• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Валентин Иосифович Гафт - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

    Всероссийскую любовь завоевал после съемок в фильмах Эльдара Рязанова «Гараж», «О бедном гусара замолвите слово».

    Валентин Гафт википедия: краткая биография

    Будущий актер родился в Москве в сентябре 1935 года. Родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941 году Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым.

    Жилище семьи Гафтов располагалось на столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.

    Гафт увлекся театром рано. Впервые мальчик попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Юный зритель поначалу даже не понял, что на сцене играют. Позднее, участвуя в школьной самодеятельности, Валентин осознал, что такое актерское ремесло. Театр и мир закулисья настолько увлек юного Гафта, что в старших классах юноша уже четко осознавал, кем будет во взрослой жизни.

    Валентин Иосифович тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в собственных актерских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актер Сергей Столяров. Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошел к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал.

    Советы мастера помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошел во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ юношу взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына, когда тот был зачислен в театральный вуз.

    В 1957 году Валентин Гафт окончил Школу-студию, получив основы актерского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры российского кинематографа.

    Валентин Гафт википедия: работа в театре

    В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились.

    Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей — графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт. Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской.

    1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой. Валентин Гафт много лет служит в театре «Современник»

    В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр «Современник». Он стал его родным домом.

    Валентин Гафт википедия: кинематография актера

    Дебютировал в кино в 1956 году в фильме Убийство на улице Данте.

    В 1975 году Валентин Гафт сыграл главную роль в фильме-спектакле «Из записок Лопахина».

    Гафта стали активно снимать в фильмах для телевидения: «Дневном поезде», «Тайне Эдвина Друда», «Коте домашнем средней пушистости», «Будденброках», «Гонках по вертикали», «Визите к минотавру».

    Судьбоносным для Валентина Гафта стал фильм «Гараж» (1979). Председателя кооператива должен был сыграть Александр Ширвиндт, но он отказался в последний момент. По совету Лии Ахеджаковой Эльдар Рязанов пригласил на пробы Валентина Гафта, снимавшегося в соседнем павильоне. Случайная работа переросла в плодотворное сотрудничество.

    Благодаря фильмам Рязанова Валентин Гафт стал известен широкой публике.

    Валентин Гафт википедия: личная жизнь

    Первой супругой Гафта была модель Елена Изоргина. Второй раз он женился на балерине Инне Елисеевой, но развёлся в начале 80-х годов. В этом браке у актёра родилась единственная дочь Ольга.

    После развода дочь осталась с матерью, но поддерживала отношения и с отцом. Ольга окончила Московское хореографическое училище, танцевала в труппе Кремлёвского балета.

    Но 24 августа 2002 года произошла трагедия: девушка покончила с собой, обвинив в предсмертной записке мать, с которой у неё всю жизнь были очень сложные отношения. Это стало большим ударом для Гафта, он заболел и на несколько лет оставил профессию.

    С 1993 года Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Михайловне Остроумовой. Они познакомились на съёмках «Гаража», но тогда Ольга была замужем. Спустя много лет они вновь встретились на творческом вечере.

    Несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте, их брак считается одним из самых гармоничных в актёрской среде. Валентин Иосифович души не чает во внуках Ольги – Захаре и Полине.

    Валентин Гафт википедия: состояние здоровья

    У народного артиста РСФСР проблемы со здоровьем, поэтому спектакль «Пока существует пространство» с его участием решили перенести на июль. Эта новость стала неожиданностью для его поклонников. Совсем недавно Валентин Гафт ездил в Грузию, где у него прошел творческий вечер.

    Журналисты поспешили связаться с Валентином Иосифовичем, чтобы выяснить, как он себя чувствует. Актер подтвердил, что ему нездоровится, поэтому спектакль перенесли. Вместе с тем артист поспешил успокоить поклонников.

    «Информация соответствует действительности. Я неважно себя чувствую, но не до такой степени, чтобы не играть, я не играю просто это чисто физически, это не имеет отношения к каким-то страшным болезням. Все нормально, бывает такое. Паниковать не стоит. Бывает простуда, бывают всякие вещи», – объяснил Валентин Иосифович корреспондентам.

    82-летний Валентин Гафт должен был выйти на сцену «Современника» 28 мая, но постановку «Пока существует пространство» с участием актера неожиданно перенесли на 8 июля. В театре объяснили изменения в расписании болезнью артиста и извинились перед зрителями за доставленные неудобства. Тем, кому не подходит новая дата, предложили сдать билеты в кассы в течение нескольких дней.

    Новости партнеров

    Новости партнеров

    Валентин Гафт – блистательный театральный и киноактер сначала СССР, а затем России. Наибольшую известность и популярность ему принесли роли, сыгранные в фильмах Эльдара Рязанова. Режиссер, писатель и поэт. Мастер колких эпиграмм. Как его назвал друг Александр Филипенко, «Гениальный Автор Феноменальных Текстов» (ГАФТ). Народный артист РСФСР. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и «Орденом дружбы».

    Детство и семья

    Мальчика, родившегося осенью 1935 года в семье юриста Иосифа Рувимовича Гафта и домохозяйки Гиты Давыдовны Гафт, назвали Валентином. Родители, оба родом с Украины, переехав в Москву, поселились на четвертом этаже пятиэтажной коммуналки на улице Матросской Тишины, где и рос маленький Валя.


    С детства он запомнил соседские здания, в которых расположились тюрьма, психиатрическая лечебница и общежитие студентов МГУ. Между всем этим великолепием расположились еще рынок и пустырь, на котором местные мальчишки играли в футбол.

    Мама Вали, Гита Давыдовна, родилась в семье, где было тринадцать детей. Ее отца, ломового извозчика, меньше всего интересовало образование дочери, но Гита много читала, и ей очень нравился театр. С ней было интересно разговаривать на любые темы. Будучи малышом, Валя считал, что его мама знает ответы на все вопросы. Когда они приезжали на лето к дедушке, он обязательно просил отнести его в сарай, где стояли корова с теленком, которого можно было погладить и ощутить его шершавый язык на своей ладошке.

    21 июня 1941 года семья собиралась в очередной раз к дедушке в гости. Домработница Гафтов простояла всю ночь в очереди (достать билеты летом было трудно), а затем ей предложили купить с рук, как потом оказалось, фальшивые билеты. Пришлось покупать новые – на 22-е. Но началась война, о которой сообщил голос Вячеслава Молотова, и семья уже никуда не поехала.

    Валентин Гафт: Чужую жизнь играю, как свою. Документальный фильм

    Ему особенно врезались в память проводы в армию двоюродного девятнадцатилетнего брата Исаи. Шестилетний ребенок не смог сдержать горьких слез, обняв брата, едва дотянувшись до его пояса. Валя с мамой остался в Москве. На всю жизнь он запомнил жуткое ощущение бомбоубежища и рев воздушной тревоги, который доводил мальчика до дрожи.

