• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Шахматы – игра с древней историей. Это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, еще это тренажер для мозга, увеличивающий интеллектуальные способности.

    Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат.

    Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение последовательных цепочек. Не менее значима работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы интенсивно используются в шахматах: игрок использует долговременную и оперативную память, используя визуальную, цифровую и цветовую информацию.

    Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.

    Влияние на детей

    Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. У ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, формируется эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. Поражения учат его стойко переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать свои поступки, извлекая нужный опыт.

    Вред шахмат

    Увлекаясь игрой, человек начинает вести малоподвижный образ жизни, ведь игра иногда длится несколько часов. Требуется концентрация внимания, усидчивость и предельно точный расчет каждого шага. Люди со слабой нервной системой тяжело переживают проигрыш, внешне этого не демонстрируя, впадают в уныние. Поражения могут стать причиной развития апатии и депрессии. Дети, которые увлекаются шахматами, акцентируют внимание на игре, затрачивая свободное время на чтение книг по шахматам, на турниры и тренировки, и забывают про физическое развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата. Не зря сложился стереотип, что шахматист – худощавый очкарик с шахматной доской под мышкой, не способный ответить на физические нападки и защитить себя.

    День добрый, дорогой друг!

    Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.

    Полезность

    Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.

    В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.

    Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.

    Преимущества шахмат довольно очевидны . Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.

    Логическое мышление

    Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.

    Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма , становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.

    Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.

    Творческое начало

    Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.

    Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.


    Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность .

    Возможно, вы знаете, что гроссмейстер был всемирно известным музыкантом, чемпион мира великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.

    Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже примеры, повторяться не будем.

    Самостоятельность

    За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно , спросить совета не у кого.

    Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.

    Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.

    Ответственность

    Самостоятельность формирует ответственность . Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.

    Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.

    Эмоциональный интеллект

    Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.

    Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.

    Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми , ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.

    Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.

    Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.

    Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».

    Обратная сторона медали

    Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.

    Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.

    1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.

    Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.


    Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

    2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип . Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило .

    Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.

    Резюме

    Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.

    Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.


    Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».

    Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу .

    Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.

    Благодарю за интерес к статье.

    Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
    • Напишите комментарий (внизу страницы)
    • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

    «Конь ходит буквой «Г!» – пожалуй, первое, что приходит на ум, когда речь заходит о шахматах. А ведь эта древняя мудрая игра может стать не только увлекательным занятием для долгих зимних вечеров, но и – не удивляйтесь – помочь в воспитании детей. Запишите ребенка в шахматную секцию, и он наверняка удивит вас. Пусть он и не станет международным гроссмейстером, но поводов для гордости будет достаточно!

    Шахматы: история и современность

    Сами по себе шахматы интересны уже тем, что сочетают элементы игры, искусства и спорта. Шахматам не менее полутора тысяч лет. Согласно наиболее распространенной версии, шахматы, вернее игра-прародитель, появились в Индии, и затем через страны Юго-Восточной Азии и Арабского Востока попали в Европу и Африку. Стандартные правила современной игры появились в XIX веке с началом проведения систематических международных турниров.

    Мир играет в шахматы много веков подряд. Среди поклонников шахмат были и писатель Лев Николаевич Толстой, и химик Дмитрий Иванович Менделеев, и художник Архип Куинджи, и музыкант Рэй Чарльз. Вашему ребенку любопытно будет узнать, что шахматами увлекаются наши современники – например, символ мужественности и силы Арнольд Шварценеггер.

    Чем полезны шахматы для развития ребенка

    Итак, на дворе холодно, ребенок гораздо меньше проводит времени на улице, а дома не расстается с компьютером? Идем в шахматную секцию! Вот какие проблемы и задачи помогут решить шахматы:

