• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре вслед за тем окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а следом принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

    Десять лет тому вспять Шевкунов впервой выступил в печати как единственный из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью Церковь и государство, в которой открыто выложил своё касательство к демократии. Демократическое страна, цитирует отца Тихона Frее Lапсе Виrеаu, неизбежно будет силиться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действо старый принцип разделяй и властвуй. Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

    В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре следом своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал дебош около пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал нетрезвый монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в злонамеренном поджоге агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за рубежом. (Кстати, в текущий момент зарубежники, несмотря на давнишний дебош, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не вон занять высший церковный пост России.

    Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, потом эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря близкий приятель отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала Русский дом, тот, что печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале Московия, а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов журнала и телепередачи. Среди частых гостей Русского дома представители Русского национального единства (РНЕ) и Чёрной сотни.

    Известен папа Тихон и больше глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил крестовый поход супротив гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что магические трюки этого вульгарного американского Воланда ставят зрителей в подневольность от самых тёмных и разрушительных сил. А что ни на есть популярный его план баталия с сатанинскими штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано цифра зверя 666. К тому же всеобщая организация учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья Шенгенская зона, посвящённая этой глобальной проблеме, была опубликована в печатном органе РНЕ Русский порядок. Несмотря на то что папа Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения весьма и крайне близки.

    Вот размышления святого отца о цензуре. Цензура это типичный инструмент в нормальном обществе, тот, что должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то до срока или поздненько к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и по иному, как со словом дура, её не рифмовал. А в дальнейшем ратовал за цензуру. Последняя мысль Тихона, и все-таки, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

    Тихон одним из первых поздравил Путина с воцарением и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая эру ельцинизма.

    Историю своего знакомства с Путиным папа Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, подобно тому как Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух тот самый не подтверждает, но и не опровергает кокетничает: Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь изготовить? Тем не менее журналисты московских изданий твердо писали со слов Тихона, что Владимир Путин всю дорогу исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни.

    В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, ныне его побаивается более того сам Патриарх.

    Так же читайте биографии известных людей:
    Тихон Жучков Tihon Juchkov

    Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

    АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) - ДУХОВНИК ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА?

    Загадочная персона нового президента становится все ближе и ближе народу. Он уже представился как «сын», «ученик», «разведчик», «демократ» и «семьянин». Но единственный источник, откуда можно почерпнуть скупые сведения о президентских пристрастиях, привычках и взглядах, - сборник его интервью «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным», недавно выпущенный издательством «Вагриус», - имеет существенный пробел. До сих пор никто не рассказал об отношениях бывшего чекиста с церковью и ее иерархами. Эта важная и абсолютно неизвестная сторона жизни Путина раскрывается нами благодаря тому, что нашелся священнослужитель, который является его...духовником. Вспомним: духовник царя нередко определял судьбы российской империи.

    Итак, духовником Путина является некий архимандрит Тихон, настоятель Сретенского монастыря, расположенного в центре Москвы - на Лубянке, в полукилометре от здания ФСБ РФ, что само по себе символично. Начнем с короткого интервью, которое взял у него корреспондент FLB:

    - Да, впервые в жизни. Я никогда не голосовал: ни за Брежнева, ни за Ельцина. Я проголосовал за Владимира Путина, потому что знаю его лично. Путин - человек верующий, православный. А для пастыря отдать голос, это все равно, что поручиться. Мне в нем очень нравиться одно качество - он совершенно не стремится к власти. Во всяком случае, политика, которую он проводил как премьер, для меня абсолютно приемлема.

    - Не кажется ли вам, что Россия выбрала человека, которого она совершенно не знает?

    - А кого она знает? Явлинского? Жириновского? Джабраилова? Путин как раз успел себя показать и зарекомендовать - он полгода совершал поступки.

    - Путин - кадровый сотрудник КГБ, атеист по определению. Как же вы нашли с ним общий язык?