    Иосиф Рувимович тоже в числе первых добровольцем ушел на фронт, дослужился до майора. Папой своим Валентин очень гордился. Бережно относился к фронтовому подарку – трофейному фонарику, который отец передал с фронта. Потом в 1944 году пришло известие, что майор Гафт тяжело ранен. Он был перевезен в московский госпиталь. Когда Валя с мамой навещали его, всего забинтованного, мальчик приходил домой и тыкал ножиком в газеты, где были снимки фашистов, чтобы отомстить за папу тем, кто его ранил. Когда кончилась война, Валентину исполнилось десять лет. Отец вернулся с войны с медалью «За боевые заслуги» и умер много лет спустя, в 1969 году.

    Однажды Валентин увидел дома у товарища пианино и загорелся идеей стать музыкантом, для чего стал просить маму купить такой же инструмент домой. Мама идею поддержала, но в тот момент в семье не было денег, и лишь через некоторое время, когда отец сумел заработать, вся семья отправилась в магазин немецких трофеев. Инструментов было много, но пианино с подсвечниками, какое хотела купить мама, отсутствовало. Так и не довелось Гафту-младшему стать музыкантом. Но слушать блатные песни под гитару во дворе ему очень нравилось.

    Нравилось и ходить в кинотеатр «Орион» – смотреть фильмы со своими любимыми артистами: Аллой Тарасовой, Павлом Массальским, Владимиром Дружниковым. «Без вины виноватые» Валя пересмотрел раз десять, даже изображал потом Массальского в школьном капустнике. А посещение спектакля «Особое задание» по Сергею Михалкову в четвертом классе настолько поразило воображение мальчика, что он думал, будто все происходящее на сцене – реальность.


    Будучи старшеклассником мужской школы, Валентин решил, что станет актером, поскольку участвовал в самодеятельности, играя в школьных постановках женские роли. Наиболее ему запомнился образ невесты в спектакле «Предложение» по Антону Чехову . Профессия актера казалась ему легкой и необременительной: вышел на сцену, сказал «кушать подано» и купайся в аплодисментах.

    Но когда он, десятиклассник, прошел на второй тур в прославленную Школу-студию МХАТа, то начал переживать. Для второго тура Валентин выбрал басню Ивана Крылова «Любопытный», не вполне понимая ее сути. Размышляя сам с собой, он брел по «Сокольникам» и вдруг остолбенел: ему навстречу, выгуливая двух сеттеров, шел легендарный актер Сергей Столяров. Гафт подошел и сразу стал объяснять великому артисту свою проблему. На его удивление, Сергей Дмитриевич предложил приехать к нему домой, чтобы подробно разобрать басню:

    «Поймите, молодой человек, это ведь разговаривают два разных человека, – объяснял Столяров позже. – Один идет по улице, такой мягкий, дородный, спокойный. А другой только что был в паноптикуме, видел что-то необыкновенное и всем об этом хочет рассказать. Человек иногда чем меньше знает, тем больше хочет говорить о том, чего не знает».

    До сих пор Гафт считает Столярова своим первым педагогом, который принял такое живое участие в его актерской судьбе. Экзамены он с честью выдержал, а увидев свое имя в списке поступивших, от восторга пробежал до дома, где со счастливым выражением лица объявил родителям, что стал студентом театрального вуза. Реакция родителей на это сообщение была несколько своеобразной. Как впоследствии вспоминал артист, мама вообще решила, что его приняли в геофизический кружок, а папа разочарованно вздыхал: «Ну какой же ты артист? Вот Миша Козаков, – у него и бабочка есть, и костюм. А ты что?».

    Театр

    Выпускниками МХАТа одновременно с Валентином стали Евгений Урбанский, Олег Табаков , Майя Менглет. А друзья Гафта – Игорь Кваша и Михаил Козаков – окончили вуз годом раньше. По рекомендации Дмитрия Журавлева, знаменитого в то время преподавателя студии и чтеца, в 1957 году молодого актера Гафта приняли в Моссовет.


    Примерно год Валентин играл пресловутое «кушать подано», но к тому моменту, как ему надоели невзрачные роли, он познакомился со знаменитым Эрастом Гариным, худруком Театра Сатиры. Гафт вспоминал позже, как великий актер предложил ему роль в постановке «Тень»:

    «Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?». Он пригласил меня репетировать к себе домой… Помню, шли мы к нему в кабинет через несколько комнат. И в одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простынкой лежал… труп. Безжизненная рука свисала с кровати, личико – кожа да кости. Мне показалось, что это ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимания, провел меня в свой кабинет и заговорил о Мейерхольде… Я мучительно думал: «Господи, кто бы ему сказал...» Сам я так и не решился. И хорошо, потому что это была жена Гарина, Хеся Локшина, его помощница и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. А выглядела так всегда, это было для нее нормально».

    На дебют Гафта в Театре Сатиры пришли родители и его будущая жена. А он настолько переволновался, что перепутал, к кому из партнерш по сцене должен обращаться, да к тому же чуть не свалил декорацию в оркестровую яму. На этом первая часть сотрудничества актера с именитым театром закончилась.


    Несколько лет он работал в театре Андрея Гончарова, а через четыре года перешел в Ленком, которым тогда руководил Анатолий Эфрос. Вместе с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным Гафт пытался встать на защиту режиссера, когда его пытались изгнать из Ленкома. Но из затеи пробиться к высокому начальству ничего не вышло, и многие актеры, в том числе и Валентин Гафт, в 1960 году перешли вместе с Эфросом в театр на Малой Бронной.

    Возможно, артист так и остался бы там, но из-за примы театра Ольги Яковлевой , которая, по мягкому выражению Гафта, «занимала слишком много места, хоть и была артисткой замечательной», ему пришлось уйти, как и Олегу Далю , Алексею Петренко и другим актерам.


    Валентин уехал в Ялту. На пляже его соседом по лежаку оказался Андрей Миронов , предложивший актеру сыграть графа Альмавиву в легендарной теперь постановке «Фигаро». И Гафт сыграл. Да так, что после одного из спектаклей к нему в гримерку зашел Олег Ефремов и пригласил в театр «Современник».


    И актер расцвел. На этих театральных подмостках он сыграл свои главные роли и первую из них – Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» в постановке Галины Волчек . Его ввели вместо Михаила Козакова. Позже Гафт вспоминал, как было обидно, когда на первом спектакле услышал из зала на свой счет: «Да… Не Козаков…» Помог ему справиться с ролью Евгений Евстигнеев , когда они вместе с «Современником» отправились на гастроли в Ташкент. Именно он тогда сказал одно-единственное точное слово, мол, Адуева нужно играть «репризно», то есть просто и крупно.


    Зрители полюбили актера за его Гусева из «Валентина и Валентины», Глумова из «Балалайкина и Ко», Фирса из «Вишневого сада», Лейзера в «Трудных людях», Лопатина в спектакле «Из записок Лопатина». Гафт удостоился нескольких театральных премий, в числе которых «Фигаро» (национальная премия имени Андрея Миронова) и «Хрустальная Турандот» за многолетнее служение театру.


    Кинокарьера

    Дебют в кино у Гафта состоялся на втором курсе вуза у Михаила Ромма, снимавшего тогда «Убийство на улице Данте». Когда юный студент увидел на площадке прославленного Ростислава Плятта , он не мог связать толком и двух слов, за что был припечатан разочарованной фразой второго режиссера: «Как мы в этом парне ошиблись!».


    В тот момент для Валентина словно все застыло, а когда он потом не раз еще переступал порог киностудии, это ощущение появлялось у него на протяжении последующих двадцати лет. Шестидесятые годы не принесли актеру значимых ролей, его фактура и внешность мало соответствовали героям тех времен.


    Когда в 1975 году на телеэкранах впервые появилась картина «Здравствуйте, я ваша тетя!», где главную роль блестяще воплотил Александр Калягин , зрители тепло отметили, насколько ироничен и точен в роли лакея Брассета был Гафт с его «Как сюда попала этот сэр?».


    В 1978 году на экранах появилась комедия Николая Рашеева «Короли и капуста» с Валентином Гафтом в главной роли. Его игра в «легком жанре» по мотивам О’Генри понравилась режиссеру Эльдару Рязанову , который по рекомендации Лии Ахеджаковой пригласил актера на роль председателя кооператива Сидоркина в свою драматичную комедию «Гараж». Реплики его героя вскоре «ушли в народ», а Рязанов навсегда полюбил этого нестандартного, необычайно талантливого и разнопланового актера.


    В рязановском водевиле «О бедном гусаре замолвите слово» Гафт органичен в роли отца-командира гусарского полка полковника Покровского, в «Забытой мелодии для флейты» блестяще воплотил образ руководящего служаки-болвана Одинкова, в «Небесах обетованных» – предводителя бомжей Президента, а в «Старых клячах» – благородного генерала. Последней совместной работой Гафта с прославленным режиссером стала картина «Карнавальная ночь-2».


    Работал актер и с такими потрясающими режиссерами, как Юрий Кара (Артур из «Воров в законе», Берия из «Пиров Валтасара или ночь со Сталиным», Воланд из «Мастера и Маргариты»), Петр Тодоровский (Костя из картины «По главной улице с оркестром», Федор Виноградов из фильма «Анкор, еще анкор!»).


    У Александра Митты Гафт снимался в «Затерянном в Сибири» (Берия), у Александра Муратова в «Гонках по вертикали» (Алексей Дедушкин), у Михаила Козакова в «Визите дамы» (Альфред Илл).


    Неподражаемыми стали его роли Аполлона Сатанеева в новогодней телевизионной ленте «Чародеи» Константина Бромберга и папы-фокусника в «Сироте казанской» Владимира Машкова . Одна из последних на данный момент киноролей Валентина Гафта – в притче «Четвертый», режиссерском дебюте Кирилла Сафонова .


    Личная жизнь Валентина Гафта

    Первой юношеской влюбленностью Валентина Гафта стала студентка Дина Василенок, жившая в общежитии МГУ. Окна общежития выходили на пустырь, где он мальчишкой играл в футбол. Как только девушка выглядывала в окно, Вале казалось, что он – лучший нападающий, и преображался настолько, что забивал гол за голом. О влюбленном в нее мальчике нынешний доктор физико-математических наук узнала лишь много лет спустя.

    «Замечательной» назвал Гафт свою первую жену Алену – манекенщицу Елену Изергину. Она была настолько красива, что люди на улице просто замирали, увидев ее. Вместе с Домом моделей девушка объездила почти весь мир.


    После свадьбы молодые поселились у тещи Валентина, разделив единственную комнату на низком первом этаже досками. Окна постоянно дребезжали от проезжавших мимо троллейбусов, но влюбленные поначалу не замечали ничего вокруг. Но потом Гафта стала напрягать любовь жены к животным:

    Я тоже их люблю, но не до такой степени. Она каждый день приносила домой или котенка, который писал на батарею, или безногих голубей, которые летали над нашими головами. Пахло в доме невозможно… Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в перьях и шерсти.

    Но даже не это стало причиной расставания. Оба были слишком молоды, чтобы не обращать внимания на других женщин и мужчин. Елена встретила киноведа Даля Орлова, развелась с первым мужем и вышла замуж во второй раз. Гафт рад, что женщина обрела семейное счастье, но отношений с первой женой не поддерживает никаких.

    Вскоре после развода у него случился яркий, но короткий роман с Еленой Никитиной, художницей. Девушка ничего от артиста не требовала, даже о рождении сына Вадима (1971 г.р.) Валентин узнал лишь через три года, когда художница с ребенком отправилась на ПМЖ в Бразилию. Впервые Гафт увидел сына лишь в 2014 году.


    Вторую жену, дочку лауреата Сталинской премии Инну Елисееву, Валентин, сам того не подозревая, увел у драматурга Эдварда Радзинского . Гафт шутил, что мечтал пожить богато, но ему так и не удалось. Разбалованная родителями Инна была яркой девушкой, но с тяжелым своенравным характером, развелись они к началу 80-х.


    С тестем и тещей отношения у актера сразу не заладились:

    Как-то за обедом я спросил: «Можно мне еще цыпленочка?» А мне говорят: «Когда будете нормально зарабатывать, тогда и получите цыпленочка». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то в СМИ пишут, что моя вторая жена была балериной, нет, она вообще не работала нигде, разве что машину водила неплохо. Балериной была наша с ней дочь Оля.

    Тема о дочери всегда была для Гафта болезненной. Он винил себя в ее смерти, поскольку Ольга (1973 г.р.) мечтала о карьере драматической актрисы, но отец, хоть и занимался с ней до поступления, не стал «проталкивать» дочку в театральный вуз. По его мнению, это могло искалечить ей дальнейшую судьбу.


    А потом у девушки случилась несчастная любовь, мама вместо поддержки стала называть ее неудачницей, папы рядом не было. В 2002 году Ольга покончила с собой. Гафт слег и три года болел после ее смерти. Но это случилось гораздо позже, а тогда, разведясь с матерью Оли, Валентин долгое время жил один, заводил романы, но не семью.

