• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Настольные игры существуют уже много лет, и занимают важное место в жизни практически каждого человека, в том числе и детей. На данный момент существует значительное количество таких игр, которые существенно отличаются друг от друга. Особое место среди них занимают шахматы. Это очень увлекательная настольная игра, способствующая тренировке логического мышления, тактики, способности продумывать на много ходов вперед. Играть игры на шахматной доске - одно удовольствие, которое трудно сравнить с чем-либо.

    В чем заключается универсальность шахматной доски

    В играют на соответствующей доске. Это игровое поле, которое представляет собой квадратную поверхность, разделенную на клетки с использованием буквенных и цифровых обозначений. Благодаря своей универсальности, играть на ней в различные игры можно без необходимости добавления каких-либо дополнительных элементов на игровое поле.

    Ввиду своей компактности, шахматная доска отлично подходит для того, чтобы брать ее с собой в дорогу. Ее можно использовать практически в любом месте - дома, на улице, в подъезде, даже посреди дикой природы.

    Какие существуют игры на шахматной доске

    • Шахматы

    Игра, для которой данная доска и создавалась. В ней участвуют фигуры различного ранга. Цель - забрать все фигуры противника или нейтрализовать его короля (поставить мат). Также можно заставить оппонента сдаться, если сделать его сопротивление бесполезным.

    • Шашки

    Очень популярная настольная игра, в которую играют с помощью плоских и округлых игровых элементов. По своей сути шашки значительно отличаются от шахмат, а вот цель достаточно схожая - это устранение всех фигур противника или его принуждение к сдаче.

    • В Чапаева

    Отвечая на вопрос, какие игры на шахматной доске существуют, нельзя не упомянуть такую достаточно простую, но от этого не менее увлекательную игру, как в Чапаева. Во многом она схожа с бильярдом. Здесь нет никаких ограничений в плане передвижения игровых элементов. Они просто толкаются пальцами игроков, с целью выбить «солдат» противника с игрового поля.

    • Уголки

    Игра, в которой используются фигуры из шашек. Во многом уголки напоминают . Ключом к победе является передвижение всех своих шашек в «дом» противника, причем сделать это нужно быстрее, чем другой игрок.

    Шахматная доска - универсальное средство для настольных игр

    Здесь перечислены лишь самые популярные игры, которые доступны именно благодаря шахматной доске. С помощью данного игрового поля можно проводить свое свободное время максимально увлекательно и с извлечением определенной выгоды.

    Если твой малыш уже достиг трехлетнего возраста, а ты до сих пор не познакомила его с в шашки, то пора это сделать. Ты удивишься, но дети, даже такие малыши, очень сильно любят эту игру и схватывают правила абсолютно на лету, главное доступно объяснить или показать, как играть, на собственном примере.

    Твой кроха уже освоил шашки и даже выигрывает у папы? Тогда пора научить его нескольким новым играм с шашками. Игры, которые мы подобрали ниже, развивают логическое мышление ребенка не меньше, чем сама игра в шашки, а еще - умение мыслить наперед, просчитывая ходы, и координацию движений.

    Игра шашками «Уголки»

    Для этой игры тебе понадобится шахматная доска и шашки. Шашки нужно расставить по углам доски так, чтобы «войско» находилось друг напротив друга по диагонали. Цель игры: переместить все шашки своего цвета на позицию «врага». Правила - перемещать можно только одну шашку за один ход. Можно перепрыгивать через свои шашки, что быстрее приближает к победе. Подробнее об этом можно узнать из видео ниже.

    Источник видео: Yana & Ruslan Ap

    Настольная игра с шашками «Щелчки»

    В эту игру в шашки, скорее всего, ты играла в своем детстве. Только помнишь ты ее по другому названию: игра в «Чапаева». Для игры нужно расставить шашки по противоположным краям поля. Затем щелчком отправлять своих «воинов» в ряды «врага», пытаясь выбить как можно больше «солдатов». Цель игры - выбить противника из поля. Если ты так и не поняла, как играть, посмотри видео.

    Источник видео: 1000000Abdulla

    Игра в шашки «Лудо»

    В эту игру можно играть вчетвером, а можно и вдвоем. Для игры тебе понадобятся игровое поле, шашки и игровой кубик. Задача - пройти поле по кругу и расставить свои 4 шашки в «домики». Игра довольно проста, ведь нужно всего лишь бросать кубик и ходить столько ходов, сколько показывает его грань. Как играть, можно узнать с помощью видео.