    - Не буду сообщать никаких подробностей об обстоятельствах нашего знакомства. Скажу одно: Путин - человек искренне верующий и знающий Бога. Он сам разобрался в очень глубоких вопросах бытия, как писал Достоевский: «Может для кого-то это выглядит и смешно - его вера».

    Архимандрит Тихон, в миру Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году, окончил сценарный факультет ВГИКа. Был послушником Псково-Печерского монастыря, работал в Издательском отделе Московского патриархата... В 1991 году сгорело одно из зданий Донского монастыря, где проживал Шевкунов. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажженной папиросой. Вроде бы обычное бытовое происшествие, но отец Тихон решил проявить «политическую бдительность». В интервью «Комсомольской правде» он обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб в лице верующих Русской Православной Церкви За рубежом. Правда, назвать их поименно отказался: «Есть такое слово, - напомнил он, - удобиемолчание».

    Что отец Тихон подразумевал под «удобиемолчанием» - остается только догадываться. Возможно, именно оно, а также «бдительность» помогли сделать ему в Московской патриархии блестящую карьеру - сначала возглавить крупный московский монастырь, а затем взять на свое попечение душу президента России.

    Шевкунов неспроста отказался сообщить нашему корреспонденту обстоятельства его знакомства с Путиным. Для любого священнослужителя упоминание о его неформальных отношениях со спецслужбами является несмываемым пятном на рясе. Архимандрит же прошел по ступенькам своей карьеры бок о бок с бывшими генералами КГБ, которые, очевидно, и «вывели» его на будущего президента страны.

    Один из них - генерал-лейтенант Николай Леонов входит вместе с Шевкуновым в редколлегию журнала «Русский дом». Леонов родился 22 августа 1928 года в Рязанской области. С 1958 по 1991 год служил в системе КГБ СССР, в свое время был известен как «куратор» Фиделя Кастро и идейный вдохновитель всего «революционного пожара», который долгое время бушевал в Латинской Америке в 60-70 годах, был заместителем начальника Первого Главного Управления (в котором в те годы проходил службу и Путин), начальником Аналитического управления КГБ СССР. Сразу после августовских событий 1991 года подал рапорт об отставке. Последние годы работал вместе с Леонидом Шебаршиным (последний начальник ПГУ КГБ СССР) в так называемом Управлении экономической безопасности - конторе, которая поначалу играла роль некой обобщенной службы безопасности для многих крупных российских банков (Промстройбанк , Инкомбанк и пр.), в период правления Примакова в Белом Доме готовила ему проекты правительственных постановлений и концепции экономических программ...

    Под маской «неистового отца Аввакума», фанатичного борца с новыми ересями, которую натянул на себя Шевкунов, прячется вполне обычный человек с присущими ему слабостями. Знающие люди поговаривают о его склонности к злоупотреблению крепкими спиртными напитками (рудимент его богемной молодости?). Игумен разъезжает на бронированной «Ауди-8» правительственного класса и любит сорить деньгами в дорогих ресторанах...



    27.11.2017 | Алексей Макаркин

    Епископ Тихон (Шевкунов): секреты влияния

    Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считается одним из наиболее влиятельных деятелей Русской православной церкви (РПЦ). Его называют духовником Владимира Путина – хотя доказательств именно этого статуса нет, но близость владыки Тихона к Кремлю и его политическое влияние не вызывают сомнений. Особенно много споров развернулось вокруг фигуры егорьевского архиерея в нынешнем году – его называют и конкурентом патриарха Кирилла, и идейным лидером консерваторов, и гонителем режиссера Кирилла Серебренникова.

    Необычный архиерей

    Стандартная биография архиерея РПЦ включает в себя получение высшего духовного образования – либо очного, либо заочного. Как правило, такая карьера начинается после школы и армии, иногда – после светского университета или института (законченного или оставленного в связи со сменой жизненных планов). Молодой человек начинает путь в церкви с непродолжительной «стажировки» в виде алтарника в храме или аналогичной должности, затем получает рекомендацию и поступает в семинарию, а высшее духовное образование получает либо очно, либо заочно, одновременно со священническим служением. Если он выбирает монашеский путь, то уже вскоре после небольшого срока послушничества он принимает постриг.

    Судьба Тихона выглядит иной. Он окончил в 1982 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), получив специальность киносценариста. Однако в том же году он поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, один из двух монастырей, действовавших тогда на территории РСФСР. Приход в церковь людей из творческой интеллигенции был тогда не редкостью. Настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов (наиболее известный священник из числа поддержавших в 1996 году Геннадия Зюганова, отец писателя и депутата Госдумы от КПРФ Сергея Шаргунова) закончил столичный иняз, занимался поэтическими переводами. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (во дворе которого проходило молитвенное стояние против фильма «Матильда») протоиерей Александр Салтыков – выпускник искусствоведческого отделения истфака МГУ.

    Однако послушничество Георгия (мирское имя Тихона) продолжалось почти десятилетие, но включало в себя не только пребывание в отдаленном от Москвы монастыре, но и работу в Издательском отделе Московской патриархии под руководством влиятельного тогда митрополита Питирима. Во второй половине 1980-х годов значение Издательского отдела выросло – он занимался подготовкой материалов к празднованию 1000-летия Крещения Руси, а его председатель пользовался поддержкой влиятельной Раисы Максимовны Горбачевой. Но после кончины патриарха Пимена и распада СССР влияние Питирима резко упало, через некоторое время он потерял руководство отделом из-за сложных отношений с новоизбранным патриархом Алексием II. Впрочем, к тому времени Георгий был уже пострижен в монашество с именем Тихон. Постригал его патриарх Алексий II, который стал новым его патроном.

    Патриарх Алексий II в течение всего своего пребывания на посту предстоятеля РПЦ был вынужден учитывать интересы группы архиереев-«никодимовцев» - пострижеников скончавшегося в 1978 году ленинградского митрополита Никодима. К числу «никодимовцев» относятся, в частности, митрополит Ювеналий и тогдашний митрополит и нынешний патриарх Кирилл. В этих условиях Алексий сделал ставку на монашество, подозрительно относившееся к либеральным тенденциям, связанным с Ленинградской духовной академией. Большинство рукоположенных при Алексии епископов были консерваторами, сторонниками традиционного благочестия.

    Этому курсу Тихон соответствовал в полной мере. Широкую известность получила его борьба с либеральным священником Георгием Кочетковым, община которого был вытеснена вначале из Сретенского монастыря, а затем и из находящегося неподалеку храма Успения в Печатниках. Монастырский комплекс был занят в 1993-1994 годах подворьем Псково-Печерского монастыря, которое возглавил Тихон. Характерно, что собор был переосвящен – таким образом Тихон демонстрировал, что не считает общину, служившую на русском языке, православной, несмотря на ее официальный канонический статус в составе РПЦ.

    Храм Успения в Печатниках община отца Георгия была вынуждена покинуть в 1997 году после громкого и скандального конфликта. Как правило, этот конфликт трактуется в контексте противостояния церковных либералов и консерваторов. Это справедливо, но есть и другой, куда менее известный, аспект: отец Георгий Кочетков был учеником будущего патриарха Кирилла в Ленинградской академии. А после завершения конфликта он получил возможность служить в московском Новодевичьем монастыре – резиденции митрополита Ювеналия.

    «Лубянский батюшка»

    Настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря Тихон был недолго – уже в 1995 году оно было преобразовано в самостоятельный Сретенский монастырь. Его настоятелем стал патриарх Алексий II, а Тихон имел ранг наместника. Уже вскоре началось активное развитие монастыря. В нем был создан хор, в настоящее время имеющий статус главного хора РПЦ, который ведет концертную деятельность в России и за рубежом. Организовано одно из крупнейших издательств РПЦ и крупнейший в Москве магазин православной книги. В 2000 году был создан популярный среди верующих интернет-портал Православие.Ru .

    В 1999 году по инициативе тогда еще архимандрита Тихона и под его руководством в монастыре было открыто Сретенское высшее православное монастырское училище. В 2001 году оно было преобразовано в духовное училище, а в 2002-м – в семинарию. Первый выпуск студентов состоялся в 2004 году – среди выпускников был и ректор Тихон. Таким крайне необычным способом он получил религиозное образование, необходимое, в частности, для занятия поста патриарха. Среди преподавателей семинарии был Ольга Васильева, в настоящее время министр образования и науки России – она вела занятия по церковной истории.

    Одной из главных проблем монастырей является отсутствие во многих из них чтимых мощей святых, которым поклоняются верующие. Наличие таких мощей повышает неформальный статус монастыря и увеличивает приток паломников. Частиц реликвий для этого недостаточно – можно вспомнить историю про частичку пояса Богородицы, которая находится в одном из московских храмов, но не привлекает повышенного внимания со стороны верующих (тогда как сам пояс, привезенный в Москву, стал предметом поклонения огромного числа православных). В возобновленном Сретенском монастыре таких святынь не было.

    Тогда архимандрит Тихон добился переноса в 1999 году в монастырь мощей новомученика Илариона (Троицкого), умершего в 1929 году в Ленинграде, где он находился на пути из соловецкого лагеря в среднеазиатскую ссылку. Его мощи находились в петербургском Новодевичьем монастыре, но основной период его деятельности был связан с Москвой и Московской духовной академией. Видимо, исходя из этого Алексий II благословил перенос мощей в Москву. Свою роль в решении перенести мощи именно в Сретенский монастырь могла сыграть и репутация святителя Илариона как консервативного богослова, считавшего, что христианами можно считать только верующих, принадлежащих к православной церкви. Этот тезис созвучен точке зрения владыки Тихона. Таким образом в Сретенском монастыре было заложено почитание новомучеников, которое привело к строительству освященного в 2017 году «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских.

    Разумеется, такие масштабные проекты невозможно реализовать без спонсоров. Первоначально одним из них был банкир Сергей Пугачев, ранее близкий к Кремлю. Однако его банк уже давно обанкротился, а он сам оказался в эмиграции и превратился в критика российской власти. Но финансовая поддержка монастыря не уменьшилась, а даже увеличилась – строительство собора происходило уже без Пугачева. Преуспевание монастыря обусловлено многочисленными связями его наместника. В своей книге «Несвятые святые» Тихон называет своим прихожанином бывшего генпрокурора и министра юстиции, а ныне полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова. К числу хороших знакомых Тихона относят главу «Роснефти» Игоря Сечина (на дочери которого некоторое время был женат сын Устинова). Союзником Тихона считается бывший глава ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Здание ФСБ находится недалеко от Сретенского монастыря – поэтому Тихона прозвали «лубянским батюшкой».

    Самым же влиятельным знакомым Тихона считается Владимир Путин. Насколько можно судить, впервые они встретились в 2000 году, когда президент посещал Псково-Печерский монастырь, где встречался со старцем Иоанном (Крестьянкиным). После этого прошел слух о том, что Тихон стал духовником Путина, однако он не подтверждается. Маловероятно, что у президента есть постоянный духовник, хотя, возможно, Путин когда-то и исповедовался Тихону. С обширными связями Тихона связывают и его аппаратные успехи. В их числе передача монастырю бывшего здания школы с углубленным изучением французского языка – Тихон публично заявлял, что школа находится на месте кладбища людей, погибших во время наполеоновского нашествия, и подчеркивал в связи с этим, что в школе говорят по-французски. А также снос нескольких зданий XIX века, на месте которых построен новый собор – протесты «Архнадзора» ни к чему не привели.

