• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    «Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

    До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

    Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства

    С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

    Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

    Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

    Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

    В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

    Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

    В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

    В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

    При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

    Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

    Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

    Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

    Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
    - обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
    - определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
    - принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
    - координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
    - организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
    - организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
    А основные функции и полномочия:
    - обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
    - осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
    - документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

    Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня: генерал-майор полиции Миронов Дмитрий Юрьевич (с 12.05.2014 по настоящее время).

    Российские законотворцы всерьез обсуждают воссоздание легендарного управления (отдела).

    Гонка законодателей за самую смелую и эффективную инициативу по борьбе с коррупцией продолжается.

    Депутат Госдумы Яровая предложила расхитителей миллиардов наказывать миллионными штрафами. Не остался в стороне и сенат. Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин направил главе МВД Владимиру Колокольцеву письмо с весьма неожиданным предложением. А именно - воссоздать в российской системе МВД аналог знаменитого УБХСС. Правда, чтобы отвечать реалиям современности, господин Добронин в письме заметил: в названии «Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности» стоит все же заменить вид собственности с «социалистической» на «государственную».

    — Законопроект уважаемой коллеги Яровой противоречит Конституции России и не исправит положение. А я предлагаю механизм правоприменения, который не потребует изменения законодательства, но точно даст результат, — объяснил представитель верхней палаты российского парламента.

    Как отреагировал Колокольцев на это предложение - пока неизвестно. Интересно, что гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, который считается прокремлевским политологом, высказал в одном из СМИ довольно любопытную точку зрения. По словам Мухина, формирование в составе МВД подобного управления может быть связано с расширением функционала Счетной палаты, которой необходимы «руки» для выполнения большего объема работы. Такими руками как раз и может быть реинкарнация УБХСС. Причем, это - серьезный тренд, который существует во властных вертикалях.

    Исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пакка считает идею господина Добрынина здравой.

    У нас в органах исполнительной власти в каждом силовом ведомстве и федеральном министерстве есть управление или подразделение по противодействию коррупции среди собственных сотрудников. Например, в структуре МВД это департамент, который возглавляет Сугробов. В прокуратуре есть свое подобное подразделение, но госоргана, который в целом бы отвечал за уровень коррупции в России, не существует. Поэтому, мысль здравая: для координации действий различных ведомств должна быть единая структура. Но как это воплотить в жизнь – непонятно.

    Впрочем, подобных оценок звучит немного. Так, юрист Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» Денис Примаков полагает, что причин для воссоздания ОБХСС в современной России – нет.

    В России уже есть орган, который расследует экономические преступления – это Департамент экономической безопасности. Он занимается как раз теми проблемами, которые в советское время решало УБХСС. Поэтому идея создания такого управления - инициатива популистская. Как ни парадоксально, сейчас во власти существуют две тенденции: первая – это реальная борьба с коррупцией, вторую же мы можем видеть на примере недавнего запрета власти на освещение громких коррупционных дел силовиками. То есть высшие эшелоны власти, что называется, тянут одеяло на себя и препятствуют борьбе с коррупцией в госсекторе.

    Руководитель Антикоррупционный комитет Московской области Сергей Королев также говорит о том, что никакое новое ведомство создавать не надо: выявлять факты расхищения госимущества в России уполномочены структурные подразделения МВД, прокуратуры, Следственного Комитета и ФСБ.

    Создавать новые ведомства – неэффективно и непродуктивно. Инициатор законотворческой инициативы о воссоздании УБХСС предлагало популистские вещи. Конечно, сегодня модно говорить о вариантах и способах борьбы с коррупцией, но не модно с ней бороться. Только последнее время президент и члены действующего правительства озаботились этой проблемой и началась хоть какая-то реальная антикоррупционная борьба.

    Руководитель Федеральный информационный центр «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко убежден: для того, чтобы бороться с коррупцией эффективно, надо не вывески на ведомствах менять, а наконец-то «развязать» силовикам руки.

    Найти профессионалов в полиции – уже проблема. А если такие и остались, то их постоянно «бьют по рукам». Чтобы сохранить бюджет и госимущество надо не названия менять, а следить за тем, чтобы силовикам не мешали работать. А Совету Федерации должно быть стыдно за подобные предложения: российское население способно отличить нормальные конструктивные законотворческие предложения от популистских.