    — Лошадью ходи.
    — Отвались…
    — Лошадью ходи, век воли не видать!

    Настольные игры занимали существенную часть нашего, сначала детского, а затем и подросткового досуга. Весь день в футбол не побегаешь - ногам тоже отдых требуется. Поэтому играли в них много и охотно. Дома, в подъездах, в школе на уроках, в пионерских лагерях, в электричках. В дождливую и холодную погоду.
    Расскажу только о играх на шахматной доске. Их не так уж много:
    Шахматы
    Шашки
    Поддавки в шахматы и шашки
    Уголки
    Шашки Чапаева (щелчки)
    Коняшки (с кубиком)
    Шахматы с кубиком
    Линии

    Вот, пожалуй, и всё.

    Больше всего я преуспел в шахматах. На нашей лестничной площадке жил один дядечка, пенсионер и большой любитель шахмат. Вот и повадился он ходить ко мне по вечерам играть в шахматы пару-тройку партий. Причём, чтобы у меня был хоть какой-то интерес, давал мне фору - играл без ферзя или без обеих ладей. Ну, это первые годы, потом в качестве форы стали фигурировать кони и слоны, потом и фору перестал давать…
    Первые годы игра проходила по одному сценарию - я сразу уходил в «глухую защиту», а мой соперник планомерно её продавливал. Как и тов. Бендер, я не баловал дядечку разнообразием дебютов, в первой партии разыгрывал Сицилианскую защиту, во-второй - Защиту Нимцовича. Но зато крепость этих защит постоянно возрастала. Допустив прорыв в каком-либо месте, я на досуге находил контрмеры и в следующий раз такая фигня уже не прокатывала.
    Апофеозом шахматной эпопеи стал день, когда я неожиданно для своего соперника перешёл в нападение. Он привык, что я только защищаюсь и в построениях своих фигур допускал вольности. Вот и получил разгром за каких-то 15-20 минут!
    Имея такого спарринг-партнёра, я довольно уверенно чувствовал себя в игре с ровесниками и пацанами постарше.

    А вот шашки мне как-то не давались. При всей кажущейся простоте тактики и стратегии. Некоторое время я пытался понять секреты постоянных побед некоторых моих приятелей, но видно не было на то хорошего стимула. Дальше взятой (и так до конца и не прочитанной) в библиотеке книги, дело не сдвинулось.

    Хочу заметить, что появление во дворе новой (для нас) игры, вызывало бум. Иногда на день, иногда и на месяц. К таким играм на шахматной доске я отнесу «Уголки» и «Коняшки» и расскажу о них поподробнее - вдруг кто-то не знает или забыл. Плюс новинка сезона - "Линии".

    Уголки.

    Расставить шашки для игры в уголки можно несколькими способами. Также и количество шашек может быть разным - для квадрата 9 или 16, для треугольника 10 или 15.

    Правила игры.
    1. Цель игры занять своими шашками клетки, на которых изначально расположены шашки соперника. Кто это сделает быстрее, тот и выиграл.
    2. Ходить можно в любую сторону на одну клетку (по горизонтали, вертикали и диагонали). Естественно, клетка, на которую перемещается шашка, должна быть свободной от своих и чужих шашек.
    3. Шашки могут перепрыгивать через свои и чужие шашки. Прыжков может быть любое количество - это всё считается за один ход.
    4. Перепрыгивать можно только через одну шашку (через две, стоящих рядом, нельзя).


    5. Было ещё такое правило - если один игрок вывел из своего «города» (изначального места построения) все свои шашки, то соперник должен ходить только шашками, остающимися в своём «городе».

    Коняшки.

    Правила игры.
    1. Играть можно вдвоём, втроём и вчетвером. Когда игроков больше двух, то надо как-то пометить свои шашки, если они не отличаются формой или цветом.
    2. Количество шашек на каждого игрока - четыре. В начале игры они находятся рядом с доской, в углах.


    3. Цель игры выстроить свои шашки по диагонали от своего угла. Кто сделает это первым, тот и победил.


