• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Издается с 1995 года (до 2005-го носила название «Бульвар») на русском языке. Тираж одного номера - 570 тыс. экземпляров. Читателями еженедельника являются более 2,5 миллионов человек. Кроме Украины, газета отдельно издается в США , а также распространяется в России , Израиле , Испании , Италии , Германии , Португалии , Австралии и ряде других стран. Редакционный совет «Бульвара Гордона» с 1998 года возглавляет поэт, прозаик, публицист Виталий Коротич .

    История

    Газета «Бульвар» была основана в 1995 году Дмитрием Гордоном , который и стал её главным редактором . Гордон является одним из немногих пишущих редакторов на Украине . Название еженедельника, как вспоминал Гордон в 2000 году, появилось благодаря певице Маше Распутиной .

    В 2005 году Дмитрий Гордон прекращает выпуск газеты «Бульвар» и основывает новое издание - «Бульвар Гордона».

    Издание публикует истории из жизни звезд искусства, политики, науки, спорта. В каждом номере выходит интервью (зачастую - частями) Дмитрия Гордона с выдающимися современниками.

    В редакционный совет «Бульвара Гордона» входили Борис Андресюк , Олег Базилевич , Олег Блохин , Валерий Борзов , Михаил Боярский , Нани Брегвадзе , Сергей Бубка , Леонид Буряк , Анатолий Бышовец , Роман Виктюк , Тамара Гвердцители , Павел Глоба , Станислав Говорухин , Андрей Данилко , Армен Джигарханян , Иван Драч , Евгений Евтушенко , Леонид Жаботинский , Анатолий Кашпировский , Вахтанг Кикабидзе , Иосиф Кобзон , Игорь Крутой , Валерий Леонтьев , Борис Немцов , Гавриил Попов , Сергей Поярков , Эдита Пьеха , Александр Розенбаум , София Ротару , Никас Сафронов , Ян Табачник , Вилли Токарев , Аллан Чумак , Александр Швец , Андрей Шевченко , Михаил Шемякин , Николай Шмелёв , Нестор Шуфрич .

    12 ноября 2012 года в редсовет вошли Владимир Буковский , Александр Невзоров и Сергей Хрущёв .

    До последних дней своей жизни в состав редакционного совета входили Василий Алексеев , Людмила Гурченко , Муслим Магомаев , Евгения Мирошниченко , Валерий Золотухин , Николай Мозговой .

    С 1998 года редакционный совет возглавляет Виталий Коротич . Накануне 6-летия «Бульвара», в 2001 году, Дмитрий Гордон так говорил о приходе Коротича в коллектив :

    Члены редакционного совета определяют стратегию развития газеты и рецензируют материалы

    Кроме того, члены совета ведут авторские колонки в издании и помогают Гордону встретиться с известными собеседниками. Дмитрий Гордон утверждает, что редакционный совет «Бульвара Гордона» - явление уникальное, «такого нет больше нигде в мире» .

    Авторский коллектив

    Прочие сведения

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Бульвар Гордона"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Бульвар Гордона

    – Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
    Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
    – Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
    Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
    – Кто это? – спросил Борис.
    – Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
    – Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
    На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

    На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
    – Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
    Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
    – Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
    Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
    – Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
    – Изволь, ваше благородие…
    Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
    Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
    – Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
    Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
    – Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
    – Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
    Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.
    – Les huzards de Pavlograd? [Павлоградские гусары?] – вопросительно сказал он.

    Прикрываясь журналистским удостоверением, известный телеведущий и редактор фактически является главарем организованной преступной группировки. Специализация которой - мошенничество. Многомиллионное состояние семьи Гордона сколочено на горе десятков тысяч обманутых им украинцев.

    О том, как это происходит - в ближайшие дни. А сегодня...

    В «Аргумент» за помощью обратилась группа народных целителей.

    «С открытым письмом к вам обращается группа людей, которые на протяжении 5 - 18 лет были сотрудниками Центра народной медицины «Доля» (адрес: г. Киев, ул. Введенская, 26. оф.1). Дмитрий Гордон - редактор еженедельника «Бульвар Гордона» (адрес г. Киев, ул. Введенская, 26. оф.1) - негласный владелец этого центра.

    Работники ЦНМ «Доля» - целители, знахари, гадалки, ясновидящие, парапсихологи, а также реализаторы «Шилентин», КСД, пирамиды Ю Шинсе и другие.

    В 2008 - 2009 годах, принципиально разойдясь с политикой масштабного обмана обращающихся за помощью в ЦНМ «Доля» граждан, насаждаемой Дмитрием Гордоном, мы прекратили с ним всякое сотрудничество. После чего получили все необходимые для частной практики документы и стали работать самостоятельно. С этого времени Д.Гордон перепробовал на нас множество грязных, агрессивных методов недобросовестной конкурентной борьбы, запугивания и угроз.