    Адвокат Вадим Клювгант, комментируя инициативы депутата Яровой и представителя Совета Федерации, справедливо замечает: такие идеи – это откровенный популизм и свидетельство вопиющего непрофессионализма.

    Первое, что приходит в голову, когда я слышу о подобных инициативах, это цитата из Шекспира: «Чума на оба ваши дома!» Есть старая бюрократическая традиция: на каждую проблему создавать новую контору, потом - контору по контролю за вновь созданной конторой, а затем - контору по контролю за всеми конторами. Это старо как мир и так же эффективно, как инициативы госпожи Яровой. Что касается реальной борьбы с коррупцией, то здесь следует опасаться простых решений, потому как сложные проблемы простых решений не имеют.

    Чем говорить о реформировании наших правоохранительных органов, лучше кто-нибудь бы занялся преодолением профессиональной и моральной деградации, которая эти правоохранительные органы постигла. Скоро там профессионалов не останется вообще. Почему? Потому что этот профессионал должен чувствовать свою востребованность именно в качестве профи, а не в качестве болванчика, который должен выполнить любую абсурдную задачу, в том числе и беззаконную.

    Как могут в силовых структурах работать компетентные люди, если дела в отношении всяких там государевых или окологосударевых людей не получают хода и разваливаются на глазах у всей страны? Как подразделение не назови, его эффективность от перемены вывески не повысится! Она, эффективность, повысится только от правильного подбора людей и постановки перед ними задач, которые действительно отвечают интересам государства и общества. Но поскольку для принятия и реализации таких решений требуется немало политической воли, то вместо этого мы получаем симуляторы бурной законотворческой деятельности.

    Справка «СП»

    Немного истории: ОБХСС с 1934 существовал в составе НКВД СССР, потом в составе МВД СССР. В феврале 1992-го уже в составе МВД России Отдел БХСС был заменен Главным управлением по экономическим преступлениям (ГУЭП). А в 1997 года появилось новое название - Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ. После ряда преобразований и реформ экономическими преступлениями в России теперь занимается Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. Мало того, расследуют коррупционные дела и прокуратура, и Следственный Комитет, и даже ФСБ.

    ОБХСС

    [о-бэ-ха-эс]

    отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.


    Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

    Смотреть что такое "ОБХСС" в других словарях:

      - (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) образован 16 марта 1937 года приказом НКВД № 0018 в составе Главного управления милиции НКВД СССР ОБХСС ГУМ НКВД СССР. В Положении об ОБХСС говорится, что подразделение … Википедия

      Нескл. м.; = ОБХС Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности (в СССР). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      ОБХСС - [обэха эс], нескл., муж. (сокр.: отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) … Русский орфографический словарь

      ОБХСС - прежнее название отдела борьбы с экономическими преступлениями. На первый взгляд эта аббревиатура не имеет к одесскому языку никакого отношения. Однако, если во всем Советском Союзе ОБХСС расшифровывалось как Отдел Борьбы С Хищениями… … Большой полутолковый словарь одесского языка

      ОБХСС - [о бэ ха эс эс], неизм. ◘ На очередной “пятидневный” семинар как то явились сотрудники ОБХСС. Крокодил, 1985, № 33, 7. Из каких групп состоит население СССР? Из довольных и недовольных. Недовольными занимается КГБ, довольными ОБХСС. Купина,… … Толковый словарь языка Совдепии

      ОБХСС - ОБХС ОБХСС отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией истор. ОБХСС Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

      ОБХСС - отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией … Словарь сокращений русского языка

      - (ОБХСС) Юбилейный знак 50 лет ОБХСС (1987 год) … Википедия

      Жанр детективный фильм драма Режиссёр Вячеслав Бровкин Юрий Кротенко Виктор Турбин Геннадий Павлов Василий Давидчук … Википедия

      Бывший первый заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции РФ (1999 2003), генерал лейтенант налоговой полиции; родился 30 декабря 1945 г. в с. Горшково Мордвесского района Тульской области; окончил с отличием Горьковскую школу… … Большая биографическая энциклопедия