    Гафт, который гуляет сам по себе

    Одной из пассий актера была виолончелистка Алла, которую Гафт называл «хорошей женщиной, но странной». Странность заключалась в патологической ревности дамы. Некоторое время Валентин терпел и объяснял, что нет у него никаких романов, но публичный скандал, который виолончелистка закатила на премьере картины «Ночные забавы», где актер играл постельную сцену с героиней

    Через многие годы после съемок Гафт, живущий один, остановил взгляд на телевизионной передаче о женских счастливых и несчастливых судьбах, участницей которой была Остроумова. После нескольких ее реплик он понял, насколько женщина одинока. И стал активно готовить их встречу. Будучи приглашенным на частную вечеринку, он устроил так, чтобы там присутствовала и Ольга.

    Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!» Наверное, она подумала что я идиот. Потом я ее провожал, пешком, было прохладно, свой пиджак я накинул ей на плечи… В Ольге есть та простота, которая называется божественной чистотой.

    Взрослые, состоявшиеся в профессии люди, они не торопились. Ухаживания Гафта заняли длительный период. А поженились и вовсе в больнице, где Валентину Иосифовичу сделали серьезную операцию. В их жизни все было необычно, такая же была и свадьба.

    История любви Ольги Остроумовой и Валентина Гафта

    С Ольгой актер буквально ожил, очень быстро пошло выздоровление. Жена настояла, чтобы он крестился в православие, взяла на себя все домашние и бытовые хлопоты. Как сознавался Гафт в одном из интервью, благодаря Остроумовой и ее детям, Ольге и Михаилу Левитиным, у него появилась большая и дружная семья. Их и внуков актер полюбил как своих. А уж когда Валентин Иосифович вошел в собственную просторную квартиру (первую в его жизни), то отпустил шутку про дом-музей Гафта.

    Эпиграммы, стихи и проза

    Чтобы иллюстрации к стихам согласился делать Михаил Шемякин, мало быть поэтом. Многогранность и неравнодушие Валентина Гафта, его мужество и смелость покорили художника, и мир увидел поистине шедевр: метафизический сюрреализм Шемякина очень точно отражал «Ступени» – книгу стихов актера, не считающего себя поэтом.

    Гафт относился к этой грани своего таланта очень придирчиво, даже с усмешкой рассказывал, что сочинять стал из-за обещания одному из друзей. Но стихи Валентина Иосифовича истинные ценители поэзии называют гениальными.

    Валентин Гафт читает стихи

    Когда же автор представил в «Современнике» на суд зрителей собственную пьесу «Пока существует пространство», театральный мир заговорил о постановке в самых разных интонациях – от восторга до полного неприятия. Гафт сам играл в необычном спектакле, который назвал исследованием о том, что такое любовь:

    Любовь вырабатывает лучшие качества в человеке, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее. Любовь сокращает дорогу к вере – как религия», – объяснял актер в интервью.

    И в эпиграммах съел живьем.
    Набил он руку в этом деле,
    А остальное мы набьем.

    Валентин Гафт сейчас

    2019 год выдался тяжелым для актера и его семьи. Летом Валентин Иосифович перенес тяжелый инсульт, его госпитализировали в реанимационное отделение одной из клиник Москвы. Через некоторое время Гафту стало лучше, он переехал в реабилитационный центр. Семья весьма сдержанно комментирует вопросы журналистов о самочувствии, некоторое время распускались слухи, что Ольга Остроумова не пускает к мужу друзей.


    Тем временем в начале 2020 года в арт-фойе «Современника» начала действовать оригинальная экспозиция «Нельзя искусственно страдать». Молодые театральные художники создали пространственные произведения на основе стихов и эпиграмм Валентина Гафта. Нашло в ней свое отражение и самое первое стихотворение гениального актера и поэта под названием «Капелька дождя»:

    К земле стремится капелька дождя,
    Последнюю поставить в жизни точку…
    И не спасут ее ни лысина Вождя,
    Ни клейкие весенние листочки.
    Ударится о серый тротуар,
    Растопчут ее след в одно мгновенье,
    И отлетит душа, как легкий пар,
    Забыв навек земное притяженье.

    Наверное, трудно перечислить все фильмы и замечательные роли, за которые зритель его помнит. Каждая роль Валентина Гафта была неповторима, благодаря его игре, и уже вряд ли кто-либо взялся бы за воплощение этих образов. Хотя сейчас Гафту уже не нужно так много играть — публика будет хлопать даже при одном его выходе на сцену.

    РАННИЕ ГОДЫ И ДОРОГА К ТЕАТРУ

    Своё довоенное детство Валентин Гаф т провел в Москве. В те годы ничто не предвещало его будущей актёрской карьеры. Отец, Иосиф Романович, был адвокатом. А мать, Гита Давыдовна, всегда учила сына быть организованным и соблюдать порядок во всем, ведь жила тогда семья в маленькой комнате в коммунальной квартире на улице Матросская тишина.

    21 июня 1941 года - день, когда началась война, семья должна была переезжать в Город Прилуки, в Украину, но из-за сильной загруженности отца они решили сменить билеты на день позже. И это стало роковым решением в их жизни. 22 июня по радио Молотов сообщил о начале войны. Отец и двоюродный брат Валентина Гафта отправились на войну. По окончанию войны Иосиф Романович вернулся майором.

    Валентин Гафт в молодости

    А впервые с театром Валентин познакомился только в четвертом классе, когда его повели в детский театр смотреть пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». И, хоть Валентин Гаф т и был сильно впечатлен тем, что происходило на сцене, но желания стать актёром у него тогда еще не возникало. Первые мысли о выборе актёрской карьеры появились, когда он впервые сам вышел на школьную сцену. Кстати, поскольку школа была только для мальчиков, Валентину довелось играть немало женских ролей.

    И всё-таки профессия актёра была далеко не тем, чего ждали от него окружающие. Поэтому он решил тайно подать документы сразу в два вуза — в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Позже Гафт рассказывал, что перед экзаменами ему посчастливилось встретить актёра Сергея Столярова. И тут Валентин не побоялся, попросил кумира публики, чтоб тот его предварительно прослушал и дал несколько советов. Актёр, хоть и был удивлен такой просьбой, но решил помочь. И, хоть в Щуке Гафт смог пройти лишь один тур, зато в МХАТ поступил с первой попытки.

    Родители его неоднозначно отреагировали на это. Как вспоминает сам Валентин Гафт , его отец тогда говорил: «Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист». Тогда он и не предполагал, что первая роль в кино у Валентина Гафта будет в фильме именно с Козаковым. Тогда все мечтали попасть на экран. И первая удача в этой сфере Гафту улыбнулась на последних курсах института, правда это были эпизодические роли, почти без слов в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Поэт».