    По данным телеканала «Дождь», бюджет проекта современных мультимедийных выставок «Россия - моя история», реализуемого Тихоном, составил более 10 млрд рублей. В 2018 году количество выставочных парков «Россия - моя история» достигнет 25. Деньги на строительство центров и создание экспозиций выделяются из бюджетов разных уровней, крупными компаниями (в том числе «Газпромом») и через системы госзаказа и грантов. В общей сложности на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей. При этом самый дорогой центр после столичного в следующем году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей. В Москве аналогичная выставка по поручению президента Путина размещена в одном из крупнейших павильонов ВДНХ, реконструкция которого обошлась в 1,5 млрд рублей. Генеральным спонсором выставки стал «Норильский никель».

    Таким образом, Тихон является одним из наиболее влиятельных церковных деятелей – его возможности сопоставимы с патриаршими, несмотря на то, что Тихон хотя и был рукоположен в 2015 году в епископы, но является лишь одним из многочисленных викариев (помощников) патриарха. Несмотря на то, что его кафедра официально находится в подмосковном Егорьевске, резиденция епископа остается в Сретенском монастыре, который он продолжает возглавлять.

    Секрет успеха и проблемы

    Возникает вопрос о причинах такого успеха Тихона. Дело в том, что большинство представителей высшей церковной иерархии воспринимаются государственными чиновниками как их номенклатурные коллеги. В брежневское время епископат был недоволен тем, что высокий церковный статус не позволял ему войти в состав советской элиты. Архиереи находились в зависимости от мелких чиновников, которые могли выполнить их просьбы, а могли и отказать. Это было связано с ролью церкви, считавшейся временной, отживающей аномалией в советском государстве. В постсоветское время многое изменилось. Епископы стали закономерной частью региональной элиты – их влияние и жизненный уровень резко выросли. Равно как и патриарх по определению входит в федеральную «суперэлиту», несмотря на отделение церкви от государства.

    Но коллеги по элите не воспринимают таких архипастырей как духовных авторитетов – для них это нередко прагматичные хозяйственники и, несмотря на монашество, светские по типу поведения люди. Поэтому за духовным наставлением и утешением – а оно нередко нужно и сильным мира сего – они предпочитают отправляться в монастыри, чтобы прикоснуться к древней старческой традиции. Исповедоваться архиерею трудно – в отличие от простого монаха или даже настоятеля монастыря. Впрочем, Тихон теперь тоже епископ, но он сохранил прежний образ духовника, монаха, а не бюрократа - а это большое преимущество.

    Но монашескую традицию можно презентовать по-разному. Преимущество Тихона как дипломированного сценариста – в том, что он делает это ярко и, как сейчас говорят, креативно, соединяя консервативную традицию с современной «оболочкой». Обычному светскому человеку трудно осилить сложные монашеские тексты, такие как пятитомное «Добротолюбие», жития святых и жизнеописания подвижников для него нередко архаичны. Другое дело – популярная, выдержавшая множество изданий книга Тихона «Несвятые святые», сборник историй, написанных не только со знанием дела, но и с литературным даром, с иронией и элементами самоиронии (что является редкостью для церкви, но свойственно современному обществу). Или простые аналогии, содержащиеся в созданном им фильме «Гибель империи. Византийский урок» – о том, как византийские элиты пошли на сговор с Западом и погубили страну, а российские чуть было не последовали этому примеру, но президент им помешал. Протоиерей Максим Козлов сказал, что этот фильм – «политическая сатира, снятая в рамках телеповествования, с ведущим, который является священнослужителем, с обращением к византийской истории в качестве субстрата для повествования о фактах истории современной».

    Обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект, объясняющий сближение Тихона с бывшими и нынешними силовиками. Для них важно выстроить непротиворечивую концепцию истории, которая бы включала в себя и дореволюционный, и советский периоды истории. Тихон предложил свой вариант, основанный на распространенном в церкви делении политиков на государственников и антигосударственников. Приоритет государственных интересов объединяет русских царей и советских деятелей, Сталин не идеализируется, но и не считается виновником всех бед ХХ века, обрушившихся на Россию. Зато концентрируется внимание на ответственности за них либералов, участвовавших в свержении монархии. Антилиберализм и антизападничество Тихона вполне соответствуют менталитету силовиков. В «Несвятых святых» нет свойственного многим церковным трудам осуждения советской власти – его место занимает отношение к ней как к реальности, с которой необходимо сосуществовать, сохраняя собственную православную идентичность.

