• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    XVIII век - важный этап в развитии политической полиции в России. Петр I стал царем в обстановке длительной и жестокой борьбы за власть придворной аристократии, усложнившейся вовлечением в эту борьбу московских стрелецких частей. Одновременно в стране росло недовольство крестьян, вызванное усилением крепостнического гнета. Без решительного подавления недовольства крестьян и сопротивления реакционного боярства успешное проведение намеченных Петром I преобразований было невозможно.

    Одним из главных инструментов борьбы с теми, кто мешал проведению реформ, стал Преображенский приказ - новый орган по борьбе с преступностью, образованный в конце XVII века.

    Преображенский приказ получил исключительное право следствия и суда по политическим, государственным делам, «а именно: в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных дел». Кроме того, Преображенский приказ ведал охраной общественного порядка в Москве. Его солдаты несли караулы в разных районах Москвы - в Кремле, Китай-городе, Белом городе. Они задерживали нарушителей порядка и подозрительных лиц, доставляли их в так называемый Потешный двор - отделение Преображенского приказа.

    Преображенский приказ осуществлял преследование политических преступников на всей территории Русского государства. Полномочия приказа распространялись на всех его подданных, без различия сословия. Но наибольшее место в деятельности приказа занимали дела против представителей низших слоев населения.

    Штат главной канцелярии Преображенского приказа, осуществлявший следствие и суд, был невелик. Он состоял из 2 дьяков и 5-8 подьячих. Для производства арестов, обысков и других операций, а также в качестве курьеров использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Во главе Преображенского приказа стояли близкие сподвижники Петра I - князья Ф.Ю. и И.Ф. Ромодановские.

    По указаниям Преображенского приказа другие приказы и местные органы производили аресты, обыски, конфискацию имущества, переправляли нужных следствию лиц в Москву, наводили справки. По сути дела, Преображенский приказ стал централизованным органом политического сыска, действовавшим в общегосударственном масштабе.

    Основным методом расследования была пытка. Широко применялись пытка на дыбе, битье кнутом, жжение раскаленным железом. В протоколах Преображенского приказа часто встречается запись: «После росыску ежен, огнем, а с огня говорил». Очень многие подследственные, не выдерживая пыток, умирали. Например, из 365 участников астраханского восстания, дела о которых расследовались в Преображенском приказе, от пыток умерло 45 человек.

    Важной особенностью приказа была его непосредственная связь с царем. Петр 1 постоянно знакомился с делами приказа, писал по ним инструкции, выносил решения, иногда лично допрашивал обвиняемых. За период с 1700 по 1705 г. сохранилось более 50 его решений, которые затем служили образцомпри рассмотрении аналогичных дел (своего рода судебным прецедентом).

    В первой четверти XVIII в. возник еще один орган политического сыска - Тайная канцелярия (1718 г.), которую возглавил П.А. Толстой.

    Первоначально она имела узкоспециальную цель - расследование дела царевича Алексея и была временным чрезвычайным органом. Однако затем, после окончания следствия по этому делу, продолжала функционировать. В результате сложилась ситуация, при которой параллельно действовали два органа политической полиции - Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

    Последняя сосредоточилась преимущественно на делах, возникавших в Петербурге или ближайших к нему городах. Остальная территория страны была подведомственна Преображенскому приказу (особенно Москва).

    По масштабам деятельности Преображенский приказ существенно превосходил Тайную канцелярию. Например, в Тайной канцелярии с 1719 по 1726 г. было рассмотрено 280 дел, а в Преображенском приказе с 1718 по 1725 г. - около 2 тыс. дел.

    Постепенно значение Тайной канцелярии стало падать, и 28 мая 1726 г. она была ликвидирована. При этом подчеркивался приоритет Преображенского приказа. Однако после смерти Петра I в 1725 г. и он просуществовал недолго. В феврале 1726 г. Екатерина I создала новый, поставленный над Сенатом орган управления - Верховный тайный совет. Одним из предметов его ведения оказались «дела особой важности и те, которые до ся Императорского Величества собственного решения касаются». В разряд таких дел попали политические преступления. Преображенский приказ был подчинен Верховному тайному совету. Поскольку роль приказа была заметно принижена, его глава князь И.Ф. Ромодановский подал в отставку. Это послужило поводом для ликвидации Преображенского приказа.

    Усиление жестокого политического террора в стране в годы правления Императрицы Анны Иоанновны 4 марта 1730 г., был уничтожен Верховный тайный совет. Вскоре, 6 апреля 1731 г., создается новый орган - Канцелярия тайных розыскных дел . Дворянское государство не могло обойтись без специализированного органа политического сыска.

    Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических дел на всей территории России. Все лица, заявившие «слово и дело», отсылались туда. Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения начальника Канцелярии А.И. Ушакова. За «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо.