    Первое появление на экране в фильме «Убийство на улице Данте»

    ДОЛГИЕ ПОИСКИ «СВОЕЙ» СЦЕНЫ

    Но после окончания института Гафта не хотели брать ни в один театр. В поиске работы помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. Благодаря ему Валентина Гафта взяли в театр Моссовета. Правда, там актёр долго не задержался: во время первых же гастролей он покинул труппу, так как ему не нравились предлагаемые роли. Через какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры, но оттуда его выгнали после первого же дебюта. Тогда еще никто не знал, что спустя несколько лет на сцене этого театра Валентин Гафт исполнит одну из своих лучших театральный ролей — графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».

    Валентин Гафт — актёр театра «Современник»

    В этот период места работы Валентина Гафта сменяются одно за другим. Сначала он работает в театре на Малой Бронной, потом у А.А. Гончарова в маленьком театре на Спартаковской улице, а в 1964 году Гафт попадает к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. И, хоть в последнем актёр тоже задержался недолго, но именно здесь он получил опыт, который лёг в основу его последующей карьеры, ведь в театре много играли классических постановок, которые помогли Гафту найти свой талант.

    Спустя пять лет Олег Ефремов приглашает его на работу в «Современник». И именно этот театр стал для него родным и остается таким по сегодняшний день. Среди лучших, сыгранных на этой сцене ролей, Глумов «Балалайкин и К», Джордж «Кто боится Вирджинии Вульф?», Горелов «Спешите делать добро» и Рахлин «Кот домашний средней пушистости».

    Сцена из спектакля «Балалайкин и К»

    И НАКОНЕЦ-ТО КИНО

    В кинематографе карьера Валентина Гафта тоже не очень ладилась. Долгое время он играл лишь в эпизодах. И даже, когда к концу 60-х актёр стал всё больше появляться на экране, интересных и запоминающихся ролей ему всё равно не доставалось. Как говорил об этом сам Гафт: «Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня».

    В 70-е годы удача начала улыбаться Валентину Гафту , и он сыграл свои первые яркие роли в кино: Брассет в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» и Стюарт в политической драме «Ночь на 14 параллели». И уже тогда начала вырабатываться его кинематографическая манера интеллектуальной игры, с глубокой прорисовкой образа.

    Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

    Но истинная популярность пришла Гафту после знакомства с Эльдаром Рязановым. Именно у него он сыграл свои классические роли. Первой их совместной работой стал в 1979 году фильм «Гараж», гдеВалентин Гафт исполнил роль председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина. Его игра прекрасно изображала ироничного персонажа в духе времени.

    За этим последовала еще не одна роль в фильмах Рязанова: отец-командир в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово…», Одиноков в картине «Забытая мелодия для флейты», вожак бомжей по кличке «Президент» в трагикомедии «Небеса обетованные». Каждая из этих ролей была абсолютно непохожей на предыдущую, и именно у Рязанова Гафт смог показать, что он способен играть абсолютно разных героев. В каждом из этих фильмов актёр создал неповторимый и запоминающийся на долгое время образ.

    Кадр из фильма «Гараж»

    После этого к Валентину Гафту пришла популярность. В 80-е ему повезло сыграть немало интересных ролей. Среди них роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали» и роль в детективном сериале «Визит к минотавру». Также известными стали роли Валентина Гафта в таких картинах: «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Анкор, еще Анкор!». А в 1994 году Гафт сыграл Воланда в экранизации «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары, но фильм так и не вышел на широкие экраны.

    Кадр из фильма «Мастер и Маргарита

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕНТИНА ГАФТА

    Но Валентин Гафт богат не только своим актёрским талантом. Однажды, неожиданно для самого себя, он начал сочинять эпиграммы. И тогда Олег Ефремов предложил ему сочинить несколько таких эпиграмм об известных актёрах. Они были ироничными и порой очень едкими, но целью их было не оскорбление коллег, а просто веселый взгляд на их работу. Многие из них часто цитировались. Вот некоторые из них.

    Джигарханяну:

    Гораздо меньше на земле армян,

    Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

    Ирине Алферовой:

    Не будет у тебя успеха,

    Ведь ты, красавица, не Пьеха.

    В постели делай свой успех -

    На сцене это делать - грех!

    И средь интимнейших утех

    Ирина лучше б.... й всех.

    Кончай хождение по мукам,

    Сыграй с искусством ты разлуку.

    Михаилу Боярскому:

    Зачем ты, так орешь,

    Словно ограбленный еврей?

    Ты Д"Артаньяна не тревожь,

    Он дворянин, а не плебей.

    Кстати, уже на том этапе Валентину Гафту стали приписывать некоторые, написанные либо сказанные не им строки. После этого с эпиграммами Валентин Гафт быстро покончил, но решил всё же усовершенствовать свои поэтические способности. Так на сегодняшний день есть даже несколько сборников лирических стихотворений Валентина Гафта . Помимо поэзии, существуют и другие книги Гафта, посвященные театру и его жизни.

    ТРИ ЖЕНЫ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

    Личная жизнь Валентина Гафта бала куда более насыщенной, чем можно себе сейчас представить, ведь в молодости он считался достаточно интересным мужчиной. В брак актёр вступал три раза, и избранницами его были очень привлекательные женщины. Первой женой Валентина Гафта стала манекенщица Елена Изоргина. Второй — балерина Инна Елисеева. И хоть у пары родилась дочь Ольга, в 80-х они всё же развелись.

    С этим браком связана одна из самых больших трагедий в жизни актёра. После их развода дочь взяла фамилию матери и осталась с ней жить, но тем не менее с отцом сохранила тёплые отношения. А вот чем Ольга становилась старше, тем сильнее портились её отношения с матерью. В сентябре 2002 года девушка неожиданно покончила с собой, обвинив в предсмертной записке свою мать. Инна Елисеева, впрочем, не на много пережила Ольгу, скончавшись 31 января 2003 года от рака желудка.

    Валентин Гафт с дочерью

    Зато со своей третей женой, актрисой Ольгой Остроумовой, он счастлив и по сей день. Но отношения их складывались не так уж просто. Они впервые познакомились на съемках фильма «Гараж», и, хоть Ольга сразу понравилась Валентину Гафту , на тот момент она была замужем, и Валентин Иосифович решил даже не пытаться. «Мне было так плохо, — рассказывал актер. — Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля — я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от её дивного лица». Но вскоре Ольга Михайловна рассталась с мужем, и тогда путь к их счастью был открыт.

