• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Содержание статьи

    ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit ), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise ), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792 ) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte ), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.

    Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette , 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten , 1767).

    В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.

    В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану , Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen ) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont ) и Фаустом (Faust ); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied ), Майская песнь (Mailied ) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band ); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте , Гёце , Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.

    Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.

    Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister ), Эгмонта , Ифигении (Iphigenie ) и Тассо (Tasso ). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).

    По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона . В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером , который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien , 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien ), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил (Wilhelm Meisters Lehrjahre , 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora ), Аминт (Amyntas ) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea ), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten ), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen ).

    Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften , 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan ), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван . Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана . Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen ), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch , 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом , опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста .

    ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand , 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo , 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont , 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris , 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso , 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften , 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.

    Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers ) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.

    Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.

    Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre ) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre ). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung , написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования , написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения . Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.

    Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.

    Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.

    Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.

    Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.

    Биография Иоганна Гете, немецкого поэта, политического деятеля, ученого не перестает удивлять своею многогранностью.

    Родился этот великий сын Германии 28 августа 1749 года в Франкфурт-на-Майне в богатой буржуазной семье. Его отец, адвокат, занимал должность имперского советника, и, несмотря на свою занятость, уделял пристальное внимание воспитанию детей, которые получили хорошее домашнее образование.

    С раннего детства Иоганн много читал, и стал постоянным посетителем большой отцовской библиотеки. Книги волновали воображение и формировали душу ребенка, пробуждая интерес к литературному творчеству. В восемь лет он написал свои первые стихи и пьесы для домашнего кукольного театра.

    В 16-летнем возрасте юный Гете приступает к изучению права в университете Лейпцига. В это время он впервые влюбляется, и это стало поводом для создания лирического сборника стихов «Аннетте» (1767 год).

    Серьезная болезнь в 1768 году едва не поставила последнюю точку в биографии Иоганна Гете, заставив молодого человека оставить обучение в университете, которое он смог продолжить лишь в 1770 году в Штрассбурге. Здесь наряду с приобретением юридических знаний, он изучал естественные науки и медицину.

    По окончании учебы в 1772 г. Иоганн переезжает в Вецлар, где работает практикующим адвокатом. В этот период своей жизни писатель встречает новую любовь. Чувство пережитое Гете нашло свое отражение в романе «Страдания юного Вертера» (1774 г), принесшего автору мировую известность. Девушка, которой увлекся Гете, была невестой его друга, что и послужило причиной его отъезда из Вецлара.

    В 1775 году Иоганн Гете получает предложение от своего близкого друга, принца Карла-Августа, поступить на государственную службу. Он соглашается и поселяется в Веймаре. Известный писатель и поэт, имея широкие полномочия, контролировал финансы, состояние дорог, просвещение. За свои успехи на этом поприще Гете в 1782 году был возведен в сан дворянина, а в 1815 году становится первым министром в правительстве Карла-Августа. 1791 год ознаменовался открытием в городе театра, что произошло при непосредственном участии писателя.

    Несмотря на свои многочисленные романы Иоганн Вольфганг Гете женился лишь в возрасте 57 лет, его избранницей стала простая девушка, Кристина Вульпиус, зарабатывавшая себе на жизнь в мастерской по изготовлению цветов. Брак имел статус гражданского и состоялся вопреки негативному отношению к нему двора.

    Литературный дар Гете проявился в большом количестве написанных им произведений, которые включают в себя стихи, поэмы, романы, новеллы, драмы. Имя этого писателя неразрывно связано с «Фаустом», которого он задумал еще в 1770 году, а осуществил намного позже. Первая часть трагедии была напечатана в 1808 году, вторая датируется 1833 годом.

    В разные годы жизни Гете печатались его труды, посвященные исследованиям в области естественных наук, в оптике и акустике (разделы физики), в геологии, минералогии…..В 1826 году Гете был избран почетным членом Академии наук в г. Петербурге.

