• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «Математический турнир»

    8 класс

    Тем, кто учит математику,

    Тем, кто учит математике,

    Тем, кто любит математику,

    Тем, кто ещё не знает,

    Что может любить математику,

    Наш турнир математический посвящаем!

    Цели:

    • активизировать познавательный интерес к предмету;
    • обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся;
    • развивать познавательную и творческую активность;
    • формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;
    • способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

    Ведущий:

    Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение!

    Вы встретились здесь вместе-

    Кто смекалистей решить,

    Дело класса, дело чести

    В этой встрече защитить.

    Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить,

    Оправдать надежды нужно и себя не посрамить!

    Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:

    «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».

    Правила игры.

    В игре принимают участие 2 команды. Первая команда - «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик

    Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».

    Славим математику

    Математика, тебя сегодня славим,

    И хотим спасибо мы сказать,

    Ведь о тех, кто приложил старанья,

    Ты заботишься, как ласковая мать.

    Развиваешь ум и память нашу,

    Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

    А подбросив трудную задачку,

    Учишь нас трудности преодолевать.

    Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

    Быть настойчивыми учишь неустанно.

    И познаний жажду разжигаешь,

    Предлагая неразгаданные тайны.

    О. Панишева

    Ведущий:

    Итак, турнир я открываю,

    Вам успехов пожелаю,

    Думать, мыслить, не зевать,

    Быстро всё в уме считать!

    Представление команды.

    Счётный конкурс начинаю,

    Добрый день, мои друзья!

    Две команды на турнире,

    Их сейчас представлю я.

    1.Вот команда «Треугольник»:

    Пусть узнает каждый школьник,

    Будут им, сказать хочу,

    Все заданья по плечу!

    2.Про команду №2

    Разошлась уже молва.

    Называется «Квадрат»,

    Им любой учёный рад.

    Слово предоставляется командам.

    Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.

    Приветствие команд.

    Конкурс: «Мы желаем Вам».

    Команда: «Треугольник».

    Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,

    легче решить и победить!»

    1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.

    И просто вам победу не дадим.

    Придётся попотеть и постараться

    За каждое очко мы будем драться.

    2.Мы смекалку проявим и отвагу,

    А если вдруг не повезёт?

    Победа всех когда-нибудь найдёт!

    3.Пусть сильней кипит борьба.

    Сильней соревнованье,

    Успех решает не судьба,

    А только наши знания.

    4. Этот турнир сейчас

    Науке посвящается,

    Что математикой у нас

    С любовью называется.

    5.Она поможет воспитать

    Такую точность мысли.

    Чтоб в нашей жизни всё познать.

    Измерить и исчислить.

    Команда: «Квадрат».

    Девиз: «У нашего квадрата

    Все стороны равны,

    Наши ребята дружбой сильны!»

    Чтобы спорилось нужное дело,

    Чтобы в жизни не знать неудач,

    Мы в поход отправляемся смело

    В мир загадок и сложных задач.

    2. Этот турнир ждали мы,

    По нему истосковались умы

    Дружно будем задачи решать-

    Мы хотим математику знать.

    3.Как же нам не веселиться?

    Не смеяться, не шутить?

    Ведь сегодня на турнире

    Мы решили победить!

    4. Наша команда «Квадрат»-

    Приветствует всех собравшихся ребят.

    Желаем всем победить,

    А себе не проиграть!

    5. И соревнуясь вместе с вами.

    Мы остаёмся друзьями.

    И так пусть борьба кипит сильней

    И наша дружба крепнет с ней.

    Ведущий:

    И жюри мы пожелаем

    Справедливей, строже быть,

    Ибо сами понимаем,

    Как трудно вам всех оценить!

    (Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).

    Ведущий:

    Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.

    Разминка.

    «Повторение - мать учения».

    Каждая команда отвечает на вопросы. (За верный ответ - 1балл).

    Команда «Треугольник».

    Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

    Сколько корней имеет уравнение =0? (1).

    Кривая, являющаяся графиком функции у =. (гипербола)

    Что меньше или ? (равны).

    Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).

    6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).

    7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).

    8. Нахождение корней уравнения (решение).

    Команда «Квадрат».

    Самая большая хорда в круге (диаметр).

    Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).

    Сколько корней имеет уравнение = 2 ? (2).

    График функции у = (парабола).

    Что общего у трапеции и прямоугольника?

    Что больше или (равны).

    Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).

    Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).

    (После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).

    I . Первый тур мы начинаем,

    Победителей узнаем.

    Конкурс: «Один за всех, все за одного».

    Разгадывание шарад.

    Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.

    (Конкурс оценивается в 2 балла.)

    1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,

    И всё - таки слезу смахнёшь с лица,

    А сменишь букву, - выгляжу иначе:

    С началом стану я, но без конца.

    (лук - луч).

    2.Арифметический я знак,

    В задачнике меня найдёшь

    во многих строчках.

    Лишь «о» ты вставишь, зная как,

    И я - географическая точка.

    (плюс - полюс).

    3.Слово первое - почётный титул,

    Им даже Монте -Кристо называли.

    А второе часто говорим мы,

    Если очень сильно замерзаем.

    (граф - ик).

    4.Предлог в моём стоит начале.

    В конце же - пригородный дом.

    А целое мы все решали

    И у доски, и за столом. (за-дача)

    Конкурс: «Шевели мозгами».

    (за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова)

    РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)

    ЬДОРБ (ДРОБЬ)

    ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)

    МАМРГ (ГРАММ)

    МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)

    Подведение итогов.

    Ведущий:

    Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам.

    Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»

    (например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл

    II . Тур второй: пусть всякий знает,

    Кто же лучше вычисляет?

    Мне задачки прочитать,

    Вам же думать и считать.

    Конкурс «Наш конструктор числовой - поработай головой».

    1. Реши:.

    Решение:

    2. Докажи, что

    ( + ) : ( = 0,78) = 6.

    Решение: (15 + 33) : (.0,3 + 0,78.10) = 6.

    Игра «Где ошибка?»

    Дикобраз в подарок сыну

    Сделал новую машину,

    К сожалению она

    Недостаточна точна.

    Результаты перед вами -

    Быстро всё исправьте сами.

    Ведущий:

    Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга - слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.

    «Найди ошибку!»

    1. 5х - 20=9х - 36

    5(х - 4)=9(х - 4); разделить на (х - 4)

    5=9

    Ответ: корней нет.

    2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

    5*5*5*5=4 5 4. 2 3 +2 7 =2 10

    2 3 *2 7 =4 10 5. 7 1 =1

    2 30 /2 10 =2 3 6. (2х) 3 =2х 3

    Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

    Конкурс: «Книга - книгой, а мозгами двигай».

    На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару - карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу

    Вызываются по 2 участника из команд. ( За верный ответ - 1балл.)

    а h

    а h

    а h

    ав

    (а+в) h

    А

    Р

    Х

    И

    М

    Е

    Д

    Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.

    III . Третий тур мы начинаем,

    Победителей узнаем.

    Будут трудные задачи,

    Пожелаем всем удачи!

    И вот, наконец, конкурс капитанов: «Почтовый ящик».

    Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).

    1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).

    2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).

    3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).

    4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?

    5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).

    6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.

    Сколько часов проспит профессор? (1 час).

    Домашнее задание.

    Галерея замечательных чисел.

    «Дождь звёзд и синие поля послушны числам».

    Велимир Хлебников

    Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

    Самые древние по происхождению числа - натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел

    (Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка - 5баллов).)

    IV . Вы ребята, все устали.

    Много думали, считали,

    Отдохнуть уже пора!

    Так четвёртый тур - «Игра!»

    Проведём игру « Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

    1. д

    3. К

    4. А

    5. Х 5 =243 Р

    512 Т

    КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

    (Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.

    Конкурс «Геометрия трав».

    Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении.

    Математик несбывшийся, странник.

    Оглядись, удивляясь стократ:

    В травах - срез волчеца - пятигранник,

    А сеченье душицы - квадрат.

    Всё на свете покажется внове

    Под гольцом, чья вершина в снегу:

    Водосбор - треуголен в основе

    На цветущем альпийском лугу!

    Где же круг?

    Возле иглистой розы,

    Там, где луг поднебесный скалист,

    Вижу - с ветром играет берёзы

    Треугольноромбический лист…

    Подмечайте математику вокруг себя - в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений - красивые геометрические фигуры.

    Вот закончилась игра,

    Результат узнать пора.

    Кто же лучше всех трудился

    И в турнире отличился?

    Пока жюри поводит итог вопрос для всех.

    Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

    Подсказки:

    Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

    Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

    Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

    Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

    Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

    В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

    Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.

    Спасибо всем за участие!

    Ведущий:

    Пришел час расставанья,

    Пусть мат.турнир в сердцах живет!

    Давайте скажем «До свиданья»!

    До встречи через год!

    Литература:

    1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
    2. Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
    3. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
    4. Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя.Москва: Просвещение, 1986.
    5. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
    6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
    7. Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.

    Математический КВН

    «Мы пока не Архимеды…..»

    (для учащихся 9 класса)
    Задачи:

    Фронтально повторить учебный материал по математике;

    Развить логическое мышление, речь, внимание и память;

    Расширить кругозора учащихся;

    Воспитать интерес к математике.
    Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
    В игре принимают участие 2 команды: команда «Радиус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые) и команда «Фигура» (физкультурные инициативные, грамотные, умелые, развесёлые, азартные).
    Программа:


    1. Приветствие команд.

    2. Разминка.

    3. Математический калейдоскоп.

    4. Конкурс капитанов.

    5. Конкурс «Кто больше?»

    6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).

    7. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

    Между конкурсами – музыкальные паузы и конкурсы с болельщиками.

    Всю игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя математики и по одному представителю от учащихся того класса, который участвует в игре.
    Ход мероприятия.


    1. Вступительное слово учителя.

    Звучит музыка – вступление к телевизионной игре КВН.


    Дорогие гости и участники игры! Вы все, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН – для кого, для чего?...»

    Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.

    А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

    Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

    Итак, мы начинаем КВН.


    1. Проведение конкурсов и игр.

    - Приветствие команд.

    1 ведущий. Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

    Приветствия ваши мы выслушать рады.
    Команда «Радиус» (на мелодию народных частушек)

    Математику учить,

    Что по бурному морю плыть:

    Коль не знаешь, как грести,

    То тебе не вылезти. Ох!
    Вот фигура к нам пришла,

    Мы желаем ей добра.

    И приветствуем мы их

    Как соперников своих. Ох!


    Ну а почтеннейшему нашему жюри

    Справедливого решения желаем мы.

    Ставьте «пять» вы дружно, вместе

    Тем, кто удостоен чести.


    А ещё желаем всем

    Посмотреть наш КВН,

    В нём участие принять

    И команды поддержать.

    Команда «Фигура» (на мотив песни «Московские окна»).

    Мы пришли сегодня к вам, друзья,

    Нам без знаний жить никак нельзя.

    И пусть кризисы вокруг,

    Будем мы учиться, друг,

    И станет шире знаний наших круг!

    Мы приветствуем своих гостей,

    Мы приветствуем учителей,

    И, конечно, же жюри,

    Справедливо чтобы они оценки ставить

    Нам сейчас могли!
    И, конечно, «Радиус», привет!

    Будем мы сражаться – спору нет.

    А наша школа дорогая путеводною звездой

    Светит нам будет много-много лет!


    - Разминка
    2 ведущий. Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,

    Его мы начнём …

    Ну, конечно, с разминки!
    Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.
    Вопросы одной команде:


    1. 1 процент от 1 тысячи рублей? (10 рублей)

    2. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)

    3. Чему равен 1 пуд (16 кг)

    4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф.Виет)

    5. Наименьшее натуральное число (1)

    6. Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? (25 см 2)

    7. Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)

    8. Как называется вторая координата точки? (ордината)

    9. Найди третью часть от 60 (20)

    10. Как называется функция вида у = кх + в? (линейная)

    11. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (нет)

    12. Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)

    13. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ)

    14. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

    Вопросы другой команде:


    1. Как называется сотая часть числа? (процент)

    2. Первая женщина-математик (Софья Ковалевская)

    3. Назови наибольшее отрицательное число (-1)

    4. Площадь квадрата 49 м 2 . чему равен периметр? (28 м)

    5. Как найти неизвестное вычитаемое? (из уменьшаемого – разность)

    6. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

    7. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)

    8. Как называется первая координата точки? (абсцисса)

    9. Разделите сто на половину его (2)

    10. Как называется функция вида у = ах 2 + вх + с (квадратичная)

    11. Вo каком четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (ромб, квадрат)

    12. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)

    13. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

    14. Можно при делении чисел получить ноль? (да)

    Послушаем жюри.