    Книги

    • , Тростин Евгений Александрович, Холодов Сергей Альбертович. Советский Союз был благородной попыткой построить социалистическое государство, в котором каждый не только "за себя", но и" за всех", в котором деньги - не главное, а человек человеку - брат.…
    • ОБХСС. МВД. КГБ. Краткий курс истории экономической преступности , Тростин Е.А.. Советский Союз был благородной попыткой построить социалистическое государство, в котором каждый не только "за себя", но и "за всех", в котором деньги - не главное, а человек человеку - брат.…

    «Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

    До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

    Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства…

    С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

    Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

    Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

    Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

    В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

    Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

    В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

    В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

    При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

    Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

    Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

    Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

    Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
    - обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
    - определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
    - принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
    - координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
    - организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
    - организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
    А основные функции и полномочия:
    - обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
    - осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
    - документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

    Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.

    К середине 1930-х годов экономика нашей страны значительно окрепла после разрушений, вызванных гражданской войной, но вместе с этим стало больше соблазнов для расхитителей народной и личной собственности. Экономические преступления захлестнули страну. В Карелии преступным посягательствам особенно подверглись еще не окрепшие сельскохозяйственные объединения и объекты государственной и кооперативной торговли. В 1936 году милицией был раскрыт массовый подлог документов Карелторга с целью хищения денежных средств в сумме 52 тысячи 224 рубля. К уголовной ответственности привлекли 7 человек. И таких случаев было много.

    Для выявления подобных преступлений требовались специально подготовленные сотрудники. Приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции был образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС НКВД СССР. Также было принято положение об ОБХСС. В нем говорилось: «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

    В республиканских, краевых и областных управлениях милиции создавались отделы, отделения и группы БХСС. Там, где таких подразделений не было, борьбу с хищениями и спекуляцией продолжал вести уголовный розыск.

    28 мая 1937 года, в соответствии с требованиями приказа НКВД СССР, народным комиссаром внутренних дел Карельской АССР издан приказ «Об организации при УР КМ НКВД КАССР специальной группы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и вредительством». Спустя месяц эту группу вывели из состава уголовного розыска и на ее основе создали отделение, а уже с 15 июля - отдел БХСС. Он состоял из двух отделений: отделения по борьбе со спекуляцией и отделения по борьбе с хищениями.


    сотрудники БХСС 1959 г.

    Карельские аппараты БХСС формировались из работников, прошедших хорошую практическую школу в экономических подразделениях уголовного розыска. С первых дней они выполняли большую работу по выявлению и разоблачению замаскированных групп расхитителей, спекулянтов, взяточников, фальшивомонетчиков, добились значительного возмещения материального ущерба, наносимого преступниками государству и обществу.

    В своем развитии служба БХСС прошла несколько этапов. Первым из них стал период предвоенных и военных лет до 1945 года.

    Для достижения результатов руководителям службы необходимо было максимально использовать организаторские и административные способности, направленные на повышение оперативной осведомленности сотрудников по более глубокому проникновению в замыслы преступников, а также на проведение специальных мероприятий по существенному сокращению растрат и хищений в организациях и на предприятиях государственной торговли и потребкооперации.

    В целях улучшения качества оперативно-следственной работы служба БХСС, как и уголовного розыска, была организована по территориальному принципу.

    Принятые меры дали положительные результаты. Количество выявленных растрат и хищений в 1940 году, по сравнению с 1939 годом, сократилось в госторговле на 38%, а в потребкооперации – на 46%. От прямых хищений и растрат материальных ценностей в торговой сети преступники перешли к косвенным. Широкое распространение получили обмеривание, обвес покупателей, пересортица товаров.


    сотрудники БХСС 1967 г.

    Особенностью деятельности милиции в годы войны, в первую очередь в прифронтовой полосе, куда относилась Карелия, была борьба с мародерством, незаконной скупкой и перепродажей золота, спекуляцией и фальшивомонетничеством. Работа по выявлению этих преступлений велась активно, хотя были значительные трудности. Одна из них: большинство сотрудников милиции, в том числе службы БХСС, принимали непосредственное участие в военных действиях. Многие погибли на Карельском фронте.

    Второй этап становления и развития службы БХСС следует отнести к послевоенному периоду. С 1943 по 1952 год руководство службой осуществлял Павел Иванович Богатырев, который пришел в БХСС еще в 1937-м году.

