• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть. Петроградский Совет формально являлся городской общественной организацией и официально не претендовал на власть, но, объявив себя органом, представляющим «всю трудовую Россию», и получив поддержку масс, был реальной угрозой для правительства как института, действующего от имени народа и для народа. Состав Петросовета, возглавлявшийся меньшевиком Н.С.Чхеидзе, был в основном умеренным, эсеровско-меньшевистским. Большевиков в руководящем органе Совета было всего два. Такой состав Петросовета привел к складыванию некоторого двоевластия: Временное правительство обеспечило преемственность власти и де-факто было официальным высшим органом управления, в то же время Совет имел большое влияние на войска петроградского гарнизона и мог эту власть перехватить. Реальная сила Петроградского Совета не была, конечно, так велика, как могло бы показаться его лидерам. Он обладал бесспорным верховенством, но очень разросся - 850 рабочих и 2 тыс. солдатских депутатов; большую часть своих полномочий он передал Исполкому, где профессиональные политики, назначенные «по праву», вытеснили беспартийных активистов. За несколько недель по той же схеме в стране были избраны сотни Советов. В отличие от Советов 1905 г. огромное большинство Советов 1917г. были не чисто рабочими, а рабочими и солдатскими, даже чаще всего рабочими, солдатскими и крестьянскими. Нормы представительства порождали конфликты между различными группами.

    Временное правительство объявило о своем намерении осенью 1917г. созвать Учредительное собрание, которое должно было решить все важнейшие вопросы, стоявшие перед российским обществом. До созыва такого собрание Временное правительство считало себя не в праве решать вопросы о форме государственного устройства и форме правления. Таким образом, можно сказать, что в период между двумя революциями 1917г. в России существовала переходная от монархии к республике форма правления. В марте 1917г. по указанию Временного правительства был образован орган, ответственный за разработку законодательства - Юридическое совещание. Совещание в свою очередь образовало комиссию, которой было поручено разработать проект российской конституции. В проекте предусматривалось существование президента и двухпалатного парламента. Республика, с учетом специфики российской государственности, предполагалась президентская.

    3.2. Изменения в деятельности политических партий.

    После Февраля 1917 года партийно-политическая система российского общества, насчитывавшая свыше 50 партий, сдвинулась от правоцентристских организаций к левому центру.

    Черносотенные союзы, прекратившие свою деятельность после отречения Николая II , так и не смогли больше возродиться. Правда, в сентябре 1917 года В.М. Пуришкевич попытался из остатков Союза Михаила Архангела

    создать подпольную монархическую организацию, однако её руководители, учитывая изменившуюся обстановку, не решались выдвинуть требование о реставрации самодержавия и выступали за сотрудничество с кадетами и правыми эсерами. С политической арены практически исчез и Союз 17 Октября, несмотря на то, что ряд его членов (М.В.Родзянко, А.И.Гучков, И.В.Горднев) одно время входили в состав Временного правительства.

    В отличие от монархистов и октябристов партия народной свободы (кадеты) увеличилась после Февраля 1917 года примерно в 5 раз, достигнув 70 тыс. членов, и заняла прочные позиции в первом составе Временного правительства (министр иностранных дел П.Н.Милюков, министр земледелия А.И.Шингарев, министр путей сообщения Н.В.Некрасов и др.). В марте состоялся первый съезд партии народной свободы, принявший решение уточнить программу, в которой было записано, что Россия должна быть демократической и парламентской республикой. Однако в аграрной части программы никаких изменений не было сделано. Правда, в мае на VII съезде в программу был внесён весьма неопределённый пункт о том, что земля должна принадлежать всему «трудовому земледельческому населению».

    Кадеты считали невозможной для России огосударствление народного хозяйства и переход к социалистическому строю в рамках одной страны. Однако, учитывая обстановку в стране, они приняли идею государственного регулирования, но только в главных отраслях производства без нарушения принципа частной собственности. Кроме того, кадеты считали, что без широкого привлечения иностранного капитала невозможно развитие производительных сил России. В связи с тем, что ещё шла война, ими были сняты требования о 8-часовом рабочем дне, установлении рабочего контроля и др.

