• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Когда мы говорим "Папа Римский", то мы сразу представляем Католический Ватикан, однако до раздела Христианской Церкви христианство было ЕДИНО и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною. Один из Пап, которых Православная Церковь почитает за святого и есть священномученик Климент, который считается четвёртым от апостола Петра, епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым .

    Климент происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра , принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

    Сам апостол Пётр рукоположил Климента во епископы и в последствии Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы .

    В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь ), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями. Климент нашёл там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников , и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей;.

    Тем самым святой Климент Папа Римский стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за более чем 7 веков до крещения Руси князем Владимиром. Правда в то время Севастополь являлся частью Византии, а не России.

    Сегодня Севастополь, это город Украины с населением 342 762 человек. Можно сказать, самый русский город Украины с 71,6 % русских, и где 90,6 % населения разговаривают на русском языке.

    И сегодня в Севастополе есть места связанные с жизнью в этом городе Святого Папы Римского Климента. Для этого надо отправиться в один из пригородов города, город районного подчинения который называется Инкерман с населением 11 990человек и находится он в 8 км. от Севастополя. До 1991 года с 1976 года назывался Белокаменск, а ещё ранее Каламита. Именно там и жил в 101 году святой Климент. И сегодня этот святой изображается на гербе и флаге Инкермана.

    Через Инкерман проходит железная дорога Симферополь—Севастополь (станция Инкерман-1).

    В 1957 году Инкерман (как и Балаклава) был включён в состав города Севастополя, в 1976 вновь получил статус отдельного города под именем Белокаменск, в 1991 городу возвращено историческое название.

    Для многих этот пригород Севастополя известен своими винами, там находится винодельный завод.

    А в русской истории Инкерман известен по Инкерманскому сражению котороепроизошло 5 ноября 1854 во время Крымской войны. Русские войска численностью 19 000 человек под командованием генерала Соймонова атаковали позиции англичан (около 8 тысяч человек) на участке 2-й пехотной дивизии с целью срыва генерального штурма Севастополя.

    В Инкермане и сейчас сохранились каменоломни на которых в ссылке высланный из Рима работал святой Папа Климентий. Инкерманский камень был известен еще древним римлянам, не говоря уж о последующих народах — красивый, прочный, хорошо поддающийся обработке и поглощающий жару. В этом карьере трудился Святой Климент в 98-101 годах. Гладкие, отвесные, явно обработанные стены карьера выглядят грандиозно, напоминая кадры из фильмов про Индиану Джонса. Кое-где сквозь гору проходят порталы высотой десять-пятнадцать метров, по которым может спокойно проехать грузовик.

    Из инкерманского камня сложены многие здания в Севастополе, его использовали также в Александрии, Марселе.

    Пещерный монастырь расположен прямо у железной дороги, и его храмы, стоящие у подножья отвесной скальной стены, прекрасно виды с поездов. Само название Инкерман переводится с турецкого как "Пещерный город". Монастырь основан при византийцах в память о Святом Клименте - римском епископе, умершем в 101 году на каторге в этих краях. После захвата Крыма турками (1475) монастырь пришел в упадок, и был возрожден лишь в 1850 году. В нынешнем монастыре собственно пещеры сохранились с византийских времен, а все постройки у подножья скалы (включая церкви) построены во второй половине XIX века. Однако пещерные постройки хорошо видны, прямо в гладком обрыве скалы устроены окна и балконы.
    Замечательное место! Сверху над монастырем - плато с руинами старой крепости, оттуда открывается панорамный вид в одну сторону на бухту, в другую - на карьеры. Это действующий мужской монастырь Московского Патриархата.

    В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

    Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
    В 1991 году древний монастырь стали возраждать в память о Папе Клименте .

    Здесь в Севастопольской бухте святой Папа Климент принял мученическую смерть. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика, которое не было взято на берег, но было положено в специальном саркофаге на дне Севастопольской бухты.
    Впоследствии, на протяжении семи веков море каждый год, 8 декабря отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии . Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.


    В последствии именно Кирилл и Мефодий перевезли мощи Папы в город Рим, оставив в Севастополе только череп (голову) святого и стали его почитать святым покровителем. И в самом деле Климент очень помог в дальнейшем Кириллу и Мефодию. Так в то время все богослужения проходили только на трёх языках, на латыни, еврейском или греческом. Когда Кирилл и Мефодий создали славянскую грамоту, то на славянском языке нельзя было проводить богослужения без благословения первоиерархов. И вот парадокс! Именно Папа Римский, Адриан Второй из Рима разрешил славянам использовать славянский язык (на котором сейчас проводит богослужения в том числе и русская Церковь) как четвёртый официальный язык богослужения на ряду с греческим, еврейским и латынью. А случилось это после того, как Папа узнал, что азбуку изобрели те Кирилл и Мефодий, которые Риму подарили мощи святого Климента! Это была ответная благодарность понтифика из Рима.

    Ещё один интересный факт. Большинство Римских Пап хоронили в соборе святого Петра на месте нынешнего Ватикана. А вот для Папы Климента в центре Рима был построен отдельный храм, Basilica di San Clemente в котором и положили его мощи.

    Ни одна из церквей Рима по местоположению своему не заслуживает внимания в такой степени, как эта церковь , так как на том месте, на котором она была построена, имеются памятники различных эпох. Глубоко под церковью лежат огромные глыбы туфа какого-то древнего здания, принадлежащего времени если не царей, то республики. Над этими глыбами подымаются постройки императорской эпохи. Раскопками, кроме того, выяснено, что первоначальная, самая древняя, церковь Св. Климента была воздвигнута на древнем святилище Митры. После того как древняя базилика, которую знал Иероним, с течением времени погибла, над нею в Средние века была выстроена другая; ее устройство, хотя в ней неоднократно производились изменения, еще и в настоящее время дает самое наглядное представление о древних базиликах.

    За храмом Митры открывается длинная череда зернохранилищ (I-II века), а в самой глубине, куда не проникает свет, течет подземная река, чье журчание оглушительно отдается от сводов.

    В нижней базилике находится предполагаемая гробница Кирилла (того самого, который вместе с братом Мефодием ввел в обращение кириллицу). Вокруг множество мемориальных досок от благодарных славянских народностей: болгаров, греков, сербов, македонцев, украинцев и т.п. (самые невзрачные и незаметные - отчего-то от России , зато сразу две).



    Святынями церкви являются мощи святого Климента и правая рука священномученика Игнатия Богоносца принявшего смерть в Римском Колизее, а также единственная сохранившаяся до настоящего времени частица мощей равноапостольного Кирилла - просветителя славян . 14 февраля 869 года Кирилл скончался в Риме и был, по желанию Адриана II и римского народа, погребён в Сан-Клементе . Нечто невероятное, одно из лучших мест в Риме .

    Однако святой Папа Климент не оставил без своего покравительства и православную святую Русь. Святой великий князь Киевский Владимир , прежде чем в водах Днепра крестить Киевскую Русь, он прибыл в Херсонес и в современном Севастополе принял крещение, там где пострадал святой Климент . Возвращаясь в Киев Князь Владимир привёз с собой череп святого Климента и 6 тонную гробницу, в которой покоились мощи в Севостополе до тех пор как их перевезли в Рим. Вначале эти святыни находились в Киевской Десятинной Церкви, которая являлась первым храмом Киева и была разрушена при нашествии хана Батыя.
    Ныне же Севастопольская гробница Климента находится в Софийском Соборе Киева .


    Однако она больше известна, как саркофаг князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав Мудрый, был сыном святого князя Владимира и когда он умер, то его тело было положено в каменной 6 тонный саркофаг (гробницу) святого Папы Климента. Ныне этот саркофаг с предположительными останками князя Ярослава Мудрого и находится в Софийском соборе. Каждый кто бывает в соборе (ныне это музей), может подойти к этой очень древней гробнице, в которой в Севастополе покоился Папа Климент.


    Остаётся вопрос, а где же череп святого Климента? Глова (череп) святого Папы Климента и сегодня находится в Киевской Лавре в пещерах. Мироточивая Глава святого Климента находится в стеклянном сосуде и источает миро (целебное масло), что можно видеть всем своими глазами, кто входит в пещеры, а масло разливается и раздаётся людям для помазания головы и больных мест, считаясь целительным.. .


    Храмы святому Клименту Папе Римскому есть во многих городах России, включая Москву и Новгород , что является показателем глубокого почитания этого святого православным народом России на ровне с Римом и католическим Западом..


    Икона святого Папы Климента из Киевской Лавры.

    Флакончик с маслом мироточивой главы из Пещеры Киевской Лавры

    Возсиял как солнечная заря, и блестаешь преподобне всему миру светлыми учениями твоими, Богогласне Клименте светоносный, мучеников похвала .

    О подвигах и страдальческой кончине святого.

    Когда мы говорим Папа Римский, сразу представляем католический Ватикан, однако до раздела Церкви христианство было едино и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому в Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною.

    Один из Пап, которых Православная Церковь почитает святым, и есть священномученик Климент. Он считается четвёртым от апостола Петра епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым.
    Климент происходил из знатной римской семьи. Вскоре после его рождения (30-е годы по Р. Х.) его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решил не возвращаться в Рим, пока не найдет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о Его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него Крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). По Промыслу Божию во время путешествия апостола Петра нашлась мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли Крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а после смерти епископа Анаклета возглавил Римскую Церковь и был ее Главой с 92 по 101 годы.

    Мудро управляя Церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

    В период очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или отправиться в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с инкерманскими каменоломнями, Климент обнаружил большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, он утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства. По молитвам святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан настолько увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей.

    Таким образом, святой Климент, Папа Римский, стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за более чем 7 веков до Крещения Руси князем Владимиром. Правда, в то время Севастополь являлся частью Византии.

    Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

    Обретение мощей сщмч. Климента. Минологий императора Василия II. X век

    По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему попущению мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента.

    В наши дни благоуханная глава священномученика Климента хранится в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и мироточит.

    Известно много случаев исцеления по молитвам святому.

    Потеряв последнюю надежду, люди обретают ее вновь здесь, у главы священномученика, который сам прожил жизнь, полную трудностей и опасностей, но при этом самоотверженно помогал другим, утешая их. И сегодня святой продолжает помогать нам, молитвенно обращающимся к нему за утешением. Он просит Господа об укреплении наших душ, о даровании нам сил проходить все жизненные испытания.

    Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие: два Послания к коринфянам – первые после Писаний святых апостолов письменные памятники христианского учения (они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских»).

    От - Октябрь, 27th 2010

    Промыслом Божиим Крымской земле была уготована особая судьба в зарождении христианства и распространении его в северные славянские страны. Древнее предание повествует об апостольской проповеди Андрея Первозванного. Но спустя тридцать лет в пребывает святитель Климент Римский. Некоторые сведения об этом святом известны из самого текста Священного писания. Апостол Павел в послании к Филиппийцам среди своих сподвижников упоминает Климента. Его имя встречается также в свидетельствах II, а также IVвв.

    Святой священномученик Климент родился в Риме в семье сенатора из рода Флавиев. В раннем возрасте его постигло несчастье – все члены его семьи были разлучены друг с другом. Сам он был лишен родительской опеки, но по знатности своего происхождения получил хорошее образование. С возрастом Климент осознал потерю своих близких и всегда ходил печален.

    Не находя утешения в родных местах, юноша отправляется в путешествие и попадает в Александрию, где слышит проповеди и поучения апостола Варнавы. Он внимает им и просветленный отправляется дальше – в Кесарию (Малую Азию), где встречает апостола Петра. Будучи крещен самим Петром, Климент разделяет с ним все тяготы и лишения, сопутствующие апостольскому подвигу. Из рук того же первоверховного апостола Климент принимает и рукоположение на Римскую кафедру – становится третьим по счету епископом Рима (после Лина и Анаклета) и управляет церковью с 92 по 101 год. Начало его служения совпало как раз с особо жестокими гонениями на христиан. Однако ни физическое уничтожение последователей Иисуса Христа, ни постоянная опасность самому погибнуть от рук гонителей не поколебали твердую веру и крепкое мужество архипастыря.

    Он продолжает дело Христово, обращая в христианство многих язычников, в том числе и знатных римлян. Успешные проповеди образованного и благочестивого иерарха не могли не обозлить императора, который принимает решение удалить Климента «на вечную ссылку за море, в какой-нибудь пустынный город из прилежащих Херсонесу». Вместе со своим архипастырем в далекие земли поехали и многие христиане, решившие, что лучше жить с пастырем в изгнании, чем остаться без него на свободе.

    Когда святитель-исповедник прибыл в Херсонес, то его встретило около двух тысяч христиан, ранее сосланных в эти места, где эти несчастные должны были тяжко работать, добывая камень для строительства зданий империи. Они пожаловались Клименту на горькую жизнь на чужбине, но особенно на недостаток воды. Чтобы утолить жажду после тяжкого дневного труда, нужно было далеко идти к воде. После искренней и дерзновенной молитвы Климента Господь извел из камня источник вкусной и чистой воды. Слух об этом распространился по всей округе. Люди приходили, чтобы увидеть чудесный источник и услышать евангельское благовестие из уст ученика самих апостолов. Многие тут же крестились в водах Климентовского источника.

    Святая жизнь Климента, его чудеса и проповеди привели к тому, что бывали дни, когда ежедневно крестилось до сотни человек. Года не прошло со времени прибытия в Крым Св.Климента, а его самоотверженными трудами значительно увеличилось число последователей Христа, которыми по всему побережью Крыма ниспровергались идолы языческих богов, разорялись капища и строились храмы во славу Живого Истинного Бога. Есть данные, по которым в Крыму руками святого изгнанника было построено около 75 церквей! При этом нужно, конечно, учесть, что в первые века существования христианства внешнее и внутреннее убранство храмов было очень скромным, и всего лишь выдолбленная в скале пещера с вытесанным из камня престолом уже считалась храмом, но и в нем, как и в любом другом храме, совершалось главное – служба Богу.

    Сегодня близ бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана, а у подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Та древняя церковь и была некогда иссечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и св.Мартина исповедника – и является фактически старейшим храмом не только в Крыму, но и на Руси.

    Вскоре молва об успешной миссионерской деятельности святителя Климента дошла до императора Траяна, и разгневанный цезарь послал своего игемона Авфидиана с приказанием пресечь дельнейшее распространение христианства в Крымской колонии. Прибывший на место мучитель подверг христиан различным пыткам, но понял, что здесь действительно очень многие уверовали во Христа и готовы ради него на любые мучения. Тогда вся злоба Авфридиана обрушилась на главного, по его мнению, виновника событий – святителя Климента. 25 ноября 101 года он претерпел жестокие унижения и поругания. Связанного по рукам и ногам, его с ругательствами таскали по улицам Херсонеса, а затем, привязав на шею якорь, бросили в море (чтобы тело его не досталось христианам для почитания и поклонения). Среди свидетелей кончины священномученика были и ближайшие его ученики Корнилий и Фив. Ярость гонителей повергла честные его останки в морскую пучину, но Промысел божий судил иначе: море отступило и обнажило скалу в виде храма, где почивали мощи священномученика.

    Ученикам Корнилию и Фиву было откровение не переносить мощи святого, а оставить все, как есть. «И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» - так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв. Многие достоверные письменные источники, как греческие, славянские, так и западные, свидетельствуют о том, что мощи священномученика Климента покоились на небольшом островке в нынешней казачьей бухте, в небольшой пещерной церкви, построенной «руками ангельскими». Но ко времени прибытия в Крым равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия, направляющихся на проповедь к хазарам, море уже более пятидесяти лет не отступало, чтобы открыть доступ к гробнице святителя. Святые братья чудесным образом обрели святые мощи Климента Римского и перенесли их на сушу в храм святых апостолов (краткий рассказ об этом событии помещен в восьмой главе жития Св.Кирилла).

    Следует добавить, что в 1890г. при раскопках на островке в Казачьей бухте был действительно обнаружен маленький храм, а расположение острова и то обстоятельство, что тот часто заливается морскими волнами, вполне согласуется с данными, которые содержатся в письменных источниках, рассказывающих о мощах святителя Климента. Обнаруженный археологами храм в Казачьей бухте, по-видимому, и есть то место, где некогда были мощи святого и где они были обретены Кириллом и Мефодием. Обретение мощей имело важнейшие последствия. Часть их святые братья взяли с собой, и прибыв в 866г. в Рим, передали святыню папе римскому Адриану II, который торжественно поместил ее в храме Св.Марии.

    Далее в «Повести временных лет» рассказано о дальнейшей судьбе мощей Св.Климента следующее: после крещения в Херсонесе князь «Владимир взял царицу и Анастаса, и священников Корсунских (так славяне называли Херсонес) с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе». Где находится основная часть мощей, на сегодняшний день неизвестно. Но после восстановления в начале 90-х годов ХХв. Свято-Климентского Инкерманского монастыря (у Севастополя), по благословлению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей Святителя Климента была передана из Киево-Печерской Лавры в новоотрытую обитель. А немного раньше, в 1992г., частица мощей того же святого была передана в Свято-Никольский храм Севастополя. Таким образом, крымские православные вновь обрели небесного заступника и молитвенника в лице Святого священномученика Климента Римского, что подтверждается присутствием его честных останков снова на том самом месте, где святой страдалец предал свою чистую и непорочную душу Богу.

    Свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент - апо-стол от 70-ти, чет-вер-тый епи-скоп (па-па) Ри-ма ро-дил-ся в очень знат-ной се-мье, со-сто-яв-шей в род-стве с им-пе-ра-тор-ской фа-ми-ли-ей. Бу-дучи раз-лу-чен в мла-ден-че-стве с ро-ди-те-ля-ми и бра-тья-ми, он вы-рос сре-ди чу-жих лю-дей. Как и все знат-ные рим-ские юно-ши, Кли-мент по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние, но свет-ские на-у-ки его не увле-ка-ли. Ед-ва став со-вер-шен-но-лет-ним, он по-ки-да-ет В Свя-тую Зем-лю, в Па-ле-сти-ну, где жил и стра-дал Хри-стос и про-по-ве-ду-ют его апо-сто-лы - вот ку-да вле-чет юно-го Кли-мен-та.

    При-е-хав в Алек-сан-дрию, он слу-ша-ет про-по-ве-ди уче-но-го бла-го-вест-ни-ка и ста-но-вит-ся го-ря-чим при-вер-жен-цем но-во-го уче-ния. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни Кли-мент в сво-их стран-ство-ва-ни-ях встре-ча-ет апо-сто-ла , при-ни-ма-ет от него Свя-тое Кре-ще-ние, ста-но-вит-ся од-ним из его бли-жай-ших уче-ни-ков (). Еван-гель-ская про-по-ведь по-мог-ла Кли-мен-ту чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-сти свою се-мью, ко-то-рую он счи-тал по-гиб-шей: сре-ди уче-ни-ков пер-во-вер-хов-но-го апо-сто-ла ока-зы-ва-ют-ся два его бра-та-близ-не-ца, чуть поз-же он на-хо-дит ро-ди-те-лей. На-до ли го-во-рить, что вся се-мья по-сле это-го при-ня-ла хри-сти-ан-ство и ста-ла про-по-ве-до-вать спа-си-тель-ное уче-ние.

    Неза-дол-го до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны апо-стол Петр ру-ко-по-ла-га-ет Кли-мен-та во епи-ско-па. По-сле смер-ти св. Пет-ра, и св. , с 92 по 101 год Рим-ским епи-ско-пом яв-ля-ет-ся апо-стол Кли-мент. Доб-ро-де-тель-ная жизнь и свя-ти-тель-ский по-двиг Кли-мен-та яв-ля-ли бла-го-твор-ный при-мер для гор-дых рим-ских граж-дан, мно-гие из ко-то-рых ста-ли по-сле-до-ва-те-ля-ми Хри-ста. Жи-тие сщ-мч. со-хра-ни-ло нам при-мер то-го, как од-на-жды на празд-ник Пас-хи по-сле про-по-ве-ди апо-сто-ла кре-сти-лось сра-зу 424 че-ло-ве-ка, сре-ди ко-то-рых бы-ли пред-ста-ви-те-ли всех рим-ских со-сло-вий - от ра-бов до чле-нов им-пе-ра-тор-ской се-мьи.

    Обес-по-ко-ен-ные успе-ха-ми хри-сти-ан-ско-го иерар-ха, языч-ни-ки до-нес-ли о нем им-пе-ра-то-ру Тра-я-ну, об-ви-нив свя-ти-те-ля в неува-же-нии к рим-ским бо-гам. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор ве-лит из-гнать Кли-мен-та из сто-ли-цы, при-го-во-рив его к ссыл-ке. Мно-гие из уче-ни-ков апо-сто-ла по-сле-до-ва-ли за ним в Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни, на-хо-дя-щи-е-ся неда-ле-ко от Хер-со-не-са Та-ври-че-ско-го, пред-по-чи-тая доб-ро-воль-ную ссыл-ку раз-лу-ке с ду-хов-ным от-цом.

    Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни бы-ли тра-ди-ци-он-ным ме-стом ссыл-ки хри-сти-ан. Нелег-кая жизнь по-движ-ни-ков бы-ла осо-бен-но тя-же-ла из-за от-сут-ствия пи-тье-вой во-ды. По мо-лит-ве свя-ти-те-ля Кли-мен-та Ан-гел Гос-по-день, явив-ший-ся в ви-де Агн-ца, ука-зы-ва-ет ме-сто ис-точ-ни-ка. Это чу-до при-влек-ло к свя-ти-те-лю Кли-мен-ту мно-же-ство лю-дей. Слу-шая рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка, сот-ни языч-ни-ков об-ра-ща-лись ко Хри-сту. Каж-дый день кре-сти-лось по пять-сот и бо-лее че-ло-век. Там же, в ка-ме-но-лом-нях, был вы-руб-лен храм, в ко-то-ром он про-по-ве-до-вал. В 101 го-ду свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент был умерщ-влен по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра; его уто-пи-ли, бро-сив в мо-ре с гру-зом на шее. Кли-мент про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми, че-ре-да ко-то-рых не пре-кра-ти-лась и по-сле его кон-чи-ны. По мо-лит-вам его вер-ных уче-ни-ков - Кор-ни-лия и Фивы и все-го хри-сти-ан-ско-го на-се-ле-ния Хер-со-не-са мо-ре ото-шло, и они на-шли на дне, в неру-ко-твор-ной "Ан-гель-ской" церк-ви нетлен-ное те-ло сво-е-го учи-те-ля. По-сле это-го каж-дый год в день му-че-ни-че-ской кон-чи-ны Кли-мен-та мо-ре от-сту-па-ло и в те-че-ние се-ми дней лю-ди мо-ли-лись у мо-щей пра-вед-ни-ка.

    Так бы-ло до на-ча-ла IX ве-ка. В это вре-мя мо-щи ста-ли недо-ступ-ны, мо-ре не от-сту-па-ло. В на-ча-ле 60-х го-дов IX ве-ка мо-щи чу-дес-ным об-ра-зом по-яви-лись на по-верх-но-сти мо-ря, это-му пред-ше-ство-ва-ла со-бор-ная мо-лит-ва Хер-со-нес-ско-го ду-хо-вен-ства и при-шед-ших в го-род уче-ных про-по-вед-ни-ков - и его бра-та . Кон-стан-тин-фило-соф счи-тал, что сщ-мч. Кли-мент по-кро-ви-тель-ству-ет его мис-си-о-нер-ской де-я-тель-но-сти и де-лу про-све-ще-ния сла-вян-ских на-ро-дов. Как по-ка-за-ло вре-мя, это дей-стви-тель-но бы-ло так. Ко-гда через несколь-ко лет бра-тья при-нес-ли к пап-ско-му пре-сто-лу пе-ре-ве-ден-ные на сла-вян-ский язык и на-пи-сан-ные сла-вян-ски-ми пись-ме-на-ми бо-го-слу-жеб-ные кни-ги, на-встре-чу им вы-шел сам па-па Адри-ан, узнав о том, что они при-нес-ли в Рим мо-щи их свя-то-го со-оте-че-ствен-ни-ка - апо-сто-ла Кли-мен-та. Во мно-гом бла-го-да-ря при-не-сен-ным мо-щам мис-сия мо-рав-ских бра-тьев за-кон-чи-лась удач-но: сла-вян-ские кни-ги бы-ли освя-ще-ны па-пой, и в свя-том го-ро-де впер-вые на бо-го-слу-же-нии на-ря-ду с ла-ты-нью за-зву-ча-ла сла-вян-ская мо-лит-ва. Это бы-ло рав-но-силь-но чу-ду! В За-пад-ной церк-ви в ту по-ру бы-ла рас-про-стра-не-на так на-зы-ва-е-мая "трехъ-языч-ная" ересь, ко-гда толь-ко три язы-ка счи-та-лись бо-го-слу-жеб-ны-ми: древ-не-ев-рей-ский, гре-че-ский и ла-тынь. Кон-стан-тин, при-дя в Рим, по-стриг-ся в мо-на-хи, при-няв имя Ки-рилл, и вско-ре умер. Па-мя-туя о за-слу-гах про-све-ти-те-ля пе-ред пре-сто-лом св. Пет-ра, его по на-сто-я-нию па-пы Адри-а-на хо-ро-нят в церк-ви св. Кли-мен-та.

    Кре-стив-шись в Хер-со-не-се, князь пе-ре-но-сит часть мо-щей сщ-мч. Кли-мен-та (го-ло-ву) и мо-щи , его уче-ни-ка, с со-бой в Ки-ев, по-ло-жив их в Де-ся-тин-ной церк-ви в при-де-ле во имя сщ-мч. Кли-мен-та. Та-ким об-ра-зом, мо-щи сщ-мч. Кли-мен-та бы-ли пер-вой хри-сти-ан-ской свя-ты-ней, по-явив-шей-ся на Ру-си. Этим-то и бы-ла вы-зва-на его ис-клю-чи-тель-ная по-пуляр-ность на рус-ской зем-ле.

    С на-ча-лом про-цес-са ка-но-ни-за-ции соб-ствен-но рус-ских свя-тых си-ту-а-ция из-ме-ни-лась: наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми ста-но-вят-ся рус-ские по-движ-ни-ки и му-че-ни-ки.

    По-сле за-кры-тия в 1935 го-ду Кли-мен-тов-ско-го хра-ма там раз-ме-щен фили-ал Рос-сий-ской го-судар-ствен-ной биб-лио-те-ки, что, на-вер-ное, то-же мож-но счи-тать не слу-чай-ным сов-па-де-ни-ем. По-кро-ви-тель-ству-ю-щий сла-вян-ской книж-но-сти Кли-мент со-хра-нил под сво-да-ми сво-е-го хра-ма цер-ков-ные кни-ги из мо-на-стыр-ских и част-ных со-бра-ний. Го-ды ли-хо-ле-тья не на-нес-ли су-ще-ствен-но-го вре-да зда-нию хра-ма и ико-но-ста-сам, со-хра-нен-ным за-бо-та-ми со-труд-ни-ков биб-лио-те-ки.


    Поводом к написанию Послания к коринфянам были разделения и споры, возникшие в коринфской церкви. Еще во времена апостолов, как видно из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, в этой церкви появилось ложное направление некоторых членов ее, превозносившихся своею мудростью, слишком высоко ценивших чрезвычайные дарования духовные и внешние подвиги благочестия в ущерб истинной христианской любви и святости...

    Священномученик Климент - Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы - вот куда влечет юного Климента.

    Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

    Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий - от рабов до членов императорской семьи.

    Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

    Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников - Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

    Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников - Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника - апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

    Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

    С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.

    После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.