• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М.

    М.: Ч.1 - 2001, 368с., Ч.2 - 2001, 320с., Ч.3 - 2004, 272с.

    Учебник посвящен истории стран Азии и Африки в 1900-2000 гг. В специальной главе рассматриваются основные тенденции развития народов этого региона. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».

    Часть 1.

    Формат: pdf

    Размер: 5,35Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Часть 2.

    Формат: pdf

    Размер: 4,46 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Часть 3.

    Формат: djvu

    Размер: 3 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    ЧАСТЬ 1.
    Глава 1. Основные тенденции развития стран Азии и Африки в первой половине XX в 5
    § 1. Колониальная система империализма 5
    § 2. Аграрные структуры в условиях колониально-капиталистической экономики 11
    § 3, Особенности становления капитализма в городской экономике 20
    § 4. Политические процессы на Востоке 28
    § 5. Социальные процессы на Востоке 41
    Глава 2. Страны Дальнего Востока 51
    § 1. Япония в начале XX в 51
    § 2, Япония в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и войны на Дальнем Востоке 62
    § 3. Корея 70
    § 4. Китай накануне и в годы Синьхайской революции 1911-1913 гг 78
    § 5. Китай в 1914-1925 гг 88
    § 6. Китай в годы революции 1925-1927 гг. и гражданской войны 101
    § 7. Окончание гражданской войны в Китае и борьба китайского народа с японской агрессией 116
    § 8. Монголия 123
    Глава 3. Юго-Восточная Азия 132
    § 1. Политическое развитие стран Юго-Восточной Азии 132
    § 2. Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии. Регион в годы Второй мировой войны 143
    § З.Таиланд 153
    Глава 4. Южная Азия 157
    § 1. Британская Индия в конце XIX- црчале XX в 157
    § 2. Индия в период между двумя мировыми войнами 167
    § 3. Национальные силы Индии в годы Второй мировой войны и на завершающем этапе борьбы за независимость Г. 188
    Глава 5. Юго-западная Азия 202
    § 1. Турция 202
    § 2. Иран 210
    § 3. Афганистан 222
    § 4. Палестина 235
    § 5. Ирак 242
    § 6. Сирия и Ливан 248
    § 7. Саудовская Аравия 258
    § 8. Кувейт 264
    § 9. Объединенные Арабские Эмираты и Оман 269
    § 10.Бахрейн и Катар 272
    § 11. Южный и Северный Йемен 277
    § 12. Иордания 284
    Глава 6. Северная Африка 287
    § 1. Египет 287
    § 2. Судан 295
    § 3. Ливия 300
    § 4. Алжир 305
    § 5. Тунис 312
    § 6. Марокко 318
    § 7. Мавритания 324
    Глава 7. Тропическая и Южная Африка 328
    § 1. Социально-экономическое и политическое положение колоний в Африке 328
    § 2. Национально-освободительная борьба африканских народов и политика колониальных держав 338
    § 3. Южная Африка 350
    § 4. Эфиопия 358
    § 5. Либерия 363

    ЧАСТЬ 2.
    Глава 1. Основные тенденции развития стран Азии и Африки во второй половине XX века. 5
    § 1. Политическое и идеологическое развитие стран и народов Востока 5
    § 2. Развитие общественной мысли*в странах Азии и Африки 13
    § 3. Развитие политической мысли в странах Востока 22
    § 4-5. Политические процессы на Востоке 32
    § 6. Социальные процессы на Востоке 58
    § 7. Основные тенденции, факторы и противоречия экономического роста развивающихся стран 73
    Глава 2. Страны Дальнего Востока во второй половине XX века 94
    § 8. Япония 94
    § 9-10. Корея. Южная Корея. Серверная Корея 107
    § 11. Китай в 1945-1957 годах 130
    § 12. КНР в 1958-1976 годах 138
    § 13. КНР в годы реформ 150
    § 14. Другие территории Китая 157
    § 15. Монголия 166
    Глава 3. Страны Юго-Восточной Азии во второй половине XX века 170
    § 16. Вьетнам 170
    § 17. Лаос 178
    § 18. Камбоджа 183
    § 19. Таиланд и Бирма (Мьянма) 191
    § 20. Филиппины и Индонезия 201
    § 21. Малайзия, Сингапур, Бруней 212
    Глава 4. Государства Южной Азии во второй половине XX века 221
    § 22. Доминион Индийский Союз (1947-1950) 221
    § 23. Республика Индия. Становление основ индийской государственности (1950-1970) 226
    § 24. Развитие партийно-политической и государственно-правовой структуры Индии на современном этапе (80-90-е годы) 243
    § 25. Особенности социально-экономического и административно-политического развития Индии в период независимости 253
    § 26. Пакистан. Становление пакистанской государственности 260
    § 27. Пакистан после образования Бангладеш 268
    § 28. Бангладеш 281
    § 29. Южная Азия как политико-географический регион. Особенности развития малых стран Южной Азии (Шри Ланка, Мальдивы, Непал, Бутан) 296

