• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Политическая ситуация в Японии, перспективы создания новой политической партии из числа сторонников губернатора Токио Юрико Коикэ, продолжение скандала вокруг обращения с информацией в Министерстве обороны - главные темы сегодняшней столичной печати.

    09 08 2017
    13:24

    "Во время перестановок в правительстве на прошлой неделе, когда премьер-министр Синдзо Абэ пытался остановить снижение уровня поддержки кабмина из-за ряда скандалов, он также дал возможность своему "преемнику" Фумио Кисиде проявить себя в предстоящей гонке за пост председателя правящей партии. Кисида был освобожден от должности министра иностранных дел и занял место председателя политического совета партии - один из трех ключевых постов, который хотел занять сам экс-глава МИД... Для Кисиды на посту главы МИД было важно создать сеть прочных отношений с иностранными официальными лицами. Теперь он должны закрепить свои позиции в партии, если он хочет в будущем стать премьер-министром", - пишет газета Nikkei Shimbun.

    Однако новое назначение - это не единственный показатель, говорящий о том, что нынешний премьер, похоже, оказывает поддержку Кисиде. "Следует также отметить, что Абэ назначил на министерские посты четырех представителей фракции, которую возглавляет Кисида. В правительстве эта фракция стала самой представительной. Председательство в политическом совете партии считается хорошей отправной точкой для лидеров Японии. Несмотря на то, что это ключевая должность, тот, кто ее занимает, обычно избегает критики, например, в случае провала партии на выборах. Все бремя ответственности на себя берет обычно генеральный секретарь партии. Назначение позволит Кисиде укрепить свои связи с представителями бизнеса. Однако, когда настанет время для борьбы за власть в партии, Кисида может получить еще и поддержку фракции Абэ, крупнейшей в ЛДП. Ее возглавляет Хироюки Хосода, бывший председатель генерального совета партии. Можно ожидать, что Абэ выразит желание передать власть Кисиде только в том случае, если премьер сможет сохранить свою власть в ЛДП", - отмечает издание.

    Вместе с тем внимание политических аналитиков в Японии приковано к депутату нижней палаты парламента Масару Вакасе, который днем ранее объявил о создании политического объединения "Япония - прежде всего". По мнению политологов, выход этого движения на уровень общенациональной партии может серьезно изменить политический ландшафт в Японии, особенно, если она станет базой для создания партии Юрико Коикэ, которая занимает пост губернатора Токио. "Уже в сентябре пройдет собрание движения, на котором будут выбирать кандидатов для участия в выборах в декабре 2018 года. Главным выступающим на нем будет Коикэ. Для создания политической партии необходимы по меньшей мере пять депутатов парламента. 8 августа депутат от Демократической партии Госи Хосоно подал генсеку партии Ёсихико Ноде заявление о выходе из демпартии. В беседе с журналистами Хосоно отметил, что следит за действиями Вакасы и при возможности хотел бы с ним пообщаться. Таким образом, он показал, что ищет пути для сотрудничества с ним. Сам Вакаса также сказал, что на этой неделе хотел бы встретиться с Хосоно. Если добавить его к депутату нижней палаты Акихико Нагасиме и Сигэфуми Мацудзаве и Ёсими Ватанабэ в верхней, которые поддерживали движение Коикэ на выборах в Токио, в составе объединения будут пять человек", - пишет газета Yomiuri Shimbun, отмечая, что это может стать серьезной угрозой для правящей Либерально-демократической партии.

    Газеты продолжают уделять много внимания скандалам, которые разгорелись вокруг прежнего состава японского правительства. В особенности прессу волнует ситуация вокруг Министерства обороны. "Целью ежегодного доклада об обороне состоит в том, чтобы проинформировать нацию и весь остальной мир о тех вопросах, которыми за последний год было занято Министерство обороны и Силы самообороны, а также об основных направлениях оборонной политики Японии. Но, к нашему удивлению, один важный вопрос был исключен из "Белой книги" 2017 года, которая была выпущена правительством 8 августа. В ней не было никакого упоминания о, как утверждается, имевшем место сокрытии отчетов о деятельности Сил самообороны в Южном Судане в составе миротворческой миссии. Объяснение Министерства обороны заключается в том, что этот доклад охватывает период с июля прошлого года по конец июня этого года. Действительно, группа, которая вела расследование в ведомстве, не раскрывала свои выводы о предполагаемом сокрытии информации до 28 июля. В тот же день глава ведомства Томоми Инада подала в отставку. Тем не менее это было огромная проблема, которая вызвала серьезные вопросы о состоянии гражданского контроля за Силами самообороны. Министерство обороны в декабре отклонило запрос о раскрытии информации, который был сделан осенью, заявив, что отчеты были уничтожены. Однако в феврале этого года министерство заявило, что они были найдены, и Инада поручила выяснить этот вопрос. Мы не понимаем, почему в "Белой книге" об этом ничего не упоминается", - подчеркивает Asahi Shimbun.

    Начитанают происходить с того момента, как был заключен мирный договор с США в 1952 г., что стало важнейшим рубежом для дальнейшего развития политики в целом. С принятием данного соглашения также меняется политический статус страны в целом.

    Замечание 1

    Япония приобрела суверенитет, хоть и несколько ограниченный, кровме того заключила ряд важнейших договоров и соглашений, а оккупация закончилась.Тем не менее, еще некоторая зависимость от сильнейших стран, в том числе США, осталась.

    Наметилась деятельность либеральных партий на территории государства, в частности во главе с политическим деятелем Ёсида Сигэру была сформирована так называемая Либеральная партия.

    Также к 1954 году началось оформление демократической партии, повсеместно распространенной везде. Ее политика была направлена на развитие межгосударственного взаимодействия, а также укрепление внутригосударственного строя.

    В 1955 г. на очередном съезде 2 эти партии слились в одну - либерально-демократическую, сокращенно ЛДП. Данная партия представляла интересы народа, японских монополий, а также защищала капитализм и средний класс, основная цель данной партии - дать каждому благо, привести государство к благосостоянию.

    В состав данной партии было включено 298 мандатов, в том числе 467 представителей японского парламента. Феномен создания данной партии длительное время изучали на западе, так как далеко не везде преобладали на тот момент двухпартийные системы. Данная партия также характеризовалась:

    • четко оформленной структурой,
    • контактами с финансовой верхушкой государства;
    • многими другимим положениями.

    К 60-м годам появляются и другие партии, однако все они представляют схожие политические взгляды.

    К 1976 г. наметился кризис основной партии, поэтому ряд депутатов покинули ее, связав это с умиранием партии. Политика была консервативной, что и негативно сказалось на ее существовании.

    Кризис ЛДН

    После того, как несколько депутатов покинули партию, мотивируя это дряхлостью и упадком партии, был создан Новый либеральный клуб, который кратко именовался НЛК. Говоря о клубе, необходимо было сказать, что он был достаточно популярен. Коммунистическая партия никогда не имела особого авторитета в Японии, а с распадом Советского Союза ее деятельность и вовсе сошла на нет.

    Важную роль в отношении политической ситуации в стране сыграла также экономическая и культурная ситуация в стране. Успех Японии был обусловлен в данной сфере сразу несколькими факторами: бурным развитием промышленности, рост производительности, задействованием населения в труде и т.д. Демонстрировались высокие темпы в развитии и производстве, однако отсутствовало решение проблем в сфере экологии, социальной сфере, которые стали особенно заметными в последние годы.

    Рисунок 1. Политические партии Японии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Современная политика Японии

    В последние несколько лет политические течения в Японии поменялись. После того, как по окончанию Второй мировой войны был разгромлен японский милитаризм, началась своеобразная реформа в японских политических рядах. Согласно действующим партиям стали создаваться различные профсоюзы. Их действие было направлено на формирование определенной политической ситуации в государстве. Понадобилось поражение в войне, чтобы политические силы осознали несостоятельность действующей политической системы.

    В 1947 году Япония приобрела демократическую конституцию, что позволило ей развиваться и двигаться дальше. В частности, данная конституция содержала целый ряд прогрессивных статей, регламентирующий ряд вопросов, в том числе в политической сфере. Так, например, в ней содержались положения, касающиеся ведения войны, армии и флота, а также возможностей их использования для внешнеполитических целей.

    Общественно-политическая атмосфера, которая направлена на создание определенной обстановки, отстаивала интересы наиболее близкой части обществ. Демократические преобразования, а также система американской администрации существенно повлияли на основные положения права и общества. Была выработана методика, обеспечивающая благоприятную реакцию японского общества.

    Говоря о послевоенном политическом развитии Японии, также следует упомянуть о способностях быстро приспосабливаться к действующим условиям в мировых масштабах. При этом американская администрация, оказавшая существенное влияние на Японию, разумно определила конкретную методику оптимизации процессов в данной области. Также упор был сделан на развитие хозяйственных связей с другими государствами и развитие информационных технологий. В результате этого развивались информационные технологии, которые стали популярны в рынках мирового масштаба.

    Говоря об образе Японии на мировом рынке, также следует сказать, что политическая власть после 2 мировой войны стала достаточно хорошо отлаженной и функционировала в полном объеме. Сегодня Япония является мировой экономической сверхдержавой в сфере информационных технологий, однако до сих пор обсуждается вопросы о ее независимости на международной арене.

    На сегодняшний день перед нами предстаёт образ хорошо отлаженного государства, которое функционирует в полной мере. Эффективно работающий механизм политической власти, наличие богатой политической жизни делает данное государство авторитетным на международной арене.

    В тоже время зависимость государства от политики других, сравнительно небольшая территория, недостаточность внутренних ресурсов показывает экономическую зависимость данного государства от других. В современных условиях Японии достаточно тяжело развиваться на международной арене в силу ограниченности территории, а также политики многих стран в отношении неё.

    Замечание 2

    Несмотря на значительные перемены в политической и экономической жизни, Япония до сих пор подвержена традициям. Это, несомненно, налагает некий отпечаток на политические особенности государства, обычаи, в том числе и при общении с международными лидерами.

    Пока весь мир следит за ситуацией в ЕС и за тем, как европейцы борются с кризисом, мало кто обращает внимание на Японию. Хотя некоторые аналитики заявляют, что в Японии ситуация хуже, чем в Греции. Масла в огонь подливают внутриполитические перипетии и агрессивность внешней политики, которая привела к тому, что Япония рассорилась со всеми соседями.

    Политические перипетии в Японии

    В Японии подал в отставку министр юстиции, самый пожилой член правительства. Кэйсю Танаке исполнилось 74 года. За текущий год это уже третья перетасовка кабинета министров. Эксперты уверены, что данный факт свидетельствует о ближайшей смене власти в стране. По официальной версии, Танака оставил свой пост из-за нескольких прегрешений. Во-первых, всплыл тот факт, что 30 лет назад он был почетным гостем на свадебной церемонии члена якудза. Во-вторых, он получал пожертвования от компании, которая принадлежала тайваньскому бизнесмену. Но обе эти причины, по всей видимости, явились лишь поводом. Официальной же причиной отставки назвали проблемы со здоровьем министра. Он пробыл министром меньше месяца.

    Кэйсю Танака оказался в правительстве благодаря тому, что поддерживал нынешнего премьер-министра, пояснил Сатоси Мидзобата, профессор Киотского университета. Но оказалось, что квалификация чиновника не соответствует занимаемой должности. Только за эту осень это уже третий министр, который уходит с поста при довольно странных обстоятельствах. В сентябре покинул пост Есио Хатиро, министр торговли и промышленности, который ответил журналисту на вопрос о "Фукусиме", что "я покажу тебе радиацию". Оппозиция сразу же потребовала его отставки. Чуть позже повесился министр финансовых служб и реформ почты Тадахиро Мацусито. Этот 73-летний политик не вынес того, что о его любовнице расскажут в прессе.

    Многие эксперты считают, что очередная отставка может стать причиной ухода правящей партии Японии, что существенно облегчит приход к власти оппозиционно настроенной Либерально-демократической партии.

    Согласно исследованию известной японской газеты "Асахи", среди населения рейтинг поддержки демократов упал до 18 процентов, что является рекордно низким показателем за последние десятилетия. Впервые с сентября 2011 года, когда сформировалось правительство во главе с Ёсихико Нодой, его рейтинг опустился ниже 20 процентов. Эта отметка в Японии считается критической. Она воспринимается как признак того, что в течение ближайших месяцев произойдет смена правительства. Причиной такой непопулярности стало увеличение налогов, а также ряд других экономических реформ, призванных вывести страну из кризиса, однако пока так и не принесших результатов.

    Ноде не удалось заручиться поддержкой населения, несмотря на проведенную замену практически половины состава кабинета министров. Тем временем оппозиционеры требуют от премьер-министра назвать дату досрочных выборов. А этот скандал с министром юстиции они будут использовать для того, чтобы "додавить" Ноду, заставив его согласиться на проведение досрочных парламентских выборов. Нода пока что отказывается называть дату предстоящих выборов. Он планирует в декабре встретиться в Москве с Путиным. Некоторое время назад он лично заявлял, что не хочет говорить о парламентских выборах до встречи с президентом России.

    По мнению экспертов, японский премьер надеется обсудить с ним и курильский вопрос. Продвижения по этой теме смогли бы помочь премьеру реабилитироваться после ряда неудач с территориальными спорами с Китаем, Кореей и Тайванем. В последнее время Китай и Япония никак не могут решить вопрос с собственностью на острова в Восточно-Китайском море. Отношения очень сильно обострены. Согласно недавнему опросу, правящей Демократической партии готовы отдать свои голоса 13 процентов респондентов, за оппозиционную ЛДП — целых 36 процентов. Опрос проводили20-21 октября путем произвольной компьютерной выборки по телефонам.

    Если к власти придет ЛДП, то в территориальной риторике между Японией и Россией могут появиться довольно жесткие ноты, предположил Андрей Фесюн, старший преподаватель ВШЭ. Лидер ЛДП и экс-премьер Синдзо Абэ известен личными патриотическими настроениями. Недавно он в очередной раз их продемонстрировал, посетив часовню Ясукуни, где похоронены преступники класса А, что вызвало возмущение Китая, Кореи и Тайваня.

    В Японии возможен дефолт

    Политика политикой, и за власть борьба шла всегда, но Япония на сегодняшний день переживает самую острую волну кризиса за последнее время. Некоторые влиятельные аналитики даже считают, что в Японии ситуация намного сложнее, нежели в Греции. К концу этого года государственный долг Японии достигнет 237 процентов ВВП. Эксперты Международного валютного фонда дают неутешительные прогнозы. По словам МВФ, Япония сейчас переживает самый тяжелый период с экономической точки зрения. Если правительство не сможет в ближайшее время уменьшить дефицит государственного бюджета, то в Японии возможен дефолт.

    Страна находится в значительно худшем положении, нежели Греция, у которой госдолг составляет 198 процентов ВВП, а также Италия (126 процентов ВВП). Ситуация в Японии действительно сложная и заслуживает того, чтобы это признать, заявил замминистра финансов Такехико Накао. Главными причинами ухудшения экономической ситуации в Японии экономисты считают популистские шаги правительства в сфере налогового регулирования и ряд территориальных споров, которые заметно испортили торговые отношения с соседними странами. Ситуацию в значительной степени ухудшает давление со стороны инвесторов и экономистов, которые ожидают от правительства Японии того, что они примут непопулярные меры и наведут порядок в государственных финансах.

    Япония, скорее всего, объявит дефолт даже раньше, чем Европа, об этом заявил Такеши Фуджимаки, президент японской инвестиционной компании. Японцы должны держать свои сбережения в долларе США, австралийском долларе, долларе Канады, а также швейцарском франке. Если Япония объявит дефолт, то курс валюты упадет до 500 за 1 доллар США.

    Долг Японии — это большой пузырь, достигший таких размеров, что даже маленькая иголка может проткнуть его. И кризис в Европе может стать поводом для этого. У Японии из сложившейся ситуации нет другого выхода, кроме как объявлять дефолт либо спровоцировать гиперинфляцию, говорит Фуджимаки. Заявления Фуджимаки вызвали огромный резонанс среди экспертов. Однако они, рассуждая о скором дефолте Японии, забывают проанализировать личность автора сенсации. Фуджимаки не является чиновником и не ведает финансовым сектором Японии. Он является партнёром известного американского миллиардера Джорджа Сороса. Это о многом говорит.

    Возможно, подобные заявления сделаны для того, чтобы заработать на валютных спекуляциях. Российский политконструктор Юрий Юрьев имеет другое мнение. Он говорит о том, что Япония — это страна самых маленьких издержек на население и крупнейший экспортёр лучших автомобилей, лучшей электроники. Она не может быть банкротом. В стране много производят и мало потребляют.

    Япония полностью соответствует монетаристской и либертарианской экономическим моделям. Это идеал рынка, народ с маленькими потребностями, но с большой производительностью и долгим рабочим днём. Если дефолт настанет в такой стране, то, что же тогда ожидает менее производительные и более расточительные страны, вообще голод?

    Если в Японии и произойдет экономический крах, то он случится, вполне вероятно, со всей моделью современного капитализма. Кто бы ни стал новым премьером Японии, ему необходимо, в первую очередь, налаживать взаимоотношения с соседними странами, поскольку постоянная борьба отнимает много времени и сил, не позволяя решать сложнейшие экономические задачи.

    Поражения европейских партнеров Японии по фашистскому блоку осенью и зимой 1942/43 г., возросшее сопротивление вооруженных сил западных союзников на Тихом океане вынуждали японское правительство разрабатывать дополнительные меры по дальнейшей мобилизации ресурсов метрополии и захваченных территорий для ведения на огромных пространствах затяжной войны, основную тяжесть которой несли на себе трудящиеся массы страны.

    В Японии продолжался процесс усиления диктатуры военщины и монополий, установления жесткого государственно-монополистического контроля над экономикой. Активизировалась деятельность ассоциации помощи трону (АПТ), созданной вместо «самораспустившихся» буржуазных партий, а также политической ассоциации помощи трону (ПАПТ), организованной в 1942 г. из различных фракций парламента. Последний все больше превращался в послушное орудие «дзайбацу» и военно-фашистских кругов. Одновременно проводились в жизнь мероприятия, призванные взвалить на плечи японских трудящихся и населения захваченных территорий все тяготы войны.

    В начале 1943 г. были изданы императорские указы об особых правах правительства в военное время, предоставлявшие премьер-министру генералу Тодзио чрезвычайные полномочия. Вместе с тем в марте состоялось назначение советниками правительства в ранге министров семи представителей крупнейших монополий. В их числе были: адмирал Т. Тойода - президент контрольной ассоциации железоделательной и сталелитейной промышленности, связанный семейными узами с концерном «Мицубиси»; Г. Фудзивара -президент корпорации по распределению промышленного оборудования, бывший председатель крупных дочерних компаний концерна «Мицуи», а также другие магнаты промышленности и финансов, представлявшие крупнейшие монополии Японии 1. Совместно с кабинетом министров они составляли высший экономический совет, имевший право давать премьеру рекомендации как в осуществлении руководства военной экономикой, так и в отношении важнейших политических мероприятий. Таким образом, правительственная политика, проводившаяся в интересах крупных монополий, направлялась олигархической верхушкой, влияние которой еще больше усилилось.

    Тодзио провел через парламент законопроекты, направленные на дальнейшую милитаризацию жизни страны. 81-я сессия парламента (декабрь 1942 г.- март 1943 г.) одобрила законы о введении дополнительных налогов, повышении цен на некоторые товары, утверждении бюджета, в пропагандистских целях названного «бюджетом решительного наступления» 2.

    Японские монополисты имели определяющее влияние в правительстве, они усилили свои позиции в экономике страны и на захваченных территориях. Представители «дзайбацу» заняли ключевые посты в «ассоциациях контроля» - смешанных органах правительства и монополий, осуществляли контроль за размещением военных заказов, выпуском промышленной продукции, распределением сырья и рабочей силы, а также за выделением средств для вложения в военные отрасли промышленности. Монополисты использовали законы военного времени с целью поставить в экономическую зависимость, привязать к себе мелкие и средние фирмы и привлечь государственные средства для расширения производства. В 1942 г. произошло 410, а в 1943 г.-570 случаев слияния подобных фирм с общим капиталом 10,7 млрд. иен с крупными монополиями 3. К 25 января 1943 г. было создано 22 «ассоциации контроля», представителями которых стали директора крупнейших промышленных компаний и торговых фирм. Они объединили 2638 компаний 4.

    Когда высшее военно-политическое руководство пришло к выводу, что война приобретает затяжной характер, оно стало отпускать на развитие наиболее важных военных отраслей промышленности дополнительные средства. Наиболее значительные ассигнования предоставлялись самолетостроительным концернам. Например, ассигнования концерну «Кавасаки дзюко» в 1942 г. возросли с 824 457 тыс. иен в первой половине года до 1 231 915 тыс. иен во второй половине года, а процент участия государства в финансировании производства концерна возрос с 54,5 процента до 63,5 5.

    В результате усиления эксплуатации рабочих и применения системы оплаты заказов, разработанной «ассоциациями контроля» в интересах монополий, владельцы наиболее крупных компаний получали все увеличивавшийся процент прибыли.

    1 Тайхзйё сансо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 80-81.

    2 Тояма Сигэки и другие. Сева си (История периода Сева). Токио, 1959, стр. 242.

    3 Подсчитано по: Японский милитаризм (Военно-историческое исследование) М., 1972, стр. 183, 199; История войны на Тихом океане. Т. III. Первый период войны. Перевод с японского. М., 1958, стр. 325.

    4 Подсчитано по: Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане). Т. 4 Тай-хэйё сэнсо (Война на Тихом океане). Ч. I. 1940-1942. Токио, 1972, стр. 277

    5 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр 303.

    Например, головная компания концерна «Мицуи» в 1942 г. получила чистой прибыли 119 971 тыс. иен (в 1941 г.- 23 785 тыс. иен). Прибыль компании «Мицубиси дзюкогё» возросла с 18 процентов в 1941 г. до 25 процентов в 1943 г. (соответственно с 37 774 тыс. иен до 88 768 тыс.). Если прибыли всех японских компаний в 1941 г. составляли 4,8 млрд. иен, то в 1942 г. они повысились до 5,3 млрд. иен, а в 1943 г.- до 6,3 млрд. иен 1.

    В отчетах крупные компании указывали заниженные цифры прибылей - каких-нибудь 15-20 процентов. В действительности владельцам контрольных пакетов акций военных компаний ежегодно удавалось увеличивать объявленный и оплаченный капитал в 1,5-2 раза. Капитал компании тяжелой промышленности «Мицубиси», например, в начале войны составлял 240 млн. иен, а в 1942 г.- уже 480 млн. иен 2.

    После захвата японскими войсками обширных территорий Юго-Восточной Азии и стран Южных морей перед «дзайбацу» открылись еще более широкие возможности обогащения. Для создания лучших условий эксплуатации ресурсов оккупированных территорий в ноябре 1942 г. было образовано министерство по делам «великой Восточной Азии». Монополиям передавались судоверфи, склады и рудники. Судоверфи Сингапура перешли во владения «Мицубиси дзюкогё», судоверфи и склады Гонконга достались концернам «Мицуи» и «Мицубиси». «Мицуи» стал владельцем медных рудников Севанто на Филиппинах, а «Мицубиси» овладел контролем над разработкой фосфора в Лаокае (Индокитай) и т. д.

    Валютная политика японского империализма в странах «сферы сопроцветания» была направлена на то, чтобы облегчить выкачивание оттуда стратегического сырья и продовольствия. Обесценивая местную валюту и внедряя в обращение военные иены и местные военные денежные знаки, японские захватчики извлекали двойную выгоду: закупали по дешевке местные товары и увеличивали выручку от продажи населению собственных товаров. Это позволяло японским властям расходовать огромные средства на содержание своей оккупационной армии и многочисленных советников и чиновников. В 1942 г. из Индокитая, Таиланда и Бирмы было вывезено 1 424 тыс. тонн, а из Кореи и Тайваня - 1 157 тыс. тонн риса.

    Японское правительство львиную долю средств государственного бюджета выделяло на военные расходы. В 1942/43 г. было израсходовано 22,8 млрд. иен, то есть 90 процентов расходов государственного бюджета3.

    Рост военных расходов и прибылей монополий происходил в основном за счет усиления эксплуатации трудящихся. Продолжительность рабочего дня в 1942 г., по официальным данным, составляла 12-13 часов. В том же году японские рабочие из общей массы стоимости, произведенной ими в течение года, получили в качестве заработной платы менее одной трети, а японским капиталистам в качестве прибавочной стоимости досталось более двух третей 4.

    С марта 1942 г., после введения в действие нового закона о трудовой повинности мужчин и женщин в возрасте от 12 до 70 лет, количество мобилизованных в военную промышленность рабочих стало быстро увеличиваться и к концу года достигло 623 385 человек (в 1940 г.-311 734 человека). Трудовая повинность, которая создавала для рабочих подлинную военную каторгу, была введена по настоянию «дзайбацу».

    1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр. 299 - 300; Я. Певзнер. Монополистический капитал Японии («дзайбацу») в годы второй мировой войны и после войны. М.- Л., 1950, стр. 111.

    2 Т. Виссон. Военная экономика Японии. Перевод с английского. М., 1949, стр. 245.

    3 М. Лукьянова. Японские монополии во время второй мировой войны. М., 1953, стр. 179 - 181.

    4 «Асахи», 21 мая 1944 г.; М. Лукьянов а. Японские монополии во время второй мировой войны, стр. 349.

    Рабочие, мобилизованные в военную промышленность, жили в общежитиях под надзором полицейских и постоянной угрозой наказания и лишения продовольственного пайка. По мере расширения войны во все больших масштабах использовался труд рабочих из оккупированных стран. Так, например, число корейских рабочих в Японии в 1942 г. достигло 112 тыс. человек (в 1941 г. - 53,5 тыс. человек) 1.

    Несмотря на рост потребностей в основных видах промышленной продукции, японским правящим кругам не удалось, по существу, увеличить производство в стране электроэнергии, угля, чугуна (таблица 38).

    Таблица 38. Производство важнейших видов промышленной продукции в Японии во втором полугодии 1942-первом полугодии 1943 гг.
    Виды продукции 2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
    Электроэнергия (млрд. квт-ч) 16,8 16,9 100,6
    Каменный уголь (млн. т) 27,1 27,7 102,2
    Чугун (млн. т) 2,2 2,2 100
    Сталь (млн. т) 3,5 3,9 111,4
    Железная руда (млн. т) 1,1 1,3 118,2
    Алюминий (тыс. т) 51,5 70,7 137,3
    Медь (тыс. т) 52,6 62,4 118,6
    Станки (штук) 212 562 265

    Примечание. Подсчитано по среднемесячным показателям.

    Одной из важных причин, сдерживавших развитие японской промышленности, являлась нехватка электроэнергии. Среднемесячное производство электроэнергии в 1942 г. составляло 2 800 млн. квт-ч, а в первые месяцы 1943 г. оно снизилось: в январе было выработано 2 683 млн., в феврале - 2 407 млн., в марте - 2 757 млн. квт-ч 3.

    Снабжение Японии каменным углем в 1942 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось вследствие уменьшения добычи в метрополии и ограничения ввоза. В 1943 г. тоннаж судов, предназначенных для перевозки этого вида топлива, уменьшился по сравнению с 1942 г., что повлекло за собой снижение доставки угля на Японские острова с 8 750 тыс. тонн до 6 030 тыс. тонн 4.

    В связи с войной потребление нефти и очищенных нефтепродуктов в Японии в 1941/42 бюджетном году увеличилось. Возросшие нужды пришлось удовлетворять за счет запасов: в 1942/43 бюджетном году из запасов было использовано 10 664 тыс. баррелей (в 1941/42 бюджетном году - 688 тыс. баррелей) 5.

    1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 308; История войны на Тихом океане, т. III, стр. 324.

    2 История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101.

    3 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101; Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики. Перевод с английского. М., 1955, стр. 190, 191.

    4 Хаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 640; История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 103.

    5 Бюджетный год в Японии начинался 1 апреля и заканчивался 31 марта. Американский баррель равен 158,9 литра; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 133.

    Уменьшение запасов нефти в 1941/42 бюджет ном году до 38 229 тыс. баррелей побудило японское правительство ограничить невоенное потребление и увеличить ее ввоз. Однако уменьшение тоннажа торгового флота создало большие трудности в сохранении энергобаланса, в котором уголь и нефть в 1942 г. занимали 71,7 процента.

    Развитие военной промышленности Японии сдерживалось также невысоким уровнем производства чугуна и стали. В 1941/42 бюджетном году добыча и импорт железной руды в Японии составили 7 412 тыс. тонн, причем ввоз почти в два раза превышал добычу. Кроме того, внутри страны и вне ее было закуплено 1 290 тыс. тонн железного лома, а также использовано 2 118 тыс. тонн металлических отходов производства. Однако этого вида стратегического сырья недоставало, поэтому из запасов было взято 1 300 тыс. тонн железной руды и 1 369 тыс. тонн железного лома. В результате их запасы значительно сократились 1. Острая нехватка торговых судов вынудила правительство увеличить отпуск стали на их строительство за счет сокращения военного кораблестроения. Для увеличения производства авиационного вооружения потребовалось уменьшить в 1942 г. выпуск артиллерийских орудий большого калибра, автомашин, а в 1943 г. и танков (таблица 39).

    В военном производстве основное внимание обращалось на увеличение выпуска самолетов, боевых кораблей, радиолокаторов, полевых орудий и автоматического стрелкового оружия. Так, с октября 1942 г. по март 1943 г. японская промышленность выпустила на 1880 самолетов больше, чем за предыдущее полугодие. Японское правительство уделяло значительное внимание строительству боевых кораблей. В 1942/43 бюджетном году из 59 построенных боевых кораблей 40 относились к кораблям основных классов: 6 авианосцев, линкор, 2 крейсера, 9 эсминцев и 22 подводные лодки (в 1941/42 бюджетном году из 48 построенных кораблей 27 были основных классов) 2.

    Учитывая опыт военных действий на море, японское высшее командование отказалось от постройки линкоров и тяжелых крейсеров, сосредоточив усилия на строительстве легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Поэтому общее водоизмещение боевых кораблей, введенных в строй в 1943 г., было меньшим (145,8 тыс. тонн), чем в 1942 г. (230,7 тыс. тонн) 3.

    Несмотря на трудности, японскому правительству в основном удалось обеспечить потребности военной промышленности в стали и других металлах и увеличить производство вооружения, боевой техники и боеприпасов, что видно из таблицы 39.

    Важное значение для военно-морского флота и ПВО страны имело производство радиолокаторов, выпуск которых начался в 1941 г. В 1941/42 бюджетном году их было произведено 338 штук, а в 1942/43 - 1450 штук 4. Однако оснащение ими кораблей происходило медленно.

    Военно-политическое руководство Японии прилагало значительные усилия для увеличения строительства торговых судов, что подтверждается данными таблицы 40. Несмотря на увеличение выпуска судов, судостроительная промышленность не смогла обеспечить потребности страны из-за больших потерь в торговом флоте. В 1942/43 бюджетном году были потоплены или сильно повреждены японские торговые суда водоизмещением 1 130 тыс. брт 5.

    1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 116 - 118.

    2 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 233, 268.

    3 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186.

    4 Там же, стр. 318.

    5 Подсчитано по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

    Таблица 39. Производство основных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов в Японии во второй половине 1942-первой половине 1945 гг

    Вооружение, боевая техника и боеприпасы

    2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
    Винтовки (тыс)
    Пулеметы всех видов (тыс)
    Орудия и минометы* (тыс)
    Танки и САУ (тыс)
    Самолеты (тыс)
    Боевые корабли основных классов
    Боеприпасы (тыс. т)

    Примечание. Военное производство, кроме самолетов и кораблей, подсчитано по среднемесячным показателям.

    * В том числе полевые, зенитные и корабельные. В таблицу не включены вооружение и боеприпасы, выпущенные в Маньчжурии и Корее.

    Таблица 40. Производство торговых судов в Японии в 1942/43 бюджетном году (тыс. брт)

    Кварталы

    Месяцы

    Водоизмещение

    Апрель, май, июнь

    Июль, август, сентябрь

    Октябрь, ноябрь, декабрь

    Январь, февраль, март

    Итого за бюджетный год

    или на 710 тыс. брт больше, чем построено. Стремясь компенсировать потери, японское правительство вкладывало в судостроение дополнительные ассигнования, выделяло для него рабочую силу и металл за счет других отраслей промышленности, главным образом текстильной, которая в период войны из года в год сокращала выпуск продукции. Уменьшалось также производство в химической, пищевой и других невоенных отраслях промышленности.

    Таким образом, рост военной продукции в Японии в конце 1942 - начале 1943 г. обеспечивался увеличением ввоза стратегического сырья с захваченных территорий и сокращением невоенных отраслей промышленности. На данном этапе войны промышленность производила для японской армии в основном достаточное количество оружия, хотя уже отмечалась тенденция снижения выпуска продукции танкостроения, военного кораблестроения и т. д.

    1 Составлена по: Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дайтоа сэнсо кокан сэн си (Официальная история войны в великой Восточной Азии). Т. 17. Окинава хомэн кайгун сакусэн (Операции военно-морского флота в районе Окинавы). Токио, 1968, стр. 79; т. 33, ч; 2. Рикугун гундзю дойн (Мобилизация военного производства для сухопутных войск). Токио, 1970, приложение N° 9" Фукуи Сидзуо. Нихон-но гункан (Японский флот), стр. 312-318; Дж. К о е н! Военная экономика Японии, стр. 216-236.

    2 Составлена по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

    Сельскохозяйственное производство Японии и ввоз продуктов с оккупированных территорий позволили в 1942 г. в основном удовлетворить потребности вооруженных сил и нормированное снабжение населения страны. Положение облегчалось хорошим урожаем в метрополии риса являющегося важным продуктом питания японцев. Довоенное потребление риса составляло 12 -13 млн. тонн. В 1942 г. в метрополии было выращено 10,7 млн. тонн (в 1941 г.-8,8 млн. тонн) и ввезено почти 2,6 млн тонн. В 1943 г. положение стало ухудшаться: в метрополии было получено около 10 млн. тонн и ввезено только до 1,2 млн. тонн риса 1.

    Для увеличения площадей под продовольственные культуры японские оккупационные власти заставляли местное население уничтожать сады и парки в Таиланде, сокращать плантации каучука в Малайе, кофейные --на Яве и сахарного тростника - на Филиппинах. Для получения новых полеводческих участков уничтожались целые лесные массивы.

    Правительство Японии разработало проект создания продовольственной базы в Маньчжурии. Предполагалось переселить туда некоторую часть японского населепия и организовать крупные хозяйства фермерского типа. Однако реализовать этот план из-за недостатка средств не удалось. В целом ввоз риса и его запасы уменьшились. Примерно такое же положение наблюдалось с другими злаковыми культурами. Сократилось производство сельскохозяйственных орудий, уменьшилась обрабатываемая площадь, значительно упало применение удобрений. В результате снизилась урожайность ряда культур 2.

    Из-за реквизиции рыболовных судов, сокращения районов рыболовства, уменьшения численности рыбаков наблюдался спад улова рыбы. Основная масса населения сидела на голодном пайке. К тому же парламент принял закон о повышении цен на ряд товаров, процветала спекуляция на «черном рынке». В 1942 г. система нормированного распределения риса была распространена на всю страну. В том же году произошла частичная замена в пайке риса пшеницей и ячменем, а в 1943 г.- картофелем. Рыба, являвшаяся одним из основных продуктов питания, выдавалась в мизерном количестве 3.

    Одновременно усиливалась эксплуатация японских трудящихся. Опираясь на указ «Об организации труда на важнейших предприятиях», владельцы предприятий отменяли всякие ограничения рабочего дня и нормирование заработной платы 4. Падение реальной заработной платы, жестокая эксплуатация, ухудшение общего жизненного уровня вызывали у масс недовольство.

    Правительство Тодзио принимало меры к усилению идеологической обработки населения в милитаристском духе. Широко распространялся лозунг «бороться и победить во второй год войны». Созданное взамен профсоюзов «общество промышленного служения отечеству» («сангё хоко-кукай»), охватывавшее почти всех занятых на предприятиях рабочих, пропагандировало полное самоотречение в интересах достижения победы, беспрекословное подчинение властям и администрации предприятии. В идеологической обработке населения принимали участие и многие деятели культуры. В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей

    1 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 108; Дж. К о е В. Военная экономика Японии, стр. 340.

    2 Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики, стр. 92.

    3 А. Динкевич. Военные финансы Японии (1937-1945). М., 1958, стр. II, Дзидзи нэнкан (Ежегодник текущих событий). Токио, 1947, стр. 434.

    4 История войны на Тихом океане, т. III, стр. 323.

    В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей «великой Восточной Азии» - членов общества служения отечеству через литературу, на котором обсуждались вопросы мобилизации моральных сил народов на успешное завершение войны. Широко демонстрировались кинофильмы, прославлявшие победы японских вооруженных сил.

    Несмотря на разнообразные средства милитаристской, шовинистической пропаганды, в стране усиливалось недовольство затянувшейся войной и связанными с нею лишениями. Сообщения японской прессы, в которых говорилось о поражениях немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, вызывали большой интерес и широко комментировались. Росло число прогулов и актов саботажа на предприятиях. Рабочие вели борьбу за повышение заработной платы, сокращение рабочего дня. Если в 1942 г. в стране было зафиксировано 268 трудовых конфликтов, то в 1943 г.-417. Осенью 1942 г. вспыхнули забастовки на предприятиях «Фурукава» (префектура Тотиги) и «Хитати» (Токио). В 1942 г. в стране произошло 2756 трудовых конфликтов крестьян, направленных против помещиков и местных властей. Японские коммунисты в трудных условиях глубокого подполья продолжали борьбу 1.

    В целом состояние экономики Японии все более осложнялось, а условия затягивавшейся войны грозили дальнейшим ее ухудшением. Росло недовольство трудящихся масс лишениями войны, увеличивалось их сопротивление возраставшей эксплуатации со стороны монополистического капитала.

    Таким образом, зимой 1942/43 г. под влиянием неблагоприятного хода военных действий, роста тягот войны, принявшей затяжной характер, произошло общее ослабление тыла агрессивного блока. Вместе с тем положение каждого из участников этого блока было неодинаковым.

    Фашистская Германия использовала в своих интересах военно-экономический потенциал почти всей Европы. Принимались экстренные меры по мобилизации экономических ресурсов для форсирования военного производства. Тотальная мобилизация, вызванная поражением на советско-германском фронте, представляла собой новое напряжение сил. Она позволила в определенной мере восполнить потери и удовлетворить потребности вермахта. В военном производстве новое пополнение кадров оказалось далеко не равноценным. Вместе с тем тотальная мобилизация способствовала развитию внутриполитического кризиса в стране. Под влиянием событий на фронтах в некоторой части народа поколебалась уверенность в победе, прежние иллюзии рассеивались.

    В более сложном положении оказалась Италия. Ее экономика испытывала серьезные трудности с сырьем и рабочей силой. Потерпела провал тотальная мобилизация. Военное производство явно не справлялось с возросшими потребностями фронта. Германия не выполнила обещанных поставок. Резко ухудшилось материальное положение итальянских трудящихся, многие из которых голодали. В результате активной деятельности компартии Италии измученное тяготами войны население страны поднималось на борьбу против войны и фашистского режима, за улучшение условий жизни. Шел процесс консолидации демократических сил. Усилилась оппозиция в правящей верхушке и в самой фашистской партии. Фашистский режим в Италии переживал серьезный кризис, сузилась его социальная база, он терял основные точки опоры.

    1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 296-301.

    С изменением обстановки на Тихоокеанском театре военных действий сократились возможности Японии в использовании сырья оккупированных территорий, от импорта которого находилась в большой зависимости ее экономика. Однако производство вооружения на данном этапе войны увеличивалось, если не считать его отдельных видов. Японская промышленность ценой огромного напряжения и безудержной эксплуатации трудящихся в основном еще справлялась с запросами армии и флота. Внутриполитическое положение Японии обострялось. Осложнения с продовольствием, снижение жизненного уровня порождали недовольство масс продолжавшейся войной и политикой правительства. В стране развивалось стачечное движение.

    Фашистский блок все более уступал странам антигитлеровской коалиции в возможностях вести затянувшуюся войну, которая неумолимо требовала новых людских пополнений, вооружения, различной боевой техники и других материально-технических средств. Морально-политический потенциал стран фашистского блока снижался, внутриполитическое положение их все более усложнялось. Процессы общего ослабления фашистского блока (политические, экономические, военные) особенно давали себя знать в связи с развивавшимся переломом в ходе второй мировой войны в пользу антифашистской коалиции.

    Послевоенное укрепление позиций Японии в Китае и на рынках других стран Дальнего Востока привело к значительному росту промышленности и торговли и обеспечило огромные доходы монополистическим компаниям - дзайбацу. В то же время рост японской военной и послевоенной экономики имел и обратную сторону - непрерывно возрастающую эксплуатацию рабочего класса и ограбление крестьянства, что, в свою очередь, обостряло классовую борьбу. Стихийным ее проявлением стали так называемые «рисовые бунты», вызванные взвинчиванием спекулянтами цен на рис в августе 1918 г.

    В короткое время «рисовые бунты» охватили две трети территории Японии, превратившись в революционные выступления рабочих и городской бедноты с количеством участников около 1О млн человек Народное движение охватило крупные города - Осаку, Кобэ, Нагою, Токио, распространилось на шахты и рудники Кюсю, на сталелитейные заводы и судостроительные верфи концерна Мицубиси. Правительство жестоко расправлялось с участниками «рисовых бунтов». Было арестовано более 8 тысяч человек, тысячи были убиты без суда. Всякие публикации о «рисовых бунтах» были запрещены, все книги и журналы, содержащие материалы о них, подлежали изъятию.

    Послевоенный экономический кризис 1920-1921 гг. ударил по японской экономике, зависимой от внешних рынков, и усугубил социальные противоречия. Репрессии против стачечников побуждали рабочих стремиться не только к созданию профсоюзов, но и к их объединению. В начале 1920 г. была создана Объединенная лига профсоюзов. Была установлена связь профсоюзов с социалистическим движением, и наряду с экономическими требованиями стали выдвигаться политические лозунги. В конце 1920 г. была создана Социалистическая лига, объединившая идеологически разнородные группы и организации (социалисты, анархисты, коммунисты), а в июле 1922 г. в Токио представители социалистических групп, возглавляемые Катаяма иТокуда, провозгласили создание Коммунистической партии Японии (КПЯ).

    1 сентября 1923 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Оно повлекло за собой десятки тысяч человеческих жертв и огромный материальный ущерб, исчисляющийся в 5,5 млрд иен. Использовав обстановку всеобщего замешательства после землетрясения, японское правительство обрушило репрессии на левые движения. В марте 1924 г. деятельность компартии была временно приостановлена.

    Япония в период относительной стабилизации (1923 - 1929 гг.) С конца 1923 г. Япония, как и весь капиталистический мир, переживала период относительной экономической стабилизации и подъема. Оживление японской промышленности после кризиса и депрессии 1920 - 1922 гг. было связано с восстановительными работами, развернувшимися после землетрясения 1 сентября 1923 г. В первые же дни после землетрясения правительство оказало помощь крупным предпринимателям, отсрочив все виды платежей и выплатив компенсацию за нанесенный ущерб.



    Тем не менее, экономическое и внутриполитическое положение Японии оставалось напряженным, о чем, в частности, свидетельствовал крупный пассив внешней торговли. На азиатских рынках японские предприниматели удерживали позиции, экспортируя товары по предельно низким ценам за счет усиления эксплуатации трудящихся, что было для монополий одним из методов выхода из трудностей,

    Это вызвало новое социальное обострение в стране. В 1924-1926 гг. прокатились стачки, отличавшиеся упорством, продолжительностью и многочисленностью участников.

    Обострилась также ситуация в аграрном секторе. Со времен Первой мировой войны сельское хозяйство находилось в хроническом кризисе. Господство монополистического капитала, сохраняющиеся полуфеодальные методы эксплуатации вели к ухудшению положения крестьянства, к активизации крестьянских союзов и росту числа конфликтов. 1 декабря 1925 г. в Токио была создана Крестьянская рабочая партия, почти сразу же запрещенная и восстановленная в марте 1926 г. под названием Рабоче-крестьянская партия. Лидеры правых, реформистских профсоюзов образовали Правосоциалистическую партию.

    Учитывая все же растущую политическую активность масс, в 1925 г. был принят новый закон о всеобщем избирательном праве, который должен был вступить в силу через 3 года. Но закон этот явно ограничивaл права широких слоев населения. По-прежнему не имели избирательных прав женщины, составляющие более половины населения. Возрастной ценз избирателей был определен в 30 лет, устанавливался ценз оседлости в 1 год, что существенно уменьшало число избирателей среди рабочих, вынужденных менять место жительства в поисках работы, а также крестьян, с этой же целью переезжавших в город. Были лишены права участия в выборах все, получающие частное или общественное пособие, т. е. неимущие.



    Одновременно был принят и немедленно вступил в силу закон «об охране общественного спокойствия», получивший в народе название закона «об опасных мыслях». Он предусматривал тюремное заключение или каторжные работы сроком на 10 лет для участников организаций, имеющих «целью изменить государственный строй или уничтожить систему частной собственности».

    В ходе очередного этапа борьбы в защиту конституции три партии - Сэйюкай, Кэнсэйто и Какусиикурабу (Клуб перемен) объединились для свержения очередного бюрократического правительства, возглавляемого Киехара. На выборах 1924 г. коалиция добилась большинства в нижней палате парламента, а коалиционный кабинет возглавил Кито Такааки. С этого времени и вплоть до 1932 г. страна управлялась только партийными кабинетами.

    В этот период существенно возросла роль нижней палаты парламента как органа, в большей степени, чем палата пэров, представляющего интересы избирателей. Кроме того, члены палаты пэров постепенно стали назначаться не по выбору императора из числа отставных высокопоставленных бюрократов, а неправительственными организациями. Важным этапом в создании партийных кабинетов стала нейтрализация Тайного совета, чье одобрение требовалось для проведения в жизнь любого решения.

    Одновременно происходило слияние партий с бюрократией. Возникла практика перехода отставных высокопоставленных чиновников в партийное руководство. Различие между ними сводились к следующему.

    Сэйюкай отстаивала принцип свободы в финансовой политике, консервативный подход к решению социальных проблем, агрессивную континентальную политику. Кэнсэйто выступала за сокращение бюджетных расходов, относительно конструктивный подход к решению социальных проблем, проведение внешней политики с учетом интересов других держав, развитие внешней торговли.

    В феврале 1928 г. были проведены выборы по избирательному закону 1925 г. Разогнав парламент, вынесший ему вотум недоверия, кабинет Танака провел выборы в обстановке коррупции, жестокого полицейского нажима на избирателей. Несмотря на террор и произвол, левые партии получили на выборах около полумиллиона голосов; от рабоче-крестьянской партии, действовавшей в контакте с КПЯ и собравшей 200 тысяч голосов, в парламент прошли два кандидата, один из которых - Ямомото был убит после первого же своего выступления.

    15 марта 1928 г. были проведены аресты в крупных центрах - Токио, Осака, Киото, а затем по всей стране. Эти полицейские репрессии получили названия «инцидент КПЯ» и «буря 15 Mapта», потому что первый удар был нанесен по КПЯ. Репрессии, начатые весной 1928 г., продолжались и в последующие годы, особенно вовремя мирового экономического кризиса.

    Япония в период мирового экономического кризиса.

    Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. в силу тесных связей между японским и американским рынками с особой силой ударил по Японии. Сельское хозяйство, игравшее в стране значительно большую роль, чем в других государствах, одно из первых испытало влияние кризиса. Особенно тяжелым было положение шелководства, которым занималось около половины крестьянских хозяйств. В результате кризиса в США резко сократился вывоз японского шелка (до 1930 г. - составлял примерно 30% всего японского экспорта), катастрофически упали цены на него, число крестьянских хозяйств, занимавшихся шелководством, сильно уменьшилось. Значительно сократился и объем производства в угольной промышленности и судостроении.

    Количество безработных возросло в период кризиса до 3 млн. Рост концентрации производства и централизации капитала сопровождался разорением многих мелких и средних предпринимателей. Возросла и без того жесточайшая эксплуатация колоний, что вызвало крупное восстание на Тайване в 1930 г. и расширение национально-освободительного движения в Корее. Годы кризиса ознаменовались крупными стачками прядильщиков, трамвайщиков, металлистов. В деревне ширилась борьба арендаторов и мелких собственников за свои права.

    КПЯ возглавила антивоенную кампанию, разоблачая политику правительства, направленную на развязывание агрессии.

    Готовясь к захвату Северо-Восточного Китая, власти усилили репрессии против коммунистов и демократов. В сентябре 1931 г. были брошены в тюрьмы тысячи революционно настроенных рабочих и представителей передовой интеллигенции, а всего за 1929-1933 гг. было арестовано 50 тыс. человек.

    Фашизация Японии. Обострение внутренней социально-политической ситуации как одно из последствий экономического кризиса привело к обострению противоречий внутри самого правящего лагеря. Проявляла недовольство мелкая и средняя буржуазия, не выдерживавшая конкуренции с крупными концернами и разорявшаяся. Аграрный кризис подрывал положение мелких и средних помещиков, терпевших убытки от падения цен на сельскохозяйственную продукцию. Владельцы так называемых новых концернов, возникших главным образом в период Первой мировой войны в военных отраслях промышленности, поднявшиеся на волне военной конъюнктуры, заинтересованные в ней и тесно связанные с военными кругами, вели ожесточенную конкурентную борьбу со старой финансовой олигархией.

    Одновременно наметилось ослабление влияния политических партий. Это также было обусловлено мировым экономическим кризисом и влиянием международной обстановки, в частности Лондонской конференцией 1930 г. и принятым там Морским законом: Японию обязали сократить тоннаж крейсеров до 70% от тоннажа крейсерского флота Великобритании и США. Поскольку экономика островной Японии почти целиком зависела от поставок сырья извне и крейсера считались необходимыми для защиты морских коммуникаций, такое обязательство в совокупности с решениями Вашингтонcкoй конференции было воспринято военными и шовинистически настроенными кругами как принесение в жертву безопасности страны. В этот период на политическую арену вышло так называемое «Молодое офицерство. Союз «молодого офицерства» и «новых» концернов составил основу японской разновидности фашизма.

    Подчеркивая свою преданность императору, «молодые офицеры» требовали ограничения активности основной четверки «старых концернов», выступали против парламента, буржуазно-помещичьих партий, устраивали заговоры, организовывали террористические акты. Антикапиталистические лозунги сочетались с шовинистическими идеями «ниппотизма», культом императора, претензиями на мировое господство.

    Совместно с представителями «новых» концернов (Кухара, Накадзима) «молодое офицерство» решило избавить Японию от «партократов» путем их физического устранения. Одной из жертв стал премьер-министр Ханагути, затем - президент Сэйюкай и глава кабинета Инауи.

    Пытаясь решить задачу послекризисного восстановления экономики, премьер-министр Сайто выдвинул в 1934 г. предложение по усилению роли гражданских и военных чиновников в определении национальной политики. Правительство выдвинуло программу увеличения бюджета, что требовало роста налоговых поступлений, источником которых должно было стать восстановленное сельское хозяйство. В 1935 г. было создано Найкаку тёса кёку (Исследовательское бюро при кабинете министров), куда вошли представители гражданской и военной бюрократии, в чьи обязанности стало входить планирование государственной политики. Были приняты меры и для ослабления роли партий в парламенте. Чиновники, не связанные с партиями, стали получать дополнительную плату, что устранило необходимость перехода вышедших в отставку бюрократов в партийное руководство.

    Успех рабочих партий на выборах 1936 г. (23 места в парламенте) явился поводом для организации «молодыми офицерами» военно-фашисткого путча, в котором приняли участие 1500 человек во главе с генералом араки. Был убит премьер-министр Сайто, министр финансов Такахаси, некоторые другие видные чиновники, захвачены важные административные пункты. Однако, «молодые офицеры» не были поддержаны армией и путч был подавлен. Лидирующее положение в правительстве заняла так называемая «группа контроля», возглавляемая новым премьер-министром Хирота. Им были разработаны основные принципы национальной политики:

    1.Проведение широкой программы перевооружения с целью обеспечения Японии стабилизирующей силы в Восточной Азии;

    2.Усиление национальной обороны Японии и Маньчжурии.

    3.Проведение коренных преобразований внутри страны в области политики, экономики и административного управления, с тем чтобы создать благоприятные условия для унификации общественного мнения, наращивания вооружений и самообеспечения ресурсами.

    Предложения Хирота легли в основу пятилетнего плана развития военной промышленности и шестилетнего плана производства вооружений, а все вместе - составило комплекс реформ фашистского характера, получивших в дальнейшем название «новой экономической» и «новой политической структуры».

    Осуществить эту программу довелось не Хирота, а правительству князя Коноэ, пришедшему к власти в 1937 г.

    Были распущены все политические партии, коммунисты и активисты демократического движения посажены в тюрьмы. Идеологическую основу фашистских преобразований составило поклонение императору, а организацией, мобилизующей нацию на решение поставленных задач, стала «Ассоциация помощи трону» и ее преемница «Политическая ассоциация помощи трону». Они были созданы по принципу бюрократической, а не партийной структуры. Все это сопровождалось политикой усиления террора, милитаризацией внутренней жизни. Фактически «новая национальная структура» представляла собой непосредственный контроль монополий над всей государственной и экономической политикой, продолжавшейся вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне