• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Исуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Пре­об­ра­же­ние (греч. ме­та­мор­фо­сис , лат. transfiguratio ) означает «пре­вра­ще­ние в дру­гой вид », «из­ме­не­ние фор­мы ». Так на­зы­ва­ет­ся од­но из важ­ней­ших со­бы­тий еван­гель­ской ис­то­рии, про­ис­шед­шее неза­дол­го до . О Преображении Господни написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях:

    Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21).

    Господь также обещал, что ученики увидят Его Славу прежде, чем наступит время страданий.

    После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Исусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, чтó говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Исус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 28–36).

    Кущи, которые предлагал устроить Петр - это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков - Моисея и . Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия - живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного - вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте », - их охватил страх, они упали лицом вниз. Исус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь ». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Исуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

    Богословское толкование праздника

    Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Преображение показывает, что в Исусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами ». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти », предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей ».

    Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, - Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона-Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Исус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.

    преподобный Ефрем Сирин

    Преображение Господне. История праздника

    Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до , когда Церковь вновь вспоминает крестные страдания и смерть Господа на Кресте. Праздник этот был установлен в IV веке - после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий.

    Гора Преображения: Фавор и Ермон

    Название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло на горе Фаворе , недалеко от Назарета. На горе Фавор в честь Преображения Господня построен храм. Очевидно, поэтому считается, что именно на Фаворе преобразился Господь. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника.

    Однако современные исследователи считают, что Преображение совершилось на другой горе - Ермоне , поскольку она выше Фавора и более уединенная. На Фаворе во времена Спасителя находилась римская крепость, ее окрестности были густонаселенными, так что оставалось мало места для молитвенного уединения. К тому же Ермон находится севернее Фавора, а описанные в Евангелиях события свидетельствуют, что Господь с учениками шел на север. Евангелист Марк также пишет, что после Преображения Господь и апостолы проходили через Галилею, что также позволяет предположить, что они направлялись в Иерусалим из окрестностей Ермона. «», - пророчески говорится в Псалтыри (Пс. 88, 13).

    Преображение Господне. Богослужение

    Богослужение празднику Преображения Господня складывалось постепенно. Тексты праздничного богослужения, которые мы слышим в храмах в наши дни, были написаны византийскими гимнографами в V–VIII веках. Самые известные песнопевцы: Анатолий , патриарх Цареградский (V век), преподобные Иоанн Дамаскин и Козма Маиумский (VIII век). Следует отметить, что в праздничной службе указаны авторы немногих стихер, так что мы знаем далеко не всех гимнографов. В стихерах на праздник Преображения Господня описываются события, свидетелями которых стали ближайшие ученики Христа, а также содержатся пророчества о них и толкование совершившегося. В текстах праздничной службы указывается смысл Преображения Господня. Исус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем приготовить их к «зрению» будущих Его страданий и научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей, сподобятся Божественной славы».

    ————————

    Библиотека Русской веры

    В каноне говорится о том, что Преображение Господне как бы озарило души избранных духовным светом, раскрыло им божество Спасителя, соединившееся в Нем с человечеством, и утвердило их в вере в обетовании Господа. В преображении свет Божеского естества воссиял под покровом человеческой плоти, которая сама по себе, как непричастная греху, была и явилась совер­шенной. В Апостоле (2 Петра I, 10–19) дополняется мысль канона, что Фаворское явление славы Господа есть доказательство Божественного величия Его. В Евангелии (Матф. XVII, 1–9 ст.) изобра­жается история события.

    Тропарь празднику

    Церковно-славянский текст:

    П рењбрази1выисz на горЁ хrтE б9е, показaвъ ўченик0мъ свои1мъ слaву свою2, ћкоже можaху. да возсіsетъ и3 нaмъ грёшнымъ свётъ тв0й присносyщныи, мlтвами бцdы, свэтодaвче слaва тебЁ.

    Русский текст:

    Изменив Свой вид на горе, Христе Боже, Ты тем показал ученикам Твоим Твою славу, насколько они могли видеть. Пусть молитвами Богородицы и перед нами, грешными, возсияет вечный свет Твой: Податель света, слава Тебе.

    Кондак празднику

    Церковно-славянский текст

    Н а горЁ прењбрази1сz, и3 є3ли1кw вмэщaху ўченицы2 твои2, слaву твою2 хrтE б9е ви1дэвше, да є3гдa тz ќзрzтъ распинaема, стrть ќбw разумёютъ в0льную, ми1рови же проповёдzтъ, ћкw ты2 є3си2 вои1стину џ§ее сіsніе.

