• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    На вопрос где и как найти шамана-целителя заданный автором Eugene Belkovski лучший ответ это в тундре где же ещё

    Ответ от Виталий кочнев [гуру]
    там в яранге инета нет.... не там ищеш.... а че случилось


    Ответ от Ёветлана [гуру]
    Все экстрасенсорные способности -это сущности, которые подсасываются к душе экстрасенса и через него хотят реализовать свои амбиции.
    Сначала они обольщают самого экстрасенса сверхспособностями, но постепенно вызывают дисбаланс в его энергетической системе, истощают его энергию и провоцируют негативные события в жизни практикующего.
    По какому принципу работают мёртвые сущности, создавая иллюзию
    выздоровления пациента? Поскольку все болезни вызываются наличием тех или иных нежелательных «гостей» в нашей душе в форме идей, навязчивых состояний, то и «устранение» проблемы происходит просто путём замены в человеке одной сущности на другую– то есть одна проблема вытесняется другой проблемой. И поскольку человек, полагаясь на волю экстрасенса, сам не вырабатывает духовного иммунитета против негативных атак мертвых сущностей, то рано или поздно он становится до того напичкан всевозможными «духами» , что его воля окончательно порабощается, и он не может контролировать себя.
    Конечно, святые и пророки были, это так, но они, как правило, не баловали людей чудесами всуе, не приучали их к мысли, что им нужно развивать определённые способности. . Человек должен развивать свой дух – свою любовь, доброту, сострадание. Потому что Любовь –это не просто эмоциональное чувство, а это - самая могущественная энергия на земле, которая создала весь мир. . И если человек войдёт в контакт со своей сутью, со своей высшей природой, то он и становится под защитой бога.
    И так как эволюционный процесс совершенствует наше сознание, развивает в нас все способности любви, то постепенно должна вырасти новая формация людей - мудрых, любящих, позитивных, уравновешенных…
    ссылка


    Ответ от Елизавета [гуру]
    Насчет сущностей со Светланой согласна, но не ищи контакта с кем -либо кроме Бога. Он создал мир совершенным, а враг пытается людей сбить с истинного пути разными религиями и способностями. Но все это с попущения божьего - цель жизни человека - найти путь к Богу.


    Ответ от Hunab-Ku [гуру]
    В Бурятии или на Алтае
    ссылка


    Ответ от Ёвеча во тьме [гуру]
    В Москве есть Академия с факультетом шаманизма
    Академия то ли парапсихологии, то ли еще около каких наук


    Ответ от Александр Л [гуру]
    В приморье, в Ольгинском районе через поселок Веселый яр, километров 400 на север, будет место называемое Крещатик и от него еще два дня на запад до водопада а потом повернуть на север гда пещеры Арсеньева. Там стойбище и там и шаман хороший у них, Коля зовут. Как начнет камлать, так мертвые оживают и рыба сама из воды в сети лезет.


    Ответ от Danlor [гуру]
    вы бы оприделились, кого вам надо: целителя или шамана. это разные области


    АЛТАЙСКИЕ ШАМАНЫ

    Шаманизм – самая древняя вера на земле и древнейшая форма человеческих знаний, которая, вобрав в себя лучшие традиции предшествующего ей тотемизма, оформилась в философскую систему в период мезолита (9-12 тыс. лет назад).
    Родина шаманизма – Сибирь, а само слово „шаман“ происходит от эвенкийского saman „сын неба“.
    Шаманы вот уже более десяти тысяч лет приковывают к себе внимание людей.

    К шаманам и сейчас обращаются многие люди в надежде на исцеление, за помощью в личной жизни или просто в поисках совета.
    Наверное, поэтому игнорировать шаманизм становится всё сложнее и сложнее, особенно в наш просвященный 21 век! Накопилось немало примеров активного и самое главное - результативного проявления этого направления знаний.

    Одним из подтверждений реальной помощи людям в прогнозах их будущего и исцеления являются наши экскурсии
    «В гости к Алтайским Шаманам».

    Шаманом может стать не каждый: этот дар передается по наследству, иногда – через поколение. Так, например, Клара Кыпчакова, к которой в гости мы возим своих туристов – шаманка в седьмом поколении.

    Помимо „зова предков“, будущие шаманы должны уметь видеть духов и общаться с ними, лечить без помощи лекарств, понимать язык животных, знать обряды своего народа и быть хранителями устного эпического творчества. Последнее особенно важно, потому что шаманизм не имеет своих „священных книг“ – это исключительно устные верования, передающиеся из поколения в поколение.
    Кроме того, у каждого шамана есть свое священное место, обычно это одна из священных у алтайцев гор.
    Хороший шаман владеет приемами ритуального общения с божествами и духами, употребляет особую шаманскую терминологию, умеет путешествовать в ту или иную сферу Вселенной, знает дороги и маршруты этих путешествий, ориентируется в пространстве миров, населенных дугами и божествами.

    Специалисты считают, что шаманы обладают развитой интуицией. И это шестое чувство позволяет им входить в измененные состояния сознания (ИСС). И тогда они вполне осязаемо могут общаться с духами. Сомнологи называют шаманский транс термином «осознанный сон», когда сновидения воспринимаются, как явь. Некоторые ученые, исследующие феномен ИСС, считают, что это новый, еще недоступный для большинства людей уровень видения мира.
    Самое главное - в течение всей своей жизни шаман стремится освободиться от эмоций, связанных с агрессией, обидой, подавленностью. Чем меньше ты злишься, тем больше твоя сила, тем глубже ты видишь.

    Данные электроэнцефалограммы, снимаемой во время сеансов излечения больного, показали, что мозг шамана и пациента начинают работать в одном ритме. После сеанса эмоциональное состояние и работа иммунной системы больного улучшаются. Практика показывает, что во многих случаях после воздействия шамана наступало выздоровление. Но никто из специалистов не скажет, что вылечил именно шаман. Ведь среди своих пациентов он в первую очередь выделяет людей, верящих в его силу. С точки зрения психотерапии это понятно: срабатывает эффект плацебо, когда пациент верит в излечение. Тем более что в отличие от доктора, визит к которому продолжается 15 - 30 минут, шаман может провести с больным значительно больше времени в борьбе против болезни и смерти...
    Когда шаман занимается исцелением, он видит болезнь так, как будто душа человека потерялась в тонком мире. Он находит ее и исцеляет.

    Часто во время исцеления шаманы используют атрибут всадника камчу (плеть), как это делает и шаман Клара Михайловна Кыпчакова.
    Камча обычно пропитана потом коня, к такой плети ней боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила, и поэтому камчу вешали у изголовья молодых женщин. Также верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плети с рукояткой из таволги. Тувинцы говорят, что "…шайтан боится человека с красной камчой, а казахи считают, что "сатана боится желтой камчи". В понятиях казахов латунь - символ чистоты. В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу, считая, что эта камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: "Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть". Такое лечение плетью применяли не только шаманы и лекари, но даже некоторые местные доктора.

    Шаманизм – вера универсальная, она не делит людей на „своих“ и „чужих“. В этом смысле шаманизм похож на буддизм – это скорее стиль жизни с уверенностью, что все вокруг имеет сакральный смысл, и мир на самом деле сложнее, чем кажется. „Ко мне приходят и говорят: „Я христианин (или мусульманин), поэтому я не могу ходить к шаману“. Это предрассудки. Мы же не говорим, что какие-то таблетки помогают мусульманам, а какие-то – только христианам. Вот и шаман может помочь всем.

    Такая универсальность притягивает – и поток людей, обращающихся за помощью к шаманам, не ослабевает. Правда, нужно опасаться лже-шаманов, или, как их презрительно называют на Алтае, „ряженых“.

    Узнать о подстерегающих Вас опасностях и об открывающихся перед Вами возможностях в будущем, а так же узнать о неизвестных своих недугах и слабостях и исцелиться, Вы сможете во время наших путешествий "В гости к НАСТОЯЩИМ АЛТАЙСКИМ ШАМАНАМ"!

    Удивительное духовное путешествие к шаманам на Горный Алтай.

    Человек всегда ищет решение своих проблем: здоровье, деньги, карьера, личная жизнь, дети и многое другое. Для того, чтобы найти решение, Пути избираются самые разные… А потом человек идёт к шаману. А значит, вас не зря привели на эту страницу.

