• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Мы часто слышим о том, что в той или иной из сфер общества необходима реформа. Это слово стало уже привычным, а, следовательно, неконкретным. Когда мы слышим очередной раз о реформировании, особенно не вникаем в смысл. Ну решили там что-то поменять, что с того? А стоит ли вникать в таковые политические заявления? Давайте разберемся.

    Определение

    В словарях термин разъяснен достаточно однозначно.

    Реформа - это изменения, в частности, политические. То есть государство решает, что в какой-то из областей его работы происходит застой или даже регресс. Необходимо внести коррективы в политические методы. Делается подобное при помощи реформы. Алгоритм известен. Необходимо исследовать, как имеющиеся методы, в том числе и законодательные, влияют на процесс. Далее требуется проанализировать их работу, выявить недостатки. Следующий шаг - изучение опыта стран, достигших в данной области больших результатов. Одновременно мудрые умы пытаются изобрести собственные рецепты. Последний этап - внедрение. Конечно, на деле все значительно сложнее. Однако суть этапов остается той же. Реформа - это постепенное изменение, достигающееся нереволюционными методами.

    Отличительные особенности

    Перемены в обществе и политике достигаются различными путями. Это известно всем. Можно сломать все и построить на этом месте новое. Революция называется. Конечно, дело прогрессивное. Однако весьма кровавое и болезненное.

    Демократическому обществу такие методы не подходят ввиду больших рисков для граждан. Более мягкий способ внести изменения - реформа. Это путь постепенного перехода от старого к новому. При этом некоторое время работает (живет) и то, и другое. Например, реформа ЖКХ. Всем известно, что данная отрасль народного хозяйства всегда была убыточной. Она финансово строится на сборах средств с населения. Их явно недостаточно для эффективного управления жилым фондом. Но уже придуманы более прогрессивные методы. Однако ввести их в управление единомоментно затруднительно. Необходимо время, чтобы собрать достаточно средств на капитальный ремонт, другие работы. Поэтому реформа ЖКХ проводится постепенно и последовательно. Старые методы работают, в то же время уже включаются новые.

    Реформы России

    Новейшая история РФ - это перечень постепенных и неотвратимых перемен, постоянно внедряемых в общество. Дело в том, что после развала СССР политическая система стала другой. Государство стремится к эффективности, следовательно, к снижению своих затрат. Для того чтобы не допустить социального взрыва ввиду снижения уровня обеспеченности нуждающихся, приходится изыскивать иные, ранее неизвестные источники финансирования программ.

    В принципе, процесс реформирования идет уже более двадцати лет. Необходимо было перестроить экономическую модель, социальную и гуманитарную сферы и многое другое. Те, кто помнит СССР, понимают, какая огромная работа была проделана. Даже то, что на виду у всех, производит впечатление. Имеется в виду политическая система. От почти тоталитарной однопартийности перешли к демократическому обществу. Граждане получили такие действенные права, о которых ранее не мечтали. Любой свободно высказывает свою точку зрения, может найти дело по душе.

    Социальная сфера

    Чаще всего реформируется именно эта область общественной жизни. Это вполне обоснованно, ведь демократическое государство имеет целью заботу о своих гражданах. К примеру, возьмем людей преклонного возраста. Для того чтобы они не чувствовали себя заброшенными, а еще важнее, нищими, проводится пенсионная реформа. Суть проблемы для многих стран одинакова. Продолжительность жизни растет, а рождаемость, наоборот, падает. Получается, что пенсионная нагрузка на работающих повышается. Реформированием пытаются найти путь к стабильности в данной сфере. То есть практически нащупать такие методы, которые позволят обеспечивать пенсионеров, в то же время не загоняя работодателей в серые схемы. Ведь не секрет, что предприниматели стараются снизить налоговое бремя. А пенсионные взносы при стареющем обществе приходится постоянно увеличивать. Чаще всего реформы имеют целью получение лояльности граждан. Они называются социально направленными. С другой стороны, преобразования не всегда имеют все признаки реформы. Как правило, они проводятся в форме трансформаций. А это уже несколько иной метод перемен. Это не отказ от старого, а всего лишь его модификация. Реформы же предполагают объемные перемены, полнейшее замещение старой политики новой.

    Накануне Дня знаний наш корреспондент встретился с учителем - Героем Труда Российской Федерации Людмилой Корниловой , чтобы побеседовать о предстоящем учебном годе, учениках, их родителях и, конечно, педагогах.

    В День знаний - волнующая встреча

    О том, каким будет этот учебный год. Каждый год приносит что-то новое. В преподавании истории происходят переход на линейную систему и завершение концентрической системы в соответствии с историко-культурными стандартами (концентрическая система предполагала изучение истории в два этапа: 5-9-й классы, а затем изучение этого же материала на более высоком уровне в 10-11-м классах. - Авт.). Будут определенные новшества и в ОГЭ. В этом году в ряде регионов учащиеся 9-х классов будут сдавать устный экзамен по русскому языку. Возвращается в школу преподавание астрономии. Но самое волнующее - первая встреча со своим 9-м классом. Всегда интересно, какими стали ученики, наверняка выросли, повзрослели. Этот период самый сложный в их жизни. Они еще дети, но уже хотят совершать взрослые поступки, а отвечать за них не всегда готовы.

    - Какая реформа, по вашему мнению, не нужна современной школе?

    Не хотелось бы, чтобы, как в 90-е годы, говорили: «Школа должна оказывать только образовательные услуги». Тогда из нее выгнали всю воспитательную работу. Считаю, школа и учит, и воспитывает человека, формирует гражданственность, патриотизм. Воспитательное направление нужно усиливать.

    - Кто виноват в плохом воспитании детей, школа или родители?

    А кто сказал, что современные дети хуже воспитаны, чем предыдущее поколение? Они креативные, мобильные, жаждущие всего нового. Я считаю, что должен быть союз родителей и школы. Педагоги развивают уже заложенное в ребенке. Если в семье неблагополучная обстановка, школа будет за него бороться. Сваливать только на педагогов всю воспитательную работу, конечно, нереально. Да, мы учим, помогаем, воспитываем. Как быть, если дома школьник видит и слышит другие примеры?

    Организации без политики

    - Есть ли место в современной школе каким-то организациям, объединениям, акциям?

    Конечно, полный возврат в прошлое не нужен: политические организации в школу не вернутся. Детская общественная организация нужна и должна существовать. Только объединять детей нужно по интересам и направлениям, где подростки будут осуществлять свободный выбор деятельности, проявлять самостоятельность, спорить, искать пути решения проблем, творчески самореализовываться. Это и волонтерское движение, и поисковая работа, экологическое направление. Варианты могут быть самые разнообразные.

    - Каково ваше отношение к ЕГЭ? Много споров по этому поводу.

    Плюс ЕГЭ - в уравнивании шансов. Дети независимо от места учебы, в селе или городе, имеют шанс на поступление в вуз. Ребенок из глубинки с хорошими баллами может учиться в Москве, Питере, Саратове. Минус в том, что ученики, выбрав предметы для сдачи ЕГЭ, занимаются глубоко только ими, другие считают неважными. Есть еще одна проблема при сдаче: некоторые задания выходят за пределы школьной программы, вводя в стресс сдающего. Не мешало бы упростить процедуру его проведения. Раз это экзамен, атмосфера должна быть более доверительной.

    - Трудно быть учителем, начинать с нуля, особенно молодым педагогам?

    Да. У молодого педагога есть диплом об окончании вуза, а учителем ему еще предстоит стать. И как здорово, если на первых порах у молодого специалиста окажется рядом мудрый наставник, который поможет, поддержит, научит. Если педагог отработал в школе 2-3 года и не ушел, значит, останется в ней на всю жизнь. Иногда входишь в класс, перед тобой ребята, каждый со своим настроением, проблемами, а ты должна сделать из него за 45 минут своего единомышленника. И когда по окончании урока слышишь от учеников: «Спасибо за проведенный урок», - искренне радуешься. Разве это плохая работа?

    В вашем лицее лучшие ученики области. Приходилось бывать в сельской школе, где холодно и все удобства на улице?

    Сама училась в такой школе, на родине в Ставропольском крае. Главное, ведь, не удобства, хотя и они важны, а педагоги, атмосфера. Тогда в нашем селе не было даже единого здания, мы ходили из одного помещения в другое, до школы приходилось идти пешком 4 километра. Кстати, у меня была классная руководительница, которая работала еще во время учебы моего отца. Отсюда большое уважение, вспоминаю ее до сих пор. Уверена, учиться можно везде, даже в такой школе вырастают удивительные, прекрасные люди. Если нет желания, то и в городе все знания пройдут мимо ребенка.

    Иногда родители обсуждают действия педагога. Это уместно?