    Русский текст:

    Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько им позволяли их человеческие чувства, видели Твою славу, чтобы они узнали, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедали миру, что Ты воистину есть Отчее сияние.

    Стихера на великой вечерни Преображению Господню

    Церковно-славянский текст:

    Н а горЁ выс0цэ преwбрaжьсz сп7съ, верх0вныz и3мёz u§нки2, преслaвнw њблистaлъ є4сть. показu1z ћкw высот0ю добродётелєй прешeдшіи, и3 б9eственэй слaвэ сподобzтсz. гlюща же со хrт0мъ мqисeй и3 и3ліS, показовaху ћкw живhми и3 мeртвыми њбладaетъ. и3 и4же дрeвле зак0номъ и3 прbр0ки гlавыи є4сть бGъ. є3мu1же и3 глaсъ n§ь, и3зъ џблака свётла послu1шествоваше гlz, того2 послu1шайте. и4же кrт0мъ ѓда плэни1вша, и3 мeртвымъ дaрующа жив0тъ вёчныи.

    Русский текст:

    На горе высокой преобразился Спас, имея с собой верховных учеников, великой славой облистал, показывая, что достигшие высоты добродетелей, и Божественной славы сподобятся. Говорили же со Христом Моисей и Илия, показывая, что Он над живыми и мертвыми владычествует. И Он - Бог, который в древности через закон и пророков говорил. О Нем и голос Отца свидетельствовал из светлого облака: «Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад, и мертвым дарует жизнь вечную!».

    Тексты молитв напоминают верующим о пророчествах и прообразах чудесного события. Так, неоднократно повторяется стих из Псалтыри: «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются » (Пс. 88, 13).

    Паремии на Преображение Господне

    В начале вечерней службы читаются паремии - отрывки из ветхозаветных книг. Первая паремия повествует о Моисее , который поднялся на гору Синай, где Господь дал ему скрижали Завета с Заповедями. Поднимаясь, Моисей увидел облако - знак, что Господь присутствует на этом месте. Этот отрывок из книги Исход читается на службе Преображения потому, что вновь Господь является Моисею в облаке. Как на Синае пророк получил Скрижали Завета, так и теперь ученики и пророки слышат повеление Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте ». Моисей является свидетелем Преображения Господня, свидетельствуя тем самым, что Ветхий Завет пришел к концу, наступает Новый. Как Моисей принес народу Израильскому Заповеди, так теперь апостолы понесут всем народам Евангелие.

    Во второй паремии вновь мы слышим о Моисее. Пророк говорит с Господом и просит Его показать славу Божию, хочет видеть Бога лицом к лицу. В ответ Моисей слышит, что увидеть Бога лицом к лицу невозможно ни для кого из смертных. Пророк слышит повеление Божие войти в расселину между скалами, и когда Господь пройдет мимо, «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе] ». Этот текст читается на праздничной службе именно потому, что во время Преображения, спустя столетия после смерти, Моисей беседует с Богом лицом к лицу.

    Третья паремия - отрывок из Третьей книги Царств повествует о пророке Илии , также представшему Христу во время Преображения. Стараясь восстановить истинное богопочитание в Израиле, Илия мучается оттого, что его усилия почти не дают результата. Илия даже просит у Бога смерти. Ему является Ангел Господень, дает хлеб и воду, велит есть и пить. После этого Илия идет к горе Хорив. Через сорок дней и ночей, достигнув горы, пророк слышит голос Божий: «выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] » (3 Царств: 19, 11–12).

    Преображение Господне. Иконы

    Самые древние дошедшие до нашего времени образа Преображения Господня датируются VI веком. В первую очередь - это мозаика из церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме. В центре ее изображен медальон с четырехконечным крестом, символизирующий Спасителя. По сторонам изображены Моисей и Илия, а внизу три агньца, обозначающие трех апостолов. Подобная символичность была характерна для раннехристианских образов, но в дальнейшем она не получила распространения.

    На иконах, фресках, и миниатюрах Преображения Господня в центре изображается Господь Исус Христос, стоящий на горе в белых как снег одеждах. По сторонам от него находятся пророки, у подножия горы - лежащие ниц апостолы. Именно такая композиция получила распространение в византийской и русской иконописи.


    Три «Спаса» на Руси. Яблочный Спас

    На праздник Преображения Господня верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая. На востоке к этому времени поспевает виноград, а на Руси издавна принято приносить яблоки, отчего и произошло народное название праздника - . Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Во время иудейского праздника кущей следовало приносить в Храм Иерусалимский первые плоды нового урожая. Начиная с первых веков, христиане также приносили в храм первые плоды. В первую очередь это был виноград, из которого приготовляли вино для . Об этом напоминает и молитва, которую священник читает после Литургии над принесенными в храм плодами: «Боже Спасителю наш… си́и виноград благослови ». Прочитав молитву, священник кропит плоды святой водой.

