• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Каждый бухгалтер хоть раз держал в руках исполнительный лист или судебный приказ на удержание с работника сумм алиментов на содержание несовершеннолетних детей и имеет представление о том, как выглядят эти документы и как с ними работать.

    Но если на одного и того же работника приходит несколько исполнительных листов? Как в этом случае должен действовать бухгалтер и производить удержания по двум исполнительным листам? Давайте разберемся.

    Очередность

    Если на одного работника поступило одновременно несколько исполнительных листов, прежде всего нужно определить очередность удовлетворения требований по ним.

    Очередность удовлетворения требований взыскателей статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ).

    После того как бухгалтер определил, в какой последовательности гасить долги работника по исполнительным листам, он может приступать к удержаний. При этом нужно помнить о допустимых размерах удержаний из дохода работника.

    Размеры удержаний из зарплаты

    Общее правило. Согласно статье 138 Трудового кодекса размер удержаний по одному или нескольким исполнительным документам при каждой выплате заработной платы не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику, и приравненных к ней платежей и выдач вплоть до полного погашения взыскиваемых сумм.

    Исключение. Больше 50% из заработной платы сотрудника можно удерживать, если:

    Удержания производятся одновременно по нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов и по другим исполнительным документам (ст. 110 СК РФ);

    Взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей, возмещается вред, причиненный здоровью другого лица, вред лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, или ущерб, причиненный преступлением (ч. 3 ст. 138 ТК РФ). В этих случаях предельный размер удержаний из заработной платы увеличивается до 70%.

    НДФЛ. Во всех случаях размер удержаний исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (ч. 1 ст. 99 Закона № 229ФЗ). В настоящее время единственным налогом, удерживаемым из доходов физических лиц, является налог на доходы физических лиц. Следовательно, удержание из зарплаты и иных видов доходов должника производится из суммы, оставшейся после удержания этого налога.

    Если денег не хватает

    А как быть, если общей суммы, которую можно удержать из зарплаты работника, не хватает на погашение всех долгов первой очереди?

    При недостаточности подлежащей удержанию денежной суммы для полного удовлетворения всех требований внутри одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

    Пример
    Бухгалтер получил два исполнительных листа на И.И. Степина. Согласно этим документам нужно направить:

    — 17 000 руб. гражданке Е.В. Рудневой (матери его первого ребенка);

    — 34 000 руб. гражданке И.Я. Лариной (матери его двух других детей).

    Из зарплаты работника за ноябрь 2014 года можно удержать только 21 000 руб. Как бухгалтеру произвести выплату?

    Решение
    Бухгалтер должен сам распределить удержанную из доходов работника сумму между всеми его долгами первой очереди (пропорционально сумме долга) (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

    В этой ситуации бухгалтер определил, что:

    — гражданке Е.В. Рудневой нужно направить 7000 руб. ;

    — гражданке И.Я. Лариной — 14 000 руб. (21 000 руб. - 7000 руб.).

    Задолженность по алиментам

    Алименты присуждаются взыскателю с момента обращения в суд (п. 2 ст. 107 СК РФ). Но исполнительный лист, выданный на основании решения суда, не всегда можно сразу предъявить к взысканию. В результате может возникнуть задолженность по алиментам.

    Задолженность по алиментам может также возникнуть как по вине плательщика (уклонение от уплаты алиментов, несообщение о месте жительства и т. д.), так и при отсутствии его вины (задержка выплаты заработной платы, временная нетрудоспособность и т. д.).

    Период взыскания задолженности. Наличие или отсутствие вины оказывает влияние на период, за который может быть взыскана задолженность по алиментам. Так, если плательщик невиновен в образовании задолженности, то она взыскивается в пределах трехлетнего срока (п. 1 ст. 113 СК РФ). Если же плательщик виноват, задолженность взыскивается за весь период, в течение которого не уплачивались алименты (п. 2 ст. 113 СК РФ).

    Порядок удержания. Поскольку взыскание сумм задолженности по уплате алиментов производится одновременно с удержанием сумм алиментов за текущие периоды, то важно правильно организовать такого рода удержания.

    Если образуется задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетних детей, то удержания сумм задолженности производятся в размере до 50%, но с таким расчетом, чтобы общая сумма удержаний с текущими суммами алиментов не превышала 70% дохода. Рассмотрим сказанное на примере.

    Пример
    В бухгалтерии ООО «Заплати» на С.А. Убегайкина есть два исполнительных листа на общую сумму 21 250 руб., в том числе:

    — 10 000 руб. — на взыскание материального ущерба, причиненного С.А. Убегайкиным;

    — 11 250 руб. — на возмещение вреда, причиненного С.А. Убегайкиным, здоровью гражданина.

    С.А. Убегайкин работает в должности казначея с окладом 50 500 руб. в месяц. Судебный пристав принес в бухгалтерию на работника еще два исполнительных листа:

    — первый — на взыскание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 всех доходов. Удержание предписано производить регулярно до погашения суммы 16 170 руб. (задолженность), после чего удерживать согласно исполнительному листу;

    — второй — на удержание алиментов на содержание жены в размере МРОТ (5554 руб.) до достижения ребенком трехлетнего возраста (до 10 октября 2015 года).

    Как правильно произвести удержание по всем четырем исполнительным листам?

