• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Политические движения и их отличия от политических партий.

    Политические движения – это относительно устойчивые, более или менее организованное объединение людей, которые создаются с целью оказания воздействия на государственную политическую систему. Политические движения от политических партий отличаются тем, что: * стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении; *имеют добровольное членство, необязательно полное идеологическое единодушие его участников; *отсутствует строгая иерархия, распределение функций между центром и периферией, единый лидер; *выражают частные интересы той или иной группы людей, тогда как партии претендуют на выражение общенациональных интересов.

    Партийная система – это совокупность взаимодействий, в которую вступают партии в процессе своей деятельности. В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической системе общества, выделяют:

    · Однопартийную политическую систему - характеризуется функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни все остальные политические партии. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Однопартийную систему следует отличать от апартийности, при которой единственная партия сливается с государственной властью (СССР-КПСС). Границу между однопартийной политической системой и апартийностью установить достаточно сложно, так как однопартийные системы имеют тенденцию перерастать в апартийные. Однопартийная политическая система нередко сопровождается таким явлением как «искусственная многопартийность», при которой существует множество политических партий, связанных с национальными общностями и имеющих форму национальных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит лишь от одной партии (партии-гегемона), которая определяет деятельность и политическую активность партий – сателлитов.

    · Двухпартийную систему – в обществе существуют две сильных партии, которые периодически приходят к власти, «обмен властью» осуществляется в результате выборов между двумя этими партиями. Устанавливается в экономически развитых странах. В зависимости от роли этих партий- аутсайдеров можно выделить две разновидности двухпартийной системы: *классическая двухпартийная система (США, Великобритания)– предполагает, что две сильные партии контролируют до 90 % электората ((избирателей), следовательно, не зависят от политических партий; * «система двух с половиной партий» или «модифицированная политическая система» - характеризуется тем, что ни одна из двух наиболее сильных политических партий не может прийти к власти лишь в силу своей популярности среди электората. Для этого им требуется поддержка третьей партии – «партии-аутсайдера», которая не может сама прийти к власти в любом случае (Германия).

    · Многопартийную систему – характеризуется тем, что в ней существует конкуренция между многими партиями. Ни одна из которых не имеет преимущества перед другими. Формируется в развитых демократических странах (Италия, Франция и др.)

    · Квазимногопартийную систему – фактически существует множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества. Однако власть принадлежит лишь одной партии и никогда не переходит к другим. (Швеция, Япония). Такую систему, при которой фактически доминирует одна политическая партия, еще называют модифицированной многопартийной системой или коалицией доминирования. Квазимногопартийную систему следует отличать от искусственной многопартийности, при которой все партии кроме партии-гегемона не могут оказывать реального воздействия на политическую сферу.

    1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы

    2. Общественные организации в политической системе общества

    Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.

    Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.

    С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.

    Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.

    Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.

    Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.

    Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:

    Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;

    Партии предполагают идейную общность своих членов;

    Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.

    Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.

    Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:

    1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.

    2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.

    3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.

    4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.

    5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.

    6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.

    7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.

    8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.

    9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.

    10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.

    11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.

    12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.

    Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.

    Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

    Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:

    Функцию социального представительства;

    Функцию социальной интеграции и социализации;

    Функцию борьбы за политическую власть;

    Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;

    Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;

    Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;

    Функцию разработки и осуществления политического курса.

    Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

    Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.

    Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.

    Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.

    Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.

    Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.

    Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

    Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.

    Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют

    1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;

    2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;

    3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;

    4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;

    5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;

    6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;

    7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);

    8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;

    9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;

    10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.

    На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.

    Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.

    Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.

    Вопросы для самостоятельного изучения

    1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?

    2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?

    3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

    4. Назовите основные функции политических партий.

    5. Назовите основные критерии классификации политических партий.

    6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.

    7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.

    8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?

    9. К какому типу систем относится партийная система Украины?

    10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?

    11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".

    12. Назовите функции общественных организаций и движений.

    13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?

    14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?

    Темы для рефератов

    1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.

    2. Современные избирательные системы.

    3. Политические движения, их генезис и типология.

    Литература

    1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10

    2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1

    3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -

    4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //

    Диалог, - 1990, - № 3-18

    5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997

    6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996

    7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и

    право, - 1992, - № 9

    8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,

    Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

    4.8. Политические партии и движения

    Политические партии, как реальная политическая сила, выступают в качестве главных элементов гражданского общества с точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов.

    Политическая партия – это добровольно организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

    Отличия политической партии от других политических сил

    – партия представляет собой организацию, т. е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей, имеющее определенную внутреннюю структуру (устав, членство, руководящие органы, местные организации, поддерживающие регулярные связи с центральным руководством);

    – цель партии – завоевание и осуществление власти; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;

    – обеспечение народной поддержки и стремление оказывать прямое влияние на политическую жизнь (пропаганда, проведение общественных акций, голосование, активное членство в партии и др.);

    – партия является носителем определенной идеологии;

    – наличие программы действий;

    – особый социальный статус и правовой режим, т. е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование деятельности.

    Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н. э.); в Средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

    Типологии политических партий

    * по происхождению: партии электорального и парламентского происхождения; партии «внешнего происхождения»;

    * по структуре и организации внутренней жизни (М. Дюверже ):

    1) кадровые – современные кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров – политического комитета; немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

    2) массовые (как продукт всеобщего избирательного права) представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплинированностью, высокой степенью идеологизированности, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые – к мобилизации широких народных масс.

    * по социальному признаку: классовые, интерклассовые (межклассовые);

    * по отношению к месту в политической системе: легальные, полулегальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и прочие.

    Правящие (правительственные) партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

    Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике.

    * по целевым и идейным установкам, способам и формам действия: радикальные, либеральные, консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений), революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках); коммунистические, социалистические и социал-демократические; клерикальные (религиозные); националистические; христианские и т. д.;

    * по числу депутатских мест в парламенте: мажоритарные партии, партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные и т. д.;

    * по членству в партии: открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

    * по шкале политического спектра: левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся), центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть).

    В политологии выделяют и другие типы партий:

    – Партии избирателей («партии-хватай-всех») стремятся привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

    – Партии с сильной структурой: если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, консервативная партия Великобритании).

    – Партии со слабой структурой: представители этих партий в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, демократическая и республиканская партии США).

    – Партии, организационно оформленные: члены этих партий получают партбилеты и платят членские взносы; и партии, организационно не оформленные: в этих партиях отсутствует официальное членство, чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности к ней.

    – Партии с прямым (кандидат принимается в партию в индивидуальном порядке) и косвенным членством (человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией).

    – Соревновательные партии (действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее), монопольные партии (осуществляют в политической системе высшую власть, не признавая никакой другой партии), патронажные партии (их деятельность направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников).

    Структура политической партии включает: блок избирателей; официальную партийную организацию; партию в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

    Функции политической партии

    – выработка стратегии развития общества (происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии);

    – борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства;

    – функция правительства – участие в разработке, применении и внедрении правил и взаимодействия политических институтов, в контроле органов власти;

    – согласования и обобщения интересов и потребностей различных групп общества;

    – представительства интересов – формулирование обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и доведение их до властных структур;

    – коммуникации: представляя интересы социальных групп, партии обеспечивают взаимосвязь власти и общества;

    – мобилизации и политической социализации: культивирование с помощью средств агитации и пропаганды определенных ценностей и стереотипов поведения, передача политического опыта и пр.;

    – политического рекрутирования: отбор лучших кандидатов на руководящие должности;

    – реализации власти.

    Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий; наличие доминирующей партии или коалиции; уровень состязательности между партиями.

    Типы партийных систем

    А) Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов: при ней правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий (существует в настоящее время в ряде стран Африки – Заир, Того, Габон); предназначение единственной легальной партии – демонстрация «всенародной» поддержки существующему режиму. Разновидности однопартийной системы: 1) исключается даже номинальное существование других партий, на деле такие партии являются частью государственного аппарата; 2) «искусственная многопартийность», при которой осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии (Китай), а деятельность партий-сателлитов осуществляется через их интеграцию в национальный и народный фронты и жестко регламентируется.

    Б) Двухпартийная система («бипартизм»), при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Разновидности двухпартийной системы: классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей, остальные партии лишены доступа к власти; система «двух с половиной партий» (или «две плюс одна партия»), при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть (Канада, Австрия, Австралия).

    В) Многопартийная система , в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Разновидности многопартийной системы: «поляризованного плюрализма» (характерны наличие антисистемных партий; существование двусторонних оппозиций; центральное положение одной или группы партий; значительное идеологическое размежевание); «умеренного плюрализма» (борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства).

    Тип партийной системы зависит от факторов: формы государственного правления; избирательной системы; наличия постоянного раскола в обществе (деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества).

    Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Это понятие охватывает различные объединения граждан (ассоциации, союзы, фронты и т. п.), которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но становятся в определенной мере субъектами политической жизни, сочетая функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

    Признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий

    * Идейно-политическая ориентация движений шире и менее определенна, а цели намного конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается движение. В этой связи движения часто приобретают массовый характер.

    * В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

    * Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются.

    Типология общественно-политических движений

    1) по отношению к существующему строю: консервативные, реформаторские и революционные;

    2) по идеологической основе: либерально-демократические, консервативные, социалистические;

    3) по национальному признаку: национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

    4) по демографическому признаку: женские, молодежные, студенческие и др.;

    5) по степени организации: стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

    6) по масштабам: международные, региональные, в стране, штате, республике;

    7) по методам и способам действия: легальные, нелегальные; формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

    Функции общественно-политических движений: конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

    Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

    А) Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

    Б) Партии или блок партий могут сами создавать движения. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

    В) Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (движение против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в случаях, когда выдвинутые задачи сложны, борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (движение «зеленых»).

    Группы интересов – неформальные добровольные временные объединения лиц, сплоченных вокруг конкретного интереса; информированы об основном вопросе и знают, чего они хотят; апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; их задача – оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть; действуют за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.

    Типология групп интересов:

    * в зависимости от ориентирования на различные сферы деятельности: в экономической сфере и мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); в сфере досуга и отдыха (например, спортивные союзы); в сфере религии, науки и культуры (например, научные ассоциации); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т. д.);

    * в широком социокультурном контексте (Ж. Блондель ): группы по обычаю (на почве идеальных общинных групп), институциональные группы (формальные организации внутри государственного аппарата), группы защиты (профсоюзы и предпринимательские ассоциации) и группы поддержки (экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-либо).

    Методы достижения целей: преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; упорядочение, согласование, иерархизацию интересов по приоритетности и выработка общегрупповых целей; трансляция органам власти и другим политическим институтам сведений о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; участие в формировании политических элит, властных структур общества.

    Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов на органы власти является лоббирование. Лоббизм – 1) давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта; 2) институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

    Из книги Эти странные датчане автора Дирби Хелен

    Политические партии У датского избирателя глаза разбегаются от несметного количества политических партий, причем любая партия, набравшая на выборах 2% голосов или больше, имеет гарантированное право быть представленной в парламенте.В парламенте (фолькетинге) партий так

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

    Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

    2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ 122 А ты записался добровольцем? Несколько измененный текст плаката (июнь 1919), худож. Д. Моор; точный текст: «Ты записался

    Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Обычаи, язык, татуировки автора Кучинский Александр Владимирович

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Политические татуировки В основном - это наколки антисоветского и антисемитского характера, демонстрирующие ненависть к существующему режиму, конституции, правящей партии, политическому лидеру и т. п. Татуировки могут изображать портреты генсеков, лидеров партии,

    Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

    Политические проститутки Выражение (хотя именно в этом виде у В. И. Ленина не встречается) типично для языка публицистов левых партий России начала XX в. Например, в письме Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 г. В. И. Ленин писал о бундовцах: «Да разве можно с этими

    Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

    А. Лоуэлл. Правительство и политические партии в государствах Западной Европы [Причины многопартийности] <…> Прежде всего мы должны обратить внимание на источник политических несогласий, с которыми мы не знакомы у нас в Америке, но которые существуют почти у всех

    Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    М. Дюверже. Политические партии Книга первая. Структура партий Происхождение партий Структура партий характеризуется многообразием. За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, различающиеся по базовым элементам, способам их интеграции в

    Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

    Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

    31. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ Политическая элита – особая группа людей, имеющая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями В состав

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

    32. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.Сущность политической

    Из книги автора

    34. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Разнообразные формы политической деятельности субъектов политики образуют политический процесс. В общей форме политический процесс можно охарактеризовать как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее

    Из книги автора

    46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

    sociopolitical movement) -активная деятельность объединившихся групп, слоев населения на основе общих интересов и целей. Как правило, общественно-политические движения имеют свои программы действий, в которой выражены отношение к властным структурам, определенные требования, оценка различных политических сил, задачи, целевые ориентиры, идеалы Общественно-политические движения могут носить как позитивный, так и негативный характер, способствовать либо стабилизации и прогрессу политической жизни общества, гражданскому согласию либо нагнетанию социальной напряженности.

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общественно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движении наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и нестабильность его участников. В движении нет фиксированного членства.

    Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г., «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения».

    Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиальный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

    Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политической жизни, вносит предложения в органы государственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаимоотношений с политическими партиями.

    Классификация общественно-политических движений может быть произведена по различным критериям (по целям и сферам деятельности, по социальной основе, отношению к государственному строю, политическому режиму, по способам и действиям людей и др.).

    Особенно важно то, что становление общественно-политического движения отражает факт возникновения гражданского общества, являющегося базисом всех демократических преобразований человека, общества и государства.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

    По данным Министерства юстиции РФ, в Российской Федерации насчитывается около 5 тысяч политических партий и 60 тысяч общественно-политических движений. Большинство из них существует лишь на бумаге. В сентябре 1997 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому все партии обязаны пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции.

    И только по истечении одного года после перерегистрации они смогут принимать участие в выборах.. К началу 1999 года перерегистрацию прошли 141 общероссийское политическое общественное объединение. Настоящий справочник содержит сведения о тех партиях и движениях, чья политическая активность наиболее ощутима. (расположены по алфавиту).

    Политическая партия (от лат. pars (partis) – часть, участие, доля) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

    Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

    Отличительные признаки политической партии

    1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

    2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти .

    3. Наличие политической программы , т. е.

    документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

    Наличие организации :

    – в любой партии есть руководящие органы , как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

    – любая партия характеризуется членством , т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;

    – любая партия имеет устав , т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

    5. Наличие разветвленной сети местных организаций , ядро которых образуют активисты-добровольцы.

    Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

    Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

    Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

    Основные функции политической партии : борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

    Партийная система совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

    В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

    Политические (социально-политические, общественно-политические) движения добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

    В современном мире существуют следующие демократические движения :

    – за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

    – антивоенные, антиядерные;

    – за землю и социальные права крестьян;

    – за новый экономический порядок (антиглобализм);

    – неприсоединения;

    – экологические;

    – против расовой и национальной дискриминации;

    – женские, молодежные, студенческие.

    Отличительные признаки политических движений

    1. Стремятся не к достижению власти , а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).

    2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

    – в большей степени приближены к обыденной жизни людей , чем политические партии;

    – более широкая, аморфная, пестрая социальная база , чем у политической партии;

    необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

    3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.

    4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

    Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX–XX веков.

    Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой – в силу необратимости исторического времени.

    Образец задания

    C 5. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, используя в них названия любых политических партий современной России.

    Ответ: Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Политическая партия имеет организованную структуру, детально разработанную политическую программу и является одним из компонентов политической системы общества.

    Примеры предложений: На выборах в российскую Государственную Думу в декабре 2007 года семипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Справедливая Россия» и Либерально-демократическая партия России. Партии либерального толка (Союз правых сил, «Яблоко» и др.), не получив мест в нижней палате российского парламента, оказались в политическом кризисе и др.

    Понятие «общественно-политические движения » включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

    При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

    1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

    2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

    3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

    Типология общественно-политических движений

    По отношению к существующему строю
    • Консервативные;
    • реформаторские;
    • революционные
    По идеологической основе
    • Либерально-демократические;
    • консервативные;
    • социалистические
    По национальному признаку
    • Национально-освободитель­ные;
    • за самоопределение нации, культурно-национальную автономию
    По демографическому признаку
    • Молодежные;
    • студенчес­кие и др.
    По степени организации
    • Стихийные;
    • разрозненные;
    • слабоорганизованные,
    • высокоорганизованные
    По масштабам
    • Международные;
    • региональные;
    • действующие в стране, штате, республике
    По методам и способам действия
    • Легальные/нелегаль­ные;
    • формальные/неформальные;
    • ориентирующиеся на мирные или насильственные действия

    Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

    Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это по­зволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обуслов­ливает способность движений приобретать большой размах.

    У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины.

    Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений яв­ляются солидарность и добрая воля их участников.

    Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздейство­вать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

    Общественно-политические движения выполняют важные функции :

    • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
    • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
    • руководят массовыми выступлениями;
    • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

    Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

    Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических дви­жений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

    Существуют различные варианты взаимоотношений обществен­но-политических движений с партиями.

    Общественно-политические движения могут существовать са­мостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

    Это происходит в том случае, когда участники движений, имея опреде­ленный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы,
    а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники дви­жений вообще не хотят связывать себя партийностью.

    Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это про­исходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за вы­двинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Пар­тии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

    Добившись успеха в решении поставленных задач, политиче­ские движения обычно прекращают свое существование (так прои­зошло, например, с движением против размещения крылатых ра­кет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, боль­ших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, напри­мер, произошло с движением «зеленых»).

    В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

    Получить займ на карту в Смарт Кредит. .

      Цель полит. партии – борьба за получение, сохранение, расширение политической власти. Общественные движения могут возникать не в политике, а как организации, которые борются с какой-то проблемой. Политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении, что может заключаться, например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, изменения государственного устройства и политического режима, решения социальных проблем и т. д.

      Партия имеет закрепленное членство , официальные документы , регламентирующие ее деятельность (устав, программа). Общественное движение – более аморфное объединение. У них могут отсутствовать какие-либо официальные документы, они имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством.

      В отличие от партии общественное объединение не имеют строгой иерархий , то есть четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается. Как правило, в общественных движениях нет единственного лидера, который максимально полно выражал бы политические ценности движения и определял бы направления его деятельности, на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу; политические движения ориентированы главным образом на инициативность своих участников. Они, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

      Для политических партий в большей степени характерна «партийная дисциплина», когда каждый член партии подчиняется ее целям – нередко в ущерб своим собственным интересам. Обязательным условием членства в политической партии является согласие с идеологией и политическими ценностями, которые отстаивает или пропагандирует данная партия. Для общественных движений совершенно не обязательно полное идеологическое единодушие его участников; главное, чтобы они имели некоторые общие цели.

      Партии претендуют на выражение общенациональных интересов, тогда как политические движения ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

    Однако несмотря на различия, политические партии и общественные движения схожи в главном - они обеспечивают выражение мнения определенных групп граждан и воздействуют на государственную власть, заставляя ее изменять свои установки. И иногда происходит процесс перехода из общественного движения в политическое движение и затем в политическую партию .

    В ряде случаев, когда выдвинутые общественным движением задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

    Существуют еще некоторые варианты взаимодействия партий и движений:

      Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. В глазах людей у движений как более аморфных образований, в отличие от партий, есть свои преимущества: нежелание быть разменной монетой в полит. играх; возможность свободного перехода из движения в движение; больше по душе широкая демократия общественных организаций; массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции.

      Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

      Партии могут брать под контроль, руководить движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).