    Послевоенное время - время большого энтузиазма. В Карелии, как и во всей стране, велась работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Сотрудники милиции принимали в ней активное участие, хотя делать это было совсем непросто. Мизерная заработная плата, почти никакого технического обеспечения, малая штатная численность – все это негативно влияло на борьбу с экономическими преступлениями. В основном на службу привлекались бывшие фронтовики, привыкшие к трудностям. Среди них С.Г. Селышев, Б.Я. Инюшин, В.М. Куфтырев, Н.Д. Демкин, Г.А. Сизов, П.Д. Караваев и многие другие.

    Оперативная обстановка в этот период была сложной. Разрушенная войной экономика имела много «слабых мест», что создавало благоприятную обстановку для хозяйственных и должностных преступлений. Однако сотрудники БХСС не допустили бесконтрольности в сохранности государственной собственности и активно выявляли расхитителей, взяточников и спекулянтов.


    сотрудники ОБХСС МВД КАССР 1989 г.

    В 1951 году старшим оперуполномоченным РОБХСС Поляковым была разоблачена группа расхитителей в системе Потребкооперации. Она действовала в Петрозаводске и селе Шелтозеро. Пять обвиняемых осуждены на сроки от 5 до 10 лет лишения свободы.

    К 1955 году второй этап развития аппаратов БХСС завершился. Народное хозяйство в республике, в большинстве своем, было восстановлено. Органы внутренних дел окрепли, повысился количественный и качественный состав кадров. Советскими и партийными органами республики был принят ряд конкретных мер по сохранности государственной собственности в отраслях народного хозяйства. 29 сентября 1955 года УК КП КФССР принял Постановление «Об усилении борьбы с растратами и хищениями в организациях торговли, промкооперации и местной промышленности». Сложившаяся к 1955 году оперативная обстановка позволила перейти к новому периоду развития службы БХСС.

    Третий этап продлился до начала 1991 года. Он характеризуется повышением результативности работы БХСС. Так, летом 1957 года в пятимесячный срок была разоблачена группа расхитителей на хлебокомбинате и в торговой сети Медвежьегорска. Ревизией было установлено, что преступники за короткий срок расхитили более шестидесяти тонн хлебобулочных изделий на сумму около 70 000 рублей. К уголовной ответственности привлечено 10 человек. В 1959 году материалы раскрытия этого преступления под названием "Нахлебники" использовались в качестве пособия в практической деятельности.

    На третьем этапе в службе БХСС появились милиционеры, на работу которых следовало равняться.


    сотрудники БЭП 1993 г.

    Куфтырев Василий Моисеевич , 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны, работавший в службе БХСС с 1947 по 1983 год. Как наиболее квалифицированному работнику ему поручался зональный контроль и практическая помощь группе горрайорганов внутренних дел по линии БХСС. Результаты его влияния на ГО-РОВД были всегда положительными. Так, за два года (1982-1983) в Кондопожском РОВД число выявленных преступлений по линии БХСС возросло почти в два раза – с 37 до 70, а количество хищений – всего на 15%. Таких примеров в его работе много. Василий Моисеевич награжден знаком «Отличник милиции», дважды заносился на доску Почета.

    Кузнецов Леонид Иванович , 1935 года рождения. Службу начал в декабре 1957 года с должности оперуполномоченного БХСС Заонежского отделения милиции. В 1962 году им было раскрыто крупное хищение лесоматериалов на лесоторговой базе. В тот же год он разоблачил взяточника Смирнова, позже осужденного к 8 годам лишения свободы. В 1963 году, в результате реализации Леонидом Кузнецовым оперативного дела, к уголовной ответственности было привлечено 10 человек, работавших на петрозаводском хладокомбинате и совершивших хищение продуктов на 11 000 рублей. В течение 1964-1965 годов лично им было выявлено 27 преступлений. С 1971 по 1981 год Леонид Иванович Кузнецов являлся начальником ОБХСС Петрозаводского ГОВД. За это время число выявленных его подчиненными преступлений возросло в 1,7 раза.