    - Математический калейдоскоп.
    1 ведущий. Ну а теперь, команды, стоп –

    Математический калейдоскоп!

    Кто в терминах не знает затрудненья,

    Напишет всё сейчас без промедленья.


    Учитель. На бумаге, скрученной в рулон, написаны формулы. Необходимо указать, что это за формулы (письменно)
    Формулы для одной команды:

    1. х 2 –у 2 = (х-у)(х+у)

    2. с 2 = а 2 +в 2

    3. S = а 2

    4. Р = 2 (а+в)

    5. а м а п = а м+п

    Формулы для другой команды:


    1. (х-у) 2 = х 2 - 2ху + у 2

    2. а 2 =с 2 – в 2

    3. Р = 4а

    4. S = ав

    5. (а м) п = а мп

    Пока жюри оценивает этот конкурс, мы предлагаем вам послушать частушки.


    1. Мы весёлые ребята,
    Очень весело живём:

    И задачи мы решаем,

    И частушки вам споём.

    2) В нашем классе все ребята

    Хороши, как на подбор.

    Математику не знают,

    «Хорошистов» недобор.

    3) Математика поможет

    Вам отличниками стать,

    Научитесь вы, ребята,

    Уравнения решать.

    4) Мы задачи на движенье

    Порешать всегда хотим,

    Наше в классе поведенье

    Всем известно – не молчим.

    5) Мы весёлые ребята

    С вами распрощаемся

    И опять на КВНе

    Скоро повстречаемся.
    Жюри объявляет результаты калейдоскопа и общее количество баллов.
    - Конкурс капитанов.
    2 ведущий. Как песня не может прожить без баяна,

    Команда не может без капитана!


    Капитаны выбирают конверт с заданием.
    Задания для капитана одной команды:

    1. Разгадать кроссворд (5 баллов)

    1. Зависимость одной величины от другой. (функция)

    2. Параллелограмм с равными сторонами (ромб)

    3. Тригонометрическая функция (косинус)

    4. прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (куб)

    5. … абсцисс (ось)

    1. отгадать загадку (5 баллов)
    Я приношу с собою боль,

    В лице – большое искаженье.

    А «ф» на «п» заменишь коль,


    1. Математическая шарада (5 баллов)

    Привычное слово кудлатой наседки

    Поставьте на первое место.

    Важна для любого оркестра.

    Пятнадцатая в алфавите.

    На месте четвёртом. Прочтите. (косинус)


    1. Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово – 1 балл).

    Задания для капитана другой команды:


    1. разгадать кроссворд (5 баллов)


    1. Абсолютная величина числа (модуль)

    2. График квадратичной функции (парабола)

    3. Теорема, не требующая доказательства (аксиома)

    4. …определения функции (область)

    5. Решаем … с помощью уравнения (задача)

    2) отгадать загадку (5 баллов)

    Я приношу с собою боль,

    В лице – большое искаженье.

    А «ф» на «п» заменишь коль,

    То превращусь я в знак сложения. (флюс – плюс)


    3)Математическая шарада (5 баллов)
    Привычное слово кудлатой наседки

    Поставьте на первое место.

    На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

    Важна для любого оркестра.

    На третьем одна одинокая буква,

    Пятнадцатая в алфавите.

    Один из волос на мордашке котёнка

    На месте четвёртом. Прочтите. (косинус)


    4) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово – 1 балл)
    Учитель. Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.

    Задания для команд (в конвертах):


      1. Разгадайте кроссворд
    По горизонтали:

    1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число (сокращение)

    2. Частное двух чисел (отношение)

    3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа (несократимая)

    4. НОД (24,36) = ? (двенадцать)

    5. Сотая часть числа (процент)

    По вертикали:


    1. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю (неправильная).

    2. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? (НОК)

    3. Действие, при помощи которого находится дробь от числа (умножение) Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД).

    2 ведущий. В это время болельщикам предлагаем ответить на вопросы. 1.Назовите имена:

    А) Трёх поросят из сказки «Три поросёнка» (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф).

    Б) Трёх толстяков из сказки Ю.Олеши «Три толстяка» (без имён).

    В) трёх мушкетёров из романа А.Дюма «Три мушкетёра» (Атос, Портос, Арамис)

    Г) Трёх былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря» (Алёша Попович, Добрыня Никитыч, Илья Муромец).

    Д) Трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя» (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)


    2.Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.(метр, ритм, метро, тир, тигр, гиря, море)
    3.Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

    - «Учат в школе» (к 4+2)

    - «Вместе весело шагать по просторам» (раз-дощечка, два – дощечка)

    - «Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

    - «Жили у бабуси» (2 весёлых гуся)
    Капитаны команд и команды сдают выполненные задания. Жюри проверяет правильность ответов и оценивает команды.
    - Конкурс «Кто больше?»
    2 ведущий. Нелёгкий вопрос-то,

    Но верь одному:

    Всё сложно и просто,

    Считай по уму!


    Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ – 1 балл.(блиц- турнир)
    Вопросы для одной команды:

      1. в каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (прямоугольном)

      2. число десятков в тысяче (100)

      3. математическое предложение, не требующее доказательства (аксиома)

      4. сумма длин сторон многоугольника (периметр)

      5. в каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (сто)

      6. дробь, меньшая единицы (правильная)

      7. НОД взаимно простых чисел (1)

      8. Сумма противоположных чисел (0)

      9. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут (30)

      10. Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной (тождество)

      11. Модуль нуля (0)

      12. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать (5)

      13. Луч, делящий угол пополам (биссектриса)

      14. Сколько граней у шестигранного карандаша (8)

      15. Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)

      16. Наименьшее семизначное число (1000000)

      17. Сколько вершин у куба (8)

      18. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (7)

      19. Треугольник со сторонами 3,4,5 (египетский)

      20. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (180)

    Вопросы для другой команды:


    1. сколько кг в половине тонны (500)

    2. кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр)

    3. отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр (диаметр)

    4. Значение переменной при решении уравнения (корень)

    5. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля (сокращение)

    6. Два числа, произведение которых равно 1 (взаимно обратные)

    7. Треугольник с прямым углом (прямоугольный)

    8. Наименьшее простое число (2)

    9. Число, на которое делят (делитель)

    10. Результат сложения чисел (сумма)

    11. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)

    12. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)

    13. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)

    14. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (0)

    15. Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)

    16. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные)

    17. Равенство двух отношений (пропорция)

    18. Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда (объём)

    19. Модуль числа 5 (5)

    20. Тысячная доля килограмма (грамм)

    Учитель. Пока жюри подсчитывает баллы, у нас несколько интересных сообщений с подсказками.


