• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Рабочий лист по теме: Участие граждан в политической жизни.

    Задание 1 Используя Конституцию РФ ответьте на вопросы.

    Выдержки из Конституции РФ.

    Статья 31

    Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

    Статья 32

    1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия

    Вопросы

      Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Если «да», то каким образом?

      В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? Ответ аргументируйте

      Можете ли вы принимать участие в политической жизни? Почему?

      Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?

    Задание 2 Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования. (представительное участие в политической жизни) . Используя учебник стр.46-47 дополните схему.

    Избирательное право

    Задание 3. Практикум Определите, какой принцип избирательного права нарушен:

    1) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1. 2) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит его на избирательный участок. 3) Выборы депутатов в Законодательное собрание N края многоступенчатые. 4) Пенсионеры, проживающие в N районе, не имеют право принимать участие в выборах.

    Задание 4. Используя учебник запишите ограничения избирательного права.

    Задание 5. Используя дополнительный материал заполните таблицу.

    Дополнительный материал Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни. Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения. Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа, не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации. Участники референдума - участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вопроса и указываются варианты ответа – «за» или «против», под которыми помещены пустые квадраты. В одном из них гражданин и должен поставить знак при голосовании. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование. Участие в референдуме – непосредственное участие в политической жизни страны.

    Задание 6 Поработайте с учебником пункт «Право на равный доступ к государственной службе» и ответьте на вопросы.

      Что такое государственная служба?

      Что значит равный доступ к государственной службе?

      Как граждане России могут участвовать в отправлении правосудия?

    Задание 7 Поработайте с учебником пункты «Обращение в органы власти» и «Другие пути влияния на власть». Составьте по 3 вопроса к каждому пункту, ответы на которые можно найти в тексте учебника.

    Задание 8 Составьте план пункта «Значение свободы слова»

    Задание 9 Используя текст учебника ответь на вопросы

      Политический экстремизм – это….

      Проявление политического экстремизма - …..

      Приведите 3 конкретных примера проявления политического экстремизма

    Политическое участие - совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.

    Можно выделить формы (уровни) политического участия:

    • реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример - недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
    • деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности - в дни выборов;
    • участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
    • выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
    • профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.

    Можно выделить основные способы политического участия:

    • митинг - собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
    • пикетирование - собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
    • шествие - передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
    • обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
    • участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны.

    В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм - проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.

    Все уже, скорее всего, поняли, что мир скатывается в зону «глобальной турбулентности». Это время, когда будущее стран и человечества в целом не определено, а потому зависит от позиции каждого конкретного человека. А как люди могут высказать свое мнение? Вот тут и следует вспомнить, что делается это через участие гражданина в Только далеко не каждый в нашей стране и в других государствах обладает необходимым минимумом информации по данному вопросу. Не особенно нас такие абстрактные темы интересуют, когда все стабильно. А как кризис замаячит на горизонте, мы теряемся в догадках, пытаясь выяснить, как именно на него можем повлиять. Только ли на правителей уповать? Или можно и самим включиться в общую работу по его преодолению? Давайте разберемся со своими правами и обязанностями.

    О чем речь пойдет?

    Предлагается рассмотреть выражение «участие гражданина в политической жизни», определив его смысловую нагрузку. В нем есть два взаимосвязанных понятия. Они не могут существовать отдельно и охватывают описываемый процесс всесторонне. Конкретно выделим два термина: «гражданин» и «политика». Первый описывает человека, обладающего определенными правами. Второй - процесс их реализации в сфере управления государством. Получается, что мы исследуем систему, позволяющую каждому человеку влиять на события в своей стране согласно собственным убеждениям. Скажете, такое невозможно? Однако следует прежде изучить законы, потом только делать выводы.

    Ваш голос - решающий

    Мы с вами попытаемся понять, где законодательно заложены рычаги, позволяющие каждому человеку влиять на общую ситуацию. Начнем с того, что участие гражданина в политической жизни - процесс довольно «бюрократизированный». Он разложен по полочкам в конституции любого Кроме того, существует еще и ряд законов и иных актов, детализирующих этот процесс. Да вы и сами, скорее всего, принимали уже в нем участие, только не квалифицировали его как участие гражданина в политической жизни. Если вы уже достигли совершеннолетия, то ходили голосовать (или имели такую возможность). Вам предоставляли информацию о различных партиях, желающих получить власть, объясняли, предлагали задавать вопросы и так далее. Может, вы не обратили на эти мероприятия никакого внимания, но гражданин в политической жизни своего государства участвует именно в такой форме (но не только). Через систему выборов реализуется его право на принятие участия в управлении страной.

    Переходим к практике

    Участие граждан в политике не сводится только к плебисцитам. Ведь голосование - это уже итог довольно длительного процесса. Ему предшествует политическая борьба. А именно те партии, что желают направлять развитие страны и общества, стараются привлечь на свою сторону как можно больше граждан. Для этого они разъясняют свои взгляды и цели. К этой работе стараются привлечь как можно граждан с тем, чтобы они реализовали свое право на свободу взглядов. В это время любой человек может выбрать ту силу, что наиболее полно отражает его собственную позицию. Конечно, кое-кто считает, что лучше в одиночку отстаивать свои убеждения. Однако в демократическом обществе придуман более рациональный механизм, исходящий из давнего принципа: «Вместе мы - сила!» Поэтому политические партии и образуются. Они являются выразителем чаяний и надежд определенны групп и слоев населения.

    О политических партиях

    Теперь мы подошли к другой стороне участия гражданина в управлении государством. Любой может стать членом политической силы, соответствующей его убеждениям. А когда ему исполняется двадцать один год, избраться в тот или иной А это уже совсем другой уровень участия в политической жизни. Работа в органе самоуправления позволяет непосредственно влиять на принятие решений. Ведь законы принимаются именно в них. Здесь стоит сказать, что депутат любого уровня не голосует «по своему разумению». Он является выразителем мнения своих избирателей. Значит, при голосовании он обязан исходить из интересов последних. Это второй уровень, так сказать, граждан на участие в Первый - участие в выборе политической силы, второй - она действует в его интересах.

    Все так просто?

    На самом деле не совсем. Дело в том, что процесс управления страной довольно сложен. Можно, конечно, «шашкой рубить» и декларировать самые популярные в народе идеи. А как дело доходит до реализации их на практике, то неизменно депутаты и партии натыкаются на преграды и барьеры. С одной стороны, у них есть оппозиция, политическая сила, выражающая интересы других групп населения, порой конфронтационного характера. С ними необходимо договариваться, находить консенсус. Но есть же еще и законодательство, то есть принятые «правила игры». Через них перепрыгнуть не получается. К примеру, многие недовольны высокими тарифами на коммунальные услуги. Чтобы их снизить, необходимо изменить множество законов, первым из которых будет бюджет на текущий год. А кроме него - еще и иные акты общефедерального и местного характера. Работа сложная и долгая.

    Идти ли в депутаты?

    Конечно, человек с активной гражданской позицией желает более плотно влиять на жизнь общества. Многие стремятся быть избранными в тот или иной орган. Только каждому ли по плечу такая ответственность? Человек, от которого зависит благополучие страны и всего населения, должен обладать большим запасом знаний. Еще ему необходим опыт, умение анализировать факты, воспринимать информацию глубоко и объемно. Конечно, над любым законодательным актом работает большое количество специалистов. В конечном же итоге отвечает за его реализацию тот, кто голосовал. Поэтому необходимо, чтобы люди эти были всесторонне образованными, мудрыми, дальновидными. Вот и получается, что гражданин участвует в политике, когда внимательно присматривается к тому, за кого собирается отдать свой голос.

    Участие в мирных собраниях

    С официозом разобрались. Но на этом политическая жизнь не заканчивается. Ведь, кроме выборов, существуют и иные формы высказывания народом своего мнения. Так, Конституция гарантирует право на свободу мирных собраний. Это означает, что люди могут выразить свое мнение путем митингов, манифестаций или иных акций, проводимых в общедоступных местах. Реализация данного права регулируется своими законами, описывающими методику организации подобных мероприятий. То есть они не могут быть стихийными. Желаете помитинговать? Милости просим в управу населенного пункта с заявлением, в котором указываются цели, организаторы и ориентировочное число участников. Это никакая не дискриминация. Местная власть отвечает за жизни граждан. Она обязана обеспечить сохранность порядка при проведении акции. Хотя есть и исключения. Один человек может провести пикет без согласования.

    Об ответственности

    Это наиболее важный с одной стороны и наименее популярный с другой вопрос.