    На Руси этот день повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6-го августа далеко еще не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно праздновали первого Спаса (1 августа ст. ст.), второго Спаса (6 августа ст. ст.) и третьего Спаса (16 августа ст. ст.).

    Первый Спас всюду называется «медовым », а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого».

    Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным », так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтили, как очень большой праздник, но редко отдавали себе отчет в истинном значении того события, которое вспоминает Церковь. Только кое-где второй Спас назывался «Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знали, что такое Преображение Господне, и считали второй Спас просто праздником земных плодов. Сообразно с этим, в день 6-го августа (ст. ст.) вся паперть в приходских церквах заставлялась столами, на которых были навалены горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и прочего. Все эти плоды урожая священник благословлял после обедни и читал над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов.

    В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывался особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимали на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедалась прихожанами после обедни и крестного хода.

    Третий Спас празднуется в честь Нерукотворенного образа. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне » или «ореховый» Спас . Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба.

    Таким образом, из трех «Спасов» наиболее почитался крестьянами второй, совпадающий с церковным праздником Преображения Господня.

    О воздержании от вкушения винограда и яблок до Преображения

    Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения, то есть до праздника Преображения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника . Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки. Соответственно, и вкушать их начинали только после праздника. Тем, кто нарушил запрет и по забывчивости или невоздержанию попробовал яблок раньше срока, предписывалось в наказание не есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину. Особенно должны были воздерживаться от преждевременного вкушения плодов те из крестьян, у которых умерли в младенческом возрасте дети, так как было поверье, что на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки, и эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от употребления плодов до второго Спаса.

    Спасо-Преображенские храмы на Руси

    Издавна на Руси строились многочисленные храмы во имя Преображения Господня . До наших дней сохранились древнерусские, еще домонгольские Спасо-Преображенские храмы . Празднику Преображения был посвящен и первый русский монастырь, который некоторое время после церковного раскола XVII века был оплотом .

    Преображенский собор в Чернигове (XI век)

    Старейший из сохранившихся храмов - Спасо-Преображенский собор в Чернигове . Его основал около 1030–1040 года князь Мстислав , сын равноапостольного князя Владимира , крестителя Руси. Это был главный храм Чернигово-Северского княжества.

    Собор сохранился до наших дней частично перестроенным после разрушительного пожара 1756 года, когда выгорели все внутренние помещения. О богатом внутреннем убранстве этого памятника древнерусского зодчества свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. В Спасо-Преображенском соборе погребен князь Игорь Северский , воспетый в «Слове о Полку Игореве », Игорь Черниговский и другие князья той эпохи.

    Спасо-Преображенская церковь в Полоцке (середина XII века)

    Сохранилась до наших дней и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке , построенная в середине XII века. Храм сравнительно небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора (затемненные позднейшими перестройками) - преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения могло быть народное деревянное зодчество.

    Храм сохранился полностью, он дополнен надстройками XVII–XIX веков в области кровли. В 1830-х гг. храм был признан ветхим, но его решили не сносить, а отреставрировать исходя из того, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества ». Внутри сохранились фрески XII века. Сохранилась практически вся площадь росписи. Изначальный облик храма запечатлён на древней ктиторской фреске, недавно раскрытой в келье преподобной Евфросинии Полоцкой на хорах церкви.

    Церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде (XII век)

    Во имя Преображения Господня был освящена в Великом Новгороде и церковь Спаса на Нередице , известная всем знатокам древнерусского зодчества и иконописи. Ее построил за одно лето 1198 года новгородский князь Ярослав Владимирович в память о двух погибших сыновьях. Ее стены полностью были покрыты фресками.

    Росписи активно изучались и описывались с начала XX века до 1930-х годов. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был законченный и хорошо сохранившийся фресковый цикл домонгольской Руси. В 1903–1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен почти до основания, погибли и росписи. Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице постоянно используется искусствоведами при сравнительном анализе. Храм был восстановлен в 1956–58 гг. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича , потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского , захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году. Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Спасо-Преображенский храм на острове Кижи Онежского озера (XVII век)

    Другой памятник архитектуры, также включенный в список ЮНЕСКО, - уникальный деревянный Спасо-Преображенский храм на острове Кижи Онежского озера . Он построен в 1714 году на месте одноименной шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.

    По одной из легенд, церковь Преображения Господня построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором . Строитель выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. Храм увенчан 22 главами, его высота от основания до креста центральной главы - 37 м.

    Преображенские храмы старой Москвы

    Множество Преображенских храмов было и в старой Москве. Первый из них был построен во второй половине XIII века. Выстроенный князем Даниилом Московским деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору князь Иван Калита перестроил в каменный. Храм стал местом погребения великих княгинь. До наших дней не сохранился, разрушен при советской власти.

    Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

    Один из первых русских монастырей - Спасо-Преображенский в Муроме . По преданию, его основал (не позднее 1015 года) благоверный князь , сын великого князя , крестителя Руси. В летописях этот монастырь упоминается раньше всех других русских обителей. В «Повести временных лет » упоминается о существовании этого монастыря в 1096 году.

    Во время церковной реформы XVII века Спасо-Преображенский монастырь в Муроме долгое время оставался оплотом старообрядчества . Его настоятель архимандрит Антоний (1658–1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне , прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют ».

    Преображенские монастыри и храмы старообрядцев

    Большое значение в истории старообрядчества сыграл и Преображенский богаделенный дом - религиозный центр старообрядцев-беспоповцев Федосеевского согласия в Москве. Основанный во время эпидемии чумы в 1771 году в селе Преображенском, богаделенный дом стал со временем монашеской обителью, разделенной на мужской и женский дворы. В старообрядчестве до настоящего времени сохранилась традиция освящать храмы во имя Преображения Господня. Правда, их намного меньше чем, скажем, Покровских, но многие старообрядческие общины празднуют престольный праздник на Преображение. Во имя Преображения Господня освящены храмы Русской Православной старообрядческой Церкви в , Республики Марий Эл, Брянской области.

    Преображенские храмы Русской Древлеправославной Церкви находятся в Брянской области, (Беларусь). Храмовый праздник отмечают поморские общины Нижнего Новгорода, д. Углы Могилевского р-на (Беларусь), г. Паскутишки (Литва).

    Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне. История праздника началась примерно в 4 веке, когда по инициативе святой царицы Елены на был выстроен христианский храм, освященный в честь Преображения. Согласно евангельским повествованиям, описываемые события совершились примерно за 40 дней до весеннего праздника Пасхи, но восточные христиане отмечают праздник летом. Традиция праздновать Преображение в августе связана с Великим Постом: дабы не отвлекаться мысленно от событий святой четыредесятницы, праздник был перенесен на другой период года. Через 40 дней после Преображения христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, тем самым напоминая сами себе хронологию Евангельских событий.

    Преображение Господне. История праздника

    История праздника Преображения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка, причем эти 3 повествования между собой очень схожи.

    Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников - Иоанна, Петра и Иакова - и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях.

    Когда ученики увидели такое преображение своего Учителя, Петр, самый горячий из них, сказал: «Учитель, хорошо нам здесь находиться, давай расположим здесь три кущи (палатки) - Тебе, Моисею и Илие». После этого их окружило облако, из которого ученики услышали голос Отца Небесного, говоривший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Затем видение закончилось, а Иисус Христос запретил ученикам кому-либо рассказывать увиденное, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

    Что обозначает данное происшествие в духовном смысле? Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных знамений или чудес. Каждое чрезвычайное событие, описанное в Евангелиях, обязательно имеет поучительный смысл и нравственное назидание. Богословское толкование события Преображения Господня заключается в следующем:

    1. Явление Святой Троицы. Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Первое аналогичное событие произошло в день когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог-Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы.
    2. Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух естеств - Божественного и человеческого. Споры о двоичности естества Христова многие века не прекращались среди многих христианских богословов. По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего преображения всех людей в Царствии Небесном.
    3. Кроме того, символично здесь и явление пророков Ветхого Завета - Илии и Моисея. Известно, что пророк Моисей умер своей смертью, а пророк Илия был взят с плотию на небо. В событиях праздника, описанных святыми Евангелистами, показана власть Сына Божия над жизнью и смертью, Его царское владычество над небом и землей.

    Дата празднования Преображения

    Святоотеческое богословское учение оставило образец потомкам, как следует воспринимать такое евангельское событие, как Преображение Господне. История праздника ежегодно вспоминается всеми верующими христианами. В православной церкви данное событие отмечается 19 августа по новому стилю, а праздник принадлежит к числу двунадесятых (то есть является одним из 12 великих праздников, которые ежегодно отмечают православные христиане).