    2 ведущий. Кто ничего не замечает,

    Тот ничего не изучает.

    Кто ничего не изучает –

    Тот вечно хнычет и скучает.


    Для всех.

    Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

    Подсказки:


    1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

    2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

    3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

    4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

    5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

    6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

    - Домашнее задание (музыкальный конкурс)
    Учитель. И у нас последний конкурс «Домашнее задание» (музыкальный). Каждой команде необходимо спеть песню и показать сценку.
    Первая часть домашнего задания.

    1 ведущий.

    Сказку не простую, а математическую

    Вам сейчас покажут без прикрас.

    Может быть, там будет что-то фантастическое.

    Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.


    Одна команда показывает инсценировку сказки «Легенда о шахматах».
    Действующие лица – ведущий, шах, визирь, мудрец, счетовод.
    На сцене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивает его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.

    Ведущий. Один мудрец придумал игру, которую мы сейчас называем «шахматы». Объяснил он шаху правила игры, и игра ему очень понравилась. Шах решил щедро наградить мудреца.

    Шах.(громко кричит). Визирь! Визирь!

    Визирь (вбегает и падает на колени). Слушаю и повинуюсь, мой господин.

    Шах. Награди Мудреца, дай ему всё, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым.

    Визирь (кричит) Позвать Мудреца! (появляется Мудрец, похожий на звездочёта) Что ты хочешь, Мудрец, за свою игру?

    Мудрец. О, Великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски положили одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и так до 64 клетки, постоянно удваивая число зёрен предыдущей клетки.

    Шах (смеётся). Я, что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.

    Мудрец. О, могущественный повелитель! Не гневайся, но больше мне ничего не надо.

    Шах (недовольно махнув рукой). Визирь, дай ему то, что он просит.

    Ведущий. Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.

    Шах. Визирь! Визирь!

    Визирь (вбегает и падает на колени). Я здесь, мой повелитель!

    Шах. Наградили Мудреца?

    Визирь. О нет, Великий шах! Все счетоводы государства считают зерно.

    Шах. Как вы могли ослушаться? Позвать сюда счетовода! (на коленях вползает Счетовод, непрерывно кланяясь) Почему ещё мудрец не награждён?

    Счетовод. О, великий и светлейший государь! Во всём твоём государстве нет столько зёрен, на всей Земле не растёт такого количества зерна, которое хочет получить Мудрец.

    Шах. Сколько же ему нужно дать?

    Счетовод. Вот это число: 18446744073709551615. Если 10 зёрен весят один грамм, то ты должен ему отдать 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 килограммов и 516 граммов пшеницы, мой повелитель!. Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то, чтобы отдать ему всё зерно, его нужно выращивать 92 года. А ведь на Земле ещё никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!

    Шах. Мудрец всегда мудрец!

    Ведущий. Индусский царь Шерам (индийский принц Сирен) научился играть в шахматы и восхищён остроумием и разнообразием положений в этой игре.

    18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615. если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.


    Другая команда показывает инсценировку сказки «Мужик и купец».
    Действующие лица – ведущий, купец, жена, мужик.
    На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и её дочь, входит купец.
    Купец. Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.

    Жена. Какую?

    Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100000 рублей, а я ему в первый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100000 рублей! Во второй – 4 копейки и так целый месяц будет носить каждый день по 100000 рублей.

    Жена. Откуда у этого глупца столько денег?

    Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на один месяц. Боюсь, что этот чудак поймёт, что его обманывают, и не принесёт свои деньги.

    Раздаётся стук. Жена выглядывает в окно.

    Жена. Там кто-то пришёл.

    Купец (выглядывает в окно) Это он!

    Входит мужик.

    Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мне копейку!

    Взяв свою копейку, уходит.

    Купец. Как я боялся, что он не придёт. А вдруг завтра он не придёт? Или придёт и заберёт свои деньги?

    Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймёт это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».

    Купец. Так-то оно так, да всё равно боязно.

    Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдаёт мужику. На 24-й день он отдал 83000, а на 25 –й – 166000, а на 27-й день – 671000 рублей.

    Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!

    Ведущий. Видите, как неожиданны бывают результаты, когда ты не знаешь математику. Вероятно, ни шах, ни купец не оказались бы в безвыходном положении, знай они хоть чуть-чуть математику.

    Вторая часть домашнего задания.

    1 ведущий.

    И стоит в стране чудесной

    Новый город со дворцом,

    А во дворце златоглавом

    Знаки дружно там живут,

    Знаки терем стерегут,

    Вместе песенку поют.
    Исполняет первая команда на мотив песни «Зайка моя».
    Плюсик ты мой, я – твой минус,

    Косинус ты, - я – твой синус,

    Ты аксиома, я – теорема,

    Следствие ты, а я – лемма.

    Ма-те-ма-ти-ка моя…

    Припев: Я ночами плохо сплю,

    Математику я так люблю,

    Математику я так давно, давно люблю.

    Я и днём теперь не сплю,

    Я и вечером не сплю,

    Всё учу, учу, учу, учу, учу.

    Знание ты, я – шпаргалка,

    Если ты нуль, то я – палка.

    Ты ордината, то я – абсцисса,

    Ты уголок, я – биссектриса.

    Ма-те-ма-ти-ка моя…

    Частное ты, я – делитель,

    Ты знаменатель, я – числитель.

    Ты мой кружок, я – твой сектор,

    Ты модуль мой, я – твой вектор.

    Ма-те-ма-ти-ка моя…

    Сумма моя, а я – разность,

    Дольная ты, а я – кратность,

    Гипотенуза ты, я – твой катет,

    Терминов нам с тобой хватит.

    Ма-те-ма-ти-ка моя…


    2 ведущий.

    За высокими горами,

    За синими морями,

    В тридесятом государстве

    Живёт прекрасная страна

    Математика.


    Вторая команда исполняет песню на мотив песни «Коммунальная квартира».
    Эх, страна моя родная,

    Край загадок и чудес!

    Где ещё такое счастье,

    Где ещё такой прогресс?!

    Под одной огромной крышей

    И просторней, и светлей.

    Ни к чему нам дом отдельный,

    Вместе будет веселей.

    Это математики, математики квартира,

    Это математики, математики страна.

    По утрам шурша листами,

    Собирается народ,

    Пифагор штаны стирает,

    Эйлер интеграл берёт,

    Гаусс корни извлекает,

    Ньютон делает бином.

    Кто-то оси расставляет,

    Архимед сидит с числом.


    К вечеру им всем не спится,

    В логарифмы Бриг глядит,

    Брадис возится с таблицей,

    Измеряет мир Евклид.

    Сам Безу там без остатка

    Делит сложный многочлен.

    Ни к чему нам дом отдельный,

    Вместе будет веселей.


    1 ведущий.

    И отныне ежедневно

    Вместе будем непременно

    Математику прославлять

    И почёт ей воздавать.
    Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?»)

    Гимн математике

    Уравнения решать, радикалы вычислять –

    Интересная у алгебры задача!

    Интегралы добывать,

    Дробь делить и умножать

    Постараешься – придёт к тебе удача! (3 строчки по 2 раза)


    Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

    То фигура, то тела – не разберёшься.

    Аксиомы там нужны,

    Теоремы так важны,

    Их учи – и результата ты добьёшься!
    Все науки хороши

    Для развития души.

    Их и сами все вы знаете, конечно,

    Для развития ума математика нужна,

    Это было, это будет, это вечно.
    - Подведение итогов игр, конкурсов КВН.


    1. Заключительное слово учителя.

    Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!


    Награждения команд за победу и участие.

    ведущий. В это время болельщикам предлагаем ответить на вопросы)Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?

    ИГРЫ, УЛУЧШАЮЩИЕ ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

    (запас слов, понятийный аппарат, кругозор, речь)

    Такие игры дают эффект только при постоянном, длительном обращении к ним - между делом, в любую удобную минуту. К ним относятся и с детства всем знакомые «Города» или просто «Слова» - вариант для самых младших, когда нужно по очереди называть слова так, чтобы следующее начиналось на последнюю букву предыдущего.

    Десяточка

    Игрокам нужно по очереди называть десять слов, отобранных по какому-то признаку, например, имена девочек, названия фруктов, названия рек и т.д. Можно играть командами, а можно и по одному, если группа детей маленькая.

    Иногда может быть скучно слушать, как один из игроков долго вспоминает «еще одно словечко». Тогда имеет смысл разрешить другим участникам группы ему подсказывать, но только без слов - жестами, звуками, мимикой. Получается очень интересно и весело, и снижается острота конкуренции, ребята начинают сотрудничать.

    Словесный конструктор

    Выбирается одно длинное слово. Задача играющих - за отведенное время (около пяти минут) составить из букв этого слова как можно больше слов - только имен существительных в именительном падеже. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. (Например, из букв, составляющих слово словесность, получаются слова соль, нос, слово, сев, новость и т.д.)

    Когда время истекает, списки сверяются так: играющие по очереди называют по одному слову, если у кого-то оно тоже есть, он говорит: «Есть», и все играющие это слово вычеркивают. Побеждает тот, у кого в конце проверки останется больше всех не зачеркнутых слов. Вариант для более млад-ших детей: просто подсчитать, кто больше слов придумал, или у кого больше длинных слов (из пяти и более букв).

    Вопросы по тексту

    Выбирается небольшой по объему текст (из учебника, газеты, всем известное стихотворение и т.п.). Участникам предлагается по очереди задавать любые вопросы по этому тексту (отвечать на них не надо). Повторять уже заданные вопросы нельзя, снимаются и однотипные вопросы, то есть после варианта: Какое первое слово в тексте? уже нельзя спрашивать: Какое второе слово в тексте? Тот, кто не сумел задать очередной вопрос, выходит из игры. Побеждает тот, чей вопрос оказывается последним.

    Игра развивает очень полезный навык «вычерпывания» информации, дает практику внимательного, вдумчивого восприятия текста. При этом текст, прошедший процедуру такого «выспрашивания», запоминается практически дословно и навсегда, а главное - дотошно выясняется его содержание. Это может быть очень кстати, особенно для ребят, привыкших к поверхностному схватыванию материала и испытывающих трудности с точным и полным восприятием смысла прочитанного.

    Рассказ по очереди

    Для игры лучше всего сесть или встать в круг. Если ребят много, или играют команды, можно построиться «солнышком», когда каждая команда образует его «лучик», а тот, кто уже внес свой вклад в игру, переходит в конец «лучика», уступая место следующему игроку. Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу, например: Однажды тем-ным зимним вечером вся семья сидела за столом. Второй подхватывает сюжет и развивает повествование, говоря свою фразу, и так далее. В зависи-мости от количества играющих можно пройти один или несколько кругов, так, чтобы в итоге получился связный рассказ. Долго раздумывать нельзя, если игрок не начнет говорить после счета «один, два, три», то он выходит из игры. Младших ребят ведущий может предупредить, что рассказ приближа-ется к концу, иначе они увлекутся и вряд ли смогут быстро его закончить.

    Вариант для ребят постарше и взрослых: сочинять историю с конца. То есть первый говорит: И на этом все разошлись, второй: Он объяснил им, как было депо, и заверил, что опасности больше нет и так далее, к началу рассказа.

    С помощью этой игры можно быстро повысить настроение, снять напряжение, усталость. Она развивает речевую изобретательность, учит «не лезть за словом в карман», думать быстро. При этом высказывание каждого игрока связано с фразами остальных, и вклад каждого очень важен. Это развивает умение внимательно слушать, сотрудничать для достижения общего результата.

    Не повторяться!

    Играющие по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Тема может быть любой: погода, описание предмета, человека, как о и либо работы и многое другое. Нарушивший запрет на повторение или не сумевший высказаться выходит из игры. Побеждает тот, кто говорил последним. Хороший вариант - использовать эту игру для поздравления ребенка с днем рождения. Важно радостно приветствовать любой, даже странноватый или немного корявый вариант, иначе найдутся дети, которые впадут в «ступор», и игра не получится.

    Это похоже на...

    Одна команда загадывает слово, другой нужно угадать его по сравнениям. Для этого члены загадывающей команды по очереди говорят, на что похоже «это». Например, загадано яблоко. Могут быть такие сравнения: Это похоже по форме на арбуз, Это похоже по размеру на кулак, Это похоже по цвету на закат и т.п. В эту игру можно играть и вдвоем, например, ребенку с родителем.

    ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

    Дефицит внимания и плохая память - главные проблемы, создающие трудности в учебе. Здесь важно научить ребенка не просто переживать из за этого, а решать учебные задачи с теми вниманием и памятью, которые у него есть - ведь других не будет! То, что дано, надо изучать, развивать, на-ходить способы и приемы, которые подходят именно этому ученику.

    Кто увидит больше

    Эту игру, как и следующую, можно рекомендовать родителям. В нее лучше играть вдвоем или втроем, а не большой группой. Правила очень простые: по дороге - неважно, идете ли вы пешком, едете на машине или на автобусе - играющие соревнуются, кто заметит больше оговоренных объектов: красных машин, собак, кондиционеров на окнах, прохожих в очках, букв «С» в вывесках и т.д. Тот, кто заметил, говорит: «Вижу!» и показывает искомый объект.

    Шерлок Холмс

    Игра носит постоянный характер. Время от времени нужно неожиданно спрашивать друг у друга: «А ты заметил, сколько ступенек на лестнице перед магазином?», «А ты заметил, что написано (нарисовано) на реклам-ном щите, который мы проехали?», «А ты заметил, какого цвета было пальто у соседки, с которой мы поздоровались у лифта?» и т.д.

    Снежный ком

    Для этой игры лучше всего сесть в круг. Играют по очереди. Первый играющий произносит простое нераспространенное предложение, напри-мер: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложе-нию одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино, затем Мальчик быстро идет в кино и т.д. Прибавлять слова можно в любом месте, служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении предложения пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

    Поначалу ребята все силы тратят на то, чтобы правильно запомнить предложение и правильно вставить слово. После некоторой тренировки они без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причем учатся слова правильно синтаксически связывать. В ходе игры развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся детям умение слушать друг друга. Естественно, развивается и речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

    ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

    Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к аналитическому мышлению: оно должно быть, с одной стороны, свободным, не зашоренным», с другой - корректным, дисциплинированным. Мысль о том, что дисциплина мышления и его свобода не противоречат друг другу, а, наоборот, неразрывно связаны, наверняка будет для ребят совершенно неожиданной. Их школьная практика, к сожалению, чаще говорит о другом: все правильное скучно, все интересное неправильно. Естественно, в ситуации игры они легко пренебрегают корректностью своих построений. Постепенно они на собственном игровом опыте убедятся, что по-настоящему хорошо получается только то, что и правильно, и интересно.

    Угадай число

    Один загадывает число, например, от 1 до 100. Другой называет произвольное число в этом интервале и получает ответ: больше это число задуманного, или меньше. И так - пока не угадает. Чем меньше понадобилось вопросов, тем лучше. Можно играть в паре, а можно со всем классом сразу, надо только заранее оговорить принцип, по которому будет выбираться следующий, кто задаст вопрос, иначе самые сообразительные в азарте будут выкрикивать с места, а остальные - просто отсиживаться. Лучше придумать хитроумный способ - например, определять следующего «ходом коня», или «через два по списку», или «тот, кому я брошу мячик», тогда вес вынуждены будут находиться в тонусе.

    Если дети сами не открывают оптимальный алгоритм решения - каждый раз делить интервал пополам, можно подсказать его на примере задачи про лифт: «Представьте себе, что вы идете в гости. Дом пятнадцатиэтажный. На каком этаже квартира - неизвестно. Сколько квартир на каждом этаже - тоже. Как быстрее всего найти нужную квартиру?». Обычно кто-то дога-дывается, что нужно поехать на 8-й этаж, и так отсечь половину этажей, если искомый номер выше - на 12-й, тем самым отсечь еще половину, если опять выше - на 14-й, то есть каждый раз делить интервал пополам. Так нужный этаж будет определен максимально за три «лишних» выхода из лифта (если не повезет случайно наткнуться на нужный номер). Легко убе-диться, что любая другая стратегия требует больше «лишних» выходов.

    Угадай слово

    Один загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Остальные пытаются его угадать, задавая ему вопросы, на которые отвечать можно только «да» или «нет».

    Лучше начинать с простых для отгадывания слов, например, названий предметов или животных. Важно, чтобы дети нашли технологию поиска по родовым понятиям и признакам. То есть начали задавать вопросы типа «Это живое?», «Это больше человека?», «Это хищное?», «Это сделано людьми?», «Это есть сейчас в классе?» и т.д.

    По мере овладения игрой можно предлагать для отгадывания более абстрактные понятия, например, «каникулы», «правда» или «климат». (Забавно, что на моей памяти самым трудным для отгадывания оказалось слово «двойка». Отгадывающая команда пришла в полное отчаяние, подытожив полученные к тому времени ответы: оказалось, что «это» есть практически у всех детей, но не бывает у взрослых, что «это» один человек делает дру-гому, но при этом оба не рады, и что для получения «этого» не нужно ничего специально делать, а, наоборот, нужно чего-то не делать, да еще «это» можно увидеть и услышать, но нельзя почувствовать. Поди догадайся!).

    Лучше играть с небольшой группой детей или разбить класс на группы по 5-6 человек (один загадывает, другие отгадывают). Тогда вопросы можно задавать по очереди или вразнобой. Если играть с большой группой детей, нужно задать какой-нибудь алгоритм определения того, кто будет задавать следующий вопрос (например, как в предыдущей игре). Можно разрешить вне очереди поднимать руку тем, кто уже отгадал задуманное слово.

    Смысловые пропорции

    Решаем смысловую пропорцию, например, такую: добро/зло = свет/? (ответ: тьма).

    Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции, и найти недостающее слово. Пропорции могут быть построены на сходстве или противоположности, на связи по типу «часть-целое», «причина-следствие», «форма-содержание» и т.д. Вот пример грамматической пропорции: сделать /делать = говорить/? (ответ: сказать).

    Сначала дети только решают предложенные задания, а потом начинают сами их придумывать. Важно каждый раз выяснять, почему предлагается именно такое решение, каков ход рассуждений. Иногда возможны два красивых решения, и оба - правильные. Пример: пожар/ пожарник = ?/двор ник (ответ: двор - если пропорция словообразовательная, и мусор - если смысловая). Если составлять пропорции по каждой новой теме, они отлично выявляют проблемы в ее понимании.

    Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных, играющих впервые, или просто для самых младших подходит вариант, когда задания дает учитель, а цель ребят - правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются и так определяется победитель. Можно играть и по командам, тогда балл получает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ставить условие, чтобы команда пришла к единому решению, для этого типа игр чем больше равноправных версий, тем лучше.