    Впрочем, неформальное политическое влияние Тихона привело к проблемам в отношениях с тремя серьезными группами интересов.

    Первая – немалая часть официальной церковной иерархии, вплоть до патриарха. Там, похоже, не только испытывают ревность в отношении аппаратных возможностей Тихона, но и считают, что он имеет собственные патриаршии амбиции. С этим связана «утечка», обнародованная Алексеем Венедиктовым – о том, что Тихон намерен стать настоятелем Исаакиевского собора, затем митрополитом, а потом и патриархом (сам Тихон опроверг эту информацию). Правда, как викарный архиерей Тихон не имеет право быть избранным патриархом – согласно Уставу РПЦ, кандидат должен обладать «достаточным опытом епархиального управления». Но достаточный опыт – понятие растяжимое; в принципе, собор может признать таковым и полгода, и год (опровергая слухи о своих амбициях, Тихон сказал, что речь идет о пяти годах, но в Уставе этого нет). Видимо, именно с этим связано поручение, которое получил Тихон – разобраться с вопросом о том, являются ли «екатеринбургские останки» мощами царской семьи. Если он признает их подлинными, то вызовет раздражение многих консерваторов, которые исходят из того, что при Борисе Ельцине и Борисе Немцове было невозможно открытие настоящих мощей. Если нет, то сильно разочарует Кремль, где хотят провести перезахоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии уже в следующем году, к столетию расстрела царской семьи.

    Вторая – либеральная часть общественного спектра, для которой Тихон – идеологический противник. Вне зависимости о степени достоверности информации о том, что епископ причастен к аресту Кирилла Серебренникова, нет сомнений в том, что именно Тихон является одним из главных оппонентов современного искусства и в целом ориентации на глобальное общество. Причем, в отличие, например, от Никиты Михалкова, сохранившим значительное аппаратное влияние.

    Третья – часть представителей «нелиберальной» светской элиты, для которых Тихон может быть опасным конкурентом. Сам факт наличия фигуры, имеющей столь серьезное неформальное влияние, выглядит раздражителем для людей, находящихся на государственной службе и привыкших к определенным формализованным процедурам. Все эти факторы и способствуют сильному информационному напряжению вокруг фигуры Тихона, которое в дальнейшем может еще более усилиться.

      – ведущий эксперт Центра политических технологий

    Наместник Сретенского монастыря, духовник семьи Путиных.


    Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре после окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а затем принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

    Десять лет тому назад Шевкунов впервые выступил в печати как один из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью «Церковь и государство», в которой открыто высказал своё отношение к демократии. «Демократическое государство, - цитирует отца Тихона «Frее Lапсе Виrеаu», - неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип «разделяй и властвуй». Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

    В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре после своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал скандал вокруг пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за границей. (Кстати, сейчас «зарубежники», несмотря на давний скандал, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не прочь занять высший церковный пост России.

    Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, впоследствии эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря - близкий друг отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала «Русский дом», который печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале «Московия», а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов - журнала и телепередачи. Среди частых гостей «Русского дома» - представители «Русского национального единства» (РНЕ) и «Чёрной сотни».

    Известен отец Тихон и более глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил «крестовый поход» против гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что «магические трюки этого вульгарного американского Воланда» ставят зрителей «в зависимость от самых тёмных и разрушительных сил». А самый известный его проект - борьба с «сатанинскими» штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано «число зверя» - 666. К тому же всеобщая система учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья «Шенгенская зона», посвящённая этой «глобальной проблеме», была опубликована в печатном органе РНЕ «Русский порядок». Несмотря на то что отец Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения очень и очень близки.

    Вот размышления святого отца о цензуре. «Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё - и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то рано или поздно к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и иначе, как со словом «дура», её не рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру». Последняя фраза Тихона, однако, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

    Тихон одним из первых поздравил Путина с «воцарением» и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая «эру ельцинизма».

    Историю своего знакомства с Путиным отец Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, будто Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух этот не подтверждает, но и не опровергает - кокетничает: «Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь сделать?» Тем не менее журналисты московских изданий уверенно писали со слов Тихона, что «Владимир Путин постоянно исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни».

    В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, теперь его побаивается даже сам Патриарх.

    МОСКВА, 18 мая - РИА Новости, Сергей Стефанов. Митрополит Тихон (Шевкунов), назначенный главой Псковской митрополии, в воскресенье, перед отъездом в Псков, попрощается с насельниками и прихожанами Сретенского монастыря на территории обители, сообщили в монастыре.

    "Двадцатого мая, по благословению святейшего патриарха Кирилла, перед отъездом в Псковскую митрополию митрополит Тихон (Шевкунов) совершит Божественную литургию и попрощается с братией, учащимися Сретенской духовной семинарии, сотрудниками и прихожанами Сретенского монастыря", — отметили в обители.

    Богослужение начнется в 10:00.

    "Уходит, чтобы вернуться вновь"

    На официальном портале Сретенского монастыря прихожане оставляют многочисленные комментарии со словами грусти от расставания с любимым наместником и выражением горячей поддержки ему в новом служении.

    "Такая грусть в его глазах… Видно, очень тяжело ему расставаться с родным Сретенским монастырем", — написала Ольга в комментариях к фоторепортажу, посвященному встрече владыки Тихона в Сретенском монастыре после возведения его в сан митрополита 17 мая.

    "А у меня чувство, что Вы всё равно вернётесь в Сретенский однажды. Как говорят, — уходить, чтобы вернуться вновь", — написала в свою очередь пользователь Марина.

    Читатель, подписавшийся Евгением, отметил, что митрополиту Тихону "пришло время вернуться в родные пенаты — Псково-Печерский монастырь укреплять", и пожелал архиерею "помощи Божией" в трудах. Именно в Печорах будущий митрополит в 1980-е годы начинал свой монашеский путь.

    "И радостно, и грустно. Отец Тихон был одним из тех немногих пастырей, благодаря которым жить и воцерковляться кажется намного легче, особенно в нынешней, всё более космополитичной и торгашеской, Москве", — написал Игорь Писарев.

    А "читательница из Подмосковья" выразила, наверное, общее пожелание прихожан: "Хотелось бы, чтобы будущий наместник был из братии Сретенского монастыря и сохранил в нем тот дух, который был при владыке Тихоне".

    Из Печор в Москву — и обратно

    Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков ранее сообщил РИА Новости, что епископ Тихон (Шевкунов), назначенный правящим архиереем Псковской митрополии, больше не сможет исполнять обязанности наместника Сретенского мужского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. Решение о новом наместнике и новом ректоре пока не принято, кандидатуру должен будет утвердить Священный Синод. При этом должность главы Патриаршего совета по культуре за Шевкуновым сохранится.

    В четверг, во время праздничной литургии в храме Христа Спасителя по случаю праздника Вознесения Господня, патриарх Кирилл возвел епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением его Синодом правящим архиереем Псковской митрополии.

    Свой монашеский путь Шевкунов начинал в Псковской епархии — в 1982 году после окончания сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) он поступил трудником, а затем послушником в Псково-Печерский монастырь. Впоследствии Тихон (Шевкунов) стал игуменом Сретенского мужского монастыря, московского подворья Псково-Печерской обители.

    Владыка Тихон известен как писатель. Только за один год тираж его книги "Несвятые святые", вышедшей в 2011 году, превысил 1 миллион экземпляров. В 2012 году сборник вошел в шорт-лист премии "Большая книга" и стал победителем читательского голосования. Митрополит Тихон также является кинорежиссером, среди его работ — "Псково-Печерская обитель" и "Гибель империи".