    Решение

    За ноябрь работнику начислена заработная плата в сумме 51 000 руб., при этом совокупный налогооблагаемый доход работника с начала года не превысил 204 000 руб. Ему предоставлен стандартный налоговый вычет на его несовершеннолетнего ребенка. Удержан НДФЛ — 6448 руб. [(51 000 руб. − 1400 руб.) × 13%]. Следовательно, общий размер удержаний из заработка сотрудника не может превысить 31 186,4 руб. [(51 000 руб. − 6448 руб.) × 70%].

    Поскольку исполнительные листы содержат требования о взысканиях, относящихся к разной очередности, поэтому сначала необходимо удержать суммы по исполнительным листам, выданным на взыскание алиментов (вместе с суммой задолженности) и возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина, а потом — сумму на взыскание материального ущерба.

    Удержания по исполнительным листам

    Определим размер алиментов на ребенка за ноябрь. Он равен 11 138 руб. [(51 000 руб. − 6448 руб.) × 1/4].

    Общая сумма алиментов, взысканий и задолженности равна 54 112 руб. (10 000 руб. + 11 250 руб. + 11138 руб. + 16 170 руб. + 5554 руб.).

    Так как общий размер задолженности по всем исполнительным листам превышает допустимую сумму удержания (54 112 руб. > 31 186,4 руб.), удовлетворить сразу все требования взыскателей не удастся.

    Определим сумму удержаний по взысканиям первой очереди. Она равна 44 112 руб. (11 138 руб. + 16 170 руб. + 5554 руб. + 11 250 руб.). Так как сумма взысканий первой очереди снова превышает размер ограничения по удержанию (44 112 руб. > 31 186,4 руб.), придется рассчитать суммы удержаний пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

    Сумма алиментов на несовершеннолетнего ребенка (с учетом задолженности), которую бухгалтер может удержать по исполнительному листу в ноябре, равна 19 306,27 руб. [(11 138 руб. + 16 170 руб.) × 31 186,4 руб. : 44112 руб.].

    Сумма алиментов на жену равна 3926, 58 руб. (5554 руб. × 31 186,4 руб. : 44 112 руб.).

    Сумма удержаний по возмещению вреда, причиненного здоровью, равна 7953,55 руб. (11 250 руб. × 31 186,4 руб. : 44 112 руб.).

    Итого с заработка за ноябрь будет удержано 31 186,4 руб.(19 306,27 руб. + 3926, 58 руб. + 7953,55 руб.).

    Так как с заработка сотрудника по трем исполнительным листам уже взыскивается сумма в размере 70% заработка, взыскание по четвертому исполнительному документу (на взыскание материального ущерба) в ноябре не производится.

    Задолженность по алиментам, не удержанным в ноябре, составила 12 925,6 руб. (44 112 руб. − 31 186,4 руб.), из них:

    — 8001,73 руб. (11 138 руб. + 16 170 руб. − 19 306,27 руб.) — по алиментам на несовершеннолетнего ребенка;

    — 1 627,42 руб. (5554 руб. − 3926,58 руб.) — по алиментам на жену;— 3296,45 руб. (11 250 руб. − 7953,55 руб.) — по суммам на возмещение вреда, причинного здоровью.

    Эту задолженность нужно будет погасить в декабре.

    Удержания по исполнительным листам в декабре

    В декабре бухгалтеру нужно погасить оставшуюся задолженность по взысканиям за ноябрь (12 925,6 руб.) и произвести удержания по исполнительным листам за декабрь.

    После определения размера общей задолженности по взысканиям за декабрь будет видно, позволит ли предельный размер удержать 10 000 руб. на взыскание материального ущерба, причиненного С.А. Убегайкиным.

    Размер алиментов на ребенка за ноябрь не изменился. Он равен 11 138 руб. [(51 000 руб. − 6448 руб.) × 1/4].

    Сумма алиментов на жену — 5554 руб.

    Общая сумма алиментов, взысканий и задолженности равна 39 617,6 руб. (10 000 руб. + 11 138 руб. + 5554 руб. + 12 925,6 руб.).

    Предельный размер удержаний в декабре — 31 186,4 руб. [(51 000 руб. − 6448 руб.) × 70%].

    Поскольку общая сумма взысканий по исполнительным листам превышает предельную сумму удержаний (39 617,6 руб. > 31 186,4 руб.), бухгалтеру придется совершать действия в той же последовательности, что и в предыдущем месяце.

    Определим сумму удержаний по взысканиям первой очереди. Она равна29 617,6 руб. (11 138 руб. + 5554 руб. + 12 925,6 руб.). Удержание взысканий первой очереди можно погасить в декабре полностью, так как их сумма не превышает предельную сумму удержаний.

    Что касается суммы возмещения причиненного ущерба в размере 10 000 руб., то в декабре удержать ее нет возможности. Эту сумму перенесем к взысканию на январь.

    Перерасчет сумм по исполнительным листам

    На одного и того же сотрудника пришло несколько исполнительных листов на удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Суммы удержаний в этих листах рассчитаны на каждого из детей без учета других детей у данного сотрудника. Может ли бухгалтер сам скорректировать общую сумму удержаний по таким листам, чтобы произвести удержания по двум исполнительным листам?

    Нет, не может. Законом это не предусмотрено. Можно ли удержать алименты на основании копии исполнительного листа или заявления?

    Работодатель не должен производить удержания на основании представленной взыскателем копии.

    Если алименты пересылаются по почте

    Предположим, организация перечисляет алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 суммы заработной платы.

    Алименты переводятся получателю по почте. Размер почтового сбора составляет 10% переводимой суммы.

