• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Мастер-класс «Украшение храма на Пасху» с подробным описанием и фото:

    Что нам для этого понадобится:
    1. Оазис флористический зеленый, 8 штук (один берите запасной).

    2. Нож канцелярский.
    3. Шпажки длинные по 15 см, бамбуковые, 1 уп.
    4. Анкор-лента.

    5. Аспидистра, 1 уп.

    6. Гвоздика. На такую композицию у нас пойдет более 200 штук, поэтому обращайте внимание на количество их в упаковке. Возьмите лучше больше, чтобы потом не ломать голову, где взять недостающие цветы.
    7. Секатор.
    8. Деревянная опора. Ее можно купить в любом хозяйственном магазине (к примеру, подойдет держак для лопаты) или строительном гипермаркете. Смотрите, чтобы по диаметру подошла к подсвечнику.

    2 . Готовим цветы
    После покупки нужно обрезать все листики на стеблях и косо укоротить каждый стебель на 1-2 см, поставить отпаиваться в воду комнатной температуры, которая должна быть не холодная и не теплая, чтобы находились там не менее 6-7 часов.
    По истечении времени берем гвоздику и секатором снова косо обрезаем ножку, оставляем стебель около 4-5 см. Просмотрите цветы, при необходимости оборвите засохшие лепестки.

    3 . Готовим оазис

    В глубокую емкость с водой кладем оазис. Не потопляем его!
    Ждем пока он сам пропитается водой. Вынимаем. Так готовим все кирпичики.

    4 . Крепим оазисы к опоре (держак, черенок)

    Берем 2 оазиса и ставим их с одной стороны палки и еще 2 — напротив.
    Серединку в оазисах вырезаем канцелярским ножом (режется все очень легко, как по пластилину), прислоняем к палке и фиксируем их анкором. Лента клейкая, не бойтесь, ничего не отпадет. Это первый ярус.
    Для второго яруса — берем 1 кирпичик оазиса и внутрь него в центре, вставляем 2 шпажка с разных концов. Шпажки вводим не полностью, а до половины. Берем теперь этот кирпичик и ставим его (предварительно вырезав серединку) сверху над 1 оазисом с первого яруса. Тоже самое делаем с остальным 3 кирпичиками.
    Как видим, с помощью шпажки верхние слои 4 оазисов зафиксированы с нижними 4-мя. Но для надежности их нужно тоже зафиксировать анкором.
    Эту же действие повторяем для третьего яруса.

    Пасхальное яйцо из цветов

    5. Проверьте еще??раз все ли прочно держится, ничего не отпадает, чтобы потом не волноваться, что где-то может что-то улететь.

    6. С помощью ножа аккуратно придаем форму яйца нашей конструкции.
    Обрезаем оазис по бокам и сверху. Режется все очень легко.

    7. Берем лист аспидистры и сгибаем его пополам (не переламываем!), верхушку подгибаем под низ, скрепляем степплером.

    Теперь вставляем снизу в оазис. Таким образом размещаем все листья по кругу. Наша композиция будет выглядеть так, будто находится на траве. Когда закончили с аспидистрой, переходим к гвоздикам
    .

    8 . Намечаем контуры яйца: в оазис сверху и по бокам вставляем гвоздики. Все цветы должны находиться на одной высоте. Далее заполняем все пространство по оазису. Цветы располагаем так, чтобы между ними не проглядывала основа оазиса.

    А вот и сама композиция.

    Все очень очень легко, не так ли?

    Информационный отдел Хабаровской епархии

    Глядя на красоты православных храмов, на золоченые кресты и купола, на внутреннее убранство, на отблеск икон часто даже в голову не приходит мысль о том, а кто же причастен к этому благолепию? А люди, стоящие рядом с нами на Богослужении? Кто это? Наша новая рубрика «Один день из жизни» посвящена людям, о которых нечасто или вообще не прочитаешь ни в газетах, ни на известных сайтах. Храмовые флористы, звонари, сестры милосердия, многодетные мамы, волонтеры… Итак, наш первый герой – Евгения. Знакомьтесь.

    Нежный запах цветов и разбросанные на полу листья – через несколько часов начнется праздничная служба, и икону посреди храма украсит венок сине-белых хризантем. Это результат работы флориста Евгении Сириновой, которая отзывается о своем послушании храмового флориста как о «ремесле, переходящем в искусство».

