цель. Развивать способность устанавивать неожиданные связи между явлеиями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравниать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

    Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладащий общими для первых двух предетов признаками.

    Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхости решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожидаными.

    Игра 4. Поиск аналогов

    Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и опеировать с каждым из них в отдельноти; развивать способность классифицировать явления по их признакам.

    Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным сущестенным признакам, и систематизироать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства).

    Игра 5. Поиск «противоположных» предметов

    Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше.... другом, выделяя в них общее и различое.

    Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т. д.).

    Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам

    Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

    Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

    Игра 7. Поиск соединительных звеньев

    Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

    Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю)

    Допускается использование двух трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.

    Игра 8. Способы использования предмета

    Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

    Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).

    Игра 9. Формулирование определений

    Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

    Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

    Игра 10. Перечислить возможные причины

    Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.

    Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь» — и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

    Игра 11.Сократить рассказ

    Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.

    Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание.В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

    Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог-новатор Б.П. Никитин назвал «творческим складом мышления».

    Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.

    Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:

    • Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.
    • Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.
    • Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.
    • Играми-соревнованиями, развивающие коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.
    • Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.

    В начале учебного года в дошкольных учреждениях может быть проведена Неделя интеллектуальных игр.

    Пример планирования Недели интеллектуальных игр в детском саду, старшая группа:

    • понедельник — КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша
    • вторник — викторина «Умники и умницы», игры Никитина
    • среда — математический ринг, игры с логическими кубиками, игра «Что? Где? Когда?»
    • четверг — викторина «Зачем и почему»
    • пятница — турнир настольных игр с родителями

    Формы взаимодействия с родителями:

    • Памятка «Игра — дело серьезное»
    • Консультация-семинар «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста»
    • Психологическая консультация «Поиграй со мною, мама?»

    Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:

    Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил.

    • Самое главное правило — игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
    • Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы.
    • Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок будет не справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
    • Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.
    • Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.
    • В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями.

    Настольно-дидактические интеллектуальные игры

    В детском саду широко применяются настольно-дидактические игры. Они могут быть использованы как для групповых занятий, так и для свободной игровой деятельности.

    Все настольные интеллектуальные пособия имеют ряд схожих черт:

    • Они рассчитаны на широкий возрастной диапазон играющих: могут быть интересны детям ясельного возраста и людям глубоко пожилым.
    • Игры строятся по принципу «от простого к сложному», так как имеют несколько уровней выполнения заданий.
    • Задания универсальны и вариативны, то есть включают в себя несколько сюжетных линий.
    • В конце выполнения задания ребенок получает конкретный, материальный результат.

    Мы расскажем о тех настольно-дидактических играх, которые востребованы в дошкольных учреждениях.

    Игры Воскобовича , по данным опроса в г. Санкт-Петербурге, где живет создатель этих игр, используются педагогами в 90% дошкольных учреждений города. Игры наполнены ощущением сказки. Это по сути не игры, а сказочные задания: ребенку предлагается создать Галошадь из галоши и лошади, найти выход из паутинок паука Юка, а еще сделать целое море открытий вместе с вороном Метром, забавным Магноликом и храбрым мальчуганом Гео. Самые популярные пособия — «Геоконт», «Ларчик», «Игровизор», «Волшебная восьмерка» и другие.

    Интеллектуальные игры Руденко появились совсем недавно, поэтому массового использования в детских садах пока нет. Однако эти игры-пособия перспективны и воспринимаются детьми на «ура». Механизм решения головоломок прост — нужно с помощью определенных манипуляций переместить блоки в нужные ячейки. Так решаются поставленные задачи: довести Красную Шапочку до бабушки, минуя волка; создать шифровальные матрицы; переселить матрешек.

    Интеллектуальные игры Никитиных построены на раннем развитии. В них можно играть как одному, так и целой группой в детском саду. Каждая игра — это набор задач, который ребенок решает с помощью кирпичиков, кубиков, квадратов из пластика и картона. Самые популярные: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши».

    Блоки Дьенеша представляют собой 48 логических блоков, различающихся цветом, формой, размерами и толщиной. Все детали уникальны. Заданий целое множество: от сортировки кубиков по цветам до выкладывания определенных слов.

    Коллективные интеллектуальные игры в детском саду

    Коллективные игры в детском саду — это широкое поле деятельности для фантазии и творческой реализации педагога.

    Во-первых, в дошкольных учреждениях часто проводятся викторины — интеллектуальные состязания, где победа достается игроку, назвавшему больше всего правильных ответов.

    Викторины могут строиться по принципу вопрос-ответ, как в телевизионных передачах «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг», «Своя игра». Другой вид викторин — сюжетные, когда детям приходится примерить на себя роль сказочных персонажей. Телевизионные аналоги — «Колесо истории», «Полундра».

    Во-вторых, дети с ранних лет учатся планировать свои действия, совершать обдуманные поступки посредством игр-стратегий, монополий . Примеры: шашки и шахматы, настольные игры «Менеджер», «Продавец».

    В дошкольном учреждении может быть организован Клуб интеллектуальной игры . Пример — детский сад № 781 г. Москвы. Все началось с инициативы педагогов, которые решили, что настольные игры — это мостик, связующий взрослых и детей: дошкольников они радуют, а взрослых не смущают. В результате для клуба было приобретено порядка 30 настольных «монополий». В Клубе активно проводятся занятия по интеллектуальному развитию детей. С помощью настольных игр дети тренируют навыки счета, развивают память, логику и речь.

    Интеллектуальная игра для детей старшей - подготовительной группы ДОУ

    Сценарий интеллектуальной эстафеты для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»

    Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
    Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников.
    Задачи:
    - Активизировать имеющиеся знания;
    - Развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;
    - Учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;
    - Формировать умение радоваться успехам товарищей.
    Описание: мероприятие будет интересно воспитателям и педагогам, желающим провести интеллектуальный конкурс среди своих воспитанников.

    Интеллектуальный мараф он – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

    Звучит музыка.
    Ведущий
    День необычный сегодня у нас.
    Мы рады, так рады приветствовать вас.
    Для умной игры собралась детвора
    Ее начинать нам настала пора.

    Звучит музыка, вбегают дети.

    Ведущий
    Целый день все дети задают вопросы:

    Дети.
    1. Почему в реке вода?
    2. Облака плывут куда?
    3. Почему летают птицы и не могут заблудится?
    4. Почему должны мы спасть, завтра же опять вставать?
    5. Где живут зимой медведи?
    6. Кто отъел кусок луны?
    7. Отчего машина едет?
    8. Почему трубят слоны?
    9. Как писать в тетради строчки?
    10. Как читать с листа слова?
    11. Почему цветут цветочки?
    12. Чем питается сова?
    13. Почему должны мы кушать, чистить зубы, умываться?
    14. Почему, чтоб умным быть очень надо постараться?
    Ведущий.
    Сто вопросов, сто ответов
    Что же тут еще сказать…
    Ужасно интересно все обо всем на свете знать.

    Звучит музыка «Ужасно интересно, все то что неизвестно…» Дети поют и танцуют.

    Ведущий.
    Пора увидеть, пора узнать
    Героев дня – участников турнира.
    Доверено которым ныне,
    Себя и сад свой представлять,
    А в будущем страну – в турнирах мира!
    И так ура участникам турнира!

    Ведущий. Приглашается команда «________________» детского сада № ___
    Команды показывают презентацию – это первый конкурс.


    Ведущий приглашает для презентации все команды.

    Ведущий. Мы познакомились с командами участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри.

    Ведущий. Пока жюри подводит итоги презентации мы начинаем разминку.
    1 конкурс разминки – рисование.
    Проходите к мольбертам. Сейчас мы узнаем, как наши игроки ориентируются на листе бумаги. Выберите одного человека, который будет рисовать, а остальные ему помогать. Нарисуйт, пожалуйста:
    В правом верхнем углу – солнце,
    В нижнем левом – дерево,
    Справа под деревом – гриб
    Внизу посередине – дом.
    С левой стороны крыши дома - трубу
    В верхнем левом углу – тучку.
    Справа от дома круглую клумбу.
    В центре клумбы – 5 цветочков.
    Выше клумбы бабочку.

    2 конкурс – конструирование.
    Проходите к своим рабочим местам (мы использовали пустые подкатные тумбы). Перед вами детали, из которых вам надо создать постройку по схеме. Вы берите свою схему. Работа выполняется на скорость. Вы собираете, пока звучит музыка. Как только музыка закончилась – вы перестаете работать, а жюри оценивает вашу работу.
    Время на выполнение – 1,5 минуты


    Ведущий. Разминка закончилась. А теперь первые звезды от нашего жюри.

    Ведущий. Наша эстафета состоит из трех этапов.
    1 этап – «Азбука безопасности»,
    2 – Грамотей-ка,
    3 – Край родной навек любимый. (слайд 2)
    Каждому участнику надо ответить на пять вопросов. Отвечая на вопрос правильно, вы продвигаетесь к финишу. Та команда, которая отвечает на вопрос первой, получает дополнительную звезду. Вы уже знаете, что они могут повлиять на результат в конце соревнования.

    Ведущий. Отвечать на вопросы надо с помощью звезд (показ) . Давайте попробуем. Внимание на экран. (слайд 3)

    Итак, первый участник отвечает на вопросы раздела «Азбука безопасности» (слайд 4).
    Ведущий задает вопросы на слайдах 5 – 9. Читать вопрос рекомендую дважды с указанием ответов. Участники поднимают звезду. Жюри фиксирует, кто дает правильные ответы.

    Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 10). Рассмотрите внимательно картинку и отметьте тех детей, которые ведут себя на дороге неправильно. Вы работаете, пока звучит музыка. (1 минута).

    Ведущий.
    Пока жюри подводит итоги этапа «Азбука безопасности» (слайд 11) мы все вместе поиграем.

    Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте «Это я, это я и со мной мои друзья». Если не согласны, топайте ногами и хлопайте в ладоши.

    Кто из вас, заметив дым, набирает «01».
    Кто свечей не зажигает и другим не разрешает.
    Кто, любитель по старинке над огнем сушить ботинки.
    Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
    Дым увидев, не зевает и пожарных вызывает.
    Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
    Кто из вас идет вперед только там, где переход?
    Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
    Кто из вас идя домой гуляет по проезжей мостовой?
    Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей?
    Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
    Правила все точно знает и всегда их соблюдает.

    Ведущий. Приглашается участник второго этапа «Грамотей-ка» (слайд 12).
    Участники второго этапа тоже отвечают на пробный вопрос (слайд 13).
    Ведущий задает вопросы на слайдах 15 – 19.
    Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 20).
    Рассмотрите внимательно картинки и зачеркните в каждом квадрате лишнюю картинку. Вы работаете, пока звучит музыка. (1 минута).
    На рабочие места раскладываются картинки и карандаши.
    Ведущий. Спасибо всем участникам данного этапа.
    Пока жюри подводит итоги этапа «Грамотей-ка» (слайд 21) мы проведем конкурс загадок.

    Она весну встречает – сережки одевает.
    Накинута на спинку зеленая косынка.
    А платьице в полоску. Узнаешь. Ты -…. (березку)
    Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
    Зря он времени не тратил, длинноносый пестрый (дятел)

    Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.
    Слышишь топот шустрых ножек?
    Это наш приятель (ежик)

    Просыпаюсь утром рано
    Вместе с солнышком румяным,
    Заправляю сам кроватку,
    Быстро делаю (зарядку).

