• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Инструкция

    Если вы хотите стать женой православного , то, в первую очередь должны позаботиться о своем моральном облике. Ведь служители церкви ценят в женщине не красоту, а нравственность.

    Поэтому вы должны, во-первых, изучать Священное Писание, трактаты отцов церкви о семье и другую духовную литературу. И, во-вторых, приведите свой гардероб в соответствие с религиозными правилами. Священнослужители относятся с большой неприязнью к женщинам в брюках, коротких юбках и в откровенных ярких нарядах.

    Когда ваш внешний вид начнет соответствовать идеалам будущего мужа, можете приступить к самому знакомству. Выйти замуж за уже работающего священника нельзя, поэтому искать себе мужа нужно среди будущих служителей церкви, студентов-семинаристов. Множество регулярно собирается возле семинарий, желая познакомиться с будущими священника ми. Так что в своем стремлении вы будете не одиноки.

    Многие будущие батюшки хотят жениться и принять сан уже, будучи в браке. Живут семинаристы в практически полной изоляции, поэтому найти жену самостоятельно им крайне сложно. Поэтому вас там встретят с большой радостью.

    При знакомстве и общении вы должны помнить, что отношения со священнослужителями отличаются от светских. Ведите себя скромно и сдержано, как и подобает православной .

    Если вы готовы связать с церковью свою профессию, то сами можете поступить в духовную семинарию на факультет религиоведения. Так вы не только сможете встретить там будущего мужа-священника , но и по окончании учебы работать рядом с ним.

    И, наконец, вы можете выйти замуж за глубоко верующего человека и поддержать его в стремлении принять духовный сан. В этом случае вы сможете поддержать любимого, пройти с ним весь этот сложный путь от поступления в семинарию до проповеднической деятельности.

    Источники:

    • Вопросы настоятелю / Поиск супруга

    Частная жизнь и быт священнослужителей всегда были предметом споров и обсуждений. Закрытое от внешнего мира сообщество живет по своим укладам, продиктованным догмами веры. Каковы же на самом деле реалии повседневной жизни современного священника?

    Инструкция

    Путь к священническому служению начинается с обучения в семинарии. Для поступления абитуриенту необходимо пройти достаточно строгий отбор, включающий проверку знаний и духовных качеств претендента. К обучению в семинарии допускаются холостые или состоящие в первом браке мужчины в возрасте 18-35 лет. По окончании семинарии будущий священник получает распределение к месту службы, права выбора в данном случае у выпускника семинарии нет.

    К моменту принятия сана будущий священник должен принять решение: принять монашество или жениться. Изменить это решение у священника возможности не будет. Если священник не вступает в брак до принятия сана, то он берет на себя обет целибата.

    Существует еще одно ограничение на брак для будущих священнослужителей - им запрещается вступать в брак с разведенными или овдовевшими женщинами, женщинами с детьми. Брак священника может быть только единственным, в случае смерти супруги - священник принимает монашество.

    В семьях священников существует строгий запрет на то, что в современном мире называется планированием семьи, поэтому семьи обычно многодетные: детей будет столько, сколько Бог послал.

    Бытовая жизнь семей священников мало чем отличается от бытовой жизни мирян, с тем отличием, что для священника и его семьи недопустимо нарушение правил и требований религии и в повседневной жизни: жена священника не может носить вызывающей одежды, использовать яркий макияж, в доме не должны присутствовать предметы, противоречащие христианским нормам.

    Уровень жизни семьи священнослужителя главным образом зависит от того, насколько обеспечен приход. Поскольку заработная плата священника минимальна, а доход полностью зависит от пожертвований прихожан, вполне объяснимо, что в городских обеспеченных приходах уровень жизни священников выше, чем в сельской местности или бедных приходах. Бытовые условия жизни священника далеки от совершенства, однако это не останавливает тех, кто выбрал для себя такой путь служения людям.

    Рабочий день священника не нормирован, в любой момент он может быть вызван к прихожанам, о других социальных гарантиях тоже особой речи нет. Даже официальное оформление по трудовой есть далеко не у каждого священника, а значит, и на пенсию от государства рассчитывать может не каждый. Большинство священников не имеют возможности обзавестись собственным жильем, ведь в любой момент их могут направить на новый приход в другом конце страны.

    Практически каждая девушка мечтает удачно выйти замуж. Иметь красивого и состоятельного мужа, всю жизнь испытывать к нему взаимную любовь – это нормальное желание. К сожалению, сбывается оно не у всех. Девушки часто выбирают не тех мужчин, обрекая себя на нелегкую жизнь, полную сожалений. Да и количество разводов в последнее время увеличилось. Чтобы избежать такого исхода событий, необходимо более тщательно выбирать себе спутника жизни.

    Как найти достойного спутника жизни

    Самое главное – не спешите создавать семью с «первым встречным». Некоторые представительницы прекрасного пола чуть ли не с пеленок ставят себе целью жизни выйти замуж. Они боятся остаться одинокими. А если кто-нибудь из подруг связал себя брачными узами раньше них, начинают паниковать и ищут любого, кто предложит руку и сердце.

    Помните, жизнь – это не соревнование с подругами, каждый идет своим путем. Кто-то выходит замуж в 18 лет, а кто-то в 30, 40 лет или даже позже. Всему свое время. Решение должно быть обдуманным, а мужчина – проверенным.

    Если вы уже встретили своего избранника, приглядитесь к нему внимательнее. Влюбленность может заставить закрыть глаза на многие недостатки человека. Помните, что эти недостатки никуда не исчезнут из семейной жизни.

    В первую очередь убедитесь, что ваши чувства к нему – это настоящая любовь, а не мимолетная влюбленность. На это потребуется время. Удостоверьтесь также, что ваш избранник любит вас по-настоящему.

    Проверяйте его в различных жизненных ситуациях. Он должен доказать вам свою любовь реальными поступками. Попробуйте пожить вместе некоторое время, чтобы посмотреть, как он будет вести себя в быту. Если вам действительно хорошо вместе, вы легко делите домашние обязанности, он обеспечивает вас в финансовом плане, у вас есть совместные планы на будущее, то, возможно, он и впрямь тот, кто вам нужен.

