• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Партии, перечень её целей и способов их достижения.

    Политическая партия - иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      ✪ Программа и Устав Рабочей партии России. И.М.Герасимов. 29.09.2018.

      ✪ Геннадий Балашов программа партии 510

    Субтитры

    Классификация партий

    1. Социально-классовый критерий:
      1. буржуазные
      2. трудящиеся
      3. партии меньшинств
      4. бюрократические
      5. всеклассовые
    2. По организации (критерии Дюверже):
      1. массовые
      2. кадровые
    3. По степени участия во власти:
      1. правящие
      2. системно-оппозиционные
      3. несистемно-оппозиционные
      4. маргинальные
    4. По месту в партийном спектре:
      1. правые
      2. центристы
      3. левые
      4. смешанные
      5. радикальные
    5. По организационной структуре:
      1. классического типа
      2. движенческого типа
      3. политический клуб
      4. авторитарно-собственнического типа
      5. основанные на декларативном членстве
    6. По отношению к власти и праву:
      1. легальные
      2. нелегальные
      3. полулегальные

    Идеальные типы партий

    На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

    Цвета и эмблемы партий

    Цели политических партий

    Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления .

    В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

    • формирование общественного мнения ;
    • политическое воспитание и образование граждан;
    • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
    • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

    Прочие цели определяются политической программой партии.

    Наименования политических партий

    Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество - Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей - объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» - Я влинский, Б олдырев, Л укин).

    Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации ». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство »). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или социал-демократическая партия России]]. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

    Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» ). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания , Словения , Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

    Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

    Международные политические объединения

    .

    Организация и структура политической партии

    В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия - региональные отделения - местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, формирующий постоянно руководящие органы, на уровне региона - собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Определённые требования к структуре и руководящим органам содержит закон № 95-ФЗ «о политических партиях», предписывающий наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления и руководящую роль съезда.

    Субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

    В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу , а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

    Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

    • В Мексике существуют федеральные партии, партии штатов и муниципальные партии. Партии штатов могут баллотироваться только в своём штате, а муниципальные партии только в своём муниципалитете, при этом они могут иметь несколько регистраций в разных штатах и муниципалитетах. При этом партия автоматически теряет регистрацию, если на выборах не проходит в парламент соответствующего уровня.
    • Библиография
      • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
      • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
      • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
      • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
      • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
      • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
      • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
      • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
      • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
      • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
      • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

    Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

    Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

    Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

    Функции политических партий.

    1. Формирование общественного мнения .
    2. Политическое воспитание граждан государства.
    3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
    4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
    5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

    Виды политических партий.

    По социально-классовому критерию:

    1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
    2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
    3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

    По организации партии:

    1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
    2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

    По степени вовлеченности в государственную власть:

    1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
    2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
    3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
    1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
    2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
    3. Центристы (демократы).
    4. Смешанные.

    По структуре организации:

    1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
    2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
    3. Политические клубы - свободное членство.
    4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

    По типу идеологии:

    1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
    2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
    3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
    4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
    5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
    6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
    7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
    8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

    Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

    Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

    «Профессиональный союз добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, ...»

    Профессиональный союз -- добровольное общественное объединение людей, связанных общими

    интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т.д.

    Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а

    также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого

    представительства наемных работников.

    Федерация Независимых Профсоюзов России образована в 1990 году. ФНПР является самым крупным профсоюзным объединением трудящихся России.

    Федерация объединяет 41 общероссийский профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе договоров. Во всех республиках, краях, областях Российской Федерации действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР.

    ФНПР играет ведущую роль в деятельности профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках работы комиссии регулярно заключаются Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

    Цель - изучить и проанализировать основные направления и решения VII съезда ФНПР.

    Объект - VII съезд ФНПР.

    Предмет - основные решения и направления деятельности VII съезда ФНПР.



    Задачи:

    Рассмотреть историю, определение профсоюзов;

    Изучить нейтральность профсоюзов;

    Раскрыть основные принципы организационного строения и деятельности ФНПР;

    Изучить план практических действий по реализации решений VII съезда ФНПР;

    Проанализировать решения VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России.