    Любит у нас народ искать виноватого. Однако гражданин в политике имеет не только права, но и обязанности. От него требуется вдумчивое и внимательное использование своих прав. А то мы голосуем за того, кого «подскажут», а потом за голову хватаемся от того, что в стране творится. А чаще вообще выборы или митинги пропускаем. У каждого свои дела, более важные с его точки зрения, имеются. О том, что мы еще и граждане, а не просто люди, вспоминаем тогда, когда чего-то от власти надо. А еще - когда цены растут или иная «беда» на глазах развивается. Но ведь вы же имели право влиять на формирование этой самой власти! А пользовались ли им? Вот теперь сами с себя спрашивайте, почему управляют страной «не те» люди.

    Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

    Участие граждан в политической жизни

    Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.

    Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.

    Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.

    Политический процесс

    Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.

    Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.

    Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

    Политическое участие

    Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.

    В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

    Политическая культура

    Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.

    Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.

    Политические знания порождают следующую ступень правовой культурыдуховную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.

    Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.

    В политической жизни, изменчивой и динамичной участвуют различные субъекты политики: люди, социальные группы, властвующие элиты и т.д. При взаимодействии их между собой субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе различные политические процессы.

    Политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики (на смену одним политическим лидерам правительства приходят другие). Ученые-политологи классифицируют полит.процессы по-разному. По масштабам: внутриполитические и внешнеполитические процессы. Внутриполитические процессы могут развиваться на общенациональном, региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс). А по значимости для общества, они подразделяются на базовые и частные.

    Базовый политический процесс характеризует действие всей политической власти как механизм формирования и реализации политической власти. Он определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно – политических и др.

    И для базовых и для частных процессов характерны:

    А) представление интересов властным структурам

    Б) принятие решений

    В) реализация решений

    Политический процесс направлен на решение политической проблемы. Например, состояние системы образования в стране в целом. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом – целью политического процесса , который приводит к определенным результатам. Однако политический может состояться только при наличии субъектов – участников процесса. К ним относятся инициаторы и исполнители.

    Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, проф.союзы и т.д. Решение политических проблем принадлежит исполнителям – прежде всего властным институтам и наделенным властью должностным лицам, а также специально назначенным для этого людям из неправительственных органов.

    Исполнители политического процесса выбирают средства, методы и ресурсы для его реализации. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

    Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы, добиваться реализации принятых решений в строгом соответствии с нормами права. В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты.

    Политические процессы, с точки зрения публичности принятий решений, также, делятся на открытые и скрытые (теневые).

    При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий, в голосовании на выборах и т.д. В скрытом – политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием не признанных структур.

    Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

    Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в государственных делах непосредственно и через представителя и т.д. Но осуществление этих политических прав может быть ограничено, например, право собираться на митинги или демонстрации – указанием на то, что они должны проходить без оружия, мирно, после предварительного уведомления властей. А запрещается например, организация партий, программой

    которых является насильственное изменение конституционного строя. Такие запреты вводятся на основании безопасности личности, общества, государства.

    Политическое участие бывает опосредственное (последовательное) и непосредственное (прямым).

    Опосредственное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

    Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

    Периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений

    Участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях

    Воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями

    Прямые действия граждан

    Деятельность политических лидеров

    Формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Наиболее развитой и важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, кандидата или политического лидера. Таким образом, он напрямую влияет на состав представителей, а значит на политический курс. К выборам примыкают референдумы – голосование по законодательным или иным вопросам.

    Политическое участие может быть постоянным (участие в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти).

    Но, некоторые жители, все-таки пытаются уклоняться от участия в политике. Такая позиция, на практике, называется абсентеизмом .

    Политическое участие иногда вызывает разочарование, это объясняется тем, рациональное ли данное политическое действие или иррациональное. Рациональные – действия осознанные и спланированные, с пониманием средств и целей, а иррациональные – действия, мотивирующие главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражение, равнодушие и т.д.).

    Политическая культура предполагает: разносторонние политические знания, ориентация в жизни на правила демократического общества, овладение этими правилами.

    Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, о ее институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Знания могут быть представлены как житейский или же, как научные. Научные знания являются результатом изучения политологической науки, а житейские могут быть представлены, например, видением демократического режима как безграничные возможно делать всё, что пожелаешь.

    Политические ценностные ориентиры – это представление человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного и эмоционального отношения к политическим явлениям. Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе.

    Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического участия гражданина, т.к. любая форма участия гражданина предполагает анализ и оценку с позиций определенных требований предвыборных программ и личных качеств на власть. Политическое сознание предопределяет политическое поведение. Демократическая политическая культура проявляется реально, а политическом поведении.

    Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью, в нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.