• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    - ), княжна, преподобная

    Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния.

    В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю . Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.

    Преподобная преставилась к Богу 25 сентября года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов.

    Прославление святой первоначально состоялось при митрополите Московском и всея Руси Антонии и царе Иоанне Грозном . Затем, 18 сентября года, прославление преподобной Евфросинии по благословению патриарха Адриана совершил митрополит Суздальский святитель Иларион .

    Тропарь Евфросинии Суздальской, глас 4

    Святая твоя память Суждальскую страну веселит, / верных же вся созывает во всечестный храм твой, / идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная: / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

    Кондак, глас 2

    Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, / неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, / с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, / в чертог Того пресветлый прията была еси, / идеже ныне водворяяся с лики ангелов и святых, / молися, молимся, Христу Богу, / части дев юродивых избавитися нам.

    Ин кондак, глас 6

    Женише мой Сладчайший, / Христу взываше прекрасная Евфросиние, / ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери / и красота милости Твоея сердце ми услади, / сопотрудитися страданий по Тебе имея на Тя надежду, / да достойну мя чертога с мудрыми девами / и ликовствовати у Тебе причастимся. / Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: / моли незазритися и нам чертогу двери.

    Ин кондак, глас 8

    Девства чистотою возмогла еси свешу своего разума / и просветила еси душевную чистоту, / пощением же и бдением плоть поработила еси духу, / темже, преподобная Евфросиние, / почитающе подвиги трудов твоих, молимся: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Использованные материалы

    • Житие на сайте Православие.Ru
    • Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 50-51.

    Евфросиния, Фрося.… В наше время это имя почти вышло из употребления. А до революции, еще каких-нибудь 80-90 лет назад, имя это было вполне обычным, расхожим. Особенно употребительным оно было у монахинь. И это понятно, ведь при постриге монахини получали, как правило, имена наиболее прославленных святых, которые становились их небесными покровительницами и примером подражания. А святых Евфросиний у нас было много. Вспомним, ведь и всем известная святая благоверная княгиня Феврония, супруга князя Петра Муромского, в монашеском постриге стала Евфросинией, и святая благоверная княгиня Анна Кашинская тоже преставилась ко Господу с монашеским именем Евфросиния. Особенно же прославились в нашей церкви три Евфросинии – Полоцкая, Московская и Суздальская. О последней, Евфросинии Суздальской, мы и поведем свой рассказ.

    Когда у черниговского князя Михаила будущего святого мученика, появилось первое долгожданное дитя – доченька, ее назвали Феодулией, что в переводе с греческого означает “Раба Божия”. И не случайно она получила такое имя. Ведь родители Феодулии долго не имели детей и ходили на богомолье в знаменитую Киево-Печерскую обитель молиться о даровании чада.

    И вот однажды ночью обоим супругам одновременно явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и сказала: - Господь слышит ваши молитвы, так продолжайте же молиться! А в проведение Моих слов я оставлю вам знак – этот ладан. Возьмите его и покадите им в своем тереме.

    Проснувшись супруги увидели у изголовье узелок с ладаном. Взволнованные таким чудом, вознесли они благодарственные молитвы к Царице Небесной и по слову Ее обошли весь дом с кадильницей, положив в нее благоуханный ладан – дар Богородицы. Весь терем наполнился дивным благовонием, а сердца князя с княгинюшкой – радостью и надеждой. А вскоре, тоже ночью, Пречистая Дева явилась им снова и опять с подарком – новым знамением. На этот раз вручила она супругам прекрасную голубицу – в знак того, что дитя, которое у них родится, будет девочкой.

    Обрадованные князь с княгиней поспешили в Киево-Печерский монастырь, чтобы продолжить усердное свое моление. Там удостоились они третьего явления Богоматери. На этот раз Ее сопровождали преподобные отцы Киево-Печерские, основатели обители – Антоний и Феодосий. Пресвятая Богородица сказала: - Ступайте домой, совсем уже скоро у вас родится дочь. Назовите ее Феодулией. Святой Дух будет обитать в ней, и станет она служить Мне в Ризоположенском монастыре. (Этот монастырь посвящен положению ризы (одежды) Пресвятой Богородицы в специально выстроенный в V веке храм в Константинополе).

    И в этом же году у князя с княгиней родилась девочка, которую назвали Феодулия. Девочка росла, радуя родителей своим добрым нравом и послушанием. Князь Михаил и его мудрый советник боярин Феодор стали обучать ее грамоте. Княжне очень нравилось учиться, и скоро она достигла таких успехов, что все только диву давались – что за ум растет!

    Однажды Господь послал Феодулии чудесное видение. Он показал ей, как будет проходить Страшный Суд, который ожидает всех нас в конце времен. В руках у Господа она увидела раскрытые книги, где про каждого было написано все, что он совершил в своей жизни, - все грехи и все добрые дела. По ним Господь судил: наказывать этого человека или помиловать. На востоке княжна увидела цветущий благоухающий райский сад, а на западе кипело адское огненное озеро. Тут явилась Пресвятая Богородица и сказала: - Феодулия! Посмотри, как чудесно в раю Господнем и как ужасен ад. Всегда помни об этом, живи без греха, очищай свою душу покаянием, и тогда наградой тебе будет бесконечное райское блаженство, которое уготовил Господь для любящих Его!