    ФНПР и ее членские организации настойчиво ищут пути реализации интересов членов профсоюзов в рамках переговорного процесса и только в крайнем случае прибегают к организации коллективных действий. Миллионы россиян принимают участие в проводимых под эгидой ФНПР акциях протеста.

    1. Профсоюзы: история, определение, дискуссия о нейтральности

    1.1 Профессиональные союзы Профессиональные союзы организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Возникли в эпоху капитализма в процессе борьбы пролетариата против капиталистической эксплуатации, за повышение жизненного уровня и улучшение условий труда рабочих. Мировое профессиональное движение -- составная часть международного рабочего движения.

    В западно-европейских странах и США профсоюзы как организации защиты экономических интересов рабочих стали создаваться с конца 18 в. Вначале они носили преимущественно характер обществ взаимопомощи, но вскоре стали участвовать также в забастовочной борьбе. Профсоюзы преследовались предпринимателями и правительствами; деятельность профсоюзов запрещалась, что вынуждало их проводить свою работу нелегально.

    Создание профсоюзов было гигантским прогрессом рабочего класса в начале развития капитализма, как переход от распыленности и беспомощности рабочих к начаткам классового объединения. Вместе с тем по мере выхода рабочего класса в качестве самостоятельной силы на арену политической борьбы и выдвижения в порядок дня задачи соединения социализма с рабочим движением в профсоюзах всё явственнее стали проявляться отмеченные позднее В.

    И. Лениным некоторые черты профессиональной узости. Организация первых профсоюзов по цеховому признаку ограничивала их состав, как правило, квалифицированными рабочими определённой профессии, затрудняла понимание рабочими их более широких классовых задач и способствовала распространению в профсоюзах идеологии тред-юнионизма, сводившего задачи рабочего движения к борьбе за более выгодные условия продажи рабочей силы для отдельных групп рабочих, объединённых в профсоюзы.

    Большое влияние на развитие классового сознания рабочих, на превращение профсоюзов в центры пролетарской борьбы оказали 1-й Интернационал и его основатели К. Маркс и Ф. Энгельс, которые были непосредственно связаны с национальными профессиональными центрами ряда стран. В последней трети 19 в. одновременно с образованием в странах Европы и Америки рабочих партий и усилением их влияния росли также численность и организованность профсоюзов, возрастали масштабы забастовочной борьбы, стойкость и упорство её участников, возникали устраняющие профессиональную разобщённость производственные профсоюзы, национальные профсоюзные центры, международные федерации и союзы рабочих одного производства или отрасли промышленности. Реформисты повсеместно возглавляли профсоюзы; они захватили руководство созданным в 1903 Международным секретариатом профсоюзов. Правые профессиональные лидеры поддерживали теорию «нейтральности»

    профсоюзов в политической борьбе, проповедовали классовое сотрудничество, нередко срывали забастовки.

    В России, где профсоюзы впервые появились в годы Революции 1905--07, профессиональное движение, возглавленное большевиками, приняло с самого начала боевой, революционный характер.

    Большевики выступали против меньшевиков, которые стремились изолировать профсоюзы от политической борьбы, оторвать их от партии.

    До 1-й мировой войны 1914-1918 рабочим в странах, где были созданы сильные профсоюзы (Великобритания, Германия, Франция, США и др.), удалось в ходе упорной борьбы добиться в некоторых отраслях промышленности сокращения рабочего дня до 8--10 часов, осуществления первых мероприятий в области социального страхования и охраны труда. Война осложнило деятельность профсоюзов. С первых дней войны реформистские лидеры стали помогать буржуазии в распространении шовинизма, провозгласили лозунги «гражданского мира», отказа от стачек. Международный секретариат профсоюзов прекратил свою деятельность.

    1.2. О нейтральности профсоюзов

    В начале ХХ столетия на Западе была широко распространена теория «нейтральности»

    профсоюзов, которую часто приписывают самому Карлу Марксу, ссылаясь на его интервью газете «Volksstaat» от 30 сентября 1869 года. Маркс сказал тогда, что профсоюзы ни в коем случае не должны находиться в связи с политическими обществами или в зависимости от них, если хотят выполнить свою задачу. Такая постановка вопроса отражала ситуацию, когда социалистические партии делали только первые шаги и даже не могли рассчитывать на сколько-нибудь значимое влияние в гораздо более сильных и многочисленных профсоюзах. Тем более что профсоюзы состояли из рабочих самых разных политических и религиозных убеждений, которых объединяло желание солидарно противостоять капиталу. Со временем теория «нейтральности» профсоюзов по отношению к политическим партиям потеряла свой первоначальный смысл, поскольку общество активно шло по пути политизации, силы социалистов росли, и проблема единства действий социалистических партий и профсоюзов приобретала все большую актуальность.

    В 1907 году в предисловии к сборнику своих работ «За 12 лет» Ленин торжественно заявил, что вплоть до 1907 года он был безусловным сторонником «нейтральности» профсоюзов и лишь после V съезда РСДРП и Штутгартского конгресса II Интернационала пришел к выводу, что «нейтральность»

    профсоюзов «принципиально отстаивать нельзя». В действительности отход от позиции «нейтральности» произошел у Ленина раньше, еще в 1905 годах, когда в обстановке первой российской революции в нашей стране началось достаточно массовое профсоюзное движение. Большое развитие получила профсоюзная печать: в 1905 - 1907 годах в свет выходило более ста периодических профсоюзных изданий.

    В обстановке революции изолировать профсоюзы от политики было невозможно. А если учесть, что социал-демократы, игравшие в революции роль застрельщика и инициатора многих политических акций, принимали и самое активное участие в организации рабочих профсоюзов, то РСДРП трудно было удержаться от соблазна сделать профсоюзы своими опорными пунктами и помощниками в рабочем движении. Больше того, в условиях раскола РСДРП и большевики, и меньшевики стремились упрочить в профессиональных объединениях рабочих именно свое, фракционное влияние.

    Разница между большевиками и меньшевиками заключалась в том, что меру этого влияния они понимали неодинаково. Большевики с их повышенной социальной активностью и склонностью к авторитарным решениям хотели руководить профсоюзами, что на практике означало бы не что иное, как партийный диктат, превращение союзов в послушных проводников большевистской тактической линии в революции.

    Об этом Ленин довольно недвусмысленно заявил в подготовленном им весной 1906 года проекте резолюции IV съезда РСДРП о профсоюзах. Его намерения в этом отношении шли настолько далеко, что он допускал возможность того, что при известных условиях тот или иной профсоюз может прямо примыкать к РСДРП, не исключая при этом из своих рядов беспартийных членов. Предлагалось как бы не замечать того, что такая тактика ведет к расколу профсоюзов. Ведь беспартийные рабочие могли и не захотеть оставаться в социалдемократическом профсоюзе. В итоге вплоть до 1917 года налицо было два подхода к проблеме взаимоотношений партии и профсоюзов - большевистский и меньшевистский. Хотя на практике меньшевики, особенно после инициированного большевиками в 1912 году нового раскола РСДРП, тоже стремились использовать свои руководящие позиции в том или ином профессиональном союзе в интересах фракционной борьбы с большевиками. Последние делали то же самое, но еще более откровенно и агрессивно. Меньшевики всегда придавали большее, чем большевики, значение экономической борьбе рабочего класса. Меньшевики признали самоценность борьбы пролетариата за то, чтобы уже нынешнее поколение рабочих, а не их дети и внуки, могло жить в человеческих условиях.

    Меньшевики раньше большевиков откликнулись на появление в России первых профсоюзов, подчеркнув в специальной резолюции своей Женевской конференции в мае 1905 года необходимость поддержки молодого профсоюзного движения. Нисколько не умаляя конкретного вклада большевиков в развитие российского профдвижения, трудно не согласиться с меньшевиками в том, что попытки тянуть профсоюзы в сторону той или иной из многочисленных партий чреваты лишь расколом. И, следовательно, ослаблением профсоюзного движения. Вместе с тем, сегодня остается в силе имеющий уже почти столетнюю историю тезис социалдемократов о том, что профсоюзы должны участвовать и в политической борьбе. Не забывая, однако, о том, что их главная задача - защита экономических интересов трудящихся, и не превращаясь в простой придаток какой-либо одной политической партии или движения.

    2. Анализ решений VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России

    2.1 Основные принципы организационного строения и деятельности ФНПР В середине января 2011 года на внеочередном VII съезде ФНПР, делегатами съезда принят программный документ «Достойный труд -- основа благосостояния человека и развития страны». В данном документе описаны основные направления деятельности ФНПР и принципы её дальнейшей работы.

    В структуру Профсоюза входят:

    Первичные профсоюзные организации;

    Территориальные организации профсоюза;

    Общероссийская организация Профсоюза.

    Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения объединяет территориальные организации профсоюза, действующие в 76 субъектах Российской Федерации.

    В структуре Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения более 7,0 тысяч первичных профсоюзных организаций.

    Профсоюз организует свою деятельность на принципах:

    Добровольного вступления в Профсоюз, равноправия всех его членов и свободного выхода из него;

    Солидарности и единства действий членов Профсоюза, первичных и территориальных профсоюзных организаций в реализации целей и задач Профсоюза, взаимопомощи;

    Производственно-территориальном - работающие на одном предприятии, учреждении, организации объединяются в одну профсоюзную организацию. Допускается создание двух профсоюзных организаций только в учебных заведениях - сотрудников и учащихся;

    Самостоятельности первичных профсоюзных организаций и территориальных организаций Профсоюза в решении уставных задач на основе единства целей профсоюзного движения;

    Выборности всех профсоюзных органов снизу доверху, их регулярной отчетности перед членами Профсоюза;

    Гласности в работе всех организаций Профсоюза и выборных профсоюзных органов;

    Свободы мнений, дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единства действий после принятия решений;

    Коллегиальности в принятии решений и личной ответственности за выполнение принятых постановлений и профсоюзных поручений;

    Обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих;

    Принятия решения большинством (более половины участвующих в голосовании), а в случаях, предусмотренных Уставом, (Положениями) - квалифицированным большинством.

    Профсоюз открыт для вступления в него первичных профсоюзных организаций предприятий других отраслей промышленности, ассоциаций, секций и других объединений трудящихся, связанных общими производственными, профессиональными, трудовыми и социально-экономическими интересами, признающих его цели, задачи и принципы деятельности. Порядок приема новых организаций определяется Центральным комитетом Профсоюза.

    Первичные профсоюзные организации, территориальные организации Профсоюза и их профорганы действуют в рамках настоящего Устава и Общего Положения о первичной профсоюзной организации, Устава (Положения) о территориальной организации Профсоюза, утвержденных Центральным комитетом Профсоюза. Положение о первичной профсоюзной организации, Устав (Положение) о территориальной организации Профсоюза разрабатываются в соответствии с настоящим Уставом и Общими положениями и не должны им противоречить. В структуре Профсоюза по согласованию с президиумом Центрального комитета Профсоюза могут создаваться объединенные профсоюзные организации, секции, советы председателей профсоюзных организаций и другие объединения. Права, обязанности, функции и особенности их деятельности регламентируются положениями, утверждаемыми Центральным комитетом Профсоюза. О созданных структурах информируется Центральный комитет Профсоюза.

    Высшим руководящим органом является профсоюзное собрание или конференция для первичной профсоюзной организации, конференция - для территориальной организации Профсоюза, съезд - для Профсоюза.

    Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом является профсоюзный комитет для первичной профсоюзной организации, территориальный комитет (совет) для территориальной организации Профсоюза и Центральный комитет - для Профсоюза. Руководящим исполнительным коллегиальным органом является президиум профкома для первичной профсоюзной организации, президиум территориального комитета для территориальной организации Профсоюза и президиум Центрального комитета для Профсоюза. Руководящим исполнительным единоличным органом является председатель первичной профсоюзной организации для первичной профсоюзной организации, председатель территориальной организации Профсоюза для территориальной организации Профсоюза и председатель Профсоюза для Профсоюза. Все вышеперечисленные органы регулярно отчитываются перед членами Профсоюза.

    Порядок формирования, количественный состав профсоюзных органов определяют съезд, конференция, собрание. Формирование профсоюзных органов осуществляется путем выдвижения и избрания непосредственно на собрании, конференции, съезде, либо по принципу прямого делегирования по установленной квоте для каждой организации, либо другим способом.

    Нормы представительства и порядок выборов делегатов на конференцию и съезд устанавливает профсоюзный орган, созывающий конференцию, съезд. Руководители и заместители руководителей профсоюзных органов, созывающих конференцию, съезд, а также председатели ревизионных комиссий являются делегатами конференции, съезда по должности.

    Порядок выборов руководителей профсоюзного органа определяют собрание, конференция, съезд.

    Выборы членов профсоюзных органов, их руководителей, делегатов на профсоюзную конференцию и съезд проводятся закрытым (тайным) или открытым голосованием. Число кандидатур на каждое место при выдвижении не ограничивается. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам и не менее 50% голосов от числа, принявших участие в голосовании на собрании, конференции, съезде. Избранные непосредственно собранием, конференцией, съездом руководители Профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций и профсоюзных органов и их заместители считаются избранными членами выборных органов. Освобождение от обязанностей члена профсоюзного органа, избранного собранием, конференцией, съездом, но потерявшего связь с профсоюзной организацией или подавшего личное заявление в период между собраниями, конференциями, съездами, проводится на заседании этого профсоюзного органа большинством голосов членов профсоюзного органа.

    Профсоюзное собрание, заседание комитета профсоюза и его президиума считается правомочным (имеет кворум), если в нем участвует более половины членов профсоюзной организации, членов комитета Профсоюза, президиума. Профсоюзная конференция и съезд считаются правомочными при участии в них не менее двух, третей избранных делегатов. На заседаниях профсоюзных органов имеют право присутствовать члены ревизионных комиссий.

    2.2 План практических действий по реализации решений VII съезда ФНПР

    VII съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, состоявшийся 12-14 января 2011 года, стал важнейшим этапом в истории развития профсоюзного движении, заметным событием в общественной жизни страны.

    Съезд подтвердил свою приверженность принципам: единство, солидарность, справедливость, независимость, социальное партнерство в отношениях с властью и работодателями, преданность целям и идеалам российского и международного рабочего движения.

    В Программе ФНПР «Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны», резолюциях и других документах Съезда дана оценка развития социально-экономических отношений в России. Определены основные цели и направления деятельности профсоюзов на предстоящий период в области регулирования социально-трудовых отношений: заработной платы и занятости населения, социальной защиты и социального страхования, охраны труда и окружающей среды, защиты трудовых прав работников, социального партнерства, обеспечения тендерного равенства. Сформулированы конкретные задачи организационного укрепления профсоюзов, кадровой, молодежной, информационной, финансовой и имущественной политики, развития международного сотрудничества на современном этапе. Документы Съезда оперативно доведены до членских организаций ФНПР, опубликованы в Центральной профсоюзной газете «Солидарность», размещены на сайте ФНПР в Интернете. Отдельной брошюрой изданы и направлены в членские организации ФНПР тексты Приветствия Президента Российской Федерации Медведева Д.А., выступления Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., доклад Председателя ФНПР Шмакова М.В. Работу по пропаганде и разъяснению решений и документов Съезда на собраниях в первичных профсоюзных организациях, семинарах, совещаниях профсоюзного актива, в профсоюзной прессе и других средствах массовой информации. Значительная часть членских организаций ФНПР на заседаниях коллегиальных органов рассмотрели результаты работы Съезда, выработали конкретные меры по их реализации.

    Принятые документы, критические замечания и предложения, высказанные делегатами Съезда, легли в основу разработки Плана практических действий по реализации решений VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России, в подготовке которого приняли активное участие члены Генерального Совета ФНПР, представители научных, учебных учреждений профсоюзов, участники «круглых столов» и дискуссионного клуба руководителей и специалистов членских организаций ФНПР.

    С целью выполнения решений VII съезда ФНПР, обеспечения координации этой работы в членских организациях, Генеральный Совет ФНПР постановляет:

    1. Утвердить План практических действий по реализации решений VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России.

    2.Членским организациям ФНПР, постоянным комиссиям Генерального Совета ФНПР,

    Исполнительному комитету ФНПР и Аппарату ФНПР:

    обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных в Плане практических действий по реализации решений VII съезда ФНПР;

    систематически анализировать ход выполнения указанного Плана, при необходимости, вносить в него уточнения и дополнения;

    продолжить активную информационную работу по разъяснению и пропаганде документов VII съезда ФНПР.

    3. Исполнительному комитету ФНПР ежегодно информировать Генеральный Совет и членские организации ФНПР о ходе выполнения Плана практических действий по реализации решений VII съезда ФНПР.

    4. В целях повышения эффективности деятельности профсоюзов, укрепления органов профсоюзных структур, повышения исполнительной дисциплины и персональной ответственности профсоюзных кадров считать недопустимым одновременное замещение (на постоянной основе) должностей руководителями территориальных профобъединений и их заместителями руководящих должностей в территориальных организациях общероссийских профсоюзов.

    Общероссийским профсоюзам принимать срочные меры по замене руководителей территориальные организаций профсоюзов в случае избрания их в руководство территориальных профобъединений.

    профессиональный союз переговорный общественный

    2.3 Анализ деятельности по выполнению решений VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России В отчетном докладе Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России о деятельности по выполнению решений VII съезда ФНПР отмечается, что в отчетный период деятельность Федерации осуществлялась в сложных социально-экономических условиях.

    Действия профсоюзов в этот период были направлены на защиту прав работников с использованием всех предоставленных трудовым законодательством возможностей; максимальное сохранение рабочих мест и покупательной способности заработной платы; поддержку тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации; сохранение в соглашениях и коллективных договорах достигнутого уровня трудовых и социально-экономических гарантий; поддержание социальной стабильности. Силами профсоюзов организован мониторинг ситуации на рынке труда в разрезе регионов и отраслей. По инициативе и с участием профсоюзов органами государственной власти принимались как оперативные решения по поддержке предприятий, разрешению острых конфликтных ситуаций, так и комплексные антикризисные программы на федеральном и региональном уровнях. Большинство предложений ФНПР включено в антикризисную программу Правительства РФ, что позволило минимизировать негативные последствия кризиса, предотвратить обвальную безработицу и падение доходов населения, снизить социальную напряженность.

    Профсоюзы противостояли любым изменениям в трудовом законодательстве, приводящим к ущемлению прав и интересов наемных работников. Действовали профсоюзные юридические консультации и «горячие линии». По требованию профсоюзов государственными органами стали широко применяться соответствующие меры воздействия к работодателям, нарушающим трудовое законодательство. Осуществлялось взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и органами Роструда, по инициативе профсоюзов принят федеральный закон, расширяющий возможности прокуратуры по защите прав работников. Проводились коллективные действия в защиту прав трудящихся.

    Реализация положений действовавших в отчетный период генеральных соглашений способствовала решению первоочередных задач в области социально-экономического развития страны.

    Профсоюзы добивались принятия такой стратегии выхода из кризиса, которая бы предполагала существенное увеличение бюджетных расходов на социальную сферу, человеческий капитал; настаивали на необходимости решения через бюджет основных социальных задач, в первую очередь по справедливой оценке труда; требовали от всех ветвей власти проведения взвешенной тарифной и ценовой политики, увязанной с динамикой денежных доходов населения, задачами сдерживания инфляции и минимизации негативных социальных последствий от роста цен на уровень жизни населения.

    Позитивным итогом работы профсоюзов за прошедший период, подтвердивший обоснованность позиции и действий ФНПР, следует признать возращение системы социальной защиты работника на страховые принципы, упразднение единого социального налога и введение страховых взносов.

    Реализован ряд требований профсоюзов по улучшению пенсионного обеспечения старшего поколения путем переоценки их пенсионных прав, установления минимального уровня пенсий не ниже регионального прожиточного минимума через механизмы социальных доплат.

    ФНПР последовательно отстаивала права работников на улучшение условий труда на рабочем месте, сокращение профессиональной патологии, производственного травматизма и сохранения здоровья работников. Разрабатывала и добивалась принятия необходимых законодательных актов в области гигиены и охраны труда, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, технического регулирования, охраны окружающей среды.

    ФНПР, ее членские организации продолжали уделять большое внимание организационному укреплению профсоюзов и их дальнейшему развитию. Принимались меры по сохранению и увеличению численности членов профсоюзов, объединению и укрупнению общероссийских профсоюзов, совершенствованию организационной структуры, использованию новых форм работы с профсоюзными организациями. Продолжалось внедрение системного подхода в работу с кадрами: формирование и целевая подготовка действенного кадрового резерва, обучение и повышение квалификации профсоюзных лидеров всех уровней, создание Единого образовательного пространства профсоюзов.

    Последовательная реализация профсоюзной молодежной политики, активная работа молодежных советов, участие молодежи в коллективных действиях и акциях солидарности привели к увеличению представительства молодежи среди членов профсоюзов, способствовали усилению защиты трудовых прав и социально-экономических интересов молодежи, кадровому продвижению молодых профсоюзных лидеров. Значительно возрос авторитет ФНПР в мировом профсоюзном движении, свидетельством чего является избрание ее представителей в руководящие органы Международной конфедерации профсоюзов (МКП), Всеевропейского регионального совета (ВЕРС-МКП), Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) и Административный совет Международной организации труда (МОТ). Расширились и укрепились связи с национальными профцентрами стран СНГ и ближнего зарубежья. Появившиеся позитивные тенденции роста в российской экономике неустойчивы и по-прежнему базируются на сырьевом факторе и благоприятной внешнеторговой конъюнктуре. Проблемы системного характера в сфере труда не находят должного внимания со стороны государства.

    Не все профсоюзные структуры в полной мере использовали предоставленные законодательством возможности, а также силу коллективной поддержки своих требований, своих представителей на переговорах. Многие работодатели формально относятся к выполнению принятых в коллективных договорах и соглашениях обязательств. Принимаемые в соглашениях и договорах обязательства нередко носят абстрактный характер либо повторяют положения действующего законодательства в сфере труда.

    Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений зачастую выполняют роль совещательного органа без реальных рычагов воздействия на социально-экономическую ситуацию.

    В последнее время участились случаи нарушения прав работников на свободное объединение в профсоюзы как со стороны работодателей, так и со стороны государственных органов. Решениями Конституционного Суда Российской Федерации снижены гарантии прав профсоюзных активистов.

    Поэтому не снимаются с повестки дня вопросы установления административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюзов, предоставление им права непосредственного обращения в суд с исками в защиту прав неопределённого круга лиц.

    Необходима оптимизация процедур рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, в том числе объявления и проведения забастовок. Следует также на законодательном уровне закрепить право ведения коллективных переговоров не только за первичными, но и другими профсоюзными организациями, предусмотренными уставами общероссийских (межрегиональных) профсоюзов.

    Заключение В организационной структуре ФНПР одно из центральных мест занимают общероссийские и межрегиональные профессиональные союзы. Они обеспечивают решение многообразных проблем защиты социально-экономических интересов и прав наемных работников как на уровне предприятий, так и в отраслях экономики в целом.

    Анализируя деятельность профсоюзов, можно сделать вывод, что профсоюзы, пережив кризис, перешли от стратегии выживания к стратегии развития и активных действий в новых экономических условиях.

    В настоящее время приоритетными стали такие направления профсоюзной деятельности, как обеспечение занятости и сохранение рабочих мест, борьба за увеличение заработной платы, улучшение условий труда, защита трудовых и социальных прав работников. Это оказало существенное влияние на мотивацию профсоюзного членства. Если раньше преобладающим фактором членства в профсоюзе было получение различных материальных и социальных благ, то теперь основным становится фактор коллективной защиты интересов работников.

    Действия профсоюзов были направлены на защиту прав работников с использованием всех предоставленных трудовым законодательством возможностей; максимальное сохранение рабочих мест и покупательной способности заработной платы; поддержку тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации; сохранение в соглашениях и коллективных договорах достигнутого уровня трудовых и социально-экономических гарантий; поддержание социальной стабильности.

    В финансовой сфере не удалось реализовать в полной мере такой принцип, как создание устойчивого финансового положения профсоюзных органов всех уровней. Не выполнены решения по обеспечению перечисления первичными профсоюзными организациями не менее 50 процентов собранных членских профсоюзных взносов вышестоящим профсоюзным структурам. Отдельные членские организации ФНПР на протяжении ряда лет игнорируют уставную обязанность по представлению отчетности в ФНПР, препятствуют работе Контрольно-ревизионных комиссий.

    Доцент, Всероссийская академия внешней Я-790 торговли, кафедра финансов и валютно-кредитных отношений профессор, Е.В. Горово...»

    «Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество: Комплексный план действий Хорошие соседи Хорошие партнеры Хорошие перспективы Взгляды,выраженныевданном документе,являются мнением автораинеобязательно...»

    Понятие, функции и структура политических партий

    Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

    Политические партии выступают в своем государстве творцами текущей политики, они преследуют определенные цели, добиваясь государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В нормально организованной политической системе действуют несколько партий, каждая из которых отражает интересы своего класса или большой группы людей, не связанных классовыми признаками. Деятельность партий связана с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

    Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других институтов общества, которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются на защиту социально-экономических интересов их членов, политические партии нацелены на завоевание и осуществление власти. Для этой цели они создавались, за нее и ведут борьбу.

    Политическая партия хотя и выражает устремления определенного класса или слоя общества, в то же время представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

    Среди функций политических партий выделяют:

    1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

    2) активизацию и интеграцию определенной части людей;

    3) борьбу за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

    4) подготовку и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение своих сторонников, организацию контроля за парламентской деятельностью;

    5) разработку партийной идеологии, создание и реализацию политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

    6) политическое воспитание общества в целом или его части;

    7) подготовку и выдвижение кадров.

    Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.

    Сущность политической партии – это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.

    В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя – конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.

    Основными признаками партии являются: идеология, система общих ценностей и норм поведения добровольное, организованное объединение людей; нацеленность на осуществление политической власти; выражение и защита политических интересов определенных социальных групп; наличие определенной программы деятельности партии; особый социальный статус, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в проведении выборных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с частями государственного механизма, участие в их формировании и функционировании; особый правовой режим, т. е. конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование ее деятельности; общественная база партии.

    Структура политической партии состоит из трех уровней:

    Блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;

    Официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;

    Партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.

    Виды политических партий

    Политические партии выражают интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, поэтому их много и они имеют разные программы и цели.

    Принято классифицировать политические партии по следующим критериям:

    1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

    2) по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

    3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

    4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

    5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

    6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

    7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

    8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

    9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.

    Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством.

    Определение политической партии

    Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу.

    Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

    Политическая партия - стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.

    Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

    Признаки политической партии

    • - функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
    • - наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
    • - направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
    • - наличие народной поддержки, добровольность членства;
    • - наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

    Функции политических партий

    В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

    Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

    Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

    • - выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
    • - разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры ;
    • - создание возможностей для политической социализации личности;
    • - подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
    • - организация избирательных кампаний и участие в них;
    • - борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

    Типы политических партий

    • - по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
    • - по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
    • - по социальной базе - рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
    • - по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
    • - по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

    Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

    Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров - политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

    Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые - к мобилизации широких народных масс.К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.