    Особенности праздника

    В народе данный праздник называется Яблочный Спас. Преображение Господне носит такое название потому, что в этот день, по церковному уставу, следует освящать плоды нового урожая. Существует давняя благочестивая традиция приносить на праздник различные фрукты для совершения над ними особой молитвы, которая прочитывается в храмах после литургии.

    Кроме того, в этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда. Это является определенным ограничением на свежие фрукты, которое начинается вместе с и заканчивается на Преображение.

    При совершении данного праздника священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

    На Преображение Господне (Спас Яблочный) в православном мире допускается употребление рыбы как послабление строго поста в честь святого праздника.

    Праздничный акафист

    Акафист Преображению Господню подробно описывает события праздника, трактуя богословские особенности евангельского события. Хвалебные и просительные молитвы, помещенные в акафисте, обращены к Господу Иисусу Христу. Каждый икос заканчивается словами которые он сказал Спасителю на Фаворе в наивысшую минуту сердечного умиления: «Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея». Тем самым мы, уподобляясь первоверховному апостолу, прославляем милосердие Божие, способное возвысить человеческое естество до Божественного величия.

    Отдание Преображения совершается 26 августа, через неделю после праздника. Акафист Преображению Господню зачастую совершается в православных храмах вечером, в день праздника. Также он может читаться на протяжении всего периода попразднства.

    В акафисте «Преображение Господне» молитва, посвященная праздничному событию, располагается в самом конце. Ее зачастую прочитывают в православных храмах после праздничной литургии.

    Народные традиции празднования

    Православные христиане по всему миру особенным образом почитают праздник Преображения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Существуют и многовековые традиции празднования данного события. Накануне все христиане стараются приготовить запас фруктов свежего урожая. Многие земледельцы запасают плоды, выращенные на собственном участке.

    В день праздника христиане приносят в храм самые красивые и спелые плоды и кладут их на центральный стол, приготовляя к освящению. Очень любят эту традицию маленькие дети, они с волнением и трепетом ждут молитвы священника «на освящение плодов», стараются держать корзинки с фруктами самостоятельно, без помощи взрослых. В некоторых семьях существует обычай поздравлять друг друга, дарить различные подарки на Преображение Господне. Поздравление нередко оформляется и в стихотворной форме. После богослужения христиане идут домой для совершения праздничной трапезы. Здесь существует благочестивая традиция начинать обед с освященных фруктов. Также происходит небольшое послабление поста - на трапезе разрешается вкушение рыбы. Многие православные хозяйки на Яблочный Спас (Преображение Господне) готовят разнообразные блюда. Это могут быть яблочные и медовые пироги, варенья.

    Преображение Господне. Поздравление

    Многие православные христиане пишут друг другу праздничные поздравления в стихах, посылая телеграммы или СМС. К примеру, широко распространена практика дарить на Преображение Господне стихи. Кроме письменных поздравлений, среди христиан принято угощать друг другу фруктами, яблочными пирогами и ходить в гости.

    Празднование Преображения на Святой Земле

    Особым образом празднуется Преображение Господне на Святой Земле. В течение всего года на Фаворе чинно и уединенно. Немногочисленные паломнические группы посещают это место в основном в период с Великого Поста до Пятидесятницы. Но к празднику Преображения на горе Фавор особое настроение, так как множественные паломники и туристы из России наполняют паломнические общежития и гостиничные комнаты. Из окрестных районов - Кафр-Ясифа, Назарета, Акры, Хайфы, Каны Галилейской - также прибывают группы верующих, желающих побывать в праздник непосредственно на месте святого события.

    После вечернего богослужения благочестивые христиане ужинают и стараются пораньше лечь спать, чтобы на рассвете присутствовать на праздничном богослужении. На литургии почти все паломники причащаются Святых Таин. Кроме того, у местных верующих существует традиция крещения младенцев в этот праздник.

    Христиане-туземцы празднуют святое событие совершенно противоположно. Разместившись в палатках на монастырском дворе, они пьют спиртные напитки, играют на музыкальных инструментах, танцуют, стреляют из ружей, поют веселые народные песни, ведут веселые разговоры, которые нередко переходят в выяснение отношений, заканчиваясь дракой. Шумное празднование заканчивается на рассвете, когда звонит первый колокол, оповещающий о начале заутрени.

    После богослужения совершается крестный ход, который верующие туземцы встречают веселыми криками и оружейными выстрелами. Также бесшабашное веселье продолжается и после литургии.

    Народные приметы на Преображение Господне

    В народе широко распространены народные традиции празднования такого события, как Преображение Господне. Приметы, оставленные в народном поверье, в основном связаны с урожаем. К примеру, существует традиция в этот день угощать нищих или малоимущих плодами, выращенными на своем огороде. В таком случае есть поверье, что будущий год будет особенно урожайным. Кроме того, если в этот день не удалось встретить нуждающегося нищего, то это означает, что следующий год будет малоурожайным. Так родилась поговорка: «В яблочный Спас яблочко и нищий съест».

    Также существовала традиция в день преображения Господня съесть хотя бы одно яблоко с медом. Это считалось гарантией крепкого здоровья на следующий год.

    Кроме прочего, существовала традиция убирать весь урожай зерновых до 19 августа, так как считалось, что после этого числа любой дождь станет губительным для него (так называемый дождь-хлебогной).

    Церковная практика не вкушать плоды свежего урожая напрямую связана со степенью их зрелости. Известно, что яблоки и виноград полностью вызревают лишь к концу августа, становясь полезными для организма. Также в народном сознании глубоко укоренилась связь нарушения "яблочного поста" с грехом праматери Евы, которая вкусила запретный плод в Эдемском саду и тем самым повлекла гнев Божий на все человечество. Именно поэтому в простонародье особым образом следят за соблюдением традиции не есть свежие яблоки в период до Преображения.

    Согласно учению православной церкви, следует с чистотой и любовью встречать Преображение Господне. Приметы не следует воспринимать серьезно, нельзя относиться к ним, как к неопровержимым догмам.

    Преображение в 2014 году

    19 августа 2014 Преображение Господне праздновали снова. Предстоятель Православной Русской Церкви совершил Святую Литургию в мужском По обычаю, после богослужения Патриарх Московский произнес проповедь, в которой повествовал об истории и значении Преображения в жизни каждого христианина. Патриарх Кирилл сердечно поздравил с праздником монастырскую братию во главе с отцом архимандритом и поблагодарил за преподнесенные дары. Так проходило на Преображение Господне поздравление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на святой земле Соловецкой. Кроме того, Святейший передал в дар монастырю образ преподобного Серафима Вырицкого.

    Господня, в которой служил литургию Святейший Патриарх, располагается на территории Соловецкого мужского монастыря - это величественный древний собор, построенный в 1558 году. В этот день в данном соборе совершается престольный праздник.

    Выпало 19 августа 2014 - Преображение Господне - на вторник. Особенности праздничного богослужения таковы, что если 19 августа выпадает на воскресный день, то все особенности воскресной службы отменяются. Песнопения, стихиры, канон будут посвящены только основному празднику, тем более что это Преображение Господне. Богослужение, которое будет совершено в любой другой седмичный день, не отличается от воскресного варианта.

    Особенности данной службы:

    • Вся служба посвящается только празднику.
    • На утрене поется величание празднику со стихами из избранного псалма.
    • «Честнейшую» на утрени не поется, заменяется припевами праздника.
    • На литургии поются антифоны Преображения.
    • На великом входе читается входный праздничный стих.
    • Поется Задостойник.
    • По прочтении заамвонной молитвы совершается освящение плодов нового урожая.
    • На вечерне в самый день праздника поется великий прокимен.

    Заключение

    Очень важно в христианском мире Преображение Господне. История праздника раскрывает его символичность. Гора, бесспорно, обозначает безмолвие и уединенное место - это условия для умственного соединения с Богом в чистой молитве. Название "Фавор" переводится как "свет, чистота", что символизирует очищение души от бремени грехов, ее просветление в Боге. Преображение Спасителя обозначает главную цель христианской жизни - полную победу духа над телесными страстями, очищение от житейской грязи и принятие Божественного света, которое возможно для любого человека, стремящегося к Богу.

    В память о евангельских событиях в день 19-го августа среди христианства отмечается праздник Преображение Господне. По старому стилю это событие выпадает на 6-ое августа (день праздника в католическом варианте). Полное название праздника звучит как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник относится к 12-ти главным христианским праздникам (их называют «двунадесятыми непереходящими», по числу 12). Возможно, вы знакомы с народным названием этого дня – Яблочный Спас (Второй Спас).

