• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дуалистическая монархия

    При данной форме правления власть носит двойственный характер. Она юридически и фактически разделена между правительством и монархом (правительство формирует монарх), и парламентом. Эта монархия возникает при переходе общества из феодальной формации в буржуазную, при этом «Наследственный монарх выражает интересы феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии». Парламент чаще всего наполовину формируется монархом (в основном верхняя палата), остальная же половина формируется представителями из народа.

    Большинство ученых, например О.В. Мартышин считают, что в дуалистической монархии все же большая часть полномочий принадлежит монарху, т.к. он имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента .

    Исходя из полученных выше данных можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

    ь высшая власть носит двойственный характер, т.е. разделена между правительством и парламентом;

    ь правительство формируется монархом и полностью подчинено ему;

    ь часть парламента формируется монархом, а часть народом;

    ь эта форма правления имеет место быть при переходе от феодальному к буржуазному обществу.

    Из примеров современных дуалистических монархий можно привести Марокко, Иорданское Хашимитское Королевство, Кувейт. Существует также позиция, что среди современных монархий дуалистических нет, т.к. «они продолжают оставаться абсолютными, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы».

    Парламентская монархия

    Парламентарная монархия как вторая разновидность ограниченной монархии возникает в государствах, перешедших к индустриальному строю, и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха .

    Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

    Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

    Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Считается, что едва ли не единственный для монарха способ не подписывать акт - это отречься от престола или, по крайней мере, выступить с подобной угрозой. Такой случай, например, имел место в Норвегии в апреле 1940 г., когда король Хокон VII использовал угрозу отречения от престола как средство давления на правительство .

    Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

    Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено .

    Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

    Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

    Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

    Анализируя роль монархии в государственном механизме Великобритании, В. Богданор отмечает, что монарх продолжает сохранять определенные прерогативы, роль которых возрастает в период конституционных кризисов. В повседневной жизни британскому монарху приходится не так часто самостоятельно осуществлять свои конституционные полномочия, поскольку в Великобритании сложилась двухпартийная система, а на парламентских выборах действует мажоритарная избирательная система, благодаря которой одна политическая партия способна добиваться парламентского большинства. В таких условиях нет никакой необходимости вмешательства монарха в политику .

    Как показывает практика Великобритании, а также некоторых других парламентарных монархий, влияние главы государства обычно возрастает в случае, когда ни одна политическая партия не располагает парламентским большинством и у монарха появляется определенная свобода при формировании правительства. Так, в 1957 и 1963 гг. победившая на парламентских выборах в Великобритании консервативная партия не смогла выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. В сложившейся ситуации решающее слово оказалось за королевой Елизаветой II, которая в 1957 г. поддержала кандидатуру Г.Макмиллана, а в 1963 г. - А. Дугласа-Хьюма.

    Роль монарха может оказаться достаточно весомой и в условиях, выходящих за конституционные рамки. Так, в 1981 г. попытки государственных переворотов были предприняты в Испании и в Таиланде. Их неудача во многом была обусловлена категорическим отказом монархов обоих государств поддержать заговорщиков .

    Традиционно парламентскими монархиями считаются и доминионы Великобритании - Австралия, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие. Английское слово «dominion» буквально означает «владение, владычество, власть». Британские доминионы - это бывшие колонии, фактически независимые государства. Главой доминионов официально считается английская королева, представленная назначаемым ею генерал-губернатором. Во всех этих странах действуют собственные парламенты и ответственные перед ними правительства, возглавляемые премьер-министрами. В этих странах номинальной является не только власть королевы, но и ее представителя - генерал-губернатора .

    Выше мною были рассмотрены основные виды монархий. Однако в современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, «выборная» монархия в Малайзии, «коллективная» монархия в Объединенных Арабских Эмиратах и монархия по праву «личной унии».

    1. «Выборная» монархия в Малайзии.

    Специфика «выборной» монархии заключается в том, что глава такого государства не наследует свой престол, а избирается на определенный срок. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

    Однако главой «выборной» монархии не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента. Монархом здесь может быть только один из «местных монархов» - правителей составных частей федерации.

    В Малайзии девять из тринадцати субъектов федерации возглавляются наследственными султанами, и только эти девять образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу короля и вице-короля. Их избирают, как правило, из соображений старшинства или длительности правления.

    Король и султаны выполняют, главным образом, представительские функции, но все вносимые в Конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

    Парламент Малайзии состоит из двух палат: нижней - Палаты представителей и верхней - Сената. Палата представителей комплектуется в результате всеобщих прямых выборов. Сенат состоит из избираемых членов и членов, назначаемых королем.

    Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с премьер-министром, которым становится лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей.

    2. «Коллективная» монархия в ОАЭ

    Объединенные Арабские Эмираты являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов - абсолютных монархий.

    Формально в иерархии государственного устройства данного государства высшее место занимает Высший Совет союза. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.

    Главой Объединенных Арабских Эмиратов является монарх, который избирается на пять лет из числа монархов каждого из эмирата. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем Высшего совета обороны. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Высшим советом, нормативные акты, принятые Советом министров. Кроме того он назначает членов дипломатического корпуса, высших гражданских и военных чиновников, объявляет амнистию либо подтверждает смертные приговоры.

    Исполнительная власть представлена Советом министров во главе с председателем, назначаемым на пост президентом и утверждаемым Высшим советом. К полномочиям правительства относятся разработка законопроектов и федерального бюджета, принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов.

    Законодательная власть в стране представлена федеральным Национальным советом, в состав которого входят представители эмиратов, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в том или ином эмирате.

    Национальный совет не является законодательным органом в полном смысле, поскольку не обладает законодательной инициативой. В его полномочия входит лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Совет также вправе наложить вето на любой законопроект. Однако в этом случае монарх все же имеет право принять закон после утверждения Высшим советом союза. Таким образом, Национальный совет, несмотря на то, что в Конституции описывается как законодательный орган, является скорее консультативным.

    Форма правления в Объединенных Арабских Эмиратах в какой-то мере напоминает «выборную» монархию в Малайзии. Здесь, точно также, глава государства избирается, однако все основные полномочия сосредоточены не в руках выборного монарха, а у Высшего совета союза.

    3. Монархия по праву «личной унии»

    Объединения монархических государств существуют в форме «личной унии». Она имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, «личная уния» прекращается.

    Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

    Примером монархии по праву «личной унии» является Канада. Официально главой Канады является королева Великобритании. Официальным представителем королевы является генерал-губернатор. Он назначается королевой по совету премьер-министра.

    Законодательная власть представлена Парламентом, включающим королеву (в ее отсутствие - генерал-губернатора), Сенат и Палату общин. Сенаторы не избираются, а назначаются генерал-губернатором. При этом полномочия Сената весьма ограничены, например, конституционные поправки могут быть приняты даже в обход Сената.

    Исполнительная власть представлена Тайным советом, члены которого назначаются генерал-губернатором, для того чтобы сформировать министерский кабинет, управляемый премьер-министром. Члены Кабинета имеют министерские должности и являются единственными членами Тайного совета, которым разрешено официально действовать от имени генерал-губернатора.

    Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

    Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Главой государства является император - «символ государства и единства нации». Японская Конституция 1947г. сводит реальную власть императора к нулю. Все действия императора: назначение премьер - министра, промульгация поправок к законам, созыв и роспуск парламента, назначение и отстранение от должности министров - могут осуществляться императором только с одобрения Кабинета министров (правительства) и Коккайя (парламента).

    Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии сессии, представительство за рубежом, подписание официальных документов.

    Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее и символичной монархией.

    Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория - 0.44 кв. км, население - около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. При нем (при Папе) существует законосовещательный орган (все та же Коллегия кардиналов). Самое интересное то, что Ватикан практически имеет свою Конституцию, а точнее сказать Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года.

    Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

    Но, перечисляя эти факты, следует иметь ввиду, что наличие государственности у такой страны как Ватикан является всего - лишь данью средневековым традициям Европы.

    В наше время существует проблема «богатый Север - бедный Юг», эту же тенденцию можно в той или иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер - парламентской.

    Из южных монархий в пример можно привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

    Власть в Брунее сосредоточена в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

    То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

    Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры - законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

    Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в «свободном волеизъявлении народа». В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

    Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, главой последнего является монарх. Все решения правительства подписываются исключительно монархом, отсутствует институт контрасигнатуры.

    Конституция 1952 г. наделяет короля правом: объявления войны и мира, ратификации договоров и соглашений, назначения выборов в нижнюю палату парламента, роспуска последней, назначения членов верхней палаты, и спикера, награждения титулами и наградами, отмены приговоров суда, подтверждения смертного приговора.

    Иорданское Хашимитское Королевство является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

    Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

    Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

    Роль Конституции выполняет основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана - ислам ибадитского толка). Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

    Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

    Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

    Юридически и фактически Нидерланды - конституционная парламентская монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

    Юридическое закрепление широких полномочий монарха на деле оказывается совсем иным: королева назначает премьер-министра, устанавливает министерства, назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября королева выступает на объединенной сессии парламента с докладом об основных направлениях государственной политики. Она (королева) руководит внешней политикой и имеет право помилования. Однако, все вышеперечисленные полномочия зачастую вместо королевы выполняют члены правительства.

    Выходит, что нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

    Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например, Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

    Главой государства является Король, в руках которого сосредоточена исполнительная, отчасти законодательная и судебная власть. Монарх в Свазиленде является главой правительства (Совет министров), назначает его премьер-министра и всех других членов правительства. Но интересен тот факт, что все министры должны быть еще и членами парламента. Это дает Королю существенные преимущества в законодательной сфере.

    Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - «монархия из нескольких монархий» или «Соединенные монархические штаты», так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

    Верховный правитель Малайзии выбирается главами штатов, которые образуют «Совет правителей». По Конституции 1957 г. Верховный правитель, избранный абсолютным большинством, частично обладает полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной сфере власти. В отношении первой он утверждает законы, изданные Парламентом, но одновременно он лишен права вето. В отношении исполнительной власти монарх не может назначать членов Кабинета министров (правительства), он может лишь координировать направления деятельности правительства своими указаниями.

    Но при всем при этом, у Верховного правителя Малайзии остается исключительное право назначения судей, представительства страны на международной арене, командования армией при военных действиях. Интересен тот факт, что все субъекты Малазийской Федерации обладают собственными Конституциями, а так же и широкими полномочиями, что делает Верховного правителя Малайзии «первым среди равных».

    Малайзия по своей сущности является уникальной монархией, так как во главе страны стоит аристократическая элита, выбирающая главу из своей среды. То есть малазийскую монархию можно обозначить как поликонституционную парламентскую монархию с характерными аристократическими признаками.

    Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

    Полномочия так называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

    Очень важен в Арабских Эмиратах такой демократический орган, как Федеральный национальный совет (ФНС). Он является совещательным органом при правительстве. В его компетенцию входит принятие государственного бюджета, а так же рассмотрение нормативных актов правительства. Очень интересен тот факт, что в состав ФНС входят представители народа из каждого эмирата; ну конечно же эти представители не являются простыми крестьянами или рабочими, они принадлежат знатным родам и династиям.

    Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов парламента и Президента, а так же частично основные права и свободы граждан.

    Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела эмиратов.

    Таким образом, в восточной части Аравийского полуострова находится уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или «монархической республикой». Причем абсолютно невозможно в данном случае отнести эту республику ни к президентской ни к парламентарной, т.к. в первом случае полномочия президента не слишком велики, а во втором органы парламента не имеют своего четкого очертания.

    Еще одной интересной особенностью некоторых современных монархий является монархический федерализм, причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и например для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

    Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре.

    Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных. И данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.

    Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

    Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Буржуазные революции в XVII - XVIII вв стремились создать более умеренные, по сравнению с абсолютистскими, формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха. Прийти к нахождению компромиссов между классом феодалов и стремительно растущей буржуазией. В поздний период средневековья наличие монархии сопровождалось созданием парламентов (представительных учреждений «третьего сословия»). Возникла некая двойственность государственной власти. Несмотря на то, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, зачастую он был вынужден считаться с деятельностью парламента. Конечно, монарх имел огромную власть над парламентом: он мог наложить вето на его законы, назначать депутатов в верхнюю палату, мог и вовсе распустить парламент. Однако представительное учреждение в монархии выступает законосовещательным органом, с которым монарх был вынужден считаться.

    Конституционной монархии свойственно юридическое ограничение законодательной и исполнительной деятельности монарха.

    Монарх назначал правительство, которое несло ответсвенность перед ним, но зачастую деятельность этого самого правительства подвергалась критике и обсуждению в парламенте. Отсюда, несмотря на то, что правитель назначал главу и министров в правительстве, ответственность правительство несло перед парламентом, а не перед монархом.

    Все создающиеся монархом акты приобретают юридическу силу, лишь после того, как будут одобрены парламентом; и основаны они должны быть непременно на конституции.

    В конституционной монархии, правитель играет больше символическую роль; является представителем нации, народа, государства. Здесь будет очень уместно сказать, что он царствует, но не правит.

    В современной теории значительно снизилось критическое отношение к такой форме правления, как монархия. Основанием для этого послужил исторический опыт государств, потерпевших крах в использовании новых форм правления - военно-диктаторских, республиканских. Словом монархия вовсе не отжившая, не устаревшая форма правления. Её государствоведческий потенциал не исчерпан.

    В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: дуалистическую и парламентарную монархию.


    Первоначально формой ограниченной монархии была дуалистическая, которая также исторически являлась переходной формой от абсолютной монархии. Она характеризуется тем, что «наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями» .



    Признаки дуалистической монархии:

    Ø По конституции верховная власть разделена между правительством, которое избирается народом (законодательная) и монархом (исполнительная)

    Ø Король обладает правом наложения вето на решения парламента, создания законов-декретов, имеющих равную законам парламента юридическую силу

    Ø Правитель имеет право на роспуск парламента

    Ø Монарх назначает премьер-министров, правительства, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут ответственность только перед ним

    Некоторые учёные относят к дуалистическим сословно-представительные и феодальные государства, существовавшие в средние века в Западной Европе. В настоящее время классический дуалистических монархий не существует. Хотя нередко к ним относят Бутан, Иорданию, Монако, Люксембург и пр. В Российской Империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905-1917 гг.

    В Конституции Иордании 1953г. говорится, что верховная власть разделена между королём и парламентом. Властные полномочия преобладают у монарха. Король есть глава государства и не несёт ответственности за свои действия (ст. 30). Титул короля передаётся по наследству, согласно Конституции, по принципу майората (от отца к старшему сыну, по мужской линии) (ст. 28). Существуют некоторые требования, которыми должен обладать претендующий на престол: он должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

    Законодательная власть, согласно конституции Иордании, принадлежит Национальной ассамблее, состоящей из Сената и Палаты депутатов.

    Король является главой исполнительной власти. Он провозглашается представителем страны на международной арене: заключает мир, объявляет войну. Иными словами он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании.

    Судебная власть в Иордании, провозглашена независимой, но король вправе даровать прощение и ужесточать наказание. Ни одна смертная казнь не осуществляется без одобрения Короля. Монарх имеет право назначать на должности судей и снимать их с этих должностей.

    На первый взгляд можно сказать, что Иорданское государство очень схоже с дуалистическим, но на самом деле оно не является таковым на все сто процентов. Т.к. правительство несёт ответственность не только перед своим Королём (ст. 49) , но и перед Палатой депутатов (ст. 51).

    Дуалистическая монархия является переходной формой правления, эволюционирующая в сторону парламентской монархии или республики.

    Монархия дуалистическая. Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существуют одновременно два политический учереждения- монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть.

    Эта двойственность дуализм выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет реальные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает.

    Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании,Кувейте,Марокко. 2.4.Парламентарная монархия. В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством.

    Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, распологающей большинством мест в парламенте точнее в нижней палате парламента. Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство- правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности индивидуальной или коллегиальной перед монархом не несут.

    В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парлементским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы. В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрасигнуются соответствующим министром.

    Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической силы. В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента. Наиболее типичным примеров парламентарной монархии является современная Великобритания.

    Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, однако в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишина каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле король не может поступить неправильно. В силу английской неписаной конституции все полномочия по осуществлению исполнительной власти принадлежат монарху, однако на практике роль его в подавляющем большинстве случаев носит чисто номинальный характер.

    Правительство его величества формируется парламентским путем и сохраняет свои полномочия только до тех пор, пока оно опирается на большинство в палате общин. На должностьпремьер-министра монарх может назначить только лидера победившей на выборах партии. Состав кабинета определяется премьер-министром.

    Все полномочия короля в отношении парламента роспуск парламента, назначение лордов, тронная речь осуществляется только по предложению кабинета. Вся нормотворческая деятельность монарха осуществляется также по воле кабинета. Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось существенных пережитков феодализма Великобритания,Бельгия,Дания,Швеция,Норв егия,Канада,Япония,Австралия, Новая Зеландия и др 2.5.Республика. Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

    Признаки республики. 1.Наличие высших выборных органов власти. 2.Возможность участия граждан в управлении делами государства. 3.Разделение властей. 4.Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. 5.Высокий авторитет судебной власти. 2.6.Президентская дуалистическая республика.

    Президентская дуалистическая республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоритически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Наряду с указанным объединением главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями внепарламентский метод избрания президента внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственностиотсутствие у президента права роспуска парламента.

    Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства возможности применять в отношении общенационального правительственного учереждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах.

    Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система. Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа сдержек и противовесов, согласно которому президент, конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга.

    Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи главой исполнительной власти, он формирует правительство- кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности кабинет перед конгрессом не несет.

    Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее- это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормаустанавливающим органом. Конгресс является носителем законодательной власти, но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса.

    В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти.

    Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями. Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

    В настоящее время президентские республики существуют в США,Колумбии,Бразилии,Мексике,Панаме,Бол ивии и др. 2.7.Парламентарная республика. Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате.

    Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

    Глава государства в парламентской республике избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

    Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свои действия перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие.

    Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством. Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии,Ирландии,Исландии,Индии,Израил е,Ливане, Турции и некоторых других.

    В Италии монархическая форма правления была отменена в результате июньского референдума 1946 года. Конституция 1947 года оформила установление парламентарной республики. Конституция провозглашает Италию демократической республикой, основанной на труде. Президент республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. Президент, как глава государства и представитель национального единства, наделяется конституцией достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики.

    В сфере законодательной президент обладает правом созыва парламента на черезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет президенту право вето. Президент республики, гласит ст. 74 конституции может до промульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения. Если палаты вновь одобрят закон, он должен быть промульгирован. Все акты президента нуждаются в контрасигнатуре предложившего их министра, который несет за них ответственность.

    Конституция особо оговаривает ст 89, что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью председателя совета министров. Конституция предоставляет президенту право участия в формировании итальянского правительства. Итальянское правительство формируется парламентским путем. Особенностью итальянской парламентарной республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами. 2.8.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Формы государства

    Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в.. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Как видно из содержания предыдущей главы, абсолютная монархия, хотя и продолжает действовать в качестве формы правления в некоторых государствах Востока, все-таки постепенно вырождается. Современные демократические веяния проникают в глубину монархической системы и разрушают ее изнутри. Чтобы не потерять власть и устоявшуюся форму правления, правители вынуждены идти на введение определенных ограничений против своей собственной власти. Наиболее распространенными способами являются дарование или принятие конституции: монарх дарует или народ принимает путем референдума. Так и формируется конституционная монархия. Но здесь важно заметить, что отсутствие конституции как единого документа не исключает возможность существования конституционной монархии. Под данным словосочетанием, в первую очередь, понимается не формальное наличие конституции, а реально установленный и действующий конституционный строй в государстве. Ярким примером может служить Великобритания. Конституция может в различной степени ограничивать полномочия монарха. Полностью, вплоть до того, что монарх «играет» лишь формальную роль в государстве (Великобритания), и формально, где власть правителя осталась прежней (Саудовская Аравия).

    Конституционная монархия -- форма правления, при которой власть монарха ограничена в некоторых или во всех сферах государственной власти таким образом, что он не обладает верховными полномочиями в данных сферах.

    Исходя из этого, мы можем сказать, что конституционная монархия служит своеобразным антиподом абсолютной. Разница бывает настолько велика, что иногда трудно отличить, где монархия, а где республика. Например, в последнее время все чаще ту же Великобританию стали называть «почти республикой». Однако истинный англичанин, услышав подобное выражение, может очень сильно обидеться, так как с национальными и религиозными чувствами людей нужно весьма аккуратно «обращаться», а шутить можно только лишь «со знанием дела».

    Конституционную монархию принято делить на два вида:

    1. Дуалистическая

    2. Парламентарная

    Рассмотрим каждый из видов более подробно.

    Дуалистическая монархия

    Исторически сложилось, что данная форма монархии служит переходной стадией от абсолютной к парламентарной. Дуалистическая монархия появилась в XVIII веке в результате компромисса между «растущей» буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества. В связи с этим, она обладает, примерно в равной степени, чертами и особенностями двух других видов монархии. Она является, образно говоря, синтезом между ними. Из этого следует вывод, что:

    Дуалистическая монархия - разновидность конституционной монархии, которой присущи черты как абсолютной, так и парламентарной монархий.

    Из определения становится понятно: чтобы разобраться и понять сущность такой формы монархии, нужно узнать, «чьих» черт больше в ней, какие из них преобладают.

    Начнем с тех, которые сохранились и успешно «перешли» от абсолютной монархии:

    Монарх имеет верховенство в судебной власти.

    Монарх имеет верховенство в исполнительной власти.

    Монарх формирует и контролирует деятельность правительства.

    Монарх издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом.

    Монарх имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.

    Монарх может распустить парламент.

    Монархия является наследственной.

    Выходит, что по сравнению с абсолютизмом, произошли не такие уж большие изменения. Правитель утратил свое влияние только лишь в законодательной сфере. Однако подобное ограничение, как показала история, оказалось весьма существенным.

    Черты, присущие парламентарной монархии, следующие:

    Монарх не имеет право самочинно вводить новые налоги.

    Монарх не имеет права изменять старые и вводить новые законы без согласия на то парламента.

    Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными.

    Внесение подобных изменений в строй абсолютной монархии требовала богатая буржуазия, которая стремилась усилить свою власть в государстве и расширить свои полномочия. Самым главным рычагом влияния парламента на действия монарха стало то, что парламент утверждал государственный бюджет. Это говорило, о том, что правитель утрачивал единоличную экономическую власть, а также не мог расходовать средства государственной казны по своему личному усмотрению или, тем более, в личных целях. Но поскольку бюджет утверждается только один раз в год, то время влияния парламента на монарха весьма недолгосрочно.

    В других государственных сферах также есть разграничение влияния между монархом и парламентом, но они не столь значительны.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в дуалистической монархии, несмотря на присутствие и значительное влияние черт парламентарной, превалируют характерные особенности абсолютизма. Как правило, в чистом виде такая форма монархии долго не существовала. Она постепенно приобретала черты парламентарной и, с течением времени, переходила в нее. Однако все же есть государства, в которых установлена чистая дуалистическая монархия, это: Иордания, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты. Существует также ряд отдельных стран, где дуалистическая монархия «смешалась» с парламентарной, то есть приобрела ее характерные черты, но способ управления государством практически не изменился или вовсе остался прежним. К таким странам мы относим: Марокко, Иорданию, Таиланд, Непал, а также Малайзию.

    Если говорить о роле монарха, то, по сравнению с абсолютизмом, его незыблемый авторитет и государственная значимость снизились. В первую очередь это выражается в том, что у народа появилась альтернатива действующей власти в «лице» парламента. Появляется определенная свобода действий в культурных и других государственных сферах. Политический режим характеризуется как авторитарный. Но главное, что есть в монархии, остается не тронутым - монарх остается «объединяющим началом» и символом единства и нерушимости государства.

    исторически первая форма ограниченной, конституционной монархии, когда власть короля была ограничена парламентом, но управление страной осуществлял монарх, назначавший министров, ответственных только перед ним, а не перед парламентом. Король обладал правом издания нормативных указов, значение которых зачастую равнялось закону. В современную эпоху конституции не говорят о Д.м., хотя, по существу, ее элементы имеются в Иордании, Марокко, Непале, Кувейте (на деле это абсолютная монархия, хотя в Кувейте действует Конституция и избираемый меньшинством населения парламент). В.Е. Чиркин

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ

    лат. dualis - двойственный) - разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистических и парламентарных форм правления лежат идеи Ж.-Ж. Руссо о единстве верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

    Заметный подъем авторитета парламента вызвал к жизни политическую теорию смешанной монархии, в частности, учение Дж. Фортескье об особой форме суверенитета в Англии, которым король и парламент облечены совместно: монарх не должен самочинно обременять подданных налогами, изменять и вводить новые законы без согласия парламента.

    Д.м. появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.