• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В этой заметке рассмотрена идеология политического либерализма и его практика в современной России. Либерализм не является однородной доктриной, сформулированной в работе одного автора. И поэтому профессор кафедры политической науки Йельского университета Иэн Шапиро полагает, что это множество эклектичных воззрений допускает различные вариации. Либерализм имеет успех только в евроатлантическом мире, в котором либерализм как идеология и политическая практика распространился в XVIII-XIX вв., когда возвысившееся «третье сословие» заставило правителей выносить высшие ценностные вопросы вне практической политики. Основными политическими идеями либерализма являются нравственная свобода личности, равенство граждан перед законом, правовое государство, разделение властей, свобода выбора, а также равенство и конкуренция всех политических сил.

    Политический либерализм стал первой идеологической доктриной, которая, проведя различие между государством и обществом, однозначно установила необходимость свободы индивида от вмешательства государства и социальных агентов, например, правительства, семьи, трудового коллектива и церкви в его частную жизнь. Для политического либерализма характерна непоколебимая вера в необходимость свободы для каждого индивидуума, для социальных, политических и этнических меньшинств и для наций. Для либерализма также характерна оппозиция абсолютной власти государства, церкви или политической партии. Следовательно, либералы стремятся освободить индивидуума от несправедливых ограничений, наложенных на него правительством, политическими ведомствами и учреждениями, общественной моралью и традицией.

    Общество в либеральной доктрине противостоит государству не в постоянном антагонизме, а как сфера деятельности индивида, которая может дать ему возможность выразить себя наиболее полно в пределах существующей политической системы и политического режима. Этим не только было ограничено всевластие государства как «нового Левиафана» в терминологии английского философа Томаса Гоббса (1558-1679 гг.), но и завершилась дехристианизация западного общества капиталистического типа, которое эволюционировало в направлении свободного предпринимательства и капиталистических отношений с XIII в. По этой причине свобода в либеральном сознании связана с частной собственностью, с неотъемлемыми имущественными правами каждого индивида. Кроме того, так как право на собственность ― универсальное право, в том же самом смысле, что свобода ― универсальное право, то никакой человек не может быть собственником другого человека. Рабство отрицает человечность и рабовладельца, и самого раба. Поэтому с индивидуумом нельзя обращаться как со средством для достижения интересов других людей. Именно индивид в либеральной идеологии является ценностью сам по себе, как уникальная личность, которую невозможно ни при каких обстоятельствах пожертвовать в угоду благополучия коллектива.

    Право на создание ассоциаций в либерализме связано с понятием свобода. Цель ассоциаций состоит в том, чтобы позволить каждому индивидууму объединиться с другими для достижения общественно полезных целей, не вредных для других индивидов или социальных групп. Либерализм отстаивает право создавать ассоциации всех видов ― политические, социальные, экономические, профессиональные, религиозные и культурные, с помощью которых люди законным способом достигают свои интересы. Без права на создание ассоциаций индивидуум был бы беспомощен противостоять ограничениям, наложенными на него обществом и государственной властью.

    Либералы утверждают, что общество представляет собой совокупность автономных личностей. Свобода и благосостояние индивидуума, правосудие и безопасность общества зависят от ясно определяемых и предписанных юридических отношений между членами общества, от чётко сформулированных законов и их последовательного воплощения в общественную практику. Поскольку никакой человек не может стоять вне или выше закона, то либералы отстаивают принцип гражданского и правового равенства, которое состоит в том, что все имеют право на одни и те же гражданские права. Поэтому либералы вели непрерывную войну против феодальных привилегий и противоправной, коррупционной практики государственных чиновников.

    В концепциях либералов именно правительство как верховный политический институт должно обеспечить свободу, гражданское и правовое равенство, а также безопасность для всех граждан. Именно обеспечение данной функции является первоочередной обязанностью государственных институтов, в частности, правительства и его бюрократических ведомств. Чтобы любой член общества смог наслаждаться свободой, необходимо гарантировать безопасность для всех, а государство должно обладать достаточной силой принуждения, чтобы наказать любого индивидуума, который нарушает права других. Только независимая от политического и частного влияния судебная система должна определять вину частного индивидуального или общественного агента, когда произошло нарушение прав и свобод граждан, а также установить наказание за проступок.

    Либералы полагают, что природа человека универсальна, а расовые, национальные, половые, классовые и религиозные отличия не приводят к существенным различиям в интеллекте и эмоциональных переживаниях индивидов и не препятствуют формированию гражданского общества, а также представительского правительства в различных странах. Однако демократическое учреждение может существовать в человеческом обществе только тогда, когда это общество достигает соответствующего уровня развития. Правительство должно действовать на основе законодательства, исходящего от законодательного собрания, свободно избранного гражданами. Поэтому никакое правительство не законно, если не основано на согласии управляемых. Если политический институт или учреждение неадекватно функционирует из-за привилегий, предубеждений и тирании, они должны быть ликвидированы и заменены новым институтом или учреждением.

    Известный немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в работе «Идеи к философии истории человечества» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit» , 1784-1791) не приемлет философию «позднего» Канта. В теории познания он стоит на позициях эмпиризма. Причину развития различных обществ (а он описал развитие человечества от Древнего Китая, Индии, Греции до XIV века) видит в естественных началах: национальном, природных условиях и культурных традициях. Правда, как он считает, в общей совокупности причин, их интегральности и трансцендентальности, причина всего есть бог, однако отдельные образования развиваются по своим специфическим законам, а социальные законы как бы истекают из более общих природных законов и подчиняются им. Основной целью и принципом развития общества является достижение гуманизма, под которым понимается сочетание разума и справедливости. Именно в гуманизме видел Гердер отличительную черту человека от животных. Развитие общества и природы по Гердеру носит прогрессивный характер: от начального состояния к лучшему, а затем более лучшему - гуманному. Во всяком бытии, его образованиях и событиях существует ведущая тенденция к ее высшей цели.

    Либеральные теоретики, вслед за англо-саксонской традицией разделения властей, впервые обоснованной философом Джоном Локком (1632-1704 гг.) и детально разработанной французским мыслителем Шарлем Луи де Монтескьё (1689-1775 гг.), выступают за разделение властей между ветвями власти. Так, с целью ограничить возможность злоупотребления государственной властью, либеральная демократия в США основана на принципе «сдержек и противовесов» (system of checks and balances ). Основная цель этой системы заключается в обеспечении независимой законодательной и судебной власти против возможного господства власти исполнительной.

    Джозеф Пристли (1733-1804 гг.) в своих политических и социальных работах уделял значительное внимание свободе и стабильности, балансу и гармонии: если государство не может быть сохранено посредством универсального или очень сильного желания людей, то, возможно, государство может быть сохранено посредством сохранения баланса тех сил, которые стремятся разрушить его. Так как люди желают усилить свою власть, и каждый индивид желает подчинить себе соседа, то логично предположить, что и все правительства имеют схожие желания. Поэтому наиважнейшей задачей является сформулировать конституционное устройство таким образом, чтобы предотвратить все возможные опасные последствия борьбы за власть между различными действующими политическими лицами. Пристли полагал, что чем острее выражено противоречие интересов, тем легче сохранить баланс политических сил. Двумя основными угрозами свободе и стабильности Пристли считал тираническую монархию и необузданное использование власти в своих интересах большинством граждан.

    Либералы также являются сторонниками законодательного ограничения монополистического капитала и подчеркивают опасность, свойственную популизму, так как чрезмерное накопление власти, богатства или общественного мнения является прямой угрозой стабильного общественного развития и баланса (равновесия) политических сил. Репрессивное общество, согласно либеральному воззрению, обязательно будет иерархическим и реакционным, что чревато революционными движениями и цезаристскими переворотами. В таких обществах происходит политический застой, а затем правительство будет не в состоянии выполнять свои политические функции. Только свободное общество предполагает устойчивое социально-политическое и экономическое развитие. Более того, только свободное общество может производить интеллектуальную и моральную энергию для осуществления прогресса и стабильного развития, а также наращивать собственные интеллектуальные и экономические ресурсы.

    С либеральной точки зрения нет никакого способа, с помощью которого человечество сможет радикально изменить ситуацию дефицита ресурсов. Человечество никогда не будет окончательно освобождено от коррупции в политических институтах, эксплуатации слабых и тирании невежд. Поэтому борьба против лишений и моральной деградации является задачей каждого индивидуума и политических партий, однако любая радикальная попытка преобразовать общество в идеальное обязательно уничтожит социальное равновесие и баланс естественного порядка. Таким образом, каждый человек ответствен за собственное поведение, которое должно быть оценено согласно объективным и общепринятым стандартам моральных и социальных ценностей.

    Для либерала прогресс и свобода ― неотделимые идеи. Либерализм, вслед за маркизом де Кондорсе, утверждает идею прогресса человечества посредством знания. Человек, как утверждал Дж. Локк, рождается неосведомлённым (лат. tabula rasa ― чистая доска), однако не злым и его естество не детерминировано первородным грехом, напротив, его жизнь и социальная активность обусловлены воспитанием и окружающей его социальной средой.

    Либералы полагают, что прогресс является основным фактором (от лат. factor ― делающий, производящий; причиной) исторического развития, однако с либеральной точки зрения, прогресс является постепенным процессом. Либеральное мышление подчеркивает важность постепенного прогресса, позволяющего избежать опасности реакционного пренебрежения социальной действительностью, приводящей к революции и анархии, и революционного преобразования, приводящего к тоталитарной диктатуре. Поэтому единственной реальной мерой прогресса в либеральном мышлении является фактически свобода.

    Гарантией существования прогрессивного правительства является участие в работе правительственных учреждений образованной публики и ответственность всех должностных лиц перед обществом. Небрежное и дисфункциональное административное управление сопровождается тенденцией индивидуумов, составляющих общество, покончить с коррумпированным государством, разрушением социально-политических основ общества и гражданской войной. Поэтому, с либеральной точки зрения, правительство, безразличное к потребностям управляемых, обязательно поощряет социальный распад и политическую нестабильность.

    Для либералов присуще рациональное мышление. Поэтому им свойственно секулярное (от лат. saecularis ― мирской; светское) отношение к религии. Для них религия является только мнением, подобно всем другим мнениям и церковь ― всего лишь частное учреждение, которое должно действовать подобно всем другим учреждениям. Либералы традиционно защищают свободу атеистов и агностиков (греч. agnostos ― непознаваемый, непознанный; человек, считающий невозможным познание истины в вопросах существования Бога) исповедовать свои взгляды и убеждения. Либералы также выступают за отделение церкви от государства, светское общественное образование, гражданские браки и законы, разрешающие расторжение брака супругов.

    Для либерального сознания толерантность имеет ключевое значение, о чём свидетельствуют работы Дж. Локка «Очерки о терпимости» (1667 г.) и «Письма о терпимости» (1685 г.) (Локк, 1988) и Вольтера «Трактат о (веро)терпимости» (1763 г.). Толерантность в либеральном сознании следует определить, как обдуманный выбор не запрещать, не препятствовать или не вмешиваться в действия людей или групп, с которыми индивид или коллектив категорически не согласен. Из всех гражданских свобод, наиболее ценной для либералов является свобода слова и сознания, пусть даже самых абсурдных, однако не антисоциальных, человеконенавистнических взглядов. По мнению либералов, толерантность применима к индивидам, политическим институтам и всему обществу. При этом, следует также отметить разницу между толерантностью как нежеланием запрещать что-либо и индифферентностью (безразличием) к чему-либо.

    Временная популярность либерализма в политическом сознании большинства политиков и реформаторов начала 1990-х гг. на постсоветском пространстве не имела ничего общего с действительной поддержкой либеральных идей. А многочисленные политики, которых ассоциировали с либерализмом, придерживались совершенно других идеологических воззрений. Либерализм в России с 1990-х гг. и по настоящее время лишен стабильной социальной поддержки. В дискредитацию идей либерализма среди значительной части российского общества привнес свою лепту и неуместный перенос радикальных идей «рыночного общества» в иную социокультурный среду. Политическая фрагментация также оказалась одним из факторов, препятствующим образованию сильных политических союзов в «либеральной» части спектра российской политики. <...>

    Если под политическим либерализмом в современной российской политике понимать оппозицию авторитарности, то в современной российской политике либерализм как идеология и политическое движение занимает маргинальное положение. В российском массовом сознании в настоящее время преобладает неагрессивная (рутинная) авторитарность. В современной России распространены следующие рутинные компоненты авторитарности: иерархичность, двойной стандарт для своих и чужих, неразвитость индивидуализма. Существуют и экстремистские элементы авторитарности ― нетерпимость, агрессивность и ксенофобия. <...>

    Опубликовано в: Актуальные проблемы политического либерализма в современной России как идеологии и политической практики [Текст доклада] // Толерантность в России: история и современность, всероссийская науч.-практ. конф. (2007; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция «Толерантность в России: история и современность», 23 ноября 2007 г.: [материалы] / отв. ред. А.Н. Долгенко [и др.] Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. С. 148-151.

    Вместе с этим читают:
    Фашизм
    Консерватизм
    Идеология и утопия

    Становление буржуазных государств осуществлялось под знаменем борьбы за идеи и принципы, которые принято называть классическим либерализмом (от лат. – liberalis – свободный). Идеология либерализма была исторически первой политической идеологией.

    Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка (1632 – 1704), Т. Гоббса (1588 – 1679), А. Смита (1723 – 1790) в конце XVII – XVIII в.

    Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека (права на жизнь, свободу, частную собственность), а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Поворотным пунктом в развитии либерализма следует считать Великую французскую буржуазную революцию. Именно в это время идеологические принципы либерализма начинают воплощаться в политическую практику.

    Основные идеи либерализма . Центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли . При феодализме личность была полностью подавлена и подчинена существующему социальному порядку. Выдающиеся мыслители того времени критиковали такое положение вещей. Они утверждали, что общество – это механизм, состоящий из автономных и самореализующихся индивидов, и выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Согласно ей, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно», а Дж. Локк писал, что индивид «хозяин своей собственной персоны».

    В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Более того, гносеологической предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действия как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.

    Принцип индивидуализма в идеологии либерализма тесно связан с принципом невмешательства . Идея невмешательства формировалась одновременно и в тесной содержательной связи с принципом индивидуализма. Поскольку индивид и его деятельность являются смыслообразующей основой общества, именно он обладает приоритетом над социальными связями, а для возможности реализовать этот приоритет он должен обладать достаточным иммунитетом к внешним воздействиям. Ни другие индивиды, ни государство, ни общество в целом не должны выходить за свои естественно установленные границы и переходить их, вмешиваясь в жизнь человека.



    Невмешательство означает ни больше и ни меньше, чем свободу человека сохранять собственную особенность, быть самим собой. Для этого человеку и необходима неприкосновенность его «малого мира», подпадающего под понятие частной жизни. Речь идет о том, что только этот малый мир определяется индивидом и представляет собой самого индивида в его реализации.

    Одним из центральных положений либерализма является абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей. Это положение было направлено против феодальных порядков, основанных на сословном делении и привилегиях. Выдвигая этот тезис, экономически окрепшая буржуазия стремилась занять в обществе подобающее ее экономическому могуществу положение. И. Кант, отражая эти настроения, отмечал, что человек сам по себе цель и не может быть использован как орудие для достижения каких-либо иных целей.

    В политической области высшей ценностью либералы считают право, провозглашается свобода, не зависимая от каких-либо критериев государственного строя, свобода создания всевозможных союзов, партий, ассоциаций, организаций. Либералы призывали к ограничению функций государства. Государству они соглашались оставить лишь функцию поддержания общественного порядка и внешнюю защиту. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, равенство всех перед законом и другие права человека и гражданина.

    С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Стержнем либеральной политики является антипатия к росту и усилению государственной, особенно исполнительно-распорядительной власти.

    В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», осуждал всякий протекционизм, выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь.

    Главный лозунг, выдвинутый торгово-промышленными кругами – «свободы действий», т.е. полного освобождения экономической деятельности от надзора государства. Последнему отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, следящего за порядком и законопослушанием граждан. Сама же частная собственность рассматривалась в качестве гаранта и меры свободы. В. Фон Гумбольдт писал, что идея свободы развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельности люди обязаны именно чувству собственности. Дж. Локк относил частную собственность, наряду со свободой и равенством, к числу естественных прав и свобод человека.

    В социальной сфере либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство либералы рассматривали как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия людей. В работах многих представителей классического либерализма равенство противопоставлялось свободе, а последняя отождествлялась с владением частной собственностью.

    Классический либерализм выделяет два типа общественной эволюции: естественную, происходящую в гражданском обществе и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно. Демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз – в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и его деятельность стимулируется и направляется государством, то это прямой путь к деспотизму.

    В духовной сфере провозглашалась свобода волеизъявления взглядов – свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознания. Но во всех свободах предпочтение отдается не свободе коллектива, а свободе личности, индивида, что является, с точки зрения либералов, наилучшей формой самореализации отдельных индивидов.

    Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, общественными движениями, которые затем конституировались в партии либерального толка. Но реализация либеральной модели показала, что, уничтожив сословные привилегии, разделив законодательную, судебную, исполнительную власть, создав правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, равенства граждан перед законом, классический либерализм привел к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальную гармонию и справедливость.

    Ограниченные возможности либерализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства обнаружил глубокий кризис первой трети ХХ века (1929 – 1933гг.), что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. На смену классическому варианту была выдвинута идея нового, или социального, либерализма (неолиберализма). Разработку этой разновидности либерализма связывают прежде всего с именами двух английских экономистов: Дж.Милля и Джона Кейнса (1881 – 1946). Послевоенные десятилетия были связаны с реализацией его экономической концепции «государства всеобщего благоденствия».

    Центральным теоретическим положением кейнсианства является признание решающей роли эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Кейнс обосновал необходимость отказа от «государства- ночного сторожа» и выступил за регулирование экономического развития.

    Либерализм 85 – одна из самых распространенных идеологических систем.

    Возникновение данной идеологии связано с эпохой буржуазных революций XVII–XVIII вв., становлением рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Ее основы были заложены английским философом Джоном Локком (1632 – 1704) и шотландским экономистом, философом Адамом Смитом (1723 – 1790).

    Идеологические ценности классического либерализма:

      индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип;

      идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов);

      идеал равенства, т.е. все люди равным образом рождены свободными;

      уважение со стороны государства и его равное отношение к любому индивиду;

      принцип добровольного согласия подчиненных для власти над ними;

      критическое отношение каждого индивида к общественному строю;

      идеал прогресса и рационализм, т.е. вера в прогресс и способности человеческого разума, вера в возможность рационального постижения и переустройства мира;

      идеал меритократии 86 , т.е. власть самых одаренных, тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий;

      принципы терпимости и плюрализма.

    Личность не только свободна от рождения, но и самоценна по отношению ко всем общественным институтам. Она должна быть наделена неотчуждаемыми правами и в то же время нести ответственность перед собой и перед обществом.

    Для либерализма характерна рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Частная собственность – гарант и мера свободы человека. Если в обществе есть экономическая свобода, значит, у людей также имеются политические и гражданские свободы.

    Эволюция либеральной идеологии (неолиберализм ) связана, прежде всего, с корректировкой политико-экономических взглядов на государство. Правительство обязано ограждать личность от негативных последствий рыночной экономики. Государство должно регулировать экономические отношения, проводить активную социальную политику. Власть монополий необходимо ограничивать, материальные блага перераспределять через систему налогов и социальных программ в пользу непривилегированных слоев населения.

    На современном этапе социальной базой либерализма является средний класс.

    12.4. Консервативная идеология

    Зарождение консерватизма 87 в конце XVIII–начале XIX вв. было обусловлено клерикально-феодальной реакцией на Французскую революцию, поэтому данная идеология вначале имела антибуржуазный характер и выступала оппонентом либеральной идеологии. Теоретические основы консерватизма были заложены английским мыслителем, политическим деятелем Эдмундом Бёрком (1729–1797) и французским философом Жозефом де Местром (1753–1821). Они были направлены на сохранение незыблемости установленных Богом порядков.

    Идеологические ценности консерватизма:

      традиции и традиционализм, направленность на сохранение, консервирование в условиях перемен того, что необходимо сберечь;

      общество – продукт органического социально-исторического развития; ему противопоказаны волюнтаристские эксперименты;

      идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии связана с идеей врожденного неравенства людей;

      несовершенство, греховность человеческой природы;

      ограниченные возможности разума;

      сдержанное отношение к идее свобод для «неразумных» масс;

      установка на сохранение традиционных консервативных ценностей, связанных с семьей, религией и сословными разграничениями.

    Консерватизм отстаивает преемственность в общественном развитии, негативно относится к необходимости каких-либо преобразований, нововведений, реформ. Если все-таки возникает необходимость перемен, они должны быть приспособлены к обычаям, традициям и уже существующим общественно-экономическим и политическим институтам.

    Иерархическое устройство общества, деление на бедных и богатых, управляющих и управляемых, установлено Богом и не может быть произвольно изменено человеком. Равенство противоречит природе человека и не может быть положено в основу общественного устройства, как того хотят, например, социалисты.

    В конце XIX в. в США, а позднее в Европе возникла разновидность консерватизма, называющаяся либертатизмом . Его идеологами являются австро-британский экономист, политолог Фридрих Хайек (1899–1992) и американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973).

    Либертатизм защищает классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции в условиях государственно-монополистического капитализма. Внешней форме классического либерализма было придано консервативное содержание. Индивидуальная свобода, прежде всего свобода личного выбора, – главный жизненный принцип. Для этого необходимо, во-первых, сократить масштабы государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Отсюда вытекают требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д. Во-вторых, государство должно отказаться от стремления к социальной справедливости и равенству. Необходимо сокращать государственные социальные программы. Государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Оно не должно превращаться в «дойную корову». Индивид может рассчитывать прежде всего на собственные силы, затем на помощь близких родственников и сограждан.

    Эволюционируя, консерватизм сумел соединить старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, привилегии отдельных социальных групп) с ценностями буржуазных общественных отношений (индивидуализм, свобода рыночных отношений, конкуренция и т.п.). У либерализма и консерватизма в современных условиях есть общие (взаимопересекающиеся) идеологические ценности и принципы – частная собственность, приоритет (авторитет) закона и другие.

    Социальная база консерватизма непостоянна. Этой идеологии придерживаются те социальные слои, положению которых начинают угрожать объективные тенденции социально-экономического развития (прежде всего это мелкие предприниматели и жители сельской местности). В условиях общественных перемен разные идеологии могут брать на себя консервативную функцию. Поэтому идеология консерватизма будет воспроизводиться и эволюционировать и в будущем. На современном этапе консервативная идеология выражает прежде всего интересы крупного капитала.

    Либерализм – одна из самых распространенных идеологических систем.

    Возникновение данной идеологии связано с эпохой буржуазных революций XVII–XVIII вв., становлением рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Ее основы были заложены английским философом Джоном Локком (1632 – 1704) и шотландским экономистом, философом Адамом Смитом (1723 – 1790).

    Идеологические ценности классического либерализма:

    Индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип;

    Идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов);

    Идеал равенства, т.е. все люди равным образом рождены свободными;

    Уважение со стороны государства и его равное отношение к любому индивиду;

    Принцип добровольного согласия подчиненных для власти над ними;

    Критическое отношение каждого индивида к общественному строю;

    Идеал прогресса и рационализм, т.е. вера в прогресс и способности человеческого разума, вера в возможность рационального постижения и переустройства мира;

    Идеал меритократии, т.е. власть самых одаренных, тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий;

    Принципы терпимости и плюрализма.

    Личность не только свободна от рождения, но и самоценна по отношению ко всем общественным институтам. Она должна быть наделена неотчуждаемыми правами и в то же время нести ответственность перед собой и перед обществом.

    Для либерализма характерна рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Частная собственность – гарант и мера свободы человека. Если в обществе есть экономическая свобода, значит, у людей также имеются политические и гражданские свободы.

    Эволюция либеральной идеологии (неолиберализм) связана, прежде всего, с корректировкой политико-экономических взглядов на государство. Правительство обязано ограждать личность от негативных последствий рыночной экономики. Государство должно регулировать экономические отношения, проводить активную социальную политику. Власть монополий необходимо ограничивать, материальные блага перераспределять через систему налогов и социальных программ в пользу непривилегированных слоев населения.

    На современном этапе социальной базой либерализма является средний класс.

    Несколько лет назад Всероссийский центр изучения мнения общественности провел опрос населения, главным вопросом которого был: «Что такое либерализм, и кто такой либерал?». Большую часть участников данный вопрос ввел в заблуждение, 56 % не смогли дать исчерпывающий ответ . Опрос был проведен в 2012 году, скорее всего, на сегодняшний день ситуация вряд ли поменялась к лучшему. Поэтому сейчас в данной статье мы кратко рассмотрим понятие либерализма и все его основные аспекты для просвещения российской аудитории.

    Вконтакте

    О понятии

    Существует несколько определений, описывающих понятие этой идеологии. Либерализм – это:

    • политическое течение или идеология, объединяющая поклонников демократии и парламентаризма ;
    • мировоззрение, которое свойственно промышленным , отстаивающим свои права политического характера, а также предпринимательскую свободу;
    • вобравшая в себя философские и политические идеи теория, которая появилась в Западной Европе в 18 веке;
    • первым значением понятия было вольнодумство;
    • толерантность и терпимость неприемлемых поступков.

    Все эти определения можно смело отнести к либерализму, но основным является то, что этот термин обозначает идеологию, затрагивающую устройство и государства. С латыни либерализм переводится как свобода. Действительно ли на свободе выстроены все функции и аспекты данного течения?

    Свобода или ограничение

    Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, как общественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и . Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?

    1. Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.
    2. Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека . Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.
    3. Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.

    Важно! Что такое либерализация? Существует и такое понятие, которое означает расширение гражданских свобод и прав в рамках экономической, политической, культурной и социальной жизни, также это процесс, когда экономика избавляется от влияния государства.

    Принципы либеральной идеологии:

    • нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь ;
    • все люди в этом мире равны;
    • каждый имеет свои неотъемлемые права;
    • личность и ее потребности ценнее общества в целом;
    • государство возникает по общему согласию;
    • законы и государственные ценности человек формирует самостоятельно;
    • государство ответственно перед человеком, человек в свою очередь - перед государством;
    • власть должна быть разделена, принцип организации жизни в государстве на основе конституции;
    • только на честных выборах может избираться правительство;
    • гуманистические идеалы.

    Эти принципы либерализма сформулировали в 18 веке английские философы и мыслители. Многие из них так и не воплотились в жизнь. Большинство из них похоже на утопию, к которой так яро стремится человечество, но никак не может достичь.

    Важно! Либеральная идеология могла бы стать спасательным кругом для многих стран, но всегда будут существовать какие-либо «подводные камни», мешающие развитию.

    Основатели идеологии

    Что такое либерализм? В то время его каждый мыслитель понимал по-своему. Эта идеология вобрала в себя совершенно разные идеи и мнения мыслителей того времени.

    Понятно, что некоторые из концепций могут противоречить друг другу, но суть остается та же.

    Основоположниками либерализма можно считать английских ученых Дж. Локка и Т. Гоббса (18 век) наряду с французским писателем эпохи Просвещения Шарлем Монтескье, который был первым, кто задумался и высказал свое мнение о свободе человека во всех сферах его деятельности.

    Локк положил начало существованию правового либерализма и заявлял, что только в том обществе, в котором все граждане свободны, может быть стабильность.

    Изначальная теория либерализма

    Последователи классического либерализма в большей мере отдавали предпочтение и уделяли больше внимания «индивидуальной свободе» человека. Концепция этого понятия выражается в том, что личность не должна подчиняться ни обществу, ни социальным порядкам. Независимость и равенство - вот те главные ступени, на которых стояла вся либеральная идеология. Под словом «свобода» тогда понималось неимение различных запретов, лимитов или вето на осуществление действий личностью, учитывая общепринятые правила и законы государства. То есть, та свобода, которая не шла бы наперекор установленных догм.

    Как считали основатели либерального движения, правительство должно гарантировать равенство между всеми его гражданами, но о своем материальном положении и статусе человек уже должен был заботиться самостоятельно. Ограничение сферы деятельности правительственной власти было тем, что либерализм пытался в свою очередь добиться. По теории, единственное, чем должно было обеспечивать государство своих граждан - это безопасность и охрана порядка. То есть либералы пытались повлиять на сведение до минимума всех его функций. Существование общества и власти могло быть лишь при условии их общего подчинения законам в рамках государства.

    О том, что классическому либерализму все-таки быть, стало понятно, когда в 1929 году в Соединенных Штатах возник страшный экономический кризис. Его последствиями стали десятки тысяч обанкротившихся банков, смерть множества людей от голода и прочие ужасы экономического спада государства.

    Экономический либерализм

    Основной концепцией данного течения была идея равенства между экономическими законами и природными. Вмешательство государственной власти в эти законы было запрещено. Адам Смит – основатель этого течения и его основных принципов:

    • для толчка экономического развития нужна личная заинтересованность;
    • государственное регулирование и существование монополий вредит экономике;
    • росту экономики нужно способствовать незаметно. То есть правительство не должно вмешиваться в процесс появления новых учреждений. Предприятия и поставщики, действующие в интересах дохода и в рамках системы рынка, незаметно направляет «невидимая рука». Все это является залогом грамотного удовлетворения потребностей социума.

    Неолиберализм

    Данное направление было сформировано в XIX веке и подразумевает собой новую тенденцию в , которая заключается в полном невмешательстве правительства в торговые отношения между его субъектами.

    Главными принципами неолиберализма являются конституционализм и равенство между всеми членами социума в стране.

    Признаки данного течения: власть должна способствовать саморегулированию экономике на рынке, а процесс перераспределения финансов прежде всего должен принимать во внимание слои населения с низким уровнем дохода.

    Неолиберализм не выступает против государственного регулирования экономики, в то время как классический либерализм это отрицает. Но в процесс регулирования должны входить только свободный рынок и конкурентоспособность субъектов для залога экономического роста наряду с социальной справедливостью. Главная идея неолиберализма – поддержка внешнеторговой политики и внутренней торговли для повышения валового дохода государства, то есть протекционизма.

    У всех политических концепций и философских движений есть свои особенности, и неолиберализм не стал исключением:

    • необходимость государственного вмешательства в экономику. Рынок должен быть защищен от возможного появления монополий, а конкурентоспособная среда и свобода обеспечены;
    • протекция принципов и справедливости. Все граждане должны быть задействованы в политических процессах для поддержания нужной демократической «погоды»;
    • правительству следует поддерживать существование разных экономических программ, связанных с финансовой поддержкой социальных слоев с маленьким доходом.

    Вкратце о либерализме

    Почему в России искажают понятие либерализма

    Вывод

    Теперь вопрос: «Что такое либерализм?» больше не вызовет у опрашиваемых диссонанс. Ведь понимание свободы и равенства просто преподносится под другими терминами, имеющими свои принципы и концепции, затрагивающие разные сферы государственного устройства, но остающимися неизменными в одном – только тогда государство будет процветать, когда перестанет во многом ограничивать своих граждан.