    4. Игроки по очереди кидают кубик. При выпадении шестёрки, игрок получает возможность поставить одну из своих шашек на свой угол доски. Далее он передвигает её по периметру доски. На какое количество клеток - определяет число на брошенном им кубике. Доведя шашку до своего угла, он загоняет её по диагонали до центра доски.
    5. Настигая шашку противника можно через неё перепрыгнуть. Если же число на выброшенном кубике позволяет накрыть шашку другого игрока, то шашка противника снимается с доски и тому надо снова вводить её в игру.

    Желаешь устроить замечательную зарядку для ума? Тогда начинай играть популярную интеллектуальную игру «Шахматы на досках» и найдешь прекрасное применение своей сообразительности, смекалке и логическому мышлению. Математические просчеты, геометрические комбинации и феноменальная память – все это пригодиться тебе в настоящем сражении двух войск белого и черного предводителей, разразившемуся на небольшом шахматном поле.

    Правила и суть данной забавы хорошо всем известны. В твоем распоряжении различные фигуры, которые ходят по-своему. Здесь и король с дамой, кони, офицеры, ладьи и конечно же пешки. Задача твоего бравого войска - защитить своего правителя от посягательств противника и завоевать вражеские территории. Первыми в игре «Шахматы на досках» вступают в бой пешки.

    Они двигаются только вперед на две клетки, если находятся на своей половине поля, и на одну – если на половине оппонента. Бить могут по диагонали. Конь ходит буквой «г» и истребляет врагов также. Ладья перемещается во всех направлениях по прямой, а офицер - по диагоналям. Нажав на фигуру, которую хочешь переместить, компьютер даст тебе подсказку, подсвечивая соответственные области поля, куда можно походить, зеленым цветом.

    Чтобы успешно играть «Шахматы на досках необходимо тщательно обдумывать ходы, взвешивать каждый выбор, уметь жертвовать менее значимыми персонажами, чтобы спасти более важных. Также можно подстраивать сопернику хитрые ловушки, чтобы избавиться от его опасных для тебя воинов. Удачи тебе и ярких впечатлений!

    «Играм присущи некоторые черты произведений искусства-писал Олдос Хаксли. - С их простыми и четкими правилами они предстают перед нами как островки порядка в хаосе и неразберихе эмпирического опыта. Когда мы играем в них сами или только наблюдаем, как в них играют другие, мы переходим из непостижимой вселенной данной реальности в маленький, строго упорядоченный мир, созданный человеком, где все ясно, целесообразно и легко доступно пониманию. Дух соревнования, примешиваясь к внутренней прелести игр, делает их еще более увлекательными, в то время как жажда выигрыша и яд тщеславия в свою очередь придают особую остроту соревнованию».

    Хаксли говорил об играх вообще, но его замечания звучат с особой силой применительно к математическим играм на специальной доске типа шахматной, где исход игры определяют не ловкость рук и не слепая игра случая, как это происходит при игре в кости или карты, а чистое мышление. Игры эти столь же древни, как цивилизация, и столь же разнообразны, как крылья бабочек. Если учесть, что до недавнего времени эти игры служили лишь для «отдохновения» и освежения ума, то нельзя не признать, что человечество затратило на них фантастическое количество умственной энергии.

    Ныне положение игр резко изменилось: они заняли заметное место в теории вычислительных машин. Вполне возможно, что самообучающиеся машины, «умеющие» играть в шашки и шахматы, явятся предшественниками самосовершенствующегося электронного мозга, способного достичь невиданных высот в развитии своих способностей.

    Насколько известно, математические игры на специальных досках появились еще в Древнем Египте. Однако сведений о них дошло очень мало, так как их можно почерпнуть лишь из произведений искусства, а египтяне по традиции изображали все только в профиль. Правда, некоторые из таких игр были найдены при раскопках древнеегипетских захоронений (рис. 202), но их нельзя считать математическими играми в строгом смысле этого слова, поскольку они содержат элемент случайности.

    Рис. 202 Игра «сенет», найденная при раскопках египетского захоронения 1400 г. до н. э. Видны подвижные фигуры.

    Несколько больше известно об играх Древней Греции и Рима, но первая запись правил игры интересующего нас типа появилась только в XIII веке, а первые книги - лишь в XVII.