    Биография Иоганна Вольфганга Гете заканчивается датой – 22 марта 1832 года, этот день становится последним в жизни выдающегося человека, который умер в г. Веймаре.

    Иоганн Вольфганг фон Гете был немецким поэтом, классиком мировой литературы. Родился во Франкфурте-на-Майне, старинном немецком городе, 28 августа 1749 года. Умер в возрасте 83 лет, 22 марта 1832 года, в городе Веймаре.

    Отец Гете, Иоганн Каспар Гете, зажиточный немецкий бюргер, служил императорским советником. Мать, дочь старшего городового, - Катарина Элизабет Гете, в девичестве Текстор. В 1750 году у Иоганна Гете родилась сестра Корнелия. Впоследствии у родителей было еще несколько детей, но, к сожалению, они все умерли в младенчестве.

    Гете, Иоганн Вольфганг фон: краткая биография

    Уютная атмосфера, ласковое отношение матери раскрыли мир фантазий для маленького ребенка. Благодаря достатку семьи в доме всегда царила атмосфера веселья, присутствовало много игр, песен, сказок, что позволяло ребенку развиваться во всех смыслах. Под чутким присмотром отца уже в восемь лет Гете писал немецкие и латинские рассуждения на темы нравоучения. Увлекшись красотой природы, даже пытался вызвать фантастическое божество, властвующее над стихиями.

    Когда закончилась французская оккупация, которая длилась более двух лет, Франкфурт словно проснулся после долгой спячки. Горожане проявили интерес к театральным подмосткам, это сказалось и на маленьком Иоганне: он пробовал писать трагедии во французской стилистике.

    В доме фон Гете была хорошая библиотека, с большим количеством книг на разных языках, что дало возможность будущему писателю близко познакомиться с литературой в раннем детстве. Он прочел в оригинале Вергилия, познакомился с «Метаморфозами» и «Илиадой». Гете изучил несколько языков. Помимо своего родного немецкого, он свободно говорил на французском, итальянском, греческом и латыни. Также он брал уроки танцев, занимался фехтованием и верховой ездой. Одаренный юноша, Иоганн Вольфганг фон Гете, биография которого весьма сумбурна, достиг успехов не только в литературе, но также и в юриспруденции.

    Учился в окончил Страсбургский университет, защитил диссертацию по праву. Но юридическое поприще не привлекало его, гораздо интересней ему была медицина, позднее он занялся остеологией и анатомией.

    Первая любовь и первое творчество

    В 1772 году Гете отправили проходить практику по юриспруденции в Вецлар, где он должен был изучить судебную деятельность Римской империи. Там он встретил Шарлотту Буфф, невесту И. Кестнера, секретаря посольства Ганновера. Вольф влюбился в девушку, но понял бессмысленность своих терзаний и уехал из города, оставив возлюбленной письмо. В скором времени из письма Кестнера Гете узнал, что застрелился Ф. Иерузалем, который также был влюблен в Шарлотту Буфф.

    Гете был сильно потрясен произошедшим, у него тоже возникли мысли о самоубийстве. Из состояния депрессии его вывело новое увлечение, он влюбился в дочь своей знакомой, Максимилиану Брентано, которая была замужем. Гете предпринял огромные усилия, чтобы побороть это чувство. Так появились на свет «Страдания юного Вертера».

    Во время учебы в Лейпцигском университете он познакомился с Кэтхен Шойнкопф и страстно влюбился. Чтобы завоевать внимание девушки, он начинает писать забавные стихи о ней. Это занятие его увлекло, он начал подражать стихам других поэтов. Так, например, его комедийное произведение Die Mitschuldigen, среди стихов Höllenfahrt Christi, отдает духом Крамера. Иоганн Вольфганг Гете продолжает совершенствовать свое творчество, пишет в стиле рококо, однако свой стиль еще едва просматривается.