    Допустим, за март работнику начислена заработная плата в размере 5500 руб. Предоставлен стандартный налоговый вычет на ребенка (1400 руб.) Удержан НДФЛ — 533 руб. [(5500 руб. − 1400 руб.) × 13%]. Алименты на ребенка составили 1241,75 руб. [(5500 руб. - 533 руб.) × 1/4].

    Определим сумму почтового сбора. Она равна 124,2 руб. (1241,75 руб. × 10%).

    Всего с заработка работника было удержано 1898,95 руб. (533 руб. + 1241,75 руб. + 124,2 руб.).

    1. Каков порядок действий при получении исполнительного документа на работника.

    3. Бухгалтерский учет удержаний по исполнительным документам.

    Все удержания из заработной платы работников можно разделить на две группы: удержания по инициативе работодателя и обязательные удержания. Удержания из первой группы (о них подробно написано в ) работодатель производит по своему собственному решению, с соблюдением требований и ограничений, установленных законодательством. При этом работодатель вправе уменьшить сумму удержания или даже «простить» долг работника. А вот удержания из второй группы производятся в силу требований закона, поэтому работодатель никоим образом не может повлиять на размер удержаний и, тем более, игнорировать их. К обязательным удержаниям из заработной платы работников относятся, например, алименты на несовершеннолетних детей, возмещение материального ущерба, возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица, и т.д. Основанием для таких удержаний являются соответствующие исполнительные документы. О том, какие действия необходимо предпринять работодателю при получении исполнительного документа на работника, и как исполнить указанные в нем требования, — читайте далее в статье.

    Исполнительные документы как основания для удержаний

    Исполнительные документы могут поступать к работодателю по почте, через судебного пристава, либо лично от взыскателя по исполнительному документу (например, от получателя алиментов). В соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», со дня получения исполнительного документа работодатель обязан удерживать указанные в нем суммы из доходов работника (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). При этом к исполнительным документам относятся :

    • исполнительные листы;
    • судебные приказы;
    • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
    • постановления судебного пристава-исполнителя;
    • другие документы, перечисленные в ст. 12 Закона № 229-ФЗ.

    Основанием для удержаний является оригинал исполнительного документа, либо его дубликат, который по своей юридической силе приравнивается к оригиналу. А вот на основании копии исполнительного документа удержания производить недопустимо. Поэтому, если работодателю поступила копия исполнительного документа на работника, ее можно возвратить отправителю, запросив оригинал, либо вообще не предпринимать никаких действий.

    Итак, исполнительный документ поступил работодателю, что с ним делать дальше:

    • Уведомление о получении исполнительного документа

    Уведомлять судебного пристава о получении исполнительного документа работодатель не обязан, однако если к исполнительному документу прилагается бланк соответствующего уведомления, это лучше сделать. Кроме того, уведомление можно составить в произвольной форме, указав реквизиты исполнительного документа, дату получения и входящий номер, а также контактные данные лица, ответственного за получение и хранение исполнительного документа.

    • Регистрация исполнительного документа

    В целях обеспечения сохранности исполнительных документов, контроля за их движением (поступлением и выбытием) целесообразно вести журнал регистрации исполнительных документов. Законодательно обязанность ведения такого журнала не установлена, однако он может пригодиться, например, в качестве подтверждения даты получения исполнительного документа, а также для упорядочения работы с исполнительными документами, если их несколько. Поскольку форма журнала регистрации исполнительных документов не регламентирована, работодатель при необходимости может ее разработать самостоятельно

    • Хранение исполнительных документов

    Работодатель несет ответственность за сохранность полученных исполнительных документов, поэтому к вопросу их хранения следует отнестись серьезно. Лучший вариант: приказом руководителя назначить отдельного работника, ответственного за хранение исполнительных документов и их регистрацию (например, менеджера по кадрам). Если же ответственный работник не назначен, ответственность лежит на самом руководителе.

    • Возврат исполнительного документа

    Полученный работодателем исполнительный документ подлежит возврату в следующих случаях:

    — Если исполнительный документ пришел на уже уволенного работника – его необходимо возвратить отправителю (судебному приставу или взыскателю) с сопроводительным письмом.

    — Если работник, из доходов которого производились удержания по исполнительному документу, уволился – исполнительный документ необходимо возвратить отправителю в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем увольнения. В такой же срок нужно сообщить судебному приставу и взыскателю по исполнительному листу об увольнении должника, указав сумму произведенных удержаний (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

    — Если удержания по исполнительному документу прекращены в связи с исполнением указанных в нем обязательств, его необходимо возвратить отправителю с сопроводительным письмом.

    ! Обратите внимание: Факт возврата исполнительного документа нужно зафиксировать в журнале регистрации (если он ведется). Кроме того необходимо иметь документальное подтверждение возврата: если документ отправлялся почтой – опись вложения в ценное письмо с проставленным почтовым штемпелем, если документ передавался лично – расписка в получении.

    Удержания по исполнительным документам

    После получения исполнительного документа на работника у работодателя появляется обязанность производить удержания из его доходов. При этом удержания по исполнительным документам не производятся из следующих видов доходов :

    • компенсационных выплат в связи со , с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
    • компенсации за использование ;
    • от работодателя в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
    • с детских пособий (пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком), выплачиваемых за счет ФСС;
    • других доходов, поименованных в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

    Удержания по исполнительному документу производятся из суммы дохода работника, оставшейся после удержания НДФЛ (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При этом необходимо контролировать, чтобы размер удержаний не превышал максимально допустимый, установленный законом. Если же на одного работника имеется несколько исполнительных документов, то удержания по ним должны производиться в порядке очередности.

    Очередность
    (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

    Вид удержания

    Ограничение удержания
    (п. 2, 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ)

    Первая очередь
    • алименты на несовершеннолетних детей;
    • возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
    • возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
    • возмещение ущерба, причиненного преступлением
    70 % в совокупности от суммы дохода за вычетом НДФЛ
    Первая очередь
    • компенсация морального вреда
    50 % в совокупности от суммы дохода за вычетом НДФЛ
    Вторая очередь
    • возмещение материального ущерба и другие виды удержаний.

    ! Обратите внимание:

    • удержания второй очереди производятся только после погашения в полном объеме удержаний первой очереди (п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ);
    • удержания одной очереди в пределах максимального размера распределяются между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

    Суммы, удержанные по исполнительным документам, необходимо перечислить взыскателю в трехдневный срок со дня каждой выплаты дохода работнику (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Платежные реквизиты взыскателя должны указываться в исполнительном документе. Если в исполнительном документе содержится только почтовый адрес взыскателя, то перечислять удержанные суммы придется почтовым переводом. При этом расходы на перечисление удержаний в адрес взыскателя (комиссия банка, почтовые расходы) должны осуществляться за счет работника.

    Пример расчета удержаний по исполнительным документам

    Заработная плата работника ООО «Альфа» Петрова А.П. составляет 60 000 руб. в месяц, никакие другие доходы ему не выплачиваются. Вычеты по НДФЛ Петрову А.П. не положены. То есть заработная плата к выплате составляет 52 200 руб. (60 000 – 60 000 х 13%) в месц. В марте на работника поступило три исполнительных документа:

    • алименты на несовершеннолетних детей – в размере 1/4 выплачиваемых доходов ежемесячно;
    • возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица – в размере 37 000 руб. всего;
    • возмещение материального ущерба – 15 000 руб. всего.

    Рассмотрим порядок удержаний по исполнительным документам:

    Вид удержаний

    Алименты Возмещение вреда, причиненного здоровью

    Возмещение материального ущерба

    Очередь Первая Вторая
    Максимальный размер удержаний

    36 540 руб.
    (52 200 х 70%)

    26 100 руб.
    (52 200 х 50%)

    Сумма задолженности по исполнительному документу в марте 37 000 руб.
    Размер удержаний из заработной платы за март 2015 Общая сумма удержаний первой очереди:50 050 руб. (13 050 + 37 000) > 36 540 руб. (максимальный размер),

    поэтому удержания необходимо производить пропорционально сумме задолженности каждого взыскателя

    Удержания второй очереди не производятся, поскольку не погашены удержания первой очереди

    9 527,41 руб.

    (13 050 х 36 540 / 50 050)

    27 012,59 руб.

    (37 000 х 36 540 / 50 050)

    Сумма задолженности по исполнительному документу в апреле

    16 572,79 руб.

    (13 050 + (13 050 – 9 527,41))

    9 987,41 руб.(37 000 – 27 012,59)
    Размер удержаний из заработной платы за апрель 2015 Общая сумма удержаний первой очереди:26 560,20 руб. (16 572,79 + 9 987,41) < 36 540 руб. (максимальный размер),

    поэтому удержания производятся в полных суммах

    Удержания второй очереди не производятся, поскольку сумма удержаний первой очереди больше 50%:26 560,20 > 26 100

    16 572,79 руб.

    Сумма задолженности по исполнительному документу в мае 0
    Размер удержаний из заработной платы за май 2015 0

    (26 100 – 13 050)

    Сумма задолженности по исполнительному документу в июне 0

    (15 000 – 13 050)

    Размер удержаний из заработной платы за июнь 2015 0
    Сумма задолженности по исполнительному документу в июле 0

    Бухгалтерский учет удержаний по исполнительным документам

    Дебет счета

    Кредит счета
    20 «Основное производство»(26, 44) Начислена заработная плата
    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68 «Расчеты по налогам и сборам» Удержан НДФЛ с заработной платы
    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Удержана сумма в пользу взыскателя по исполнительному документу
    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Удержана сумма расходов на перечисление денежных средств взыскателю (комиссия банка, почтовые расходы)
    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 51 «Расчетные счета»(50 «Касса») Выплачена заработная плата за вычетом удержаний
    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 51 «Расчетные счета» Перечислены денежные средства взыскателю по исполнительному документу

    Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

    Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

    Нормативная база

    1. Трудовой кодекс РФ
    2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

    Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

    ♦ Рубрика: , .

    Если у работника 3 исполнительных производства (все по 50 %), то как распределять удержанные 50 между 3-я исп. производствами, (поровну) или пропорционально суммам.

    Ответ

    Ответ на вопрос:

    По правилам, установленным ч.1 ст.138 ТК РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

    При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы (ч.2 ст.138 ТК РФ).

    Общее правило не распространяется на удержания из заработной платы:

    При отбывании исправительных работ;

    При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

    При возмещении вреда, причиненного работником здоровью другого лица;

    При возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

    При возмещении ущерба, причиненного преступлением.

    Данный перечень содержится в ч. 3 ст. 138 ТК РФ и является закрытым. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

    В данной ситуации будет иметь значение основания удержания по исполнительным листам. С учетом этого основания надо установить очередность удержания в размер удержания.

    В соответствии с п.1 ст.111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:

    1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

    2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

    Требования каждой последующей очереди нужно удовлетворять после погашения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2 и 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

    Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п.3 ст.111 Закона 229-ФЗ).

    Предположим, что все три исполнительных листа связаны с задолженностью работника по кредитам перед банками. В этом случае работодатель может удержать у работника не более 50 % от заработной платы и распределить данную сумму удержаний пропорционально задолженности по каждому исполнительному листу.

    Алгоритм расчета пропорции приведен в приложении к ответу.

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    Журнал: Исполнительные листы: проверяем очередность, считаем пропорцию

    Н.А. Яманова, эксперт журнала «Зарплата»

    Компания получила несколько исполнительных листов на одного работника. С этого момента у бухгалтера появляются дополнительные обязанности - рассчитать сумму удержаний и перечислить ее. Вот только вопрос: скольким получателям и в каких размерах? Разберемся по порядку.

    По исполнительным листам удерживают:

     - алименты;

     - задолженность по кредитам, госпошлину;

     - возмещение ущерба здоровью в связи с дорожным происшествием и т. д.

    Проверяем очередность требований по исполнительным листам

    Существуют четыре очереди требований. Они перечислены в статье 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

    В таблице ниже приведены виды взысканий каждой очереди и максимальный размер их удержания из доходов работника.

    Теперь нужно определить, из каких доходов работника можно произвести удержания по исполнительным листам.

    Из каких доходов можно произвести удержание

    Суммы взысканий по исполнительным листам удерживают из зарплаты и иных доходов работника (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

    Есть несколько видов доходов, из которых нельзя производить удержания по исполнительным листам. Они перечислены в статье 101 Закона № 229-ФЗ.

    Например, нельзя удерживать суммы взысканий из государственных «детских» пособий (п. 12 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ):

     - пособия по беременности и родам;

     - единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

     - единовременного пособия при рождении ребенка;

     - ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

    Некоторые компании выплачивают работникам дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком на основании коллективного договора. С этой суммы нужно удерживать алименты, ущерб и другие суммы взысканий по исполнительным листам.

    Считаем сумму удержаний: требования относятся к одной очереди

    Размер всех удержаний, относящихся к первой очереди (таблица ниже), не может превышать 70% доходов работника-должника.

    Таблица Очередность удовлетворения требований взыскателей

    Для удержаний, относящихся ко второй, третьей или четвертой очереди, максимальный размер удержаний - меньше 50% доходов (ч. 1-3 ст. 138 ТК РФ).

    Максимальный размер удержаний нужно рассчитывать из суммы дохода сотрудника, оставшейся после вычета НДФЛ (ч. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

    Бывает так, что требования, содержащиеся в исполнительных документах, относятся к одной очереди. А зарплаты работника-должника недостаточно для их удовлетворения в полном объеме.

    В этом случае сумму удержаний нужно считать пропорционально сумме, причитающейся каждому взыскателю (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Для расчета суммы удержаний по нескольким исполнительным листам нужно последовательно совершить ряд действий, показанных на схеме ниже.

    Схема Алгоритм расчета ежемесячной суммы удержаний по нескольким исполнительным листам одной очереди

    Для определения размера удержания нужно применять следующую формулу:

    Пример 1

    Три исполнительных листа одной очереди. Работник получает только зарплату

    В ПАО «Фалкон» поступило три исполнительных листа на сотрудника В.П. Берегового о взыскании с него 50% заработка:

    По первому листу - остатка долга в сумме 530 000 руб. по кредиту на сумму 600 000 руб.;

    Второму листу - остатка долга в сумме 270 000 руб. по кредиту на сумму 300 000 руб.;

    Третьему листу - госпошлины в размере 4800 руб.

    В октябре 2015 года работнику была начислена зарплата - 34 500 руб. Других выплат в пользу работника не было. Стандартный вычет ему не предоставляется, детей у него нет.

    Решение

    Зарплата сотрудника за октябрь за минусом НДФЛ равна 30 015 руб. (34 500 руб. – 34 500 руб. × 13%).

    Общая сумма задолженности В.П. Берегового составляет 804 800 руб. (530 000 руб. + 270 000 руб. + 4800 руб.).

    Общий размер удержаний по трем исполнительным листам не может превышать 15 007,5 руб. (30 015 руб. × 50%).

    По первому - 9883,17 руб. (15 007,5 руб. × 530 000 руб. : 804 800 руб.);

    Второму - 5034,82 руб. (15 007,5 руб. × 270 000 руб.: 804 800 руб.);

    Третьему - 89,51 руб. (15 007,5 руб. × 4800 руб.: 804 800 руб.).

    А теперь покажем расчет сумм удержаний, когда у работника были разные доходы. Из некоторых его доходов удерживать суммы взысканий по исполнительным листам нельзя.

    Пример 2

    Два исполнительных листа одной очереди. Не из всех доходов работника можно произвести удержания по исполнительным листам

    В ООО «Марлин» поступило два исполнительных листа по взысканию задолженности по страховым взносам в ПФР на сотрудницу Э.Р. Вьюшкину. Она находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Это первый ребенок сотрудницы.

    Из первого исполнительного листа следует, что задолженность работницы составляет 16 000 руб., из второго - 4500 руб. По обоим листам размер удержания - 50% заработка.

    В октябре 2015 года работнице начислены:

    Пособие по уходу за ребенком в размере 10 200 руб. (40% среднего заработка);

    Пособие по уходу за ребенком по коллективному договору в размере 5000 руб.;

    Ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. согласно Указу Президента РФ от 30.05.94 № 1110.

    Решение

    Сумма дохода работницы

    В октябре Э.Р. Вьюшкиной начислено 15 250 руб. (10 200 руб. + 5000 руб. + 50 руб.).