    Неудивительно, что после этого видения Феодулия решила всю свою жизнь посвятить Богу.….Прошло несколько лет. Повзрослевшая Феодулия расцвела и стала желанной невестой для многих молодых князей. Редкая красота, доброта, ум, образованиепивлекали к ней самых лучших и знатных женихов. Наконец, отец посватал юную княжну за молодого суздальского князя из старинного знатного рода. Узнав о сватовстве, Феодулия стала молить Пресвятую Богородицу избавить ее от замужества. Богоматерь явилась к ей и сказала: - Чти отца и матерь своих и не противься их родительской воле! Но не бойся: брак твой не состоится. Ты еще будешь на пути в Суздаль, когда жених твой отойдет ко Господу. Назад не возвращайся – в Суздале ты станешь невестой Христовой (монахиней) и будешь жить в девичьем монастыре. И правда: пока Феодулия была в дороге на пути в Суздаль, жених её тем временем тяжко заболел и скоропостижно скончался.

    Итак, в далеком 1227 году Феодулия прибыла в Суздаль. Суздаль был очень живописен и сразу полюбился молоденькой княжне. Прибывшую в Суздаль черниговскую княжну сразу же приняла к себе игумения Ризоположенского монастыря, которой незадолго до этого несколько раз были видения. В них она видела красивую девушку, которая просит принять ее в обитель. И когда Феодулия предстала перед игуменией, та сразу же узнала в ней ту красну девицу из своих видений. В монастыре Феодулию вскоре подстригли в монахини с именем Евфросиния, что означает “радующаяся”, “радостная”. Ее небесной покровительницей стала преподобная Евфросиния Александрийская, жившая в V веке, на день памяти которой пришелся постриг. Здесь, в обители, Феодулия – Евфросиния и провела всю оставшуюся жизнь. Здесь она и достигла святости.

    Юная княжна, став монахиней, усердно старалась исполнять заповеди Божии, главная из которых любить каждого человека, которого Господь ставит на нашем жизненном пути. По началу нелегко давались ей эти подвиги. Постоянно искушая девушку, дьявол надеялся, что она устанет, выбьется из сил и тогда перестанет бороться, сдастся, оставит монастырь. Но Господь оградил ее от бесовских страхований.

    Слава о святой жизни подвижницы стала распространяться за пределы Ризоположенского монастыря. В обитель потянулись люди, которые назидались примером Евфросинии, ее наставлениями, и хотели жить как она. Постепенно благодаря святой жизни подвижницы, в монастыре воцарилась особая атмосфера мира и согласия, дух радости и любви. Когда игумения обители скончалась, на ее место управлять монастырем была поставлена Евфросиния. Господь наделил свою угодницу благодатными дарами прозорливости и чудотворения, в том числе и даром исцеления больных и увечных. О чудотворениях преподобной шла громкая слава.

    На Руси тогда появились страшные повальные болезни: оспа, чума, холера. Евфросиния много молилась ко Господу и Пречистой Его Матери, прося у них помощи. И Господь услышал её молитвы. Те, кто призывал Евфросинию, получали исцеление. Слух об этом распространился повсюду, к преподобной стали приносить больных разными недугами, и она исцеляла их именем Господним.

    Вскоре напал на Русь монгольский хан Батый. Всю Русь объял страх и трепет. Многие девушки Суздаля шли тогда в Ризоположенскую обитель и принимали здесь монашество – уж если погибнуть от руки чужеземцев, то пусть это будет в монастыре. Когда хан Батый стоял под стенами Владимира, часть его многочисленной армии подступила к Суздалю. На защиту города выступили горожане. Конечно же суздальцы потерпели поражение. Лишь немногие жители смогли спастись от гибели и плена, укрывшись за стенами Ризоположенского монастыря. Евфросиния собрала вокруг себя всех монахинь и городских беженок. Встав на колени, они со слезами молились о спасении города и их святой обители. Тогда Бог открыл преподобной, что город будет разрушен, но обитель по их молитвам останется невредимой: - Обещаю тебе, что знамение креста будет охранять твой монастырь и всех живущих в нем, - сказал ей Господь. В тот же час над монастырем в лучезарном свете появился Животворящий Крест, по обе стороны его стояли в воздухе два огневидных юноши с натянутыми луками в руках, их послал Господь охранять обитель.

    Все произошло так, как открыл Евфросинии Господь. Город был сожжен и разграблен. От Суздаля остались развалины и груды пепла. Одна лишь Ризоположенская обитель осталась целой и невредимой. Татары пытались захватить её, но Господь не допустил этого. Когда отряды Батыя, раззорив город, направились к монастырю, они не смогли к нему приблизиться: их попалил огнем чудный свет, сиявший над куполом обители. Попытавшись приблизиться в следующий раз, увидели как нашло на монастырь темное облако, и монастырь утонул во мгле. Так и ушли ордынцы ни с чем.

    Когда через два года Батый покорил себе огнем и мечом все земли русские, он заставил подвластные города платить ему богатую дань. Русские князья ездили к хану на поклон. Слуги Батыя, баскакиЮ требовали того же и от отца Евфросинии, князя Михаила Черниговского. Бояре советовали князю ехать в Орду, чтобы продемонстрировать хану свою покорность и не допустить новых набегов на Киев, в котором в это время княжил Михаил. Князь понимал, что для спасения Киева ему придется-таки ехать в Орду, и там его будут пытаться заставить изменить своей православной вере. Когда князь прибыл в Орду, языческие жрецы потребовали, чтобы они прошли сквозь очистительный огонь и поклонились языческим кумирам. Михаил позволить себе этого не мог: - Не подобает христианам поклоняться твари, мы поклоняемся только Творцу!

    Батый рассвирипел, либо он поклонится нашим богам и тогда будет спокойно княжить, либо умрет лютой смертью! Князь начал было колебаться и раздумывать, как лучше поступить...В это время Евфросиния, узнав что отец ее в Орде, отправила с гонцом послание отцу:"Ты благий мой отец,послушай меня: держись как добрый воин во славу Христа. А если не послушаешь меня, то знай, что отселе я - чужая, а не дочь твоя. Знай же, что царство Батыя скоро разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу". Это письмо очень поддержало дух князя в трудную минуту и укрепило его волю. Видя их решимость палачи отрезали им головы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых. Над телами святых образовался столб света, а с неба слышалось ангельское пение. Через несколько дней христиане тайно, под покровом ночи, забрали тела мученников, а затем перевезли их в Чернигов. В XVI веке мощи святых почивают в московском Кремле, в Архангельском соборе (соборе Архангела Михаила, небесного покровителя князя мученика).