    Становление

    Переломным моментом в творчестве Гете можно считать его знакомство и дружбу с Гардером. Именно Гардер повлиял на отношение Гете к культуре и поэзии. В Страсбурге Вольфганг Гете знакомится с начинающими писателями Вагнером и Ленцем. Интересуется народными стихами. С удовольствием читает Оссиана, Шекспира, Гомера. Занимаясь юридической практикой, Гете продолжает усиленную работу и на литературном поприще.

    Веймар

    В 1775 году Гете познакомился с герцогом Веймара, наследным принцем Саксонии Карлом Августом. Осенью того же года он переехал в Веймар, где впоследствии провел большую часть своей жизни. В первые годы жизни в Веймаре он принимает активное участие в развитии герцогства. Взялся руководить военной коллегией, дорожно-строительными работами. В это же время он пишет драму «Ифигения в Тавриде» и пьесу «Эгмонт», начинает работать над «Фаустом». Среди произведений того времени также можно отметить его баллады и «Стихи к Лиде».

    Во время Великой Французской революции и франко-прусской войны Гете несколько отстранился от литературы, его интерес заняли естественные науки. Он даже сделал открытие в анатомии в 1784 году, открыв у человека межчелюстную кость.

    Влияние Шиллера

    С 1786 по 1788 год Гете путешествовал по Италии, что отразилось в его творчестве как эпоха классицизма. Вернувшись в Веймар, он отдалился от придворных дел. Но к оседлой жизни Гете пришел не сразу, он еще не раз отправлялся в путешествия. Посетил Венецию, с герцогом Веймарским побывал в Бреслау, принимал участие в военном походе против Наполеона. В 1794 году познакомился с помог ему в издании журнала «Оры». Их общение и совместное обсуждение планов дали Гете новый творческий стимул, так появилась их совместная работа Xenien, вышедшая в 1796 году.

    Узы брака или очередной роман

    В то же время Гете стал жить с юной девушкой, работавшей в цветочной мастерской, Кристианой Вильпиус. Вся общественность Веймара была шокирована, отношения вне брака в то время были чем-то из ряда вон выходящим. Только в октябре 1806 года вступил в брак со своей возлюбленной Иоганн Вольфганг фон Гете. Его жена Кристиана Вульпиус на тот момент уже родила ему нескольких детей, но все кроме Августа, первого сына Гете, умерли. У Августа и его супруги Отилии было трое детей, но ни один из них не вступил в брак, так что род Гете прервался в 1831 году, когда в Риме умер его сын Август.

    Первые значимые произведения Гете можно отнести к 1773 году. Его драма Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand произвела неизгладимое впечатление на современников. В этом произведении Гете преподнес в неожиданном ракурсе образ борца за социальное равенство и справедливость, довольно типичный образ в литературе того времени. Герой произведения, Гец фон Берлихинген, - рыцарь, недовольный положением дел в стране. Поэтому он решается поднять восстание крестьян, но когда дело приняло серьезный оборот, отступается от него. Правопорядок установлен, бессильны оказались революционные движения, описанные в драме как своеволие и хаос. Заключительный акт: герой находит свободу в смерти, последние его слова: «Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют. О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!»

    Поводом к написанию нового произведения «Избирательное сродство» послужило новое увлечение Гете - Минна Херцлиб. Переживая очередной душевный спад, он уехал в Карлсбад, где и начал писать роман. Название он заимствовал из химии, термин означает явление случайного притяжения. Гете показал, что действие природных законов приемлемо не только в химии, но и в человеческих отношениях, а точнее, в любви. В повседневной жизни все имеет свое особое символическое значение, так и в романе глубокие философские размышления сочетаются с простотой обыденной жизни.

    Творчество Гете

    В драме «Ифигения» чувствуется сильное влияние Гомера. Орест, брат Ифигении, и его друг Пилад прибывают в Тавриду. В Оресте можно просмотреть сходство с самим Гете. Объятый беспокойством, гонимый зловещими фуриями, видевший в олимпийцах враждебных существ, Орест надеется найти покой в объятиях смерти. Ифигения, чтобы спасти своего брата и его друга, приговоренных к смерти, отдает свою судьбу в руки царя Тавриды Тоана. Своей жертвой она искупает проклятие, наложенное на Тантала и его потомков за своеволие. Также своим поступком она исцеляет и брата, словно обновляет, успокаивает его душу. В итоге Орест поступает как Ифигения, отрекаясь от своей судьбы.

    Совершенное творение

    В 1774 году Иоганн Вольфганг Гете написал роман в письмах «Страдания юного Вертера». Многие считают это творение самым совершенным, подарившим автору всемирную известность и славу. В этом произведении описано противостояние мира и человека, неожиданно переросшее в историю любви. Вертер - молодой юноша, который не согласен с бюргерским бытом и законами, царившими в Германии. Подобно Гецу фон Берлихингену, Вертер бросает вызов системе. Он не хочет становиться льстивым, напыщенным и высокомерным человеком, лучше умереть. В итоге романтик, сильный духом человек, оказывается опустошен, все попытки отстоять образ своего вымышленного, идеального мира терпят крах.

    В «Римских элегиях» Гете исполнен радостью язычества, показывает свое причастие к культуре античности. Главный герой довольствуется всем, что можно взять у жизни, нет тяги к недостижимому, нет самоотречения от своей воли. Автор показывает всю радость и чувственность любви, которую истолковывает не как приближающую человека к смерти, а как нечто способствующее укреплению связей с землей.

    Торквато Тассо

    Иоганн Вольфганг фон Гете в 1790 году написал драму о столкновении двух разных людей - Torquato Tasso. Действие драмы разворачивается при дворе герцога Феррарского. Герои - поэт Тассо, не желающий починяться законам и нравам двора, не приемлющий его обычаи, и придворный Антонио, который, наоборот, добровольно следует этим законам. Все потуги Тассо не подчиняться волеизъявлению двора, показать свою независимость окончились провалом, сильно потрясшим его. В итоге Тассо признает мудрость и житейский опыт Антонио: «Так за скалу хватается пловец, которая разбить его грозила».

    О Вильгельме

    В некоторых произведениях Иоганн Вольфганг фон Гете стремится показать все возможное, от чего могут отречься люди. Это и любовь, и религия, и свобода воли. В произведении «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете показывает главного героя, отдавшегося в распоряжение тайного союза. Сын зажиточной семьи бюргеров Вильгельм отказался от карьеры актера, единственной возможности быть независимым в феодальной среде. Он рассматривает свой творческий путь как своевольное отношение к феодальной действительности, желание возвыситься. В итоге, отказавшись от своей заветной мечты, проявив малодушие и преодолев гордость, Вильгельм вступает в тайный союз. Дворяне, организовавшие тайное общество, сплотили людей, боящихся революции, любого изменения устоявшейся бюргерской жизни.

    Борьба королевства Нидерланды с испанским господством послужила основой для трагедии «Эгмонт». Главный герой борется за независимость нации, оставляя любовные переживания на второй план, воля истории становится важней воли судьбы. Эгмонт дает всему идти своим путем, а в итоге гибнет из-за беспечного отношения к происходящему.

    Фауст

    Но самым известным произведением, которое Иоганн Вольфганг фон Гете писал всю жизнь, является «Фауст». Urfaust, своеобразное предисловие к «Фаусту», Гете написал в 1774-1775 годах. В этой части замысел автора еще только приоткрывается, Фауст - бунтарь, напрасно пытающийся проникнуть в тайны природы, возвыситься над окружающим миром. Следующий отрывок был издан в 1790 году, и лишь в 1800 году появился пролог к произведению «На небе», это придало драме очертания, которые мы видим сейчас. Замыслы Фауста получают мотивацию, из-за него заключили спор Бог и Мефистофель. Бог предсказал Фаусту спасение, так как всякий ищущий может ошибиться.

    Первая часть

    Прежде чем прийти к конечной цели своей жизни, Иоганн Гете уготовил Фаусту пройти ряд испытаний. Первым испытанием стала любовь к милой мещанке Гретхен. Но Фауст не хочет связывать себя семейными узами, ограничивать какими-то рамками и бросает возлюбленную. В глубоком отчаянии Гретхен убивает новорожденного ребенка и умирает сама. Так Вольфганг фон Гете показывает, как стремление к грандиозным замыслам, пренебрежение собственными чувствами и мнением окружающих тебя людей может привести к столь трагическим последствиям.

    Вторая часть

    Вторым испытанием становится союз Фауста с Еленой. В тени диковинных рощ, в компании прелестной гречанки, он ненадолго обретает покой. Но и на этом он не может остановиться. Вторая часть «Фауста» особо выразительна, готические образы уступили место древнегреческому периоду. Действие переносится в Элладу, образы приобретают форму, проскальзывают мифологические мотивы. Вторая часть произведения - своеобразное собрание знаний, о которых Иоганн Гете имел представление в жизни. Там есть размышления о философии, политике, естественных науках.

    Отказавшись от веры в потустороннее, он решает служить обществу, посвятить ему свои силы и стремления. Решив создать идеальное государство свободных людей, он начинает грандиозную стройку на земле, отвоеванной у моря. Но некие силы, случайно пробужденные им, пытаются ему помешать. Мефистофель, в образе командующего флотилией торговцев, наперекор воле Фауста убивает двух стариков, к которым тот привязался. Фауст, потрясенный горем, все же не перестает верить в свои идеалы и до самой своей смерти продолжает строить государство свободных людей. В финальной сцене душу Фауста возносят к небу ангелы.

    Легенда о Фаусте

    Основой сюжета для трагедии «Фауст» стала легенда, распространенная в средневековой Европе. В ней говорилось об Иоганне Фаусте, докторе, который заключил договор с самим дьяволом, пообещавшем ему тайное знание, при помощи которого любой металл можно превратить в золото. В этой драме Гете искусно переплел науку и художественный замысел. Первая часть «Фауста» более напоминает трагедию, а вторая наполнена мистерией, сюжет теряет логичность и переносится в бесконечность Вселенной.

    Биография Гете говорит о том, что он завершил дело всей своей жизни 22 июля 1831 года, запечатал рукопись и указал вскрыть конверт после его кончины. «Фауст» писался почти шестьдесят лет. Начатый в период "Бури и натиска" в немецкой литературе и законченный в период романтизма, он отразил все те перемены, которые происходили в жизни и творчестве поэта.

    Разногласия современников

    Современники поэта относились к нему весьма неоднозначно, больший успех достался его произведению «Страдания юного Вертера». Роман приняли, но все же некоторые просветители решили, что он проповедует пессимизм и безволие. По поводу «Ифигении» уже негодовал Гердер, считая, что его ученик излишне увлекся классицизмом. Писатели же молодой Германии, не обнаружив в произведениях Гете демократических и либеральных идей, решили развенчать его как писателя, которого могут любить только бесчувственные и эгоистичные люди. Таким образом, интерес к Гете вернется только к концу девятнадцатого века. Помогли в этом Бурдах, Гундольф и другие, открывшие творчество позднего Гете.

    До сих пор большой популярностью у театральных и кинорежиссеров пользуются творения, которые создал Иоганн Вольфганг фон Гете, цитаты из его произведений актуальны и в наше время. и поэт, мыслитель и государственный деятель вызывает интерес не только у своих соотечественников, но и у читателей по всему миру.

    Русский Гете

    В России первые переводы Гете появились в 1781 году и тут же вызвали огромный интерес к творчеству писателя. Им восхищались Карамзин, Радищев и многие другие. Новиков в своем «Драматическом словаре» включил Гете в число величайших драматургов Запада. Споры, поднявшиеся вокруг Гете, не остались незамеченными и в России. В 1830-х годах опубликовали переведенную на русский язык книгу Менцеля, в которой он давал отрицательную характеристику творчеству Гете. Вскоре Белинский отреагировал на эту критику своей статьей. В ней говорилось о том, что выводы Менцеля наглые и дерзкие. Хотя позднее Белинский все же признал, что в произведениях Гете отсутствуют общественные и исторические элементы, преобладает принятие действительности.

    Интересная биография Гете не раскрывает всех моментов его насыщенной жизни. Многие моменты остаются неясными до сих пор. Так, например, с 1807 по 1811 год Гете вел переписку с Беттиной фон Арним. Эти отношения описаны в романе Кундеры «Бессмертие». Переписка прекратилась после ссоры Беттины фон Арним с женой Гете, Кристианой Вульпиус. Стоит также отметить, что Иоганн Гете был старше Беттины на 36 лет.

    Наследие

    Среди наград Гете можно выделить Большой крест ордена Гражданских заслуг короны Баварии, первой степени, Большой крест Ордена почетного легиона, Командорский крест императорского Австрийского ордена Леопольда. Среди наследия, которое оставил Иоганн Вольфганг фон Гете, - фото, картины с его изображением, научные труды, множество памятников как в Германии, так и по всему миру. Но, безусловно, самым значимым является его литературное творчество, во главе которого дело всей его жизни - «Фауст».

    Произведения Гете на русский язык переводили Грибоедов и Брюсов, Григорьев и Заболоцкий. Даже такие классики русской литературы, как Толстой, Тютчев, Фет, Кочетков, Лермонтов, Пастернак, не гнушались переводить творчество великого немецкого поэта.

    Многочисленные биографы, интересовавшиеся творчеством Гете, отмечали в нем внутреннее раздвоение. Это особо заметно в момент резкого перехода от молодого Иоганна Вольфганга, бунтаря и максималиста, к более позднему, повзрослевшему. Позднее творчество Гете навеяно опытом, годами раздумий, наполнено житейской мудростью, которая не присуща молодым.

    В 1930 году в Гамбурге состоялся съезд, посвященный истории и теории искусства. Были зачитаны доклады о пространстве и времени, велись очень эмоциональные дискуссии, было множество споров. Но что было самым удивительным - все выступавшие постоянно ссылались на творчество Гете, цитировали отрывки из его произведений. Безусловно, это говорит о том, что и спустя столетие о нем не забыли. Его произведения пользуются популярностью и в наши дни, так же вызывают бурю восхищения. Кому-то они могут нравиться, кому-то нет, но остаться равнодушным невозможно.

    Своим величайшим представителем. Он был колоссальнейшим и универсальнейшим явлением во всеобщей литературе XVIII и XIX столетий. Он соединил в себе ту поэтическую фантазию и непосредственность, то наивное наслаждение миром и жизнью, которыми отличались поэты прежних веков, со всеми приобретениями новейшей культуры, и этим, с одной стороны, доказал ошибку тех, кто смотрит на поэзию, как на принадлежность учености, а, с другой, опроверг теории последователей Руссо , которые полагали, что истинно поэтическое чувство возможно только при отсутствии культуры. Во всем, что касается мощи и богатства фантазии Гёте, глубины его чувства и сердечной теплоты, пластичности и силы его художественного изображения, не может существовать двух мнений.

    Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09

    Высшего подъема творчество Гёте достигает в его лирике . Даже гениальнейшее из его произведений «Фауст », и по стихотворной форме, и по всему рапсодическому и фрагментарному тону, в большей его части приближается к типу лирической драмы. При этом разносторонняя натура Гёте, уподобляясь природе, обладала в лирике бесконечным богатством форм выражения и располагала неограниченным разнообразием тонов, как бы всей гаммой чувств целого человечества. Тем, что гений Гёте был преимущественно направлен на лирическое творчество, объясняются многие упреки, которые делались Гёте, как драматургу . Но и в произведениях, которые вообще считаются не сценичными, например, во второй части «Фауста», в сценах вызывания Елены при дворе императора и при появлении «Заботы» Гёте достигает высочайших сценических эффектов, а некоторые драмы, как например «Клавиго», свидетельствуют, что Гёте владел и действительной театральной формой, и если в большинстве случаев отказывался от неё, то делал это в пользу других мотивов, сильнее преобладавших в его творчестве.

    Гёте, как эпическому поэту , очень помогала способность изображать живые типичные образы. В этом отношении непревзойденный шедевр «Герман и Доротея» Эта же способность значительно возвышает ценность его романов. В них поэт изображает все разнообразие человеческого существования и вообще мировой жизни. «Страдания юного Вертера» (см. краткое содержание и анализ), роман, наиболее отличающийся искренней поэзией и лирической красотой, изображает разлад между поэтическим характером и прозаично настроенной действительностью. «Вильгельм Мейстер» имеет в основе идею истинно гуманного свободного образования, которое, будучи одушевлено красотою и правдой, способно превозмочь все случайные условности и ошибки существования и преобразовать общество.

    Гении и злодеи. Иоганн Вольфганг Гёте. Видеофильм

    В колебаниях, насчет того, в чем именно заключается его призвание – в поэзии или пластических искусствах – Гёте много духовных сил и драгоценного времени потратил на такие работы, которые не могли дать ему даже права считаться порядочным живописцем-любителем. Но эти занятия искусством не были бесплодными для поэта. Они сделали более тонким его понимание, развили в нем меткость взгляда. Анжелика Кауфман уверяла Гёте, что она в Риме мало знает людей, которые имели бы в искусстве такой верный глаз, как он. Со времени путешествия в Италию, Гёте ограничился литературным изложением своих воззрений на искусство. Попытка при помощи журнала «Пропилеи» (1798-1800) действовать критически на кружки немецких художников и знатоков искусства потерпела неудачу, частью вследствие равнодушия публики, частью оттого, что Гёте, в молодости вдохновенно славивший великолепие готической архитектуры , со времени путешествия в Италию проводил с односторонней исключительностью классическую точку зрения. Против натурализма в живописи Гёте высказался в своих примечаниях к статье Дидро : «Опыт о живописи» (1799). В последние годы жизни Гёте выразил свой интерес к художественным вопросам, особенно в сборнике «Об искусстве и древности» (1818-32, 6 т.); при этом он постоянно очень заботился о расширении и приведении в порядок собственных богатых коллекций по искусству.

    Отношения Гёте к философии вполне вытекают из его натуры, как поэта. В юности уже его привлекала философская система Спинозы . Особенно чтил он в этом мыслителе высоту его характера, нравственное достоинство его философии, «беспредельное бескорыстие, сквозившее из каждой фразы» Он занимался и философией Канта . Кант был его руководителем к методической ясности в художественных и естественноисторических стремлениях. Собственные воззрения Гёте в области теории познания яснее всего изложены в статье его: «Опыт как посредник между объектом и субъектом» (1793).

    Личность Гёте, как человека, долго подвергалась нападкам со стороны или ограниченных или весьма умных и талантливых, но односторонне смотревших на вещи людей (между ними были Людвиг Берне, Вольфганг Мендель и др.). Но английский биограф Гёте, Льюис (хотя и не вполне свободный от национальных предубеждений) верно характеризует личность Гёте в таких чертах: «Он был велик, величием души, сердечным благородством, которого никогда не пятнали и не искажали зависть, мелочность, низменность мысли. Он был велик своим любвеобилием, своим сочувствием всему прекрасному, своею благосклонностью. Он был велик в своей гигантской деятельности. Он был велик в своем самообладании, которое заставляло непокорные порывы шествовать прямым путем, указанным разумом и волей. Он сделался нравственно великим (можем мы сказать вместе с Карлейлем), потому что в свой век стал тем, чем в другие времена могли бы стать многие – истинным человеком. Как разум, глубина и сила фантазии были его главнейшею способностью, служившею фундаментом для всех остальных, так, справедливость, смелость быть справедливым – была его главною добродетелью. Мы в нем изумляемся, силе гиганта, но силе, облагороженной самой нежной кротостью. Величайшее сердце было и благороднейшим: бесстрашным, неутомимым, мирным, непобедимым».

    В биографии Гете датой рождения отмечено 28 августа 1749 года. Именно в этот день у императорского советника Каспера и дочери городского судьи Франкфурта-на-Майне Катарины Элизабет Гете родился сын. Иоган с детских лет ни в чем не нуждался, чем был обязан своему дедушке, который за свою жизнь превратился из портного во владельца трактира.

    Отец Гете много путешествовал и собрал внушительного объема библиотеку, книгами из которой юный Иоган часто зачитывался. Однажды он познакомился с содержанием книги о загадочном чернокнижнике Иоганне Георге Фаусте, которая через много лет принесет ему всемирную славу.

    В 6 лет он заинтересовался религией и задался вопросом о существовании Бога. Два года Иоган посещал школу, после чего был переведен на домашнее обучение, где он получил всестороннее образование.

    Университетские годы

    В 1765 году Гете зачислен в Лейпцигский университет. Хотя желанием отца было получение образования юриста, Гете все больше увлекался литературой и философией. Он любил слушать стихи Христиана Геллерта, а на уроках рисования познакомился с Иоганном Винкельманом.

    В своем доме Гете часто устраивал встречи, любил ходить в театр и играть в карточные игры. В 1768 году Гете заболевает туберкулезом и вынужден бросить учебу, чтобы вернуться домой. На этой почве у него начинаются ссоры с отцом.

    Жизнь и творчество

    Находясь на больничном, Гете пишет свой первый литературный труд – комедию «Соучастники». В 1770 году он пытается закончить обучение и отправляется в Страсбург, но там в нем пробуждается интерес к химии, медицине и филологии. Там на формирование личности Гете оказал большое влияние теолог И. Гердер.

    В Страсбурге Иоганн вступает в течение «Бури и натиска», проповедовавших почитание эмоций вместо разума. На волне этого течения он влюбляется во Фридерику Брион и пишет ей стихи «Степная розочка», «Майская песня» и другие. Однако вскоре любовь угасла и они расстались.

    В 1773 году в свет вышла его пьеса «Гец фон Берлихинген с железною рукою», принесшую популярность автору в Священной Римской империи. Через год он закрепляет успех произведением «Страдание юного Вертера», в котором влюбленный юноша, не встретив ответных чувств, кончает жизнь самоубийством.

    В 1782 году Гете пишет мистическую балладу «Лесной царь», рассказывающую о таинственном существе, забравшую жизнь больного ребенка.

    В 20 лет Гете начал работу над главным трудом своей жизни – поэмой «Фауст». Она уникальна по своей структуре и содержанию, а также отражает динамику развития личности автора. Первый отрывок книги вышел в свет в 1808 году, а полностью она была опубликована на 24 года позже. Он считал главного героя этого произведения дьявола, явившегося в мир под именем Мефистофеля – частью загадочной силы, который вечно хочет зла, но обречен творить добро. Это произведение было переведено на множество языков мира и считается достоянием мировой культуры.

    Личная жизнь

    Изучая краткую биографию Гете Иогана Вольфганга, можно отметить, что он был загадочным человеком. Некоторые литературоведы считают главного героя «Фауста» прототипом «Гете».

    Он был популярен среди женщин и часто плел любовные интриги. Пленить на тридцать лет его удалось лишь Кристиане Вульпиус. Гете любил в ней простоту и искренность.

    В свободное от литературного творчества время философ разводил фиалки и пополнял свою коллекцию минералов.

    Причиной смерти философа стала остановка сердца. Последними словами поэта были «Пожалуйста, закройте окно». Во многих городах в честь немецкого писателя установлены памятники и названы некоторые космические объекты.