    Что же такое шаманизм и кто такой шаман?

    Шаманизм — это жить в согласии с собой и с природой, это принятие. Шаман — проводник между миром человека и миром духов. У вас есть удивительная возможность всё увидеть, почувствовать самим, а главное — принять непосредственное участие в шаманских обрядах!

    Хорошая новость, для тех, кто интересуется, но сомневается. Хочет задать вопросы по обрядам или познакомится с шаманами, посмотреть на мир глазами шаманов. Задать вопрос и получить ответ от духов, попросить помощи в делах и отношениях, очистить свою душу и получить поддержку своего рода, открыть свои дары и понять своё предназначение. Слушать и слышать себя, обрести поддержку духа своего рода.

    Земля начинает просыпаться от глубокого векового сна и зовёт своих детей на сакральные места своей живой тверди, дабы окунуться в родные материнские просторы, напоиться силами, да начать пробуждаться совместно и созвучно ёё целительным вибрациям. В сильных точках планеты, люди силы и мощного духа издревле проводили свои обряды, оказывая дань уважения матери-земле, духам стихий и отцу небесному.

    Мы приглашаем вас совершить удивительное путешествие с шаманами Айданой Алтын-Суу и Туей Самдан, в одно из таких сакральных мест Горного Алтая.

    Впервые семинар проводится с Гульнарой Азаубаевой, практикующим шаманом из Тюмени.

    Программа семинара будет насыщенной. Если вы чувствуйте в себе желание присоединиться к сакральному процессу, если вы услышали этот зов духов земли, мы ждём вас!

    Что вам даст путешествие?

    • Индивидуальная работа шаманов лично с вами на протяжении всего семинара.
    • Знакомство с древними шаманскими мистериями, не из книг, а непосредственно на своём опыте, во время обрядов с шаманами.
    • Ответы на интересующие теоретические вопросы о шаманизме, стихиях, духах, талисманах и др.
    • Выплетание Родового Древа для восстановления связи с Родом и Предками, получения разрешения на использование ресурса Рода.
    • Понимание, чего по настоящему хочет твоя Душа, что нужно сделать для пробуждения радости сердца.
    • Изготовление личного шаманского оберега хранителя.
    • Вам откроется прекрасный и удивительный мир Алтая, с его чистейшими озёрами и реками, белоснежными вершинами, целебными источниками и неповторимой культурой.
    • А самое главное, Усадьба "Арчын" волшебное место, где связь с Высшими Силами очень близка! Привезите с собой своё самое заветное желание, и расскажите о нем Духам Места. Оно обязательно исполнится!

    Программа поездки

    • Приезд на Горный Алтай в Усадьбу "Арчын", вокруг черневая тайга, заповедник, здесь отличное место для отдыха и размышлений.
    • Проживание в кедровом летнем доме в уединённом, чистом и спокойном месте.
    • Знакомство с Алтаем — его культурными традициями и обычаями. Совершение подношения Духам Предков.
    • Приготовление Подношения для Духов Огня.
    • Обряд выкармливания Духа Огня с Благопожеланиями на долголетие и здоровье.
    • Ознакомительная беседа "Как шаман видит мир".
    • Вопросы и ответы.
    • Шаманский обряд очищения, исцеления и защиты от всех негативных воздействий.
    • Очищение — это снятие негативных энергий, которые вас окружают и подпитываются вашей жизненной энергией и Силой.
    • Работа с негативными эмоциями — чувствами обиды, вины и самосожаления, печали, раздражительности и жадности.
    • Очищение души. Избавление от страданий, болей и депрессии.
    • Несложный пеший поход "Знакомство с Духами".
    • Мощные шаманские практики на открытие жизненной дороги.
    • Эмоциональный массаж.
    • Очищение водой из Священного Источника.
    • Очищение тела, разума и души в шаманской бане, ладование вениками.
    • "Очищение" — упражнения, направленные на эмоциональное и энергетическое очищение, накопление энергии, а также раскрытие потенциала внутренней силы.
    • Освобождение от наносного, открытие своей Природы: женской или мужской.
    • Шаманский ритуал (чистка матки) разрыва санс-контакта, что поможет оборвать связи с прошлым, избавиться от навязчивых мыслей и преследования кармы, снять с себя негативное влияние ненужных людей.
    • Изготовление и оживление шаманского оберега.
    • Посещение главной Святыни. Обряд на Рассвете.
    • Древние шаманские молитвы на Любовь, благополучие и счастье у горы Любви.
    • Исцеление души и сердца от прошлых отношений, бесплодия.
    • Обряд на привлечение достойного мужчины (женщины), счастливую семейную жизнь и привлечение Светлой души ребёнка.
    • Привлечение Духа семьи, помогающего сохранить гармонию и понимание в отношениях.
    • Плетение Родового Древа Фравахар.
    • Защитная магия.
    • Утренняя прогулка и обряд у "Родового тополя".
    • Звуковая медитация — медитация под звук Бубна.
    • Обряд Благословения Алгыс.
    • Ритуал — Благодарение Земле, природе, Духам.
    • Передача духовных знаний из уст практикующих шаманов.
    • Беседы с шаманами. Заключительный круг.

    Ритуалы будут сопровождаться совместным обращением к Небу шаманов и участников, через обрядовые песнопения. Будут использованы разные шаманские музыкальные инструменты, звуки которых помогают очищению души. Если есть хомусы, бубны, поющие чаши — берите с собой!

    Этот выезд для тех, кто готов для честного взгляда на себя, на собственную жизнь, готов к наведению порядка в голове и душе, кто желает освободиться от глубокого груза прошлого и полноценно начать жить в настоящим…

    Выездной семинар на Месте Силы — это 5 дней глубокой внутренней работы.

    Если вы не боитесь изменений, активны, у вас есть желание меняться и готовность действовать? Присоединяйтесь!

    Во время шаманских обрядов происходят изменения на клеточном уровне. Вначале проводится подготовка участников, к каждой группе применяется индивидуальный подход. Иными словами, что делать с каждым человеком подсказывают Духи — помощники шамана.

    У шамана нет методик, он лишь проводник энергии Духов, Богов.

    У нас нет задачи собрать большое количество людей, в то же время готовы принять любое количество участников, желающих поработать над собой, доверяющих.

    Вы не вернётесь прежним, поездка круто изменит вашу жизнь! Вы выйдете из колеса повторяющихся событий!

    Усадьба находится в центре Чойского района, вдали от магистральных туристических маршрутов, и потому здесь царят покой и безмятежность. Есть возможность отдохнуть от городского мельтешения и, оставшись наедине с неповторимой алтайской природой, услышать, наконец, своё сердце и обрести гармонию с собой и окружающим миром. Природа этих мест способствует релаксации и снятию стрессов. Чистые, прозрачные водоёмы, горы, навевающие мысли о вечном. Сверкающие на солнце ослепительно белые снега зимой, благоухающий цветущий ковёр альпийских лугов весной и летом, буйство красок и пьянящие ароматы осенней природы…

    Энергетика этого места особенная. Неспроста рядом находится поляна, которая раньше использовалась шаманами для проведения своих ритуалов — на ней сохранилось даже шаманское каменное колесо. Это одна из причин, по которой здесь удивительно плодотворно проходят семинары и тренинги.

    Природные и ландшафтные особенности усадьбы и её окрестностей — горное окружение, близость речки, наличие ровной поляны для занятий на свежем воздухе, крытой тренинговой веранды с очагом (аила), тишина и уединённость, дающие возможность сосредоточиться, — создают все необходимые условия для достижения поставленных целей.

    Приглашаем вас в сказочный мир чудес и волшебства, радости, прогулок, живого огня, древних традиций и ритуалов шаманов, сказок и веселья!

    Благодарим за признание и любовь.

    На вершине рейтинга самых популярных тренеров "Самопознание.ру" в 2017 году расположились Айдана Алтын-Суу и Туя Самдан — потомственные шаманы, чьи мистерии и обряды полюбились жителям всей Сибири. Айдана и Туя помогают обрести здоровье, богатство, семейное счастье и любовь, проводят выездные мероприятия в местах силы и ведут индивидуальные приёмы. Айдана Алтын-Суу и Туя Самдан заняли 1-е и 2-е места годового рейтинга портала "Самопознание.ру".

    Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

    Стояла невыносимая жара; дорога клубилась густой пылью, которая повсюду проникала в машину, забивалась в нос, в глаза; все время хотелось остановиться и вылить на себя ведро ледяной воды!..

    Мы держим путь из Усть-Коксы, наше паломничество на Белухе подходило к концу и осталось совершить последнее: нас ждала волнующая встреча!

    Наконец слева показался указатель, покрытый толстым слоем, словно грязной мукой, все той же пылью: "Мендур-Соккон". Это название с алтайского переводится как "побитый градом".

    Две мои спутницы и я понимаем, что наконец-то близка встреча с человеком, который живет в этом селе, который на Алтае уже при жизни стал легендой. Лично я много раз слышал о нем; о том большом деле, которому он посвятил свою жизнь. Не в моих правилах слагать мнение о человеке на основании чужих высказываний, поэтому я с нетерпением ждал мгновения, когда мы встретимся с Николаем Андреевичем Шодоевым .

    Вот и село; типичное для этих мест алтайское селение, простая дорога, петляющая сквозь него, по обеим сторонам дороги простые дома, но аккуратные и чистые дворы.

    Практически рядом с каждым домом - аил, это типично для алтайских деревень, причем аил здесь не является украшением подворья, не есть дань моде; это строение - одновременно и жилище, и символ многих законов и сакральных знаний алтайцев. На крышах некоторых из них печные трубы, курящиеся сизым дымком...

    Едем медленно, в открытые окна автомобиля ворвался запах курта (сыра, который в конце приготовления коптится в аиле над очагом); мимо какого-то дома проплыл густой аромат варенья из яблок или груш; тут и там вдоль дороги лежат козы, телята и прочая живность, которая создает неповторимую картину деревенской жизни, где все настоящее: и еда и быт, и в конечном итоге сама жизнь. Более правильная, что ли: без суеты и многого лишнего, чем неизлечимо заболел в наше время город.

    Навстречу нам неспешно идет паренек лет 16-ти, внимательно смотрит на наше пыльное чудо-юдо. Он здоровается первым, как это и принято здесь повсеместно; спрашиваю, где дом Шодоева. Мальчуган улыбается и показывает сразу на небольшой и неприметный дом неподалеку.

    Там живет!- говорит он.

    Направляю машину к дому Николая Андреевича, парнишка не уходит, и все это время наблюдает - хочет убедиться, правильно ли мы его поняли.

    Повезло: Николай Андреевич был дома и на стук калитки вышел к нам навстречу сразу.

    В тот же момент я почувствовал, что наша встреча будет необыкновенной; так и случилось...

    Окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт в 1971 г. С 1955 г. по 1971 г. — работал учителем в Яконурской средней школе Горно-Алтайской АО; с 1971 по 1973 г. — учитель Козульской восьмилетней школы Горно-Алтайской АО;

    С 1973 г. по 1986 г. — становится директором Мендур-Сокконский средней школы Горно-Алтайской АО; а с 1986 г. по 1994 г. — директором Мендур-Сокконского краеведческого музея Горно-Алтайской АО.

    С 1994 г. — заведующий Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского республиканского музея им. А.В. Анохина.

    Не раз в своей жизни убеждаюсь, что мнение о людях нужно складывать самому!

    Вот и сейчас я смотрю на Николая Андреевича и понимаю, что все те, кто мне о нем рассказывали, представляли его каждый по своему...

    Передо мной стоял человек невысокого роста, худощавый, подвижный; не напряжен, но все время собран; живые карие глаза, потрясающей доброты улыбка; во всех словах и ответах сквозит терпение - явный признак огромного стажа настоящего педагога. Поразительно, но очевидно то, что Шодоев обрадовался встрече с нами!

    Пыльную дорожную усталость как рукой сняло, мы заторопились, заговорили все разом; сказали прямо, что ехали сюда посмотреть Мендур-Сокконский краеведческий музей алтайской культуры и встретиться с самим Шодоевым лично!

    Посмеялись, познакомились, неловкости не было - ощущение непринужденности и легкости. Именно с этим чувством у меня до сих пор ассоциируется встреча с Шодоевым!

    Николай Андреевич предложил нам проехать к музею.

    Сегодня это главная достопримечательность села; все там посвящено истории, традициям, быту, вере и культуре алтайского народа.

    Что вас интересует? - Николай Андреевич задал этот вопрос как-то неожиданно; в такие моменты всегда начинаешь внутренне метаться, чтобы разговор был по существу, чтобы успеть и не забыть задать нужные вопросы. Как назло, в диктофоне сели батарейки!

    За несколько минут до этого Шодоев пригласил нас в аил, который находится возле музея. Там мы и расположились для беседы.

    Мы хотели бы услышать о Вас и Вашей жизни, о музее, о его создании и его истории; и конечно же о Билике!..

    Я родом из племени иркит, которое родилось от первых шести племен Алтая. На это ушло 5 веков (с 9-го по 13-й века).

    Из мифа о происхождении племен алтайцев известно, что от детей отца-духа Алтая произошли племена: от Тота - пошло племя тодош, от Теле-Сей - телесы, от Теле-Нгет - племя теленгиты, от Теле-Уут - племя телеуты, от Куман-Ай - кумандинцы, от Кыпа - кыпчаки.

    С началом "века зла" (9 век н.э.) на Алтай пришли кыргызы, уйгуры, и племена перемешались.

    Возникло седьмое племя - иркиты. Иркиты стали главными защитниками Алтая в трудные грозные времена (13 - 17 века).

    Перед "веком голода" (13 век до н.э.) пришли монголы, племена перемешались, возникло восьмое племя - майман.

    С началом "желтой эры" (18 век) пришли арасеи. Ныне рождается девятое племя орус-Алтай (русский алтаец). Есть коренные алтайцы, есть русские алтайцы, то нарождающееся племя, которому немногим более двух веков.

    Русские алтайцы - новое, девятое племя Кан Алтая , именно оно станет защитником земли - природы, прежде всего, леса и всего живого на ней. А чтобы пробудилось их сердце как у алтайцев, будущих защитников земли алтайской, потребуется самое малое - еще 100 лет. В связи с ускорением движения времени, вместо 504 лет орус-Алтай пройдет лишь 360 лет.

    Коренные алтайцы, Алтай-Кижи, - не пришельцы в горах Алтая, здесь они появились на свет Божий. Они не были кочевниками в полном смысле этого слова, и сейчас живут так же, как их предки: к лету мужчины и старшие дети гонят домашних животных в тайгу высокогорья, а на зимовку спускаются в долину, где их ждут жены и матери.

    Нужно немало времени русским алтайцам для развития духовности, ведь возникающее новое племя не только защищает, но и сдерживает растворение коренных жителей в новой среде, перенимая их традиции и совершенствуя их развитие. Если сейчас здесь вырубят лиственницу, Кан-Алтай снова станет голой землей, так как основными деревьями были кедр, а сейчас - лиственница. Те, кто останется в будущем, будут вынуждены уйти с этой земли на все четыре стороны света или туда, где меньше цивилизации, как уходили первые алтайцы, сарт-тургуты, в 12-6 веках до н.э. При благоприятном развитии плода племени русских алтайцев в утробе матери-земли (Умай-Эне) ее символом считается гора Белуха (Уч-Сумер), будет развиваться их душа, как душа будущего народа, следующего, алтайско-русского мироздания...

    Нужно отметить, что таких лиц у моих спутниц (а мы знакомы много лет!) я не видел ни разу!

    Лица одухотворенные; там и смесь потрясения, и осознание чего-то очень важного; удивления смыслом сказанного хотя бы потому, как легко и непринужденно человек на наших глазах связывает момент настоящего времени с древними предками своего народа. Он точно знает законы Вселенной-гармонии, по которым издревле жили Алтайцы и несмотря на тотальное уничтожение культурных и религиозных ценностей в лихие времена, зерна этого ценного мировоззрения дошли до наших дней. Не в книгах, а в живых людях - носителях этого знания...

    Мы же сегодня ограничили себя миром компьютера, телевидения и номинальных потребностей, которые до бесконечности служат улучшению нашего комфорта; мы зачастую не помним по именам наших бабушек, а речь о предках уровня 3, 4 колена назад - для многих это абстрактный мир. А с абстрактным миром и связь абстрактная, а это и есть корень нации, его сила и генокод народа!