    1. Развитие усидчивости и концентрации внимания. Шахматы – игра настольная и предполагает, что какое-то время ребенок посвятит спокойному занятию. Ему потребуется усвоить много новой информации: расположение фигур на доске и правила игры, множество вариантов и комбинаций ходов. При этом ребенку не будет скучно: у него будут, как минимум, партнер по игре и наставник. В небольшой компании, в процессе общения ребенок легче научится сосредотачиваться на изучении чего-то нового и решать конкретные задачи не вскакивая и не отвлекаясь.
    2. Установка «сначала подумай, потом делай» . Шахматы научат ребенка обдумывать свой ход, прежде чем сделать его. Он будет лучше понимать, что совершенный им поступок, подобно ходу в шахматной партии, приведет к определенным последствиям. Это сработает гораздо эффективнее поучений вроде: «Думай, прежде чем делать!» Осознав, что неверные шаги могут порой фатально изменить ситуацию на шахматной доске и ход игры в целом, ребенок постепенно начнет использовать эту модель поведения и в жизни. Помогите ему – подведите к мысли о том, что, прежде чем сделать что-то, необходимо проанализировать ситуацию, не спешить действовать.
    3. Тренировка быстроты реакции. Парадокс шахмат состоит в том, что ситуация на доске порой меняется стремительно и требует быстрых и решительных действий. Шахматы научат ребенка быстрее реагировать на изменение условий и обстоятельств, действовать более решительно.
    4. Выработка умения справляться с ситуацией отказа. Часто в ходе шахматной партии игрокам приходится жертвовать менее значимыми фигурами ради спасения более значимых. Очень важно акцентировать на этом внимание маленького игрока: на наглядном примере игры ему проще будет понять, что в жизни есть вещи главные и второстепенные, что ради чего-то большого и очень важного приходится иногда отказываться от чего-то желанного, но не столь значительного. Проводите аналогии с шахматами, и ситуацию необходимого отказа ребенок будет видеть уже в несколько ином свете и воспринимать не так болезненно.
    5. Развитие «внутренних часов» и умения ориентироваться во времени. С XIX века в шахматных партиях используется контроль времени. Необходимость учитывать время на обдумывание хода, принятие решения и действие даст ребенку более четкое понимание временных границ. Ему станет легче определять, сколько времени займет у него то или иное дело. Это намного упростит соблюдение режима дня, сделает ребенка более организованным, собранным.
    6. Тренировка запоминания и использования накопленной информации. Шахматы прекрасно тренируют память и развивают внимание. Это не только запоминание вариантов и схем игры, но и применение их на практике. Таким образом, шахматы не только помогут ребенку научиться держать в поле своего внимания множество деталей одновременно, но и научат оперативно «извлекать» и использовать полученные прежде знания.
    7. Развитие мышления и логики. Шахматы, бесспорно, развивают логическое мышление. За время партии маленькому шахматисту не раз придется анализировать ситуацию на доске и делать выводы. Со временем он сам себе усложнит задачу: будет пробовать взглянуть на ход игры глазами соперника, просчитать его возможные ответные ходы. Такой логический анализ вдвойне полезен, так как подвергается немедленной практической проверке. В свою очередь это побуждает ребенка анализировать свои ошибки. Согласитесь, подобные навыки не раз пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни.
    8. Повышение самооценки . Дети часто испытывают проблемы самооценки по целому ряду причин. Отношения с родителями, учителями, сверстниками далеко не всегда безоблачны, а успехи в учебе непостоянны. Порой ребенок может думать о себе хуже, чем он того заслуживает, излишне драматизировать ссоры с друзьями, оценки и замечания педагогов, критику родителей. Малыш может замкнуться, или, напротив, проявлять показную агрессию. Нередко дети с заниженной самооценкой растут неуверенными в себе, боятся мечтать и строить планы на будущее, считают себя недостойными любви родителей и уважения друзей. Не превознося и не перехваливая любимое чадо, все же дайте ему понять, что «шахматы – игра умных», что если он уступает друзьям, к примеру, в физической силе или ловкости, то, возможно, превосходит их в скорости анализа и оценки ситуации. Аккуратно и вовремя дав ребенку понять, что он лучше, умнее, чем ему внушали или он привык о себе думать, вы тем самым дадите ему победный настрой: «Если ты играешь в такую «умную» игру, как шахматы, то исправить тройку по математике для тебя сущий пустяк!». Победы в игре дадут ребенку стимул добиваться побед и в учебе, а проигрыши научат воспринимать неудачи как указания на слабые места, которые нужно «подтянуть».
    9. Улучшение успеваемости по школьным предметам. Наблюдения показали: у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость и по остальным предметам. Расскажите ребенку о великих исторических личностях, игравших в шахматы, приведите примеры из книг – чувствуя свою причастность к ним посредством шахмат, ребенок наверняка проявит повышенный интерес и к истории, и к литературе.
    10. Новые друзья и знакомые. Новые друзья, с которыми ребенка связывают общие ценности, – это всегда хорошо. Не только в самой секции, но и на соревнованиях юный шахматист встретит интересных людей разного возраста, что значительно обогатит его кругозор, словарный запас и жизненный опыт.

    Так стоит ли записать ребенка в шахматную секцию? Разумеется, стоит, и пусть тихая игра принесет множество громких побед!

    По мере взросления ребёнка, примерно к концу детского сада – первому классу, перед родителями возникает вопрос – в какой кружок или секцию отправить малыша. Начинается лихорадочный перебор – английский, музыка, рисование, гимнастика и т.д. Бывает, что кто-то из родителей вспоминает (или сам играет) о шахматах. Для тех родителей, которые колеблются, не знают учить шахматам или нет и написана эта статья.

