• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Соц. организации – это сложные взаимосвязанные соц. системы. Это элемент социальной структуры, система отношений, объединяющих индивидов для достижения определенных целей.

    Признаки соц. организаций:

    1. любая организация имеет целевую природу, создается для определенных целей; волевая деятельность людей

    2. иерархическое строение (для быстрого и эффективного достижения цели члены организации распределяются в иерархической лестнице по статусам и ролям)

    3. это управляемые системы

    4. специализация и разделение труда по функциональному принципу. Организации всегда строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемая подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур)

    5. наличие средств регулирования и контроля

    6. системная целостность

    7. относительная автономность

    8. связь с внешней средой

    Типология соц. организаций:

    1. по способу подчинения членов и утверждения внутреннего контроля:

    Принудительные (подчинение основано на физическом насилии или угрозе его применения)

    Утилитаристские (общий материальный интерес)

    Символические (организация основана на солидарности морального идейного корня: религиозные организации)

    Бюрократические (жестокая административная иерархия, безличные отношения, человек – элемент организации, выполняющий ее обязанности, индивидуальная ответственность)

    Патернализм (единоличное руководство, иерархичность, личностный характер отношений, выходящий за служебные рамки, коллективная ответственность, покровительство подчиненным)

    Партнерские (иерархия не выражена, решения принимают сообща, нет жесткого контроля по вертикали, ответственность индивидуальная, руководитель является координатором деятельности)

    3. по степени формализации ценностей и норм:

    Формальные

    Неформальные

    Формальная организация возникает, как правило, после соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическим нормами. Разделение труда выступает как система статусов-должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы, создается иерархия руководитель - подчиненные. Как правило формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций.

    Неформальные организации возникают стихийно или создаются сознательно для решения появившихся социальных потребностей. Это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. Неформальные организации, группы, объединения, компенсируют недостаток в функционировании формальных структур. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе форм поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Часто нет жесткого регламента, дисциплины, такая группа более устойчива, более пластична и подвержена изменениям.


    51+52. Предмет социологии таможенной службы. Таможенная служба как социальный институт. Специализация функций таможенной службы.

    Таможня – социальный институт. Социальные институты – исторически сложившаяся, имперически-фиксируемая форма или совокупность форм общественных отношений, имеющая функциональность (например, семья).

    Функции социальных институтов: - репродуктивная, -игровая, - досуговая, -экономическая, - социализация, - рекреативная, - другие функции.

    Таможенная служба – имперически-фиксируемая форма, обладающая определенными функциями. Таможенная служба реализует таможенную политику, воздействуя на экономику. Таможенная служба имеет институциональный характер. Социализация функций таможенной службы в современных условиях.

    Аспекты соц. характера: - социальная обусловленность таможенной службы выражается в функциях таможенного дела в современных условиях; - социальная эффективность таможенной службы, воздействие таможенной деятельности на экономическую ситуацию.

    Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Признаки социальной организации: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и специализацию функций; построение по вертикальному (иерархическому) принципу; наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации; целостность социальной системы.

    Ключевым элементом социальной организации выступает цель.

    Выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций :

    деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

    общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

    промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.);

    ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

    Типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

    Социальная организация играет важную роль в жизни общества. Современный человек – это «человек организации». Организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации.

    16. Бюрократия как особый вид социальной группы. Неизбежность появления бюрократии особенности её отношения к общественному достоянию и собственной роли в обществе. Принципы «идеальной бюрократии» М. Вебера. Понятие адхократии.

    В социологии под бюрократией понимается безличный механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

    Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти - это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Бюрократия для Вебера – «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:

    1. строго иерархическая структура;

    2. формальное статусное подчинение;

    3. управление по формальным, безличным правилам;

    4. эмоциональная нейтральность отношений.

    Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации, поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии. Адхократия - противоположность бюрократии. Адхократия игнорирует классические принципы менеджмента, согласно которым у каждого есть определенная, постоянная роль, и представляет собой гибкую организацию, где индивидуумы могут при необходимости свободно использовать свои таланты.

    17. Понятие социального института, основные виды социальных институтов, их предназначение

    Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного.

    В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить основные виды социальных институтов:

    институт семьи и брака ;

    экономические институты ;

    политические институты ;

    социокультурные и воспитательные институты (образование, наука, искусство, религия и др.).

    Существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов: установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию); культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы); утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека); устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии); идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

    Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции.

    Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

    18. Социальный прогресс как процесс и как идея. Критерии социальной прогрессивности. Проблема социального прогресса в современном мире.

    Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят опрогрессе. В противном случае имеет месторегресс.

    Социальный прогресс - это глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории.

    Прогресс и локален, и глобален. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

    Реформы называются социальными , если они касаются преобразований в тех сферах общества или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и др). Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

    Сравнивая эволюцию обществ, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одна из них - закон ускорения истории. Он свидетельствуетоб уплотнении исторического времени: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Новейшая история составляет одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.

    Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Соц. орг . - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определённых целей, т. е. организация как элемент соц. структуры. Социальная организация - одно из наиболее сложных обще­ственных явлений, обладающее своей специфической структу­рой. Основной критерий структурирования социальных органи­заций - степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия раз­личаются организации формальные и неформальные.Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) "отношений, представляющих собой официально установлен­ную структуру статусов, программу деятельности и совокуп­ность норм и правил, предписанных данной социальной органи­зацией". Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует. Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. Формал. организ. вкл. в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так по горизонтали (сотрудничество). Бюрократия - это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой рег­ламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегиро­ванного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации. В отличие от формальной, неформальная социальная организация - это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Неформальные отношения повышают эффектив­ность формальной организации, поскольку: а) сглаживают воз­можный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами; б) способствуют сплоченности членов организации; в) сохраняют чувство самоуважения людей, их ин­дивидуальной целостности. Соц. орг. хар-ся синергетическим эффектом (общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий его субъектов).

    Типология соц. орг-ий. А. И. Пригожин говорит о четырех организационных образований в обществе: деловых, союзных, а ссоциативных организациях и поселениях. Де­ловые организации (предприятия, учреждения) - это первич­ные организационные образования, создаваемые государством, местной властью, акционерными обществами и др. В силу этого организации могут быть государственными, муниципальными, частными.

    С одной стороны, деловые организации осуществляют социальное управление и социальный кон­троль, с другой - работают на удовлетворение человеческих потребностей в области производства предметов потребления, отдыха (рекреации), лечения, образования, воспитания, социа­лизации и т. д. Вторая группа социальных организаций в их "вертикальной" типологии - союзные, или общественные организации.Они создаются для удовлетворения многообразных потребностей людей в общении, самореализации, получении дополнительных политических правовых, материальных и иных возможностей союзные организации - это форма общественной самодеятельности и массового самоуправления. Третий тип - ассоциативные организации, обладающие ря­дом признаков социальных организаций. Но вообще это скорее социальные группы, существующие за счет взаимного удовле­творения интересов их членов. Особенностью функционирова­ния ассоциативных организаций является связность целей каж­дого из участников, при которой речь идет не об их общности и единстве, а лишь о том, что цель одного может выступать сред­ством для достижения цели другого. Наконец, четвертым типом социальной организации являются поселения. Как считает А. И. Пригожин, они обладают сходными с ассоциацией признаками организации и выполняют важную роль объединения людей на какой-либо общей для них территории для достижения целей определенного характера.

    Социальное управление и управление в организациях. Основой функционирования организации является наличие управления. Применительно к социальной организации понятие управление используется в двух аспектах. Во-первых, речь идет об управлении в самой организации. Во-вторых, имеется в виду управленческая деятельность организации по отношению к каким-либо социальным общностям, группам, процессам, явлениям. Само социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие на общество, его конкретные структуры с целью их регулирования, упорядочения, оптимального развития. Принципиально возможны два способа управления как целенаправленного воздействия: прямое (через приказ) и опосредованное (через мотивацию и стимулирование). Однако наибольший эффект функционирования организации достига­ется тогда, когда оба эти способа используются как взаимодо­полняющие. Здесь много зависит от субъекта управле­ния, в том числе и от того стиля деятельности, который он стремится применять в отношениях с управляемыми людьми и структурами (обществом, общностями, социальными органи­зациями). управление в организации вкл. в себя: планирование самой деятельности, ее предвидение, орга­низацию человеческих и материально-финансовых ресурсов для ее осуществления, принятие решений и отдачу распоряжений на их основе, корректировку и координацию действий различных участников управленческого процесса, контроль за достижени­ем поставленных целей и поведением членов организации в со­ответствии с принятыми социальными нормами. Говоря об управлении в организации, необходимо представ­лять себе два его вида: внешнее, централизованное и внутреннее, или самоуправление. Первый вид означает управление организа­циями, осуществляемое извне, то есть находящееся за их грани­цами. Филиал фирмы, находящийся в Екатеринбурге, управляет­ся из ее центра, расположенного в Москве; При все плюсах централизованного управления (широта обо­зрения, учет интересов всей системы, а не только данной органи­зации) оно не может знать и учитывать в полной мере потенциал данной организации, по-настоящему проникаться ее нуждами заботами. В этом смысле управление, осуществляющееся изну­три организации (самоуправление), плодотворнее.

    Социальный институт, его признак и виды. Институт семьи

    Тема V. Институты и организации

    Понятие социальной стратификации. О классовой структуре общества

    До сих пор мы исследовали социальные группы, в том числе большие и малые, границы которых более или менее четко оформлены: производственный коллектив, семья, бригада, армейское подразделение. В этих социальных группах отношения между членами могут быть формальными или личностными.

    Но существуют общности другого типа, границы которых являются неопределенными и отношения между членами нельзя охарактеризовать ни личностными, ни формальными. Эти отношения строятся на основе символического взаимодействия. Речь идет о сходстве образа жизни и стандартов потребления, близости культурных образцов, интересов и мотивов. Здесь свой узнает своего по тому, что тот тоже живет в престижном районе и тоже имеет счет в банке. Общность может заключаться в обладании одной марки машины, которая выступает символом принадлежности к определенному кругу.

    Люди могут признать другого за “своего” потому, что этот человек такого же знатного происхождения. Таким образом, люди здесь делятся по рангам, то есть по принципу “выше-ниже”.

    Другое деление может быть на основе признаков, которые не зависят от самого человека: например, по полу, или расе, или языковой принадлежности. Так получилось, что человек родился мужчиной или женщиной. Тем не менее и здесь может быть деление по принципу “выше-ниже”.

    Вот такие общности, которые объединяют людей на основе символического взаимодействия, называются социальными слоями, или стратами , а деление общества на страты называется социальной стратификацией .

    Для рассмотрения общества как совокупности страт вводится специальное понятие социального пространства . Это понятие было разработано русским социологом Питиримом Сорокиным.

    Социальное пространство необходимо отличать от физического. Два человека могут соприкасаться физически, могут даже обняться в групповом снимке, но в социальном пространстве они могут находиться очень далеко друг от друга. Допустим, что кандидат в президенты в ходе предвыборной кампании объезжает страну, здоровается со всеми за руку и даже может сплясать в какой-нибудь деревне с дояркой под гармошку. Но все равно в социальном пространстве они на разных полюсах. И потом этот кандидат в президенты вернется в свой роскошные кабинет в столице, а доярка так и останется жить в своей деревне в заботах о дровах для печки.

    Социальное пространство многомерно. Индивид может занимать высокий социальный статус, например, на работе, а дома в своей семье оказывается под каблуком у жены, и статус его там совершенно другой. Но зато в политической деятельности он может занимать место, близкое к лидерам партии. Таким образом, индивид может одновременно находиться в разных ячейках социального пространства.



    Люди, обладающие одинаковым местом в социальном пространстве, имеют более близкие контакты и тесные отношения друг с другом. Они обладают сходными установками, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами. Тем самым они объединяются в социальный слой или страту .

    Среди показателей, которые определяют место индивида в социальном пространстве, можно различать так называемые номинальные и ранговые параметры.

    Номинальные параметры – пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык. То есть имеются в виду такие показатели, которые объективны и не зависят или мало зависят от самого индивида. Индивид не может изменить свою расу или свою национальность, свой основной язык, легко поменять профессию, стать по желанию из деревенского жителя городским.

    Важной особенностью номинальных параметров является то, что на их основе нельзя определить, какое место – высокое или низкое – занимает данный индивид в социальной структуре. Нельзя поставить мужчину выше женщины на основании лишь того, что он мужчина, или жителя города выше жителя деревни.

    Именно поэтому, например, в современном обществе идет борьба за равноправие женщин или национальностей, или за равенство прав провинции по отношению к столице и т.д. Вот эта борьба говорит о том, что данные параметры являются номинальными. И наоборот, если выясняется, а фактически так оно и есть, что женщины в своей массе за ту же работу получают меньше, чем мужчины, или есть преследование за политические взгляды, то такие явления оцениваются как проявление несправедливости.

    Но реально в некоторых обществах именно номинальные показатели являются основой для того, чтобы оценивать людей по принципу “выше-ниже”: например, если культура определенного общества строится на признании того, что одна раса выше другой. Так, в прежней Южно-Африканской республике расизм был официальной политикой, владеть землей и занимать высокие должности в соответствии с конституцией могли лишь белые люди. Или, например, должность чиновника оценивается как более почетная и важная, чем любая другая, – так происходит во многих африканских странах. Там даже мелкий служащий смотрит на простого человека сверху вниз, даже походка у него иная.

    Но общественный прогресс состоит в том, что признаются несправедливыми какие-либо привилегии на основе номинальных параметров.

    Ранговые параметры – образование, доход (заработная плата), богатство (полученное в результате наследства или накопления), престиж, власть, возраст, административная должность, интеллигентность. Ранговые параметры отличаются от номинальных параметров тем, что они объективно обусловливают социальное неравенство индивидов. Так, ясно, что более высокое образование дает определенные преимущества и в получении социальных благ, тем самым оно определяет более высокое социальное положение данного индивида. Так и власть может быть большей или меньшей, и соответственно социальное положение индивида будет более или менее высоким.

    То есть ранговые параметры можно измерить количественно, и они обеспечивают количественное измерение социального статуса индивида.

    В то время как стремление к равенству на основе номинальных параметров, то есть к равенству, независимо от пола, расы, места жительства, воспринимается как борьба за справедливость и объективно приводит к прогрессивному развитию общества, борьба за равенство независимо от ранговых параметров может привести к революционной ситуации. Но рано или поздно вновь будет восстановлено неравенство, и все равно людей будет разделять их положение во властных структурах, или они будут неравны по богатству или по происхождению и т.д.

    После Октябрьской революции, когда закончилась гражданская война, снова было восстановлено социальное неравенство, но уже не на прежней основе, не на делении на дворян и крестьян, а на новой основе: стало господствующим деление на начальство и остальных, на коммунистов и беспартийных, на партийное начальство и остальную партийную массу. И снова одни имели привилегий больше, чем другие – в виде спецпайка, роскошных кабинетов, дач и т.д.

    Интересно, что Борис Ельцин начал свой поход во власть с борьбы против привилегий государственной и партийной верхушки, демонстративно ездил в троллейбусе, как все. Но его приход к власти обернулся еще большими привилегиями уже новым начальникам-демократам. История показывает, что неравенство на основе ранговых параметров неустранимо и борьба за его ликвидацию приводит лишь к смене формы неравенства, а часто к еще большему неравенству.

    Поэтому имеет смысл бороться за устранение неравенства на основе номинальных параметров и за то, чтобы неравенство на основе ранговых параметров находилось в определенных границах и не приводило к расстройству и развалу общества как целого.

    Но в конечном счете естественно, что люди, занимающие более высокую административную должность, или более образованные, или получившие от своих родителей более высокий первоначальный капитал, имеют более высокий социальный статус.

    Фиксируя положение индивида по ранговым параметрам, можно построить так называемый статусный профиль данного индивида в определенный момент времени.

    Допустим, что мы рассматриваем социальный статус индивида Петрова по следующим показателям: доход − средней величины, возраст − сравнительно молодой, должность − высокая, происхождение − низкое (отец – рабочий невысокой квалификации, мать – уборщица) и, наконец, властные полномочия − невысокие.

    Отмечаем все эти данные на таблице и получаем ломаную линию, изображающую статусный профиль Петрова.

    Теперь, если мы объединим индивидов, имеющих примерно такую же линию статусного профиля, то получим определенный социальный слой, или страту. Индивиды, входящие в эту страту, будут иметь общую им субкультуру, то есть культурные нормы, представления о хорошем и плохом, общий стереотип поведения и т.д. Между этими индивидами будут контакты более частые, чем между ними и индивидами другой страты, которая будет выступать для них аутгруппой.

    Если же при сходстве линии статусного профиля в целом какой-то показатель у конкретного индивида будет выделяться, например, человек будет отличаться происхождением (пусть его родители будут не рабочими, но инженерами), то данный индивид будет в этой страте не совсем своим, то есть он будет маргиналом.

    Если у индивидов статусный профиль таков, что все или почти все показатели являются достаточно высокими, то данная страта относится к элите общества. И наоборот, статусный профиль с низкими показателями говорит о том, что данный индивид относится к низам общества. Между этими полюсами можно распределить всех остальных индивидов и все остальные страты общества.

    Необходимо выделить власть в качестве особого рангового параметра. Власть отличается универсальностью статуса. При обладании высокой властью индивид может быстрее достичь высоких показателей и по другим параметрам – образованию, происхождению, богатству и т.д. Можно использовать власть для получения дворянского титула или доступа к должности, обеспечивающей высокий доход.

    С другой стороны, все остальные показатели, если они достаточно высокие, автоматически обеспечивают и более высокий показатель власти. Если человек образован, знатен по происхождению, богат и интеллигентен, то все это обеспечивает и приобретение реальной власти в обществе.

    О социальной стратификации . Социальная стратификация – это распределение социального неравенства в обществе. Социальная стратификация может быть различной в разных обществах и может меняться с течением времени в одном и том же обществе.

    Кажется естественным иерархическое распределение неравенства в обществе: немногочисленные высшие слои обладают максимальными привилегиями, и большая часть общества обладает минимальными привилегиями. Между этими полюсами находится среднее звено – с привилегиями, которые не такие большие, как у высших слоев, но и немалые по сравнению с низшими слоями. Распределение привилегий и неравенства в таком обществе можно выразить линией A (см. рисунок ниже).

    Однако в результате получается общество с высоким уровнем неравенства. Такое общество делится на два противоположных полюса: ничтожная часть очень богатых и обеспеченных людей, с высокими привилегиями, − и большая масса людей, ведущих нищенский образ жизни. Исторический опыт показывает, что такие общества неустойчивы, в них постоянно возникают социальные конфликты и возможны социальные революции. В ходе этих революций средняя часть, опираясь на недовольство низов, приходит к власти, оставляя при этом низы там, где они находились ранее. Так, в России в ходе перестройки средний партийный слой – секретари областных и районных партийных комитетов − сменил высшее партийное руководство и занял его место. Но народ в целом остался при своих прежних интересах, поэтому сохранилась почва для конфликтов и кризисов.

    Современные так называемые развитые общества имеют другую социальную стратификацию. Здесь господствующим по численности является средний класс, а высшая элита и низшие слои населения примерно одинаково малочисленны. Схема распределения неравенства здесь может выражаться линией B (см.: рисунок).

    Ясно, что наиболее устойчивым и застрахованным от социальных конфликтов и кризисов будет общество, социальная стратификация которого соответствует линии В . К таким обществам относятся современные европейские страны и Соединенные Штаты с Канадой.

    В современной социологии не следуют марксистскому определению классов, главным признаком которых было обладание либо не обладание средствами производства. Теперь исходят из более общих признаков, решающим из которых является возможность распоряжения определенной частью ресурсов или богатств данного общества, причем независимо от того, на основе чего происходит это распоряжение, – на основе политической власти, или собственности, или профессиональных знаний, или на основе других личных достоинств – талантов, физических данных (например, выдающийся спортсмен) и т.д.

    Используется модель трехзвеньевого классового деления общества: высший класс, средний класс и низший класс. Причем внутри каждого класса различают два дополнительных уровня, и таким образом общество делят на следующие шесть классов:

    1. Высший-высший класс . В него входят представители влиятельных и богатых династий. Их положение настолько прочно, что не зависит от каких-либо социально-экономических изменений в обществе. Часто эти люди даже не знают точно размеров своих богатств. Здесь можно назвать семью английской королевы, семьи арабских правящих шейхов, может быть, пару десятков миллиардеров Америки и Европы.

    2. Низший-высший класс . Сюда входят банкиры, видные политики, собственники крупных фирм, получившие свои состояния в жесткой конкурентной борьбе. Их богатство зависит от экономической и политической ситуации, то есть в принципе эти люди могут разориться и перейти в более низшую категорию.

    3. Высший-средний класс. Он включает в себя преуспевающих бизнесменов, управляющих крупными фирмами, известных юристов, врачей, особо выдающихся спортсменов, крупных ученых. Эти люди занимают достаточно прочное и устойчивое место в своих областях. Считается, что эти люди составляют главное богатство нации.

    4. Низший-средний класс . В него входят наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители на предприятиях, квалифицированные рабочие. Этот класс в развитых странах наиболее многочислен. Его представители стремятся к повышению статуса в рамках своего класса. Этот класс заинтересован в стабильности общества и поэтому является основой поддержки существующей власти.

    5. Высший-низший класс . Его составляют наемные рабочие, создающие прибавочную стоимость. Этот класс постоянно борется за улучшение условий своего существования, создавая для этого профсоюзы и соответствующие политические движения.

    6. Низший-низший класс . Эти нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, выполняющие самую грязную и низкоквалифицированную работу. В целом это маргинальная часть населения.

    Данная схема применима для анализа социальной структуры современных европейских обществ. Но она неприменима к современной России. Социальную структуру нашего общества можно представить схемой, включающей семь подразделений:

    1. Общероссийские элитные группы, которые соединяют в своих руках, с одной стороны, богатства, сравнимые с крупнейшими западными состояниями, а, с другой стороны, власть на общероссийском уровне. К ним относится политическая верхушка нашего государства. Не исключено, что сюда по крайней мере раньше входила семья Ельцина (богатство + возможность влиять на важные политические решения), так называемые олигархи, близкие к тем, кто принимает важные решения в правительстве.

    2. Региональные элиты, обладающие значительными состояниями и влиянием на экономику своих областей и районов. Здесь можно назвать некоторых губернаторов, денежных воротил областного масштаба.

    3. Российский верхний-средний класс. Это люди с доходами, которые могут обеспечить уровень жизни, который соответствует западным стандартам.

    4. Российский динамический средний класс. Динамический, то есть продвигающийся к более высокому уровню потребления; он социально активен, для него характерны легальные способы получения доходов.

    5. Аутсайдеры. Это те, кто так и не приспособился к новым условиям, у них низкая социальная активность, невысокие доходы и они также используют легальные способы их получения.

    6. Маргиналы, то есть люди, находящиеся вне системы. Все то же, что и у аутсайдеров, но они ориентируются на антисоциальную деятельность: различные протесты, забастовки и т.п.

    7. Криминалитет. У них высокая социальная активность, готовность к приходу к власти, но деятельность противоречит легальным нормам.

    Ясно, что если удастся обеспечить развитие динамического среднего класса, то это будет означать устойчивость всего российского общества, которое начнет превращаться постепенно в нормальное общество европейского типа.

    Социальный институт – это прежде всего социальная общность или социальная группа. Но это особенная социальная общность или группа. Ее отличие состоит в том, что здесь люди объединяются для определенной совместной сознательной деятельности. Эта деятельность обязательно регулируется каким-либо документом, текстом, договором в виде закона, или постановления, или правил. Само слово институт происходит от латинского institutum – установление, учреждение. То есть что-то учреждается, устанавливается сознательно.

    Например, в основе института семьи лежит кодекс законов о семье и браке, то есть некий документ, слово. И создание конкретной семьи фиксируется брачным свидетельством − особым документом, который превращает двух конкретных людей в мужа и жену. В одном африканском племени мужчина и женщина считаются мужем и женой после того, как они подходят к старейшине и он им говорит: “Ну, вот теперь живите вместе”. То есть здесь семью создает слово старейшины.

    Также и государство как особый социальный институт регулируется конституцией или системой договоров; или армия как социальный институт регулируется уставом и системой правил и распоряжений.

    Можно сказать, что в отличие от других социальных общностей и групп, таких как класс, или деление на мужчин и женщин, или по месту жительства – городское и сельское население и т.д., в основе социального института лежит слово, некий сознательный акт. Поэтому социальный институт можно определить следующим образом.

    Социальные институты есть исторически сложившиеся формы сознательной совместной деятельности людей.

    Любой социальный институт характеризуется двумя признаками.

    Первый . Удовлетворение определенной социальной потребности. Например, русское государство возникло первоначально из военных дружин, которые создавались для отражения набегов степных кочевников. Эти дружины обеспечивались населением за счет добровольных пожертвований. Постепенно дружины превратились в постоянное войско, возглавляемое князем, который уже принудительно стал собирать налоги с сельских общин на свое содержание и постепенно начал регулировать жизнь этих общин на основе указов и законов.

    Семья призвана удовлетворить потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, в регуляции отношений между полами и т.д. Институт образования обеспечивает подготовку грамотной рабочей силы для общественного производства и передачу культуры данного общества новому поколению.

    Второй . Социальный институт есть некое надындивидуальное образование с собственными законами развития. Например, армия есть нечто большее, чем совокупность людей, одетых в определенную форму; она может действовать как одно целое, в котором конкретный индивид уже не принадлежит самому себе. Можно сказать, что социальный институт есть некая человеческая машина, то есть машина, состоящая из людей, где каждый выполняет определенную, предписанную ему функцию.

    Такой же машиной, состоящей из людей, выступает, например, такой социальный институт, как система здравоохранения. В ней индивиды – врачи, работники соответствующих служб, министерства, департаментов должны выполнять определенные функции. Даже семья как особый социальный институт тоже может быть представлена как особая машина для воспроизводства человеческого рода, и индивиды здесь тоже не предоставлены самим себе, но выступают как муж, жена; тот и другой несут определенные обязанности.

    При рассмотрении социального института как системы мы выделяем следующие его три элемента.

    Первый – это совокупность ценностей, норм, идеалов и образцов поведения. Они обеспечивают единство деятельности людей, ее согласованность, стабильность данного института. Например, врачи дают так называемую клятву Гиппократа; в армии есть акт принятия присяги, есть, может быть, негласный кодекс чести офицеров, нормы поведения работника государственной службы и т.д.

    Второй − деятельность по специальному обучению, идеологическая работа с индивидами и т.п. − так называемая интернализация норм, ценностей и образцов поведения, то есть перевод их во внутренний мир личности. Люди должны выполнять свои функции не как нечто внешнее и принудительное, но как то, что они сами признают необходимым и правильным. Например, в армии проводится определенная работа с личным составом, чтобы солдаты, офицеры и другие военнослужащие сознательно вели себя в соответствующих ситуациях так, как от них требуется.

    Или в школе с подростками проводятся специальные занятия по воспитанию соответствующих качеств, которые бы обеспечивали возможность и способность учеников быть в будущем хорошими супругами.

    Можно сказать, что нормальное функционирование социального института предполагает определенное идеологическое воздействие на членов данного института.

    В западных крупных фирмах проводятся особые мероприятия по воспитанию у работников патриотизма по отношению к данной фирме. Праздники отмечаются вместе, так что за одним столом сидят представители высшей администрации, сам глава фирмы, среднее звено, работники низовых звеньев (ночные уборщики, вахтеры и т.п.). Произносятся речи, жмут друг другу руки. Считается желательным одеваться в одежду, которую производит фирма, или покупать автомобили только своей фирмы; везде висят лозунги типа “Наша фирма – одна семья”. Отмечаются дни рождения у работников, причем крупный начальник пожмет руку работнику, похлопает по плечу, спросит, как жена и детишки; подарит авторучку и т.п.

    Третий − организационное оформление социального института. Институт − это совокупность определенных подразделений и служб, связанных между собой по вертикали и горизонтали.

    Так, институт образования состоит из различных министерств, которые сами состоят из различных подразделений и служб, которые контролируют учебные высшие и средние заведения, которые в свою очередь регулируют деятельность преподавателей, учителей, обслуживающего персонала. Ко всему этому прилагаются определенные материальные ценности – здания школ, департаментов, все эти здания начинены оборудованием, бухгалтериями, которые регулируют финансовые потоки и т.п.

    Это не значит, что есть обязательно единое начальство. Может существовать совокупность учреждений, которые организационно не связаны друг с другом. Но они все объединены какими-то едиными документами, или законами, или уставами, общими исходными идеями.

    Скажем, в основе американского образования лежат одни исходные идеи – прагматизм, ориентация прежде всего на практические нужды. Поэтому в массовых школах учат ведению домашнего хозяйства, стенографии, спорту, как пользоваться противозачаточными средствами, а также определенным теоретическим знаниям. И лишь в особых, так называемых престижных дорогих заведениях дают более или менее серьезное образование, так как выяснилось, что для процветания нации достаточно, чтобы лишь около 5% населения было хорошо образованным.

    Российское образование, в том числе массовая школа, ориентировано на воспитание всеобщей интеллигентности и духовности. Поэтому главными занятиями являются не спортивные или по домашнему хозяйству, но освоение мировой литературы, в том числе русской – Достоевского, Толстого и т.д. Осваивают знания по квантовой физике, по высшей математике, которые в жизни никогда не потребуются 90% населения, но воспитывают определенную глубину мышления и достаточно широкий кругозор. Поэтому Россия и поставляет всему миру высококлассных математиков, лучших физиков, художников и т.п.

    Ранее мы говорили о том, что одним из признаков социального института является его нацеленность на удовлетворение определенной социальной потребности. В зависимости от того, о какой потребности идет речь, социальные институты можно подразделить на три главных вида.

    Политические институты. Это учреждения и организации, связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство, партии, армия, правоохранительные учреждения, профсоюзы, политические движения, в том числе различные женские, молодежные, расовые и национальные движения – за равноправие женщин, за права молодежи, национально-освободительные организации.

    Экономические институты.Это учреждения, занимающиеся хозяйственной деятельностью, финансами, распределением собственности и т.п. Сюда входят заводы, банки, торговля, рынок как особый институт со своей идеологией, ценностями и системными связями.

    На первый взгляд, рынок – это то, что развивается стихийно, без всякой идеологии. Рынок − это обмен товаров по стоимости, он действительно возникает стихийно и присутствует во всяком обществе. Но рынок как система экономических отношений, пронизывающая все общество и перестраивающая все его стороны жизни: правовую, семейную, психологическую и т.д., – такой рынок нуждается во внедрении в общественное сознание соответствующих ценностей, культурных норм и ожиданий, то есть в определенной идеологической обработке членов общества. Если этого внедрения не произошло, то и рыночные отношения не будут развиваться, они как бы будут присутствовать, но не в нормальном виде, а через криминализацию общества, через коррупцию и т.п. В западных обществах рыночные ценности внедрила в массовое сознание протестантская религия, возникшая в XVI веке. В российском обществе соответствующая идеология пока не возникла в качестве господствующей. Русское сознание до сих пор ориентируется на коллективизм, до сих пор считается, что не индивид сам себя должен обеспечивать, но это должно делать государство, или профсоюзы или еще кто-то. Еще не сформировалась в качестве массовой установка, что мне никто ничего не должен, и если я плохо живу, то я сам в этом виноват. Или как говорят американцы: если ты такой умный и хороший, то почему небогатый? В России до сих пор бедность не порок; считается, что если ты бедный, то значит добрый и честный.

    Наконец, третий вид − институты культуры и воспитания . Сюда входят образование, наука, художественные учреждения, семья.

    В реальной жизни один и тот же институт часто совмещает в себе деятельность по удовлетворению различных потребностей, и поэтому может являться одновременно как экономическим, так и культурным институтом; или экономическим и политическим институтом. Например, государство является субъектом как политической, так и экономической жизни. Семья является и хозяйственной, и воспитательной ячейкой общества.

    Некоторые социальные институты трудно отнести к какому-то виду: например, общество собаководов, или защиты окружающей среды, или филателистов, или общества вегетарианцев, любителей восточной музыки и т.п. Но в принципе и они могут бороться за расширение своего влияния в обществе и в этом смысле участвовать в распределении власти, то есть могут приобретать характер политического или полуполитического движения.

    Экономические институты в борьбе за существование и выживание в конкурентной среде могут тоже приобретать политические черты. Например, хозяйственники, интересам которых противоречит проводимая государством налоговая политика, могут создать политическое движение, чтобы обеспечить присутствие своих представителей в парламенте и влиять на принятие государством законов.

    Поэтому можно сказать, что политические институты, во всяком случае в современном обществе, играют ведущую роль.

    Перейдем к рассмотрению такого социального института, как семья . Семья возникает вместе с человеческим обществом. В основе появления семьи, как и всякого социального института, лежит некоторый сознательный акт, один из тех, с которых началось существование человека в качестве человека. Вообще, возникновение человека не очень понятно. Все началось не с использования орудий, то есть не каких-то материальных вещей, но с сознательных актов – с самозапретов. Например, с запрета ходить на четвереньках. Тот, кто не выпрямлялся, изгонялся из стада и тем самым обрекался на гибель. Решили вот так отличаться от животных. Мы не животные − и точка. И начался процесс формирования человечества. И лишь через сотни тысяч лет началось изготовление орудий.

    И семья началась с самозапрета: начали сами себе запрещать инцест, или кровосмешение; возник запрет на близость между близкими родственниками. Можно брать невест лишь из другого племени, чтобы отличаться от животных. Ясно, что в то время люди не могли осознавать отрицательные последствия инцеста, вести статистику отклонений от нормы среди череды поколений, тем более, что немногие доживали до возраста более 30 лет. Главным здесь было стремление не походить на животных.

    Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными. В европейской семье идеалом является моногамия, в семьях многих восточных обществ естественной нормой представляется полигамия. В европейских обществах супружеская неверность рассматривается как что-то отрицательное. В восточных обществах может вообще отсутствовать понятие супружеской неверности, особенно для мужчин. Например, в Японии муж имеет право отправиться в конце трудовой недели в ресторан с гейшами, которые затем приводят его домой, и жена благодарит гейш за то, что они занимались ее мужем. Ясно, что в России такая норма неуместна.

    Семья как социальный институт обладает обоими признаками, которые мы выделили раньше. Первый – удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

    Второй признак – семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

    При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская .

    Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно вместе проживают как минимум три поколения – дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

    У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

    Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности. Так как мужчина должен быть уверен, что все созданное им имущество и богатство перейдут именно к его детям, то женщина в таких семьях теряет свою свободу, она попадает под контроль: не должна, например, одна выходить из дома; за ней должны приглядывать, если муж надолго уезжает из дома, например, в военный поход, если он феодальный рыцарь. Чтобы была гарантия, что его дети – это его дети.

    Если продвигаться в глубь времен, то мы обнаруживаем в примитивных обществах так называемую матриархальную семью, когда родство ведется по женской линии, а не по мужской, потому что браки кратковременны, половые связи достаточно свободны и точно можно определить только мать ребенка. Здесь мужчина своим трудом обеспечивает не женщину, родившую ему детей, но своих сестер и их детей. И только с ростом богатства, создаваемым мужчиной, постепенно меняется форма семьи и совершается переход от матриархата к патриархату.

    Супружеская семья становится распространенной в ХХ веке. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи. Более старшее поколение тоже, как правило, живет отдельно и самостоятельно. Те и другие в то же время могут оказывать друг другу помощь как экономическую, так и моральную.

    В литературе по социологии понятия “социальный институт” и “социальная организация” либо отождествляются, либо противопоставляются, особенно когда социальная организация приравнивается к производственной организации или к трудовым коллективам. Мы будем исходить из того, что социальная организация есть особый вид социального института или может входить в социальный институт как его составная часть.

    Итак, будем отличать социальный институт от социальной организации. Сначала мы укажем их общие признаки. Социальная организация, как и социальный институт, всегда создается сознательно, на основе какого-либо документа, распоряжения, установления, приказа. То есть в основе социальной организации тоже лежит слово.

    Поэтому социальную организацию можно определить как объединение людей для определенной совместной сознательной деятельности.

    Социальная организация также обладает двумя признаками, общими для социального института. Она создается, во-первых, для удовлетворения определенной потребности. И во-вторых, всегда выступает в качестве системы. В этом смысле она тоже есть надындивидуальное образование, некая человеческая машина, работающая по собственным законам.

    Чем отличается социальная организация от социального института? Социальный институт ориентирован на удовлетворение определенных социальных потребностей. Эти потребности удовлетворяются через достижение конкретных целей, которые могут меняться, хотя сама потребность остается той же самой.

    Например, потребность в сохранении здоровья граждан удовлетворяется таким социальным институтом, как система здравоохранения – совокупность различных учреждений, в том числе соответствующих министерств, систем поликлиник, больниц, а также идеологическое воздействие на население, скажем, призывы “мыть руки перед едой”, “пить только кипяченую воду”, “практиковать безопасный секс” и т.д.

    Но для того, чтобы обеспечить воздействие на население перечисленными лозунгами, оказывается необходимым наладить производство соответствующих листовок и распространить их в трудовых коллективах, в общественном транспорте, разложить их в почтовые ящики в подъездах и т.д. А для производства этих листовок создается особый коллектив с со своим руководством, с исполнителями, с технологией и т.п. И этот коллектив, или социальная группа, будет называться социальной организацией.

    Или, например, есть социальная потребность в обеспечении населения обувью. Эта потребность реализуется через производство определенного вида обуви, скажем, модными стали ботинки с квадратным носком. И для производства именно таких ботинок создается предприятие, или прежнее предприятие переоборудуется, его работники переучиваются на новую технологию. Данное предприятие, то есть определенный коллектив, производящий именно данный продукт, будет социальной организацией.

    Но продуктом может быть необязательно что-то материальное. Скажем, нужно обеспечить продвижение Петрова в президенты в таком-то году. Под эту конкретную цель создается партия или движение, которое после выборной кампании может прекратить свое существование или перестроиться на другую конкретную цель. Вот эта партия тоже будет социальной организацией.

    Итак, отличие социальной организации от социального института состоит в том, что речь идет не вообще об удовлетворении определенной социальной потребности, но об удовлетворении социальной потребности определенным, конкретным способом. Теперь можно дать определение социальной организации.

    Социальная организация есть социальная группа, создаваемая для достижения конкретного результата в определенной области человеческой деятельности.

    Поэтому, например, банковская система данного общества будет социальным институтом, а конкретный банк по обслуживанию сельских предпринимателей определенного региона будет социальной организацией.

    Эта нацеленность социальной организации на определенную конкретную цель и достижение конкретного результата приводят к высокой степени формализации функций и способов деятельности. В них правила и нормы охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Специальные распоряжения предписывают ролевые действия каждого индивида независимо от его личностных свойств. Здесь тоже индивиды не принадлежат самим себе.

    Социальная организация включает в себя следующие элементы.

    Структура , которую можно определить как совокупность взаимосвязанных ролей и упорядоченных взаимоотношений между членами организации. В этих взаимоотношениях можно выделить в качестве важнейших отношения власти и подчинения .

    Цели , ради достижения которых осуществляется вся деятельность организации. Среди целей можно различать цели-задания , которые определяются вышестоящей организацией или изменившимися общественными потребностями. Например, предприятиям цели определяются министерством или диктуются рынком. Далее различаются цели-ориентации . Это цели, которые ставят перед собой сами члены данной организации, например, продвижение в карьере или материальное обогащение.

    Цели-ориентации могут соответствовать целям-заданиям, тогда организация работает наиболее эффективно. Но могут и расходиться, тогда организация начинает выполнять цели-задания чисто формально, сама же работает вхолостую.

    Наконец, можно различать цели-системы . Это – стремление самой организации как целого к самосохранению и саморасширению. Эти цели тоже могут совпадать или не совпадать с целями-заданиями. Может быть, с точки зрения общественного интереса нужно данную организацию распустить и заменить ее другой организацией или преобразовать ее в организацию с другими целями и другим назначением. Но это привело бы к тому, что многие отделы организации стали бы ненужными, какие-то работники, а может быть, и все ее члены должны быть уволены. И вот тогда организация начинает сопротивляться, создает видимость своей необходимости, начинает влиять на вышестоящую организацию, интриговать против тех, кто пытается ее распустить или перепрофилировать.

    Кроме перечисленных целей перед организацией могут ставиться (или она сама себе может ставить) промежуточные цели , которые служат средством для достижения конечных целей: например, укрепление дисциплины, создание системы морального и материального стимулирования работников, борьба за лучшие помещения, за более высокие ставки, за расширение штатов.

    Следующим элементом организации являются ее члены – совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать соответствующими знаниями, навыками, психологическими свойствами, опытом и т.д. Все эти качества должны позволять индивиду занимать определенную позицию в структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

    Следующий элемент – технология . Это совокупность методов достижения целей, ради которых создана данная организация

    Также особым элементом считается внешнее окружение организации. Чтобы нормально функционировать, организации должны иметь многочисленные связи с окружающим миром: другими организациями, вышестоящими или смежными, например, поставщиками, покупателями готовой продукции, правоохранительными организациями, пожарной инспекцией, политическими организациями и т.д.

    В структуре организации имеется в качестве особого звена управление . Управление осуществляет планирование действий и предвидение; организацию человеческих и материальных ресурсов; выдачу распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координацию действий работников и контроль за их поведением в соответствии с существующими правилами и нормами и т.д.

    По-видимому, невозможно точно перечислить функции управления в современных сверхсложных социальных организациях. Управление в настоящее время все чаще становится близким к искусству и высокой науке, где необходимость соответствующих знаний должна сочетаться со способностью чисто интуитивно находить единственно правильное решение.

    В современной социологии разрабатывается понятие бюрократии , которое отражает важные особенности современного учения об управлении социальной организацией.

    Бюрократия – это организация, в которой должности и функции индивидов образуют иерархию и подчиняются формальным правилам .

    Учение о бюрократии разработано немецким социологом Максом Вебером. Он выдвигает следующие важные ее черты:

    – индивиды действуют в рамках безличных иерархических отношений и соотносятся друг с другом лишь в соответствии своим должностям и постам;

    – продвижение по службе осуществляется по реальным заслугам или по старшинству на основе четких формальных критериев, независимо от суждений начальника;

    – индивиды нанимаются и работают на основе контракта.

    Эти черты характеризуют бюрократию как некий идеальный тип, как то, что должно быть. Важным условием этого является соответствие знаний и способностей конкретного работника его должности. Но реально вполне возможно расхождение между должностью и знаниями. Например, нижестоящий работник более образован или имеет большие знание в этой области, чем его начальник. И тогда приказы сверху могут не выполняться или выполняться формально, вся организация перестанет работать как слаженный механизм.

    Замечено также, что принцип строго иерархического построения организации более или менее применим при решении простых целей. Если же организация призвана решать сложные и неопределенные задачи, которые требуют и творческого подхода, то иерархический принцип построения оказывается неприменимым. Это означает, что веберовская модель бюрократии не является универсальной.

    Соц. орг. – это система отношений, объединяющих некоторое число индивидов (групп) для достижения определенных целей. В рамках соц. орг. действуют соц. группы, она оформляет их в коллектив. А. И. Пригожин определяет коллектив как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.

    Орг. представляет собой высший уровень развития соц. систем . В ней каждый член имеет свою позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда; это институциональное оформление соц. различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности.

    Обязательное условие соц. орг. – наличие общей цели .

    Основные черты соц. орг. , определяющих организационный порядок (Пригожин): 1) орг. одновременно являются средством и инструментом обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для наиболее быстрого и эффективного достижения цели; 2) это сложная система связанных между собой соц. позиций и ролей входящих в нее членов, кот. распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам; 3) орг. строятся по вертикали (состоит из управляющих и управляемых подсистем) и по горизонтали (регулируются управляющей системой) на основе разделения труда; 4) управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов орг.

    Эффективность соц. орг. объясняется возникновением эффекта синергии , то есть приростом дополнительной энергии, превышающим сумму индивидуальных усилий их участников.

    Совр. рос. социологи выделяют следующие виды соц. орг. : 1) деловые орг., членство в кот. обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.); 2) общественные орг., представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.); 3) промежуточные орг., сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.); 4) ассоциативные орг., возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

    Типология орг. по отраслевому признаку : промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные др.

    Наиболее распр. типология орг.: формальная (ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах) и неформальная (стихийно возникающая и действующая в орг. на уровне малых групп).

    14. Социологическое понятие личности. Структура личности

    Проблема социологии личности – одна из актуальнейших тем современной науки, однако еще до сих пор недостаточно исследованных. Понятие «личность» употребляется как в научной лит-ре, так и в повседневной жизни. Социологи изучают наиболее общие, устойчивые черты личности, усваиваемые ею в процессе формирования и проявляющиеся в социально-организованной деятельности. С социологической точки зрения личность – одновременно продукт общ. отнош. и субъект общ. жизни.

    Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Эти термины близки, но не тождественны. Человек – понятие самое общее, это «высшая ступень живых организмов на Земле», существо биосоциальное. Индивид понимается как человек сам по себе, без взаимодействия с другими членами соц. общности. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность » вводится для подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность может быть описана и понята только в системе отношений, складывающихся между людьми.

    В социологии личность определяется как : 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    Основными характеристиками личности являются ценностные ориентации, направленность личности, нравственность, мораль. Ценностные ориентации определенная система ценностей, сформировавшаяся в процессе ознакомления человека с окружающей его действительностью в связи с активным вхождением и включением человека в эту действительность.Направленность личности – это эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты отношения человека к обстоятельствам жизнедеятельности. Направленность личности включает совокупность устойчивых интересов, склонностей, убеждений и мотивов, определяющих характер и целеустремленность деятельности человека. Нравственность – проявление потенциальной универсальности человека в установлении отношений к другим людям и к самому себе на основе осознания социального смысла решений, поступков и деятельности. Мораль – внешняя целесообразность поведения и действий индивида как члена социальной группы и конкретная система общих требований и норм поведения, обязательная для каждого члена данного общества.

    Личность имеет три взаимосвязанные структуры .

    Нейрофизическая структура – генетические, природные субстанциональные функциональные качества и способности, биогенные, психофизические, психомоторные свойства индивида, развиваемые в процессе жизнедеятельности и обеспечивающие индивидуально-конкретный стиль поведения и деятельности человека. Они отражаются в его темпераменте, типе вышей нервной деятельности индивида, в индивидуальном стиле поведения.

    Социальная структура определяется социальными ролями и опытом деятельности человека в определенной социальной среде, накоплением знаний, умений и навыков социального взаимодействия и подкрепляется энергетикой индивида.

    Психическая структура – высший уровень личности, информационный комплекс духовных устремлений, ценностных ориентаций и нравственности, включающий направленность личности, индивидуальные влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, этические принципы и мировоззрение человека.

    Развитие и формирование личности фундаментально связано с развитием культуры общества и личной культуры индивида. Культура – совокупность исторически развитых идей, связанных с удовлетворением жизненных потребностей и воплощенных в целесообразно произведенных духовных и материальных ценностях, определяющих образ и стиль общественной жизни людей.

    Билет №15. Карпылатова Инна

    Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки, разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Каждый социальный статус предполагает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным , или интегральным чаще всего обусловлен должностью (например, директор, профессор). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

    Предписанный статус - принадлежит человеку вне зависимости от усилий и заслуг личности. Обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

    Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

    Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.).

    Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе, поэтому является структурным элементом социальной организации общества, обеспечивающим социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему.

    Социальная организация обществ может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

    Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных (общественных и личных) отношений. Или - поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.

    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

    Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом .

    Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

    Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

    Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

    Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

    Билет №16. Сущность и основные этапы процесса социализации.

    Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

    Первичная социализация

    Семья. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации, относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение, как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

    Школа. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

    Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

    Ресоциализация - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

    Работа. Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

    Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

    Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.