    ЧАСТЬ 3.
    Глава 1. Государства Юго-Западной Азии 4
    § 1. Турция 4
    § 2. Иран 14
    § 3. Афганистан 27
    § 4. Израиль 42
    § 5. Ирак 50
    § 6. Сирия 66
    § 7. Ливан 80
    § 8. Саудовская Аравия 89
    § 9. Кувейт 103
    § 10. Объединенные Арабские Эмираты 112
    § 11. Оман 117
    § 12. Бахрейн 121
    § 13. Катар 125
    § 14. Йемен 131
    § 15. Иордания 150
    Глава 2. Северная Африка 161
    § 16. Египет 161
    § 17. Судан 174
    § 18. Ливия 187
    § 19. Алжир 197
    § 20. Тунис 209
    § 21. Марокко 215
    § 22. Мавритания 220
    Глава 3. Тропическая и Южная Африка 225
    § 23. Основные тенденции развития африканских стран во второй половине XX в 225
    § 24. Эфиопия 257
    § 25. Южно-Африканская Республика 263
    § 26. Либерия 269

    Краткое изложение теоретических вопросов

    Деколонизация. Колониальные империи до второй мировой войны были незыблемы, ситуация изменилась после войны.

    В 1947 г. Великобритания признала независимость Индии, Пакистана, Бирмы, Цейлона и др. своих колоний. Франция упорствовала в попытках сохранить колонии, но потерпела поражения в колониальных войнах во Вьетнаме (1945-1954 гг.) и в Алжире (1954-1962 гг.). Итальянские колонии были взяты под опеку ООН, а затем получили независимость.

    На Ближнем Востоке после распада Османской империи в 1936 г. приобрёл независимость Египет, в 1931 г. - Ирак. На территории бывшей Палестины продолжалась борьба за создание арабского государства.

    Процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 г. назвали годом Африки. Создано несколько десятков национальных государств на месте французских и британских колоний в тропической (присахарской) Африке. В 1970 г. завоевали независимость Ангола и Мозамбик. Процесс деколонизации завершился созданием независимой Намибии (1990 г.).

    Причины развала колониальной системы:

    Оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом;

    Нежелание народов колоний жить в неволе;

    СССР и США выступили против колониализма;

    Ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

    В послевоенном мире проблема деколонизации была связана с выбором социалистического или капиталистического пути развития, центром которого стали Индия и Китай. В большинстве стран Африки у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы.

    Выбор пути развития и скорость преобразований зависели от региональных культурно - цивилизационных особенностей, которых в Азии и Африке было три:

    1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур).

    2. Индо-буддийско-мусульманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия).

    3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

    Япония. После поражения в войне в Японии были проведены радикальные реформы. Они проводились при содействии и по инициативе американских оккупационных властей:

    - аграрная реформа - земля передавалась крестьянам, ликвидировался клан помещиков и ростовщиков;

    - принятие новой конституции - сохранялся институт императоров, но конституция лишала его "божественного знака", определяла его роль как "царствует, но не управляет";

    - утверждена многопартийная парламентская система с доминирующей либерально-демократической партией.



    В начале 50-х гг. Япония оставалась аграрно-индустриальной страной. Через три десятилетия она превратилась в передовую индустриальную державу. Япония стала богатым и процветающим государством, центром современной науки и передовых технологий, второй экономикой мира после США.

    Экономический подъём назван японским "экономическим чудом", чему способствовал ряд факторов:

    Япония заимствовала и использовала зарубежный научно-технический опыт и изобретения;

    Япония опередила многие страны в автоматизации производства и во внедрении роботов, что не привело к увольнению большого контингента рабочих;

    Многие японские компании придерживались пожизненного набора рабочей силы;

    Собственные усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео-, аудио- и радиотехники, автомобилей и других товаров;

    В Японию осуществлялся приток американского капитала и технологий;

    Основная причина экономического благополучия Японии - напряжённый труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.

    Китай. В 1946 г. в Китае началась Гражданская война - Чан Кайши с армией партии Гоминьдан выступал за капиталистическую модернизацию по западному образцу, с одной стороны, и Мао Цзэдун во главе компартии и её армии НОАК (Народно-освободительная армия Китая) - за построение социализма и коммунизма.

    Победу в гражданской войне одержала Коммунистическая партия Китая, 1 октября 1949 г. в Пекине Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной республики.

    Реформы:

    Ликвидация помещичьего землевладения, но вскоре - начало коллективизации;

    Национализация промышленности;

    Ликвидация частной собственности в деревне;

    В области промышленности приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов и отраслевых пропорций;

    - "коммунизация" сельского хозяйства, что имело отрицательные последствия;

    1966-1976 гг. - "культурная революция".

    Новая модернизация Дэн Сяопина (государственный и партийный деятель КПК, в 1978 г. - третий заместитель председателя КПК, начальник штаба НОАК):

    Роспуск коммун, возвращение земли крестьянам;

    Легализация торговли, открытие рынков;

    Предоставление самостоятельности предприятиям, их выход на внешний рынок;

    Развитие мелкого и среднего частного сектора в промышленности и торговле;

    Появление возможности для иностранных инвестиций выхода на мировой рынок;

    Разработана Концепция "строительства социализма с китайской спецификой" и построения "средне-зажиточного общества".

    Последствия реформ КПК, в основном, имели негативные последствия. В дальнейшем росту экономики Китая способствовали следующие факторы: вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это привело к открытию внутреннего рынка для иностранных товаров и способствовало продвижению китайской продукции в зарубежные страны. Китай стал в 1990-е гг. крупнейшим объектом вложения иностранного капитала. По ряду показателей объёма производства Китай к концу 90-х гг. вышел практически на первое место в мире.

    Процессы развития и модернизации в государствах Латинской Америки в XX в. прошли три основных неравнозначных этапа.
    Первый этап охватывает первую треть XX в. Развитие стран латиноамериканского региона в этот период происходило преимущественно на базе и в рамках традиционных экономических и социальных структур, экономики аграрно-и сырьеэкспортной ориентации, в условиях их периферийного, зависимого положения по отношению к ведущим индустриальным державам.
    Второй этап - с 30-х до середины 70-х гг. XX в. - самый длительный, был отмечен сложными обновленческими процессами. В это время на фоне кризиса традиционных структур началась их модернизация путем активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, осуществления промышленных, аграрных и социальных преобразований. Этот период характеризуется преобладанием и взаимодействием революционной и реформистской тенденций развития и модернизации общества.
    Третий этап - последняя четверть XX в. В это время на первый план вышел неолиберальный вариант модернизации, имеющий противоречивые последствия.
    Многие актуальные вопросы региона не были решены к концу века. Неравномерный, часто неоднозначный характер перемен приводил к тому, что с решением или смягчением одних проблем обострялись другие, прибавлялись новые. За XX в. изменился облик не только Латинской Америки, но и всего мира. Ведущие индустриальные страны на рубеже XXI в. стали уже постиндустриальные державы. Несмотря на достигнутый прогресс, сохранилось заметное отставание латиноамериканских республик от передовых в экономическом и научно-техническом отношениях государств, зависимое, все еще периферийное положение в мировом хозяйстве, низкий уровень жизни большей части населения.
    Недостаточная материальная база, нехватка капиталов, груз большой и постоянно растущей внешней задолженности, использование ресурсов стран региона в интересах ведущих центров формирующейся глобальной мировой экономики не позволили латиноамериканским республикам в конце XX в. выдержать форсированную модернизаторскую политику неолиберального толка без значительных негативных последствий. В результате такой политики, навязанной государствам региона извне, увеличился разрыв между модернизированными секторами производства и традиционной экономикой, с которой была связана большая часть населения и которая в условиях либерализации и транснационализации хозяйственной жизни оказалась в кризисном состоянии. Национальная экономика все больше оказывалась под контролем транснационального капитала, что серьезно ограничивало суверенитет латиноамериканских республик. Неолиберальная перестройка привела к снижению уровня жизни и обнищанию широких масс населения, к росту безработицы и социальных контрастов. Серьезными дестабилизирующими факторами стали коррупция, наркобизнес, терроризм. Усилились настроения неприятия экономических реформ, осуществляемых такой высокой ценой, недоверия к политикам, к традиционным партиям и к политике вообще, требования корректировки курса модернизации.
    Главной задачей общественно-политических сил Латинской Америки в начале XXI в. становится поиск и осуществление таких вариантов развития, которые бы отвечали местным условиям и позволили бы совместить обновление экономики с интересами большинства общества, с решением актуальных социальных проблем, сочетать интеграцию стран региона в глобальное мировое сообщество с сохранением самобытности, собственных цивилизационных основ народов Латинской Америки.

    Крупнейшим событием послевоенной истории стал распад колониальной империи. Это было во многом связано с ослаблением старых колониальных империй в ходе II Мировой войны. В сороковых годах освобождаются большинство колоний в Азии. Начинается процесс деколонизации.

    В августе 1947г получили независимость Индия и Пакистан.

    1957г англичане, подавив партизанское движение, передали власть умеренным националистам в Малайе.

    В Бирме Англия не пыталась восстановить колониальный режим.

    В 1968г Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.

    Франция потерпела поражение в войне во Вьетнаме (1946-1954г). Проблемны северо-африканские колонии.

    В 1956г получили независимость Марокко и Тунис. 8 лет продолжалась борьба в Алжире.

    Итальянские колонии взяты под опеку ООН. В1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми. Проблема Ближнего Востока.

    После образования Ирака (1932 г.) и Египта (1936 г.) Великобритания 20 лет сохраняла там свое военное присутствие.

    В 1945-1946 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан, а Англия на Трансиорданию. Английский мандат в Палестине: террор арабских и еврейских националистов; обращения Англии в ООН об отмене мандата; резолюция ООН о создании в Палестине арабского и еврейского государств, 1948 г. вывод войск Англией. Создано еврейское государство Израиль. Арабское государство создано не было. В Палестине началась гражданская война. Исчезло пространство для территории арабского государства: Израиль захватил Сектор Газа, Трансиордания присоединила Западный берег. Палестинские беженцы. Заявление арабских государств о непризнании Израиля. Арабо-израильские войны. 1964 г. создание Организации освобождение Палестин. Семидневная война 1967 г.: победа Израиля, оккупация западного берега и Голландских высот. Арабские беженцы. 1970 г. конфликты между арабскими странами.

    Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля став на пути терроризма. Палестинская проблема сохраняется. У Израиля нет единого подхода к справедливым требованиям арабов о праве на организацию своего «национального очага».

    Африка позднее освобождается от колониализма (50-60-е гг.)

    1956 г. Франция признала независимость Марокко и Туниса, 8 лет вела войну в Алжире(1954-1962 гг.)

    1960 г. – «год Африки». Образовалось 45 независимых государств в бывших английских и французских колониях.

    1974 г. – Ангола и Мозамбик сами завоевали независимость (Португальские).

    1990 г. – обрела свободу Намибия.

    Деколонизация Африки осуществлялась в обстановке различных конфликтов (международных, межпланетных, расовых). В большинстве государств установились военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. В нескольких государствах правительство терпимо к оппозиции. Конфликты порождают проблему беженцев. В Африке – 10% населения мира, 1% промышленного производства. Бедность. Безработица. Растущая задолженность.

    Значение: Образование новых государств – важный фактор в мировой политике. Они – две - трети членов ООН. Развитие человеческой цивилизации в глобальном масштабе.

    Возможность самостоятельного развития, модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

    Модернизация догоняющая (обычно говорят о «III эшелоне»).

    Начался в70-80-е гг. Выявились мощные культурно-цивилизазационные регионы, силу традиций которых не может подорвать никакое влияние Европы:

    1) Китайско-конфуцианский регион (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур)

    2) Индо-буддийско-мусульманский блок (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия)

    3) Арабо-мусульманский регион (Ближний восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба)

    4)Центральная и Южная Африка.

    Проблема выбора путей развития:

    - «Социалистический путь» (Китай, Вьетнам, Северная Корея). Позже выход на рыночные реформы, отказ от построения социализма по марксистской модели.

    Социалистическая ориентация (род африканских и арабских стран). Идея мировой революции, избавление от отсталости и скачка к обеспеченности и свободе не реализовалась. Национализация, кооперирование, однопартийность, авторитарно-диктаторские режимы привели к серии военных переворотов и переходу к рыночно-собственническим отношениям, многопартийности.

    Итоги: в 50-60-е гг. десятки стран III мира добились успехов в индустриализации, модернизации, социальной сферы.

    Малые и средние «тигры» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция). Крупнейшие «драконы» (КНР, Индия, Индонезия, Нигер, Пакистан)

    В них ВВП возрастал на 5,1%. Вдвое обгоняли по темпам развития ведущие страны. Создали относительно эффективную экономику и социальные структуры. (Роль форсированной индустриализации 50-70 гг., расширение внутреннего потребления, увеличение экспорта, изменение структуры экономики; государственное регулирование, поддержка приоритетных сфер, мелкого и среднего бизнеса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры).

    В 80-90-е гг. – острые кризисы в ряде стран. Проведены реформы хозяйственного механизма.

    Несмотря на 10-кратное отставание от Запада имеет место существенный прогресс: сокращение бедности, рост уровня грамотности, рост продолжительности жизни.

    Однако: за порогом бедности более 1,2 млрд. человек (900 млн. человек в Азии, 300 млн. человек в Африке).

    НТР на Западе способствует ликвидации в III мире неэффективных структур и адаптации к новым условиям, развитию науки.

    Завершение второй мировой войны привело весь незападный мир, включая и Восток, в процесс национально-государственного освобождения и признание своего политической и экономической независимости. При этом, ситуация в мире кардинальным образом изменилась. Если раньше для Востока значимым «Другим» и эталоном выступал исключительно Запад, то теперь у него появилась альтернатива в виде «коммунистического Востока»- (России-СССР). Тем более что на фоне негативного для Запада колониального прошлого, Советская Россия явно выигрывала притягательностью своего образа защитника угнетенных Западом народов. Да и вековые антисобственнические и эгалитаристские настроения на Востоке были благоприятной питательной средой в пользу социалистического эксперимента. Оба соперничавших после Второй мировой войны мира: капиталистический во главе с США и постоянно расширяющейся социалистический, мир во главе с СССР, с разными политическими идеологиями стали бороться за гигантский незападный мир, чтобы привлечь его на свою сторону. В свою очередь, страны Африки и Востока стали объектом напряженной конкуренции двух полярных мировых сил, каждая из которых пыталась навязать всеми средствами от финансовых вливаний в экономику, до организации государственных переворотов свою социально-экономическую и политическую модель развития. Поэтому весь период так называемой холодной войны все страны Востока и Африки за исключением, наверное, Японии и Турции, постоянно меняли свои модернизационные модели, исходя из расклада сил между ключевыми игроками планеты, а также под влиянием частой смены своих политических режимов. Последние, в свою очередь, постоянно оглядывались на США, или на СССР, и в зависимости от формата установленных с ними отношений (союза или вражды) меняли, или существенно корректировали проведение курса модернизации. Но, общим для всех стран было стремление покончить с традиционализмом, построить современное индустриальное общество.

    Освободившись от колониального и полуколониального диктата Запада страны Азии и Африки, используя разные модели модернизации, пытались перейти к индустриальному обществу. На этом пути все страны встретились с огромными трудностями и немалыми препятствиями, которые объяснялись разным уровнем социально-экономического развития, культурного, религиозного своеобразия и наличия капиталистического уклада. Однако глобальная повестка новой эпохи, сразу поставила все освободившиеся страны Третьего мира перед выбором: какой путь модернизации выбрать-западный, капиталистический, или советский, социалистический, или же, выбрать некий третий путь, исходя из своего цивилизационно-религиозного фундамента. Но и выбор прокапиталистической или просоциалистической модели развития на практике так или иначе означал адаптацию его к местным культурным условиям, в результате чего эта модель отличалась от своего образца, ярко выраженным «восточным колоритом» и цивилизационно-культурной спецификой.

    Исходя из основных, выбранных моделей развития стран Востока и Тропической Африки, во второй половине XX в., мы назовем следующие: марксистско-конфуцианская (китайская), капиталистическая (японская), мусульманская (государственная), африканская (традиционно-марксистская), модели. Причем, основными моделями выступали марксистско-государственная и противоположная ей западнокапиталистическая, частнособственническая. Третья модель, опираясь на исламский цивилизационный фундамент, условно была промежуточным вариантом первых двух, соединяя в себе черты как первой модели (большая доля госсектора и бюрократии), так и второй (допущение частного сектора в промышленности и развитие предпринимательства). Особенностью четвертой, африканской модели заключалось в том что она в наибольшей степени опиралась не на модернизированные, а на традиционные и даже архаичные формы построения государственного социализма. Данное членение носит довольно условный характер, поскольку немало азиатских стран в проведении своей модернизации сочетали в себе признаки всех трех моделей, с большим, или меньшим приоритетом, какого- то одного, например, Иран (до 1979 г.) западнокапиталистического, Лаос, Камбоджа (до 1991 г.) социалистического (Сомали до конца 70-х гг.). Несмотря на многочисленные различия в путях индустриального развития стран Востока и Тропической Африки, общим для всех стран явилось то, что модернизация проходила при огромной роли государства и минимальной роли общества, сохранении многоукладности общества и огромных пластов традиционализма (особеннов африканских странах).

    Ориентиром и эталоном первой марксистско-азиатской модели, выступал Советский Союз и коммунистическая идеология. Привлекательность такой модели для стран, выбравших ее (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея, Лаос, Камбоджа), заключалось в удивительной схожести сталинского казарменного социализма с огосударствленной экономикой и подконтрольностью общества с классическим азиатским деспотизмом. В социализме всемерно подчеркивается ведущая роль коллективного начала и социальной справедливости, что отвечало базовым ценностям Востока и в первую очередь, конфуцианства. Неслучайно одними из последовательных сторонников этой модели выступали страны конфуцианской традиции- Китай, Северная Корея, Вьетнам. К тому же, привлекательность такой модели заключалась также в возможности в кратчайшие исторические сроки путем мобилизационного «скачка» построить индустриальное общество и стать сильной военно-политической державой. Легкость установления такой модели в этих странах объяснялось высоким уровнем социально-мировоззренческой и трудовой дисциплины, почитанием властей и пренебрежительным отношением к собственникам, то есть всем тем, что веками формировалось в конфуцианской традиции.

    В этих странах по типу СССР установилась жесткая однопартийно-государственная система («класс-государство»), с административно-мобилизационной экономикой и полным отсутствием частной собственности. СССР этим странам (особенно Китаю) оказал большую помощь в проведении реформ. Копирование советского опыта в Китае привело к гипертрофировании внеэкономических военно-командных средств и стимулов в производстве, которое затем вылилось в 50-х гг., в так называемый «большой скачок». Через «большой скачок» вождь КПК Мао Цзэ-Дун намеревался в кратчайший срок создать мощную промышленность, чтобы догнать и затем перегнать все страны мира.

    Начавшийся в 1958 г. период «коммунизациии» и «большого скачка», являл собой пример авантюристической «левацкой» попытки одним махом «перепрыгнуть» в коммунизм. Результатом ее стало полное дезорганизация производства, в том числе и в сельском хозяйстве, где функционировали народные коммуны и как следствие страшный голод (по некоторым сведениям до 40 млн. чел.) в преимущественно аграрной стране. В стране, в высших партийных кругах развернулась критика авантюристической политики Мао. Однако Мао Цзэ-Дун используя опыт партийных чисток своего наставника и «учителя» Сталина, решил с одной стороны, подавить в зародыше всю формировавшуюся оппозицию, с другой, будучи сторонником левого коммунизма, стремился раскрыть все «творчество масс», и разрушить косную бюрократическую машину Китая. Поэтому, с 1965 года в стране развернулся потрясающий социальный эксперимент по приведению китайского общества в состояние «поголовной» социальной и культурной однородности- «культурная революция». В Китае, так называемая «культурная революция» вылилась в грандиозную компанию фактического произвола и беззакония, санкционированную властями. Сам лозунг «огонь по штабам», фактически означал в стране «народную вендетту» против обюрократившейся компартии Китая, но под горячую руку хунвейбинов в большом количестве попадали и представители старой «буржуазной интеллигенции». Согласно принятому ЦК КПК решению от 8 августа 1965 г. «революционные учащиеся»-молодые рабочие и студенчество (т.е. хунвэйбины) заранее освобождались от ответственности за совершения в ходе «культурной революции» преступлений. Это открыло стихию грубого насилия, когда отряды хунвэйбинов, арестовывали любых «неблагонадежных» граждан, судили их и выносили приговоры, нередко расправлялись с ними, без суда и следствия. Параллели со сталинским террором явно напрашиваются? Во всем ли? Следует подчеркнуть что идеи Мао гораздо сильнее связаны с теориями левого коммунизма, близкому к троцкизму с его критикой бюрократии, и даже анархизм. Последнее в частности проявилось в нападках Мао на китайские традиции, конфуцианство, которые, как он считал, мешают прогрессу страны. Правда нужно отметить, что, несмотря на больший «демократизм» модернизационной коммунистической политики Мао Цзэ-Дуна по сравнению со Сталиным, именно она привела Китай на грань социального и экономического коллапса. В частности, деструктивность такой политики «обезглавливания» элиты, выразившееся в устранении и уничтожении высококвалифицированных кадров в стране, где наблюдалась острая нехватка специалистов с образованием, показала свою губительность довольно скоро. Страна была в полном тупике, население в массовом порядке голодало, а случаи людоедства в самой крупнейшей социалистической стране мира во второй половине XX в., были обычным явлением. Это было время, когда Китай фактически был превращен в большую военизированную казарму, с уравнительным распределением предметов первой необходимости и с мобилизацией населения на трудовые стройки страны.

    Только смерть Мао в 1976 году спасла Китай от дальнейших чудовищных социальных экспериментов. На третьем пленуме ЦК КПК Китая (декабрь 1978 г.) было положено старту новых реформ, которые покончили с десятилетиями авантюристических экспериментов, «революциями» в области экономики и культурной сфере. Новые коммунистические лидеры Китая, в первую очередь, «архитектор китайской перестройки» Дэн Сяопин, приступили к реализации программы широкомасштабной модернизации, известной как «Курс экономической реформы и открытости», что, по сути, явилось отказом от прежней модели социализма, но не от социализма как парадигмы социально-экономического развития.

    Первым делом, были распущены неэффективные «народные коммунны», а земля была передана крестьянам на правах собственности «коллектива сельских жителей». Крестьяне, таким образом, пусть и на правах коллективных собственников, стали реальными хозяевами земельных участков, что сразу же повысило эффективность сельского хозяйства. Затем начались преобразования в промышленности: мелкие и средние предприятия разрешено было сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива; государственные предприятия переводились на хозрасчет и возможность сбывать по рыночной цене сверхплановую продукцию. Рынок сразу наполнился дешевыми товарами и начался невиданный рост экономики. С 1992 г. Китай переходит к строительству «социалистической рыночной экономики» и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Правительство всяческими мерами стимулирует приток иностранного капитала, который проливает свой «золотой дождь» финансовых вливаний в экспортноориентированную экономику Китая. Китаю таким образом, удалось интегрировать свою экономику в мировое хозяйство создав на своей территории зоны свободного предпринимательства- очаги развития современного рыночного хозяйства. Там стали развиваться крупные национально-иностранные корпорации по схеме: иностранные капиталы, с одной стороны, дешевые китайское сырье и рабочая сила-с другой. По темпам прироста продукции Китай обгоняет все страны мира и за двадцать лет реформ учетверяет свой объем ВВП. Успеху Китая во многом способствовала дешевизна рабочей силы в сочетании с высокой ее дисциплинированностью и сравнительно высоким качеством труда. В результате Китай, к концу XX века, превращается в ведущую развивающуюся экономику планеты, с мощным индустриальным производством и довольно обширным частнособственническим сектором экономики. Китай, таким образом, в конце XX века, продемонстрировал успешный опыт рыночной индустриальной модернизации, без либеральной демократии и без политического господства буржуазии.

    Примеру Китая в его рыночных преобразованиях, но при сохранении господства правящей коммунистической партии в конце 80-х гг. следует Вьетнам и вскоре также добивается успеха. Все это происходит на фоне лавинообразного обрушения мировой «социалистической» системы, во главе с его лидером СССР. Затем, отходят от плановой социалистической экономики Монголия, Лаос и Камбоджа. Все эти страны фактически выбрали капиталистическую ориентацию, сохранив при этом высокую долю государственного сектора в экономике и старую политическую систему. Только северокорейский режим оказался непреклонным и сохранил в неприкосновенности сталинскую командно-административную систему, с полным отсутствием частной собственности.

    Если Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия, Лаос, Камбоджа развивались в послевоенный период, по пути решительного уничтожения частнособственнических отношений и усиления традиционной вотчинно-государственной системы, сдобренной индустриальной идеологией марксизма, то такие страны, как Япония, Индия, Турция, Южная Корея, Тайвань, ЮАР, кто в большей, кто в меньшей степени, выбрали модель капиталистической модернизации, но с учетом своего цивилизационно-религиозного фундамента. Замечание о «большей или меньшей степени» выглядит далеко не случайным и напрямую касается цивилизационно-культурных особенностей восточных обществ. Мы уже говорили о колониальном синтезе и появлении здесь благодаря Западу восточного колониального капитализма. С уходом европейских колонизаторов естественным образом и исчезает прилагательное «колониальный» и образуется восточный капитализм, который несет в себе перечисленные ранее черты, резко отличающего его от западного собрата. Напомним, что на Востоке государство было всем, а общество и частный сектор были им задавлены. В условиях сохранения многоукладности общества, отсутствия гражданского общества и наличие небольших анклавов местного капитализма, все это во многом препятствовало строительству на Востоке полноценного капиталистического общества. Государство, по-прежнему, являлось ключевым игроком в проведении буржуазной модернизации, а национальная бюрократия с уходом европейцев вновь оказалась у власти. А как мы знаем, бесконтрольная бюрократия везде, рано или поздно, пытается превратиться в «класс-государство. Это во многом и предопределило долгий, противоречивый, со многими откатами назад процесс буржуазной модернизации перечисленных стран. Здесь, счастливым исключением, являлась Япония.

    Успеху Японии в капиталистической модернизации способствовала большая историческая «продвинутость» на этом пути (начиная со второй половины XX в.), и капиталистическая «развитость», а также, необычные для Японии цивилизационно-культурные формы «перековки» японского менталитета, во-время американской оккупации после войны. Западная политическая (демократическая) и социально-экономическая (капиталистическая) модель в послевоенной Японии внедрялась буквально «силовыми методами», с помощью американских оккупационных войск. Но кроме этого, в японском обществе существовал консенсус в усвоении западной модели развития. В стране была заново выстроена новая по западным стандартам государственность, создано эффективное управление очищенное от всесилия бюрократии и коррупции, и созданы наиболее благоприятные условия для предпринимателькой активности граждан и инвестиций в частный сектор. Массовое вовлечение японского общества в предпринимательскую деятельность целиком поддерживалось государством, использовавшую для этого многочисленные материальные и моральные стимулы. К этому следует добавить традиционную для Японии, дисциплину труда, редкую для Запада гармонию между трудом и капиталом, национальную устремленность перенимать все полезное и прогрессивное у других культур. Японию вообще отличает поразительная способность творчески заимствовать и перенимать и развивать достижения дугих народов, сохраняя при этом свою самобытность. Поэтому капиталистическая послевоенная модернизация не привела к обычной для Востока болезненной ломки культурных архетипов. Более того, особенности японского национального характера и культуры Долга, привели к более конкурентноспособному по сравнению даже с западной моделью, японскому конфуцианскому капитализму и менеджменту, с его пожизненным наймом и почти семейным микроклиматом («фирма-большая семья»).

    Все это вместе взятое и стало причиной невиданного исторического взлета послевоенной Японии и так называемого «японского чуда», которое в итоге привело Японию, как единственную страну Востока в XX веке, в «клуб» самых процветающих стран Запада, с развитым индустриальным обществом. При этом Япония, не утратила своего национального и культурного «лица», она осталась страной Востока, единственной принятой Западом как равной себе.

    В то же время, восточная специфика капиталистической модернизации, в первую очередь, в виде элементов политического авторитаризма, проявилась и в Японии. Здесь долгое время организация политических партий строилась на жесткой дисциплине и патронирующей опеки верхушки над партийными массами. Длительное время в Японии существовала однопартийная политическая система в виде господства Либерально-демократической партии, и был явный дефицит либеральной демократии. Той самой либеральной демократии, которая окончательно утвердилась на Западе после второй мировой войны. Это еще одно свидетельство в пользу «восточности» технологически развитой Японии.

    Триумфальный успех Японии выбранной ею западнокапиталистической модернизации оказался очень заразительным, в первую очередь, для стран Дальнего Востока, где были сильны конфуцианские и буддийские традиции. Примеру Японии последовали Южная Корея, Тайвань, Гонконг. Именно эти страны в последнюю треть XX века проедемонстрировали наибольшие результаты по продвижению западнокапиталистистической модернизации своих экономик и обществ. Эти страны за считанные десятилетия смогли перестроить свои политические режимы из авторитарных в демократические, хотя и с восточной спецификой. Государство в этих странах целенаправленно и очень успешно, занималось трансформацией традиционных восточных политических и экономических структур, переориентировав их на существование в рамках рыночной экономики политической демократии. Синтез традиционной восточной структуры и западнокапиталистического уклада произошел, как и в Японии, плавно и гармонично, одна традиция была заменена новой- восточно-индустриальной и в результате здесь также было сформировано индустриальное капиталистическое общество. Важно также отметить, что последовательной экономической и политической модернизации Южной Кореи, Тайваня и Гонконга во многом способствовал и внешний фактор- США. Все эти страны оказались политически и экономически тесно связаны с Америкой и являлись ее союзниками. Америка оказала большую финансовую помощь этим странам и всегда являлась для них неким эталоном на пути модернизации.