    Нет. В семье должны воспитывать уважение к учителю. Меня именно так воспитывали, никогда в моем присутствии не позволялись осуждающие разговоры в адрес учителей. Да и росла я в учительской семье, мама преподавала в школе, и я видела, какой это тяжелый труд. А когда родители обсуждают педагога при детях, это порождает неуважение к учителю. Всегда говорю родителям: «Если есть проблемы, приходите, вместе будем решать».

    - Родители жалуются на огромный объем домашнего задания. От чего оно зависит?

    Регламентируется САНПИНом, он определяет уровень и объем заданий. Если же ученик пошел в специализированный лицей, должен готовиться к глубокому изучению предмета, в том числе и самостоятельно.

    Зачем ученикам рейтинг?

    - Чем нынешние ученики отличаются от тех, которые учились 10-15 лет назад?

    Предыдущее поколение училось в условиях коллективизма. Они старались держаться вместе, дружить. Теперь пришло поколение, в основе воспитания которого индивидуализм. Это другие дети, они ведут себя иначе. И нам всем еще предстоит увидеть со временем какими они станут в будущем.

    Разве плохо, когда ученик стремится быть лучшим? Успешен в жизни, в работе тот человек, который может быть лидером, сумеет себя проявить. Значит, это должно быть и в школе, если мы хотим после выпускного бала видеть молодых людей, приспособленных к современной жизни.

    Ваше отношение к физическим наказаниям, применяемым к собственным чадам? Раньше считали такой подход эффективным.

    Недопустимо! Давным-давно был такой случай в моей практике. С папой такого ученика много говорила на эту тему: «Человек, которого унижают, никогда не станет успешным, не сможет постоять за себя».

    - Ваш совет родителям, отправляющим своих любимых чад первый раз в первый класс.

    Видеть в учителе друга, советчика. И идти со всеми своими вопросами и сомнениями в школу, а не обсуждать в семье с ребенком. Что же касается конкретных, а не общих советов, то следует помочь ребенку адаптироваться к школе, не срываться, не ругать, если что-то не получается. Просто нужно объяснить, что трудности есть у всех и надо научиться их преодолевать. И еще. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, говоря, какой тот умный, а вот ты… Он такой, какой есть. Просто любите своих детей!

    Власть выступает и заказчиком, и исполнителем, и оценщиком реформ в стране. Поэтому реформаторы не покушаются на основные неформальные принципы, которые определяют характер управления страной

    В 2015 году Россия попала в идеальный шторм: геополитические проблемы наслаивались на экономические. Спад цен на нефть совпал с войной санкций и международной изоляцией, а подешевевший рубль так и не помог развитию импортозамещения в большинстве отраслей. С какими ключевыми вызовами столкнулась страна и надолго ли у нее хватит запаса прочности?

    Пять принципов власти

    2015 год в России начался скандалом из-за отмены электричек в ряде регионов страны, а заканчивается скандалами вокруг связей генерального прокурора с криминальными группами, а также проблем с запуском системы «Платон». Все эти эпизоды представляют собой элементы механизма управления страной, который точнее всего характеризуется формулой «недостойное правление» (авторский перевод английского термина bad governance).

    «Недостойное правление» применительно к России и ряду других постсоветских государств означает, что качество государственного управления в них несоизмеримо хуже, чем можно было бы ожидать, исходя из объективного уровня социально-экономического развития. Пороки этого механизма управления являются не просто неблаговидными «делишками» отдельных высокопоставленных фигур, но неотъемлемыми и закономерными проявлениями сложившегося в сегодняшней России политико-экономического порядка, который определяет характер управления страной. Он основан на следующих принципах:

    • присвоение ренты — главная цель и основное содержание управления государством на всех уровнях;
    • механизм власти и управления тяготеет к иерархии («вертикаль власти») с единым монопольным центром принятия значимых решений;
    • автономия экономических и политических игроков внутри страны по отношению к данному центру носит условный характер и может быть произвольно изменена;
    • формальные правила игры, задающие рамки деятельности органов власти и управления, представляют собой побочный продукт распределения ресурсов внутри «вертикали власти»;
    • аппарат управления в рамках «вертикали власти» разделен на соперничающие за доступ к ренте организованные структуры и неформальные клики.

    Век «карманов эффективности» оказывается недолог: патронат со стороны политических лидеров не вечен, а возможность длительного масштабного их финансирования ограничена. Выполнив изначальную задачу и добившись первых результатов, «карманы эффективности» с трудом переживают рутинизацию, которая часто сопровождается потерей их исключительного статуса. Кроме того, «карманы эффективности» хороши именно в силу своей компактности. Но они начинают стремительно расти в размерах, поскольку слишком большие организации не могут закрыть или уничтожить извне. При этом возрастают и риски их внутреннего перерождения, поскольку модель управления ими может стать уменьшенной копией того самого неформального «ядра», негативные эффекты которого как раз они призваны ограничить.

    Ни «заимствование», ни «выращивание» институтов сами по себе не решают проблем. Реформы оказываются принесены в жертву текущим задачам поддержания политико-экономического порядка, пагубное влияние которого может воспроизводиться еще долгое время, превращая недостойное правление в России в своего рода «порочный круг». Скорее всего, за выход из этого «порочного круга» и демонтаж нынешнего политико-экономического порядка гражданам России придется заплатить весьма высокую цену.

    Владимир Гельман профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки

    РЕФОРМА РЕФОРМА (фр. reforme, от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально - любое нововведение, однако обычно Р. называют более или менее прогрессивное преобразование.

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "РЕФОРМА" в других словарях:

      - (лат. reformo) преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы укрепление и обновление государственных основ, что,… … Википедия

      реформа - ы, ж. reforme f. 1. воен., устар. Сокращение численности войск, отставка. Здесь от времени до времени продолжается реформа войскам, и сей недели Статы взяли резолюци убавить во всяком регименте кавалерии на две компании, и больше не оставляют… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (франц. reforme, от лат. reformo преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к. л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной т. зр. под… … Философская энциклопедия

      - (ново лат., от лат. reformare переделывать, преобразовать). Преобразование существующего порядка, изменение формы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕФОРМА [фр. reforme Словарь иностранных слов русского языка

      См. перемена … Словарь синонимов

      - (иноск.) новизна (вслѣдствіе преобразованія порядковъ). Ср. «Реформа» (у насъ) освобожденіе крестьянъ. Ср. Работы по судебной реформѣ должны были остановиться. Новый судъ тамъ, гдѣ три четверти населенія подчинялись ручной расправѣ... былъ бы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      РЕФОРМА, реформы, жен. (от лат. reformo преобразую). Изменение в устройстве чего нибудь, сделанное в целях улучшения; преобразование. Реформа кредитной системы или в кредитной системе. || Изменения в законодательном и государственном устройстве,… … Толковый словарь Ушакова

      Круг мер, направленных на вывод какой либо фирмы из крити ческого, предбанкротного состояния (более строгая финансовая дисциплина, сокращение либо инъекция нового капиталовложения и т.д.). Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

      - (французское reforme, от латинского reformo преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой либо стороны общественной жизни (экономики), порядков (институтов, учреждений); формально нововведение любого содержания, однако реформой … Современная энциклопедия

      - (франц. reforme от лат. reformo преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более… … Большой Энциклопедический словарь

    Книги

    • Реформа или революция , Р. Люксембург. Заглавие настоящего произведения может с первого взгляда вызвать удивление. Социальная реформа или революция? Разве может социал-демократия быть против социальной реформы? Может ли она…

    Реформа (от лат. reformo - преобразование) - осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

    Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

    Революция - коренное преобразование, реформа - частичное;

    Революция радикальна, реформа более постепенна;

    Революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

    Революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа - сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция - «реформой снизу»).

    Реформы бывают разных видов:

    1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара .

    2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева .

    3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева .

    Российские реформы имели свои характерные черты:

    Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905-1907 гг .

    Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев , начавший «перестройку».

    Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

    В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них - политические реформы М. С. Горбачева.

    Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

    Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.


    При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

    Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

    Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906-1911 гг. - П. А. Столыпина , который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905-1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

    Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

    Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г .

    Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

    1. Лето 1918 - март 1921 гг. - период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней.

    Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

    2. 1921-1928 гг. - годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

    В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

    3. Предвоенный период 1929-1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия.

    В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2-3 %. Целью этого было - ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции - составной части ленинского плана построения социализма, - связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование.

    Культурная революция решала и еще одну задачу - формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

    В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

    4. В послевоенные 1945-1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

    5. 1953-1964 гг. - период «оттепели» - период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

    6. 1964-1985 гг. - это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

    В 1977 г. была принята новая Конституция СССР - Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

    7. 1985-1991 гг. - время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

    Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, - как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.