    Я очень ждал этого момента и откровенно наслаждался реакцией моих спутниц в ходе рассказа Николая Андреевича.

    В рамках этой небольшой заметки сложно раскрыть тему Билика; собственно, у меня нет такого намерения. В конце статьи вы найдете название книг об Алтайском Билике, созданных(не могу сказать по иному!) Шодоевым.

    И все же позвольте вкратце обозначить ключевые моменты, связанные с Биликом.

    Алтайский Билик - это сокровище мудрости великого древнего народа, которое благодаря своей образной форме и передаваемым из поколения в поколение устным сказаниям, историям, правилам сохранилось у современных алтайцев, по крайней мере - в основных и характерных своих чертах. Эти знания существуют в наши дни не столько в письменных источниках, текстах, сколько в памяти людей, традициях, обычаях, взглядах на жизнь. Они по-прежнему, чаще неосознанно, определяют жизнь и особенности мировосприятия всех народов, исторические корни которых восходят к древнему Алтаю.

    Часть древних знаний сохранилась в памятниках культуры, музейных экспонатах, культовых знаках, наскальных рисунках.

    Наконец, в сознании людей - как старшего,так и молодого поколения - продолжают жить мифы, легенды, сказания алтайского народа, которые не стали еще мертвыми литературными памятниками.

    Алтайский Билик - это своеобразное мировоззрение, мудрый взгляд на мир, Природу, человеческое общество, опирающийся на многовековой опыт народа, несуетное отношение к жизни, глубокое понимание природных энергий и ритмов и острое ощущение драматических противоречий нашего времени.

    Алтайское слово "Билик" - ёмкое, оно объединяет веками растущие из одного корня смыслы: знание, познание, мудрость, наука. После отделения рациональной науки от единого, целостного Знания она стала называться по-другому - «билим». Тот, кто чувствует родной язык, ощущает и различия в «энергетике» слов, понятий. Мудрый родной язык ведет нас по жизни и, рано или поздно, подводит к выбору: или живое познание мира как трудная, но светлая дорога к мудрости, или рутинная служба - хранить и пополнять «сундук» с накопленными знаниями...

    А затем был музей.

    Внешне - лиственный бревенчатый дом с синими наличниками, для искушенного знатока музейных экспозиций мог бы показаться слишком уж скромным! Пока не отворилась дверь внутрь. И мы шагнули в другое время, в другой мир, в поистине иное измерение...

    Музей состоит из двух залов;

    Практически все письменные материалы, такие как документы, рукописи, письма - представлены на алтайском.

    Потрясающие впечатления производят фотографии, которые здесь хранятся. Это снимки выдающихся людей, заслуженных тружеников, простых людей, врачей и преподавателей, работников колхозов... Таких лиц сейчас не встретишь! У этих людей не было второго лица, они были пронзительно - настоящими, без искажений, без сегодняшнего приукрашения и двусмысленности.

    В одном из залов можно увидеть дьаик - аналог иконы, святыни, которая ранее находилась в каждом аиле (жилище). Сотоит из цветных лент ткани. Каждый цвет символизирует важное для алтайцев понятие. Белая лента - дух Алтая (лента путников!), голубая лента символизирует место, где хранится душа человека, розовая - луну, желтая - солнце.

    Так же можно посмотреть большое количество экспонатов, посвященных Белой Вере Алтайцев , о которой Николай Андреевич рассказывает крайне интересно и обстоятельно.

    В одном из залов музея мы увидели нечто, что вызвало вопрос, что же это такое? Шодоев пояснил нам, что это изображение Кангыя (Вселенной) в виде выточенного из камня мирового яйца, волнообразная поверхность которого символизирует вращение звезд и планет вокруг оси Кангыя.

    У самого входа в музей стоит соок-соокы, камень, которому в наше время дали оскорбительное, на мой взгляд, название "каменной бабы". Этот камень нашли неподалеку от Мендур-Соккона, где было найдено захоронение бронзовой эпохи.

    Как часто бывает, находка эта была случайной: в результате обрушения берега реки почва обнажила человеческие останки. А это в свою очередь послужило началу работы сотрудников агентства Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, Национального музея им. Анохина и Института алтаистики.

    Мы как во сне бродили по музею и боялись слова проронить!.. Лишь изредка задавали вопросы Шодоеву и получив тот или иной ответ не переставали удивляться, какое огромное количество знаний уложено в этом человеке!..

    В довершении ко всему Николай Андреевич предложил нам изучить свой тип личности, согласно Алтайскому гороскопу, составителем которого он является. Характеристики были удивительно просты, малословны и потрясающе точны!

    Нужно добавить, что в музее меня не покидало ощущение, что это внешне небольшое помещение - бесконечно! Мои спутницы подтвердили эти мысли уже когда мы делились впечатлениями в Усть-Кане, когда покинули Мендур-Соккон. Как будто мы попали через обычные деревянные дверные створки в огромную вселенную, где своя жизнь, свое времятечение, своя событийность и собственная цель...

    В довершении изучения музея Шодоев предложил нам прикоснуться к каменным духам и задать им какой-то свой тайный вопрос или просто попросить совета. Эти камни уже внешне так необычны! А при прикосновении к ним возникают сначала необычные ощущения, потом звон, вибрация, руки становятся горячими и перед глазами начинает мелькать кавалькада всевозможных образов. И духи говорили с каждым из нас. Не хотелось рассказывать об этом, делиться. Каждый из нас унес частицу этой древней мудрости с собой...

    Время осмотра музея подошло к концу. Я оглядываюсь назад, в один из затененных залов и понимаю, что реально я физически нахожусь в одном измерении пространства и времени и сейчас, как только откроется дверь наружу - я шагну в другое...

    Последним потрясением был момент, когда я посмотрел на часы: прошло почти 5 часов с момента нашей встречи! Этот кусок времени пронесся вне обычного восприятия, к которому мы привыкли; это была еще одна часть той череды чудесных мгновений, которые подарил нам Николай Андреевич!

    Мы очень быстро попрощались и уехали. В душе было четкое ощущение полноты, счастья и осознания, что сегодня нам несказанно повезло. Повезло встретить человека, живого носителя знания Билик , шамана-хранителя знаний, как назвал его известный писатель и исследователь древней культуры майя Хозе Аргуэльес, когда побывал в музее.

    Сегодня эта встреча кажется мне не совсем реальной и только книги, которые мы взяли у Николая Андреевича (его книги) говорят о том, что в определенно это событие было реальностью.

    Мне очень повезло в жизни в том, что иногда (а это бывает нередко) моими спутниками становились удивительные, потрясающие, выдающиеся люди. Они оставляют внутри тебя какое-то зерно, частицу своей светимости; и это тебя меняет. Меняет качество тебя. Ты становишься сильнее, больше, полнее, мудрее, лучше. Ты ощущаешь, что все не напрасно, что твой путь имеет смысл, что ты не стоишь на месте, а соответствуешь замыслу небес и двигаешься по Реке Жизни! И ты таким нравишься сам себе.

    Я верю, что встречи с такими Душами - это единственная ценность, которую может накопить человек и пронести с собой через всю жизнь и через смерть.

    Больше всего поражает то, что Николай Андреевич всю жизнь прожил в деревенской среде, учил деревенских ребятишек, но его внутренний рост потрясает! Поверьте мне, человеку, родившемуся и выросшему в такой же маленькой деревеньке Горного Алтая! Это непросто и дорогого стоит!

    Сейчас, когда я пишу эти строки, временами перевожу взгляд на свой Дьяйык; он расположен в нескольких метрах от меня в моей городской квартире. Окна закрыты, нет ни кондиционера, ни вентилятора, но ленты на нем шевелятся как от ветра... Ветка священного арчына рядом кажется темной, почти черной; я чувствую мягкий, пьянящий аромат можжевельника.

    Очень спокойные чистые чувства переполняют мое сердце сейчас, и я желаю счастья моему Алтаю, процветания всем людям, здоровья и силы таким людям, как Николай Андреевич Шодоев, кто нитями своей светимости связывает каждого из нас с нашими истоками, откуда растет Дерево Жизни всего человечества.


    Добавить комментарий

    10 дней/ 9 ночей

    График проведения тура:

    Июнь: 17.06.2018. - 26.06.2018. Мест нет.