    Мы не просим вас защищать наши бизнес-интересы или быть арбитрами в этом скандале. Мы просим донести до людей правду и рассказать, «кто есть кто».

    Поскольку Дмитрий Гордон всячески отрицает свою причастность к ЦНМ «Доля» и делает все возможное, чтобы сограждане воспринимали его исключительно как редактора, журналиста и телеведущего, мы считаем необходимым, чтобы ваше профессиональное сообщество было проинформировано об истинных причинах и мотивах поступков этого глубоко непорядочного человека. Который злоупотребляет правами и удостоверениями журналиста.

    С начала 2011 года в городе Киеве, Херсоне, Львове, Николаеве, Днепропетровске, Одессе, Ивано-Франковске, Донецке, Макеевке, Черкассах, Запорожье, Алчевске, Луганске перед входом в офисы, в которых нами ведется прием клиентов, появились люди, имеющие при себе удостоверения журналистов «Бульвара Гордона» (иногда это наши бывшие коллеги по ЦНМ «Доля»). У них есть сопроводительное письмо от главного редактора на проведение якобы «журналистского расследования» и опроса граждан о деятельности гадалок, целителей, знахарей и т.д.

    То, что Дмитрий Гордон, более 20 лет зарабатывающий сверхприбыли в этом бизнесе, решил «расследовать» и «разоблачать» именно этот вид деятельности, лучше всего демонстрирует двуличие, лживость, цинизм этого человека. И попытку с помощью СМИ манипулировать общественным мнением.

    Мы можем предоставить достаточное количество видео, аудио, фото материалов, письменные заявления граждан, свидетельства сотрудников офисов и правоохранительных органов, чтобы доказать, что на самом деле единственное, чем занимаются эти псевдо-«журналисты» - препятствуют нам вести предпринимательскую деятельность.

    Удостоверения журналистов Гордону и его подчиненным нужно исключительно для того, чтобы, прикрываясь ими, находиться у наших офисов. Якобы с целью «задать вопрос» подходить к нашим клиентам, оговаривать нас, клеветать, давать людям ложную информацию, называть «мошенниками» и «шарлатанами», отговаривать людей идти к нам на приём. И, в большинстве случаев, направлять людей к своим целителям, которые работают под вывеской «ЦНМ «Доля».

    Для нас очевиден ответ на вопрос, почему «криминальное журналистское расследование» касается только тех, кто ушел от Гордона и не захотел ему платить поборы?

    Почему, пока мы работали на Гордона, были «великими», «легендарными», «знаменитыми», а когда ушли - стали для него «мошенниками», «шарлатанами», «аферистами»?

    В ЦНМ «Доля» работает более 50 целителей, ясновидящих и провидцев, по 2-3 человека в каждом городе Украины. Зачем же тратиться на «раскрытие преступной деятельности», гоняясь за нами по всей Украине, если «Бульвар Гордона» и «Доля» находятся в одном помещении?

    Почему «расследование» не коснулось гадалки Виты, контактёра Петра и ясновидящей Наины, родной сестры жены Гордона, широко рекламируемых «Бульваром»?

    В газете «Бульвар Гордона» №44 (340), за ноябрь 2011 года вышла «разоблачительная» статья, плод 11-месячного «журналистского расследования». Оскорбительная статья с очень непристойными выражениями в наш адрес. Но люди с удостоверениями журналистов газеты «Бульвар Гордона» по-прежнему стоят у нас под офисами, буквально отлавливают наших клиентов, отговаривают идти на приём к нам, обзывают нас мошенниками. И по-прежнему направляют к своим гадалкам.

    Вызывает недоумение и возмущение факт, что в то время, когда многие журналисты отстаивают свободу слова и противодействуют цензуре, Дмитрий Гордон, уверенный в своей безнаказанности, пользуется их достижениями для сведения личных счетов и приумножения своего личного благосостояния.

    (Всего 7 подписей)

    О том, как псевдо-журналисты Дмитрия Гордона блокируют работу «раскольников» на ниве целительства, можно посмотреть на этом видео:

    «Аргумент» приступает к разработке ОПГ Гордона. Будем благодарны за любую информацию, документы, фото и видео, разоблачающие мошенника и возглавляемое им преступное сообщество.

    Продолжение следует.

    «Мне интересны статьи - исследования о современной журналистике, что это за профессия и о ее роли в обществе, а особенно: что нужнее читателю - опусы журналистов-романистов (побольше строк и «перепева») или журналисты-реалисты (побольше свежих фактов)».