    История праздника

    Собственно, корни праздника, как и всех двунадесятых праздников, следует искать в Евангелии. Преображение Господне – это явление величия и силы Иисуса Христа трём его ближайшим ученикам (Пётр, Иаков, Иоанн) во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Незадолго до Преображения Иисус Христос произнёс, обращаясь к ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Молитва на горе Фавор случилась по прошествии 6-ти дней после этого откровения. По евангельскому преданию, на горе во время молитвы лицо Иисуса Христа просияло, одеяние же сделалось белым (этот феномен был позднее в среде монахов назван «фаворским светом»). Тогда же на горе появилось облако, из которого ученики Иисуса Христа услышали Голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». То, что Пётр, Иаков и Иоанн услышали и увидели на горе Фавор, Иисус Христос запретил им разглашать до тех пор, пока не воскреснет из мёртвых. Это событие толковалось как одновременное явление Троицы: Сын Божий (Иисус Христос), Бог (в образе облака), Дух Святой (в образе Голоса из облака). Преображение на горе Фавор также являло единство в Иисусе Христе божественного и человеческого. Гора Фавор и то, что произошло на ней – символ соединения Ветхого и Нового Завета Иисусом Христом. Позднее на горе Фавор была возведена церковь (базилика) Преображения Господня в память об этих евангельских событиях (в 4-ом веке новой эры, организатором постройки была Елена, мать римского императора Константина Равноапостольного). Преображение на горе Фавор случилось незадолго до распятия Иисуса Христа.
    Исследователи отмечают, что праздник Преображение Господне начал отмечаться на христианском Востоке и, в частности, в Палестине (в качестве исключительно местного праздника), уже в 4-5 вв. новой эры. На самом деле дата праздника – 19-ое августа – не что иное, как установка Церкви. На самом деле фаворские события произошли в день месяца февраль, за 40 дней до Пасхи. Однако, чтобы празднование не приходилось на , священнослужители перенесли его на существенный срок. Теперь праздник приходится на более мягкий Успенский пост (14-27 августа).
    На католическом Западе этот праздник отмечается только с 1456-го года (довольно поздно в сравнении с православным Востоком).

    Традиции праздника Преображение Господне

    В этот день в православных церквях освящаются плоды: виноград в качестве главного плода нового урожая и др. (там, где нет винограда, освящаются яблоки, потому и народное название праздника – Яблочный Спас). После освящения плоды можно подавать на стол. На территории России самый распространённый плод – как раз, яблоко. Эта традиция восходит к 8-му веку новой эры.
    Если в католическом варианте день 6-го августа выпадает на будничный день, то празднование переносится на следующее воскресенье.
    В средние века у христиан считалось традицией в этот день раздавать яблоки беднякам и калекам.
    В православных храмах в этот день совершается литургия (т.е. праздничное богослужение), исполняется канон, подчеркивающий величие праздника Преображение Господне. В конце литургии происходит освящение плодов.
    До этого дня фруктовые плоды нельзя было есть (т.е. до 19-го августа), после Преображения Господня, когда плоды освящены, – дозволяется.
    Несмотря на то, что праздник – это ещё и один из дней Успенского поста, на ужин в этот день можно есть рыбу.
    Во время богослужений духовенство производит все обряды в белых одеяниях (символизируют то, что одеяние Иисуса Христа на горе Фавор стало ослепительно белым, т.н. явление «фаворского света»).
    Тропарь праздника Преображение Господне следующий: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Ты преобразился на горе, Христос Бог, показавший ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли видеть; да воссияет и нам грешным свет Твой, вечно существующий, по молитвам Богородицы. Податель Света, слава Тебе!».
    Кондак праздника Преображение Господне: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние. На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистинну сияние Отца».
    Тропарь и кондак праздника – короткие песнопения (молитвословия), в которых раскрывается суть того или иного христианского праздника.
    В Армянской православной церкви принято, например, в день Преображения Господня в простонародье обливать друг друга водой, выпускать голубей из клеток (последнее является чертой Русской православной церкви на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).

    Особенности праздника Преображение Господне

    Отметим такой факт: официальные евангельские события (Преображение на горе Фавор), происходили за 40 дней до , а Церковь перенесла праздник на 19-ое августа (по новому стилю); вместе с этим через 40 дней после Преображения Господня празднуется Воздвижение Креста Господня.
    Если сравнивать с ближайшим предыдущим двунадесятым непереходящим праздником (это ), то Преображение имеет один день предпразднества и неделю – постпразднества (Благовещение имеет по одному дню предпразднества и постпразднества).
    В молитвословиях на Преображение Господне воспроизводятся евангельские сюжеты, такие как молитва Иисуса Христа и удивление учеников Голосу из облака.
    Первая церковь, посвящённая Преображению Господню – это церковь на горе Фавор, отстроенная по велению матери римского императора Константина Елены. В Санкт-Петербурге ныне существует Спасо-Преображенский собор (по адресу Преображенская площадь, 1). В храме три престола, и один из них отведён Преображению Господню. Спасо-Преображенский собор – один из наиболее посещаемых храмов Санкт-Петербурга и России.