    Чему же конкретно учат шахматы ?

    Занятия шахматами учат выделять главные, наибо­лее существенные характеристики и особенности конкретной ситуа­ции.

    Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти.

    Шахматы учат высокой дисциплине мышле­ния и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания, развивают способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами».

    Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, стимулируют развитие фантазии , вообра­жения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения.

    Игра заметно воздействует на характер человека в целом . Не случайно первый чемпион мира И. Стейниц писал, что шахматы - не для людей слабых духом.

    Активность, настойчивость, целеустремлен­ность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей.

    Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля . Совершенствуясь в игре, шахматист неиз­бежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контро­лировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

    Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка . Шахматы учат ждать благоприятного момента , не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п.

    Шахматы - полезная школа для воспита­ния стойкости и упорства в экстремальных ситуациях , поскольку выбор хода требует от шахматиста решительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время, сочетая риск с повышенной ответственно­стью и осмотрительностью .

    Шахматы развивают объективное отношение к себе . Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становят­ся, следовательно, средством самовоспитания. Шахматы формируют объективную оценку соперников, других людей .

    Шахматы - мощный стимул развития любознательности.

    Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кру­гозор.

    Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.

    Опыт показы­вает, что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и дру­гих естественных и гуманитарных предметов.

    В последнее время научные исследования, посвященные теоре­тическим и опытно-экспериментальным доказательствам психо­лого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. В школах, в которых шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шах­маты преподавались, значительно вырос, повысилась их успевае­мость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, организованности, развитие фантазии и воображе­ния.

    Более 1,5 тысяч лет назад в Индии возник прообраз игры, которую сегодня мы называем шахматы. Со временем она проникла в Европу, Россию и стала популярной среди дворянского сословия, особенно в дипломатической среде. Примерно с середины 19 века игра перестала быть привилегией знати и завоевала истинную народную любовь. Начали проводиться международные турниры и матчи, появился первый чемпион мира по шахматам. Им стал немецкий мастер Вильгельм Стейниц.

    Уже тогда люди нередко задавались вопросом – что развивают шахматы, какую пользу можно получить для своего развития, регулярно участвуя в сражениях на 64 клетках? Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». Но это общие слова, которые любят цитировать к месту и не к месту, когда разговор заходит об упомянутой игре. Мы же хотим разобраться более конкретно в данной теме.

    Под увеличительным стеклом

    Для начала попробуем дать определение этому феномену, рождение которого теряется в глубине далеких веков. Шахматы – настольная игра с многослойной логикой и своим игровым миром, живущим по строгим и, казалось бы, незыблемым законам. Однако вся прелесть шахмат заключается в том, что эти законы можно нарушать (мы имеем в виду не правила игры) и очень часто нарушитель оказывается прав.

    Партия течет спокойно и неторопливо, и вдруг взрыв, удар молнии – жертвуется одна фигура, вторая… На ровном месте возникает стремительная и сокрушительная матовая атака. Всего несколько ходов, а как изменилось течение игры! Армия противника в панике, и вражеский король вынужден склонить голову. Это и есть высшая логика шахматной игры и ее очарование! Вот что такое шахматы. Конечно, данное определение немного эмоционально и далеко не полно, но в целом отражает одну из самых привлекательных сторон древней игры.

    Ну а теперь посмотрим, что, кроме чувства победы над противником и удовлетворения от хорошей игры, дают шахматы человеку.

    Общая тренировка

    Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

    Логика

    Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

    Анализ и планирование

    Одна из главных составляющих шахмат – анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

    Память

    Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память – и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

    Концентрация и внимание

    Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

    Выработка воли и характера

    Конечная цель любой шахматной партии – победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.

    Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично – наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

    Развитие целеустремленности

    Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

    Развитие способности к обучению

    Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто.

    В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу. Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

    Развитие творческих возможностей

    Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

    Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Знакомая картина? Это так и называют – муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка – ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

    Умение мыслить системно и нестандартно

    Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

    Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

    Подводя итоги

    Итак, мы детально разобрались, что развивают шахматы у детей и взрослых. Можно смело утверждать, что эта игра полезна в любом возрасте. Ведь, в отличие от физических нагрузок, у шахмат нет противопоказаний. Они доступны и для здорового, и для больного человека. Заниматься ими можно в любом возрасте. Конечно, лучше начинать осваивать столь мудрую игру в раннем детстве. В принципе, это же можно сказать о большинстве видов спорта.