    После гибели отца и боярина Феодора в знак скорби Евфросиния оделась в рубище, которое и не снимала с тех пор - ходила в нем и зимой и летом, в жару и в стужу....

    Вскоре благоверный князь Михаил в видении явился дочери в белой ризе и прекрасном царственном венце: - Чадо мое, - сказал он, - прославил меня Богславою многою, сопричислил к лику мученников, и получил я небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как была помощницей моего спасения. Твоим письмом я укрепился на этот подвиг и получил жизнь вченую!

    Да, прекрасен мир Божий! Но Евфросиния знала, что это "только отблеск, только тени от незримого очами". О том, что рай еще благоуханней и краше, она знала твердо, всю жизнь вспоминая то, что открылось ей, юной отроковице, в давнем ее видении. Еще она часто вспоминала слова Господа о том, как прекрасны райские обители, которые "приготовил Бог любящим Его". А она любила Господа - на деле любила, не на словах!

    Незадолго до кончины преподобная Евфросиния опять увидела во сне своего отца. На этот раз он сказал ей: - Гряди, чадо мое любезное, Христос зовет тебя! Иди насладиться неизреченной радостью и озариться свтом небесным! Преподобная поняла, что день ее кончины приближается, и стала готовиться к смерти. Она исповедалась, причастилась, осенила себя крестным знамением и сказала: - Господи, в руки Твои передаю дух мой! С этит словами она отошла в жизнь вечную.

    Преставилась святая Евфросиния Суздальская ко Господу в 1250 гоуд. В 1698 году, когда состоялось прославление Евфросинии в лике святых, ее мощи и даже одежды обретены были нетленными, то есть полностью сохранившимися. В те сентябрьские дни только за 15 дней произошло 56 исцелений при ее мощах! Мы расскажем только об одном из них.

    Прослышав о великих чудесах исцелений при гробе преподобной, в Суздаль из города Шуи привезли несчастного калеку Василия. В течение шести лет этот горемыка страдал расслаблением всего тела: он не мог пошевельнуть ни руками, ни ногами, оглох, у него отнялся язык, и он не мог говорить. И вот этого полуживого страдальца-инвалида положили во время литургии у гроба преподобной Евфросинии. Еще шла служба, когда к нему вернулся слух, и он услышал слова богослужения. Затем он почувствовал, что и язык его тоже ожил, и он может вместе со всеми повторять слова молитвы. Пальцы его как бы сами собой сложились в троеперстие, и он осенил себя крестным знамением. После этого Василий смог сам подняться и твердо встать на ноги! Все кто видел это чудо, плакали от радости вместе с исцеленным и прославляли Господа и Его святую угодницу Евфросинию.

    В наше время святая Евфросиния так же щедра на помощь всем, кто с верою к ней обращается. Монахини монастыря говорят, что чудеса по молитве к святой угоднице Божией совершаются постоянно. Особенно много чудес связано с появлением
    у бездетных супругов долгожданных детишек. Ныне в суздальском Ризоположенском храме по воскпесным дням после Литургии служат молебен с акафистом преподобной Евфросинии Суздальской. Память святой празднуется 25 сентября (8 октября по новому стилю), в один день со святым преподобным Сергием Радонежским.

    В нашей мастерской Вы можете Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

    ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ
    княжна (ск. ок. 25.09.1250), в миру Феодулия, старшая дочь св. кн. Михаила Черниговского. Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве. Она только молилась Господу о сохранении ее девства. И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания. После смерти игуменьи прп. Евфросиния возглавила монастырь. Когда в 1238 татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризоположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной. После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. В сентябре 1698 мощи прп. Евфросинии были открыты и совершено ее прославление.
    Память прп. Евфросинии отмечается 25 сентября/8 октября.

    Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


    Смотреть что такое "ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ" в других словарях:

      ЕВФРОСИНИЯ (в миру Феодулия) Суздальская (1212–50), святая, дочь князя мученика Михаила Черниговского, монахиня Суздальского Ризположенского женского монастыря. Память в Православной церкви 18 и 25 сентября (1 и 8 октября) … Энциклопедический словарь

      ЕВФРОСИНИЯ (в миру Феодулия) Суздальская (1212 50) святая, дочь князя мученика Михаила Черниговского, монахиня Суздальского Ризположенского женского монастыря. Память в Православной церкви 18 и 25 сентября (1 и 8 октября) … Большой Энциклопедический словарь

      Евфросиния Суздальская - – дочь князя черниговского, она 15 лет от роду была обручена с боярином Миной. Но после смерти своего мужа приняла пострижение и поступила в находящийся в Суздале Ризположеннский монастырь, где подвизалась строгой и постнической жизнью.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

      Преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII век). Память 25 сентября … Биографический словарь

      Преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII в.). Память 25 сентября. {Брокгауз} … Большая биографическая энциклопедия

      Преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII в.). Память 25 сентября … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит ре дата основания 1207 г … Православная энциклопедия

      И, жен. и ЕФРОСИНЬЯ, и; прост. к Апросинья, и и Афросинья, и; стар. Евфросиния, и.Производные: Ефросиньюшка; Фрося; Фросюша.Происхождение: (Женск. к (см. Ефросин))Именины: 28 февр., 30 мая, 5 июля, 8 июля, 20 июля, 1 окт., 8 окт., 29 окт., 19… … Словарь личных имен

      Тип праздник Русской православной церкви Установл … Википедия

    Книги

    • Святые угодницы , Людмила Морозова. Великая княгиня Ольга, византийская принцесса Анна Романовна, владимирская Мария-Ясыня и московская Евдокия-Евфросиния, киевская Анна-Янка, полоцкая Предслава-Евфросиния, суздальская… электронная книга

    ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

    В древнем граде Чернигове жил святой благоверный князь Михаил Всево-лодович1), теплый верою к Богу, милостивый к убогим.