    Баландин Виктор Александрович , 1929 года рождения. В службе БХСС работал с 1964 по 1985 год. С 1969 по 1971 год руководил петрозаводским отделением БХСС. За время службы имел 26 поощрений. В начале восьмидесятых им успешно были реализованы оперативные материалы в отношении заготовителей леса из Молдавии и Украины. Ущерб от незаконной деятельности преступников составил около 50 000 рублей. Вся преступная группа была осуждена на длительные сроки. В тот же период Виктор Александрович выявил хищение 11 000 рублей, совершенное бухгалтером профкома Пяозерского ЛПХ.

    Сидякин Владимир Семенович , 1939 года рождения. В 1972 году он пришел в милицию и больше двадцати лет отдал службе в БХСС. Начинал с должности оперуполномоченного. Затем как опытный сотрудник был переведен на работу в ОБХСС МВД. В 1979 году Владимиру Сидякину была поручена организация борьбы с хищениями в строительных организациях республики. Эта отрасль в то время была особенно криминогенной, но факты хищения и виновные в этом лица устанавливались редко. За два года работы по этой линии Владимир Семенович обеспечил выявление 80 хозяйственных и должностных преступных деяний. Стоит отметить, что до этого их ежегодное количество не превышало десяти. В раскрытии наиболее сложных хозяйственных преступлений Владимир Семенович принимал непосредственное участие. За время службы он поощрялся руководством свыше 20 раз.

    Барсуков Василий Егорович , 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны. С весны 1966 года он был в должности заместителя начальника ОБХСС республиканского МВД. За время работы Василий Егорович как высококлассный юрист оказывал постоянную и квалифицированную помощь оперативным работникам, непосредственно руководил реализацией оперативных материалов по сложным хозяйственным преступлениям. Среди них было и громкое преступление, совершенное в поселке Шала Пудожского района в 1966 году. Тогда группа лиц, работники одного из предприятий, совершила хищение в особо крупном размере. Ущерб составил свыше 20 000 рублей.

    Житковский Иван Григорьевич , 1929 года рождения. В службе БХСС работал в течение 16 лет, в том числе, в должности заместителя начальника ОБХСС МВД. Кроме руководства оперативной работой Иван Григорьевич непосредственно участвовал в реализации наиболее сложных дел оперативного учета. Под его руководством были разоблачены в мошенничестве в особо крупном размере двое граждан, которые в последующем были приговорены к длительным срокам лишения свободы.

    Принятые в тот период организационные и практические меры по борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями привели к положительным результатам в работе. Так, с 1971 по 1980 годы число выявленных преступлений по линии БХСС увеличилось на 10,4%, а количество предотвращенных преступлений возросло в 2,7 раза.

    Дальнейшее развитие службы БХСС в Карелии происходило в 80-е годы прошлого столетия. В должности начальника отдела БХСС МВД с 1980 по 1985 год служил Юрий Кириллович Олюшкин, а затем - Николай Николаевич Кротов. Они продолжили устоявшиеся традиции. Повысилось оперативное мастерство сотрудников. На службу в БХСС направлялись, как правило, работники только с высшим юридическим и экономическим образованием, грамотные специалисты различных отраслей народного хозяйства. Постоянно проводились семинары с работниками БХСС, ежегодно ряд сотрудников проходили переподготовку. Наряду с повышением требовательности к сотрудникам создавалась обстановка ответственности каждого за порученное дело.

    Принятые меры позволили улучшить оперативно-служебную деятельность БХСС. Если в 1980 году число выявленных преступлений по линии БХСС составляло 386, то за 1985 год работниками БХСС было выявлено 624 таких преступления.

    Нельзя не вспомнить еще ряд имен сотрудников БХСС тех лет, среди которых Владимир Михайлович Иванов, Николай Иванович Михайлов, Арво Викторович Невонен, Петр Александрович Телькинен, Дмитрий Михайлович Михайлов, Владимир Николаевич Дубинин. Все они начинали работу в органах внутренних дел со службы БХСС, где показали высокую организованность и дисциплину, постоянно совершенствовались в работе.

    После принятия Законов СССР «О государственном предприятии (объединении)» и «О кооперации» в стране значительно изменилась система управления хозяйством, внедрялся принцип полного хозрасчета и самофинансирования. В этой связи в МВД КАССР был разработан и утвержден План основных мероприятий по перестройке деятельности службы БХСС республики.

    В 1987 году была реализована комплексная целевая программа по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по борьбе с нетрудовыми доходами на 1987-1990 годы. В результате этих и ряда других мер за три года аппаратами БХСС выявлено 1300 преступлений, по ним возбуждено 754 уголовных дела. Установлено 462 факта хищений.

    Четвертый этап. 29 декабря 1990 года приказом МВД России Отдел БХСС стал именоваться Отделом по раскрытию преступлений в сфере экономики, а спустя почти три года, 14 сентября 1993 года, он был переименован в Отдел по экономическим преступлениям. Это стало началом четвертого этапа в развитии и совершенствовании службы БХСС-БЭП. Этот период был наиболее сложным из-за новизны задач, стоявших перед службой, но очень интересным.

    Летом 2003 года в связи с административной реформой государственной власти Налоговая полиция была ликвидирована. Ей на смену пришла новая служба – Служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, в состав которой до июля 2011 года входили Управление по борьбе с экономическими преступлениями и Управление по налоговым преступлениям.

    Первым руководителем службы по налоговым и экономическим преступлениям – заместителем министра внутренних дел Республики Карелия был полковник милиции Федор Иоганесович Хирвонен.

    Хочется отметить ряд опытнейших сотрудников службы БЭП (БХСС), которые внесли огромный вклад в борьбу с экономическими преступлениями:

    Полковник милиции Иовлев Сергей Романович , заместитель начальника УБЭП МВД Карелии. Проходил службу в ОВД с 1991 по 2007год. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе неоднократно поощрялся руководством МВД. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

    Полковник милиции Билык Анатолий Григорьевич , начальник отделения по выявлению преступлений на потребительском рынке, АПК, в сфере добычи и переработки водных биоресурсов УБЭП МВД Карелии. Службу в ОБХСС начал с 1983 года. В 2002 году был начальником ОБЭП УВД Петрозаводска. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты неоднократно поощрялся руководством МВД. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

    Подполковник милиции Ефимчик Константин Михайлович , начальник отдела УБЭП МВД по Республике Карелия. Проходил службу в органах внутренних дел с августа 1988 по сентябрь 2011 года. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

    Майор милиции Павлов Алексей Николаевич , начальник отдела УБЭП МВД по Республике Карелия. Проходил службу в ОВД с марта 1994 по февраль 2008 года. В службе БЭП работал на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава.

    В 2011 году в ходе реформы органов внутренних дел России должность заместителя министра внутренних дел по Республике Карелия по экономической безопасности была упразднена, а служба получила новое название – подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. В настоящее время Управление ЭБиПК МВД по Республике Карелия возглавляет майор полиции Тимур Николаевич Гуляев.

    Прошло 75 лет со дня образования службы БХСС-БЭП, и это были годы большой и основательной работы. В настоящее время в подразделениях экономической безопасности работают специалисты высокого класса, которые способны преодолеть любые трудности. Выезжают сотрудники подразделений экономической безопасности и в командировки на Северный Кавказ, где несут службу по обеспечению порядка. За образцовое исполнение возложенных задач Александр Антропов, Роман Моисеенко и Валерий Бабский были награждены медалями «За отвагу», а Алексей Олюшкин, Леонид Светлов и Сергей Смирнов – «За отличие в охране общественного порядка».

    Сегодня борцы с экономической преступностью располагают достаточным техническим, интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения задач по защите российской экономики. Они бережно сохраняют традиции, преемственность поколений и доброе, внимательное отношение к ветеранам. Поэтому встречи с ветеранами – это традиционное мероприятие. С 2006 года действует Совет ветеранов Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Первым председателем Совета стал подполковник милиции в отставке Александр Анатольевич Зяблов, а с 2009 года Совет возглавил подполковник милиции в отставке Алексей Михайлович Фомичев. На постоянной основе советом ветеранов совместно с УЭБиПК МВД по Республике Карелия организуются поздравления и чествования пенсионеров и ветеранов службы, оказывается социальная и материальная помощь ветеранам войн, инвалидам, получившим военную травму, и членам семей погибших сотрудников БХСС-БЭП. Стоит отметить, что благодаря содействию ветеранов службы БЭП за последние три года выявлено 24 преступления экономической направленности. Нет сомнения, что лучшие традиции ветеранов службы будут сохранены и приумножены.