    С такой просьбой обращается Kordah на Форуме «2000».

    Отвечаем на вопрос форумчанина на примере работы популярного еженедельника «Бульвар Гордона».

    «Без ретуши и глянца» - под таким названием вышла в свет новая книга Дмитрия Гордона. В ней собраны интервью с известными на постсоветском пространстве людьми, с которыми автор встречался на протяжении 2007 года.

    Таким образом под одной обложкой оказались артисты Элина Быстрицкая, Армен Джигарханян, Роман Карцев, Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, театральный режиссер Юрий Любимов, опальный олигарх Борис Березовский, бывший начальник охраны президента Ельцина генерал Александр Коржаков, писатель-экстремист Эдуард Лимонов, знаменитая спортсменка-фигуристка Ирина Роднина и супруга бывшего первого секретаря Компартии Украины Рада Щербицкая.

    Интересно, что данная книга - в послужном списке Дмитрия Гордона по счету 27-я! Число, надо сказать, немаленькое, а если принять во внимание, что учрежденный им в 1995-м еженедельник светской хроники «Бульвар» до сих пор остается одной из наиболее востребованных на Украине газет, то следует признать, что Гордон в украинском медиапространстве - явление отнюдь не случайное. Что это - всерьез и надолго. А потому, на наш взгляд, созрела необходимость для разговора о сущности такого явления современной украинской культуры, как Дмитрий Гордон и его «Бульвар».

    Чтиво высокого качества

    Начнем с мнения знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой, вынесенного в предисловие новой книги Гордона.

    «В похвалах я всегда лаконична, - говорит Элина Авраамовна, - поэтому скажу коротко: Дмитрий оказался порядочным человеком и очень талантливым, выдающимся журналистом, а превыше всего я в нем ценю то, что общество, посаженное на отравленную иглу низкопробного юмора и «Домов-2», он старается вернуть к подлинным ценностям».

    Но тут же возникает резонный вопрос: какое отношение имеет «Бульвар» - главное детище Дмитрия Гордона - «к подлинным ценностям»? Можно ли «бульварные» ценности считать подлинными? И что это вообще такое - «бульварный», «бульвар», «бульварщина»?

    Из словаря русского языка С. Ожегова можно узнать, что в переносном смысле слово «бульварный» означает «рассчитанный на обывательские, мещанские вкусы»; что «бульварщина» - это «антихудожественные произведения, рассчитанные на пошлые, обывательские вкусы». Вспомним также, что в советское время с этим явлением успешно боролись, дабы исключить проникновение его в искусство, литературу, СМИ. Все эти сферы находились тогда под бдительным контролем идеологии. Но ситуация изменилась, когда на смену жесткому идеологическому режиму пришли рыночные отношения. Пришли они не только в экономику, но и в искусство, литературу, СМИ, где на первое место выдвинулось стремление к коммерческому успеху. Вот тут-то и появился «Бульвар».

    На украинском медиарынке Дмитрий Гордон был первопроходцем, пионером. Особое внимание обращает на себя и выбор названия. Дело в том, что «Бульвар» естественно ассоциировался с «бульварным чтивом» и далее - с желтой прессой. Не думаю, что кто-то сознательно стремился утвердиться в таком статусе, а тут прямо открытым текстом - «Бульвар»! Бульварщина, желтизна - не хочется руки пачкать!

    Но вот парадокс: уровень этой «бульварщины» оказался гораздо выше подавляющего большинства остальных СМИ тогдашнего украинского медиарынка. И прежде всего по той причине, что материалы, публикуемые в «Бульваре», было интересно читать. Достигался же сей эффект за счет того, что Дмитрий Гордон отказался от принципа партийности, единственным ориентиром избрав стремление к естественной правде жизни. Конечно, не в полном объеме, а в том, в котором она ему открывается. И результат не заставил себя ждать: «Бульвар» молниеносно стал популярнейшей газетой Украины.

    В предисловии к новой книге Гордона скандально известный Лимонов утверждает следующее: «Люди - я это понял! - ищут правду, а она чаще всего неприглядна, а то и гнусна. Когда журналисты улыбаются и говорят обо всех хорошо, когда пишут то, что нравится окружающим, - это, по-моему, не журналистика, а шоу-бизнес, хотя, если бы мне заказали кого-то воспеть за достойное вознаграждение, не отказался бы: деньги-то всем нужны».

    В то же время на одном лишь стремлении резать правду-матку далеко не уедешь. Нужен еще профессиональный уровень. И в этом плане нужно отдать должное главреду «Бульвара». Не все, конечно, материалы его газеты были равноценны, но лучшими образцами он убедительно доказал: и «бульварное чтиво» бывает высокого качества. Посему и значение слова «бульвар» может быть освобождено от негативного переносного смысла и возвращено к первоначальному: «Бульвар - это широкая аллея на городской улице, обычно посредине ее».

    Здесь напрашивается параллель с авторами, работающими в жанрах, рассчитанных на массовое потребление. Зачастую им отказывают в причастности к изящной словесности, а то и к литературе как таковой. А вот Борис Акунин наглядно показал, что и в развлекательном жанре можно создавать шедевры, наполненные глубоким смыслом, дающие пищу и уму, и сердцу. Такие, к примеру, как трилогия о Пелагии. Да и наиболее читаемые российские детективщицы - Маринина и Донцова - популярность свою приобрели отнюдь не за здорово живешь. Все дело в таланте и профессионализме. То же с полным правом можно сказать и о «Бульваре» Дмитрия Гордона.

    Слово, прозвучавшее на всю страну

    Однако сколько бы мы ни ходили вокруг да около, но рассуждать о «Бульваре Гордона» и стыдливо умалчивать о главном его энергетическом источнике было бы верхом лицемерия. Что же это за источник?

    В интервью с известным театральным режиссером Романом Виктюком, вошедшем в книгу «Без купюр» (2007 г.), есть весьма показательный эпизод. Гордон спрашивает: «Что за история произошла в прямом эфире ОРТ, когда вам позвонила туда Пугачева?»

    Роман Виктюк отвечает: «Это была утренняя программа на Первом канале про желтую прессу: как Алла считает, «Бульвар Гордона» - желтая пресса... Что-то вы написали тогда про Киркорова - не помню уже что. Наверное, какую-то правду... Короче, идет передача, ведущий спрашивает, что у меня общего с «Бульваром Гордона», а я защищаю нашу газету, объясняю, почему она самая лучшая (или массовая - кто как хочет, так ее и классифицирует, но она очень этой стране нужна). Тут звонок, и я слышу знакомый голос: «К тебе обращается Алла Пугачева!»... Как понесла на меня, как наехала на «Бульвар»!.. От неожиданности я начал кричать: «Алла, ты сейчас не на кухне!» Потом взял себя в руки: «Вы же не домохозяйка. Тон нехороший. Почему вы не слышите, о чем я говорю?» Она опять что-то свое, и я не сдержался. «Молчать! - рявкнул. - Слушай меня!» Умолкла. Все, что хотел, я ей сказал, и тут мне показывают, что время уже закончилось. Вижу - на камерах красные огни погасли, и с радостью говорю... Нет, не могу это повторить, потому что ты все равно не опубликуешь. В общем, я сказал: «Старая...» - и на букву П, то есть манюрка, но в другом понимании. Дима, по ошибке (звук и изображение не отключили) все это пошло в эфир! Что началось! Руководители канала прибежали с шампанским и с коньяком, обнимают меня, целуют...»

    Что прежде всего обращает на себя внимание в этом уморительном эпизоде? То, что всеобщий восторг вызвал не сам смысл происходящего, не вопрос, из-за которого возникла описанная словесная перепалка, - а одно лишь слово , по неосторожности вырвавшееся у Виктюка и громогласно прозвучавшее на всю страну! Так вот, слово это и обозначает тот источник энергии, о котором мы говорили выше.

    Отметим, что в настоящее время вокруг этой темы сложилась довольно неоднозначная ситуация. С одной стороны, сохраняется табу, идущее как от советской эстетики и морали, так и от христианской, согласно которой все, что относится к сфере телесного низа, - изначально греховно. С другой - как утверждает в предисловии к книге Гордона режиссер Любимов: «нет тормозов» - «все, вплоть до порнографии и ругани матом на сцене, в эфире, на страницах газет и журналов, позволено». Итого, как считает мэтр, «для культуры сейчас наступили суровые времена, но дальше, подозреваю, будет еще сложнее».

    В чем же заключается сложность ситуации? А в том, что в связи с сохраняющимися табу на эротическую тему последняя являет собой весьма мутное неопределенное пространство, в котором кто угодно может ловить какую угодно рыбу. Тема эта дается на откуп поверхностным специфическим изданиям, в «серьезных» же открыто - прямым текстом - говорить на эту тему не принято.

    И в этом плане «Бульвар» Гордона занимает во многом уникальную позицию. Не будучи по определению изданием эротическим - это «еженедельник светской хроники», - он в то же время насквозь пронизан эротизмом. Не показным - глянцевым, гламурным - эротизмом, являющимся самоцелью, как в случае с «Плейбоем», «Пентхаузом» и иже с ними, но эротизмом жизненным, неотрывным от других жизненных аспектов.

    Первостепенная важность Эроса

    В книге «Без ретуши и глянца» одним из наиболее глубоких является интервью с выдающимся актером Арменом Джигарханяном - человеком воистину мудрым. «Был такой великий армянский живописец Мартирос Сарьян, - рассказывает Армен-джан, - который не оценивал: «Хорошо», «Плохо» - он говорил: «И так можно».., просто у всего, что происходит, есть бесконечное количество вариантов».

    А вот еще одна мысль Армена Борисовича, которая весьма кстати в нашей конкретной ситуации: «В свое время кого-то из хороших западных режиссеров спросили, что тот думает о советском кинематографе, и он ответил: «Это самое безнравственное кино». Наши изумились: «Как? Почему? Мы же реалисты, у нас все в телогрейках...», и он объяснил: «Вы закрываете глаза на естественные вещи, а это аморально».

    По сути это не что иное, как конкретное проявление одного из основных законов теории познания: «всякое представление или идея в своем максимуме заключает свое отрицание». Этот же закон выражен Гегелем так: «Всякая идея, продолженная до бесконечности, становится своей собственной противоположностью». В нашем же случае речь идет о том, что замалчивание эротического момента по якобы моральным причинам превращает такую мораль в аморальность. Потому как эротизм - основа жизни, и игнорировать его на ментальном (сознательном) уровне значит отворачиваться от великого множества проблем, возникающих на эротической почве, загонять их в глубокое подсознание, что чревато дальнейшими осложнениями.

    Думаю, что именно по этой причине - то есть учитывая первостепенную важность этого момента в жизни - Дмитрий Гордон столь много внимания уделяет эротике. В разговорах с именитыми своими собеседниками он так или иначе отдает дань Эросу. «Что вы чувствуете сейчас, на девяносто первом году жизни, - спрашивает он у Юрия Любимова, - когда мимо проходят восемнадцатилетние девчонки в коротких юбках? - Прилив бодрости! - отвечает мэтр. - На девушек приятно смотреть, особенно если все у них не чересчур, а то наденут джинсы, которые, того и гляди, упадут с бедер...»

    Тот же вопрос Армену Джигарханяну: «Когда мимо проходит девушка в короткой облегающей юбке, едва прикрывающей красивые длинные ноги, отзывается что-то в сердце?»

    А вот в одном из последних номеров «Бульвара» в материале, посвященном актрисе Наталье Бузько, размещена весьма занятная фотография. Это кадр из фильма Киры Муратовой «Два в одном», на котором еще один мэтр - Богдан Ступка снимает с Натальи трусы, выставляя на всеобщее обозрение главную ее прелесть. Совершенно однозначно, что именно этот кадр выбран неспроста - не на всех ведь, имеющихся в редакции, Наталья запечатлена в столь привлекательном виде! Просто Дмитрий Гордон сознательно либо подсознательно демонстрирует нам тот источник, который наполняет его жизненной энергией.

    И не только его. В «Словаре символов» Х. Э. Керлота читаем: «Наряду с мандорлой, Йони есть вход через врата, или зона взаимопроникновения, где пересекаются два круга. Дабы гарантировать выздоровление, индусы сооружают изображение Йони из золота и проходят сквозь него».

    А вот что в стихотворении «Конец прекрасной эпохи» писал известный поэт второй половины ХХ века Иосиф Бродский:

    Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
    к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
    видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
    И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
    но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
    тут конец перспективы.

    Но мы, имея в виду высший символический смысл, вынуждены отметить, что в данном случае нобелевский лауреат не находит его исключительно по причине собственной выхолощенности. И присущей ему ментальной гипертрофированности, которой, к примеру, совершенно не страдал французский художник ХIХ в. Гюстав Курбэ, создавая гениальную в своей простоте картину «Происхождение мира».

    А если спуститься еще ниже - символ, как известно, проявляется на всех уровнях, - то уместно будет вспомнить и Пьера де Бурдея, французского автора XVI- XVII вв., более известного как Брантом. В знаменитой его книге «Галантные дамы» читаем: «...Впервые же он сделал это по подсказке одной знатнейшей дамы, фаворитки короля, которая, глядя, как принц ублажает свою подругу, спросила его, видел ли он когда-нибудь ту часть ее тела, что дарит ему высшее наслаждение. Принц отвечал отрицательно. «Ну, значит, вы ничего не понимаете, - воскликнула она, - и не знаете толком, что именно любите; удовольствие ваше отнюдь не полно: надобно еще и видеть то, чем наслаждаешься!» Принц решил последовать ее совету, но дама застыдилась и сомкнула ноги; тогда вторая, подойдя сзади, опрокинула ее на кровать и крепко держала до тех пор, пока принц не разглядел все как следует и не облобызал всласть, ибо нашел сей орган и красивым, и желанным; и с тех пор без этой утехи уже не обходился».

    Три направления в эротизме

    И вот вам, как говорится, вопрос на засыпку: есть ли в приведенном отрывке из Брантома что-то непристойное? На мой взгляд, абсолютно ничего. И думаю, что Дмитрий Гордон со мной полностью согласится.

    Все эти цитаты мы приводим с двоякой целью. Во-первых, чтобы продемонстрировать глубину и традиции, в русле которых находится и «Бульвар Гордона».

    Во-вторых, таким образом мы подводим мысль к одному из основных неразрешенных вопросов той сложной ситуации в нашей культуре, о которой говорил Любимов.

    Как уже отмечалось, все дело в том, что в связи с выведением эротики на маргинес культурного пространства все в этом вопросе перепутано, свалено в одну кучу малу, в которой сам черт голову сломит. Потому и возникает множество конфликтов, в которых без ясных критериев разобраться невозможно.

    Вот, к примеру, обвинили в порнографии с применением каких-то санкций известного российского литератора Владимира Сорокина. Обвинители его отстаивают, дескать, моральные устои, защитники же - свободу самовыражения. Но имеет ли Сорокин отношение к порнографии? Для сравнения возьмем классический ее пример - фильмы, которые круглосуточно гоняют по порноканалу «Хаслер» - и что же: есть ли у этой продукции что-нибудь общее с произведениями Сорокина? Ничего, потому как порнопродукция имеет сугубо утилитарный прикладной характер, предназначена для массового потребления и, как правило, содержит изображение вполне естественных актов. Сорокин же изощряется в изображении чего-то особо вывернутого, извращенного.

    Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо отличать три основанных на эротизме, но совершенно разных по своей природе направления.

    1) Эротика, причем она может быть как возвышенной, так и весьма скабрезной (например, Барков). Определяющим здесь является совершенная природность в сущности (здоровый эротизм) и соответствие художественным требованиям в форме.

    2) Утилитарная порнография.

    3) Извращение, чья природа - в стремлении к разрушению гармонических законов, на которых зиждется жизнь, в отрицании духовной иерархичности (т. е. закона синархии), в попытке организованный космос превратить в бессмысленный хаос.

    Если исходить из этого, становится ясным, что тот же Сорокин не имеет отношения не только к эротике, но и к обычной порнографии. По своей сути Сорокин - извращенец, и понять его можно только путем постижения извращений, лежащих в основе его творчества. То же относится и к знаменитому его предшественнику, которого ныне стараются возвести в классики, - маркизу де Саду. Но если это классик, то классик чего? Правильно, классик извращения.

    Помимо всего прочего, извращение это заключается и в полном отрицании морали. И здесь мы сталкиваемся с зеркальным отображением уже приводимого нами закона диалектики: если мораль, полностью отрицающая эротизм, превращается в аморальное ханжество, то эротизм, полностью отрицающий мораль, превращается в антиэротичное извращение.

    Мораль, конечно же, необходима. Но она должна строиться не на неприятии эротизма как такового, а на неприятии, во-первых, извращения и, во-вторых, пошлости. И если второе сплошь и рядом поражает масскульт, то первое гораздо в большей степени присуще не «бульварщине», а тому, что принято называть «элитарным».

    Вот и «Бульвару Гордона», несомненно, присущ здоровый эротизм. Может, конечно, на его страницах проскользнуть и что-то подозрительное, но это что-то ни в коей мере не затрагивает главного - душевного здоровья Дмитрия Гордона. Наверняка именно этим моментом инспирирована фраза Элины Быстрицкой, приведенная выше.

    Галерея психологических портретов

    Стремление к подлинным ценностям прослеживается у Дмитрия практически во всех беседах, составивших последнюю его книгу. То и дело привлекают внимание моменты глубокие и злободневные. Упомянуть каждый из них нет возможности - для этого нужно цитировать всю книгу - поэтому остановимся лишь на том, что непосредственно продолжает наши мысли.

    Размышляя о низком качестве сегодняшнего телевидения, Армен Джигарханян говорит: «К сожалению, у людей просто выбора нет. Если вместо этого непотребства им станут чаще, условно говоря, читать стихи Пушкина, - да, первые три дня они будут выключать телевизор, но потом начнут проникаться.

    То есть аудиторию подтягивать надо, а не до нее опускаться?

    Обязательно - это почти так же необходимо, как проверять гланды...»

    О том же предмете рассуждает Роман Карцев: «Вообще такие вещи, в которых есть острота, правда какая-то, не приветствуются. Сейчас юмор в ходу бытовой, ниже пояса, причем не только мужчины, но и женщины себе его позволяют, и публика, к сожалению, на это идет... Кстати, не только в юморе нахальство идет сейчас на ура - вы видели Собчак в сериалах?

    Я вот хотел вас спросить: «Что об этой девушке думаете?»

    Ой, это ужас, дикая пошлость... Что она вытворяет!

    При том, что неглупая, образованная...

    И молодежь на это клюет, чем проблема еще больше усугубляется. «ДурДОМ-2», который Собчак ведет, - это же настоящий гадюшник!... Когда Ксюше было лет четырнадцать-пятнадцать и никто ее еще не знал, Анатолия Александровича укололи: мол, что происходит с его дочкой? Тот лишь вздохнул: «Не получилось». Бог ей судья, одним словом, а вот отец был уникальным человеком - высочайшей пробы интеллигент, мудрый и все, что хотите...»

    Совсем неожиданно упомянутый герой перестройки всплыл в беседе с генералом Коржаковым: «- А почему умер Собчак - его случайно не...?

    Может, это и было косвенным убийством, если довели до смерти умышленно: зная, что слаб сердцем и не равнодушен к женскому полу. Много ли ему надо: дали виагру - и достаточно. Сердечникам это средство для усиления потенции противопоказано.

    Ходили слухи, что Анатолий Александрович скончался на даме...

    Какие слухи - об этом весь Калининград знает!»

    Здесь опять-таки можно будет услышать обвинения в бульварщине, желтизне, копании в чужом белье и т. п., но я с этим совершенно не согласен. Дело в том, что обсуждаемые деятели - люди публичные, а если это еще и политики, от чьих действий и решений зависела судьба городов и целых государств, то грань между общественным и личным здесь совершенно стирается, и сведения об их частной жизни автоматически переходят в разряд исторического материала. И в этом плане значение книг Дмитрия Гордона неизмеримо возрастает.

    По этому поводу высказался Юрий Любимов. Вначале он не хотел давать добро на публикацию своего интервью - дескать, у него уже есть собственные «Записки старого трепача». Но затем передумал: «Смягчился я, когда посмотрел список героев Дмитрия Ильича, - все они известные люди... Время покажет - великие или нет, но именно по ним потомки будут судить о нашей эпохе. Далеко ведь не каждый, подумал я, может написать мемуары - так как же им не помочь объясниться с внуками-правнуками?»

    Итак, переходим к осмыслению еще одной грани трудов Дмитрия Гордона, а именно многочисленных его интервью, коих набралось уже на 27 книг - наработки воистину колоссальные! Ведь это не что иное, как летопись эпохи, мемуары многих, собранные воедино. С другой стороны, это галерея психологических портретов, и здесь на первый план выходит уже уровень мастерства Гордона-журналиста. Хорошо изучить предмет, биографию гостя, подобрать правильные вопросы, разговорить собеседника, результат же в оптимальном виде запечатлеть сперва на компьютерном мониторе, а затем и на страницах книги, - весь этот процесс Дмитрий Гордон довел почти до совершенства.

    Говорю «почти», потому как не все интервью равноценны, что, впрочем, зависит не только от журналиста, но и от его собеседника. Элина Быстрицкая, к примеру, чистосердечно рассказывает о конфликтных отношениях с режиссерами.

    За что же вас невзлюбил Игорь Ильинский? - спрашивает Дмитрий Гордон. - Идем дальше: почему после назначения главным режиссером Малого Бориса Равенских у вас разгорелся конфликт? - В «Неоконченной повести» вы снимались с мэтром советского кино Сергеем Бондарчуком - какая черная кошка между вами пробежала?

    И на каждый вопрос артистка дает психологически обоснованный ответ, не дающий никаких оснований усомниться в ее откровенности.

    Бондарчук был хамом?

    Думаю, да. Я не могу повторить слово, которое он произнес, но этот человек меня очень унизил.

    А вот что касается Юрия Любимова, то разговор с ним о грандиозном его конфликте с актерским коллективом Театра на Таганке откровенно разочаровал. Вместо обстоятельного и всестороннего разбора с учетом позиций разных сторон узнаем лишь, что Николай Губенко - нехороший человек, Леня Филатов - нехороший человек, все актеры, занятые в постановке «Сукиных детей», нехорошие. Единственный хороший - сам Любимов. Но так не бывает...

    Главный нерв книги

    Ну а действительно лучшими «без ретуши и глянца», на мой взгляд, оказались Александр Коржаков (в номинации «Летопись эпохи») и Борис Березовский (в номинации «Психологический портрет»).

    Когда в 1997 г. вышла книга Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката», ее тут же сравнили со знаменитыми «Мемуарами» герцога де Сен-Симона, повествующими о многих сторонах жизни, в том числе и неприглядных, при дворе Луи XIV. О нравах при дворе «царя Бориса» рассказал бывший начальник его охраны, предварив свои мемуары эпиграфом из еще одного француза - Талейрана: «Целые народы пришли бы в ужас, если б узнали, какие мелкие люди властвуют над ними». - Надо сказать, что на нас, граждан Украины, афоризм сей не распространяется: вот уже 18 лет здесь властвуют мелкие люди, но в ужас мы до сих пор не пришли. Так что лучше уж почитаем, что там генерал Коржаков поведал журналисту Гордону.

    Начнем с так называемой «эпохи застоя»: «Какое впечатление производил на вас Брежнев? - Самое замечательное - из всей той верхушки он был наиболее человечным. К людям, которые его окружали, независимо от того, офицер это, сотрудник, который стоит на посту у ворот, парикмахер, повар или официантка, Леонид Ильич относился душевно, всегда был удивительно дружелюбным».

    От застоя перейдем к персонажам перестройки, в частности к незабываемой Раисе Максимовне: «Это правда, что она, не стесняясь, хлестала мужа по щекам при охране? - Да - однажды это случилось при мне (еще до работы с Ельциным), и наблюдать ее гнев было, мягко скажу, неприятно. Горбачев приехал домой, где-то выпил (чуть-чуть шел запашок), и она его маханула: разразился семейный скандал. Она постоянно следила, чтобы Михаил Сергеевич не выпивал... У Ельцина такого не было никогда, да он бы и не позволил. Если бы Наина вздумала его воспитывать, сразу получила бы в глаз, как иногда получала».

    А вот что поведал генерал о пресловутом расстреле Белого дома в 1993 г.: «...именно от вас зависело, как повернутся события в решающую ночь с 3 на 4 октября... - Вы, журналисты, как и оппозиция, любите будоражить людей словами о расстреле Белого дома, но расстрел - это вторая часть действия, ответные меры на то, что произошло накануне. Сначала бесчинствующая толпа разгромила мэрию, в самом Белом доме смяла посты, побила милицию, а потом в телецентре «Останкино» устроила бойню. Там, между прочим, полтораста человек погибло, а при штурме Белого дома - всего десять, так что не стоит, как говорится, с больной головы валить на здоровую».

    А вот что говорит Коржаков о Путине: «Вам на посту президента России Путин нравится? - Как бы то ни было, он несравнимо лучше, чем Ельцин, не-срав-ни-мо! Во всяком случае во внешней политике. Что же касается внутренней, тут все сложнее: по телевидению видим одно, а в жизни немножко другое». А вот политический противник Коржакова, еще один ельцинский выдвиженец Борис Березовский нынешнего президента России, как известно, не жалует. В интервью Гордону Борис Абрамович констатирует, что «Мистер Путин не друг демократии...» - И с сожалением добавляет, что «Все-таки в 2000-м Путин еще был надеждой для Запада...»

    В заочном противостоянии двух экс-участников российской политики - Коржакова и Березовского - пожалуй, главный нерв книги. Вот и на штурм Белого дома Березовский смотрит иначе, по-демократически: «Налицо абсолютное, дремучее непонимание того, как устроена новая жизнь: эти хомо советикус не верили, что с помощью «ящика» можно добиться большего, чем посредством пушек и пушечного мяса». С помощью «ящика», т. е. запуская демократический механизм манипуляции сознанием, - весьма ценное признание.

    И наконец спич, от которого ну просто невозможно не прийти в восторг: «Надо ведь понимать, что демократия - это не механизм, а ментальные изменения, и хотя россияне сделали колоссальный прорыв вперед, это лишь первый шаг, который называется: нам понравилось быть свободными. Действительно, замечательно ни на кого не оглядываться, говорить, что угодно, спокойно летать на Канарские острова, но чтобы это состоялось как политическая система, как стабильное общество, нужно сделать второй шаг: каждый день за эту свободу бороться». - Иными словами, вы боретесь, я летаю на Канары! Воистину Борис Березовский - отец русской демократии!

    Вот сколько ценной информации можно почерпнуть в одной только книге Дмитрия Гордона. Так о какой же «бульварщине» может идти речь? О каких «обывательских, мещанских вкусах»? Думаю, после вышесказанного становится очевидным, что «Бульвар Гордона» - не что иное, как широкая аллея на центральной улице современной украинской журналистики. Гулять по которой и весело, и полезно.