    Канцелярия тайных розыскных дел стала преемницей Преображенского приказа. Сюда был передан его архив, местом пребывания назначен Преображенский генеральный двор. Однако в отличие от Преображенского приказа Канцелярия тайных розыскных дел не была обременена другими функциями, она занималась только расследованием политических преступлений. Штат Канцелярии тайных розыскных дел (и ее конторы в Москве) значительно превышал штат Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных дел подчинялась непосредственно царице (Анне Иоанновне, Елизавете Петровне).

    Роль Канцелярии Тайных розыскных дел в системе органов государственной власти России в середине XVIII века была очень велика. Она с неослабевающей жестокостью преследовала всех тех. кто выражал недовольство правительством. Изощренные пытки, казни, жестокость служителей Канцелярии при разборе дел снискали этому органу страшную славу. Канцелярия тайных розыскных дел и ее контора в Москве были упразднены в 1762 г.

    Время 60 - начала 70-х годов XVIII в. характеризовалось в России проведением политики «просвещенного абсолютизма». Дворянское государство в условиях дальнейшего усиления социальных противоречий стремилось применять более тонкие методы управления, становилось на путь лавирования, использования либеральной фразеологии.

    Этим объясняется, в частности, ликвидация Канцелярии тайных розыскных дел. В манифесте Петра III от 21 февраля 1762 г. отмечалось, что подобные органы, «сколько разных имен им не было», создавались Петром I из-за того, что в те времена господствовали «неисправленные еще в народе нравы». Далее говорилось, что времена эти прошли, поэтому Канцелярия не нужна. Одновременно запрещалось употребление выражения «слово и дело» и устанавливалось наказание для тех, кто им станет пользоваться.

    Однако даже при «просвещенном абсолютизме» государство не могло обойтись без аппарата борьбы с политическими противниками. Екатерина II политический розыск передала Сенату, в котором в октябре 1762 г. учреждаются Тайная экспедиция Сената и ее московская контора.

    Екатерина II подчинила Тайную экспедицию Сената генерал-прокурору, роль которого возросла, как никогда ранее. Генерал-прокурор мог вмешиваться в дела любых органов, давать им предписания, оставаясь в то же время независимым, т.к. подчинялся только императрице. На должность генерал-прокурора Екатерина II назначала лиц, обязанных ей своей карьерой и являвшихся надежными проводниками ее политики (например, А.А. Вяземский).

    Передача Тайной экспедиции в ведение генерал- прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других органов и сохранение секретности. Вся деятельность Тайной экспедиции Сената проходила под непосредственным контролем императрицы, она утверждала наиболее важные приговоры.

    Активность Тайной экспедиции Сената особенно возросла после крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева и Французской буржуазной революции, когда правительство отказалось от политики «просвещенного абсолютизма». В 1775 г. Тайная экспедиция рассматривала дело Емельяна Пугачева, 1790 г. - дело А.Н. Радищева, автора «Путешествий из Петербурга в Москву». 1792 г. - просветителя Н.И. Новикова. Тогда же через нее прошел чиновник Г.Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян от крепостного права. В 1793 г. в Тайную экспедицию Сената попал Ф.В. Крочетов, просветитель, сторонник республики и крестьянской вольности, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

    Основным материалом для возбуждения дела в Тайной экспе­диции были устные и письменные доносы. На почтамтах стали проводить ознакомление с письмами без ведома корреспондентов и адресатов (перлюстрация); это служило дополнительным источ­ником информации. Если полученные такими путями сведения заслуживали внимания, то начинался процесс: задерживали об­виняемых, вызывали свидетелей, проводили очные ставки и до­просы. Екатерина II не раз заявляла, что в Тайной экспедиции нет пыток и телесных наказаний; в действительности их приме­няли в не менее жестоких формах, чем ранее.

    В XVIII в., благодаря усилиями двух великих реформаторов - Петра I и Екатерины II, Россия шагнула в Новое время из средневековья и вста­ла вровень с европейскими государствами. Достигнуто это было с помо­щью укрепления российской государственности путем образования но­вых структур и механизмов управления, включая и полицию. Идеалом Петра I являлось правильное, регулярное государство, в котором всякий будет знать свое место и точно исполнять роль, предписанную ему госу­дарством. Полиции в его создании отводилась важнейшая, если не ска­зать ключевая, роль.

    Наиболее интенсивно эволюция государственной правоохрани­тельной системы проходила в XVIII в. Наметились пути дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата, параллельно углублялась специализация органов внутренних дел.

    Эпоха правления Петра I ознаменовалась реформами западного образца во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в вопросах политического сыска и правоохранения в целом. В ходе реформ Петра были заложены основы новых учреждений, а после указов Екатерины II создавалась целая система городских и сельских полицейских органов. Во 2-й половине XVIII в. продолжался процесс совершенствования полицейских органов, однако единой политики в отношении ОВД и УИС так и не выработали.