    Подобно живым организмам, игры развиваются, размножаются, в процессе их развития появляются новые виды. Некоторые простые игры, например игра в крестики и нолики, могут оставаться неизменными в течение столетий; другие после непродолжительного периода расцвета исчезают навсегда. Ярким примером своего рода динозавра среди развлечений следует считать ритмомахию - чрезвычайно сложную числовую игру, в которую средневековые европейцы играли за двойной шахматной доской размером восемь клеток на шестнадцать фигурами, имевшими форму кружков, квадратов и треугольников. Первые сведения о ней встречаются еще в летописях XII века, а в XVII веке Роберт Бертон в своей книге «Анатомия меланхолии» упоминает ритмомахию как одну из популярных в Англии игр. Много ученых трактатов было написано о ритмомахии, но сейчас в нее не играет никто, кроме, может быть, некоторых математиков и специалистов по истории средних веков.

    В Соединенных Штатах самыми популярными из игр, для которых необходима специальная доска, являются, конечно, шашки и шахматы. И те и другие имеют долгую и увлекательную историю, их правила время от времени претерпевают неожиданные «мутации» (вряд ли будет преувеличением сказать, что почти в каждой стране существовали свои, национальные разновидности этих игр).

    В наши дни американские шашки ничем не отличаются от английских, но в других странах существуют многочисленные не сходные между собой варианты шашек. В большинстве стран Европы в основном приняты так называемые польские шашки (в действительности изобретенные во Франции). Играют в польские шашки на стоклеточной доске, каждый из противников имеет по двадцать пешек, брать пешку разрешается как ходом вперед, так и ходом назад. Пешки с короной (называемые не королями, как в шахматах, а королевами) могут ходить так же, как слон в шахматах. После взятия пешки противника такую «коронованную» пешку можно ставить на любое свободное поле за взятой пешкой. Игра пользуется огромной популярностью во Франции (где ее называют «dames» - «дамки») и в Голландии, ей посвящено много теоретических работ.

    В провинциях Канады с населением, говорящим на французском языке, и некоторых областях Индии в польские шашки играют на доске размером двенадцать клеток на двенадцать.

    Немецкие шашки (Damenspiel) во многом напоминают польские, но играют в них обычно на английской шестидесятичетырехклеточной доске. Очень близка к немецкой разновидность «малой польской» игры, известная в России под названием «русские шашки». Испанский и итальянский варианты игры ближе к английским шашкам. В турецкие шашки («дама») также играют на доске размером восемь клеток на восемь, но у каждого из противников имеется по шестнадцать пешек, которые занимают первый и третий ряды клеток, считая от соответствующего края доски. Ходить пешки могут вперед, назад, вправо и влево, но не по диагонали. Имеются и другие существенные отклонения как от английской, так и от польской разновидности шашек.

    Имя изобретателя и дата возникновения шахмат, правила игры в которые также необычайно разнообразны, неизвестны. Полагают, что эта игра родилась в Индии где-то около VI века нашей эры.

    Хотя в настоящее время международные шахматы подчинены единым правилам, в неевропейских странах существует много превосходных разновидностей этой игры, имеющих общее происхождение с международными шахматами. В современной Японии соги, японские шахматы, имеют так же много восторженных приверженцев и почитателей, как и игра го, хотя в западных странах известна только последняя. В соги играют на доске размером девять клеток на девять. Каждый из противников имеет по двадцать фигур.

    В начале игры фигуры выстраивают в три ряда. Так же как и в западных шахматах, игра считается выигранной, когда фигуре, которая ходит аналогично королю в наших шахматах, поставлен мат.

    Соги имеет любопытную особенность: взятые фигуры противника игрок может снова поставить на доску и использовать их как свои.

    Игра в китайские шахматы (цюнь ки) также заканчивается тогда, когда фигура, ходы которой напоминают ходы короля в западных шахматах, получает мат, но правила этой игры сильно отличаются от правил японских шахмат: тридцать две фигуры китайских шахмат стоят на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий 64-клеточной доски, разделенной посредине горизонтальным рядом пустых клеток, называемым «рекой». В третьем варианте игры - в корейские шахматы (тьян-кеуи) - фигуры ставят на пересечения вертикальных и горизонтальных линий, доска при этом размечена так же, как при игре в китайские шахматы. Единственное отличие состоит в том, что в корейских шахматах «река» специально не выделена, поэтому внешне доска выглядит как шахматная размером восемь клеток на девять. Фигур столько же, сколько в китайских шахматах, и называются они так же (кроме «короля»).

    Построение фигур в начале игры в китайских и корейских шахматах также одинаково, но правила и относительная ценность фигур в той и другой игре различны. Поклонники каждой из трех восточных разновидностей шахмат считают, что любой из двух остальных вариантов этой игры и западные шахматы во многом уступают избранному ими варианту этой древней игры.

