• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

    Конспект урока

    на тему

    «Имена существительные,

    которые имеют форму только

    единственного числа»

    (5 класс по программе «Школа 2100»)

    Составил учитель

    русского языка и литературы

    Исанова И.Г

    Мелеуз, 2013г.

    Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    1) М/п (метапредметная): извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему),

    владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

    2) 6ЛР (знание о языке как речевой деятельности): опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа,

    определять их тематическую принадлежность,

    различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).

    3) 3ЛР (овладение умениями различных видов устной и письменной речи): находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.

    Оборудование.

    1) Учебник «Русский язык. 5 кл.»: учеб. для образоват.учреждений: в 2-х кн. Кн. 2/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2012.

    2) Презентация к уроку prezent _ rus _5 kl _ ur 96 (сайт «Образовательная система «Школа 2100»)

    3) Компьютер, проектор.

    Ход урока

    I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    II. Проверка домашней работы. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.

    Коммуникативные УУД

    1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

    2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

    Сегодняшний урок начнем с проверки домашнего задания:

    1) прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию к упражнению 399;

    2) устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

    Примерный вопросный план

    1. Что обозначает имя существительное в единственном числе и во множественном числе?

    2. С помощью чего передается изменение имя существительного по числам?

    3. Что собой представляет форма двойственного числа имени существительного?

    4. Какие группы имен существительных имеют форму только множественного числа?

    Примерный рассказ на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

    В русском языке одним из непостоянных морфологических признаков имени существительного является категория числа. Имя существительное имеет форму единственного числа, когда предмет единичен, например: стол, окно. Имя существительное имеет форму множественного числа, когда предметов два и более, например: столы, окна.

    Изменение имя существительного по числам передается с помощью окончаний: месяц – месяцы, вечер – вечера.

    В древнерусском языке существовала особая форма двойственного числа, которая употреблялась для обозначения двух предметов, например: стол – единственное число, стола – двойственное число, что обозначало «два стола»; столы – множественное число. Когда формы двойственного числа стали исчезать из языка, дольше всего они сохранялись у слов, называющих парные предметы: глаза, бока, рога, рукава. Эти формы сохранились до нашего времени, но уже как формы именительного падежа множественного числа.

    Еще есть имена существительные, имеющие форму только множественного числа. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы – очки, брюки; вещества – чернила, сливки; явления природы – сумерки, заморозки; события – именины; отрезки времени – каникулы, сутки; игры – жмурки, шахматы; географические названия – Альпы, Карпаты.

    III . Мотивация целеполагания и определение цели урока.

    Регулятивные УУД

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    1) Проблемная ситуация. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.

    Работа с презентацией (prezent _ rus _5 kl _ ur 96).

    В своих лингвистических рассказах вы говорили о такой грамматической категории, как число. Давайте понаблюдаем еще. Посмотрите на картинки и скажите, что на них нарисовано.

    (На картинках - молоко, сахар, рис.)

    Что общего у этих слов?

    (Эти слова обозначают вещества.)

    (Нет. Эти предметы нельзя подсчитать.)

    Попробуйте «взвесить» или «налить» эти вещества.

    (Налить молока, взвесить два-три килограмма сахара, четыре тонны риса).

    Какое число вы получили?

    (Получилось двойственное число.)

    Попробуйте образовать от этих слов форму множественного числа. С какой проблемой вы столкнулись?

    (Проблема состоит в том, что форму множественного числа от данных слов образовать нельзя.)

    Сделайте вывод из сложившейся ситуации.

    (У данных слов нет формы множественного числа.)

    3) Формулировка темы урока и его целей обучающимися (при участии учителя).

    В начале урока мы говорили, что у имен существительных есть формы единственного и множественного числа, есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Такие существительные можно распределить по тематическим группам. Сейчас перед нами слова, у которых нет формы множественного числа. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Что узнаем нового? Сформулируйте цель нашего урока.

    (Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа и выделять группы таких слов).

    Давайте сравним вашу формулировку с формулировкой в учебнике на стр.223 к параграфу №45 (Обучающиеся читают).

    IV . Деятельность обучающихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока.

    Регулятивные УУД

    1. Искать пути решения проблемы.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию (текст в схему).

    2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

    1) Первичная деятельность учеников по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным (языковым) материалом.

    Прочитайте слова (работа с презентацией - prezent _ rus _5 kl _ ur 96).

    Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.

    Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.

    Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.

    Слова можно разбить на две группы. Первая – в ней то, что подсчитать нельзя, во второй - можно

    человечество человек

    родня родственник

    железо железка

    листва лист

    горох горошина

    Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.

    От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.

    2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).

    Какой вывод вы можете сделать?

    В русском языке есть имена существительные, имеющие форму

    только единственного числа.

    В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).

    Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.

    Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.

    1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)

    2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)

    3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)

    Давайте попробуем составить схему-опору по теме урока «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» Поработайте в парах.

    (После работы в парах на доске записываются несколько схем-опор).

    V. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

    Познавательные УУД

    1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

    2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

    3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).

    Коммуникативные УУД

    1. Свободно излагать свои мысли.

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    Сейчас проверим на практике, как можно использовать полученные знания о тематических группах. Например, упражнение 401 (развивается умение подбирать существительные только единственного числа) . (Читается задание) . Подсказка: слово должно называть либо совокупность чего­либо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).

    Дети - детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие); горошина – горох (продукт); молочный – молоко (продукт); нефтяник – нефть (вещество);пшеничный – пшеница (продукт); добряк – доброта (отвлеченное понятие); смельчак – смелость (отвлеченное понятие);синеет – синева (отвлеченное понятие); удалец – удаль (отвлеченное понятие);масленка – масло (продукт).

    (Упражнение выполняется устно)

    Это задание было легким, и делали мы его все вместе. Усложним. Сейчас каждый из вас, выполняя упражнение 403 (развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа) самостоятельно выпишет имена существительные по группам: 1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;

    2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

    3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

    Затем мы проведем взаимопроверку, а потом вместе поразмышляем о смысле данного стихотворения.

    1) Имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа – простор, бор, ствол, смола, даль, чаща, муравейник, белка, стрелка, сосна, лес, старик, след, год, игла, шишка, муравей;

    2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;

    3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.

    После плодотворной практической работы перейдем к обобщению. Теперь мы все знаем о такой категории, как число имён существительных. Попробуем наши знания преобразовать в таблицу, т.е. систематизировать.

    ( Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных».)

    Заполните таблицу.

    Число

    Значение

    Пример

    (Обучающиеся заполняют таблицу)

    Число

    Значение

    Пример

    Ед.ч. – мн.ч.

    один предмет – много предметов

    друг – друзья, лес – леса

    Только мн.ч.

    1) составные («парные») предметы

    2) вещества (продукты)

    3) явления природы

    4) события

    5) отрезки времени

    6) игры

    очки, клещи

    духи, рожки

    заморозки, сумерки

    крестины, проводы

    сутки, будни

    шашки, прятки

    Только ед.ч.

    1) вещества (продукты)

    2) совокупность

    3) отвлечённые понятия

    золото, мясо

    молодежь, старьё

    отвага, баловство

    Проверьте себя (проецируется на экран таблица). Вы справились с этим заданием.

    VI . Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    1 ) Рефлексия обучающихся (Я ЗНАЮ…; Я УМЕЮ…).

    Наш урок подходит к концу, и хотелось бы подвести итог. Сделать его нам поможет фраза: «Я знаю ключевые слова сегодняшней темы…». Продолжите мое предложение.

    Имена существительные только единственного числа, тематические группы имен существительных только единственного числа: 1) вещества (продукты); 2) совокупность; 3) отвлечённые понятия и т.д.

    2) Оценивание обучающимися своей учебной работы на уроке (в рамках первичной проверки сформированности умений).

    По каким критериям будете оценивать себя?

    3) Оценивание учителем достижений учеников на уроке (общая оценка коллективного труда на уроке; оценка учебной деятельности учеников в парах и группах; индивидуальная оценка, выставленная отдельным ученикам).

    VII . Домашнее задание упражнение 405 (учитель предлагает дополнить каждую группу тремя-четырьмя словами). Остальные задания выполняются в полном объеме.

    Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

    Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

    Существительные единственного числа

    С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

    Существительные множественного числа

    Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

    Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

    О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

    Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

    А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

    Образование форм множественного числа: особенности

    Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

    В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

    Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

    Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

    В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

    Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

    Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

    Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

    Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

    Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

    Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

    Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

    Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

    Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

    Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

    Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

    Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

    Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.


    Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.




    Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.




    Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой


    Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)








    Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.







    ЦЕЛИ:

    • знать : об именах существительных, имеющих форму только единственного числа;
    • уметь : употреблять указанные имена существительные в сочетании с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

    Ход урока

    1. САМОДИКТАНТ.

    2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.

    а) Списать предложение.

    б) Вставить пропущенные буквы.

    в) Раскрыть скобки.

    г) Объяснить орфограммы.

    3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.

    б) Определите род и число: единственное число.

    в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?

    С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я).

    г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа .)

    д) Дать характеристику предложения:

    1) (Что?) «солнце, воздух, влага» – это подлежащие, выраженные именами существительными.

    2) О них (что говорится?), что они «повышают». Это сказуемое, выраженное глаголом.

    3) «Повышают» (что?) урожайность. Это дополнение, выраженное именем существительным.

    4) «Солнце», « воздух», «влага» - однородные подлежащие, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Первое и второе подлежащие соединяются интонацией перечисления, они разделяются запятой, Второе и третье – соединяются союзом «и», который является одиночным, в этом случае запятая не ставится.

    5) Предложение по интонации - повествовательное, по цели высказывания – невосклицательное.

    6) Распространенное.

    4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

    Тема сегодняшнего нашего урока, дружно читаем на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Будем учиться различать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа от тех, которые имеют два числа. Стоят хорошие «погоды». Можно так сказать? Слово «погода» не имеет формы множественного числа. Могут быть и «затяжные дожди», проходить «сильные грозы», свирепствовать «сильные вьюги и метели», но «погода» - отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная - все же останется «погодой», именем существительным в единственном числе.

    5. РАБОТА С КНИГОЙ.

    Стр.206, читаем правило.

    На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.

    1. Вещественные: молоко, сметана, бензин, керосин, кефир.
    2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота, доброта, строгость.
    3. С обирательные: учительство, боярство, кулачество, листва.
    4. Собственные: Кавказ, Урал, журнал «Крокодил», Электросталь.

    6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ .

    Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.

    Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

    В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.

    Во второй столбик - дрожжи, сливки.

    – Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?

    7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:

    ед.ч.и мн.ч.

    Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.

    – Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа ).

    – Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение ).

    – Что такое синонимы? Найди их в наших словах.

    8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.

    Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.

    – Что такое антонимы? На доске:

    9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).

    Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.

    Придумать предложение с одним из слов.

    10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.

    У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.

    Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …(весна) все же придет.

    11. ИТОГ УРОКА.

    Что нового узнали на уроке?

    12. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

    Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

    Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

    Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

    Имена существительные: число

    Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

    Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

    Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

    • сплетни;
    • вожжи;
    • лыжи.

    Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

    • сплетня;
    • вожжа;
    • лыжа.

    Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

    • вещественные;
    • собирательные;
    • отвлеченные;

    Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

    Обозначение вещества, материала

    Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

    • сахар;
    • молоко;
    • бензин;
    • вода;
    • асфальт;
    • хлопок;
    • керамика;
    • фарфор.

    От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

    Существительные только единственного числа: примеры собирательных

    Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

    • студенчество (все, кто обучается в вузах);
    • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
    • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
    • детство (от 0 до 18 лет).

    Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

    • листва;
    • ельник;
    • флора.

    Это просто следует запомнить.

    Отвлеченные существительные

    Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

    • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
    • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

    Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

    Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

    • беготня;
    • сила;
    • агрессия;
    • духота;
    • честность.

    (Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

    Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

    • употребляемые в двух числах;
    • только в единственном;
    • только во множественном.

    Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

    Признаки: существительное неодушевленное, собственное

    Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

    1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
    2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

    Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

    • Москва.
    • Волга.
    • Меркурий.
    • Урал.
    • Уругвай.

    Это касается и составных наименований:

    • "Первый канал";
    • программа "Вокруг света";
    • картина "Мона Лиза".

    Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

    Следует запомнить

    В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

    • темя;
    • бремя;
    • вымя;
    • пламя.

    Но племя - племена, семя - семена.

    Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

    Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с