    Его княгиня — имя ее не дошло до нас — также была благочестива и ми-лостива. Долго супруги не имели детей и, скорбя о своем бесчадии, молились Матери скорбящих Пресвятой Богородице о даровании им потомства. Часто ходили они в Киевский Печерский монастырь прпп. Антония и Феодосия, чтобы помолиться Пречистой Деве в храме, посвященном Ее имени, послушать наставления Печерских иноков и подать обильную милостыню на монастырь и братию.

    Усердная молитва благочестивых супругов был услышана. В одну ночь яви-лись им Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой». Испуганные супруги быстро встали и увидели в своем изголовье узел, в котором было завязано благоухание. Они вознесли слезную молитву к удостоившей их своим посещением Богоматери, потом взяли кадильницу и наполнили свой дом дивным благоуханием. Спустя некоторое время, также ночью, Пречистая Дева явилась им снова и дала новое знамение: вручила им прекрасную голубицу, предызображая тем рождение от них дочери.

    Князь и княгиня поспешили в Печерский монастырь, по обычаю усердно молились о даровании им дитяти и удостоились третьего явления Богоматери, сопровождаемой на этот раз прпп. Антонием и Феодосием. Пресвятая Дева уже прямо предсказала благочестивым супругам рождение дочери. «Идите в своей дом, — говорила Она, — вы зачнете дочь и наречете имя ей Феодулия. Храните ее со всяким страхом, ибо она будет честным сосудом Святого Духа и сопричтется к лику девственных служительниц Мне при Ризоположенском монастыре в Суздале. Я сохраню ее, как зеницу ока, приготовляя ее на брак Сыну Своему. Пищей для нее будет хлеб, соль и вода, мяса же не вкусит она».

    Тогда же Пресвятая Богородица предрекла князю Михаилу, что по рождении Феодулии у него будет еще четыре сына1).

    Тем же годом княгиня почувствовала, что она зачала во чреве своем и с ра-достью известила о том благоверного князя. По истечении определенного срока у них родилась дочь. Крещение ее было совершено в Печерской обители; восприемником от святой купели был игумен; в святом крещении новорожденная получила имя Феодулии. По обычаю знатных людей того времени, к новорож-денной княжне была приставлена кормилица. И когда кормилице случалось вкушать мяса, то Феодулия не принимала от нее молока и весь день оставалась без пищи. Заметив это, родители запретили кормилице вовсе вкушать мясную пищу. Когда же окончились годы кормления, пищей для отроковицы стал хлеб, соль и немного овощей, питьем — одна вода, как и предсказывала Пресвя-тая Богородица. Дитя росло, радуя родителей своим прекрасным видом и добрым нравом.

    Благочестивая княгиня-мать часто предавалась размышлению о том, что ожидает ее дочь в будущем, и старалась понять, как исполнится на ней пред-сказание Богоматери. Как бы в ответ на недоумение княгини однажды при-снилось ей, будто она возносится на высоту с отроковицей на руках своих и со словами благодарения отдает свое дитя в дар Всевышнему.

    Когда пришло время, Феодулию стали обучать грамоте — сам князь Михаил и мудрый советник его Феодор. Сильно полюбила учение девятилетняя княжна и скоро достигла таких успехов, которые изумляли ее наставников и прослав-ляли необычайную отроковицу.

    Феодулия обладала редкой телесной красотой. Не один из князей хотел иметь ее невестой своего сына и засылал сватов к ее отцу. Князь предпочел всем другим сына суздальского князя Мины Иоанновича, потомка славного Симона Варяга, которого любил прп. Феодосий Печерский.

    Путь жизни для Феодулии, по-видимому, был намечен. Но не то готовил ей Господь: к другому, тесному пути звал ее Он чудесными видениями.

    Однажды отроковица видела грозный и нелицеприятный суд Господа. В Своих руках Он держал открытые книги жизни; на востоке был виден рай, а на западе кипело озеро огненное. Тогда является Заступница рода христиан-ского и призывает Феодулию к богоугодному житию праведных, к бесконечным райским утехам, уготованным от Господа любящим Его. В видении пред ней предстал муж в белых одеждах. Он привел ее в Печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы и показал сонм черноризцев, поющих всенощные мо-литвы. Изумилась блаженная отроковица и помышляла в себе: «Блаженны лю-ди сии, потому что и в этой жизни они подобны Ангелам и в будущей их ожидает райское наслаждение».

    В то время в Суздальском Ризоположенском монастыре жила боголюбивая и благочестивая игумения. В разных видениях ей представлялась неизвестная дивная отроковица, собирающаяся поступить в Ризоположенскую обитель.

    Между тем Феодулии совершилось уже 15 лет, и приближалось время, когда князь Михаил должен был исполнить обещание, данное им суздальскому князю Мине. Родители сообщили об этом своей дочери, но та отказалась от брака, желая навсегда сохранить девство. Она обращается со слезной молитвой ко Пресвятой Богородице, прося у Ней утешения и наставления. Пресвятая Дева явилась ей и сказала: «Чти отца и матерь и не противься своим родителям. Но не бойся: скверна мира сего не прикоснется к тебе и твоего брака не будет; ты, осененная Святым Духом, будешь иметь жилище в обители девствен-ниц; однако, исполняя волю родителей, спеши в Суздаль и, когда еще будешь в пу-ти, жених твой отойдет ко Господу. Не возвращайся тогда к родителям, чтобы они не сделали тебе какого-либо принуждения».