    Духовный смысл праздника

    Праздник Преображение Господне учит нас тому, что к преображению в лучшую сторону должен стремиться каждый. Каждый может изменить, преобразить и себя, и мир к лучшему в любой момент, стоит только захотеть. Духовное преобразование, духовное усовершенствование должно стать устремлением человека с малых лет. Кроме того, Иисус Христос показал, какое Преображение ждёт праведников в Царстве Божием.

    Преображение Господне – одно из двунадесятых празднеств в православии, отмечаемое в честь таинственного преображения Иисуса Христа на иерусалимской вершине Фавор.

    В народе его называют Яблочный Спас и связывают с природными метаморфозами. Считается, что в этот день ночи становятся холоднее, а все живое начинает готовиться к зиме.

    Согласно Священному писанию, за 40 дней Сын Божий вместе с тремя своими учениками поднялся на гору Фавор (в других источниках – на отроги Хермона) и, помолившись, полностью преобразился. Его лик озарился, а одежда стала белой, словно свет.

    В то же время перед Иисусом появились пророки Илия и Моисей, которые разговаривали с ним, а затем над горой возникло облако, из которого раздался голос Божий, повелевающий ученикам во всем слушать Христа.

    Библейское толкование этой истории заключается в том, что в Спасителе объединены два начала – человеческое и божественное. После Преображения божественное естество Христа не изменилось, но было представлено в естестве человека.


    Таким образом, празднованием Преображения христианская церковь прославляет единство божественного и человеческого в Христе, а также указывает на то, что во время посещения храма человек очищается от грехов и преображается, приобщается к чистому свету.

    Хотя Преображение случилось зимой, празднуют его летом. В православной религии торжества в честь этого события проходят 6 августа по юлианскому календарю (или 19 августа по новому стилю).

    Праздник имеет один предпраздничный день и семь послепраздничных, которые завершаются Отданием 26 августа. Католики отмечают Преображение 6 августа, но если оно выпадает на будний день, то переносят на воскресенье. В храмах Армянской церкви дата празднования может меняться – с 28 июня до 1 августа.

    Впервые Преображение начали отмечать после того, как в IV столетии по указанию царицы Елены Равноапостольной на Фаворе был воздвигнут храм во славу этого великого события.

    Сначала празднование устраивали только в Палестине, а с V века – и в государствах Востока. В западных странах упоминания о торжествах встречаются в отдельных мартирологах (списках признанных мучеников), датируемых VII столетием. В частности, в те времена Преображение прославляли в религиозных сооружениях Франции и Испании.


    В католической церкви официальным праздником это событие было признано только в середине XV века – после громкой победы армии воеводы Яноша Хуньяди над турецкими войсками в районе Белграда.

    В православных церквях празднование Преображения сопровождается литургиями и пением канонов. Священники в этот день надевают белую одежду, а люди собираются в храмах, чтобы послушать паримии. У восточных славян до Яблочного Спаса запрещено употреблять фрукты и блюда из овощей последнего урожая, поэтому в день празднования можно вдоволь наесться душистыми яблоками и виноградом.

    По благочестивому обычаю на Преображение следует приносить в храмы яблоки, другие фрукты и овощи для совершения над ними молитвы и освящения. Урожай, который будет принесен в церковь, нужно собирать ранним утром, чтобы на кожице сохранились капли росы.

    Многие верующие заблаговременно готовят пироги и разные блюда из яблок и угощают ими бедных, убогих и сирот, а также ставят на стол во время семейного чаепития. Согласно народным традициям, во время чаепития можно употреблять только чай, яблоки, яблочное варенье либо мед.

    Поскольку Преображение приходится на время Успенского поста, в праздник нельзя отходить от церковных правил и есть мясо, масло и другие продукты животного происхождения, кроме рыбы.


    В этот день запрещается убирать в доме и заниматься другими делами «ради корысти». Шитье, вязание, ведение домашнего хозяйства считаются большим грехом. Исключение составляет только приготовление праздничных блюд.

    Преображение Господне в 2019 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

    Преображение Господне: история

    Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по Преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

    В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии”. В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.

    Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

    Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

    Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

    Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

    Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый “яблочный пост”.

    По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

    Событие праздника и его эортологическая динамика

    Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

    В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

    Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

    Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

    При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

    Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”».

    Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя».

    Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

    Праздник в православном богослужении

    Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: « К 6 августу, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов».

    Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

    Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

    За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

    В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

    Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

    На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

    Чин освящения плодов на Преображение Господне

    В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

    На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

    Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

    Иконография праздника

    Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

    На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

    Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

    Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве.

    Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

    В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

    Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.