    Сумма дохода работницы за вычетом НДФЛ

    Пособие по уходу за ребенком по коллективному договору не относится к государственным пособиям и поэтому облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком и компенсационная выплата в размере 50 руб. не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

    Компания предоставляет работнице стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 1400 руб. В 2015 году ее доходы не превысили 280 000 руб. (абз. 17 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

    Выплаты Э.Р. Вьюшкиной за октябрь, с которых можно произвести удержания по исполнительным листам, за минусом НДФЛ составили 4582 руб. .

    Сумма задолженности работницы

    Общая сумма задолженности сотрудницы составляет 20 500 руб. (16 000 руб. + 4500 руб.).

    Максимальный размер удержаний

    Общий размер удержаний по двум исполнительным листам не может превышать 2291 руб. (4582 руб. × 50%).

    Распределение суммы удержаний

    Сумма удержаний по каждому исполнительному листу составит:

    По первому - 1788,1 руб. (2291 руб. × 16 000 руб.: 20 500 руб.);

    Второму - 502,9 руб. (2291 руб. × 4500 руб.: 20 500 руб.).

    Считаем сумму удержаний: требования разной очереди

    В компанию могут поступить несколько исполнительных листов разной очереди. В этом случае требования каждой последующей очереди нужно удовлетворять после погашения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2 и 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

    Пример 3

    Три исполнительных листа разной очереди

    АО «Дельфин» удерживает с работника Г.Л. Топалина алименты на двоих детей в размере 33,33%. В связи с тем что работник был участником аварии, на него поступило еще два исполнительных листа об удержании по каждому в размере 50% дохода:

    26 000 руб. - возмещение вреда, причиненного здоровью;

    3600 руб. - судебные издержки.

    В октябре 2015 года работнику была начислена зарплата - 29 700 руб. Других выплат в его пользу не было.

    Стандартные вычеты на детей работнику не предоставляются, он отказался от их получения в пользу их матери.

    Решение

    Определение очередности взыскания

    Алименты и возмещение вреда, причиненного здоровью, относятся к требованиям первой очереди.

    Судебные издержки - к четвертой. Сначала нужно удовлетворить требования первой очереди.

    Сумма дохода работника за вычетом НДФЛ

    Выплаты Г.Л. Топалину за октябрь 2015 года за минусом НДФЛ составили 25 839 руб. (29 700 руб. – 29 700 руб. × 13%).

    Сумма задолженности работника

    По первым двум исполнительным листам нужно удержать:

    Алименты в сумме 8612,14 руб. (25 839 руб. × 33,33%);

    Возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 12 919,5 руб. (25 839 руб. × 50%).

    Итого 21 531,64 руб. (8612,14 руб. + 12 919,5 руб.).

    Взыскание по исполнительному листу четвертой очереди (судебные издержки) нужно производить только после удовлетворения требований первой очереди в полном объеме (ч. 2 и 3 Закона № 229-ФЗ).

    Максимальный размер удержаний

    Общий размер удержаний по всем исполнительным листам не может превышать 18 087,3 руб. (25 839 руб. × 70%).

    Распределение суммы удержаний

    Сумма, которую нужно удержать с сотрудника-должника по исполнительным листам первой очереди (21 531,64 руб.), больше максимального размера удержаний (18 087,3 руб.). Ее нужно пропорционально распределить между взыскателями.

    По исполнительным листам первой очереди нужно удержать:

    Алименты в сумме 7234,49 руб. (18 087,3 руб. × 8612,14 руб.: 21 531,64 руб.);

    Возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 10 852,81 руб. (18 087,3 руб. × 12 919,5 руб.: 21 531,64 руб.).

    Учет задолженности по удержаниям

    Поскольку алименты стали удерживаться в меньшем размере, чем указано в исполнительном листе, нужно вести учет сумм, удержанных и перечисленных по исполнительным документам.

    А удержание по исполнительному листу последующей очереди (судебные издержки) бухгалтер сможет произвести в последующих месяцах после удовлетворения требований первой очереди в полном объеме.

    Отражаем удержания в бухучете

    В бухгалтерском учете перечисление взыскателю денег, удержанных из зарплаты работника, отражается проводками:

    Дебет 70 Кредит 76 - удержаны из зарплаты денежные средства по исполнительному листу;

    Дебет 76 Кредит 51 - перечислены денежные средства взыскателю;

    Дебет 76 Кредит 51 - удержана банком комиссия за перечисление денежных средств получателю;

    Дебет 70 Кредит 76 - удержана из зарплаты работника комиссия банка за перечисление денежных средств взыскателю.

    Расходы на перечисление денежных средств по исполнительным документам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ и ст. 109 СК РФ). При возмещении таких сумм из зарплаты работника ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

    Удержанные средства нужно перевести взыскателю в трехдневный срок со дня выплаты работнику зарплаты или иного дохода (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Елена Карсетская,

    эксперт Системы Кадры

    Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

    1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.

    Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору». В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец». Людовик XIV говорил: «Государство- это я!», подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле». По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

    1.1.2. Ограниченная монархия.

    Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)» в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

    Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

    Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

    Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

    · парламент избирается населением;

    · правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на вы­борах в парламент;

    · лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

    · в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

    · законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

    · правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

    · лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

    В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

    Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

    Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

    · своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

    · монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

    · назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

    · монарх имел право роспуска парламента;

    · глава государства имел право назначения даты новых выборов.

    Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871-1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

    Тема: Формы современных государств

      Понятие и элементы формы государства;

      Форма правления: понятие, виды;

      Форма государственного устройства: понятие, виды;

      Политический (государственный) режим: понятие, виды;

      Форма современного Российского государства;

    Форма государства это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

    Понятие формы государства дает ответ на вопрос о том, как организована власть на территории определенного государства.

    Государство представляет собой единство содержания и формы. Значение формы велико, так как от того: насколько форма соответствует содержанию, зависит эффективность действия государственной власти.

    На форму государства влияют: конкретно-исторические (историческая эпоха, тип цивилизации), исторические традиции, географические, природные, климатические условия, социально-экономические, геополитические факторы религиозные особенности, национальный состав, демографические факторы, культурный уровень.

    Элементами формы государства выступают:

    1) форма правления (характеризует порядок образования и организации органов государственной власти; их взаимоотношения друг с другом и с населением);

    2) (характеризует территориальную организацию государственной власти, соотношение между государством как целым и его составными частями – территориальными единицами);

    3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов осуществления государственной власти);

    Форма правления это организация высших органов государственной власти, порядок образования этих органов, характер их взаимодействия между собой и с населением.

    Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

    Монархия (греч. monarchia - единовластие) это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления в разных государствах.

    Признаки монархии:

      Верховная власть принадлежит одному лицу - единоличному главе государства;

      Верховная власть осуществляется пожизненно;

      Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

      Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

      Монарх является юридически безответственным лицом;

      Монарх обожествляется;

    Первой формой монархии являлась рабовладельческая монархия – восточная деспотия, которую имели многие государства Древнего Востока –Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. В условиях феодального строя различают: раннефеодальную монархию (XI в. до н.э. - I в. н.э.); сословно-представительные монархии (X-XV вв.), в которых власть монарха ограничивалась представительным органом, например, Генеральными штатами во Франции (1302-1789), Земским собором в России (середина XVI в. – конец XVII в.); абсолютные монархии.

    Виды монархий:

    Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

    При абсолютной монархии власть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В его руках сосредоточены законодательная, исполнительная и судебная власти. В мировой истории такими странами были Россия XVII - XVIII веков и Франция до революции 1789 г. настоящее время к абсолютным монархиям относится Оман (Конституцию приняли в 1996 году), Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские эмираты, Саудовская Аравия (Конституцию приняли в 1992 г.).

    При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами власти). Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества. В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции. К конституционным относятся монархии в Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и другие.

    Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные .

    Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето и право неограниченного роспуска парламента. Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Она была распространена в XIX в. и начале XX в. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии 1 , существовавшие в Западной Европе в Средние века (Например, Пруссия вXIX веке, Россия конца XIX века – начала XX века, в настоящее время Иордания, Марокко, Кувейт, Свазиленд).

    Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Парламент ограничивает монарха. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов. Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом нации, государства. Фигура монарха становится декоративной. Например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Япония, Канада.

    Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

    Признаки республики :

      Источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу - парламенту. Однако следует учитывать, что никогда ни в одной стране к участию в деятельности государственной власти не допускалось все без исключения население.

      Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

      Срок полномочий высших представительных органов государственной власти ограничен;

      Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

    Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике (V-IV вв. до н.э.), в Спарте (V-IV вв. до н.э.), Римской аристократической республике (V-IV вв. до н.э.). В истории известны и феодальные города-республики (Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии)); Новгород и Псков (в России), США с 1787 г., Франция с 1792 г.

    Виды республик:

    Республики подразделяются на парламентарные и президентские и смешанные .

    Они различаются главным образом тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

    В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах. Парламент формирует правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр. Пример парламентарной республики: Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Турция, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Ирак, Польша, Греция, Болгария, Латвия, Литва, Израиль, Португалия .

    Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками, является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Пример президентской республики – Россия, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор .

    Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом. Пример смешанной республикиФранция, Финляндия .

    Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

    Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы.

    Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная .

    Унитарное государство (от лат. unus - один) – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом и политической самостоятельностью.

    Унитарное государство отличается полным политическим единством и неделимостью. Оно имеет один высший представительный законодательный орган власти – парламент и одно правительство. В унитарном государстве вся полнота власти находится у центральных органов. Органы власти административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении у центра. У административно-территориальных единиц нет своей конституции и своего законодательства . В унитарном государстве может функционировать местное самоуправление, также как и в федеративном.

    Большинство государств мира унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо. Сила унитарного государства в единстве. Пример унитарных государств: Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Китай, Япония, Турция и другие. Следует отметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определенных автономных образований. Например, статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) в современной Великобритании, остров Афон в Греции и т.д.

    Виды унитарных государств по степени зависимости от центральной власти:

      В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Швеция, Дания, Турция и т.д.);

      В децентрализованных , в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы и наделяются значительно более высокой компетенцией (Испания, Япония и т.д.).

    Федеративное государство (лат. foedus - союз)– это сложное союзное государство, части которого (республики, провинции, штаты, земли, кантоны) являются государствами или государственными образованиями, обладающими частичным суверенитетом (политической самостоятельностью) .

    Федерация основана на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции (уставы), законодательство по вопросам своего ведения, собственные высшие государственные органы. У субъектов федерации отсутствует право сецессии , то есть выхода из состава федерации. Наличие в федерации двух систем высших государственных органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. В мире 26 федераций. Среди них Россия, Австралия, Канада, США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Мексика, Бельгия, Нигерия, Индия, Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и другие.