    С упованием на Пречистую Матерь Божию Феодулия, не медля, отправилась в путь и на пути, действительно, узнала, что жених ее помер. И не возвратилась уже она обратно в свой родительский дом, а устремилась, по слову Богородицы, в Суздаль и явилась к вратам обители во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы.

    Она предстала пред старицей-игуменьей и, упав ей в ноги, умоляла принять в обитель. Видя непреодолимое желание Феодулии посвятить себя на служение Богу, игумения вспомнила о чудной отроковице, которая представлялась ей в видениях, и уступила ее просьбе — приняла княжну в монастырь.

    Вскоре совершено было пострижение Феодулии; ей дано новое имя Евфро-синии, память которой праздновалась в день пострига1).

    Старица-игумения стала поучать новопостриженную: заповедала ей рев-ностно исполнять иноческие обеты, бояться Бога и почитать своих сестер, ра-бо-тать на них со смирением, не превозносясь своим княжеским происхож-дением и не думая, что они должны на нее работать; убеждала знатную постри-женицу быть убогой на земле, чтобы обогатиться на небе. Прп. Евфросиния точно исполнила эти наставления.

    О пострижении княжны вскоре узнали ее родители. Но они спокойно приняли известие, рассуждая, что если это совершилось, то значит так угодно Богу и Его Пречистой Матери.

    Юная Евфросиния ревностно начала иноческие подвиги. Все время проводила она в трудах и молитве. Ум ее совершенствовался, никому от нее не было обиды. Подвижница все делала своими руками и при этом предавалась крайнему воздержанию: сначала она не принимает пищи в течении суток, затем постится по два и по три дня, иногда же всю неделю остается без пищи, подкрепляясь одной водой. Большую часть дня она проводила в храме Божием. Усердно мо-лилась и в келлии своей: проводила ночи без сна за чтением Священного Писания и пением псалмов.

    Преподобная вскоре удостоилась небесной милости. Однажды ей явился Сам Господь Иисус Христос в образе прекрасного отрока и стал около нее. Евф-росиния сразу поняла, что это Сам Христос, и осмелилась спросить Его: «Как Ты, бесплотный, воплотился ради нас и как Тебя распяли иудеи?»

    Господь отвечал ей: «Я воплотился милости ради». И затем, распростерши крестообразно Свои пречистые руки, продолжал: «Так распяли Меня иудеи по Моему изволению. Ты же бодрствуй и крепись».

    Ободренная этим явлением прп. Евфросиния усилила свои подвиги. Она за-была свою плоть. Подражая ангельскому житию, увеличила пост, молитвы и слезы. Но юная подвижница не избежала диавольских искушений. Искон-ный враг человеческого рода не оставил и ее в покое: то являлся он пред ней с вен-цом на голове, указывая тем на свое могущество, то угрожал ей полчищами бесов, которые окружали его, то представлял ей золото, серебро, церковную утварь, дорогие камни и бисер в виде кала для того, чтобы вызвать в ней отвращение к тому, чем обычно украшают святые иконы. Подвижница слышит скверные диавольские ласкательства и гнусное сладострастие и сама призы-вается к бесстыдному греху, видит она различных духов злобы — нерадения, лености, самолюбия, ненависти, зияющего духа сребролюбия, готового пожрать весь мир. Искушая святую, диавол рассчитывал, что она изнеможет в борьбе, оста-вит монастырь и, возвратившись к родителям, будет жить по-мирски. Поэтому он являлся ей в образе князя Михаила и звал в родной Чернигов или пред-ставлялся в образе слуги с дарами от ее жениха, с полчищами духов на-полнял шумом и криком тихую келлию инокини во время ее ночной молитвы. Но неустрашимая подвижница крестом, именем Христа и молитвой к Богоматери отгоняла лукавого демона. Советы опытной игумении также помогали прп. Евф-росинии против козней диавола. Подвижница спрашивала игумению, для чего Господь попускает диавольские искушения? Та отвечала: «Без нападения врага не было бы твердых рабов царских, и Господь допускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

    После одного искушения, когда святая усердно молилась Господу о помощи против духов злобы, пред ее очами разверзлась земля и пропасть поглотила всю силу вражию. С тех пор диавол уже не искушал преподобную.

    О подвижнической жизни св. Евфросинии вскоре узнали в Суздале. И знатные женщины города со своими дочерями стали приходить в обитель, чтобы помолиться с нею и послушать ее душеспасительных бесед. Преподобная имела приятный голос: ее внятное чтение и доброгласное пение вызывали умиление и слезы молящихся, а душеспасительные беседы поучали и назидали посетитель-ниц монастыря.

    Поучала прп. Евфросиния и своих сестер. В древних монастырях братия ча-ще всего поучались в храме или на трапезе, куда собирались, чтобы послушать чтение священных книг. Прп. Евфросиния усердно читала священные книги на таких собраниях, а нередко обращалась к сестрам с живым, устным словом. Она убеждала инокинь возненавидеть грех и возлюбить добродетельное житие, подражать преподобным матерям, просиявшим в подвигах. Подвижница поучала сестер своих тому, что составляет похвалу черноризицы, что они должны делать, чтобы спастись: они обязаны соблюдать самый строгий пост, чтобы убить в себе страсти телесные, плакать горькими слезами о своих грехах, чаще петь псалмы и молиться, иметь нелицемерную любовь друг к другу; послушание и смирение — украшение инокинь; кротость и молчание — обязанности добродетели их; голос инокинь должен быть умеренный и слово доброчестно; нельзя никого срамить, превозноситься, следует же считать себя последним человеком; должно избегать украшений в одежде, непрестанно поминать час смертный. Все это необходимо соблюдать черноризице, чтобы наследовать вечное блаженство, уготованное любящим Господа.

    Игумения монастыря и ее помощница не завидовали мудрости и славе пре-подобной Евфросинии. Напротив, они удивлялись дарам благодати, изли-вавшимся на святую, и удостоились видений, которые удостоверяли богодух-новенность ее мудрости и учительных бесед.

    Вскоре слава о преподобной подвижнице распространилась и за пределами Суздаля. К ней часто приходили женщины и девицы послушать ее наставлений. И под влиянием их многие оставляли мир и поступали в Ризоположенский мо-настырь. Поэтому и в монастыре среди сестер обители прп. Евфросиния пользовалась великим уважением. Сама игумения слушала ее советов. Так, по ее просьбе в монастыре был установлен новый порядок: монастырь был пе-ре-горожен стеной на две части, а инокини разделены на две половины: одну составляли те, которые поступили в монастырь девицами, а другую — вдовы. Таким образом в одном монастыре стало как бы две обители и в каждой была своя начальница. Но так как церковь в монастыре была одна во имя Пресвятой Богородицы на половине инокинь-дев, то на молитву все собирались вместе в эту половину монастыря. Но монахини-вдовицы хотели иметь особый храм на своей половине; они упросили Евфросинию ходатайствовать об этом пред игуменией. Игумения и в этом послушалась преподобной и повелела в обители устроить церковь во имя Живоначальной Троицы.

    Такое разделение монастыря и сестер его было сделано с такой мудрой целью, чтобы инокини-девы не узнавали того, что знали и испытали в миру монахини-вдовицы. С этой же целью девам-черноризицам запрещено было беседовать с мирскими замужними женщинами, приходившими в монастырь. Замужние женщины отсылались в другую обитель, к инокиням-вдовицам. Инокини-девственницы могли вести беседу только между собою и с мирскими девицами, посещавшими монастырь.

    Пример прп. Евфросинии был очень поучителен, и многие из мирских дев, слыша о подвигах ее и чудесных знамениях, которые творил ею Бог, оставляли женихов и постригались в монастыре Пресвятой Богородицы, где поучались наставлениями славной подвижницы и по силе подражали ей.

    Своими трудами и подвигами она возвысила и значение самого монастыря. При жизни прп. Евфросинии не было женской обители, которая бы могла рав-няться с Ризоположенской по благочинию в жизни и богослужении, по благо-честию и подвигам трудоположных инокинь. Сама же подвижница сияла, как светило на свещнице, или как денница среди звезд. Она была высоким примером для подражания русским черноризицам. Преподобная была истинная невеста Христова. В этом удостоверило ее сподвижниц одно видение. Они видели во сне: в золотых палатах два престола и на них два венца, предназначенные для Христа и угодницы Евфросинии, возлюбившей Христа, Небесного Жениха своего.

    Преподобная же все больше и больше усиливала свои подвиги: непрестанно молясь и поучаясь в законе Божием день и ночь, она положила на себя подвиг молчания и некоторое время пребывала в безмолвии.

    Так шла жизнь прп. Евфросинии в монастыре. Вскоре случилась смерть великой старицы-игумении, при которой преподобная пришла в монастырь и начала свои подвиги. О ее смерти Бог открыл своей избраннице заранее. Евфросиния пришла к игумении, когда та была еще здорова, сообщила ей о близ-кой кончине и просила благословения на свои труды и подвиги. Старица благословила Евфросинию и сказала: «Будь благословенна, чадо; ты взыскала Христа и обрела Его. Он наставит тебя и утешит и честь получишь в грядущем веке у несозданной Троицы». Вместе с тем она предсказала, что и отец ее удос-тоится особой благодати на небеси — мученически пострадает он от нечестивых вместе с боярином Феодором и за то примет венец доброты от руки Господа. Потом, поболев немного телесным недугом, старица тихо скончалась. Игуменией в монастыре была избрана старица, бывшая второй после игумении.

    Между тем на Русь надвигалась страшная гроза. Приближалось нашествие татар. Господь открыл прп. Евфросинии, что Он предаст Русскую землю во власть неверных. Угодница молилась о помиловании родины, особенно же города Суз-даля. Вскоре напал на Русскую землю монгольский или татарский хан Батый с своей ордой. Страх и трепет объял православную Русь. Но русские князья не соединились вместе, чтобы дружно отбить врагов. Татары быстро шли по Русской земле: жгли города и села, жилища людей и храмы Божии, беспощадно убивали жителей и уводили в плен. Спешно бежали от врагов рус-ские люди и укрывались в непроходимых лесах, но другие, видя неминуемую беду, принимали монашеское пострижение. Много девиц из города Суздаля постриглось тогда в Ризоположенском монастыре, чтобы найти убежище и пок-ров в обители Пресвятой Богородицы.

    В начале февраля 1237 г. татарские полчища осадили Суздаль. Жители за-пер-лись в городе. Прп. Евфросиния и другие инокини не оставили своего монастыря и усердно молились о спасении града и обители. Господь явился пре-подобной и открыл ей, что враги возьмут и разрушат город, жители будут избиты или пленены, но обитель, посвященная Божией Матери, останется невредима. «Тебе вместе с живущими здесь обещаю, — говорил Господь, — что знамение креста будет охранять твой монастырь».

    В тот же час явился дивный свет над монастырем, во свете был виден Жи-вотворящий Крест и два огнеобразных и световидных юноши, державшие в своей руке натянутые луки. Они сказали преподобной, что посланы от Бога охранять обитель от врагов. В другой раз святая видела, что некоторые инокини бежали в город, чтобы найти защиту за его стенами; но они были или усечены мечом, или отведены в плен, а иные возвратились опять в монастырь.