    В XVIII в. и Петр Великий и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а созданию, дальнейшему развитию и укреплению политической полиции.

    Согласно толковому словарю живого великорусского языка В.Даля, понятие «разыскать» означало: «разузнавать допросами и уликами, доискиваться до истины, делать розыск, дознание, следствие», а сам сыск определялся как судебное понятие - розыск, исследование, за которым уже идет законное следствие.

    С правовой точки зрения сыск (розыск) - это «форма уголовного процесса, существовавшего с начала XVI века до судебной реформы 1864г., для которой характерно сосредоточение в руках суда функций обвинения, защиты и рассмотрения дела с вынесением решения». Основным доказательством считалось собственное признание обвиняемого. Главным средством получения информации являлись доносы, которые практически не проверялись.

    Политический сыск в Энциклопедическом политологическом словаре трактуется как законный и незаконный сбор информации в целях компрометации и шантажа политических деятелей и рядовых участников оппозиционных движений, засылание в них провокаторов, задержание и аресты людей по действительным или инспирированным мотивам, применение других методов преследования действительной, предполагаемой и воображаемой оппозиции в условиях тоталитарного государства.

    Начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II, российские государи придавали уголовному и политическому сыску форму государственного института. Причем если в европейских странах полицейские органы занимались всем спектром обеспечения безопасности и правопорядка, то в России функции политической полиции и полиции уголовной были разделены с момента образования правоохранительных органов и данное разделение не было формальным. Методы политического сыска отличались от приемов уголовного розыска более жестокими способами получения «признательных» показаний. Подавляющее большинство составов преступления, отнесенных к компетенции политической полиции, в качестве меры наказания предусматривали смертную казнь. При осуществлении расследования политическая полиция не учитывала ни возраст, ни пол, ни состояние здоровья, ни общественное положение лиц, которые попали в её поле зрения.

    Преображенский приказ и Тайная канцелярия

    Центрального органа, занимающегося исключительно государственными преступлениями, до конца XVII века в России не было. Наиболее важные дела рассматривались Боярской думой, специально создаваемыми комиссиями или московскими приказами, которых к середине XVII в. было около 80. Политический розыск был только лишь одной из многочисленных функций приказов.

    Становление правоохранительных органов на Руси, начавшееся при Иване Грозном, в XVIII веке продолжил Петр I, заложивший основы централизованных структур полиции уголовной, функции которой далеко выходили за пределы традиционной компетенции ведомства (вплоть до вмешательства в воспитание детей, в домашние расходы, покрой одежды, форму прически и др.) и полиции политической.

    Становление абсолютизма сопровождалось крайним обострением классовой борьбы. Что вызвало необходимость мобилизации государством всех средств для борьбы с политическими противниками.

    Политико-полицейская функция государства вышла на первый план. Подавление недовольства народных масс и сопротивления политике реформ со стороны консервативно настроенных бояр стали одной из важнейших очередных задач правительства Петра I, от решения которой во многом зависел успех его деятельности. Решение этой задачи требовало создания постоянно действующих государственных органов по борьбе с политическими преступлениями. Такие органы были созданы: Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

    Преображенский приказ возник в 1686 году в подмосковном селе Преображенском. Приказ был первоначально обычным судебно-административным органом. В его задачи входило управление «потешными» полками Петра, а с 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Кроме того, он выполнял функции царской канцелярии, откуда шли распоряжения царя в другие учреждения и где по его указу расследовались отдельные дела различного характера.

    Указ о передаче Преображенскому приказу исключительного права и следствия и суда по политическим преступлениям был издан Петром, по всей видимости, в конце 1696г., после Азовского похода. Систематическая передача дел в Преображенский приказ из других учреждений началась с 1697г. Впервые в истории России государственный орган получил в части политического сыска полномочия, которые простирались на подданных всего государства, без различия сословий. Законодательно закрепил подобную практику царский указ от 25 сентября 1702г., предписывающий присылать сюда всех, кто сказал «слово и дело».

    Возглавил это учреждение и долгие годы руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. Он принадлежал к старинному роду, берущему начало от легендарного Рюрика. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Князь Ромодановский, несмотря на принадлежность к консервативной части боярства, сразу и навсегда сделал свой выбор, приняв сторону молодого царя. Это был один из наиболее преданных людей, окружавших Петра, пользовавшийся его безграничным доверием. Князь-кесарь лично вел наиболее серьезные дела, раскрывая заговоры бояр против государя. Для получения показаний он активно использовал пытки, в том числе и дыбу.

    Преображенский приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Упразднен в 1729г.

    Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине. Также в помощь Преображенскому приказу Петр I образовал судебную коллегию из бояр, в функции которой входили помощь главному судье при рассмотрении дел и вынесение решений по отдельным их категориям.

    Параллельно с Преображенским приказом, действовавшим в Москве, расследованием наиболее важных политических преступлений занималась Тайная канцелярия, созданная в Петербурге в 1718 году Петром I для ведения следствия по делу царевича Алексея, старшего сына царя от первого брака с Евдокией Лопухиной, обвинявшегося в государственной измене. Руководство канцелярией царь возложил на Петра Андреевича Толстого. Дворянин, близкий родственник царевны Софьи и участник стрелецкого бунта, сумел найти подход к Петру и добиться его расположения. Во многом этому способствовали дипломатические способности Толстого, особенно проявившиеся в период Русско-турецкой войны.

    Руководитель Тайной канцелярии оправдал доверие царя, нашел беглеца и уговорил его вернуться в Россию, где царевич Алексей отрекся от прав на престол. Так как следствие установило наличие заговора против Петра I, бывший наследник трона был заключен в Петропавловскую крепость и особым судом, сформированным из членов Сената, Синода и генералитета, 24 июня 1718г. Приговорен к смертной казни. По существующей версии, он был задушен в тюрьме в ночь на 26 июня. Эти «заслуги» припомнили Толстому после смерти Петра I. Руководитель политического розыска был отправлен в Соловецкий монастырь, где в возрасте 82 лет скончался 30 января 1729г.

    После завершения следствия по делу царевича Алексея Тайная канцелярия не была упразднена, а превратилась в постоянно действующий орган.

    Преображенский приказ и Тайная канцелярия были наделены равными правами. Первый принимал дела из Москвы и дальних местностей, вторая - из Петербурга и ближайших провинций. Но в Преображенском приказе с 1719 по 1724г. Было рассмотрено 1363 дела, в то время как Тайная канцелярия рассмотрела всего 280 дел. Голикова Ч.Б. Органы политического сыска и их развитие в XVI-XVII вв.// Абсолютизм в России. Сб.Ст.1964,с.258

    Существенное различие между Тайной канцелярией и Преображенским приказом заключалось в том, что деятельность Тайной канцелярии несла в себе больше специализации. В отличие от Преображенского приказа, ведавшего, помимо следствия и суда по политическим преступлениям, широким кругом судебно-административных дел, канцелярия занималась только следственно-судебной деятельностью, причем в основном по политическим преступлениям (примерно 70% всех дел).

    Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ - дела, поступающие из других регионов России.

    Среди множества тем отечественной истории, требующих более основательного освещения, а где-то и переосмысления, далеко не последнее место занимает проблематика правоохранительных органов и политической полиции. Как известно, органы эти накладывали исключительно серьезный отпечаток на общественно-политическую жизнь страны, причем не только в советские, но и в досоветские времена.

    Несмотря на большое количество и популярных, и специальных работ по истории политического сыска дореволюционной России (обзор этих работ дается ниже), ряд вопросов и в том числе не второстепенных остаются слабо исследованными, а целый ряд важных и интересных источников не введенными в научный оборот. Пожалуй, главный пробел состоит в еще недостаточной изученности учреждений политического сыска, их организации, структуры, функций, практической деятельности и общественно-политической роли. Между тем, как раз через деятельность этих учреждений, главными из которых были Департамент полиции и его Особый отдел (которым в работе и уделяется основное внимание), и осуществлялась вся эта деятельность.

    Учитывая данные обстоятельства, автор поставил целью своего исследования именно эти органы, причем постарался осветить и проанализировать их деятельность. Изложение фактического материала и его анализ строятся в работе по историческому и системному принципам.

    Важным источником, требующим, правда, критического отношения, являются мемуары и дневники государственных деятелей, воспоминания чиновников Департамента полиции, жандармерии, лиц, связанных с русским политическим сыском. Прежде всего, это мемуары П. Г. Курлова, П. П. Заварзина, А. И. Спиридовича, А. П. Мартынова, А. В. Герасимова, записки С. П. Белецкого.

    За последнее десятилетие интерес к проблемам политического сыска царской России значительно возрос. Вышли монографии, в которых исследуется политический сыск России, начиная с XVI в. и кончая 1917 г. Это книги Ф. Лурье, Ч. Рууда и С. Степанова. В серии «Энциклопедия тайн и сенсаций» вышел двухтомник «История сыска в России» (Минск, 1996. Авт.-сост. Кошель П.А.). Появилось также несколько статей и публикаций А. А. Миролюбова, Ю. Ф. Овченко, Л. И. Тютюнник.

    Глава 1. Органы полиции и политического сыска в России в XVIII веке

    Переход к абсолютизму означал крупнейшие изменения в государственном строе России. Если вторая половина XVII в. знаменуется преимущественно отмиранием сословно-представительных органов, то первая четверть XVIII в. строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппарата замена приказов коллегиями, Боярской думы Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии и полиции.

    В начале своего правления (1721 г.) Петр I, осознав безжизненность и несостоятельность старой формы организации управления государством и нерациональность внесения частичных поправок, решил провести полную реформу всего государственного устройства. Большое влияние на ход и характер петровских преобразований оказал знаменитый немецкий мыслитель Г. В. Лейбниц, с которым Петр I встретился в 1711 г. Под влиянием советов Лейбница Петр I заменил систему приказов, основанную на личном начале, коллегиальной формой.

    Одновременно с преобразованием центральных и областных органов власти организуется на новых началах и полицейское управление столицы. Можно сказать, что петербургская полиция образовалась одновременно с основанием столицы 16 мая 1703 г. Вступивший в управление Петербургом князь Меньшиков должен был согласно правилам, предписанным Воеводам, «и по городу, и по острогу в воротах, и по башням и по стенам караулы держать неоплошно;… И того смотреть, чтобы нигде разбою и татьбы, и иного никакого воровства и корчмы, и зерни и табаку не было. А будут какие люди учнут красть и разбивать и иным каким воровством воровать, велеть таких людей иметь и расспрашивать и по ним сыскивать». Отсюда можно сделать вывод, что организация выполнения полицейских функций входила в обязанность главного начальника города.

    Устройство исполнительных органов петербургской полиции на первых порах происходило медленно, и только с 1714 г. деятельность правительства в этой сфере становится более интенсивной. Так, из Указа от 20 мая 1715 г. мы узнаем, что существовала уже Полицейская канцелярия; 25 мая 1718 г. учреждается Генерал-полицмейстерское управление Санкт-Петербурга, затем появляется Инструкция, определяющая обязанности городской полиции. В число обязанностей входила и поимка преступников | 20, "www.сайт" |.

    С 1722 г. генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга назначается главой московской полиции, а с 1732 г. главой полиции всей России.

    16 января 1721 г. был издан Регламент Главному Магистрату, в котором по-новому излагается взгляд на полицию и круг ее обязанностей. В гл. 11 Регламента законодатель впервые очертил задачи полиции как; учреждения: «способствовать в правах и правосудии; рождать добрые порядки и нравоучения; всем подавать безопасность от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных…»

    С 1721 г. до царствования Екатерины II петербургская полиция не претерпевала существенных изменений, однако приказы, указы и распоряжения, издававшиеся в этот период, можно разделить на следующие группы: 1) предупреждение и пресечение пожаров; 2) искоренение нищенства; 3) поимка воров и разбойников; 4) надзор за постройками; 5) наблюдение за производством торговли; 6) охрана здоровья; 7) предупреждение распространения повальных болезней скота и др.

    В целях усиления борьбы с преступностью правительство издало Указ от 26 июня 1724 г., согласно которому к этой борьбе привлекалась и армия.

    В средневековый период основными методами уголовного сыска являлись пытки до личного признания, считавшегося «царицей доказательств», или оговор других лиц; «повальный обыск»; «поличное» обнаружение и изъятие похищенного; негласное выведывание, а также использование тайных подсылыциков (т.е. агентов либо штатных негласных сотрудников).

    В 1763 г. при полиции для розысков по делам воров и разбойников вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов (см. приложение 4) при Московской губернской канцелярии была учреждена Особая экспедиция для розысков по делам воров и разбойников, которая затем была переименована в Розыскную экспедицию.

    Предметы ведомства Сыскного приказа «татиные, разбойные и убийственные дела» перешли полностью в Розыскную экспедицию. К ней было приписано 12 воеводских канцелярий, которые не имели права производить пытки, а всех пойманных преступников должны были посылать в экспедицию. Экспедиция была также центральным пересылочным органом для ссылаемых в Сибирь и Оренбург. В ведомстве экспедиции были все преступления против собственности, к какому бы сословию ни принадлежал преступник. Как в Сыскном приказе, так и в Розыскной экспедиции использовались допросы «с пристрастием» (подсудимого били плетьми, причем количество ударов зависело от усмотрения присутствовавших при этом допросе судей) и пытки (поднятие на дыбы и удары кнутом).

    Компетенция экспедиции, а также учрежденных при ней должностей сыщиков в этот период определялась рядом правовых актов: Указом Сената «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» (1711), Регламентом Главного Магистрата (1721), Учреждением о губерниях (1775), Уставом благочиния или полицейским (1782) и др.

    Розыскная экспедиция просуществовала до 1782 г., после чего большая часть ее функции перешла к палате уголовных дел, которая была учреждена Указом от 7 ноября 1775 г. и в которую было переведено большинство чиновников экспедиции; остальные служащие прикреплены к Управе благочиния по следственному отделению. Такой порядок просуществовал до 1842 г., когда была сделана попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел: Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в Санкт-Петербурге. 25 февраля 1843 г. комитет представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды, которая должна была состоять из пристава, сыскных надзирателей и сыщиков по особому штату. Работа должна была проводиться секретно. К сожалению, по неизвестнм причинам вопрос об учреждении сыскной полиции оставался открытым до 1866 г.

    XVIII век - важный этап в развитии политической полиции в России. Петр I стал царем в обстановке длительной и жестокой борьбы за власть придворной аристократии, усложнившейся вовлечением в эту борьбу московских стрелецких частей. Одновременно в стране росло недовольство крестьян, вызванное усилением крепостнического гнета. Без решительного подавления недовольства крестьян и сопротивления реакционного боярства успешное проведение намеченных Петром I преобразований было невозможно.

    Преображенский приказ получил исключительное право следствия и суда по политическим, государственным делам, «а именно: в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных дел». Кроме того, Преображенский приказ ведал охраной общественного порядка в Москве. задерживали нарушителей порядка и подозрительных лиц, доставляли их в так называемый Потешный двор - отделение Преображенского приказа.

    Преображенский приказ осуществлял преследование политических преступников на всей территории Русского государства. Полномочия приказа распространялись на всех его подданных, без различия сословия. Но наибольшее место в деятельности приказа занимали дела против представителей низших слоев населения.

    Штат главной канцелярии Преображенского приказа, осуществлявший следствие и суд, был невелик. Он состоял из 2 дьяков и 5-8 подьячих. Для производства арестов, обысков и других операций, а также в качестве курьеров использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Во главе Преображенского приказа стояли близкие сподвижники Петра I - князья Ф.Ю. и И.Ф. Ромодановские.По указаниям Преображенского приказа другие приказы и местные органы производили аресты, обыски, конфискацию имущества, переправляли нужных следствию лиц в Москву, наводили справки. По сути дела, Преображенский приказ стал централизованным органом политического сыска, действовавшим в общегосударственном масштабе.

    Основным методом расследования была пытка. Широко применялись пытка на дыбе, битье кнутом, жжение раскаленным железом.



    Постепенно значение Тайной канцелярии стало падать, и 28 мая 1726 г. она была ликвидирована. При этом подчеркивался приоритет Преображенского приказа. Однако после смерти Петра I в 1725 г. и он просуществовал недолго. В феврале 1726 г. Екатерина I создала новый, поставленный над Сенатом орган управления - Верховный тайный совет. Одним из предметов его ведения оказались «дела особой важности и те, которые до ся Императорского Величества собственного решения касаются». В разряд таких дел попали политические преступления. Преображенский приказ был подчинен Верховному тайному совету. Поскольку роль приказа была заметно принижена, его глава князь И.Ф. Ромодановский подал в отставку. Это послужило поводом для ликвидации Преображенского приказа.

    Усиление жестокого политического террора в стране в годы правления Императрицы Анны Иоанновны 4 марта 1730 г., был уничтожен Верховный тайный совет. Вскоре, 6 апреля 1731 г., создается новый орган - Канцелярия тайных розыскных дел. Дворянское государство не могло обойтись без специализированного органа политического сыска.

    Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических дел на всей территории России. Все лица, заявившие «слово и дело», отсылались туда. Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения начальника Канцелярии А.И. Ушакова. За «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо.

    Канцелярия тайных розыскных дел стала преемницей Преображенского приказа. Сюда был передан его архив, местом пребывания назначен Преображенский генеральный двор. Однако в отличие от Преображенского приказа Канцелярия тайных розыскных дел не была обременена другими функциями, она занималась только расследованием политических преступлений. Штат Канцелярии тайных розыскных дел (и ее конторы в Москве) значительно превышал штат Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных дел подчинялась непосредственно царице (Анне Иоанновне, Елизавете Петровне).

    Роль Канцелярии Тайных розыскных дел в системе органов государственной власти России в середине XVIII века была очень велика. Она с неослабевающей жестокостью преследовала всех тех. кто выражал недовольство правительством. Изощренные пытки, казни, жестокость служителей Канцелярии при разборе дел снискали этому органу страшную славу. Канцелярия тайных розыскных дел и ее контора в Москве были упразднены в 1762 г.

    Екатерина II подчинила Тайную экспедицию Сената генерал-прокурору, роль которого возросла, как никогда ранее. Генерал-прокурор мог вмешиваться в дела любых органов, давать им предписания, оставаясь в то же время независимым, т.к. подчинялся только императрице. В XVIII в., благодаря усилиями двух великих реформаторов - Петра I и Екатерины II, Россия шагнула в Новое время из средневековья и вста­ла вровень с европейскими государствами. Достигнуто это было с помо­щью укрепления российской государственности путем образования но­вых структур и механизмов управления, включая и полицию. Идеалом Петра I являлось правильное, регулярное государство, в котором всякий будет знать свое место и точно исполнять роль, предписанную ему госу­дарством. Полиции в его создании отводилась важнейшая, если не ска­зать ключевая, роль.

    Эпоха правления Петра I ознаменовалась реформами западного образца во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в вопросах политического сыска и правоохранения в целом. В ходе реформ Петра были заложены основы новых учреждений, а после указов Екатерины II создавалась целая система городских и сельских полицейских органов. Во 2-й половине XVIII в. продолжался процесс совершенствования полицейских органов, однако единой политики в отношении ОВД и УИС так и не выработали.

    В XVIII в. и Петр Великий и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а созданию, дальнейшему развитию и укреплению политической полиции.


    Первая половина XVIII века

    Понятие “полиция” происходит от греческого “politeia” (“polis” – город), обозначающем городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык.

    “Полицией” в то время считалась любая деятельность государственных органов по вопросам светского управления: издание законов, обеспечение безопасности, забота о повышении благосостояния народа, надзор за противопожарной безопасностью, отправлением религиозных культов и пр.

    Первоначально полиция возникла в Петербурге. В 1715 году здесь учреждается полицмейстерская канцелярия, а три года спустя вводится должность генерал-полицмейстера, соответствующая пятому классу “Табели о рангах”. В 1722 году полицмейстерская канцелярия учреждается и в Москве.

    Первым генерал-полицмейстером стал личный денщик императора Антон Мануилович Девиер.

    Штат Санкт-Петербургской полиции состоял из 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 солдат. Жалование полицейские чины получали наравне с военнослужащими. В помощь полиции определялись караульщики, в обязанность которым вменялось ходить ночью по улицам с трещотками и ловить воров. Кроме ночных караульщиков полиция назначала на каждой улице старосту и десятских. Кроме сотрудников полиции в XVIII веке к охране общественного порядка, в частности, поимке разбойников, воров и вообще всех “лихих” людей, привлекались и воинские команды.

    В 1730 году для улучшения организации борьбы с преступностью, восстанавливается Сыскной приказ, сыщик которого Иван Осипов (по кличке Ванька Каин) получил наиболее широкую известность. В первую же ночь работы Иван Осипов задержал 32 вора.

    До 1733 года регулярная полиция существовала только в обеих столицах, а затем появляется еще в 23 городах Империи, где полицмейстером, в зависимости от значимости города, назначался капитан или поручик, руководивший унтер-офицером, капралом, десятком рядовых и двумя канцелярскими служителями.

    При Петре I в качестве специального органа политической полиции выступает Преображенский приказ. Возник он в 1686 году в подмосковном селе Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками. С 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.

    Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине.

    В 1718 году создается новая структура, занимающаяся политическим сыском – Тайная канцелярия. История этого учреждения связана с расследованием дела о бегстве наследника за границу. Размещалась канцелярия в Петропавловской крепости, руководил ей П. А. Толстой, добившийся высокого доверия императора возвращением царевича Алексея из-за границы на Родину.

    Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ – дела, поступающие из других регионов России. После ликвидации Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат.

    Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Иоановна, племянница Петра I, в 1731 году для расследования политических дел учреждает особую канцелярию. В дальнейшем она стала называться Канцелярией тайных розыскных дел. Ее начальником становится бывший министр петровской тайной полиции генерал Андрей Иванович Ушаков. Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти (1747 г.). К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания. Канцелярия тайных розыскных дел просуществовала до 1762 года и была упразднена Петром III. Очень не любивший свою тетку Елизавету Петровну, он ломал все созданное предшественницей. Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция. Главным розыскником при Петре III был генерал-адъютант барон Карл Унгер-Штернберг, а его помощником – петербургский генерал-полицмейстер Николай Андреевич Корф.

    Законодательство России упоминает несколько видов доказательств. Первым по степени важности считалось собственное признание при условии его полноты, безоговорочности, доказательственности, сделанное только перед судом. Только в этом случае оно могло быть положено в основу приговора. Другими видами доказательств являлись показания свидетелей, а также официальные документы, частная переписка и присяга.

    Итак, к середине XVIII века, несмотря на меры, предпринимаемые властью, во многих регионах страны специализированные полицейские органы отсутствуют (сельская полиция еще не существует вообще). Практика привлечения к полицейской службе офицеров и солдат городских гарнизонов продолжается. Ситуация, сложившаяся в правоохранительных органах, уже не соответствовала требованиям времени.

    Вторая половина XVIII века

    Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.

    В 1775 году в России проводится реформа местных органов управления: страна делится на губернии и уезды, применительно к которым и строится сеть полицейских учреждений.

    Основным нормативным документом, определявшим организацию, функции и компетенцию полиции, стало “Учреждение для управления губерний”. Согласно этому нормативному акту в каждом уезде создается сельская полиция в лице нижнего земского суда. Уездная полиция состояла из начальника – земского исправника или капитан-исправника – и 2-3 заседателей. Начальник сельской полиции выбирался местным дворянством и утверждался губернатором. В непосредственном подчинении нижнего земского суда находились сотские и десятские – полицейские служители, избираемые из крестьян. За плохое исполнение своих обязанностей руководство полицией могло подвергнуть их штрафу.

    Обязанности нижнего земского суда были многочисленными и разнообразными: следить за порядком и “благочинием” в уезде, исполнять решения вышестоящих властей, проводить предварительное следствие по уголовным делам. Кроме того, капитан-исправник нес ответственность за состояние дорог и мостов, противопожарную безопасность, ведение борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, выполнял решения судебных органов, и дворянской опеки.

    Некоторые изменения претерпела и городская полиция. В городе полицейское управление поручалось городничему, который назначался Сенатом по представлению губернского совета. Подчинялся городничий губернскому правлению возглавлявшимся губернатором. В городах, в которых дислоцировался военный гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом.

    Реформа 1775 года основное внимание уделила созданию административно-полицейского аппарата в уезде, и практически никак не коснулась городской полиции. Именно для решения этой проблемы в 1782 году издается “Устав благочиния или полицейский”, по которому в городах создавался новый полицейский орган – Управа благочиния. Во главе Управы в уездных городах стоял городничий, в губернских – полицмейстер. Начальнику полиции подчинялись два пристава: один – по уголовным, другой – по гражданским делам; и два ратмана (помощника), которые избирались на три года от горожан. Подчинялась Управа благочиния непосредственно губернскому правлению. По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части (200-700 дворов) по главе с частным приставом. В его распоряжении находились два полицейских сержанта или полицейская команда. В свою очередь части подразделялись на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, руководившим всеми сторожами квартала, а также избираемыми на три года из местных жителей квартальными поручиками.

    Дальнейшее развитие полиции было связано с кратким периодом царствования Павла I, к окончанию которого полиция российских городов стала строиться по образцу гатчинской полиции, а Управы благочиния ликвидируются. При Павле I компетенция полиции расширяется посредством возложения на нее функций контроля за исправным несением службы чиновниками, исполнения ими предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицмейстеров возлагалась материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи государственного имущества.

    В конце XVIII века петербургской и московской полицией руководил обер-полицмейстер. Территория города делилась на части, во главе которых стояли частные инспектора, и на кварталы – с унтер-частным инспектором и двумя квартальными комиссарами. Возглавлявший полицейскую часть частный пристав в случае совершения преступления на обслуживаемой им территории обязан был по собственной инициативе выяснять все обстоятельства дела.

    Функции политической полиции осуществляла Тайная экспедиция. Всеми ее делами ведал Степан Иванович Шешковский. По свидетельству современников, при проведении следствия он никому не делал послаблений: ни знатным дамам, ни простолюдинам. Любимыми орудиями Шешковского были розги и кнут. По приблизительному подсчету он лично высек не менее 2 тыс. человек.

    В начале своего существования Тайная экспедиция не располагала тайными агентами, но она активно практиковала засылку надежных людей (лазутчиков) на публичные сборища для подслушивания разговоров.

    Основные материалы для работы тайная полиция получала из доносов. Их содержание проверялось: вызывались и допрашивались свидетели, устраивались очные ставки, производились сопровождаемые обысками аресты.

    Конец XVIII века знаменателен созданием тайной агентуры – явлением для тех лет новым, но, как показало время, очень перспективным.

    Как и прежде инквизиционный процесс продолжает доминировать. Но телесные наказания уже практически не применяются. Но от подследственного прежде всего стали требовать раскаяния, превратившимся в высшую форму признания виновности под воздействием религиозного чувства. Следствие, особенно по политическим делам, протекало в обстановке большой секретности: у подследственных брались подписки о неразглашении ставших известными им следственных обстоятельств.

    Полицейские кадры в XVIII веке готовились в основном в стенах кадетских корпусов. (Первый в России Сухопутный шляхетский кадетский корпус открыт в 1732 году в Санкт-Петербурге.) Следует подчеркнуть, что, к сожалению, далеко не все выпускники рассматривали перспективу своего становления в роли профессиональных полицейских как наиболее престижную. Большинство привлекала военная служба (почет, высокое материальное вознаграждение, более широкие возможности карьерного роста). На следующей ступени неформальной “Табели о рангах” будущих профессий находилась гражданская административно-управленческая деятельность. Полицейское поприще, как правило, замыкало список желанных приоритетов. В силу этого к руководству полицейскими органами в то время нередко приходили лица, “отторгнутые” армией и управленческими структурами (нарушители, лентяи, посредственности и пр.), или заслуженные, опытные, пользующиеся авторитетом за прошлые подвиги “инвалиды” (офицеры, не способные к продолжению службы вследствие ранения или болезни, вышедшие в отставку по достижении предельного возраста и т.д.). Кадетские корпуса обеспечивали своим питомцам разностороннее, по тем временам энциклопедическое, образование, превращавшее их в универсальных управленцев.

    Таким образом, вторая половина XVIII в. знаменательна строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппарата - замена приказов коллегиями, создание регулярной армии и полиции.