    Валентин Гафт и Ольга Остроумова

    В фильмографии Валентина Гафта на сегодняшний день насчитывается более ста ролей, многие из которых стали классикой. Но, несмотря на это, он всегда считал себя в первую очередь театральным актёром. Более 40 лет он верен своему храму, театру «Современник», на сцене которого он сыграл неисчислимое множество замечательных ролей. В свои 80 лет Валентин Гафт всё еще активно работает. Скоро актёр планирует поставить свою собственную пьесу, в которую вложил все, что хотел бы передать последующим поколениям. Как говорит сам актёр: «Я думаю, что каждое поколение живёт для следующего. Жизнь даёт человеку счастье и вознаграждает его за то, что он при всех трудностях жизни остаётся человеком».

    Книга посвящена чрезвычайно важной, но малоизученной проблеме: каким образом ребенок осваивает пространство окружающего мира и какие традиционные способы создали для этого детская субкультура и народная педагогика. Четвертое издание книги (предыдущие вышли в 1999, 2000, 2004 гг.) дополнено новыми иллюстрациями и главой «Детская субкультура в пространстве и времени». Как колыбельные песни способствуют формированию у ребенка важнейших пространственных представлений? Чего и почему боится ребенок дома и в незнакомом месте? Почему детей привлекает…

    Корнюшон и Рылейка в подземном мире Игорь Малышев

    Добрая познавательная сказка Игоря Малышева занимательно, в неожиданном ракурсе раскрывает ребенку то, как устроен окружающий мир. Ее герои - маленькие человечки (десятилетний мальчик Корнюшон и его взрослая тетя Рылейка), путешествующие на тополиных пушинках. Сделав привал в старом саду, они гуляют по веткам, рассматривают пчел и кузнечиков. Капля росы может окатить их с головы до ног, а ягоду земляники они режут на дольки, как мы арбуз. Но главные (и опасные) приключения ждут их под землей, в вырытой кротом норе, куда они провалились. Увидеть…

    Книга 22. Язык духовных миров (старое издание) Михаэль Лайтман

    Управлять мирозданием возможно только при условии, что ты знаешь, как оно устроено, понимаешь законы, по которым оно функционирует и имеешь силы для того, чтобы вмешаться в его управление. Такое знание и возможность его оптимального использования для своего блага должна дать человеку наука о мироздании – Каббала. Каким образом? Мы изначально рождаемся с пятью органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Вся получаемая с их помощью информация попадает в мозг и дает нам определенную картину окружающего мира. Но если бы наши органы чувств…

    Наука жить Альфред Адлер

    «Наука жить»! Как эффектно, уверенно, безапелляционно! Это очень хорошо характеризует стиль изложения А. Адлера: стиль комиссара полиции, рассказывающего преступнику о его преступлении. При этом автор очень разумно разъясняет смысл такого броского названия, опираясь на высказывание своего любимого философа-прагматика Уильяма Джеймса (в России его лучше знают в транскрипции «Джемс»): дескать, лишь наука, по-настоящему связанная с реальной жизнью, может называться наукой. При этом она будет являться наукой о жизни, что для Адлера равнозначно…

    Кононов Варвар Михаил Ахманов

    Если писатель начинает отождествлять себя со своим литературным героем, это может привести к самым непредсказуемым последствиям. Ким Кононов, создатель очередного продолжения знаменитой саги о похождениях Конана Варвара, постепенно теряет границу между вымыслом и реальностью, начиная смотреть на окружающий мир глазами своего почти тезки и совершая поступки, вполне достойные неистового киммерийца. А уж когда в возбужденный мозг писателя вселяется инопланетянин, галактический странник Трикси, предоставивший Киму в обмен на “жилплощадь”…

    Аналитическая психология. Тавистокские лекции Карл Юнг

    Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии, создатель одного из направлений психоанализа – аналитической психологии, ученый, чьи открытия в области психологии по масштабу и значимости для мировой культуры в целом можно сопоставить только с масштабом и значимостью открытий Зигмунда Фрейда. Книга «Аналитическая психология. Тавистокские лекции» представляет собой запись курса лекций, прочитанных автором для сотрудников Тавистокской клиники в Лондоне в 1935 году. Книга предназначена…

    …Я постепенно познаю… Валентин Гафт

    В книгу кроме известных стихов и эпиграмм включены новые и ранее не публиковавшиеся произведения Валентина Гафта, в том числе его воспоминания, написанные специально для этого издания. Глава «Штрихи к портрету» содержит новеллы, эссе и интервью о Гафте, предоставленные издательству такими известными деятелями театра и кино, как Л. Ахеджакова, Р. Быков, Г. Горин, И. Кваша, Э. Рязанов. В главах «Имена», «Театр», «Ты и я», «Отражения», «Угол зрения», «Зоосад» произведения подобраны по тематическому признаку, что позволит читателю легче воспринимать…

    Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных… Анна Хвольсон

    Знайка и Незнайка, доктор Мазь-Перемазь и другие знакомые всем нам с детства персонажи впервые появились не в книгах Н. Носова. Автор, придумавший их, а заодно и Мурзилку - писательница Анна Борисовна Хвольсон. Её книга «Царство малюток» носит познавательный характер. Здесь рассказывается о приключениях крошечных лесных человечков - эльфов. Они путешествуют по разным странам - Индии, Италии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии, Англии и др. Ненавязчиво А. Б. Хвольсон преподносит детям много новых знаний об окружающем мире. Мурзилка в книге…

    Курс начинающего волшебника Владимир Долохов

    В книге изложены основы игрового эзотерического психотренинга Симорон. Это оригинальная отечественная чисто практическая система, отвечающая на вопрос: «что и как делать?», когда у нас возникают жизненные проблемы. В системе разработаны простые и эффективные методы изменения обстоятельств жизни, доступные любому человеку. Причем эти методы универсальны, т.е. одни и те же средства применимы и к болезням, и к страхам, и к эмоциональным проблемам, и к неуверенности, и к денежным проблемам и т.д. В книге приведено множество реальных историй из практики…

    Сам себе волшебник Владимир Долохов

    Во второй книге последователей отечественной психотренинговой системы «СИМОРОН» В.А. Гурангова и В.А. Долохова (название предыдущей книги - «Курс начинающего волшебника») излагаются новые методы изменения обстоятельств жизни, доступные любому человеку. Основу предложенных методов составляют юмор и абсурд, что позволяет весело расставаться с проблемами. В книге приведено множество реальных историй из практики волшебников, побуждающих самостоятельно взяться за преображение своей жизни. Эти рассказы делают обучение практическому волшебству…

    Причины для счастья Грег Иган

    В интервью для журнала «Gigamesh» писатель отозвался о рассказе «Причины для счастья» как об одном из самых значимых и противоречивых своих произведений: «В последнее время я пишу медленнее, чем раньше. Над этим рассказом я работал три месяца, однако должен признать, что прекрасно провел время и доволен каждым словом в тексте. Конечно, я не могу сказать, что никто не сумел бы сделать лучше, но когда в написанном ничего не хочется изменить, - это чертовски приятное чувство».По сравнению с героем представленного в этой антологии рассказа Теда Чана «Понимание»…

    Сибирская жуть-7 Андрей Буровский

    Неисчерпаемы тайны и загадки окружающего мира. Встречи с необъяснимым, непознанным подстерегают нас не только в дебрях тайги, в пещерах и на лесных озерах, но даже в обычной городской квартире может поселиться нечто загадочное и пугающее.

    Будь по-твоему, Алекс... Карла Кэссиди

    Будь по-твоему, Алекс… ведь ты всегда добиваешься своего! Когда агрессивный Александер Доналдсон Третий начал ухаживать за нерешительной Ханной Мартиноф, вдалеке сразу послышался звон свадебных колоколов. Но сначала ему пришлось научиться ценить прелесть окружающего мира у этой истинной дочери природы – женщины-Рака… Чему можно научить мужчин-Овнов в жизни… и в любви?

    Отрок. Покоренная сила. Евгений Красницкий

    Уцелеть в бою, убить или обратить в бегство противника, конечно, победа, но вовсе не самая трудная. Во много крат труднее победить себя - понять, увидеть грань: между самоуважением и чванством, между гордостью и гордыней, между принципиальностью и упрямством. А увидев и поняв, суметь не переступить ее. Порой для этого нужно иными глазами посмотреть на окружающий мир, отказаться от привычных, устоявшихся за десятилетия взглядов. И совершенно неважно, когда формировались эти взгляды и привычки - в XX веке или в XII, потому что в любые времена справедливы…

    Бхагават-Гита как она есть. Свами Бхактиведанта А.Ч.

    “Бхагавад-гита” - "Песнь Бога" (Бхагавана). Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть всего духовного знания и бхакти провозглашается высшим совершенством души. Составляет часть шестой книги “Махабхараты”, хотя издается и читается как самостоятельное произведение. Одна из популярнейших рукописей, оказавшая огромное влияние на развитие многих религиозных течений индуизма и буддизма. «Бхагавад-гита» является квинтэссенцией ведической…

    Оседлать тигра Юлиус Эвола

    Если вы довольны современным миром и продолжаете тешить себя иллюзиями прогресса - эта книга не для вас. Если вы махнули рукой на этот мир, решив покинуть его ради самосовершенствования или спасения души, эта книга вряд ли попадет в ваши руки. Если вы догадываетесь, что окружающий мир далек от того, чтобы быть "лучшим из возможных" и сомневаетесь в том, что человек есть "венец творения", но не находите в себе достаточно сил, чтобы противостоять ему, предпочитая плыть по течению, у вас есть шанс, прочтя эту книгу, изменить свою позицию. Если же, наконец,…

    ФАТА-МОРГАНА 6 (Фантастические рассказы) Пол Андерсон

    «Фата-Моргана 6» представляет собой сборник фантастических рассказов известных западных авторов. В силу ряда причин многие из этих произведений на русском языке ранее не печатались. Сейчас читатель имеет возможность познакомиться с неординарными взглядами на окружающий мир, на перспективы развития человеческого общества, на отношения полов в будущем. Произведения отличаются стройностью сюжетов, емкостью образов, яркостью языка.

    Сипсик Эно Рауд

    Сипсик – тряпичная кукла, которую смастерил мальчик Максим в подарок на день рождения младшей сестре Ане. Сипсик, правда, вышел некрасивым, и расстроенный Максим ляпнул: «Это просто сипсик какой-то». После этого кукла ожила. Аня и Максим играют с Сипсиком – залезают на крышу, отправляют его на Луну, путешествуют по морю в надувной лодке, сражаются с осами – и одновременно узнают много нового об окружающем мире. Пересказал с эстонского Геннадий Муравин. Рисунки Г. Огородникова

    Валентин Иосифович Гафт - актер советского и российского театра и кинематографа, народный артист РСФСР, звезда театра «Современник». Всероссийскую любовь завоевал после съемок в фильмах . Также артист известен как автор колких эпиграмм. Стихотворные строчки он чаще всего посвящает друзьям и коллегам. Валентин Иосифович отличается ироничным отношением к своему таланту, всегда вспоминая тех мастеров русской театральной школы, с которыми ему приходилось работать.

    Детство и юность

    Будущий актер родился в Москве в сентябре 1935 года. Родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафт, евреи по национальности, были выходцами из Украины. Отец работал прокурором, мама занималась домашним хозяйством. В 1941 году Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым.

    Жилище семьи Гафт располагалось на столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». На этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.

    Гафт увлекся театром рано. Впервые мальчик попал на спектакль в 4-м классе. Это была постановка «Особое задание», 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Юный зритель поначалу даже не понял, что на сцене играют. Позднее, участвуя в школьной самодеятельности, Валентин осознал, что такое актерское ремесло. В старших классах юноша уже четко понимал, кем будет во взрослой жизни.

    Валентин Иосифович тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз, но при этом сильно сомневался в собственных актерских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актер . Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошел к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал.


    Советы мастера помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошел во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ юношу взяли сразу. Родители узнали о поступлении Валентина, когда тот был зачислен в театральный вуз. К таланту юноши они относились скептически, впоследствии мама Валентина Иосифовича побывала только на двух спектаклях сына.

    В 1957 году Валентин Гафт окончил Школу-студию, получив основы актерского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились , и другие будущие мэтры российского кинематографа.

    Театр

    После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал в театр. Помог ему , популярный советский актер и лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Ленсовета. Но здесь Гафт продержался только год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актерское мастерство, а не прозябать за кулисами.


    И снова молодому артисту помогли. На этот раз актер предложил Гафту попробовать силы в Театре сатиры. Но и тут парень не задержался надолго. Через несколько лет Валентин Иосифович снова вернется на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей звездной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился.

    Несколько лет Валентин Гафт выступал на сцене Театра на Малой Бронной, потом трудился в Театре на Спартаковской.


    Первый успех и счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964 году, когда попал в Театр имени Ленинского комсомола («Ленком»), которым руководил . Тут Гафт почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актер узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру провожают овациями. На этой сцене Гафт выступал 5 лет.

    В 1969 году Валентин Иосифович перешел в «Современник» по приглашению . Здесь Гафт, наконец, почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь он блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К», «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссером театра оказалось плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт и сегодня ведущий актер «Современника».


    Валентин Гафт –- обладатель престижных театральных премий. За годы службы в «Современнике» Валентин Иосифович был удостоен премии имени (1995), международной премии имени в номинации «За вклад в развитии актерского искусства России» (2007), национальной премии имени «Фигаро» (2011), а также почетной награды «Хрустальная Турандот» в категории «За долголетнее и доблестное служение театру» (2012).

    В 2017 году в театре «Современник» началась подготовка спектакля «Пока существует пространство», автором и исполнителем главной роли которого стал Валентин Гафт. Галина Волчек назвала постановку «исповедью человека, который познал истину». Из-за болезни артиста пришлось временно прервать работу. В интервью актер заметил, что премьеру отложили на осень.

    Фильмы

    Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. Успех пришел не сразу. До конца 60-х актеру предлагали невыразительные роли, эпизоды. Дебют состоялся в 1956 году в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не вписывалась в образ советского киногероя. Долгое время его звали на роли разнообразных злодеев и отрицательных персонажей.


    Всё изменилось в 70-х годах. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975-м - Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина».

    Успех, огромный и безоговорочный, пришел к Валентину Гафту после сотрудничества с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым. Более того, Гафта называют одним из любимых артистов Рязанова, которых тот регулярно приглашал играть в собственных кинолентах - фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Соответственно, и все актеры, игравшие в этих картинах, стали звездами первой величины.


    В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова « ». В этом фильме Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре становятся афоризмами. В следующем году выходит рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играет полковника Покровского.

    В 1987 году появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 90-х зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче « ». А в конце 90-х актер сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».


    Не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он сыграл лакея Брассета в комедии Титова « ». Многие поколения отечественных зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм « », где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева.

    Еще одна новогодняя сказка - « » , где Валентин Иосифович - один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Трагическая роль досталась актеру в ленте «Анкор, еще анкор!», где он сыграл полковника Виноградова. Интересный образ Валентин Иосифович воссоздал в кинокартине «Воры в законе», где появился в роли крестного отца. Также в его фильмографии особое место занимают фильмы «Визит дамы», «Террористка», «Ночные забавы», где артист играл главных персонажей.


    В 2000-е годы актер снимается все реже, в основном в сериалах или телефильмах. В 2005-м Валентин Гафт попал в основной актерский состав телефильма « », где сыграл иудейского священника Иосиф Каифу. Это уже вторая работа артиста в экранизации одноименного романа . В 1994-м Гафт сыграл Воланда в драме , музыку к которой написал . Показ киноленты не состоялся вовремя по ряду причин, фильм вышел на DVD только в 2011 году.

    В это время актерская копилка исполнителя пополнилась работами в картинах «Утомленные солнцем – 2: Предстояние», «Ленинград», «Елки-3».


    А еще Валентин Гафт известен талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды актер посвятил строки :

    «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»

    С конца 80-х годов актер выпустил несколько сборников стихов собственного сочинения - «Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю», «Сад забытых воспоминаний», «Тени на воде», «Красные фонари».


    В 2016 году состоялась премьера комедии «Млечный путь», в которой Валентин Гафт исполнил роль второго плана. Главных героев - семейную пару Андрея и Надежду - сыграли и . Главную роль Валентин Гафт получил в короткометражной ленте «Четвертый». Его партнершей по рабочей площадке стала .

    В 2016 году Валентин Гафт получил орден «За заслуги перед Отечеством» из рук президента РФ . Фото церемонии награждения размещены в открытом доступе в Интернете.

    Личная жизнь

    Уже в юности Валентин отличался влюбчивостью, хотя был застенчивым и неуверенным в себе парнем. Играя на площадке перед общежитием МГУ в футбол, будущий артист мечтал увидеть в одном из окон здания первую любовь - девушку по имени Дина Василенок. В ее присутствии парень преображался и был готов на подвиги. Первое чувство так и осталось платоническим, впоследствии девушка посвятила свою жизнь науке, защитила докторскую диссертацию.

    Шоу «Пусть говорят» - Трудный Гафт: народный артист - о победах и обидах

    Валентин Гафт был женат трижды. В молодости актер познакомился с манекенщицей и артисткой Еленой Изоргиной. Она присутствовала на первом неудачном выступлении Валентина Иосифовича в Театре сатиры. После короткого романа молодые решили пожениться. Жили в комнатке у Елены.

    По словам артиста, его супруга была неравнодушна к животным. В небольшом помещении, помимо пары и мамы супруги, ютились брошенные котята, собаки и даже голуби со сломанными лапами. Отношения иссякли, когда красавица полюбила другого. Соперником Гафта оказался киновед Даль Орлов.

    После развода Валентин недолго горевал. От короткой связи с художницей Еленой Никитиной у него родился сын Вадим. О существовании ребенка артист узнал, только когда мальчику было 3 года.

    Программа «Новые русские сенсации» - Валентин Гафт: главная тайна моей жизни

    Елена ничего не требовала от актера, а впоследствии иммигрировала в Бразилию, где ранее обосновалась ее сестра. У Валентина Иосифовича осталось на память только фото сына. Вадим тоже стал актером, увлекается поэзией. Тесное общение с отцом началось только в 2014 году, когда Елена и Вадим приехали в Москву.

    Второй женой Гафта стала девушка по имени Инна Елисеева. Она была из обеспеченной семьи, водила машину. Супруга подарила Валентину Иосифовичу единственную дочь Ольгу. Девушка посещала балетную студию, но мечтала об актерской карьере.

    Валентин Гафт и его дочь Ольга

    На вступительных экзаменах в театральный она не смогла полностью раскрыться, ее не взяли. Так попросил ее отец: он понимал, что впоследствии ей будет еще сложнее расставаться с мечтой. Разлад в отношениях с молодым человеком окончательно выбил Ольгу из колеи. В 2002 году девушка покончила жизнь самоубийством.

    После второго брака артист долго не решался на длительные отношения. В его жизни случались яркие, но краткосрочные романы. Актер одно время жил с девушкой Аллой, которая играла на виолончели в Госоркестре под управлением Евгения Светланова. Отношения не сложились из-за патологической ревности возлюбленной.

    Валентин Гафт и его жена Ольга Остроумова

    Фильмография

    • 1956 - «Убийство на улице Данте»
    • 1973 - «Семнадцать мгновений весны»
    • 1975 - «Здравствуйте, я ваша тетя!»
    • 1979 - «Гараж»
    • 1980 - «О бедном гусаре замолвите слово»
    • 1982 - «Чародеи»
    • 1986 - «По главной улице с оркестром»
    • 1987 - «Забытая мелодия для флейты»
    • 1988 - «Воры в законе»
    • 1989 - «Визит дамы»
    • 1991 - «Небеса обетованные»
    • 1992 - «Анкор, еще анкор!»
    • 1997 - «Сирота казанская»
    • 2005 - «Мастер и Маргарита»
    • 2013 - «Елки 3»
    • 2015 - «Подлец»
    • 2016 - «Четвертый»