    Все случилось так, как было открыто св. Евфросинии: город Суздаль взят, горожане избиты или отведены в плен, с ними погибли инокини, которые бе-жали из монастыря. Разорив город, отряд татар направился к обители Пресвятой Богородицы, но не мог близко подойти к ней: чудный свет, сиявший над нею, палил безбожных врагов огнем. Тогда выступил сам Батый и рас--положился на Яроновой горе, на берегу реки Каменки и отсюда двинулся на обитель. Но преподобная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, прося Его покрыть обитель заступлением Своим и омрачить очи нечестивых врагов. Тотчас же сошел на обитель мрак в виде облака, так что татары не могли и найти ее.

    Жестокой бурей пронеслись татарские полчища по Суздальской земле: города, погосты и села были превращены в пепел одной зимой 1237 г., земля опустела. Следующий год прошел мирно, а зимой 1239 г. Батый снова двинулся на Русь, но уже в южные ее пределы. Он сжег южный Переяславль и Чернигов. Киевом владел тогда князь Михаил черниговский, отец прп. Евфросинии. Батый отпра-вил к нему своих послов, которые льстивыми словами склоняли князя подчи-ниться хану. Но князь приказал умертвить ханских послов, а после того ушел у Угорскую землю (Венгрию) и жил там как изгнанник.

    Зимой 1240 г. Батый взял Киев, сжег город и святые церкви, избил жителей. С этого времени хан овладел всей Русской землей, которая стала платить ему дань. Князь Михаил плакал, слыша в своем изгнании о бедствиях Русской зем-ли, наконец, не выдержал и решился возвратиться на родину. Данники хана русские князья уже ездили к нему на поклон. Того же потребовали слуги Батыя и от князя Михаила. «Нехорошо жить в Батыевой земле, не сходивши поклониться ему», — говорили они князю.

    И князь вместе с боярином Феодором отправился (в 1246 г.) в Орду, чтобы предстать пред грозные очи Батыя. Слуги хана заставили князя пройти сквозь огонь, поклониться кусту и идолам и обещали за то почести и милости царя. Когда же князь отказался исполнить это требование, противное духу Христовой веры, ему объявили, что его ждет лютая смерть. Русские, бывшие тогда в Орде, стали уговаривать князя, чтобы послушался ханских слуг, прошел сквозь огонь и поклонился идолам. И князь стал колебаться. Боярин Феодор ободрял и под-держивал князя, убеждал его не отрекаться от Христа Бога и истинной веры. Однако колебания не оставили Михаила.

    Об этом узнала его дочь, прп. Евфросиния. Чтобы поддержать отца, она написала ему послание и убеждала не совращаться с истинного пути Христо-ва, не менять истину на ложь, не заботиться об угождении земному владыке, не поклоняться тленному царю с отречением от Царя веков Христа Бога. «Ты, благий отче, — писала преподобная, — послушай меня и пострадай как добрый воин Христа, Которым мы живем, движемся, и есмы (Деян. 17, 28). А если не послушаешься меня, знай, что отселе я — чужая, а не дочь твоя. Не хочешь слушать меня, послушай боярина Феодора и положись на его мудрость, так как по своему разуму он философ над всеми философами и человек, преданный тебе. Царство же хана Батыя вскоре разрушится, ибо кровь православных хрис-тиан вопиет на него ко Господу».

    Получив послание, князь Михаил прочитал его и горько оплакивал свое ма-ло-душие. Он благодарил Господа, вразумившего его посланием дочери-подвижницы. Колебания Михаила теперь окончились, и он решил лучше постра-дать за Христа, чем кланяться языческим идолам. Перечитывая вместе с Фео-дором это послание, он все больше и больше укреплялся в своем решении. Наконец однажды князь прямо сказал боярину: «Спутник мой добрый, истин-ный охранитель души моей, теперь я уразумел, как я могу спасти свою душу: я дол-жен вместе с тобой пострадать за Христа».

    О таком решении князя и боярина узнали ханские волхвы и донесли Ба-тыю, и хан повелел предать их мучениям и смерти. Ханские слуги в точности исполнили повеление: мучили исповедников Христовых и усекли им главы мечом. Так перешли славные мученики в обители небесные.

    Вскоре святые Михаил и Феодор во сне явились прп. Евфросинии. На них были белые ризы; венцы с драгоценными камнями и бисером украшали их головы. И сказал князь своей дочери: «Чадо мое, прославил меня Бог славою многою: Он сопричислил меня к лику мучеников, и вместе с боярином Феодором я получил небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как ты была ходатаицей моего спасения. Воистину твоим посланием я укрепился и получил спасение». И после того не один раз подвижница видела в ночных явлениях своего отца и боярина Феодора в обителях райских.

    Еще при жизни прп. Евфросинии Господь прославил ее даром прозорливости и чудотворений. На Руси появились тогда повальные болезни, увеличилась смертность. Преподобная сжалилась над людьми и обратилась с молитвой к усердной Заступнице рода христианского. Пречистая Дева явилась Евфроси-нии и обещала ей: «Я умолю сына Моего, да дарует Он тебе власть спасать и исцелять всех, кто через тебя будет призывать Христа и Меня, рождшую Его».

    И с того времени болящие, если призывали именем Евфросинии Господа нашего Иисуса Христа, получали помилование и исцелялись. Слух об этом рас-про-странился повсюду: к преподобной стали приносить больных различными недугами, и она исцеляла их именем Господа.