    Солнце греет и печет
    Ручеек с горы течет.
    Тает снег кругом вода,
    Значит к нам пришла ….(весна)

    Лейся дождь веселый,
    Мы с тобою дружим!
    Хорошо нам бегать босиком по ………….(лужам)

    Он круглый и красный как глаз светофора,
    Среди овощей нет сочней …….(помидора)

    На спине свой носит дом. Не нуждается ни в ком.
    При себе всегда пожитки у медлительной …. (улитки)

    Ведущий.
    Ни триумфальных арок, ни соборов,
    Ни шпилей, уходящих в облака,
    Но я люблю всем сердцем этот город.
    Я счастлив, что живу в Березниках.

    Словами известного березниковского поэта Алексея Решетова, мы начинаем заключительный этап эстафеты «Край родной навек любимый» (слайд 22).

    Приглашаю участников последнего этапа. Также как и ваши товарищи первый вопрос для вас пробный. Внимание на экран. (слайд 23)

    Ведущий задает вопросы на слайдах 25 – 29.
    Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 30).
    Вам надо собрать герб города из частей.
    Вы работаете, пока звучит музыка. (2 минуты).
    На рабочие места разрезные картинки.
    Ведущий. Спасибо всем участникам данного этапа.
    Пока жюри подводит итоги этапа «Край родной навек любимый» (слайд 31) давайте потанцуем.
    Можно организовать танец по показу под любую веселую музыку.

    При подведении итогов учитывается количество звезд, за каждые 5 звезд – 1 балл.

    Ведущий. Все вы заслужили уваженье.
    Самые почетные вы здесь,
    От нас примите поздравленья,
    Снова вас хотим всех перечесть.

    Удачи вам ребята, новых побед и до встречи.

    Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

    Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
    Актуальность проблемы
    Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
    Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
    Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
    Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
    Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
    Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
    Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
    Гипотеза:
    Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
    - наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
    - учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
    - систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
    - вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
    - гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
    Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
    Задачи:
    Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
    Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
    Развитие творческих способностей.
    Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
    Развитие математических способностей и склонностей.
    Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
    Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
    Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

    Вид проекта:
    познавательно - исследовательский
    групповой, долгосрочный
    Сроки реализации проекта: сентябрь - май

    Участники проекта:
    дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
    Предполагаемые результаты
    К концу проекта дети должны знать:
    Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
    Соотносить цифру с количеством предметов.
    Отгадывать математические загадки.
    Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
    Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
    Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
    Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
    Различать и называть времена года.
    Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
    Ориентироваться на листе бумаги.
    Определять положение предмета по отношению к другому.
    Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
    Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
    Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

    Организационный этап
    Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
    Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
    Подбор дидактического материала.
    Практический этап
    Проведения кружка 2 раза в неделю.
    Использование логических игр, словесных, дидактических.
    Заключительный этап
    Диагностика детей на конец проекта
    Презентация проекта.
    Развивающие игры используемые при проведении проекта

    Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
    Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»

    Логическая игра «Собери круг»

    Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
    Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
    Логическая игра «Чудо - соты»

    Логическая игра «Чудо - крестик»

    С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

    Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

    Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.

    Живописцу - требуется холст,
    Скульптору – необходимо пространство,
    А мыслителю – гимнастика ума.

    Игры Зака

    В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
    Игры Никитина
    Логическая игра «Сложи узор»

    Каждый из нас в душе конструктор и художник,
    Главное - не бояться действовать и смело творить.

    Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
    «Лабиринт»

    «Подбери ключ»

    Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
    когда он живет в мире игры,
    в мире творчества.
    В.А.Сухомлинский

    Логическая игра «Мозаика цифр»

    «Головоломка Пифагора»

    Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

    «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
    Я.Каменский

    Логическая игра «Колумбово яйцо»

    Я слышу - и забываю,
    Я вижу – и запоминаю,
    Я делаю – и понимаю.
    Китайская мудрость.

    Логическая игра «Волшебный круг»

    Логическая игра «Листик»

    Игры с использованием интерактивной доски
    Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

    При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
    Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
    Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.

    Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.

    Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.


    Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

    Логическая игра «Лото»

    Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.