    Виды федераций:

    В зависимости от принципа построения или роли национального фактора:

    1. По территориальному принципу (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

    2. По национальному принципу (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан, СССР);

    3. По смешанному национально-территориальному принципу (РФ, Швейцария, Канада).

    По способу возникновения:

      Конституционные федерации (США, Канада, Бразилия);

      Конституционно-договорные федерации (РФ);

      Договорные федерации (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты).

    В зависимости от объема полномочий:

      Асимметричные федерации (ее субъекты неравноправны), например, РФ;

      Симметричные федерации (ее субъекты равноправны), например, США;

    От унитарных и федеративных форм государственного устройства следует отличать формы межгосударственных союзов. В частности, конфедерацию.

    Конфедерация это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических).

    Конфедерация – это переходная форма государственного устройства. Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации.

    Конфедерация (от позднелат. – confoederatio – союз, объединение)– это временный союз

    суверенных государств,

    образуемый для достижения

    определенных целей

    (военных, экономических,

    политических).

    Признаки конфедерации:

      Конфедерация основана на

    договорных началах;

      Государства, входящие в

    конфедерацию обладают

    суверенитетом;

      Конфедерация- это временный союз;

      Субъекты конфедерации имеют

    право свободного выхода из нее;

      Конфедерация не обладает

    суверенитетом;

      Решения, принимаемые органами

    конфедерации (которые могут создаваться

    для координации совместной деятельности),

    приобретают обязательную силу лишь

    после утверждения их всеми членами

    конфедерации;

      У конфедерации нет единой системы

    законодательства, общего гражданства,

    общей границы;

      Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

      Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета

      Достигнув целей, ради которых они были

    созданы, конфедерации либо распадаются либо

    преобразуются в федерации.

    Пример:

    США (1776-1787);

    Швейцария (1815-1848);

    Германский союз (1815-1867);

    Австро-Венгрия (1867-1918);

    Сенегамбия – это объединение Сенегала и Гамбия в 1982-1989 гг.

    В настоящее время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Бенилюкс, Асеан, Карибское Сообщество.

    Содружество новая форма ассоциированного государственного объединения. Это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя степень интеграции все же отличает его от последней. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация , иные юридические акты.

    Например, Содружество Независимых Государств, Совет Европы.

    Империя (от лат. imperium )– это государственное образование, отличающееся обширной территориальной основой, сильной централизованной властью, ассиметричными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, разнородным этническим и культурным составом населения. Это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. Во главе империи находится царь, император, король и т.д. Пример: римская, британская, российская империи.

    Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат .

    Уния (позднелат. unio – единство, объединение) – разновидность сложного государства.

    Личной унией называется объединение 2 или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не уния, а каждое из входящих в ее состав государств.

    Исторические примеры личной унии:

    польско-литовская (1386-1669); англо-ганноверская (1714-1838); нидерландско-люксембургская (1815-1890)

    Реальная уния характеризуется объединением государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления. Субъект международного права - не реальная уния в целом, а отдельные государственные образования, входящие в ее состав. Исторические примеры реальной унии:

    Шведско-норвежская (1814-1905);

    Австро-венгерская (1867-1918);

    Датско-исландская (1918-1944)

    Политический режим это приемы и методы осуществления политической власти. Эта категория появилась в научном обороте в 60-е гг. XX века.

    Согласно одной точке зрения, понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, так как включает в себя методы, и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

    Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

    По степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица, уровню свободы институтов гражданского общества политические режимы подразделяются на демократические и недемократические .

    Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

    Демократический режим – это политический режим, при котором власть осуществляется методами убеждения, согласования, законности, парламентаризма. Демократический режим – это либеральный политический режим, при котором человек обладает собственностью, правами и свободами. Отстаивается ценность индивидуализма.

    Признаки демократического режима:

    1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

    2) Разделение властей;

    3) Законодательная власть осуществляется коллегиальным органом, выбранным народом;

    4) Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

    5) Отсутствие единой, обязательной для всех идеологии;

    6) Наличие у граждан широкого круга политических прав и свобод;

    7) Гласность, невмешательство государства в частную жизнь граждан;

    8) Экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства, частной инициативы.

    Недемократический режим – это режим, при котором на первый план выходят методы насилия. Этот режим может подразделяться на подвиды: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

    Признаки недемократического режима:

      Государственный аппарат фактически независим от населения;

      Господствует одна официальная идеология, одна политическая партия;

      Минимум политических прав у населения;

      Отсутствует разделение властей;

      Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

    Авторитарный (от лат. аuctoritas-власть) характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или государственного органа, усилением роли исполнительных органов, отсутствием или ущемлением основных политических прав и свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. Парламент играет формальную роль. В отличие от тоталитарного режима различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость под контролем государства.

    Тоталитарный (от лат. totalis – всеобщий) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством в личную жизнь граждан, господством одной официальной идеологии, одной политической партии, репрессиями в отношении инакомыслящих, ограничением прав, свобод человека и гражданина. Пример фашистская Италия, нацистская Германия.

    Признаки тоталитарного режима:

      Одна официальная идеология;

      Наличие харизматических субъектов. Культ личности;

      Наличие мощной государственной машины;

      Ожесточенная борьба с инакомыслием;

    Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Глава государства обладает неограниченными полномочиями.

    Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, полную ликвидацию демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций. Фашизм зародился в Италии в 1919 г. под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолини, затем получил развитие в Германии, а в 1920-1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания и т.д.). Фашизм считается явлением XX века.