    В Суздале жила знатная вдова, благочестивая, любившая Ризоположенский монастырь и почитавшая преподобную. У нее была одна дочь, которая захворала лютой болезнью — беснованием. Мать надеялась на помощь Пресвятой Богородицы и обещалась отдать свою дочь в монастырь, когда она выздоровеет. Вместе с больной она отправилась в обитель и умолила преподобную Евфроси-нию исцелить бесноватую. Блаженная воздела руки свои и вознесла молитву о несчаст-ной отроковице. Тогда злой дух заговорил устами девицы: «С тех пор, как пришла на это место прелестница сия, нет мне власти в черноризицах, но уже и от этой девицы изгоняет она меня». Сказав это, он поверг больную к ногам преподобной, жестоко мучил, а потом навсегда ее оставил. Преподобная же подняла отроковицу за правую руку, и та встала здоровой. Обрадованная мать со слезами благодарила святую и немедленно выполнила свое обещание: отроковица была отдана в монастырь и приняла иноческий образ. Новая инокиня получила имя Таисии. Вскоре же после этого приняла монашество и сама мать и была отправлена во вдовью часть монастыря, в обитель Живо-творящей Троицы. И не один раз после того исцеленные от болезней св. Евф-росинией и наставленные ее назидательными беседами оставляли мир и при-нимали иноческое пострижение.

    Обращались к преподобной нуждавшиеся и в духовном врачевании. Однажды пришел к ней за наставлением один из богатых людей города Суздаля. Он уви-дел ее в ветхой и разорванной одежде с изможденным от подвигов лицом и просил подвижницу принять от него новую одежду. Но Евфросиния отклонила просьбу богача: «Рыба на морозе, — так сказала она, — засыпанная снегом, не портится, не воняет и даже бывает вкусна; так и мы, иноки: если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Так она оставалась в ветхих и разорванных одеждах, согреваемая и украшаемая Божественной благодатью. Тогда богач умолял сказать ему наставление о том, что нужно ему делать для спасения души. И она сказала: «Слушай, христолюбче: счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив и корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа, горе кораблю, на котором нет искусного кормчего, горе и монастырю, где нет воз-держания: дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь запустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню прежде всего домашним слугам своим, и если хочешь дать от своих щедрот нам в монастырь, то пришли толь-ко масла деревянного, свечей и ладану. Этого будет достаточно». И богач поступил так, как говорила ему подвижница. Прежде он был немилостив к слугам своим, но теперь, послушавши ее, переменился и стал милосерд.

    Незадолго до своей кончины подвижница видела ночное видение, которое открыло ей, что город Суздаль постигнет великое землетрясение. Она сообщила об этом в монастыре: «Вот постигнет город великий трус, не помогут молитвы Пресвятой Богородицы и святых, от века Богу угодивших».

    И действительно, в тот же день во время литургии случилось землетрясение, земля колебалась и издавала как бы рев из своих недр, густое облако покрыло город тьмою, люди в ужасе прибегали молиться в обитель Богоматери и обра-щались за помощью к святой. Преподобная же была спокойна и ободряла их: «Кайтесь и просите милости у Бога; я видела небо отверсто и в неизреченном свете Сына Божия, а пред Ним стояла Пречистая Матерь Его со святыми угод-никами и умоляла Господа ниспослать щедроты свои, пощадить город сей и повелеть бедствию перестать». Вскоре, действительно, землетрясение прек-ра-тилось.

    Немного времени спустя к прп. Ефвросинии снова явился князь Михаил с боярином Феодором и сказал ей: «Гряди чадо мое любезное, Христос зовет тебя, гряди насладиться неизглаголанной радости и исполнится света небесного».

    Преподобная поняла, что приближается час ее отшествия к Богу, и стала го-товиться. Болезнь ее продолжалась недолго. В последний раз она обратилась к инокиням с наставлением. Потом, чувствуя приближение смерти, приобщилась Святых Христовых Таин и молилась: «Слава Тебе, Пресвятая Троице! Упование наше, Пресвятая Госпоже, помоги мне! Господи, в руце Твои предаю дух мой!» Перекрестилась и спокойно отошла в жизнь вечную1).

    Весть о смерти славной подвижницы быстро распространилась повсюду, и в обитель Пресвятой Богородицы собралось множество народа; явились недуж-ные и одержимые злыми духами; они прикасались к телу умершей и получали исцеление от своих болезней.

    После погребения почившей при раке ее происходили поразительные чудеса: слепые прозревали, хромые начинали ходить, немые отверзали уста, бесноватые освобождались от власти демона, расслабленные получали укрепление, к лишен-ным ума возвращался рассудок, и всякий, одержимый каким-либо недугом те-лес-ным и душеным, с верою притекая к мощам угодницы Божией, получал исцеление по молитвам ее.

    Это обилие чудес послужило побуждением к причислению прп. Евфросинии к лику святых, что и произошло при митрополите Московском Антонии (1572—1581). Епископ Суздальский Варлаам (1570—1586), великий почитатель препо-добной, отыскал ее житие и подал его с описанием чудес царю Иоанну Василь-евичу и митрополиту Антонию. Митрополит созвал собор, который и установил повсеместное празднование прп. Евфросинии.

    На торжественном прославлении угодницы Божией собрались толпы народа, и от ее мощей совершилось в то время много чудес. Одно из них особенно по-разительно. Человек, именем Матфей, был одержим лукавым духом; долго и жестоко он мучился. Но вот, в день прославления преподобной, его привели в обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу Евфросинии. Демон страшно мучил его, и больной как бы лишился разума; потом вдруг внезапно очнулся и сказал вслух: «Я вижу на образе пот». После того начал осмысленно и здраво говорить. Присутствовавшие тут думали, что он все еще беснуется. Но потом увидали, что на образе прп. Евфросинии выступила как бы роса. С того времени Матфей стал здоров и возвратился в свой дом.

    Нетленные мощи прп. Евфросинии были обретены в 1699 г., 18 сентября, и по бла-гословению патриарха Адриана положены в соборной церкви Ризопо-ложенского монастыря.