    Второй вариант предусматривает, что ребята не только решают, но и сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома, а можно усложнить задачу: в начале каждого тура играющим дает, и например, пять минут на составление трех пропорций. Игра может быть командной, тогда команды по очереди предлагают пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает и та команда, которая составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Можно провести личное первенство: участники задают вопросы по кругу, а отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что в нем участвуют на равных все - никто не может отсидеться за спиной команды.

    Ниже приводится несколько пропорций разной степени сложности, которые могут быть использованы на первых порах. Все они были составлены учениками 3-10 классов. (Член пропорции, который нужно угадать, указывается в скобках. В необходимых случаях дается пояснение пропорции.)

    • черное \ белое = (огонь) \ вода
    • тигр \ кошка = (волк) \ собака
    • лампа \ свет = (радио) \ звук
    • дети \ игра = (взрослые) \ работа
    • казак \ казак = арап \ (пара) - слово наоборот
    • музыка \ ноты = речь \ (буквы)
    • пол \ потолок = стена \ (стена)
    • лицо \ портрет = природа \ (пейзаж)
    • волк \ шерсть = ворона \ (перья)
    • пожарник \ (вода) = дворник \ метла
    • тигр \4 = паук \ (8) - количество ног
    • провода \ электричество = (сосуды) \ кровь
    • машина \ мотор = человек \ (сердце)
    • дом \ крыша = человек \ (шапка)
    • верблюд \ горб = пеликан \ (клюв) - яркий отличительный признак
    • вода \ огонь = (огонь) \ дерево - то, что уничтожает
    • автомобиль \ шины = конь \ (подковы)
    • кран \ вода = холодильник \ (холод)
    • капля \ море = слово \ (текст)
    • пустыня \ кактусы = море \ (водоросли)
    • листья \ зима = лето \ (снег) - то, чего не бывает
    • музыка \ плеер = море \ (раковина)
    • мороз \ красный нос = солнце \ (веснушки, загар)

    Продолжить ряд 14

    Игрокам предлагается ряд букв или слов, который должен включать не менее трех элементов и не более шести-семи. Задача играющих - продо-лжить предложенный ряд, для чего надо догадаться, какая закономерность лежит в основе его построения. Ответом должен быть не только вариант продолжения ряда, но и объяснение, почему он продолжен именно так. Особенно интересно получается, когда у ряда есть два и более оснований (как в большинстве приведенных ниже примеров). С маленькими детьми или в самом начале освоения игры лучше выбирать ряды с одним основанием.

    Здесь приведено несколько заданий. Ответы с кратким пояснением приводятся в скобках:

    О, Д, Т...? (Ч , даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три... четыре);

    апельсин, банан, виноград...? (груша или другой фрукт на букву Г - следующей за В буквы алфавита);

    паук, таракан, мышь...? (птица или человек, ряд живых существ в порядке уменьшения количества ног);

    медведи, сестры, поросята... ? (мушкетеры - слово, образующее название художественного произведения вместе с числительным три);

    каракатица, камбала, кальмар...? (краб, представитель морской фауны, в названии которого содержится одна буква а - по убывающей: каракатица, камбала, кальмар).

    ______________________________________________________________

    14 Для этой игры справедливы те же методические соображения, что и к игре «Смысловые пропор-ции»

    Четвертый лишний 15

    Задача игры - проанализировать предложенный ряд из четырех элементов и назвать лишний, то есть не имеющий качества, которое есть у всех остальных. Ответ в этой игре также нужно давать вместе с объяснением, по-чему именно это слово лишнее.

    Здесь приведено несколько заданий, которые будут полезны на первых этапах знакомства с игрой (ответы в скобках, сопровождаются кратким пояснением):

    • печка, свечка, утка, овечка (утка, остальные слова рифмуются);
    • лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона, остальные слова мужского рода);
    • рыба, рак, угорь, скорпион (угорь, остальные слова дали название созвездиям Зодиака);
    • уши, головы, ноги, плечи (головы, остальные слова называют парные части тела);
    • крум, брук, друг, шмяк (друг, остальные не являются значимыми словами);
    • ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные слова не имеют единственного числа);
    • полнолуние. Луна, месяц, Земля (полнолуние, остальные слова обозначают планеты);
    • пароход, парной, парик, парник (парик, корень остальных слов пар). Задания для младших школьников, особенно для ребят, которым трудно учиться, могут быть гораздо проще.

    Что общего?

    Играющие делятся на команды, команды расходятся по углам помещения. Их задача - найти как можно больше разных ответов на вопрос «Что у всех нас, членов одной команды, общего?». После короткого обдумывания команды по очереди начинают предлагать свои ответы, при этом запре-щено повторять уже сказанные и давать однотипные варианты (скажем, после ответа Мы все одеты вариант Мы все обуты не засчитывается). Команда, которая в течение минуты не смогла дать ответ, когда подошла ее очередь, выбывает из игры. Побеждает команда, которая ответила по-следней.

    Чем старше дети, тем быстрее они переходят от ответов Мы все учимся в школе или У нас у всех есть джинсы к версиям более интересным: Мы все родились; Мы все ходим на двух ногах или, например, У нас у всех есть совесть. Игра проходит в быстром темпе, очень азартно и весело.

    Понятно, что сыграть в эту игру получится только один-два раза, потом становится неинтересно, варианты начинают переходить из тура в тур (впрочем, для детей с трудностями в обучении это может быть плюсом, а не минусом, они учатся на повторах). Тем более важно использовать игру максимально. Она прекрасно подходит для ситуации знакомства, когда нужно быстро перезнакомить группу детей (например, новый класс), или просто изменить сонное, вялое настроение в классе.

    _______________________________________________________________

    15 Для этой игры справедливы те же методические соображения, что и к игре «Смысловые пропор-ции».

    Классификация

    Игра очень важна для развития способности к анализу, к установлению связей «часть - целое», «предмет - признак», «род - вид», которые являются проблемой не только для детей с задержкой развития, но и для самых обычных школьников.

    Перед тем как познакомить ребят с игрой, можно побеседовать о том, что часто нам бывает нужно разделить множество людей или предметов на группы по какому-то признаку. Это и называется «классификацией». Если классификация сделана правильно, она полезна, например, мы делим все живое на растения, животный мир и людей. Но если в классификации нет системы и логики, может получиться что-то вроде известной «классификации животных китайскими придворными мудрецами» Борхеса: «животные под-разделяются на: а) принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, и) только что разбивших кувшин, о) из-далека кажущихся мухами». Важно обсудить с детьми, почему эта «класси-фикация» вызывает смех, и попробовать вместе с ними вывести правила «хорошей классификации».

    Пусть каждый предлагает все, какие приходят в голову, способы класси-фицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, любя-щих математику и любящих литературу и т.п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ классификации обсуждается и оценивается. В процессе обсуждения вырабатываются правила: сравнивать и противопоставлять нужно по одному признаку (нельзя: девочки и отличники), не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который нельзя отнести ни к одной группе (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий), групп и, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна дру-гую (нельзя: мальчики и футболисты).

    Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, части речи, страны и города, иностранные слова, химические вещества, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

    Играть можно и по командам, и всем классом сразу, и индивидуально. Конечно, во всех случаях лучше это делать письменно, чтобы не запутаться и чтобы потом можно было проанализировать предложенные варианты.

    Решаем смысловую пропорцию, например, такую: добро/зло = свет/? (ответ: тьма).

    Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции, и найти недостающее слово. Пропорции могут быть построены на сходстве или противоположности, на связи по типу «часть-целое», «при­чина-следствие», «форма-содержание» и т.д. Вот пример грамматической пропорции: сделать /делать = говорить/? (ответ: сказать).

    Сначала дети только решают предложенные задания, а потом начинают сами их придумывать. Важно каждый раз выяснять, почему предлагается г именно такое решение, каков ход рассуждений. Иногда возможны два кра­сивых решения, и оба - правильные. Пример: пожар/пожарник= ? / дворник (ответ: двор - если пропорция словообразовательная, и мусор - если смысловая). Если составлять пропорции по каждой новой теме, они отлично выявляют проблемы в ее понимании.

    Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных, играю­щих впервые, или просто для самых младших подходит вариант, когда за­дания дает учитель, а цель ребят - правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются, и так определяется победитель. Можно играть и по командам, тогда балл полу­чает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ставить условие, чтобы команда пришла к единому решению, для этого типа игр чем больше равноправных версий, тем лучше.

    Второй вариант предусматривает, что ребята не только решают, но и сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома, а можно усложнить задачу: в начале каждого тура играющим дается, например, пять минут на составление трех пропорций. Игра может быть ко­мандной, тогда команды по очереди предлагают пропорции, а все осталь­ные ищут ответ.

    Балл получает и та команда, которая составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Можно провести личное первенство: участники задают вопросы по кругу, а отвечает тот, кто пер­вым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что в нем участвуют на равных все - никто не может отсидеться за спиной команды.

    Ниже приводится несколько пропорций разной степени сложности, ко­торые могут быть использованы на первых порах. Все они были составлены учениками 3-10 классов. (Член пропорции, который нужно угадать, указы­вается в скобках. В необходимых случаях дается пояснение пропорции.)

    Черное \ белое = (огонь) \ вода

    Тигр \ кошка = (волк) \ собака

    Лампа \ свет = (радио) \ звук

    Дети \ игра = (взрослые) \ работа

    Казак \ казак = арап \ (пара) - слово наоборот

    Музыка \ ноты = речь \ (буквы)

    Пол \ потолок = стена \ (стена)

    Лицо \ портрет = природа \ (пейзаж)

    Волк \ шерсть = ворона \ (перья)

    Пожарник \ (вода) = дворник \ метла

    Тигр \4 = паук \ (8) - количество ног

    Провода \ электричество « (сосуды) \ кровь

    Машина \ мотор = человек \ (сердце)

    Дом \ крыша = человек \ (шапка)

    Верблюд \ горб = пеликан \ (клюв) - яркий отличительный признак

    Вода \ огонь = (огонь) \ дерево - то, что уничтожает

    Автомобиль \ шины = конь \ (подковы)

    Кран \ вода = холодильник \ (холод)

    Капля \ море = слово \ (текст)

    Пустыня \ кактусы = море \ (водоросли)

    Листья \ зима = лето \ (снег) - то, чего не бывает

    Музыка \ плеер = море \ (раковина)

    Мороз \ красный нос = солнце \ (веснушки, загар)

    Продолжить ряд

    Игрокам предлагается ряд букв или слов, который должен включать не менее трех элементов и не более шести-семи. Задача играющих - продо­лжить предложенный ряд, для чего надо догадаться, какая закономерность лежит в основе его построения. Ответом должен быть не только вариант продолжения ряда, но и объяснение, почему он продолжен именно так. Осо­бенно интересно получается, когда у ряда есть два и более оснований (как в большинстве приведенных ниже примеров). С маленькими детьми или в самом начале освоения игры лучше выбирать ряды с одним основанием.

    Здесь приведено несколько заданий. Ответы с кратким пояснением при­водятся в скобках:

    О, Д, Т...? (Ч, даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три... четыре);

    апельсин, банан, виноград...? (груша или другой фрукт на букву Г -следующей за В буквы алфавита);

    паук, таракан, мышь...? (птица или человек, ряд живых существ в порядке уменьшения количества ног);

    медведи, сестры, поросята...? (мушкетеры - слово, образующее на­звание художественного произведения вместе с числительным три);

    каракатица, камбала, кальмар...? (краб, представитель морской фауны, в названии которого содержится одна буква а-по убывающей: ка­ракатица, камбала, кальмар).

    Четвертый лишний

    Задача игры - проанализировать предложенный ряд из четырех эле­ментов и назвать лишний, то есть не имеющий качества, которое есть у всех остальных. Ответ в этой игре также нужно давать вместе с объяснением, по­чему именно это слово лишнее.

    Здесь приведено несколько заданий, которые будут полезны на первых этапах знакомства с игрой (ответы в скобках, сопровождаются кратким по­яснением):

    Печка, свечка, утка, овечка (утка, остальные слова рифмуются);

    Лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона, остальные слова мужского рода);

    Рыба, рак, угорь, скорпион (угорь, остальные слова дали название соз­вездиям Зодиака);

    Уши, головы, ноги, плечи (головы, остальные слова называют парные части тела);

    Крум, брук, друг, шмяк (друг, остальные не являются значимыми сло­вами);

    Ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные слова не имеют единственного числа);

    Полнолуние, Луна, месяц. Земля (полнолуние, остальные слова обоз­начают планеты);

    Пароход, парной, парик, парник (парик, корень остальных слов пар).

    Задания для младших школьников, особенно для ребят, которым трудно учиться, могут быть гораздо проще.