    Меня зовут Евгения, и я закончила художественно графический факультет педагогического института в Хабаровске. Сразу после обучения стала работать флористом, чем и занимаюсь уже 15 лет. У меня есть семья: муж и двое детишек. В храм попала «случайно», хотя сейчас понимаю, что ничего случайного нет. Помогала флористу храм украшать на праздник, а потом моя подруга переехала в другой город, а я осталась тут. Скажу честно, работа флориста в храме, отличается от «обычной» работы флориста. Во-первых, в храме всегда используется определенный цвет на определенный праздник: на Рождество - белый, на Пасху - красный, на богородичные праздники - синий. Во-вторых, оформление подчинено определенной задаче, то есть, украшение делается не просто ради украшения, а всегда несет в себе определенную смысловую нагрузку. Цветы - символ рая, и на каждом празднике они напоминают людям об этом.

    Мой сегодняшний день начался утром, цветы уже привезли вечером, а я захватила с собой необходимые мне для работы инструменты: флористический нож, краску, пиафлор (специальная губка).Поскольку украшения нужны к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, то и икону нужно украсить в бело-синей гамме. В наличии у нас белые хризантемы, поэтому часть цветов я крашу специальной краской.

    После можно переходить к украшению иконы. Есть специальная губка – пиафлор, ее напитывают водой, выкладывают возле иконы и крепят на нее соцветия. После того, как венок готов, я сделаю два букета, которые тоже украсят праздничную икону.

    Говоря о своем любимом цветке, я всегда задумываюсь. Вообще, цветы для флориста теряют свою индивидуальность, они для него материал для творчества, больше важны цветовые сочетания, чем просто сорт. В прошлом году на Пасху храм оформили только гвоздикой. Красная, персиковая, бежевая, оранжевая - вся теплая гамма радовала прихожан всю пасхальную неделю. Получилось красиво и душевно, несмотря на сложившийся стереотип о гвоздике, как о «траурном цветке».

    Кстати, наш храм назван в честь святой княгини Елизаветы, которая при жизни очень любила лилии, поэтому на престольный праздник храм украшаем именно этими цветами.

    Помимо творческой работы, у меня есть и творческое хобби: я делаю флористические коллажи для себя и для друзей. Например эти коллажи из природных материалов выполнены в технике терра.

    Цветовая гамма одежд православных священнослужителей состоит из нескольких основных цветов — это белый, красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Этим цветам соответствует и колор растений, которые используются для украшения храмов на праздники, рассказал Sputnik флорист из Москвы Сергей Карпунин, который дал мастер-класс по храмовой флористике в Минске.

    Он рассказал, что на протяжении почти 10 лет в конце 90-х начале 2000-х руководил цветочным оформлением храма Христа Спасителя в Москве. По его словам, храм украшался цветами к 12 двунадесятым праздникам, а также к Рождеству, Пасхе. "В те годы 60 процентов цветов, которые использовались при оформлении этого храма, были из Голландии, а также Эквадора, Израиля, Италии", — уточнил собеседник Sputnik.

    По его словам, считается заблуждением, что для храма, пусть и такого величественного, как храм Христа Спасителя, нужны для оформления "тонны цветов". "На самом деле нет необходимости декорировать все иконы, оклады. Цветами к большим праздникам украшаются наиболее чтимые иконы — к примеру, икона праздника, престольная икона, Царские Врата, церковная утварь", — рассказал Карпунин.

    © Sputnik / Анна Нефедова

    Традиции

    Он также подчеркнул, что цветочное убранство храма не является обязательной традицией православия.

    "В целом не нужно заваливать храм цветами. Человек приходит в церковь молится, а не рассматривать богатое убранство, тем более что в православном храме и так хватает золотого декора, композиции из цветов используются для привлечения внимания к той или иной иконе", — пояснил специалист.

    Говоря о каких то запретах на использование цветов в храмовой флористике, Карпунин отметил, что особых табу нет — за исключением того, что цветы в храме не должны сильно пахнуть. "Что касается видов растений, то здесь используются и розы, и лилии, и герберы. Главное, чтобы они долго продержались в свежем виде. Но это уже наши, флористов секреты. Мы говорим, что цветы должны быть хорошо отпиты, обработаны специальным средством", — сказал он.

    Особые требования

    Флорист рассказал, что каждый церковный праздник требует своих цветов для оформления храма и в первую очередь это касается колора цветка.

    "На Святую Троицу — это белые, зеленые и желтые цветы и растения. Белые цветы, к примеру, символизируют божественный нетварный свет", — рассказал Карпунин.

    © Sputnik / Анна Нефедова

    В маленькой минской домовой церкви — Храме иконы Божьей Матери Всецарица специалист провел практический семинар по храмовой флористике, обучение проходили несколько белорусских мастериц, которые будут украшать минские церкви цветами. Поскольку мастер-класс прошел накануне праздника Святой Троицы, то и колор цветов был соответствующий.

    Карпунин отметил, что цветы подбираются в соответствии с расцветкой одежд священнослужителей. К примеру, на Пасху, Рождество Христово, Богоявление священники в белом, соответственно и цветочное убранство — белое. В целом, цветовая гамма облачений священнослужителей состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный.

    Цветочное оформление православных праздников

    Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет - самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени - прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет - символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне - один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

    На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков - розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье - белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

    Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.
    Светлое Воскресение Христово - важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

    Троица - один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

    В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

    На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.
    Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале - из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань - кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

    В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты - профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

    Православные прихожане, посетив храм или собор во время престольных или особых церковных праздников, обращают внимание на внутреннее убранство.Но многие из людей замечают, что украшение цветами храма на Пасху или Рождество, Вербное Воскресенье или Покров, Троицу или Благовещение Пресвятой Богородицы имеют различия.

    Отличия в декоре зависят от основного цвета праздника и внутреннего интерьера церкви. Для Богородичных праздников главный цвет – голубой, для Рождества Христова – белый, для Вербного воскресенья и Троицы – зеленый, для Пасхи – белый и красный.

    При этом растения, которые флористы используют для оформления храмов, должны подчеркивать внутренний интерьер и не оскорблять чувства верующих.

    Особое значение в Православии придается празднику Воскресения Христова. Поэтому храмовая флористика на Пасху ставит перед собой сложные задачи: как гармонично оформить Дом Божий, как отобразить православную символику и как не отвлекать людей от устремления к Богу.

    Поэтому пробуем разобраться в вопросе «Как украсить храм на Пасху?». И начнем с того, что узнаем какие требования к флористическому оформлению предъявляются в православной церкви.

    Правила украшения храма на Пасху

    В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.

    Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:

    1. Цветочного оформления должно быть в меру, поскольку чересчур богатый интерьер будет отвлекать от молитв;
    2. Не желательно декорировать цветами большое количество икон в храме, а украшать лучше особенно чтимые иконы, икону к Празднику, иконы у Царских врат;
    3. При составлении композиции цветы не должны заслонять иконы и другие церковные атрибуты;
    4. Желательно использовать в композиции не более трех видов цветов;
    5. Не стоит выбирать для украшения сильно-пахнущие растения, чтобы не вызвать у прихожан плохого самочувствия;
    6. Растения не должны быть ядовитыми или опасными для людей;
    7. В праздничной пасхальной палитре в большей степени должны использоваться белые, красные, желтые и оранжевые оттенки;
    8. При украшении икон симметричными композициями нужно использовать зеркальное соответствие как по длине и высоте, так и по цвету и размеру цветов;
    9. По форме работы нужно выполнять круглыми, прямоугольными или треугольными;
    10. Композиция должна выглядеть гармоничной в целом.

    Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.

    Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.

    Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.

    На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.

    Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.

    Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.

    В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.

    Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.

    Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.

    Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.

    Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:

    Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.

    Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.

    Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.

    В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.

    Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.

    Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.

    Оформление царских врат цветами на фото:

    Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.

    Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.

    Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.

    По техникам различают следующие цветочные гирлянды:

    1. Традиционная композиция – это плотное черепичное плетение коротко нарезанных цветов на основу с помощью проволоки;
    2. Ампельная композиция – цветы помещают в пробирки с жидкостью и тейпируют на плетях из ампельных растений или длинных ветках;
    3. Вытянутая рыхлая композиция – выполняется на губках-оазисах, переплетенных между собой и закрепленных на сетке или раме;
    4. Букетная композиция – небольшие букетики помещаются в пластиковые или металлические емкости жидкости, затем их крепят на раму. Сложность заключается в декорировании емкости, чтобы ее было не видно;
    5. Композиция со смешением техник – цветы помещаются в губку-оазис или пробирку, а затем вплетаются на основу зеленью.

    Выбор цветов для гирлянды зависит от избранной техники. Например, для первого и третьего варианта подойдут различные мелкоцветковые растения – альстромерия, астры, гвоздики, гортензия, лимониум и другие.

    Примеры украшения иконостаса представлены на фотографиях:

    Иконы и раки с мощами

    Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.

    На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.

    Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.

    Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.

    Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».

    Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.

    Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.

    Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.

    Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.

    В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.

    Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:

    1. Аналой – особый деревянный столик-подставка, на который устанавливается икона, крест или кладется церковная книга. Аналой принято украшать рядом стоящими композициями, например, треугольными. Дополнить аналой с двух сторон могут и пасхальные яйца из цветов;
    2. Выносные свечи оформляют снизу небольшими цветочными букетиками, в состав которых входят несколько крупных цветов, к примеру – герберы или розы, дополненные мелкими соцветиями или различной зеленью;
    3. Крест , один из важных предметов в православии, кладут на постамент и окружают цветами, создавая крестоообразную или овальную форму с помощью губки-оазиса. Чтобы выделить крест лучше выбирать крупные цветы и обрамлять их большими листьями зелени. Например, хорошее сочетание – это гвоздики с листьями аспарагуса или розы с листьями папоротника;
    4. Подсвечники оформляют вьющимися растениями с добавлением крупных бутонов цветов, обрамляют лентами и нитями бусин. Украшение может состоять также из маленьких букетиков с мелкими соцветиями, также дополненных декором в виде лент, тесьмы, бусин и небольших пасхальных яиц;
    5. Паникадило – это главная люстра в храме, которую часто украшают во время Пасхи. Люстра имеет круглую многоярусную форму, но в основном цветами украшают нижний ярус. Для этого создается цветочный венок, например из хризантем и зелени, и подвешивается снизу паникадила. Украсить люстру могут и подвесные композиции в виде небольших букетов или цветочных шаров.

    Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.

    Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.

    Мастер-класс «Изготовление пасхального яйца для украшения храма»

    Один из интересных мастер-классов по оформлению храма на пасху цветами – это изготовление большого пасхального яйца.

    Для выполнения данной работы понадобятся определенные материалы и инструменты:

    1. Флористическая губка-оазис в количестве восьми штук;
    2. Канцелярский нож;
    3. Лента флористическая Анкор;
    4. Секатор или остро-наточенные ножницы;
    5. Бамбуковые палочки длиной пятнадцать сантиметров несколько упаковок (зависит от количества штук в упаковке);
    6. Гвоздики красного цвета в количестве не менее 200 штук;
    7. Гвоздики белого цвета в количестве не менее 80 штук;
    8. Листья аспидистры в количестве нескольких упаковок;
    9. Деревянная опора-подставка;
    10. Церковный подсвечник;
    11. Степлер со скобами.

    Последовательность действий по изготовлению будет следующая:

    1. Берем деревянную опору и вставляем ее в подсвечник;
    2. Подгоняем опору до необходимой высоты: снизу – по длине подсвечника, сверху – по длине трех устанавливаемых губок-оазисов;
    3. Подготавливаем гвоздики: удаляем все листья, укорачиваем стебель на 2 см, ставим в воду 20-25 градусов на 7-8 часов;
    4. После завершения времени стебель цветов косо подрезаем секатором, оставляя на стебле 4-5 см длины, удаляем старые лепестки на бутоне;
    5. Берем емкость, заполняем ее водой, укладываем губку-оазис и ждем, когда она сама полностью погрузится в воду, после этого вытаскиваем ее. Пропитываем таким образом все губки;
    6. Создаем первый ярус композиции. Для этого: устанавливаем по две губки с двух сторон от опоры, удаляем середину у губок канцелярским ножом и ставим рядом с деревянной опорой, закрепляем лентой-анкором;
    7. Создаем второй ярус композиции. Для этого: берем одну губку-оазис и в центр помещаем две бамбуковые палочки до середины их длины. Затем вырезаем середину губки, там где должна быть расположена опора, и производим фиксацию с помощью ленты-анкора;
    8. Ставим второй ярус на первый и делаем тоже самое еще с тремя губками;
    9. Проверяем фиксацию, при необходимости дополнительно укрепляем анкором;
    10. Данную конструкцию обрезаем ножом, создавая картинку в виду яйца;
    11. Берем аспидистру и аккуратно сгибаем напополам, скрепляя края скобами, ставим по нижнему краю формы-оазиса;
    12. Берем гвоздику красного цвета и плотно заполняем цветами по кругу снизу вверх созданную форму, чтобы не оставалось пустого пространства;
    13. Дополняем форму пасхальной надписью в виде двух букв «ХВ» из белых гвоздик.

    Такую композицию не сложно исполнить своими руками, единственно, что она потребует – это несколько часов на исполнение.

    Кроме данного мастер-класса интересный и познавательный уроки по созданию флористической композиции для храма представлен на видео: