• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Введение

    На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Современное реформирование государственно-правовой систем России актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать проблему политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

    Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

    Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

    На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.

    Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).

    Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г. и другие.

    Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

    Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.

    Глава 1 Политический плюрализм

    1.1 Понятия и признаки политического плюрализма

    Наша жизнь стремительно меняется. Изменяются и наши взгляды. Долгие годы привычным было утверждение о громадной и всеобъемлющей роли государства, которое как бы заполняло своей деятельностью все клетки, ячейки общества, да и жизнь граждан. Общество рассматривалось, как государственно-организованное, и оно как будто и не имело собственных контуров. Объём “негосударственного” был невелик и считался малозначительным. Государство было господином судьбы, а общество - подвижным фоном его существования.


    Носителем государственной власти в нашей стране выступала Коммунистическая партия, полностью контролирующая общественную идеологию и политические процессы, подавляющая любые проявления инакомыслия, уклонения от участия в строительстве социализма.

    Сужение общественной жизнедеятельности, узурпация государством всего и вся неминуемо стали приводить к застойным, а то и кризисным явлениям экономического и политического характера, признакам паралича общественной мысли и действия.

    Теперь в нашей стране взят курс на построение демократического правового государства. Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации. Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие - многопартийность (ст. 13 Конституции).

    Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, - писал Ю.С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, - никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.

    Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот. Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный) - один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из Аристотелева определения, что "люди по природе своей социальные существа" и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки.

    Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия. Культура политического плюрализма стала утверждаться в западных странах со времен установления конституционализма, парламентаризма, многопартийности. В основе правил политического плюрализма лежит признание сохранения мира в обществе как абсолютной ценности: все позиции, интересы признаются правомерными, если они не направлены против общепринятых нравственных, экономических, политических устоев общества, не аппелируют к насилию.

    В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой «плюралистической демократии», в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия. Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов.

    Политический плюрализм - осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит. Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества.

    Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на известную удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократической. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как бы дважды представлены - выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.

    Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а - отрицательная частица, nomos - закон, то есть аномия - отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество.

    Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.

    Таким образом, мы выяснили следующее:

    Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот.

    Политический плюрализм - осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений.

    Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга.

    Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия.

    В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой «плюралистической демократии», в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы.

    Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми.

    Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию народных масс.

    1.2 Принцип политического плюрализма в государственном праве РФ.

    Идеологическое многообразие

    Идеологи является сложным духовным образованием. Она включает в себя определённую теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношение людей между собой, а так же вытекающие из этой системы программы действия и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

    Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создаётся мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированым, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определённых социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

    Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определённых социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей 18 века в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

    Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологий начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных, и кончая неоэкстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правового или левого толка давно уже представляют серьёзную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

    Так, фашистская идеология, ядро которой составляют идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармони (теория народного сообщества и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тоталитарно государства»), сочетающиеся с крикливой демагогией, чтобы замаскировать истинное содержание этой идеологии, стало теоретической основой и программой действий мощного политического течения. Оно привело к власти в ряде стран (Германия, Италия и др.) наиболее реакционные и агрессивные силы. В результате к середине 30-х годов фашизм представлял смертельную угрозу для всего человечества, поставив под вопрос существовании многих народов и стран. Только разгром в 1945 году фашистской Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР позволил остановить экспансию фашизма и насильственное распространение его идей.

    Серьёзной угрозой для демократических стран является так же левый экстремизм, который под флагом революционности, утверждает право и методы индивидуального террора.

    Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоёв или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.

    Убедительным свидетельством тому может служить марксистская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных политических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений. Однако, положение коренным образом изменилось, когда в результате Октябрьской революции 1917 года в России сторонники марксизма пришли к власти. С этого времени марксизм становится в России, а затем и в СССР не только идеологией правящей партии, но и государственной идеологией советского государства, обязательной для всех её граждан.

    Уже в первой советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 года в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (статья 3). Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистической революции (статья 23). Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой другой идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

    Надо сказать, что уже 9 ноября (27 октября) 1917 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «о печати», которым запрещались все оппозиционные советской власти издания. При этом Рабочее и крестьянское Правительство обращало внимание населения на то, что «в нашем обществе за этой либеральной ширмой (имелись в виду оппозиционные издания) фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс». Следовательно, такого рода свобода этим Декретом сохранялась лишь за государством и господствующей в нём идеологией.

    Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы (свобода слова, свобода печати и т.д.) только «в целях укрепления социалистического строя» (статья 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целя критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.

    Однако наиболее откровенно идеология марксизма была объявлена официальной, государственно в Конституции СССР 1977 года. Уже в преамбуле этой Конституции устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества», что советское общество – это общество высокой идейности, что советский народ руководствуется идеями научного коммунизма. А статья 6 устанавливала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза, существующая для народа и служащая народу. «Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия, - указывалось в этой статье, - определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно-обоснованный характер в его борьбе за победу коммунизма».

    Даже после исключении из Конституции 1977 года статьи, предусматривающей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, в этой конституции были сохранены статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (статья 47), а политические права и свободы – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (статья 50).

    Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия, как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключат возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, -предусмотрено в Конституции (статья 13), - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть идеологическое многообразие, признанное государством.

    Идеологическое многообразие свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. наиболее важные гарантии действенности, рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

    Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путём разработки программных документов, законопроектов и т.д.

    Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы гос. власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственно аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы гос. власти и органы местного самоуправления, прежде всего путём активного участия в избирательных компаниях.

    Итак, идеологическое многообразие - конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

    27.Правовое государство.

    28.Политическая жизнь современной России.

    29.Политическая культура.

    Категория «политический плюрализм» имеет достаточно широкое толкование, причиной такого является вполне объяснимое свойство самой политики, которая трактуется, как на обыденном, так и на научном уровнях, тоже очень широко. Среди этого разнообразия трактовок и интерпретаций плюрализма, можно выделить одно свойство, объединяющее все подходы к пониманию плюрализма как такового - принцип политического плюрализма выступает полным отрицанием политического монополизма в жизни общества.

    Разнообразие и разнородность элементов и организации общества является одним из ключевых его параметров, но совсем не единственным. Политический плюрализм предполагает и ряд иных признаков, которые напрямую или опосредованно связаны и взаимодействуют друг с другом и выступают в совокупности характеристиками плюрализма как политического явления.

    Например, политический плюрализм видит в конкуренции и соперничестве и лидеров не только проявление демократический власти, но и ресурс, который стимулирует развитие многообразия политических институтов общества, которые, в свою очередь, будут отражать интересы наиболее широкого социального круга людей. Такое многообразие способствует и более качественной конструкции власти, именно при такой модели обеспечивается эффективное применение системы балансов властных полномочий, сдержек, взаимоконтроля и взаимоотчетности.

    Существенным признаком, который включает в себя политический плюрализм, является автономность и равноправие на социальном уровне. Только когда каждый член общества, несмотря на принадлежность к какому-либо политическому институту, будет свободен в политическом выборе, только тогда в обществе в целом создаются необходимые условия для развития политического творчества масс, рационального поиска наиболее эффективных путей развития для всего общества.

    Политический плюрализм предполагает также отказ от насилия и диктата, как форм ведения и организации политического взаимодействия между агентами политической деятельности. Разрешение политических противоречий и конфликтов на основе плюралистического подхода предусматривает возможность решения проблем только мирными средствами. При этом всегда признается возможность нахождения компромисса, консенсуса, но, даже если такой вариант невозможен, обязательными принципами политического взаимодействия остаются терпимость к политическому оппоненту, взаимное уважение личности.

    Институциональным проявлением плюрализма в любом обществе является многопартийность. Под ней понимается легальное действие на политическом поле в рамках закона, двух и более политических партий, представляющих интересы каких-либо социальных слоев общества. При этом не надо смешивать многопартийность как систему организации политической власти в стране, когда она выступает, например, только как вынужденная мера некоторых политических сил, создания блока или коалиции ради удержания власти.

    Кроме того, общепризнано, что более эффективны с точки зрения выработки рациональных подходов к формулированию перспективных задач развития всего общества. Хотя и они не идеальны. Многочисленные примеры организации политической жизни в странах Запада, дают возможность убедиться в том, что при формальной декларации политического плюрализма в этих странах, многие независимые политические агенты просто не в состоянии не только получить властные полномочия и формальные атрибуты власти, но не могут даже получить доступ к средствам массовой информации, чтобы публично выразить свои и предпочтения.

    Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

    Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, ч. 1,2 Конституции).

    Российская Федерация провозглашается светским государством (ст.14 Конституции РФ). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13, ч.3,4,5 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т. д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ни чего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, которые ведут к распаду социального управления.

    Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере реализованы только в рамках конституционности. Это означает, что необходима чёткая правовая, и прежде всего, конституционная, основа для функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право гражданам на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям.

    Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

    Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений, участвующих в политическом процессе и составляющих институты политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закреплённым обязанностям со стороны государства и его органов.

    Наиболее важные объединения граждан - политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

    Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

    Партийные системы современных демократических стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству.

    Необходимость многопартийности в демократических странах и её специфические черты объясняются прежде всего тем, что социальной многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоёв и групп с противоречивыми интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нём конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

    Политический плюрализм - это возможность не только состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять, ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо от их партийной принадлежности.

    Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Вот почему при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

    Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

    Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

    не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

    Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

    Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

    Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

    Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

    Компоненты политического плюрализма:

    Многообразие политических идей и организационных форм;

    Отрицание моноцентризма;

    Свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

    Уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

    Наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

    Ограничение центральной власти, разделение властей;

    Возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

    Идеологическое многообразие;

    Запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

    Светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

    Признание политического многообразия и многопартийности;

    Равенство всех общественных объединений перед законом.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5,6.

    Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. 1989. № 6.

    Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 81-84.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 240-241.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 263-267.

    Политические проблемы теории государства. М., 1993.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.248.

    Политология:. Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл.9.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 120-122.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 130-140.

    Слово «плюрализм» означает «множественность», «разно­мыслие».

    Политический плюрализм - это принцип, содействующий су­ществованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной влас­ти.

    Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

    Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляет­ся не только в общественном сознании, но и в политической прак­тике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

    Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в произ­водстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятель­ности.

    Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по от­ношению ко всем группам в обществе.

    Политический плюрализм связан с многопартийностью, кон­куренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возмож­ность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппози­цию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

    Политический плюрализм означает:

    Многообразие политических идей и организационных форм;

    Отрицание моноцентризма;

    Свободу объединения людей в партии и иные законные орга-| низации;

    Уважительное отношение к противоположным взглядам,) инакомыслию;

    Наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3 тельность;

    Ограничение центральной власти, разделение властей;

    Возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак­ терные черты политического плюрализма:

    Идеологическое многообразие;

    Запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го­ сударственной или обязательной;

    Светский характер государства (в связи с чем никакая рели­ гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);

    Признание политического многообразия и многопартий­ ности;

    Равенство всех общественных объединений перед законом.

    Политическим плюрализмом называется такое состояние в об­ществе и государстве, когда никакая идеология не получает юри­дически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут со­здаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокуп­ность взглядов на общество, государство, их соотношение и пер­спективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собствен­ности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по пово­ду собственности, труда и власти; политического режима как ре­альной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями.

    Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Ут­верждать иное - значит вводить людей в заблуждение. Чтобы раз­виваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть - хотим мы признать или нет - выбор определенных идеологичес­ких установок (С.А. Авакьян).

    Любое государство официальную идеологию воплощает в кон­ституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

    2. Назовите функции политической системы общества.

    3. Каково место государства в политической системе общества?

    4. Какова роль права в политической системе общества?

    5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити­ ческих партий?

    6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви­ жения?

    7. Что такое политический плюрализм?

    Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

    Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

    Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65- 67.

    Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217-218.

    Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

    Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.

    Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.

    Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

    Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80-82.

    Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль­ко. М., 1999.

    Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.

    Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

    Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общест­ва: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

    Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.

    Еще по теме § 7. Понятие и основные черты политического плюрализма:

    1. 1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения
    2. 9.6. Профсоюз: понятие, основные черты, права и их гарантии
    3. Понятие, основные черты и виды административного процесса
    4. § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
    5. 9.1. Понятие, основные черты и виды общественного объединения
    6. Понятие административно-правовых отношений и их основные черты
    7. § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
    8. 3.3.1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА
    9. § 1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура
    10. 14.1. Понятие и основные черты административной юрисдикции

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право -