• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Эта история в том числе о том, какие мы все же счастливые. Порой это сложно понять за повседневной суетой, занятостью и усталостью. Осознание приходит, когда все обрывается в один миг. Или в такие моменты, когда узнаешь про страшные трагедии людей, живущих рядом…

    Он потерял ее в одно мгновение. Когда в шесть утра на трассе в Чехии резкая головная боль привела к мгновенной потере сознания.

    Потом уже медики выяснят, что у 29-летней Елены была врожденная аномалия сосудов головного мозга, с таким заболеванием редко доживают до 30. Она не только дожила, но и родила четверых ребятишек, младшим на момент трагедии было два и три года. После того как мама умерла, малыши плача просили папу-священника: «Папочка, давай поедем на кладбище, откопаем маму, чтобы она нас в садик водила...»

    Они познакомились в 1996-м. Константин учился заочно в институте физкультуры и работал сторожем в минской епархии. С детства занимался спортом и был верующим, всегда хотел стать священником. Так прямо и сказал батюшке, заявившись в храм.

    Отношения были настолько правильные, что супруги жили порознь и после регистрации брака вплоть до церковного венчания. Около года после свадьбы ютились у родителей. Чтобы прокормить семью, Константин устроился на вторую работу.

    За три года работы сторожем Константин хорошо себя зарекомендовал и его, минуя семинарию, рукоположили в священники и отправили возводить с нуля церковь в приход Гатово под Минском .

    Они переехали в поселок, сняли квартиру, начали рождаться малыши. Отец Константин при помощи спонсоров возвел в Гатово белоснежную церковь.

    Мы друг друга очень сильно любили: я смотрел на Лену и видел только ее - она жила ради семьи и светилась от счастья! Мы были молодые и бедные, поэтому поговорка «С милым рай и в шалаше» - это про нас…

    Отец Константин уверен, что молодые должны преодолевать трудности, плохо, когда приходят на все готовое: это потом не ценится, нет труда приобретения и боязни потерять.

    Мы с Леной чем дольше жили, тем больше любили и ценили друг друга, становились сильнее . Я не представлял дня без нее. За все 13 лет совместной жизни я только три раза не ночевал дома. И то потому, что уезжал в монастырь в Россию . Я не представлял себя без своей Лены…

    Мы не впускали в свою жизнь ни подруг, ни друзей, все делали и решали сами. Не нужно советчиков, не зря говорят, что добрыми намерениями выстлан путь в ад. Трудности нужно преодолевать вдвоем. И еще важно в отношениях жить не для себя, а ради любимого человека. У нас было именно так…

    «Чтобы Лена не умерла, в месяц нужно было 10 тысяч долларов»

    В 29 лет у Елены случился инсульт. После того страшного рассвета, когда они возвращались на автомобиле из рабочей поездки по Европе , он боролся за ее жизнь долгих 13 месяцев. Сначала были три недели в чешской реанимации, медицинский самолет и доставка на родину. А потом потянулись жуткие месяцы в минской реанимации. Сразу стало понятно: нужно очень много денег, без них любимой не выжить…

    Лену подключили к аппарату искусственного дыхания, в котором раз в сутки нужно было менять специальные шланги. Их в больнице не было, и я покупал их сам. Один комплект стоил 30 долларов, в месяц выходило 900. Но нужны были не только они.

    Фильтры для дыхания стоили дешевле - 10 долларов, но иногда их требовалось по пять в день: раз кашлянула - уже забился. Лекарства, средства гигиены - все за свои деньги.

    В месяц на поддержание жизни моей жены уходило 10 тысяч долларов. Я очень благодарен всем, кто помогал, нашу семью поддерживали всем миром…

    - А если таких денег нет?

    Тогда человек умирает. За полгода в реанимации я столько всего насмотрелся! Не покидало ощущение, что это просто конвейер смерти…

    В палате реанимации было восемь мест, но только четыре аппарата искусственного дыхания. И врач сам принимал решение, кому аппарат поставить, а кому - нет. При равных условиях ставили тому, кто моложе…

    Константин полгода пролежал с женой в реанимации, ухаживал за любимой и днем и ночью. В больнице только диву давались: никогда до сих пор медсестры не видели, чтобы так ухаживал муж…

    Детей отец Константин видел урывками: приезжал обнять, привозил продукты. Спасибо родным, которые взяли заботу о малышах на себя.

    Спустя два месяца жена потихоньку начала восстанавливаться: могла улыбаться, кушать рукой, даже научилась разговаривать со мной, моргая ресницами. А потом все перечеркнула клиническая смерть и состояние еще больше ухудшилось…


    - Елене сделали операцию?

    У нас такие операции не проводят. Мы с лечащим врачом летали в Москву в НИИ Бурденко , но там сказали, что смысла нет. За 100 лет в их истории таких случаев было всего пять, Лена - шестая и самая сложная пациентка. Мне сказали прямо: «Непонятно, почему она до сих пор живет…»

    Последние семь месяцев Елена провела дома.

    Врачи сказали, что возможности нахождения в больнице исчерпаны, но вдруг ей помогут родные стены?..

    Константин перевез жену, но не сдался.

    Я организовал реанимацию дома. Взял напрокат медицинское оборудование, в частном порядке нанял врачей и реабилитологов, которые круглосуточно дежурили возле Лены…

    Знаете, когда такое случается с любимым человеком, начинаешь переоценивать жизнь: Господи, мы же порой обращаем внимание на такую ерунду! А все может закончиться в один миг…

    Те месяцы я жил даже не с комком в горле, а будто с камнем в животе - так боялся ее потерять. Просил Бога не забирать ее, мы вместе с детками стояли на коленях, плакали и молились… - спрятать подступающие слезы невозможно, я рассматриваю семейный альбом и вижу на счастливых фото другого человека. Сейчас 35-летний отец Константин почти полностью седой , заикается…

    «После смерти жены я два месяца не служил в церкви»

    Чтобы оплачивать огромные расходы, отец Константин на время покинул приход и устроился на работу водителем международного автобуса. О смерти жены ему сообщили по телефону, в дороге. По мобильнику он руководил всеми приготовлениями к похоронам...

    Период восстановления растянулся на месяцы. Говорят, что настоящие мужчины не плачут. Но только не в таких ситуациях.

    Если бы сказали отдать за жизнь жены свою - я не думал бы ни секунды. Только бы она поправилась! Она жила ради меня и ради наших детей. И мы тоже жили ради нее. Но Бог забрал ее у нас…

    - Как священник может оправдать такую ситуацию? Как после этого прийти к Богу?

    Я два месяца не служил в церкви, было очень тяжело морально. Терзали вопросы: «За что? Почему?» На нас не было страшного греха, за который можно было так наказать… Честно скажу: у меня была обида на Него... Я часто вспоминал потом, как мы с детками стояли на коленях перед иконами, плакали и молили Бога не забирать маму. А она все равно умерла…


    На первых порах спасала работа: два месяца он ездил в международные рейсы, дорога отвлекала. Шок проходил медленно, но он понял, что ради детей нужно брать себя в железный кулак и жить дальше. Отец Константин нашел силы смириться: уволился и вернулся к полноценному служению в церкви.

    Мы начали строительство в Гатово единственного в Беларуси духовно-спортивного центра с тремя спортивными залами, где смогут заниматься все желающие, - строительство стало настоящей отдушиной и радостью священника.


    Многим сложно понять: как после всего случившегося может сохраниться вера, силы жить дальше и не сломаться. Я живу по строгим для себя принципам: все глобальные события в жизни человека происходят по воле Бога. А священник - это солдат, воин Христов, и поэтому есть приказ свыше, и ты его исполняешь без рассуждений и пререканий… Я смирился и терплю все, что происходит в моей жизни, без ропота. Силы и терпение мне придают мои принципы, жесткая жизненная позиция, моя вера, которая стала еще крепче и жестче. Сегодня для меня не существует ситуации, которая вызвала бы во мне страх, панику и отчаяние. Для многих людей бытовые сложности и неустроенность отношений являются проблемой, а для меня это пыль и мышиная возня, на которые даже не стоит обращать внимание.


    «В этой жизни важно научиться прощать»

    После трагедии прошло почти пять лет. Отец Константин женился второй раз - такое решение принял он и его дети. Медсестра Оля вначале ухаживала за Еленой, а потом стала няней малышам. И они попросили: «Папа, можно Оля будет жить с нами?»

    Но забыть первую жену Константин не смог. Ее улыбающееся лицо повсюду: на экране компьютера, мобильника, в комнатах детей.

    Я сказал, что мамой малышам навсегда останется Лена. Но когда они вырастут, все равно поймут, что заботилась о них и Оля…

    Девять месяцев назад у пары родился общий ребенок. Отец Константин говорит, что так правильно: ведь Оля в двадцать с небольшим пришла в многодетную семью, и ей тоже хотелось родить малыша. Он рассказывает, что хорошо к ней относится, что в их жизни помимо быта присутствует и теплота, и ласка, но вырвать из сердца Лену он не может. Сердце будто разделилось на части: Лена, Оля и дети.


    Многодетная семья живет в большой четырехкомнатной квартире, документы на которую оформляли еще с Леной. Когда пришло время вселяться, жену уже похоронили. И чиновники пересчитали метры.

    Сказали, что нужно доплатить за отсутствующего человека 20 тысяч долларов или выбирать другую квартиру, поменьше. Спасибо, помогли добрые люди, Бог все-таки меня никогда не оставлял…


    Отец Константин ведет здоровый образ жизни, к которому с младенчества приучает и детей.

    Встаем со старшей дочкой в пять утра и бежим три километра. В шесть будим остальных и вместе делаем зарядку. Затем - душ, завтрак, школа. После - кружки и секции. Старший сын - чемпион Беларуси по пауэрлифтингу (силовой вид спорта, суть которого заключается в поднятии максимального веса. - Ред.), дочка изучает английский и китайский. За день они так выкладываются, что в восемь вечера уже носом клюют, а в девять - отбой…



    С 4-кратным чемпионом GP K1 Эрнесто Хустом, получивший среди любителей боевых искусств прозвище "Мистер совершенство".

    Семейная жизнь, как и жизнь вообще, - это не только радость и ясная погода. Нужно постоянно находить точки соприкосновения, не доводить до конфликтов. И учиться прощать. Теперь я знаю, что любимому человеку можно простить все. Главное, чтобы он был рядом…

    Их ситуация помогла многим окружающим наладить свою личную жизнь.

    Некоторые потом признавались: «Глядя на тебя, на вашу трагедию, мы переосмыслили то, что с нами происходит, и отношения с женой стали лучше. Мы стали бояться потерять друг друга…» Поэтому я всем советую жить конструктивно: беречь друг друга, любить, жить друг для друга. Ценить каждый день, который может стать последним и оборваться в один миг…

    ДОСЬЕ «КП»

    Константин БУРЫКИН , 35 лет, православный священник, настоятель прихода храма Святого духа в поселке Гатово Минской епархии. Женат, пятеро детей.

    Окончил институт физкультуры по специальности тренер-преподаватель по боксу.

    Судья международного класса по тайскому боксу и кикбоксингу, проводит боковые судейства.

    Инструкция

    Если вы хотите стать женой православного , то, в первую очередь должны позаботиться о своем моральном облике. Ведь служители церкви ценят в женщине не красоту, а нравственность.

    Поэтому вы должны, во-первых, изучать Священное Писание, трактаты отцов церкви о семье и другую духовную литературу. И, во-вторых, приведите свой гардероб в соответствие с религиозными правилами. Священнослужители относятся с большой неприязнью к женщинам в брюках, коротких юбках и в откровенных ярких нарядах.

    Когда ваш внешний вид начнет соответствовать идеалам будущего мужа, можете приступить к самому знакомству. Выйти замуж за уже работающего священника нельзя, поэтому искать себе мужа нужно среди будущих служителей церкви, студентов-семинаристов. Множество регулярно собирается возле семинарий, желая познакомиться с будущими священника ми. Так что в своем стремлении вы будете не одиноки.

    Многие будущие батюшки хотят жениться и принять сан уже, будучи в браке. Живут семинаристы в практически полной изоляции, поэтому найти жену самостоятельно им крайне сложно. Поэтому вас там встретят с большой радостью.

    При знакомстве и общении вы должны помнить, что отношения со священнослужителями отличаются от светских. Ведите себя скромно и сдержано, как и подобает православной .

    Если вы готовы связать с церковью свою профессию, то сами можете поступить в духовную семинарию на факультет религиоведения. Так вы не только сможете встретить там будущего мужа-священника , но и по окончании учебы работать рядом с ним.

    И, наконец, вы можете выйти замуж за глубоко верующего человека и поддержать его в стремлении принять духовный сан. В этом случае вы сможете поддержать любимого, пройти с ним весь этот сложный путь от поступления в семинарию до проповеднической деятельности.

    Источники:

    • Вопросы настоятелю / Поиск супруга

    Частная жизнь и быт священнослужителей всегда были предметом споров и обсуждений. Закрытое от внешнего мира сообщество живет по своим укладам, продиктованным догмами веры. Каковы же на самом деле реалии повседневной жизни современного священника?

    Инструкция

    Путь к священническому служению начинается с обучения в семинарии. Для поступления абитуриенту необходимо пройти достаточно строгий отбор, включающий проверку знаний и духовных качеств претендента. К обучению в семинарии допускаются холостые или состоящие в первом браке мужчины в возрасте 18-35 лет. По окончании семинарии будущий священник получает распределение к месту службы, права выбора в данном случае у выпускника семинарии нет.

    К моменту принятия сана будущий священник должен принять решение: принять монашество или жениться. Изменить это решение у священника возможности не будет. Если священник не вступает в брак до принятия сана, то он берет на себя обет целибата.

    Существует еще одно ограничение на брак для будущих священнослужителей - им запрещается вступать в брак с разведенными или овдовевшими женщинами, женщинами с детьми. Брак священника может быть только единственным, в случае смерти супруги - священник принимает монашество.

    В семьях священников существует строгий запрет на то, что в современном мире называется планированием семьи, поэтому семьи обычно многодетные: детей будет столько, сколько Бог послал.

    Бытовая жизнь семей священников мало чем отличается от бытовой жизни мирян, с тем отличием, что для священника и его семьи недопустимо нарушение правил и требований религии и в повседневной жизни: жена священника не может носить вызывающей одежды, использовать яркий макияж, в доме не должны присутствовать предметы, противоречащие христианским нормам.

    Уровень жизни семьи священнослужителя главным образом зависит от того, насколько обеспечен приход. Поскольку заработная плата священника минимальна, а доход полностью зависит от пожертвований прихожан, вполне объяснимо, что в городских обеспеченных приходах уровень жизни священников выше, чем в сельской местности или бедных приходах. Бытовые условия жизни священника далеки от совершенства, однако это не останавливает тех, кто выбрал для себя такой путь служения людям.

    Рабочий день священника не нормирован, в любой момент он может быть вызван к прихожанам, о других социальных гарантиях тоже особой речи нет. Даже официальное оформление по трудовой есть далеко не у каждого священника, а значит, и на пенсию от государства рассчитывать может не каждый. Большинство священников не имеют возможности обзавестись собственным жильем, ведь в любой момент их могут направить на новый приход в другом конце страны.

    Практически каждая девушка мечтает удачно выйти замуж. Иметь красивого и состоятельного мужа, всю жизнь испытывать к нему взаимную любовь – это нормальное желание. К сожалению, сбывается оно не у всех. Девушки часто выбирают не тех мужчин, обрекая себя на нелегкую жизнь, полную сожалений. Да и количество разводов в последнее время увеличилось. Чтобы избежать такого исхода событий, необходимо более тщательно выбирать себе спутника жизни.

    Как найти достойного спутника жизни

    Самое главное – не спешите создавать семью с «первым встречным». Некоторые представительницы прекрасного пола чуть ли не с пеленок ставят себе целью жизни выйти замуж. Они боятся остаться одинокими. А если кто-нибудь из подруг связал себя брачными узами раньше них, начинают паниковать и ищут любого, кто предложит руку и сердце.

    Помните, жизнь – это не соревнование с подругами, каждый идет своим путем. Кто-то выходит замуж в 18 лет, а кто-то в 30, 40 лет или даже позже. Всему свое время. Решение должно быть обдуманным, а мужчина – проверенным.

    Если вы уже встретили своего избранника, приглядитесь к нему внимательнее. Влюбленность может заставить закрыть глаза на многие недостатки человека. Помните, что эти недостатки никуда не исчезнут из семейной жизни.

    В первую очередь убедитесь, что ваши чувства к нему – это настоящая любовь, а не мимолетная влюбленность. На это потребуется время. Удостоверьтесь также, что ваш избранник любит вас по-настоящему.

    Проверяйте его в различных жизненных ситуациях. Он должен доказать вам свою любовь реальными поступками. Попробуйте пожить вместе некоторое время, чтобы посмотреть, как он будет вести себя в быту. Если вам действительно хорошо вместе, вы легко делите домашние обязанности, он обеспечивает вас в финансовом плане, у вас есть совместные планы на будущее, то, возможно, он и впрямь тот, кто вам нужен.

    Спросите себя, готовы ли вы до конца своих дней засыпать и просыпаться рядом с этим человеком? Если да, то убедитесь, что он тоже желает именно этого.

    Чтобы выйти замуж по любви, просто дождитесь пока ваш единственный мужчина, любящий и ценящий только вас, сделает вам предложение. Скажите ему «да», и ваши совместные мечты начнут сбываться.

    Почему нужно выходить замуж по любви, а не по расчету

    Муж – это человек, с которым вы проживете всю жизнь. Представьте, что вы не испытываете к нему никаких чувств. Никакие деньги не смогут сделать , если она не рядом с любимым.

    Через некоторое время нелюбимый начнет очень сильно раздражать. Вы будете замечать в его характере мельчайшие недостатки и даже его достоинства начнут казаться вам минусами.

    Если же вы выйдете замуж по большой и взаимной любви, каждый день вашей жизни с мужем будет наполнен радостью и гармонией. Со временем ваша любовь перерастет в новое, еще более глубокое чувство, и вы станете не только супругами, но и лучшими друзьями, которые поддерживают друг друга и в радости, и в горе.

    Вступайте в брак только с любимым человеком и только когда будете уверенной в его преданности и искренности, тогда все ваши мечты станут реальностью.

    Еще со времен СССР в нашей стране сложился стереотип, что девушке просто необходимо успеть выйти замуж до определенного возраста. Причем, нередко он ограничивался 18-20 годами. В последнее время взгляды на брак несколько изменились, однако девушки по-прежнему переживают об «уходящих» годах и из-за этого порой совершают опрометчивые поступки.

    Брачный возраст на Руси и в современной России

    На Руси девочек выдавали замуж очень рано. В 13 веке была создана «Кормчая книга» - свод церковных правил, который регулировал и семейные отношения. В ней был установлен брачный возраст для девушек – 13 лет, а для юношей – 15 лет. Однако было много случаев более ранних браков. Церковь пыталась бороться с этим явлением. Вышедший в середине 16 века «Стоглав» позволял священникам венчать девушек не моложе 12 лет, юношей – по-прежнему с 15 лет.

    Причины столь ранних браков зачастую носили чисто практический характер. К примеру, родителям невесты было нелегко прокормить многочисленных чад, и они стремились поскорее «пристроить» хотя бы одно из них. А в семье жениха, наоборот, не хватало рабочих рук, и его родители с радостью принимали в дом «работницу». Разумеется, ни о какой взаимной любви здесь не могло быть и речи, да и брачные отношения в юной семье порой начинались лишь через несколько лет после свадьбы.

    Сейчас российским законодательством установлен возраст для вступления в брак не моложе 18 лет. Однако при наличии особых обстоятельств разрешение на брак можно получить уже в 14-15 лет. В законах отдельных субъектов РФ уточняется, что «особыми обстоятельствами» являются поздние сроки беременности, наличие беременности (не менее 22 недель), прерывание которой невозможно по медицинским показаниям либо из-за желания обеих сторон ее сохранить. Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет, обычно оформляется постановлением администрации области, края или республики.

    Факторы, влияющие на вступление в брак

    Однако столь ранние браки, на сегодняшний день, все же достаточно редки. По статистике, большинство девушек старается выйти замуж в 18-25 лет. В какой-то степени это зависит от физиологии, так как в этот период наступает полное половое созревание. Другими решающими факторами могут стать тяга к материнству, боязнь одиночества или социальные стереотипы.

    Тем не менее, лучше всего, если главным фактором станет взаимная любовь. Ведь нельзя хотеть выйти замуж абстрактно, как минимум, девушке необходим любящий и надежный мужчина. Но его вряд ли получится встретить «по заказу». Ни в коем случае не следует выходить замуж, когда нет уверенности в избраннике. Хотя упрямая статистика по-прежнему утверждает, что после 30 лет возможность выйти замуж составляет не более 7%, решение проблемы в каждом случае остается индивидуальным. Случается, что девушка встречает свою судьбу в 16-17 лет, а бывает и так, что женщины обретают семейное счастье в 30, 40 и даже 50 лет.

    Выйти замуж за миллиардера кажется фантастической недостижимой мечтой, но на самом деле это желание возможно реализовать. Это такой же труд, как когда вы работаете над развитием своей карьеры. Главное, иметь четкий план и знать, что делать.

    Вам понадобится

    • Желание меняться
    • Склонность к учебе

    Инструкция

    Иностранные по-прежнему популярны у русских девушек. Многие наши красавицы мечтают выйти замуж и уехать жить заграницу. Одними из самых востребованных женихов у русских женщин являются немцы. Они стабильны, надежны и, что немаловажно, привлекательны. Вот только как выйти замуж за немца?

    Инструкция

    Для того, чтобы за немца, с ним необходимо познакомиться. И хотя найти подходящего иностранного жениха несколько труднее, чем жениха отечественного, это не является препятствием для целеустремленной женщины.

    Не стоит искать будущего немецкого мужа в барах и на дискотеках, которые посещают иностранцы. Хотя шанс познакомиться с из-за рубежа там велик, вряд ли оно может привести к чему-то серьезному. Иностранные мужчины ходят в такие места, чтобы хорошо провести время и расслабиться, и ищут там совсем не жену.

    Чтобы познакомиться с иностранным мужчиной, можно изучить список немецких компаний, работающих в вашем городе, и устроиться работать в одну из них. Кроме хорошей работы вы получите знакомства с представителями Германии, - как с сослуживцами, так и с командированными в ваш филиал. В случае, если ваша работа будет предполагать командировки в Германию, шанс подцепить мужа увеличится в несколько раз.

    Если работу вы менять не хотите, посещайте выставки, в которых участвуют много иностранных компаний. Узнайте, в каких бизнес-центрах есть немецкие компании, и ходите обедать в кафе неподалеку, поскольку велика вероятность, что ваш избранник обедает в одном из таких кафе.

    После того, как вы познакомились с подходящим мужчиной, ему необходимо понравиться. Русским женщинам не придется прикладывать для этого каких-то сверхусилий. Русские жены очень популярны в Европе, и в Германии, в частности. Европейцы ценят дам за красоту, домовитость, женственность. Они устали от своих эмансипированных и с удовольствием женятся на иностранках, которые дадут тепло семейному очагу. Поэтому для того, чтобы очаровать иностранного мужчину, нужно в первую очередь демонстрировать свою женственность и домовитость.

    Также, поскольку в данном случае мы говорим о том, за немца, необходимо проявлять такое качество, как практичность, поскольку она является национальной немецкой чертой. Если вы привыкли швырять деньги на ветер, постарайтесь скрыть это от вашего избранника. Наоборот, покажите ему, как вы умеете экономить и думать о своей выгоде – это очень привлекательное качество, с точки зрения немца.

    Обратите внимание

    Давайте будем честны, если вы выходили замуж за немца по любви, а не с целью переехать на ПМЖ в Германию, то это уже большой плюс и гарантия того, что у ваших отношений вполне возможно будущее. Просто достаточно распространены случаи, когда российские девушки выходят замуж за немца, желая переехать в Германию, для этого, считают они, не грех изобразить и африканскую страсть, и дикую любовь.

    Полезный совет

    Если Вы хотите выйти замуж за немца в Германию, Вам будет интересно узнать, что, в отличие от нас, немцы заводят знакомства для брака только после того, как достигнут финансовой независимости. В тоже время приветствуются отношения, при которых пары в течение некоторого времени живут вместе до брака. Иногда такое совместное проживание называют «пробным браком», который позволяет узнать, подходит ли Вам партнер и стоит ли за него выйти замуж.

    Некоторые девушки, приехавшие из провинции, мечтают выйти замуж за коренного москвича. Им кажется, что тогда решатся все проблемы с пропиской, жильем, работой. Как же заполучить в мужья жителя столицы?

    Значение слова "попадья", возможно, знакомо не всем людям. Специально для них скажем сразу, что православного священника. Подобное обращение к матушке пошло оттого, что в былые времена всех священнослужителей в народе называли попами. Впоследствии это прозвище перешло к их женам, лишь немного изменив свое звучание.

    Жизнь священнослужителей

    Для католиков женатый священник - это что-то за гранью их понимания. Ведь они уверены в том, что подобные отношения лишь отвлекают человека от служения Богу. Но православная церковь к этому вопросу подошла более гуманно, так как наш народ издавна ценил святость семьи. Попам не запрещалось жениться как во времена Древней Руси, так и в современном мире.

    Поэтому сегодня попадья - это вполне обыденное явление. Правда, будет неправильным сказать, что любая девушка может стать матушкой. Ведь в мире служителей Бога есть свои правила, которые нельзя нарушать или игнорировать.

    Кто может стать женой священника?

    Матушка или попадья - это духовная спутница священника. Она является его неотъемлемой частью, а потому для такого мужчины поиск женщины - это долгий и кропотливый процесс. Он должен быть уверен в том, что его избранница никогда не предаст его, ведь жениться православный священнослужитель может только один раз в жизни. Более того, в прошлом овдовевший поп был обязан сразу же уйти в монастырь.

    Естественно, сегодня к подобным крайностям никто не прибегает. И тем не менее определенные правила и традиции остаются неизменными с момента основания православной церкви. Например, попадья - это обязательно верующая девушка, которая с уважением относится к Богу и другим людям. Также она должна быть девственницей на момент свадьбы, как и сам священник.

    Проще говоря, матушкой не могут стать разведенные женщины, а также те, которые имеют ребенка от другого мужчины. Нарушить это правило можно лишь с особого разрешения патриарха и то лишь в самом крайнем случае.

    Современные матушки

    Сегодня попадья - это вполне обычная девушка. В целом она ничем не отличается от других женщин, за исключением призвания своего мужа. К тому же церковь не запрещает матушкам обычную жизнь - они могут ходить на работу, носить брюки и посещать вместе с подругами кинотеатр. Главное, чтобы они чтили свою веру и не порочили святость имени мужа.

    Однако попадья должна быть готова к тому, что вся ее жизнь будет сплетена с судьбой ее избранника. Ведь священники - это слуги церкви, а значит, они обязаны беспрекословно выполнять все ее приказы. И если нужно будет сменить один приход на другой, то им придется сделать это, невзирая на все достижения и родственные связи, что останутся позади.

    Православные очерки жены священника

    Сегодня мы хотим познакомить Вас с творчеством Анны Ромашко (Ее страничка в каталоге творчество - )

    Православные очерки Анны Ромашко – это уникальные литературные произведения, написанные самой жизнью. Дело в том, что автор этих небольших рассказов – жена православного священника, мать шестерых детей. Христианская семья Анны Ромашко растет с каждым годом – это и детишки, и крестники, и воспитанники воскресной школы и прихожане. В православных очерках речь идет о совершенно реальных людях, которые встречались на жизненном пути матушки. Благодаря ее творчеству мы можем увидеть жизнь христианской семьи как бы изнутри, глазами самой матушки Анны. Батюшка Андрей и Анна Ромашко выросли в семьях творческих людей. Отец священника Андрея Ромашко – известный в Новосибирске актер театра музыкальной комедии, народный артист России. Сам отец Андрей окормляет молодежь в епархии и является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая». Матушка Анна давно занимается журналистикой, ее православные очерки публикуются в печати и на интернет-порталах. Ее сердце открыто к восприятию радости и боли не только членов семьи, но и других людей. В рассказах мы увидим много интересных образов людей, которые показаны талантливо и ярко. Литературное творчество матушки многообразно, некоторые ее очерки автобиографичны. Остается загадкой, как матушка Анна, имея такую большую христианскую семью , успевает писать.

    О главном

    ().

    Этот короткий очерк описывает путешествие семилетней Анны на Урал к родственникам. Она уроженка Ташкента, и когда попала в сибирскую деревню, увидела много для себя нового и необычного. Эти воспоминания остались в сердце на многие годы. Прошло время, и Анна стала журналистом-корреспондентом, который сопровождал миссионерские поездки православного корабля-церкви. По-разному воспринимали люди воцерковление, многие приходили к вере уже на склоне лет. Пожилая пара, к примеру, пришла венчаться, когда они узнали о прибытии церковного корабля. Вместо традиционных золоченых церковных венцов пришлось сплести им для венчания новые венцы из подручного материала – березовых веток. Однако трогательность самого момента совершения таинства глубоко запала в душу юной журналистке – она почувствовала родство своей души с окружающим миром и людьми. Все мы – дети Бога, Его творение.

    Исаие, ликуй!

    ().

    Этот очерк был написан в 2003 году, он автобиографичен. Слова «Исаие, ликуй!» взяты из чина православного венчания, и повествование идет именно о зарождении христианской семьи . Какая редкость в современном мире – сохранение чистоты отношений между юношей и девушкой. Эта христианская норма прошлых веков ныне забыта, многие теряют свою девственность в ранней юности. А ведь для семьи это имеет очень важное значение, так как связано и с нравственными качествами, и с физиологией отношений. Матушка Анна рассказала о курьезе, который произошел в ЗАГСе после их росписи. По традиции, молодые супруги должны поздравить друг друга поцелуем, но Анна и Андрей просто пожали друг другу руки. В результате возникла небольшая пауза, так как по сценарию это не предполагалось. Далее последовало венчание в кафедральном соборе. Как вспоминает эти минуты Анна, она почувствовала нечто особенное, важное, главное в жизни. Наверное, она еще не осознавала значение этих ощущений, ведь она выходила замуж за Андрея Ромашко, который в то время был еще геологом, а не священником. Свадьба была без народных обрядов выкупа невесты и соблюдения прочих традиций. Далее все было тоже не по обычаям: не было криков «горько», конкурсов и развлечений. Был просто праздничный обед, после которого молодые поехали к себе. Оставшись вдвоем, они прочитали вместе акафист Божией Матери и заснули на застеленном диване, даже не снимая свадебные наряды. Действительно, таинство брака велико по своему значению – отныне два человека, мужчина и женщина, составляют единый организм. Как сказала Анна в очерке – единую кроветворную систему. Короткие характеристики мужа Андрея, которые дает матушка в тексте, отличаются точностью формулировок: она отмечает самое важное. С первых дней образ супруга внушал ей уважение и доверие.
    Этот очерк состоит из фрагментов, из отдельных эпизодов. Каждый абзац относится к какому-то определенному событию из жизни христианской семьи и их детей. Однако все вместе производит впечатление мозаичной картины, которая гармонично сложилась из фрагментов. Здесь и первое расставание молодоженов, когда Андрей уехал в геологическую экспедицию, а беременная Анна осталась дома одна на долгие четыре месяца. В следующем фрагменте рассказывается о семейных радостях – встрече детишек с папой вечером. И тут же – снова небольшое отступление, шаг в прошлое… Событие, которое определило весь ход жизни молодого человека – он стал священнослужителем. На рукоположении присутствовали все родственники, каждый переживал это по-своему. Матушка простояла всю службу, держа на руках маленькую дочку и нося в себе второго младенца. С этого дня батюшка посвятил себя служению Богу и людям, он сочетавался со Христом. Матушка в первые годы переживала внутреннюю борьбу: ее душа рвалась к мужу, она скучала и тосковала. Хорошо, что мудрый духовник помогал молодой паре переосмыслить свое отношение друг к другу и перейти на новый уровень христианской веры. Матушка вспоминает тяжелое испытание, которое настигло ее в первые годы супружеской жизни: оба ее малыша – сын и дочь – попали в реанимацию. Но из этого испытания она вышла более сильной в вере, так как материнская молитва помогла спасти детишек. Пройдя через страдания, Анна смогла глубже прочувствовать свое материнство и осознать его на новом уровне. Следующий фрагмент говорит о простых женских переживаниях по поводу своей красоты: после рождения детей матушка набрала вес и очень волнуется о потере своей привлекательности.
    Перед нами проходят картины мирного христианского быта: вечерние молитвы всей семьей, детские обращения к Богу, семейный ужин… все кажется очень просто и буднично. Но каждое действие наполнено содержанием, высшим смыслом. Секрет этой глубины в Боге, в высоком предназначении христианского брака и семьи. Именно это таинство семейной жизни открывается на страницах очерка Анны Ромашко. Далеко не у каждого мирского человека есть возможность увидеть быт священнослужителя и его близких.
    В 2008 году матушка Анна написала продолжение этого очерка – свои мысли и чувства, которыми она жила через 5 лет. Заметно, что отношения с батюшкой стали более мудрыми и взрослыми, они зиждутся на другом основании. Матушка осознает свою ответственность за сохранение любви, как заповедано в Евангелии. Страх мужа, о котором там сказано, основан на страхе потерять его любовь, потерять доверие. За время служения Богу семья молодого священника разрослась, так как кроме своих детишек появились крестники, духовные чада, братья и сестры по вере. Матушка, как и прежде в ожидании мужа: он остался на приходе, готовиться к храмовому празднику. Однако ее ожидание теперь окрашено мирным и спокойным состоянием мудрой женщины. Она знает, что супруг вечером приедет уставший, и они вместе переживут все сложности и тревоги дня. Прошедшие годы заметно изменили и углубили чувства матушки Анны.

    Монахиня Ольга

    ().

    Монахиня Ольга – в миру Ольга Ивановна. Этот очерк посвящен удивительной верующей женщине, которая подтверждала свою веру не только словами. Начало действия происходит в больничном храме, куда больные и их родственники несли свою беду. Ольга Ивановна пришла просить благословение у батюшки на отпуск, а получилось так, что все сложилось совершенно по-другому. В больницу попала маленькая девочка с запущенным лейкозом, ей срочно нужны были дорогие лекарства. И вот перед Ольгой Ивановной встала проблема, которая может возникнуть только у искреннего и доброго человека. Она настолько близко приняла к сердцу судьбу четырехлетней малышки, что отдала на ее лечение все деньги, которые собирала на отдых себе и своей дочери. Далее следует рассказ-история воцерковления Ольги Ивановны, которая тесно переплетается с жизнью автора. Они встретились в первой в городе общине сестер милосердия при храме. Иногда Ольга Ивановна помогала ухаживать за больными, или просто приносила деньги на нужны страждущих. Также в храм пришла и ее дочь – двенадцатилетняя Вика. Ольга Ивановна отличалась максимализмом в исполнении требований Православной Церкви, искренностью и открытостью. Когда она узнала, что нельзя пользоваться косметикой, то никаких полумер не признала, хотя и переживала. Нельзя – значит нельзя.
    Первый раз в храм она пришла для того, чтобы отдать коллекцию фотографий своего дяди – священника. Как потом выяснилось, молодые священнослужители знали его и очень почитали. На его похороны приехали четыре архиерея – это уже о чем-то говорит очень важном и значительном. Во время похорон пожилого священника собралось так много его духовных чад, что милиция даже оцепила кладбище. Это все Ольга Ивановна узнала только сейчас, так как домашние не воспринимали старенького священника всерьез. Так она и осталась потом при храме как ревностная новообращенная христианка. Особенно ее тянуло к монашествующим. Рядом был храм, где иноки регулярно совершали службу. Так вот, Ольга Ивановна часто его посещала, выстаивала монастырские молитвы и подолгу беседовала с пожилым горбатеньким монахом Варнавой. Однажды он ее благословил поехать в Троице-Сергиеву Лавру к старцу отцу Науму за советом – и она сразу же поехала. Старец Наум благословил ее как можно быстрее принять монашеский постриг, но домашние дела не дали ей исполнить послушание в ближайший год. И только чрезвычайное событие напомнило ей и всем окружающим о благословении лаврского старца – у Ольги Ивановны обнаружили рак желудка с метастазами. В больнице она проявила все свою веру и мужество, и стойко перенесла испытания. Когда ее выписали, то врачи дали ей от силы пару месяцев жизни. Однако все под Богом ходим – Ольга Ивановна прожила еще два года. Через несколько месяцев после выписки она уже поехала в Сергиеву Лавру для пострига – и вернулась монахиней Ольгой. Что характерно, в период обострения болезни она не испытывала острой боли и не принимала наркотические препараты. Она слегла за некоторое время до кончины, и священники ежедневно причащали ее на дому. Так она и отошла ко Господу – после Причастия. Ее дочь взяли на попечение сестры милосердия, и Вика выросла при общине храма. Вера девушки была светлой и радостной, а память о матери согревала ее душу.

    Быть настоящим мужчиной

    ().

    «Быть настоящим мужчиной» – короткий очерк, посвященный мужчинам и вере в Бога. Это совершенно взаимосвязанные понятия, так как только верующий может быть настоящим мужчиной в полном смысле этого слова. Только христианин может взять на себя ответственность за свою жену, за своих детей. Ответственность во всей полноте – за их жизнь, за их благополучие, за их безопасность. Не зря образ Христа и Церкви в Библии изображают в форме брачного союза – так велико это таинство перед Богом. Только в таком браке женщина может проявить свои женские качества, возвышая отношения своей любовью. Зависимость женщины от мужчины в высоком понимании позволяет ей стать его поддержкой и опорой. Особенно это относится к женам священников, которые становятся помощницами и дома, и на приходе.

    Елочка

    ().

    «Елочка» – это поучительная детская сказочка, написанная матушкой для малышей. Наверное, она ее не раз рассказывала своим деткам. В сказке вложено много тепла и любви к Богу и детям. Действие сказки происходит в канун Рождества – а ведь это самый любимый детский праздник. Как говорит матушка о своих малышах, они всегда ждут праздника и особенно ценят рождественские подарки, которые получают накануне праздника. В сказке фигурируют три персонажа – три дерева, каждое из которых хотело стать символом Рождества. Все они имеют свои достоинства, но внутреннее состояние души у них различное. Маленькая елочка отличалась скромностью и смирением, она очень хотела попасть на праздник Рождества, чтобы только посмотреть на родившегося Бога. Эта история перекликается с церковным преданием о детстве Богородицы: когда Она выросла при храме и читала пророчества пророка Исайи о рождении Спасителя. Православная Церковь хранит и передает слова Девы Марии, что Она хотела бы быть хотя бы служанкой у этой славной Девы- Богородицы. Именно за смирение Господь благоволил сделать ее Матерью Бога, Сына Своего. Именно смирение является наиболее важной христианской добродетелью, которая привлекает к человеку благодать Божию. И в словах сказки матушки Анны детям доносится образ христианского смирения на примере рождественской елочки. Гордые своей красотой экзотические деревья сами себя назначили символами праздника, и даже начали соревноваться – кто же из них лучше. Спор между ними перешел в драку. Только елочка пришла на праздник не как героиня, а как скромная зрительница. Она так хотела познакомиться с рождественским деревом, что даже расплакалась. И тут ее смирение и скромность были награждены: с неба спустились гирлянды и звездочки украсили ветки лесной красавицы. В конце подводится вывод сказки словами мальчика Ванюши, о том, что елочку выбрали рождественским деревом именно за ее скромность и доброту. Вот такими простыми словами матушка воспитывает своих деток, и такая теплая сказка о рождественской елочке может стать поучительным примером для сотен подрастающих христиан.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Православные очерки матушки Анны помимо своей литературной и христианской ценности имеют еще и большое значение для молодых семей. В коротких рассказах Анна Ромашко очень ярко показывает детали быта, которые так важны. Большая часть христианской литературы написана монахами-подвижниками, которые жили в одиночестве и не растили собственных детей. Именно поэтому для православных семей, особенно молодых и новообращенных, проблемы семейных отношений являются очень важными. Где искать ответы на сотни вопросов о воспитании детей? Как учить детей молиться? Как поститься с детьми? Как помочь детям адаптироваться в школе или гимназии? На все эти вопросы можно найти ответы в очерках и интервью семьи Ромашко. Отец Андрей и матушка Анна очень искренние люди, они делятся опытом своей семейной жизни на страницах христианских книг и журналов.
    Особенную ценность представляют очерки Анны Ромашко для будущих матушек – жен священников. Ведь на приходе семья батюшки всегда на виду, отношение к детям, общение в доме – все это происходит на глазах у людей. Семья священника всегда заметна, и на нее стараются равняться прихожане и даже неверующие люди. Здесь на первое место выходит вопрос служения, только для мужчины и женщины оно имеет свои особенности. Если священник служит Богу и людям, то матушка служит тому, кто предстоит перед Богом в молитве - то есть батюшке. Важно осознать этот вопрос, так как в таком случае в христианской семье будет царить мир и согласие. В семейных отношениях очень мешает эгоизм и себялюбие, как показывает опыт христианских семей. На примере литературного творчества Анны Ромашко мы видим ее духовный рост и взросление от молодой девушки до мудрой матушки. Очень хорошо, что она владеет художественным стилем письма – это позволяет излагать опыт и мысли, распространять их среди других людей, нуждающихся в совете и наставлении. Семья отца Андрея Ромашко и матушки Анны – это действительно явление в христианской жизни, и у них многому можно поучиться.

    2013-04-02 09:58:31


       Благовещение. 2019. Х., м. 30/60
    (Миронов Андрей Николаевич)
       Ныне Бог родился. 2018. Холст, масло. 50/50
    (Миронов Андрей Николаевич)
       Отец Серафим (Роуз) в своей келье. 2018
    (Миронов Андрей Николаевич)
       Христос в доме Марфы и Марии. 2018. Х., м. 80/70
    (Миронов Андрей Николаевич)
       Спас Нерукотворенный. 2018. Д., м. 59,4/46,5
    (Миронов Андрей Николаевич)
      

    Роль жены священнослужителя не каждой женщине под силу. Потому как это и не роль, а, наверное, особое состояние души. Быть матушкой почетно. Но ею надо именно быть, а не казаться, своим примером являя любовь, терпимость, верность, смирение, радость. Так какие они, эти женщины, помогающие нести мужьям священнический крест?

    Матушкино счастье

    Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии — и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью — тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж — священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. «Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,—- говорит моя собеседница, матушка Галина , супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.— Скажу так: матушкой быть — это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора — это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная... И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем» .

    Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия — из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка — в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом» .

    Правая рука

    Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,— вспоминает матушка Галина.— Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. ”Как так?” — поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда — в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой — под церковь. Но дома - громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему — брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой ».

    Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

    — Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

    — Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один?Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне — батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка — настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

    На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,— она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

    Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».

    И строгость в помощь

    Отдельный разговор — воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь — студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. «Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,— улыбается матушка Галина.— Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали — устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять.Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу — он в любой ситуации останется человеком» .

    В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

    «К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,— вспоминает матушка, — многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь ».

    У отца Илии и матушки Надежды — двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

    Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

    Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает — самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

    «Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное — проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника — большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом» .