    После Февральской революции 1917 года произошел бурный рост популярности партии социалистов – революционеров. Состав эсеровской партии вырос до 400 – 600 тыс. членов (по разным оценкам). В первый состав Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов вошли левый эсер П.А.Александрович и бывший трудовик, а затем эсер А.Ф.Керенский, избранный товарищем (заместителем) председателя совета и занявший пост министра юстиции во Временном правительстве. Важные посты в новых органах власти эсеры заняли в Москве, Новониколаевске, Уфе и других городах. Одновременно быстро восстанавливались организационные легальные структуры партии эсеров, а к концу мая 1917 года она насчитывала до восьмисот тысяч членов. Значительными тиражами выпускалась агитационная и пропагандистская литература.

    На III съезде партии, состоявшемся 25 мая – 4 июня 1917 года, был избран Центральный Комитет, принято решение о формировании коалиционного Временного правительства и подготовке выборов в Учредительное собрание. Делегаты съезда высказались против авантюристических попыток захвата власти в центре и на местах. Эсеры, участвуя в работе трёх составов коалиционного Временного правительства, одновременно поддерживали и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако главным органом власти в стране они считали Временное правительство, а Совет – связующим «центром народных и социалистических сил», призванным подталкивать правительство на проведение реформ и контролировать его деятельность.

    Окончательно государственное устройство России должно было определить Учредительное собрание, которое, по мнению эсеров, установит демократическую республику.

    Эсеры выступали за прекращение войны, борьбу с империализмом воюющих стран, восстановление интернационализма, защиту и всемерное укрепление завоеваний революции. В то же время левое крыло партии было против оборонческой позиции, требовало перенести революционное движение в другие страны, чтобы зажечь пожар мировой революции. Правые же эсеры заявляли о поддержке войны, верности союзникам и необходимости порвать с большевизмом. Они также, вразрез с политикой Временного правительства, выступали за государственное регулирование производства, установление контроля за внешней и внутренней торговлей и финансами. В вопросе о власти, в отличие от других партий, эсеры были против её захвата и считали, что необходимо постепенно и демократическим путём отстранить от власти буржуазные партии.

    Вопрос 01. Назовите предпосылки и причины Февральской революции 1917 г.

    Ответ. Причины:

    1) недовольство вызывали поражения, и, главное, огромные потери на фронтах (в условиях всеобщей воинской повинности потери были особенно важны);

    2) недовольство вызывали бытовые проблемы (рост цен, спекуляции, очереди за самым необходимым);

    3) обеспокоенность вызывало нежелание императора даже в таких тяжёлых условиях проводить реформы (в Великобритании и Франции именно реформы смогли разрядить обстановку, остановить начавшиеся массовые акции протеста);

    4) войска городских гарнизонов волновала возможность их переброски на фронт.

    Предпосылки:

    1) на весну 1917 года было намечено новое наступление, в успех которого мало кто верил, однако наступление означало переброску новых сил из гарнизонов на фронт и рост потерь на фронте в результате атак на вражеские траншеи;

    2) за январь-февраль 1917 г. только на предприятиях, подчинённых надзору фабричной инспекции, бастовало 676 тыс. человек;

    4) трудности со снабжением хлебом в Петрограде в последней декаде февраля 1917 года (вызванные в те дни срывом графика грузовых перевозок из-за снежных заносов) и слухи о скором введении карточек на хлеб привели к исчезновению хлеба, чего раньше никогда в столице не случалось.

    Вопрос 02. Сравните апрельский, июньский и июльский кризисы власти (причины, повод, шаги Временного правительства, влияние на развитие революционных событий).

    Ответ. Кризисы власти:

    Вопрос 03. Перечислите наиболее важные Вопросы российской политической жизни весной - осенью 1917 г. Охарактеризуйте позицию, которую занимало по этим Вопросам Временное правительство.

    Ответ. Вопросы:

    1) Вопрос о власти – Временное правительство стремилось сосредоточить всю власть в своих руках;

    2) Вопрос о мире – Временное правительство выступало за исполнение союзнического долга, то есть за войну до победного конца;

    3) Вопрос о государственном устройстве России – Временное правительство считало, что решить его может только Учредительное собрание;

    4) Вопрос о земле – Временное правительство считало, что решить его может только Учредительное собрание.

    Вопрос 04. Какова роль армии в Февральской революции 1917 г.? С чем было связано падение её боеспособности? При ответе используйте документ.

    Ответ. Армия сыграла в этих событиях ключевую роль. Среди демонстрантов в Петрограде изначально было не мало солдат, посланные на разгон демонстрации войска в большинстве своём перешли на сторону революции, ни один из полководцев не отдал подчинённым ему частям приказа защищать монархию. Из этого видно, что основная заслуга лежит не на всей армии, а в основном на частях Петроградского гарнизона. Сыграв столь значительную роль в революции и одновременно почувствовав свою силу, гарнизон потребовал награды и решил избавиться от того, что надоело солдатам (в большинством своём гражданским людям до войны) в последние годы. Потому и появился приказ №1 Петроградского совета. В этом приказе положение 4 гласило «Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов», то есть советы были вольны обсуждать полученные приказы. А положение 5 гласило «Всякого рода оружие как то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям», то есть сила в виде оружия теперь была на стороне солдат, у офицеров не было физической возможности заставить их подчиняться приказам. В этих условиях не удивительно, что в армии быстро началось разложение.

    Вопрос 05. Назовите причины «корниловского мятежа», охарактеризуйте его цели и последствия.

    Ответ. Причины:

    1) разложение армии и потеря ею боеспособности;

    2) полный развал экономики также и из-за постоянных забастовок;

    3) почти полное безвластие в стране, положение близкое к анархии;

    4) рост влияния левых партий, выступавших за свержение Временного правительства.

    Основные цели:

    1) установление военной диктатуры;

    2) наведение порядка в армии;

    3) наведение порядка в тылу;

    4) разгром крайне левых политических сил.

    Последствия:

    1) генерал Л.Г. Корнилов оказался в заключении;

    2) фактическое безвластие в стране усилилось;

    3) разложение армии продолжилось;

    4) большевики смогли выдти из подполья;

    5) влияние большевиков существенно возросло.

    Вопрос 06. Какую позицию по отношению к Временному правительству и войне занимала партия большевиков?

    Ответ. Большевики неоднократно открыто заявляли о стремлении взять власть в свои руки (для чего стремились к передаче власти от Временного правительства советам) и немедленно прекратить войну, подписав мир без аннексий и контрибуций.

    Вопрос 07. Подготовьте сообщение о жизни и деятельности последнего российского императора Николая II.

    Ответ. Сообщение, план.

    1) консервативная политика Александра III;

    2) история женитьбы наследника престола Николая;

    3) внезапная смерть Александра III, возлагавшиеся на Николая II надежды;

    4) несчастье на Хадынском поле во время коронации Николая II;

    5) крайне консервативная позиция императора;

    6) революция 1905 года и реакция императора в первые её месяцы;

    8) взаимоотношения Никола II и П.А. Столыпина;

    9) убийства революционерами родственников Николая II и планы по устранению его самого;

    10) долгое ожидание Николаем II наследника;

    11) неизлечимая болезнь царевича Алексея;

    12) Григорий Распутин как спаситель цесаревича;

    13) позиция Николая II в отношении войны;

    14) начало Первой мировой войны;

    15) деятельность императорской семьи в начале войны;

    16) Николай II на посту главнокомандующего;

    17) нарастание революционных настроений (реакция императора на сообщения об этом);

    18) события февраля 1917 года и отречение Николая II;

    19) жизнь бывшей императорской семьи до октября 1917 года (её стремление остаться в России);

    20) арест бывшей императорской семьи и содержание под стражей;

    21) убийство бывшего императора с семьёй.


    В системе высших государственных органов начала XX века появилось представительное учреждение с законодательными полномочиями - Государственная дума. Так начался продолжительный (до падения самодержавия в 1917г.) период думской монархии.
    Закон о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.) вводил четыре избирательных курии: землевладельцев (имущественный ценз 150 десятин), городских избирателей, крестьянскую и рабочую. Ни по одной курии не было прямых выборов. От землевладельцев избиралось 32%, от крестьян - 43%, от горожан - 22% и от рабочих - 3% депутатов Думы. Один голос помещика приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. В выборах участвовали избиратели - мужчины, достигшие 25 лет, за исключением военных, учащихся, чинов полиции и губернской администрации, осужденных, «бродячих инородцев», лиц, исключенных из дворянских собраний или крестьянских обществ.
    Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска с обязательным объявлением даты новых выборов. К предметам ведения Думы были отнесены рассмотрение законов и бюджета (за исключением статей о выплате государственного долга, расходах двора и «чрезвычайных кредитах»); надзор за Государственным контролем; утверждение уставов акционерных обществ; дела о постройке железных дорог за счет казны. Единственной формой контроля над деятельностью правительства со стороны парламента являлось право депутатского запроса в адрес кабинета в целом или любого министра.
    Статья 7 «Основных законов Российской империи» (23 апреля 1906 г.) гласила, что император осуществляет законодательную власть «в единении с Государственным советом и Думой». Законопроекты, не принятые палатами парламента, считались отклоненными. При этом статья 87 сохраняла за императором право издавать законодательные акты во время думских каникул или в период между роспуском прежнего состава Думы и началом работы нового. Правда, оговаривалось, что такие указы не могут вносить изменения ни в «Основные законы», ни в учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в «Положение о выборах». Если же в течение двух месяцев после возобновления работы парламента данные меры не получали одобрения обеих палат, они теряли свою силу. На практике статья 87 о чрезвычайном законодательстве применялась очень часто.
    Прерогативой императора согласно «Основным законам» оставались высшее государственное управление, руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование ВС, объявление местности на военном или исключительном положении, чеканка монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия.
    Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи (заместители), избиравшиеся из числа депутатов сроком на один год. Члены думы распределялись по партийным группам - фракциям. Для предварительного рассмотрения законопроектов депутаты созывали постоянные и временные комиссии. На заседаниях Государственной думы могли присутствовать и выступать министры.

    1 Государственная дума

    Расстановка политических сил в первой Думе была следующая: 176 (36%) депутатов представляли кадеты, 102 (21%) - трудовики (большинство из которых были крестьянами), 100 (20%)) - беспартийные. Остальные партии имели незначительное представительство. Социал-демократы и социалисты-революционеры выборы бойкотировали.
    Первая Дума начала свою работу с обращения к правительству, которое содержало следующие требования: введение всеобщего избирательного права, ответственное перед думой министерство, отмена смертной казни и снятие военного положения, решение аграрного и рабочего вопросов, равномерное распределение налогов, введение всеобщего бесплатного обучения; право Думы пересматривать законы, всеобщая политическая амнистия.
    Этот документ явился отражением тактики депутатов от оппозиции, которые вошли в состав Думы с целью расширить ее полномочия и преобразовать ее в полноправный парламент. Правительство категорически отвергло данные требования, в ответ Дума объявила «вотум недоверия». Конфликт между законодательной и исполнительной властью быстро прогрессировал. 379 запросов депутатов в адрес правительства были отклонены. Проект аграрного закона, разрешавший выкуп арендуемой земли, стал поводом для роспуска Думы под предлогом превышения ею своих полномочий. Разогнав первую Думу, власть, тем не менее, не решилась на отказ от народного представительства вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.

    2 Государственная дума

    Вторая Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907г., оказалась еще более радикальной по своему составу: кадеты потеряли 80 мест; народнические партии получили 157 мандатов (трудовики - 104; эсеры - 37 и народные социалисты - 16). Социал-демократов было избрано 65. Всего левые партии завоевали 42% мест.
    В декларации Совета министров, оглашенной премьером П. А. Столыпиным в Думе 6 марта, говорилось о намерениях правительства внести на рассмотрение депутатов проекты о неприкосновенности личности и свободе вероисповедания, упразднении земских начальников и волостного суда, о бессословной самоуправляющейся волости, разрешении экономических стачек, государственном страховании рабочих и т.д. Одновременно правительство потребовало от Думы осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказалось это сделать. Более того, Дума 17 мая проголосовала против «незаконных действий» полиции. Конфликт вновь стал неизбежен.
    Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 3 июля 1907 г. Николай II объявил о роспуске Думы и назначил созыв очередной III Думы на 1 ноября 1907г. Одновременно было объявлено о коренных изменениях в законе о выборах. Данная мера полностью противоречила «Основным законам», согласно которым любые изменения в «Положении о выборах» требовали предварительного согласия двух палат; фактически произошел ползучий государственный переворот. Недаром установившийся строй получил название «третьеиюньской монархии».
    Новое положение о выборах резко изменило соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии: возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 32% до 50%); сократилось от крестьянской (с 43% до 22%); городская курия была разделена на две: в первую входили «цензовые элементы», то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Существенно сократилось представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская Россия избирала 403 члена думы, азиатская - 15.
    Страна, уставшая от 2,5 лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. При этом 1907 г. не был возвратом к 1904 г. По словам Витте, «революция в умах совершилась», и сила ее превосходила силу существующего режима. Либералы, возглавившие поначалу оппозиционные силы, не смогли реализовать концепцию мирного перехода к конституционной демократии. Не обладая реальной властью, либералы вместе с тем составляли большинство в обеих Думах и в короткие сроки потеряли доверие значительной части избирателей. Народное движение все больше подпадало под влияние радикальных идей.

    3 Государственная дума

    Проведенная летом и осенью 1907 г. избирательная компания дала ожидаемые правительством результаты. Бесспорным лидером в новой Думе стала партия октябристов; представительство кадетов и левых партий значительно сократилось. Власть получила лояльную Думу.
    Новый расклад сил в Думе дал возможность образовывать два большинства: правооктябристское (283 человека) и октябристско-кадетское (225 человек). Таким образом, заработал «октябристский маятник»: для принятия реакционного законопроекта, октябристы блокировались с правыми и националистами. Когда же обсуждался реформаторский законопроект, сторонниками которого были члены этой фракции, октябристы становились временными союзниками кадетов.
    Третья Государственная дума считала своими основными задачами укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Дума поддержала курс «просвещенного авторитаризма» премьера П.А. Столыпина.
    Третья Дума единственная отработала отведенный ей по закону политический срок - с 1 ноября 1907 г. по 9 июля 1912 г. За это время ей было принято свыше двух тысяч законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

    4 Государственная дума

    По своему составу она ненамного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III думе, сложилось два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристско-кадетское (+ националисты) - 229 депутатов.
    В декабре 1912 г. IV Дума приняла формулу, призывавшую правительство реализовать на практике положения Манифеста 17 октября 1905 г. Фракция кадетов внесла в Думу пакет законопроектов - о свободе совести, печати, союзах, о неприкосновенности личности, о введении всеобщего избирательного права. При этом и данные попытки парламента добиться политической модернизации страны не увенчались успехом: помешали некомпетентность властей, их неготовность к реформам, а также начавшаяся первая мировая война.
    Начало войны было встречено демонстрацией единения большинства думы с правительством. Трудности военного времени и поражения российской армии вскоре привели к расколу. Летом 1915 г. в парламенте прозвучала резкая критика действий правительства. Оппозиционный «Прогрессивный блок», созданный по инициативе кадетов, собрал вскоре до трех четвертей депутатов. Программа блока требовала создания ответственного перед Думой Министерства общественного доверия, проведения политической амнистии, прекращения всякой религиозной дискриминации, подготовки закона об автономии Польши, осуществления политики умиротворения в финском вопросе, пересмотра законов 1890 и 1892 гг. о земствах и думах и т.д.
    Николай II ответил приказом закрыть сессию 16 сентября 1915 г., не назначив в нарушение «Основных законов» даты ее следующего созыва. В начале 1916 г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьера И. Л. Горемыкина, а в начале февраля сам явился на заседание Думы и произнес краткую речь. Успешное наступление на фронте (Брусиловский прорыв) позволило достаточно мирно завершить сессию Думы. При этом осенью 1916 г., когда Дума собралась вновь, в стране сложилась критическая обстановка. В нашумевшей речи П. В. Милюкова действия правительства были названы «либо глупостью, либо изменой».
    В начале 1917 г. всеобщее недовольство действиями власти привело к революционному взрыву в столице империи - Петрограде. Это было началом февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. о перерыве заседаний Думы. Оппозиционные депутаты создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого через несколько дней было сформировано Временное правительство.

    Лекция, реферат. Создание и деятельность Государственной думы - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.