    Правила игры в «марсианские» шахматы («джетан») разъяснил в приложении к своему роману «Шахматисты с Марса» Эдгар Р.

    Бьюрафс. В эту увлекательную игру полагается играть на стоклеточной шахматной доске необычными фигурами и по совершенно новым правилам. Например, принцесса (фигура, приблизительно соответствующая нашему королю) имеет право один раз за игру совершать «побег», что позволяет ей ходить на любое расстояние и в любом направлении.

    Кроме многочисленных национальных разновидностей шахмат, современные шахматисты, устав от ортодоксальной игры, изобрели множество самых причудливых игр, известных под названием «необычных», или «фантастических», шахмат. Среди многих игр этого типа, в которые можно играть на обычной доске размером восемь клеток на восемь, назовем лишь двухходовые шахматы, в которых каждый из игроков по очереди делает подряд два хода; игру, в которой у одного из противников нет пешек или, наоборот, вместо ферзя есть лишний ряд пешек; цилиндрические шахматы, в которых левый край доски считается склеенным с правым краем (если доска перед «склеиванием» перекручена на пол-оборота, то игра носит название «шахматы на листе Мёбиуса»); шахматы с переноской фигур, в которых любую фигуру можно водрузить на ладью и передвинуть на другое поле. Были изобретены десятки новых фигур, таких, как канцлер (соединяющий в себе ходы ладьи и коня), кентавр (ходящий одновременно и как слон и как конь) и даже нейтральные фигуры (например, голубой ферзь), которыми могут ходить оба противника. (В научно-фантастическом романе Л. Пэджетта «Необычные шахматы» войну выигрывает математик, любимым развлечением которого служат те самые фантастические шахматы, о которых мы только что говорили. Его разум, привыкший нарушать привычные правила, легко справляется с уравнением, кажущимся слишком сложным его более блестящим, но и мыслящим более ортодоксально коллегам.)

    В одну из старых, но от того не менее занимательных разновидностей фантастических шахмат, служащую прекрасным введением в более серьезные игры, играют следующим образом. Один из игроков расставляет свои шестнадцать фигур как обычно. У другого игрока имеется только одна фигура, которая называется «магараджа». В качестве магараджи можно использовать ферзя, но ходит эта «уникальная» фигура одновременно и как ферзь и как конь.

    Магараджу в начале игры ставят на любое поле, не находящееся под ударом пешки, после чего противник делает свой первый ход.

    Магараджа проигрывает, если его берут, и выигрывает, если он ставит мат королю противника. Заменять пешки, достигшие противоположного края доски, ферзями и другими фигурами запрещается.

    Без этой оговорки ничего не стоило бы нанести поражение магарадже: для этого было бы достаточно, чтобы обе ладейные пешки достигли противоположного края доски и стали ферзями. Поскольку обе эти пешки (так же, впрочем, как и другие) защищены, магараджа не может помешать им стать ферзями, а имея три ферзя и две ладьи, игру уже нетрудно выиграть.

    Может показаться, что и при сделанной оговорке шансы на выигрыш у магараджи остаются довольно низкими, но подвижность его настолько велика, что если он ходит активно и агрессивно, то часто оказывается в состоянии дать мат своему противнику уже вскоре после начала игры. Иногда магараджа расчищает доску от всех фигур противника и загоняет в угол оставшегося в полном одиночестве короля.

    Были изобретены и сотни таких игр, которые, хотя и используют обычную шахматную доску, не имеют ничего общего ни с шашками, ни с шахматами. Одной из лучших игр этого типа, на мой взгляд, является забытая ныне игра под названием «реверси». Для этой игры нужно взять 64 фишки, у которых верхняя сторона имеет один, а нижняя - другой цвет (например, черный и красный). Грубый набор фишек можно изготовить из окрашенного с одной стороны куска картона, вырезав из него и склеив небольшие кусочки.

    Еще лучше склеить набор фишек из недорогих шашек, пуговиц и т. п. Радость, которую новая игра доставит членам вашей семьи, вознаградит вас за хлопоты, связанные с изготовлением фишек.

    В начале игры в реверси доска пуста. Один из игроков берет 32 фишки красного цвета, другой - 32 фишки черного. Игроки по очереди ставят на доску по одной фишке в соответствии со следующими правилами.

    1. Первые четыре фишки должны стоять на четырех центральных клетках. Опыт показывает, что первому игроку выгодно ставить вторую фишку рядом с первой (как на рис. 203) или сверху или снизу от нее, но не по диагонали, хотя это не обязательно.

    Рис. 203 Начало партии в реверси. Клетки перенумерованы для удобства описания игры.

    Из тех же соображений второму игроку разумнее не ставить свою фишку по диагонали от первой фишки противника, в особенности если противник - новичок. Это даст возможность первому игроку при втором ходе занять невыгодную для него позицию на диагонали. Если в реверси играют знатоки, то начальная позиция имеет вид, показанный на рис. 203.

    2. Заполнив четыре центральные клетки, игроки продолжают выставлять на доску по одной фишке за один ход. Каждая фишка должна стоять на клетке, которая стороной или углом примыкает к клетке, занятой фишкой противника. Кроме того, новая фишка должна располагаться в одном вертикальном или горизонтальном ряду с другими фишками того же цвета. Между фишками одного цвета могут стоять фишки противника, но не должно быть пустых клеток. Иначе говоря, новую фишку нужно поставить так, чтобы она была одной из двух «дружественных» фишек, расположенных по обе стороны от одной неприятельской фишки или цепочки неприятельских фишек. Попав в «окружение», неприятельские фишки считаются захваченными в плен, но их не снимают с доски, а переворачивают, «обращая» в «своих». Их, так сказать, подвергают такой «обработке», что они меняют хозяев. Во время игры фишки с доски снимать нельзя, но их можно сколько угодно раз переворачивать.

    3. Если, поставив очередную фишку, игрок охватывает с флангов не одну, а несколько цепочек из фишек противника, то переворачивать фишки надо во всех цепочках, «попавших в окружение».

    4. Захватить неприятельскую фишку можно только в том случае, если при очередном вашем ходе она (или цепочка неприятельских фишек, в которую она входит) окажется зажатой между двумя вашими фишками. Цепочки фишек, которые оказываются ограниченными с двух сторон неприятельскими фишками по каким-нибудь другим причинам, захваченными в плен не считаются.

    5. Если игрок не может пойти, он пропускает свой ход. Пропускать ходы он должен до тех пор, пока не сможет сделать очередной ход с соблюдением всех правил.

    6. Игра заканчивается, когда либо все 64 клетки оказываются заполненными, либо ни один из игроков не может больше сделать ни одного хода (так может случиться, если у игрока вышли все фишки или если он не может сделать очередного хода, не нарушив при этом правил игры). Победителем считается тот, у кого на доске окажется больше фишек.

    Поясним правила на двух примерах. В позиции изображенной на рис. 203, черные могут пойти только на клетки 43, 44, 45 и 46.

    В каждом случае они берут и обращают одну светлую фишку. На рис. 204 светлые ходом на клетку 22 обращают сразу шесть черных фишек, стоящих на клетках 21, 29, 36, 30, 38 и 46.

    Рис. 204 Сделав следующий ход, «светлые» выигрывают у «черных» шесть фишек.

    В результате доска, на которой прежде господствовал черный цвет, заметно светлеет. Драматические переходы от одного цвета к другому вообще свойственны этой необычной игре, и часто до того, как сделаны последние ходы, бывает трудно сказать, кто из игроков имеет более выигрышную позицию. У игрока с меньшим числом фишек нередко оказывается более сильное позиционное преимущество.

    Несколько советов начинающим. В начале игры старайтесь по возможности ограничивать свои ходы шестнадцатью центральными квадратами. В особенности следует стремиться занять клетки 19, 22, 43 и 46. Вынужденный уйти из этого квадрата, первый игрок обычно оказывается в невыгодном положении. Вне шестнадцати центральных квадратов наибольшие преимущества дают угловые клетки доски. Чтобы не позволить противнику занять их, неразумно ставить свои фишки на клетки 10, 15, 50 и 55. Следующими после угловых по выгодности идут клетки, отстоящие от них на одну клетку C, 6, 17, 24, 41, 48, 59 и 62). Следует по возможности избегать таких ходов, которые позволяют противнику их занять.

    Остальные, более глубокие правила игры в реверси любой игрок, поднявшийся над уровнем новичка, сможет сформулировать самостоятельно.

    Анализ игры в реверси почти не проводился. Даже при игре на доске размером четыре клетки на четыре трудно сказать, кто из игроков имеет преимущество (если вообще кто-нибудь из игроков находится в более выгодном по сравнению со своим противником положении). Читатели могут попробовать свои силы в решении следующей задачи: может ли случиться так, что один из игроков на десятом ходу выиграет партию, обратив все фишки противника в свои?

    Честь изобретения реверси оспаривали друг у друга два англичанина-Льюис Уотерман и Джон У. Моллетт. Каждый из них всячески поносил своего соперника и называл его обманщиком. В конце восьмидесятых годов прошлого века, когда игра в реверси пользовалась огромной популярностью в Англии, оба соперника наперебой выпускали руководства по игре и даже основали (каждый в отдельности) собственные фирмы, выпускавшие доски и фишки.

    Для нас несущественно, кто изобрел реверси. Важно другое: в реверси сложность комбинаций сочетается с удивительной простотой правил, и эта игра никак не заслуживает забвения.

    При игре в магараджу всегда может выиграть тот участник, который играет полным набором традиционных шакматных фигур (разумеется, если он не будет допускать опрометчивых ходов).

    Наиболее эффективный план победной кампании над магараджей придумал Уильям Э. Радж. Если в рассуждениях Раджа нет внутренних противоречий (а, по-видимому, дело обстоит именно так), то магараджу всегда можно взять не более чем за 25 ходов.

    Теперь магараджа (М) вынужден отступить на седьмую или восьмую горизонталь:

    Этот ход делается только в том случае, если М находится на поле g7 . Он вынуждает М покинуть черную диагональ, идущую из левого нижнего угла доски в ее правый верхний угол, тем самым открывается возможность для следующих ходов:

    Этот ход нужен лишь в том случае, если М находится на поле f8 или g8 .

    Этот ход делают только в том случае, если М стоит на поле g8 .

    Следующим ходом берут магараджу.

    Ходы 1–4 и 5–9 можно переставить, сохраняя последовательность ходов внутри каждой группы. Необходимость в такой перестановке возникает, когда М блокирует какую-нибудь пешку. Ходы 15 и 22 -холостые, они нужны лишь в тех случаях, когда М находится на уже упоминавшихся полях. Ход 23 делается в случае необходимости лишь для того, чтобы заставить М перейти на левую половину доски.

    Относительно ранней истории реверси известно немного. Повидимому, впервые игра появилась в семидесятые годы прошлого столетия в Лондоне под названием «Захват». Играли в нее на доске, имевшей форму креста. Второй вариант игры, в котором использовалась уже обычная шахматная доска, назывался «Захват, или игра в реверси». К 1888 году за игрой окончательно установилось название реверси, и в Англии она стала почти повальным увлечением. Статьи о новой игре весной 1888 года печатала лондонская газета «Куин». Позднее лондонская фирма «Жак и сын» выпустила разновидность игры под названием «Королевское реверси». В нее играли кубиками, грани которых были окрашены в различные цвета. Описание «Королевского реверси» и вид доски можно увидеть на страницах 621–623 «Справочника по настольным играм» «профессора Гоффмана» (он же Анджело Льюис), давно уже ставшего библиографической редкостью.

    Позже реверси и близкие к нему игры появляются на прилавках магазинов под самыми различными названиями. Так, в 1938 году была выпущена игра «Хамелеон» - одна из разновидностей королевского реверси, а в 1960 году реверси вышло под псевдонимом «Соперник Лас-Вегаса». Игра, «Экзит», появившаяся в Англии в 1965 году, представляет собой не что иное, как реверси, в которое играют на доске с круглыми ячейками. Крышку к каждой ячейке можно сделать красной, голубой или белой (нейтральной), что позволяет обойтись без фишек.

    Можно ли, играя в реверси, выиграть партию за десять ходов, превратив все фишки противника в фишки своего цвета? Да, можно. В журнальном варианте этой главы я указал решение, которое мне казалось самым коротким из всех возможных в реверси партий (нечто, аналогичное вечному шаху в обычных шахматах): первый игрок одерживает победу на восьмом ходу. (Описание партии я нашел в одной из старых книг по реверсии.) Но двум читателям удалось придумать еще более короткие решения.

    Д. Г. Переграйн прислал следующую партию в шесть ходов:

    Немногим отличается от нее решение, найденное П. Петерсеном: