• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

    Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

    1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок - шесть лет.

    Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие - в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России.

    Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

    Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

    Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

    Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

    Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность Совета Федерации (см. ).

    Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

    Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

    Первое - наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

    Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

    Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

    Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

    3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

    Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

    Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

    Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. ), а по совокупности конституционных полномочий - осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 - ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства - осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства - конституционное полномочие Президента ().

    Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент - Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

    При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в , толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

    Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий . Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

    В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. "вторую" по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

    Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ - не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате - Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, - вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

    После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

    Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

    Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как "несущие конструкции", на которых держится все здание демократического государства.

    Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ (п. "в" ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

    В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции ( и ), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

    Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

    Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

    4. Избрание Президента РФ - предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула "федеральный закон" в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. "г" ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом "порядок выборов", регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

    Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента - всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть "подобранный" кем-либо кандидат, "преемник" Президента, лицо, "отобранное" ("назначенное") действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

    Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

    Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. "д" ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

    Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

    Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ - четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

    Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства ().

    Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу ().

    Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения ().

    В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

    Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

    Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации - обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

    Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

    Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей - право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

    Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан - избирателей на участие в управлении делами государства (см.

    Президент страны путем тайного всенародного голосования. До 2008 года президент занимал свой пост 4 года. Но во время нахождения Дмитрия Медведева этот срок изменился и стал равен 6 годам. В 81 статью Конституции РФ была внесена соответствующая поправка.

    Когда В.В.Путин находился у высшей государственной власти второй срок, он не раз выдвигал предложение об увеличении срока правления президента. Это он мотивировал тем, что за четыре года невозможно сделать объективный вывод президента, так как многие проекты, социально-экономические программы требуют большего времени, чтобы дать первые плоды от своего введения.

    Путин предлагал внести на рассмотрение поправку об увеличении срока правления президента в некоторых странах Европы.

    Первый опыт избрания президента на 6 лет

    Путин стал в России, который будет занимать свой пост на протяжении 6 лет, с 2012 года до 2018. Но перед изменением срока полномочий президента была внесена еще одна поправка в Конституцию, в которой говорилось о возможности менять срок полномочий Государственной Думы и президента. Теперь Дума в одном и том же составе будет заседать не четыре года, а пять.
    Президентом РФ может стать гражданин страны, проживающий на ее территории больше 10 лет. Существует возрастное ограничение - человек должен быть не моложе 35 лет. Один и тот же гражданин может быть на два срока подряд. Во власти президента находится внешней и внутренней политики государства.
    Президент РФ является представителем РФ внутри страны и за ее пределами.

    Избрание президента в других странах

    В США, Бразилии, Аргентине, Латвии, Исландии президент избирается на 4 года. В большинстве стран Европейского Союза президент служит своему народу 5 лет. К таким странам относятся: Германия, Греция, Индия. Такой же президентский срок установлен и в Украине. Венесуэла, Мексика, Австрия, Финляндия - в этих странах президент исполняет свои полномочия на протяжении 6 лет. На 7 лет назначают президента в Таджикистане, Турции, Италии, Ирландии, Узбекистане. В большинстве стран президента выбирает народ с помощью тайного голосования. А вот в Германии, Латвии, Турции, Румынии страны. В Великобритании вовсе нет такой должности. Всеми государственными делами парламент, а королева Елизавета властвует, но не правит. Она является неким символом страны и общественным идеалом.

    Выборы президента Российской Федерации проводятся каждые шесть лет при помощи процедуры голосования, в которой имеет право участвовать каждый совершеннолетний гражданин страны. Выборы проводятся в соответствии со статьями текущего законодательства.

    Инструкция

    Выборы проводятся по всей территории и во всех субъектах Российской Федерации. Процедура организовывается специальным органом – Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ. Помогают в подготовке проведения и обработке голосов территориальные и участковые избирательные комиссии.

    Дата выборов объявляется Советом Федерации не позднее, чем за 90 дней. Обычно этот день приходится на второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие выборы. После объявления даты начинается подготовительный этап, в течение которого производится выдвижение кандидатов на пост президента.

    Для успешного выдвижения гражданин должен удовлетворять определенным требованиям, которые предъявляет ЦИК РФ. Выдвиженец может быть членом политической партии, которая имеет право принимать участие и выдвигать своих членов в процессе выборов. Кандидатом может стать и обычный гражданин страны, который имеет поддержку инициативной группы, имеющей число не менее 500 человек. Самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку 100 тыс. подписей избирателей в различных субъектах Российской Федерации. Если же кандидат выдвигается политической партией, имеющей право распределять депутатские мандаты, сбор подписей не является обязательным.



    Глава 5. Федеральное Собрание

    Статья 94

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

    Статья 95

    1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

    2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

    Статья 96

    1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

    2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

    Статья 97

    1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

    2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    Статья 98

    1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

    2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

    Статья 99

    1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

    2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

    3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

    4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

    Статья 100

    1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

    2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

    3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

    Статья 101

    1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

    2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

    3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

    4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

    5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

    Статья 102

    1. К ведению Совета Федерации относятся:

    а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

    в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

    г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

    д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

    е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

    ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

    и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

    3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

    Статья 103

    1. К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    в) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    ж) объявление амнистии;

    з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

    3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

    Статья 104

    1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

    2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

    3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

    Статья 105

    1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

    2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

    3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

    4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

    5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Статья 106

    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    а) федерального бюджета;

    б) федеральных налогов и сборов;

    в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

    д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

    е) войны и мира.

    Статья 107

    1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

    2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

    3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

    Статья 108

    1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

    2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

    Статья 109

    1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

    2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

    3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

    4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

    5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

    1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

    "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

    2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

    в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

    г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

    е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

    е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

    ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

    з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

    и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

    к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

    л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

    м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

    Президент Российской Федерации:

    а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

    б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

    в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

    г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

    д) подписывает и обнародует федеральные законы;

    е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

    2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Президент Российской Федерации:

    а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

    б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

    в) подписывает ратификационные грамоты;

    г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

    1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

    2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

    Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Президент Российской Федерации:

    а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

    б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

    в) осуществляет помилование.

    1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

    2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

    1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

    2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

    1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

    2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

    3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

    Одним из важнейших условий для развития государства является личность ее руководителя. Президентский срок, как показала практика, должен быть достаточным, чтобы человек, занимающий высший пост, успел не просто войти в курс дела, но и реализовать программу, с которой шел на выборы. Политологи по-разному относятся к этому фактору. Многие критикуют увеличение президентского срока в России. Тем не менее стоит разобраться с этим подробнее. Демократические принципы невозможно унифицировать, как бы ни стремились к этому элиты. То, что хорошо для небольшого государства, не работает на просторах огромной России. И это следует учитывать при формировании ее законодательства.

    Президентский срок: определение и основные признаки

    Российская Федерация – молодое государство, с точки зрения принятия основного закона. Понятие «президентский срок» впервые возникло в 1991 году. Именно тогда институт главы государства был введен впервые. В то время действовал еще старый основной закон, в который были внесены все необходимые изменения. Первый президентский срок в России составлял пять лет. Избрали на эту должность Б. Н. Ельцина. К 1993 году разработали новую Конституцию. Она была принята всенародным голосованием. Этот документ изменил президентский срок на четыре года. Какова была необходимость такового решения, народу не рассказали. Дело в том, что демократические принципы были еще новыми для населения. Специалистов, имеющих достаточную теоретическую подготовку и практический опыт, чтобы обосновать длительность работы главы государства, не имелось. Разработчики опирались на историю иностранных государств. Так или иначе, но президента с тех пор избирали на четыре года. Практика показала, что этого времени недостаточно для того, чтобы лидер успел воплотить в реальность свою программу.

    Требования к кандидату в президенты

    Давайте немного отступим от темы и вспомним, кто может занять основной пост. Все это прописано в Конституции. К кандидату на главную должность в стране предъявляются такие требования:

    • возраст более тридцати пяти лет;
    • гражданство РФ;
    • проживание в стране последние 10 лет;
    • владение одним из европейских языков;
    • отсутствие судимостей;
    • наличие предвыборной программы.

    Это формальные правила для того, чтобы претендовать на высший пост главы государства. Самым же главным, тоже записанным в Конституции, является поддержка населения. Президент избирается всенародным голосованием. Это единственная должность, к которой применяется высший демократический принцип. Поэтому президентский срок в России может быть получен только тем человеком, который сумел доказать согражданам свою преданность, мудрость, умение вести страну к ее развитию.

    Изменения 2008 года

    Практика государственной деятельности показала, что четырех лет мало для того, чтобы провести необходимые реформы, оказать достаточное влияние на изменение социально-экономической ситуации. Здесь следует учесть, что президент РФ имеет колоссальное влияние на все процессы. У него больше власти, чем у глав иных демократических государств. В этом, кстати, учтена традиция России. В ее истории не было управленцев, чего-то добившихся в краткие сроки. Для такого огромного государства характерна инерционность. Изменения идут довольно трудно. Чтобы продемонстрировать избирателю результат работы, необходимо больше времени. В 2008 году тогдашний президент Д. А. Медведев выступил с инициативой о внесении изменений в конституцию по вопросу полномочий главы государство. Этот срок, согласно принятому решению, был продлен до шести лет. Причем действующего, уже избранного ранее, главы страны изменения не коснулись. Согласно закону, на шесть лет избирался президент только с 2012 года. Страна проголосовала за В. В. Путина.

    Второй президентский срок

    Ввиду сложной международной обстановки довольно много спекуляций в недружественных СМИ посвящено времени пребывания у власти В. В. Путина. Мы не будем останавливаться на них подробно, просто разберем положения Конституции РФ. Согласно основному закону, человек может избираться на главный пост в стране не более двух раз подряд. Уточним: когда у него заканчивается президентский срок, он имеет право опять баллотироваться. Решать же, кому занимать пост, народу. Когда же заканчивается следующий (второй) срок, то претендовать на эту должность личность уже не может. Это будет нарушением закона. Так и произошло в 2008 году. Владимир Путин, проработав президентом два срока подряд, не стал баллотироваться вновь. Он поддержал кандидатуру Дмитрия Медведева. А в 2012 году, к радости народа, принял участие в избирательной кампании.

    Сроки президентских полномочий

    Деятельность человека, занимающего высшую должность в стране, подпадает под действие законодательства с первого до последнего дня. Это означает, что срок его полномочий строго определен. Согласно конституции он отсчитывается со дня инаугурации. Это дата, когда избранный кандидат приносит в торжественной обстановке присягу народу России. На мероприятии должны присутствовать члены:

    • Совета Федерации.
    • Конституционного суда.
    • Депутаты Госдумы.

    Согласно нынешнему законодательству с этого дня отсчитывается шесть лет, если не возникнут иные обстоятельства.

    Досрочное прекращение полномочий

    Под ними подразумевают конституционно закрепленное право Госдумы выразить недоверие президенту. Такой процедуры в РФ еще никогда не осуществлялось. Обвинить главу государства депутаты гипотетически должны в измене Родине, имея для этого серьезные основания и доказательную базу. К решению вопроса привлекают Конституционный суд.

    Зачем продлили срок правления?

    Давайте посмотрим на ситуацию здраво. Мы живем в очень сложном мире, важной частью которого является Российская Федерация. Страна имеет глубокие экономические связи с другими государствами, ведет активную внешнюю политику. Влияние России на мировую политику уже никто не отрицает. Выборы – это серьезный стресс для государства. Смена лидера тормозит процесс развития страны. Поэтому желательно дать время политической системе для стабильной работы в выбранном направлении. И оно должно быть достаточным, чтобы достичь хотя бы промежуточных результатов. Глава страны определяет основные направления как внешней, так и внутренней политики. На его плечах, если говорить по-простому, вся страна. Перекладывать такую махину с одних на другие плечи, значит, на время останавливать все процессы. А это опасно в современных условиях, когда мир стоит перед целым рядом общих, глобальных угроз.

    Заключение

    Мы с вами выяснили, сколько президентский срок в РФ. Он менялся со временем. Нынче составляет шесть лет. Отсчитывают его от даты инаугурации президента. Необходимо отметить, что Россия еще не так долго строит демократию. В стране имеются более серьезные, укоренившиеся за века существования общества, традиции, оказывающие немалое влияние на институт президентства. Люди считают, что глава государства обладает неограниченными возможностями, как дореволюционный царь. Это и хорошо, и плохо одновременно. Согласитесь, к выбору человека, наделенного в народных мыслях такими правами, люди относятся серьезно и ответственно. Случайный кандидат, не отвечающий чаяниям большинства населения, не имеет шансов. С другой стороны, люди требуют от действующего главы страны невозможного. А сами-то что делают для улучшения своей жизни? Вы пытались разобраться?