    Спросите себя, готовы ли вы до конца своих дней засыпать и просыпаться рядом с этим человеком? Если да, то убедитесь, что он тоже желает именно этого.

    Чтобы выйти замуж по любви, просто дождитесь пока ваш единственный мужчина, любящий и ценящий только вас, сделает вам предложение. Скажите ему «да», и ваши совместные мечты начнут сбываться.

    Почему нужно выходить замуж по любви, а не по расчету

    Муж – это человек, с которым вы проживете всю жизнь. Представьте, что вы не испытываете к нему никаких чувств. Никакие деньги не смогут сделать , если она не рядом с любимым.

    Через некоторое время нелюбимый начнет очень сильно раздражать. Вы будете замечать в его характере мельчайшие недостатки и даже его достоинства начнут казаться вам минусами.

    Если же вы выйдете замуж по большой и взаимной любви, каждый день вашей жизни с мужем будет наполнен радостью и гармонией. Со временем ваша любовь перерастет в новое, еще более глубокое чувство, и вы станете не только супругами, но и лучшими друзьями, которые поддерживают друг друга и в радости, и в горе.

    Вступайте в брак только с любимым человеком и только когда будете уверенной в его преданности и искренности, тогда все ваши мечты станут реальностью.

    Еще со времен СССР в нашей стране сложился стереотип, что девушке просто необходимо успеть выйти замуж до определенного возраста. Причем, нередко он ограничивался 18-20 годами. В последнее время взгляды на брак несколько изменились, однако девушки по-прежнему переживают об «уходящих» годах и из-за этого порой совершают опрометчивые поступки.

    Брачный возраст на Руси и в современной России

    На Руси девочек выдавали замуж очень рано. В 13 веке была создана «Кормчая книга» - свод церковных правил, который регулировал и семейные отношения. В ней был установлен брачный возраст для девушек – 13 лет, а для юношей – 15 лет. Однако было много случаев более ранних браков. Церковь пыталась бороться с этим явлением. Вышедший в середине 16 века «Стоглав» позволял священникам венчать девушек не моложе 12 лет, юношей – по-прежнему с 15 лет.

    Причины столь ранних браков зачастую носили чисто практический характер. К примеру, родителям невесты было нелегко прокормить многочисленных чад, и они стремились поскорее «пристроить» хотя бы одно из них. А в семье жениха, наоборот, не хватало рабочих рук, и его родители с радостью принимали в дом «работницу». Разумеется, ни о какой взаимной любви здесь не могло быть и речи, да и брачные отношения в юной семье порой начинались лишь через несколько лет после свадьбы.

    Сейчас российским законодательством установлен возраст для вступления в брак не моложе 18 лет. Однако при наличии особых обстоятельств разрешение на брак можно получить уже в 14-15 лет. В законах отдельных субъектов РФ уточняется, что «особыми обстоятельствами» являются поздние сроки беременности, наличие беременности (не менее 22 недель), прерывание которой невозможно по медицинским показаниям либо из-за желания обеих сторон ее сохранить. Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет, обычно оформляется постановлением администрации области, края или республики.

    Факторы, влияющие на вступление в брак

    Однако столь ранние браки, на сегодняшний день, все же достаточно редки. По статистике, большинство девушек старается выйти замуж в 18-25 лет. В какой-то степени это зависит от физиологии, так как в этот период наступает полное половое созревание. Другими решающими факторами могут стать тяга к материнству, боязнь одиночества или социальные стереотипы.

    Тем не менее, лучше всего, если главным фактором станет взаимная любовь. Ведь нельзя хотеть выйти замуж абстрактно, как минимум, девушке необходим любящий и надежный мужчина. Но его вряд ли получится встретить «по заказу». Ни в коем случае не следует выходить замуж, когда нет уверенности в избраннике. Хотя упрямая статистика по-прежнему утверждает, что после 30 лет возможность выйти замуж составляет не более 7%, решение проблемы в каждом случае остается индивидуальным. Случается, что девушка встречает свою судьбу в 16-17 лет, а бывает и так, что женщины обретают семейное счастье в 30, 40 и даже 50 лет.

    Выйти замуж за миллиардера кажется фантастической недостижимой мечтой, но на самом деле это желание возможно реализовать. Это такой же труд, как когда вы работаете над развитием своей карьеры. Главное, иметь четкий план и знать, что делать.

    Вам понадобится

    • Желание меняться
    • Склонность к учебе

    Инструкция

    Иностранные по-прежнему популярны у русских девушек. Многие наши красавицы мечтают выйти замуж и уехать жить заграницу. Одними из самых востребованных женихов у русских женщин являются немцы. Они стабильны, надежны и, что немаловажно, привлекательны. Вот только как выйти замуж за немца?

    Инструкция

    Для того, чтобы за немца, с ним необходимо познакомиться. И хотя найти подходящего иностранного жениха несколько труднее, чем жениха отечественного, это не является препятствием для целеустремленной женщины.

    Не стоит искать будущего немецкого мужа в барах и на дискотеках, которые посещают иностранцы. Хотя шанс познакомиться с из-за рубежа там велик, вряд ли оно может привести к чему-то серьезному. Иностранные мужчины ходят в такие места, чтобы хорошо провести время и расслабиться, и ищут там совсем не жену.

    Чтобы познакомиться с иностранным мужчиной, можно изучить список немецких компаний, работающих в вашем городе, и устроиться работать в одну из них. Кроме хорошей работы вы получите знакомства с представителями Германии, - как с сослуживцами, так и с командированными в ваш филиал. В случае, если ваша работа будет предполагать командировки в Германию, шанс подцепить мужа увеличится в несколько раз.

    Если работу вы менять не хотите, посещайте выставки, в которых участвуют много иностранных компаний. Узнайте, в каких бизнес-центрах есть немецкие компании, и ходите обедать в кафе неподалеку, поскольку велика вероятность, что ваш избранник обедает в одном из таких кафе.

    После того, как вы познакомились с подходящим мужчиной, ему необходимо понравиться. Русским женщинам не придется прикладывать для этого каких-то сверхусилий. Русские жены очень популярны в Европе, и в Германии, в частности. Европейцы ценят дам за красоту, домовитость, женственность. Они устали от своих эмансипированных и с удовольствием женятся на иностранках, которые дадут тепло семейному очагу. Поэтому для того, чтобы очаровать иностранного мужчину, нужно в первую очередь демонстрировать свою женственность и домовитость.

    Также, поскольку в данном случае мы говорим о том, за немца, необходимо проявлять такое качество, как практичность, поскольку она является национальной немецкой чертой. Если вы привыкли швырять деньги на ветер, постарайтесь скрыть это от вашего избранника. Наоборот, покажите ему, как вы умеете экономить и думать о своей выгоде – это очень привлекательное качество, с точки зрения немца.

    Обратите внимание

    Давайте будем честны, если вы выходили замуж за немца по любви, а не с целью переехать на ПМЖ в Германию, то это уже большой плюс и гарантия того, что у ваших отношений вполне возможно будущее. Просто достаточно распространены случаи, когда российские девушки выходят замуж за немца, желая переехать в Германию, для этого, считают они, не грех изобразить и африканскую страсть, и дикую любовь.

    Полезный совет

    Если Вы хотите выйти замуж за немца в Германию, Вам будет интересно узнать, что, в отличие от нас, немцы заводят знакомства для брака только после того, как достигнут финансовой независимости. В тоже время приветствуются отношения, при которых пары в течение некоторого времени живут вместе до брака. Иногда такое совместное проживание называют «пробным браком», который позволяет узнать, подходит ли Вам партнер и стоит ли за него выйти замуж.

    Некоторые девушки, приехавшие из провинции, мечтают выйти замуж за коренного москвича. Им кажется, что тогда решатся все проблемы с пропиской, жильем, работой. Как же заполучить в мужья жителя столицы?

    Эта история в том числе о том, какие мы все же счастливые. Порой это сложно понять за повседневной суетой, занятостью и усталостью. Осознание приходит, когда все обрывается в один миг. Или в такие моменты, когда узнаешь про страшные трагедии людей, живущих рядом…

    Он потерял ее в одно мгновение. Когда в шесть утра на трассе в Чехии резкая головная боль привела к мгновенной потере сознания.

    Потом уже медики выяснят, что у 29-летней Елены была врожденная аномалия сосудов головного мозга, с таким заболеванием редко доживают до 30. Она не только дожила, но и родила четверых ребятишек, младшим на момент трагедии было два и три года. После того как мама умерла, малыши плача просили папу-священника: «Папочка, давай поедем на кладбище, откопаем маму, чтобы она нас в садик водила...»

    Они познакомились в 1996-м. Константин учился заочно в институте физкультуры и работал сторожем в минской епархии. С детства занимался спортом и был верующим, всегда хотел стать священником. Так прямо и сказал батюшке, заявившись в храм.

    Отношения были настолько правильные, что супруги жили порознь и после регистрации брака вплоть до церковного венчания. Около года после свадьбы ютились у родителей. Чтобы прокормить семью, Константин устроился на вторую работу.

    За три года работы сторожем Константин хорошо себя зарекомендовал и его, минуя семинарию, рукоположили в священники и отправили возводить с нуля церковь в приход Гатово под Минском .

    Они переехали в поселок, сняли квартиру, начали рождаться малыши. Отец Константин при помощи спонсоров возвел в Гатово белоснежную церковь.

    Мы друг друга очень сильно любили: я смотрел на Лену и видел только ее - она жила ради семьи и светилась от счастья! Мы были молодые и бедные, поэтому поговорка «С милым рай и в шалаше» - это про нас…

    Отец Константин уверен, что молодые должны преодолевать трудности, плохо, когда приходят на все готовое: это потом не ценится, нет труда приобретения и боязни потерять.

    Мы с Леной чем дольше жили, тем больше любили и ценили друг друга, становились сильнее . Я не представлял дня без нее. За все 13 лет совместной жизни я только три раза не ночевал дома. И то потому, что уезжал в монастырь в Россию . Я не представлял себя без своей Лены…

    Мы не впускали в свою жизнь ни подруг, ни друзей, все делали и решали сами. Не нужно советчиков, не зря говорят, что добрыми намерениями выстлан путь в ад. Трудности нужно преодолевать вдвоем. И еще важно в отношениях жить не для себя, а ради любимого человека. У нас было именно так…

    «Чтобы Лена не умерла, в месяц нужно было 10 тысяч долларов»

    В 29 лет у Елены случился инсульт. После того страшного рассвета, когда они возвращались на автомобиле из рабочей поездки по Европе , он боролся за ее жизнь долгих 13 месяцев. Сначала были три недели в чешской реанимации, медицинский самолет и доставка на родину. А потом потянулись жуткие месяцы в минской реанимации. Сразу стало понятно: нужно очень много денег, без них любимой не выжить…

    Лену подключили к аппарату искусственного дыхания, в котором раз в сутки нужно было менять специальные шланги. Их в больнице не было, и я покупал их сам. Один комплект стоил 30 долларов, в месяц выходило 900. Но нужны были не только они.

    Фильтры для дыхания стоили дешевле - 10 долларов, но иногда их требовалось по пять в день: раз кашлянула - уже забился. Лекарства, средства гигиены - все за свои деньги.

    В месяц на поддержание жизни моей жены уходило 10 тысяч долларов. Я очень благодарен всем, кто помогал, нашу семью поддерживали всем миром…

    - А если таких денег нет?

    Тогда человек умирает. За полгода в реанимации я столько всего насмотрелся! Не покидало ощущение, что это просто конвейер смерти…

    В палате реанимации было восемь мест, но только четыре аппарата искусственного дыхания. И врач сам принимал решение, кому аппарат поставить, а кому - нет. При равных условиях ставили тому, кто моложе…

    Константин полгода пролежал с женой в реанимации, ухаживал за любимой и днем и ночью. В больнице только диву давались: никогда до сих пор медсестры не видели, чтобы так ухаживал муж…

    Детей отец Константин видел урывками: приезжал обнять, привозил продукты. Спасибо родным, которые взяли заботу о малышах на себя.

    Спустя два месяца жена потихоньку начала восстанавливаться: могла улыбаться, кушать рукой, даже научилась разговаривать со мной, моргая ресницами. А потом все перечеркнула клиническая смерть и состояние еще больше ухудшилось…


    - Елене сделали операцию?

    У нас такие операции не проводят. Мы с лечащим врачом летали в Москву в НИИ Бурденко , но там сказали, что смысла нет. За 100 лет в их истории таких случаев было всего пять, Лена - шестая и самая сложная пациентка. Мне сказали прямо: «Непонятно, почему она до сих пор живет…»

    Последние семь месяцев Елена провела дома.

    Врачи сказали, что возможности нахождения в больнице исчерпаны, но вдруг ей помогут родные стены?..

    Константин перевез жену, но не сдался.

    Я организовал реанимацию дома. Взял напрокат медицинское оборудование, в частном порядке нанял врачей и реабилитологов, которые круглосуточно дежурили возле Лены…

    Знаете, когда такое случается с любимым человеком, начинаешь переоценивать жизнь: Господи, мы же порой обращаем внимание на такую ерунду! А все может закончиться в один миг…

    Те месяцы я жил даже не с комком в горле, а будто с камнем в животе - так боялся ее потерять. Просил Бога не забирать ее, мы вместе с детками стояли на коленях, плакали и молились… - спрятать подступающие слезы невозможно, я рассматриваю семейный альбом и вижу на счастливых фото другого человека. Сейчас 35-летний отец Константин почти полностью седой , заикается…

    «После смерти жены я два месяца не служил в церкви»

    Чтобы оплачивать огромные расходы, отец Константин на время покинул приход и устроился на работу водителем международного автобуса. О смерти жены ему сообщили по телефону, в дороге. По мобильнику он руководил всеми приготовлениями к похоронам...

    Период восстановления растянулся на месяцы. Говорят, что настоящие мужчины не плачут. Но только не в таких ситуациях.

    Если бы сказали отдать за жизнь жены свою - я не думал бы ни секунды. Только бы она поправилась! Она жила ради меня и ради наших детей. И мы тоже жили ради нее. Но Бог забрал ее у нас…

    - Как священник может оправдать такую ситуацию? Как после этого прийти к Богу?

    Я два месяца не служил в церкви, было очень тяжело морально. Терзали вопросы: «За что? Почему?» На нас не было страшного греха, за который можно было так наказать… Честно скажу: у меня была обида на Него... Я часто вспоминал потом, как мы с детками стояли на коленях перед иконами, плакали и молили Бога не забирать маму. А она все равно умерла…


    На первых порах спасала работа: два месяца он ездил в международные рейсы, дорога отвлекала. Шок проходил медленно, но он понял, что ради детей нужно брать себя в железный кулак и жить дальше. Отец Константин нашел силы смириться: уволился и вернулся к полноценному служению в церкви.

    Мы начали строительство в Гатово единственного в Беларуси духовно-спортивного центра с тремя спортивными залами, где смогут заниматься все желающие, - строительство стало настоящей отдушиной и радостью священника.


    Многим сложно понять: как после всего случившегося может сохраниться вера, силы жить дальше и не сломаться. Я живу по строгим для себя принципам: все глобальные события в жизни человека происходят по воле Бога. А священник - это солдат, воин Христов, и поэтому есть приказ свыше, и ты его исполняешь без рассуждений и пререканий… Я смирился и терплю все, что происходит в моей жизни, без ропота. Силы и терпение мне придают мои принципы, жесткая жизненная позиция, моя вера, которая стала еще крепче и жестче. Сегодня для меня не существует ситуации, которая вызвала бы во мне страх, панику и отчаяние. Для многих людей бытовые сложности и неустроенность отношений являются проблемой, а для меня это пыль и мышиная возня, на которые даже не стоит обращать внимание.


    «В этой жизни важно научиться прощать»

    После трагедии прошло почти пять лет. Отец Константин женился второй раз - такое решение принял он и его дети. Медсестра Оля вначале ухаживала за Еленой, а потом стала няней малышам. И они попросили: «Папа, можно Оля будет жить с нами?»

    Но забыть первую жену Константин не смог. Ее улыбающееся лицо повсюду: на экране компьютера, мобильника, в комнатах детей.

    Я сказал, что мамой малышам навсегда останется Лена. Но когда они вырастут, все равно поймут, что заботилась о них и Оля…

    Девять месяцев назад у пары родился общий ребенок. Отец Константин говорит, что так правильно: ведь Оля в двадцать с небольшим пришла в многодетную семью, и ей тоже хотелось родить малыша. Он рассказывает, что хорошо к ней относится, что в их жизни помимо быта присутствует и теплота, и ласка, но вырвать из сердца Лену он не может. Сердце будто разделилось на части: Лена, Оля и дети.


    Многодетная семья живет в большой четырехкомнатной квартире, документы на которую оформляли еще с Леной. Когда пришло время вселяться, жену уже похоронили. И чиновники пересчитали метры.

    Сказали, что нужно доплатить за отсутствующего человека 20 тысяч долларов или выбирать другую квартиру, поменьше. Спасибо, помогли добрые люди, Бог все-таки меня никогда не оставлял…


    Отец Константин ведет здоровый образ жизни, к которому с младенчества приучает и детей.

    Встаем со старшей дочкой в пять утра и бежим три километра. В шесть будим остальных и вместе делаем зарядку. Затем - душ, завтрак, школа. После - кружки и секции. Старший сын - чемпион Беларуси по пауэрлифтингу (силовой вид спорта, суть которого заключается в поднятии максимального веса. - Ред.), дочка изучает английский и китайский. За день они так выкладываются, что в восемь вечера уже носом клюют, а в девять - отбой…



    С 4-кратным чемпионом GP K1 Эрнесто Хустом, получивший среди любителей боевых искусств прозвище "Мистер совершенство".

    Семейная жизнь, как и жизнь вообще, - это не только радость и ясная погода. Нужно постоянно находить точки соприкосновения, не доводить до конфликтов. И учиться прощать. Теперь я знаю, что любимому человеку можно простить все. Главное, чтобы он был рядом…

    Их ситуация помогла многим окружающим наладить свою личную жизнь.

    Некоторые потом признавались: «Глядя на тебя, на вашу трагедию, мы переосмыслили то, что с нами происходит, и отношения с женой стали лучше. Мы стали бояться потерять друг друга…» Поэтому я всем советую жить конструктивно: беречь друг друга, любить, жить друг для друга. Ценить каждый день, который может стать последним и оборваться в один миг…

    ДОСЬЕ «КП»

    Константин БУРЫКИН , 35 лет, православный священник, настоятель прихода храма Святого духа в поселке Гатово Минской епархии. Женат, пятеро детей.

    Окончил институт физкультуры по специальности тренер-преподаватель по боксу.

    Судья международного класса по тайскому боксу и кикбоксингу, проводит боковые судейства.

    Значение слова "попадья", возможно, знакомо не всем людям. Специально для них скажем сразу, что православного священника. Подобное обращение к матушке пошло оттого, что в былые времена всех священнослужителей в народе называли попами. Впоследствии это прозвище перешло к их женам, лишь немного изменив свое звучание.

    Жизнь священнослужителей

    Для католиков женатый священник - это что-то за гранью их понимания. Ведь они уверены в том, что подобные отношения лишь отвлекают человека от служения Богу. Но православная церковь к этому вопросу подошла более гуманно, так как наш народ издавна ценил святость семьи. Попам не запрещалось жениться как во времена Древней Руси, так и в современном мире.

    Поэтому сегодня попадья - это вполне обыденное явление. Правда, будет неправильным сказать, что любая девушка может стать матушкой. Ведь в мире служителей Бога есть свои правила, которые нельзя нарушать или игнорировать.

    Кто может стать женой священника?

    Матушка или попадья - это духовная спутница священника. Она является его неотъемлемой частью, а потому для такого мужчины поиск женщины - это долгий и кропотливый процесс. Он должен быть уверен в том, что его избранница никогда не предаст его, ведь жениться православный священнослужитель может только один раз в жизни. Более того, в прошлом овдовевший поп был обязан сразу же уйти в монастырь.

    Естественно, сегодня к подобным крайностям никто не прибегает. И тем не менее определенные правила и традиции остаются неизменными с момента основания православной церкви. Например, попадья - это обязательно верующая девушка, которая с уважением относится к Богу и другим людям. Также она должна быть девственницей на момент свадьбы, как и сам священник.

    Проще говоря, матушкой не могут стать разведенные женщины, а также те, которые имеют ребенка от другого мужчины. Нарушить это правило можно лишь с особого разрешения патриарха и то лишь в самом крайнем случае.

    Современные матушки

    Сегодня попадья - это вполне обычная девушка. В целом она ничем не отличается от других женщин, за исключением призвания своего мужа. К тому же церковь не запрещает матушкам обычную жизнь - они могут ходить на работу, носить брюки и посещать вместе с подругами кинотеатр. Главное, чтобы они чтили свою веру и не порочили святость имени мужа.

    Однако попадья должна быть готова к тому, что вся ее жизнь будет сплетена с судьбой ее избранника. Ведь священники - это слуги церкви, а значит, они обязаны беспрекословно выполнять все ее приказы. И если нужно будет сменить один приход на другой, то им придется сделать это, невзирая на все достижения и родственные связи, что останутся позади.

    Протоиерей Михаил Архипов родился 10 июня 1982 года в городе Северодонецке Луганской области, воспитывался в обычной светской семье.

    Когда будущий пастырь учился в старших классах школы, он стал интересоваться вопросами духовности и однажды в поисках ответов на них пришел в местный Рождественский храм, чтобы побеседовать со священником. Батюшка поддержал искания молодого человека, Михаил стал посещать богослужения, через год был уже пономарем, а еще спустя год - диаконом в том же Рождественском соборе. Там же, в храме, встретил он и свою будущую супругу Анну, с которой вступил в брак в 2002 году.

    Волнения на Украине вынудили священнослужителя спасать семью и бежать в Россию. Сюда они приехали из-под обстрелов уже с пятью детьми, приехали фактически в чем были - в Северодонецке осталось все: благоустроенная квартира, мебель, даже личные вещи.

    Не было возможности взять с собой даже что-то из бытовых предметов. Свободный приход нашелся для них в Рязанской епархии в городе Михайлове, где батюшка стал служить в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Семья поселилась в приходском домике общей площадью 50 квадратных метров. Маленький дом для такой большой семьи, зато здесь не было взрывов и угроз.

    Жизнь начинали заново. Поначалу им дали статус временного убежища, потом получили российское гражданство. Потихоньку стали приобретать вещи и предметы быта. Казалось, все беды в прошлом. В 2016 году радостная новость: скоро будет шестой ребенок. Тогда никто не мог и подумать, что рождение младшей дочери принесет столько скорби в семью.

    6 мая 2017 года матушка Анна родила дочь в Рязанском перинатальном центре. Поначалу все было хорошо, роды прошли легко, ничто не предвещало беды. Сутки спустя матушке стало плохо - появились сильные боли в пояснице, ее перевели для дальнейшего обследования и лечения в Областную клиническую больницу. 7 мая 2017 года матушка скончалась. Ей было всего 33 года. В настоящее время официальные заключения о причине ее смерти отсутствуют.

    Горе пришло в семью священника. Сиротами остались шесть малолетних детей, старшему из них 12 лет, а младший - новорожденный. Семья живет очень бедно, у батюшки два прихода, на одном их которых храм надо строить от фундамента. Довольствуются одеждой, которую им приносят.

    Основная проблема - нехватка жилой площади. Нужна мебель: обеденный стол, стулья, шкафы - но их даже некуда поставить. Кроме этого, уже надо думать о том, как собрать старших детей в школу, а там и зима не за горами.

    Помочь семье отца Михаила можно, перечислив денежные средства на карту Сбербанка, номер 42 76 53 00 18 30 87 13, оформлена на имя батюшки (Михаил Викторович Архипов). Телефон отца Михаила - 8-910-620-16-64

    В сегодняшней Церкви можно встретить явления, которые вряд ли были возможны (или были вообще невозможны) в ее дореволюционном, традиционном бытии. Временные храмы в приспособленных помещениях, отцы настоятели чуть больше двадцати лет от роду, бывшие преподаватели научного коммунизма на дежурстве у подсвечников… Все это не всегда негативные, но, скажем так, «побочные» эффекты стремительного возрождения Православия. К ним можно отнести, наверное, и случаи, когда женой священника — «матушкой» — становится девушка, совсем недавно или еще некрепко живущая в вере. Что из этого следует и «как это бывает в реальности» — возможно, на это стоит обратить внимание.

    Эта странная «батюшкина жена»…

    Совсем нецерковных матушек среди лично моих знакомых нет. И вероятно, в этом уже есть что-то хорошее. Кто-то больше, кто-то меньше смог «врасти» в православный уклад, но все стремятся в храм и — к Богу. И преодолевают при этом трудности: как «специфические», связанные со своей «ролью», так и те, с которыми сталкивается в процессе узнавания своей веры почти каждая личность. Впрочем, если быть честной, писать эту статью я могла бы не только о «личностях», но и от первого лица… Если бы меня, светского, целыми днями пропадающего на работе журналиста-телевизионщика, когда-то «предупредили», что мне предстоит «выйти замуж за батюшку», то я, наверное, даже гипотетически отказалась бы себе это представить. Но так и сложилось на самом деле. И это обрушило на меня огромное количество вопросов — к жизни, к Богу и к самой себе. На которые я пыталась и до сих пор пытаюсь найти ответы прежде всего в практической жизни — приходя порой к не совсем ожидаемым результатам.

    За недавний, короткий промежуток времени мне несколько раз доводилось встречать в периодических изданиях статьи с названиями типа «Профессия — матушка». Пишут о «матушкином служении», о «матушкином кресте». Вообще, интерес к этой теме почему-то достаточно высок, притом, что сами по себе священнические жены являются категорией немногочисленной. Похоже, что по мнению редакторов и авторов этих статей — это некий особый «контингент», с которого стоит срисовывать те или иные жизненные стереотипы женской половине «обыкновенных» прихожан. Поэтому, наверное, в среде «православной общественности» время от времени можно наблюдать дискуссии о весьма странных вещах: как должна выглядеть и одеваться матушка, может ли она отдавать детей в детский сад и т. п. Примеры, которые приводятся в качестве жизненных иллюстраций всего этого, можно довольно отчетливо разделить на две категории. В первой рисуется некий адаптированный к Православию образ «первой леди» — эрудированной и в меру амбициозной, курирующей благотворительные мероприятия и создающей «выгодный» облик мужа. Вторая останавливается на тихом домашнем варианте: клирос, шестеро детей, ежедневные борщи и незаметное женское счастье. Эти две мало совместимые тенденции существуют и в общественном мнении, с четким подтекстом: соответствовать (тому или другому) для жены священника не просто пожелание, а некий долг. В этом и заключается внешняя сторона ее «особого служения».

    И все это свалилось на меня… Еще до каких-либо «столкновений» с окружающими, просто в попытке ответить на вопрос — «кто я есть» теперь. И попытки эти почти сразу привели к неутешительным выводам: я не только не соответствую «установленным образцам», но и вовсе «из другой оперы» человек. И не только потому, что прежний образ жизни не воспитал во мне привычки к постоянным обязанностям (а любое «служение» есть что-то именно постоянное). Но и потому, что совсем еще не способна к решению каких-либо «усложненных задач», связанных с верой и Церковью. А жить в священнической семье, как подсказывал мне разум, не проще, а сложнее, чем занимаясь чем-либо «мирским».

    Помню, как в первые дни после рукоположения мужа выходила из дома с сияющей улыбкой и в непременном белом платке. Казалось, именно так должно быть — и теперь будет всегда. Дней через пять поняла: надолго меня не хватит. И платка, и улыбки, и внутренней сосредоточенности на главном, ощущавшейся в тот момент. И вот это «меня не хватит» — пусть проявившееся в мелких пока деталях — воспринималось как очень тревожный сигнал. А еще не покидало осознание того, что я, фактически «не зная броду», решаю в своей жизни очень серьезные вопросы. И остается только уповать, что здесь окажется «не слишком глубоко».

    Матушки сегодня встречаются самые разные. Тех, для кого церковная жизнь является чем-то «наследственным», привитым с пеленок, среди них, думаю, все-таки меньшинство. Многие, правда, успели пройти хорошую «школу послушания» в регентских классах и всевозможных сестричествах. Случаи, когда «вторая половина» будущего клирика появляется откуда-то совсем «со стороны» — из незнакомых с церковной средой, «начинающих» прихожанок, встречаются, пожалуй, довольно редко, но и они далеко не единичны. Стать матушкой, едва перешагнув порог храма, на мой взгляд, неестественно, но не драматично. Главное — внутренне, для Церкви в ее духовном, а не земном измерении этим человеком «со стороны» не остаться.

    Может быть, это странно, но мне в жизни очень помогает то, что этот путь я для себя не выбирала и не хотела. С человеком, который стал моим мужем, нас связывало душевное тепло — и никаких намеков и планов на совместную жизнь. Впрочем, и не до того мне было: к тому времени я успела окончательно запутаться в своих жизненных стремлениях, людях, работах, городах… В какой-то момент поняла, что «стоять у камня», где направо пойдешь — «коня потеряешь», а прямо — пожалуй, и голову, больше нет сил. И остается только действительно «взмолиться» Богу. Пусть закончится эта мучительная неопределенность, пусть будет какой-нибудь знак — событие, письмо, да хоть кирпич на голову, но только сегодня, сейчас… Наверное, это было неадекватно и дерзко, но спустя несколько дней, в неожиданных обстоятельствах, от «неожиданного» человека я услышала спокойную, полуутвердительную фразу: «Поедешь со мной?». И поняла, что в моей жизни сейчас действует Господь, что это и есть ответ на то, о чем я просила — каким бы «выходящим за рамки» он ни казался. С тех пор меня посещали, наверное, все возможные внутренние проблемы, кроме одной — ощущения, что я живу «не свою» жизнь. А значит, и все трудности — преодолимые с Божией помощью испытания, а не следствия нелепого и неправильного жизненного выбора.

    А еще мне очень помогла книга «Под кровом Всевышнего», именуемая в народе «пособием для матушек», но являющая на деле гораздо большую глубину. Книга очень откровенных и детальных воспоминаний о длинном пути священнической семьи, давшей начало целому православному роду. Вряд ли что-то из нее можно использовать в качестве советов и указаний. Но остается очень важное и нужное понимание — того, что жизнь священника и его близких может быть далекой от «идеальных» представлений, сложной, исполненной неприятных, даже конфликтных моментов и годами не решающихся проблем. Но и это может быть жизнь с Богом — хотя кажется, только и хватает сил на то, чтобы отдышаться и взглянуть на Него.

    Но сперва предстоит пересмотреть свое понимание очень многих жизненных вещей. А если сделать это не удается — делать хотя бы маленькие «шажки», стараясь обращаться к Богу в решении самых простых и насущных задач. Эти попытки не принесли мне особого успеха, но, капля за каплей, привели к неожиданным выводам. О том, что быть матушкой — это не «особое служение» вовсе, не «профессия» и даже, наверное, не крест. Это просто обыкновенная жизнь, которую мы по мере сил стараемся сделать христианской. И суть, и роль — та же, что и у любой женщины в православной семье. Да и духовный путь — практически ничем не отличается.

    Кто-то, может быть, возразит: по матушке судят и о батюшке, она во многом формирует «образ» прихода. Возможно, кому-то свойственно искать в наблюдении за батюшкиной семьей подтверждения отрицательных или положительных своих впечатлений. Но «лицо» священника — это все-таки сам священник. Только его служение и проповедь способны сформировать церковную общину, придать богослужению и отношениям между людьми ту или иную тональность. А матушка лишь участвует в тех или иных приходских делах. В том случае, если это полезно. Конечно, в маленьком сельском храме ей приходится быть «и швецом, и жнецом». Но если говорить в целом, душой и стержнем прихода могут быть совершенно «мирские» люди. Это уж где как сложится.

    Нередко приходится слышать: жизнь матушки — бесконечное ожидание мужа. В общем-то, это так. Но разве не так же ждут главу семьи жены военных, дальнобойщиков, журналистов, моряков?.. И не подобным ли образом отдают все свое время людям мужчины-врачи и мужчины-учителя? Все это к тому, что в этом ожидании вряд ли есть какой-то особый «подвиг», требующий специальной подготовки и «специального» уважения. То же касается и «ограничений во всем». Есть вещи, о которых супруге священника остается только забыть, но все эти «нельзя» и «нежелательно», если посмотреть чуть строже, относятся и ко всем христианам. Так что и здесь никаких особенных «отличий» нет.

    Возможно, что-то в моих представлениях не соответствует ожиданиям окружающих… Во всяком случае, «матушкой» меня почти никогда не зовут. В основном по имени, иногда, в третьем лице, «батюшкиной женой». Впрочем, я не обижаюсь. Ведь так оно, по сути, и есть.

    Но все это, по большому счету, лишь скольжение по поверхности, не затрагивающее по-настоящему серьезных вещей — собственно духовной жизни... Говорят, что враг кидает против священника в десятки раз большие силы, чем на людей, не касающихся Престола. И очень часто, не имея возможности «непосредственно» подобраться к его душе, действует через близких. А значит, необходима особенная трезвость — та, отсутствие которой у новоначального христианина приводит порой к печальным «перегибам» и «переломам». Пожалуй, для неопытной «матушки» это и есть самая большая опасность. Во всяком случае, меня ничто так не пугает, как ощущение, что куда-то стремительно «съезжают с рельсов» душа и ум. И как их остановить — непонятно. Точнее, понятно, но опытно не знакомо. Что же касается «духовной борьбы» в жизни священника, об этом и вовсе судить не берусь. Конечно же, она есть, но протекает так глубоко в сердце, что видит ее только Господь и, может быть, принимающий исповедь духовник.

    Нужно затронуть, наверное, и еще один момент... Об этом почти не говорят вслух, но было бы, наверное, неправильно совсем его замалчивать. Есть батюшки, у которых матушек «нет». Точнее, они существуют, но находятся где-то «за горизонтом». Встречается подобное крайне редко, но даже один такой случай — большая беда. Поскольку священнику это нередко грозит одиночеством на всю оставшуюся жизнь, а иногда, при «развитии ситуации», и запретом в служении. Наверное, это могло бы стать самым серьезным поворотом в разговоре о матушках «со стороны» — всем существом своим привыкшим к «светским» образцам поведения. Если бы не одна деталь. Во всех известных мне случаях подобное случалось как раз с людьми из верующих семей, вполне осознававшими, что их ждет. И потому, наверное, не в «стаже» посещения богослужений, и даже не в привычке к православному укладу дело. Я не знаю, отчего распадаются такие семьи. Наверное, от того же, отчего и все остальные, но с более разрушительными и трагическими последствиями.

    Так трудно ли — вообще, в целом — в роли матушки человеку, не так давно пришедшему в храм? Думаю, все-таки, что не намного труднее, чем нашедшим дорогу к Богу достаточно давно. По-разному бывает... Наше время, оно вообще такое — «по-разному» — сжатое и непредсказуемое. Возможно, в этой теме вообще не стоит делать каких-либо определенных выводов. Точнее, они становятся более-менее явными лишь тогда, когда супруги приближаются к тому, что называется «единство духа». Но до этого еще нужно дожить, «допрыгнуть», дорасти...

    Елена Сапаева

    Ошибка сапера

    Тема «батюшкиных жен» на самом деле очень актуальна. Вопрос о том, «какой она должна быть»,— из разряда тех, которые ставит перед нами непростая церковная современность. Он закономерен: сегодня не у всех есть ясное представление и о том, каким, собственно говоря, должен быть сам батюшка.

    У меня как у священника, церковного журналиста и просто человека, со вниманием относящегося к тем процессам, которые происходят в Церкви, есть свой взгляд на проблему священнических жен, немного отличный от представленного в предыдущей статье. Впрочем, это и вправду лишь взгляд на проблему, а не на способы ее решения.

    На протяжении примерно пяти лет мне пришлось исполнять обязанности духовника Саратовской семинарии. И, естественно, непосредственно наблюдать за тем, как создаются, растут, а порой, к сожалению, разрушаются семьи или будущих, или уже рукоположенных клириков. Насколько это было возможно для меня, я старался предостерегать семинаристов от поспешных, необдуманных шагов, употребляя для этого даже известное сравнение с сапером: будущий священник в выборе супруги, как и сапер в своей работе, ошибиться может лишь однажды. Но если для сапера с этой ошибкой все заканчивается, то священник будет нести ответственность за неправильный выбор на собственных плечах, что называется, до гробовой доски. Возможности «что-то изменить в личной жизни» у него уже не будет. Подобные предостережения (я это знаю) слышали ребята и от других преподавателей, облеченных саном. И все же результаты были таковы, что если бы не чрезмерная насыщенность программы, то впору было бы ходатайствовать о введении семинара с названием вроде «Как правильно выбрать невесту».

    Проблема христианского брака (да и вообще брака как такового) в наши дни сложна сама по себе. Мало кто понимает — к тому же не умом, а сердцем — необходимость в браке терпения и мужества в преодолении тех трудностей, внешних и внутренних, с которыми он сопряжен. Мало кто понимает брак как возрастание в единстве и любви. И так же мало кто понимает, что сначала молодому человеку и девушке надо как следует узнать друг друга, а потом уже идти в ЗАГС и под венец. И тем более что семейная жизнь не то, чему надо учиться лишь в процессе, а то, к чему обязательно нужно готовиться.

    Наверное, именно с этих самых «пониманий» следует начинать и будущему пастырю. И — будущей матушке. Ведь и вправду есть девушки, которые только так себя и воспринимают — как будущую матушку, и никак иначе. Что называется, и цель неверно выбранная, и прицел сбит… Разве можно руководствоваться такими желаниями в выборе спутника на много десятилетий вперед? Во-первых, тут налицо гордость, мнение о себе: «Мне просто муж не подходит, должен обязательно священником стать» (а отсюда логическое продолжение: батюшке особое уважение по сану полагается, и матушке — по семейному положению). Во-вторых, с самого начала такая невеста думает не о Промысле Божием своей жизни, не о любви как таковой, а о том, как выбрать из ряда предстоящих ее взору семинаристов «подходящего». И чаще всего брак, получающийся в итоге, оказывается чем-то искусственным, «ненастоящим», а если ситуация и выправляется, то лишь с помощью Божией. Бывают положительные исключения, но разговор — о правилах.

    Нередко случается наоборот. Сам семи

    нарист, заканчивающий духовную школу, переживает: как быть дальше? Пора ведь и рукополагаться, а для этого сперва нужно… жениться. И начинается лихорадочный поиск, и тоже ничем добрым это, как правило, не завершается.

    Как это бывает в жизни? Встретил человека, узнал, полюбил, и привело это к желанию никогда не разлучаться. Так рождается семья. Почему у священника должно быть иначе? Не потому, что любишь, а потому, что «надо»? Не должно, конечно…

    Но я больше хотел сказать все-таки о матушках. Автор предыдущего текста говорит о том, что «совсем нецерковных матушек среди» ее «знакомых нет». И слава Богу, потому что вообще их немало. Только вот некоторые воцерковляются впоследствии, а некоторые так и остаются «приложением к супругу». Хотя и не бесплатным. И очень тягостным как для него в его служении, так зачастую и для прихожан того храма, где это служение совершается.

    Да, есть случаи, когда сан принимает человек, уже проживший в браке немало лет и на своем пути значительно опередивший и жену, и детей. Церковные правила предписывают, правда, мужу и отцу не прежде вступать в клир, чем домашних удастся обратить ко Христу, но в реальности, при недостатке в кандидатах священства, случается и по-другому. И приходится такому пастырю очень непросто. Долг священника слишком часто вступает в противоречие с долгом главы семьи, потому что долг служения требует одного, а жена и дети хотят совсем другого. И что же? — Либо служением пренебрегать, либо смотреть со слезами на то, как отношения в семье накаляются или, наоборот, вступают в полосу взаимного охлаждения и отчуждения. Либо молиться о том, чтобы Господь Сам все устроил так, как Он один может, изменив и просветив Своим светом сердца тех, кто от Него еще далек.

    Но если человек в своем выборе свободен, то зачем возлагать на собственную главу вместе с брачным венцом венец терновый? Иными словами — жениться на девушке совсем нецерковной или малоцерковной и маловерующей, которая, очень даже возможно, скажет в какой-то момент: «Знаешь что? Или я, или… Выбирай сам!». И как тогда выбирать? А ведь немало таких трагедий случается, и — выбирают батюшки. Один одно, а другой… другое. Реальность опять-таки такова.

    А почему все так? Потому, что и вправду есть такая «профессия — матушка», и «матушкино служение» есть, и «матушкин крест» тоже. Можно немного громкое заявление сделать, но точное: хорошая матушка — 50% благополучного служения батюшки.

    Нет дела на земле важней, чем служение Церкви, спасению людей, той цели, ради которой пришел на землю Господь. А значит, нет ничего по степени важности сравнимого со служением пастырским. И «профессия» матушки, ее «крест» и ее «служение» — быть помощницей своего супруга, готовой в числе прочего отказаться от собственной карьеры, переехать из города в село или в другой город, видеть своего мужа иногда лишь поздно вечером, усталого, измученного. И при этом не «царствовать» на том приходе, где он служит, а обеспечивать ему «тыл». Чтобы супруг знал, что дом всегда будет содержаться в порядке, что дети воспитываются в том духе, в котором и должны воспитываться дети пастыря, что его, утешающего людей в их скорбях и помогающего им в их нуждах, тоже есть кому утешить — просто, по-человечески, потому что и он в этом нуждается, как и любой другой человек.

    Наше время не является духовно благополучным. Слишком часто человек, действительно желающий спастись, оказывается предоставленным самому себе — только Господь ему бывает и наставником, и помощником. Людей единомысленных и могущих поддержать, крайне мало, да и сами они больше нуждаются в поддержке, чем поддержать могут.

    То же и в отношении духовенства можно сказать. Часто священник, который деятельно помогает людям в их шествии по пути спасения, сам «не имеет где главу приклонить». Опять-таки — так не должно быть, но такова реальность. И кому-то это покажется странным, но лично я знаю священнические семьи, где порой батюшка приходит домой огорченный, унывающий, изможденный… Так что и молиться сил нет. А матушка… встает перед иконами и начинает молиться сама. Или, когда он возмалодушествует, скажет ему: «А помнишь, как ты сам говорил, что ко всему надо относиться духовно? Что над всем и над всеми Господь?». Дай только Бог, чтобы таких семей больше было.