    Июль: 15.07. 2018. - 24.07.2018. Мест нет.

    Август: 12.08.2018. - 21.08.2018. Мест нет.

    Великолепный экскурсионно-релаксационный тур в сопровождении потомственного шамана. Этот тур позволит увидеть дивную природу Алтая и почувствовать его чудесную энергетику. У Вас будет возможность побывать в Каракольской долине, где сконцентрированы сотни археологических памятников скифского периода; полюбоваться замечательными видами гор; увидеть одну из самых красивых рек мира-Катунь; проникнуться древней культурой алтайского народа через самобытных исполнителей горлового пения. А в свободное от экскурсий время Вы можете посвятить общению с шаманом. Всем участникам тура шаман проведёт индивидуальный Обряд Открытия Белой дороги.

    Продолжительность: 10 дней.

    Количество человек в группе: 5.
    Количество туристов на один джип: не более 3.

    Сопровождающие лица: 2 водителя-гида.
    Транспорт: импортные внедорожники.

    Внимание! Количество мест ограничено! Всего 5 мест.

    Сегодня, одним из интереснейших направлений туризма является «мистический туризм» или «походы по местам Силы». Поэтому мы предлагаем всем желающим, совершить магическое путешествие к духам-хранителям Горного Алтая в древнее место Силы - Каракольскую долину. А осуществить его нам поможет алтайский шаман, точнее шаманка-Алтынсай. Алтынсай-потомственная шаманка из древнего алтайского рода Кыпчак. Её знают и уважают многие алтайские шаманы. Работа с духами это сложное, а порой даже опасное дело. Для общения с ними нужен хороший проводник. Алтынсай прекрасно справляется с этой задачей. Духи не часто открывают человеку свое присутствие и довольно редко стремятся проявить свои намерения. Значит, человек сам должен обращаться к ним. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранники - шаманы. Их на Алтае называют камами, а работу, которую они проводят- камланием. Шаман становится магом и волшебником только во время камлания, лишь тогда, когда он призывает к себе всю свою дружину духов. После камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в самого обычного человека. Общение с камом - уникальный опыт, который часто противоречит изначальным ожиданиям и представлениям обычного человека о шаманизме. Например, многие люди ожидают увидеть человека очень эмоционального, нервозного, беспокойного, а получается, как раз наоборот. Как правило, это люди с удивительно устойчивой психикой. Это подтверждается также этнографическими исследованиями, и, действительно, только эмоционально устойчивые люди могут выдерживать перегрузки, которым подвергается их психика в измененных состояниях сознания.

    Кроме того, Вы сможете все эти дни общаться с Алтынсай, задавать ей свои самые волнующие Вас вопросы и получать на них ответы. Возможно, в этом путешествии Вы сможете с её помощью разгадать все загадки жизни и узнать сакральные тайны, а может даже сможете начать жизнь с чистого листа или изменить её течение. Ответы на самые сложные вопросы можно будет получить непосредственно в Каракольской долине, только там можно будет проводить обряд камлания и общаться с духами Алтая. Духи не терпят суету этого бренного мира, а покой и сила заповедной Каракольской долины помогает общению с ними. Мощная энергетика этого места способствует усилению людей, обладающих паранормальными способностями.

    Шаману в этом году духи разрешили провести в священную Каракольскую долину всего 5 человек, другой такой возможности больше не будет.

    Продолжительность - 10 дней.

    Количество человек в группе - 5.

    Стоимость тура на человека - 55000 руб.

    Проживание: На протяжении активной части тура туристы проживают в 2-х комнатном деревянном доме, по дороге на маршрут на туристических базах. Питание: Питание 3-х разовое. Во время трансфера питание в придорожных кафе. Страхование: медицинское и от несчастного случая обязательное и входит в стоимость путевки. Транспорт: Два импортных джипа. На водопады Шинок - вездеход УАЗ.

    Описание автомобильного тура с шаманом «Древнее место Силы - Каракольская долина».

    В Каракольскую долину редко заезжают туристы. Во всей долине только одна турбаза. Здесь не торгуют алкоголем, а местные жители поклоняются горам, огню и считают священными скифские и тюркские наскальные рисунки.

    Каракольская долина представляет собой горловину шириной около трех километров, расположенную между Чуйским трактом и Теректинским хребтом. Тянется она вдоль речки Каракол и со всех сторон окружена горами высотой от 1000 до 2700 метров над уровнем моря. Теректинский хребет отделяет ее от Уймонской долины — той самой, которую отдельные староверческие секты, поклонники творчества Николая Рериха и увлеченные эзотерикой люди считают мистическим местом силы, преддверием Беловодья и Шамбалы.

    В Каракольской долине обитают исключительно этнические алтайцы. Здесь всего три деревни с общим населением менее тысячи человек. Местные жители исповедуют бурханизм — причудливую смесь традиционного алтайского язычества с элементами буддизма. Бурханизм достаточно молодая религия — она возникла только в первом десятилетии XX века. Часть алтайцев отказалась следовать традициям, связанным с кровавыми жертвоприношениями и «черными» шаманами. От старой веры сохранилось только то, что касается «верхнего», доброго мира. Это дополнили элементы буддизма, который исповедуют соседи-монголы, — опять же за исключением тех моментов, которые, с точки зрения каракольцев, являются «черными», то есть связанными с миром злых духов. Сегодня бурханизму посвящены многие научные труды. Ключевым в этой религии является следование «белому» пути — пути добра, на алтайском языке она так и называется — Ак jан, в переводе «белая вера». Первых проповедников бурханизма в 1906 году царские власти даже привлекали к суду, однако они были оправданы.

    Каракольская долина с начала XX века и по сию пору является одним из эпицентров бурханизма. Многие места здесь алтайцы считают сакральными: сами горы, высокогорное озеро Ару-Кем, древние петроглифы и так далее. Над каждой деревней есть свои святилища, сложенные из камней плитняка и увешанные разноцветными ленточками. В определенные дни проводятся обряды. Огню приносятся в жертву молоко, пшеница, некоторые овощи.

    Программа автомобильного тура с шаманом «Древнее место Силы - Каракольская долина». 10дней/9 ночей (17.06.2018. - 26.06. 2018.)

    День 1. (17.06.) Вс. Барнаул-Чемал

    Встреча в аэропорту Барнаула. (7:00). Утренний выезд из Барнаула в Горный Алтай. Путешествие проходит по древнейшему пути Сибири -Чуйскому тракту. Чуйский тракт вошел в десятку красивейших дорог мира по версии National Geographic, заняв почётное пятое место. http://www.sdelanounas.ru/blogs/51372/

    По пути посещаем село Манжерок, где расположено одноимённое озеро и горнолыжный комплекс. В озере произрастает реликтовый водяной орех чилим, сохранившийся с доледникового периода. Обед в кафе. По дороге в село Чемал заезд в «Деревню мастеров» с. Аскат. Аскат необычная горная деревня, которая прославилась как одно из самых интересных и красивых мест на Алтае. Про Аскат сложилось много историй и легенд. В Аскате живут художники, гончары, керамисты, представители разных религиозных конфессий, и много просто очень хороших людей. Считается, что особую космическую силу этой местности придаёт подземное озеро артезианской воды, скрывающееся в недрах Аската. Переезд вдоль реки Катунь в село Чемал, расположенную в сердце Алтайских Гор. Размещение в усадьбе «Кедр» в 2-х местных благоустроенных номерах. Ужин. Отдых. Адаптация к временному и климатическим поясам. (авто-365 км).

    День 2. (18.06.) Пн. Урочище Че-Чкыш -- Ороктойский мост - остров Патмос

    Завтрак. Сегодня Вас ожидает экскурсия «Чемальская прогулка». Выезжаем вверх по течению Катуни до Ороктойского моста, здесь находится место Силы - Тельдекпенские пороги. Место выхода дикой силы, где Катунь зажата базальтовыми скалами до ширины 20 метров и глубины больше 70 метров. По пути посетим урочище Че-Чкыш («Долина горных духов»), в котором находится «Пещера Шамана» и «Скала Шамана» - мистические места Силы, скрытые от лишних глаз. До сих пор там проводятся культовые обряды и ритуалы. Также мы совершим небольшое восхождение вдоль ручья на обзорную площадку, с которой открывается великолепный вид на долину реки Катунь.

    После обеда мы совершим экскурсию на Чемальскую ГЭС, которая находится в южной части села. Гидроэлектростанция одна из первых в регионе, построенная в 1935 году. Далее пройдя по «козьей тропке» вдоль реки Катунь мы попадём на отвесный скальный остров Патмос, на котором находиться храм апостола Иоанна Богослова(1849г.). Остров соединен с берегом реки длинным подвесным мостом. Рядом с храмом в скале вырублен образ Богородицы с младенцем. Завершающим объектом станет экскурсия в Алтайское национальное жилище - аил. Во время посещения аила Вы сможете окунуться в атмосферу 10-13 вв., совершить путешествие во времени, познакомитесь с бытом и укладом жизни, обычаями и культурой, историей и языческой религией алтайский кочевых племён. Возвращение в усадьбу «Кедр». (авто-102 км,пешком-3 км).

    День 3. (19.06.) Вт. Чемал - Камлак

    После завтрака переезд до села Камлак. По дороге заезжаем в «Деревню мастеров» с. Аскат. Аскат необычная горная деревня, которая прославилась как одно из самых интересных и красивых мест на Алтае. Про Аскат сложилось много историй и легенд. В Аскате живут художники, гончары, керамисты, представители разных религиозных конфессий, и много просто очень хороших людей. Считается, что особую космическую силу этой местности придаёт подземное озеро артезианской воды, скрывающееся в недрах Аската. Обед по дороге в кафе. Прибытие в с. Камлак. Размещение в семейном эко отеле в двухместных благоустроенных номерах. Ужин. После ужина желающие могут посетить местного шамана, который работает в традициях шаманов североамериканского континента. (авто -45 км)

    День 4. (20.06.) Ср. Камлак - Каракол (Этно-природный парк «Уч-Энмек»)

    Завтрак. Переезд по древнему торговому пути - Чуйскому тракту через его высшую точку, перевал Семинский. Само название "Семинский" восходит к монгольскому "себи" — "крепость", отражая неприступность перевала. Алтайское название перевала — Дьал-Менку, "Вечная Грива". Высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м н.у.м.) и вершиной Туяхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное. С севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта. На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видны гора Сарлык и гора Тияхта, на склоне последней расположен учебно-тренировочный центр (УТЦ) «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и одним горнолыжным подъёмником. Обед по дороге в кафе. Прибытие в этно-природный парк «Уч-Энмек». Размещение в пятиместных алтайских аилах или монгольских юртах на турбазе «Каракол». Ужин в кафе комплекса. Вечером фольклорная программа - уникальное горловое пение и игра на национальных музыкальных инструментах. Этот концерт пробуждает глубинные корни человека, помогает ощутить дух алтайского народа, природную причастность, позволяет насладиться мастерством исполнителей, некоторые из которых - лауреаты международных фестивалей. А затем, придя на ночлег в аил, Вы как будто перенесетесь на машине времени в древние века. Древние атрибуты алтайского быта, украшающие интерьер жилища, создают особый колорит и дух времени. Удобства (Душ, WC) на территории. (авто - 156км)

    День 5. (21.06.) Чт. «Уч-Энмек» Урочище Ак-Коо (Кордон Тахтоновых)

    Каракольская долина у коренного населения - алтайцев издревле считается Священной и является древним местом Силы. Здесь расположены целые группы древних курганных захоронений и большое количество наскальных рисунков. Считается, что все эти древние памятники долины в призме традиционной культуры коренного населения представляют собой информационный код о законах мироздания. Население этой долины отличается своеобразным менталитетом и считает себя находящимся в духовно-родственной связи с природой этой долины. После завтрака экскурсия по долине с посещением сакральных центров. Храмово - погребальные комплексы Туэкты, Башадара, Боочи, Каракола - где ставили свои храмы и алтари, хоронили своих вождей и жрецов афанасьевцы и каракольцы, царские скифы, воинственные тюрки.

    Прибытие на уединенную лесную заимку в урочище Ак-Коо (Кордон Тахтоновых). Тишина и красота! Цветущий горный луг и горы, высокие лиственницы и горная речка, где ничто не отвлекает от созерцания природы. Воздух здесь кристальной чистоты, горный, наполнен ароматами трав. Размещение в двухкомнатном доме с печкой. Удобства на территории. Ужин. Посещение бани. (авто-20 км, пешком-1 км)

    День 6. (22.06.) Пт. Поездка на заповедное высокогорное озеро Ару-Кем - Шаманский обряд Белой дороги

    После завтрака выезд на высокогорное озеро Ару-Кем. 20 км мы проезжаем на машине и примерно 2,5-3 км проходим пешком. Озеро Ару-Кем спряталось на северном склоне в центре Теректинского хребта, в тайге, в верховье реки Арыгем на абсолютной высоте 1400 метров. Это заповедная зона природного парка Уч-Энмек. На картах названия реки и озера обозначены «Айрыгем». По всей видимости топоним был неверно записан. Правильное название «Ару-Кем» - «Чистая река». Хотя «развилка рек», как можно толковать «Айрыгем» также вполне подходит. Реки Каракол и Айрыгем бегут параллельно на протяжении более десяти километров, истоки же их разветвляются. И эта «развилка» могла лечь в основу названия. В тоже время редкое и красивое название «Ару-Кем» имеет налет таинственности и сакральности. Сегодня, когда здесь турист позволяет себе купание и рыбалку кажется, что это одно из множества озер - красивых и романтичных. Но недалеки те времена, когда его считали священным и боялись даже приближаться к нему в одиночку. Его особенное геологическое происхождение, расположение напротив священной горы Уч-Энмек выделило этот небольшой водоем среди множества подобных. А может быть Бог избрал его, коснувшись своей десницей!? Но так или иначе и сегодня еще озеро не утратило чистой и тонкой энергии, неся людям силу. Возвращение на заимку. После обеда проведение Шаманского ритуала Открытия Белой дороги.

    ОТКРЫТИЕ БЕЛОЙ ДОРОГИ - традиционный шаманский обряд, гармонизирующий внешнюю среду, энергетику, обстоятельства жизни человека.

    Обряд расчищает Дорогу для реализации ваших желаний во всех сферах жизни:

    • устранения препятствий в любовной сфере;
    • очищения от негатива и гармонизации энергетического поля;
    • устранение блоков в сфере материального благополучия, денежном канале;
    • дает карьерный рост, повышение звания;
    • привлечение Духов - помощников для Удачи и Успеха;
    • привлечение нужных людей и жизненных обстоятельств в исполнении конкретных планов.

    Обряд проводится в группе в ШАМАНСКОМ КРУГУ или индивидуально для желающих конфиденциальности. Самые важные, сильные и большие обряды БЕЛОЙ ДОРОГИ проводится в дни, совпадающие с РАВНОДЕНСТВИЯМИ И СОЛНЦЕСТОЯНИЯМИ.

    22 июня 2018 года, Алтынсай будет проводить ТОЛЬКО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ОТКРЫТИЯ БЕЛОЙ ДОРОГИ, так как обряд, проведенный именно в этот день, совпадающий с летним Солнцестоянием, очень значим и дает СИЛЬНЕЙШУЮ ПОМОЩЬ ДУХОВ, расстилает перед вами БЕЛУЮ ДОРОГУ НА ВЕСЬ ГОД!

    Этот Обряд, совпадающий с днём Летнего равноденствия - большой Праздник, который помогает людям устранить препятствия в их Жизненном Пути и имеет Большую Силу для ВСЕХ, независимо от вероисповедания. (Для проведения обряда желательна белая одежда или хотя бы белый верх)

    Ужин. Посещение бани. (авто - 40 км, пешком - 6 км).

    День 7. (23.06.) Сб. Урочище Ак-Коо - туркомплекс «Искра»

    Завтрак. Переезд по Каракольскому тракту в село Усть-Кан. Экскурсия в Усть-Канскую пещеру. Вход в пещеру расположен на высоте около 50 метров от подножия горы и хорошо виден с дороги. К входу ведет лестница. Длина Усть-Канской пещеры - 17 м, высота - 12 м. Началом серьезных археологических исследований пещеры Усть-Канской считается 1954 год, когда известный археолог С.И. Руденко открыл и исследовал здесь палеолитическую стоянку. Мировую известность этот раннепалеолитический памятник получил благодаря тому, что это первая подобная стоянка древних людей, выявленная на территории Северной Азии. Алтайцы называют эту гору "Алмыс Туу Боом", что в переводе означает "Гора Алмысов". Название связано с легендой, согласно которой, в ночь на полнолуние стены пещеры расходятся, и в мир людей выходят мифический алмысы - полулюди-полузвери или по-другому, человекоподобные оборотни. Подобных существ изображают волосатыми, с глазом во лбу. Вот и догадайся, то ли циклоп, то ли снежный человек. Интересно, но памятником природы, имеющим важное историческое значение, является не только Усть-Канская пещера, а и весь огромный скальный массив, в котором она расположена. Он носит название Белый Камень. Ценность археологического объекта заключается в том, что это место использовалось первобытными людьми для обитания. Обед в селе. Далее переезд вдоль реки Ануй до турбазы «Искра». Туристический комплекс «Искра» расположен в Солонешенском районе Алтайского края, у подножья скалы на берегу реки Ануй. Гостиничный корпус построен на огороженной и охраняемой территории в парковой зоне. Размещение в гостинице. 2-х местный номер. (Душ, WC) на этаже. Ужин в кафе. (авто-287 км).

    День 8. (24.06.) Вс. Экскурсия на водопады реки Шинок.

    После завтрака нам предстоит экскурсия на водопады р.Шинок. Река Шинок, название которой в переводе с тюркского означает «неприступная», «обрывистая», большей частью течет в живописном ущелье, которое окружено богатым кедровым лесом, растущим по склонам гор, что придает удивительный вид долине реки. Примерно в 13 км от устья начинается каскад водопадов. 6 км туристы преодолевают на автомобиле повышенной проходимости УАЗ, оставшиеся 7 км пешком. На пути к водопадам придётся преодолеть 14 бродов и пару переправ по брёвнам, поэтому нужно позаботиться о соответствующей экипировке. Глубина реки небольшая, достаточно иметь высокие резиновые сапоги (~ 30 см), либо любую не сваливающуюся обувь на резиновой подошве, которую не жалко мочить .

    Первый из водопадов, представляет собой крутой слив воды, перепад которого составляет 8 м. Второй водопад находится в 0,5 км от предыдущего и имеет высоту около 28 м. И, наконец, в одном километре от второго, расположен третий - самый впечатляющий и высокий водопад, высота падения которого составляет примерно 72 м. Третий водопад, под названием Седой, туристы иногда называют Жирафом за необычайную «шею» - длинную ниспадающую струю. Это крупнейший водопад Алтайского края. Летом летящая вода заключена в зеленую оправу берегов: в долине реки насчитывается 259 видов растений, среди которых много редких и исчезающих видов, лекарственных трав. Согласно преданию, у водопада есть свой дух-хранитель - Ээлю; чтобы заверить его в своих добрых намерениях, нужно привязать белую или красную ленточку на жертвенное дерево, стоящее в истоках реки и поблагодарить за чистую воду. Конечно, это легенда; но когда речь идет об Алтае, ко многим легендам стоит относиться серьезно...

    По числу водопадов р. Шинок является непревзойдённой на всей территории Алтая.

    В случае неблагоприятных погодных условий, когда не будет возможности подъехать к устью реки Шинок, Вам будет предложена альтернативная экскурсия на маральник. Поездка на маральник поможет больше узнать об этих удивительных животных, ознакомиться с основами ведения пантового хозяйства, услышать много интересного про всемирно признанные полезные свойства пантов, также Вы сможете увидеть маралов, обитающих в естественной среде. После экскурсии возвращение на турбазу «Искра». Ужин в кафе. (70 км авто, 16 км-УАЗ, 10 км пешком).

    День 9. (25.06.) Пн. Искра - город-курорт Белокуриха - Барнаул

    После завтрака нам предстоит переезд в город-курорт Белокуриха, известный на всю Россию своими лечебными свойствами аэроионизированного воздуха и радоновой воды. Курорт Белокуриха, удобно расположившись у подножия горы Церковки, притягивает отдыхающих из России и многих зарубежных стран. По уровню ионизации воздуха Алтайская Белокуриха готова поспорить со знаменитыми Швейцарскими здравницами, а по количеству солнечных дней - с морским побережьем Кавказа и Крыма. Белокуриха расположена на юго-восточном участке Алтайского края, в обрамлении величественных скалистых гор Чергинского хребта, гранитные вершины которых, смыкаясь, создают невообразимые по своей красоте формы и образы. Он щедро одарен множеством термальных источников, исцеляющих людей от ряда заболеваний. Теплые подземные ключи (термии) насыщены минеральными солями. Основу составляют азот, кремний и малые дозы радона, благодаря чему лечебные свойства термий уникальны. Обед в кафе. Обзорная экскурсия по городу с подъемом на г. Церковка по канатно-кресельной дороге на высоту 801 метр. Далее выезд в Барнаул, размещение в гостинице. Двухместный благоустроенный номер. Ужин в ресторане отеля. (авто-368 км).

    День 10. (26.06.) Вт. Трансфер в аэропорт.

    Ранний выезд в аэропорт.

    Стоимость на 1 человека при группе 5 человек - уточняйте на момент бронирования.

    Стоимость тура на 1 человека при группе 5 человека: 55000 рублей.

    В стоимость программы включено:

    • встреча в аэропорту г. Барнаула в День 1;
    • трансфер в аэропорт г. Барнаула в День 10;
    • все внутри маршрутные переезды на комфортабельном внедорожнике;
    • 3-х разовое питание по программе на активной части маршрута;
    • завтрак (ланч- бокс) в День 10;
    • проживание в усадьбе «Кедр» в с. Чемал в День 1 и День 2 (2-х,3-х местные благоустроенные номера со всеми удобствами);
    • проживание в гостевом доме «Луга Алтая» в селе Камлак. (2-х местный номер)
    • проживание в этно-природном парке «Уч-Энмек» в День 4 - размещение в 5-и местных алтайских аилах на турбазе «Каракол». Удобства на территории;
    • проживание на лесной заимке в Урочище Ак-Коо (Кордон Тахтоновых) в День 5/6 - размещение в 6-и местном деревянном доме. Удобства на территории;
    • проживание на турбазе «Искра» в Дни 7 и 8 - размещение в гостинице 2-х местный стандартный номер. (Душ, WC) на этаже;
    • проживание в Барнауле в гостинице в День 9 (2-х местный благоустроенный номер);
    • водитель-гид на активной части маршрута;
    • баня в День 5/6;
    • страховка «Росгосстрах»: медицинские расходы (300.000р.) и от несчастного случая (50.000р.). Рекомендуем иметь прививку от клещевого энцефалита (особенно для заездов в июне).;
    • экскурсии по программе;
    • фольклорная программа с горловым пением;
    • рекреационные сборы;
    • входные билеты в музеи, на экскурсии;
    • проведение Шаманского обряда Открытия Белой дороги.

    В стоимость программы не входит:

    • завтрак в День 1;
    • cувенирная продукция;
    • личные расходы;
    • алкогольные напитки;
    • дополнительные расходы на турбазах;
    • одноместное размещение (возможно за дополнительную плату);
    • индивидуальная работа с шаманом

    Начальная точка маршрута, место сбора

    г.Барнаул, аэропорт.

    Общая продолжительность

    10 дней/9 ночей

    Продолжительность активной части

    Протяженность маршрута

    Авто -1424 км, пешком - 19 км

    Количество туристов в группе

    5 человек

    Количество сопровождающих на активной части

    2 водителя-гида

    Размещение на маршруте

    отели, гостиницы, гостевые дома, деревянные домики, аил

    Снаряжение: Специального снаряжения не требуется. Обязательно иметь: тёплые, непромокаемые вещи и обувь (треккинговые ботинки), солнцезащитный крем.

    Питание

    3-х разовое, по программе тура (за исключением День 1 - только обед и ужин). На турбазах - в кафе и столовой.

    1. ОБУВЬ

    • Треккинговые ботинки или кроссовки, поддерживающие голеностоп, с жесткой подошвой;
    • Кроссовки;
    • Шлепки, тапочки для душа/бани, отелей;

    2. ОДЕЖДА

    • Влагонепроницаемые и ветрозащитные куртка и штаны (или дождевик-накидку от дождя);
    • Спортивный костюм;
    • Теплая куртка (осенняя);
    • Тонкий свитер (шерсть/полартек /флис);
    • Футболки (2-3 штуки);
    • Футболка белая для проведения обряда Белой дороги;
    • Шорты;
    • Купальник/плавки;
    • Носки шерстяные;
    • Носки тонкие (2-3 пары);
    • Головной убор от солнца (кепка, панама, бандана).

    3. СНАРЯЖЕНИЕ

    • Фонарик (лучше налобный);
    • Солнцезащитные очки;
    • Крем от солнца с высоким уровнем защиты 30-60;
    • Индивидуальная аптечка + пластырь бактерицидный;
    • Средства личной гигиены: зубная щетка, паста, мыло;
    • Полотенце.

    Места Силы, которые мы посетим:

    УРОЧИЩЕ ЧЕ-ЧКЫШ.

    Урочище Че-Чкыш - место Силы, расположенное недалеко от села Еланда.

    В переводе с алтайского Че-Чкыш означает «узкая», однако многие местные жители называют его «Долиной горных духов» или «Долина шаманов».

    Ущелье скрыто от лишних глаз и многие путешественники проезжают мимо, даже не подозревая, что совсем рядом находится место Силы. Благодаря своему срытому расположению в древние времена это ущелье не раз служило укрытием алтайским племенам во время междоусобных войн.

    Место очень красивое - горное ущелье, вокруг которого на 150 метров поднимаются крутые скалы. Ущелье узкое, местами до 15-20 метров. По ущелью течет чистый горный ручей, переходящий в невысокий (4 м) водопад. Струи водопада отходят от скалы на достаточное расстояние так, что можно пройти под ними. Существует древнее поверье, что тот, кто пройдет под струями водопада обретет богатство и здоровье, ибо они обладают магической силой.

    Если подняться вверх левому берегу к руслу ручья, то на отвесных скалах можно увидеть древние наскальные изображения животных. Если спускаться по тропе от водопада, то с правой стороны выше по склону можно обнаружить небольшую пещеру. Если пройти по тропе в верхней части ущелья, то взору откроется еще одна загадка природы - необычные скалы. Вся их поверхность покрыта кратерами, как будто скалы были расплавлены какой-то неведомой силой и в таком положении застыли. Дальше тропа круто поднимается в гору к обзорной площадке, с которой открывается великолепный вид на долину реки Катунь. Вся энергия, сдавленная отвесными стенами ущелья находит тут выход. Чувствуется необычайная легкость и подъем. Площадка подходит для медитации и проведения обрядов. Можно просто полюбоваться красивыми видами и сделать несколько удачных фото.

    ОРОКТОЙСКИЙ МОСТ (Тельдекпенские пороги).

    Тельдекпенские пороги находятся на 38-м километре автомобильной дороги Чемал-Эдиган. Это одни из самых красивых и самых опасных порогов на Катуни (относятся к 3 категории сложности). Для этих порогов характерно наличие мощных подводных течений, водоворотов, турбулентности. Пороги расположены в длинном узком коридоре из черных скал, представляющих собой глубокий тектонический разлом. Катунь здесь сужается до 20-40м, при этом глубина достигает 70м. Скалы возвышаются над рекой на высоту 10-12 м, имеют острые края и вершины, за что местные жители называют их «Зубы дракона». Это место силы уникально по своей энергетике - река выплескивает всю свою энергию узким ревущим лучом, заставляя вибрировать все вокруг. При посещении этого места силы нужно соблюдать особую осторожность, не подходить близко к воде, не вставать на края скал, не свешиваться с моста - много неосторожных людей забрало это место.

    ОСТРОВ ПАТМОС

    Скала с отвесными стенами на острове прям посреди Катуни. Его история связана с развитием праволславия на Алтае. Остров Патмос - одно из самых посещаемых мест Силы в Горном Алтае.

    КАРАКОЛЬСКАЯ ДОЛИНА

    Каракольская Долина в Онгудайском районе - уникальное место Силы. Эта долина на Алтае издревле считалась священной. Здесь начиналась эзотерическая история Алтая. Проживающее здесь коренное население хранит сакральные знания, особое мировосприятие, духовные ценности, уникальные сказания, легенды. Но первое, что поражает, это неописуемая красота Каракольской Долины, множество пирамид, гор и курганов. Маршруты Каракольской долины проложены по территории Священных земель, обладающих огромным энергоинформационным потенциалом. Тысячелетиями на данной местности совершали свои магические обряды шаманы. Эта территория - «акупунктурная» точка Планеты. Здесь расположены целые группы древних курганных захоронений и большое количество наскальных рисунков. Считается, что все эти древние памятники, в призме традиционной культуры коренного населения, представляют собой информационный код законов мироздания. Гора Уч-Энмек, которая расположена над долиной, считается священной - нельзя подходить, фотографировать, проговаривать вслух название этой горы.

    Каракольская Долина действительно энергетически сильное место, причем эта энергия подходит практически всем людям. Функциональное свойство местности - очищать людей и наполнять их чистой позитивной энергией.

    ОЗЕРО АРУ-КЕМ

    Озеро Ару-Кем спряталось на северном склоне в центре Теректинского хребта, в тайге, в верховье реки Арыгем на абсолютной высоте 1400 метров. Это территория природного парка Уч-Энмек.

    В водах озера отражаются снега священной вершины Уч-Энмек, эта гора - одна из трех священных вершин Алтая - имеет особое значение в жизни людей, населяющих Каракольскую долину.

    Среди местных жителей давно бытует убеждение, что Ару-Кем (надобно заметить, что Ару-Кем, в переводе с алтайского на русский язык, означает «чистое озеро») связано подземным потоком с водами Буландыкского озера. Местное предание гласит, что однажды конь, зашедший в воды озера, был затянут водным потоком на дно озера, а выплыл в Буландыкском озере.

    Легенда же о связи двух озёр более поэтична. Было очень давнее время, в котором двое красивых молодых людей, парень и девушка горели в пламени взаимной любви и страстно мечтали о дне, когда их любовь с благословением родителей, объединит их в семью. Но встал на тропе их любви непреодолимым препятствием грозный хан, отец девушки, который был против их брака. Решились влюблённые на побег, но настиг их хан и повелел шаману превратить их в озёра. Дочь свою, озеро Ару-Кем, приказал спрятать в тайгу, чтобы никого больше не очаровывала своей красотой, а юношу, Буландыкское озеро, распорядился поместить на виду у всех на открытом месте, чтобы не повадно было перечить хану. Но не смог шаман убить любовь духов озёр и слились они подземным потоком воедино. Так и до сей поры живут вместе.

    Сакральность этих мест идёт издревле. Коренное население всегда считало озеро священным и местом силы, хотя сила эта весьма противоречива и у разных людей может вызывать разное её восприятие. Приходит несколько человек в одной группе и одних это озеро мгновенно расслабляет и умиротворяет, очаровывая своей неповторимой красотой, у других же вызывает необъяснимое чувство тревоги и беспокойства, невзирая на окружающую красоту и обволакивающую тишину первозданно нетронутой природы.

    По периметру озера имеется несколько осмотровых точек, откуда открывается неописуемой красоты вид Теректинского хребта и горы Уч-Энмек, абсолютная высота которой 2792 м. Если перевести название горы на русский, будет «три темени». Местные почитают гору наравне с Белухой священной и считают, что Уч-Энмек обладает очищающей силой и всякий человек увидевшие и поклонившийся ей в душе своей, уедет от неё с очищенными мыслями и утроенными чувствами любви и душевной доброты.

    Краткая характеристика района путешествия:

    Республика Алтай (краткое название — Горный Алтай) — республика в составе Российской Федерации, входит в Сибирский федеральный округ. Площадь: 92903 км² Население217000 чел. Плотность: 2,34 чел./км²

    Столица — город Горно-Алтайск.

    На северо-западе Республика Алтай граничит с Алтайским краем, на северо-востоке — с Кемеровской областью, на востоке — с Хакасией и Тувой, на юге — с Монголией и Китайской Народной Республикой, на юго-западе — с Казахстаном.

    Климат резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой.

    Среднегодовая температура воздуха в долинах составляет 0…+5 °C (теплее всего в Чемале), что является самой высокой температурой для Сибири. В горах среднегодовая температура воздуха опускается до −6 °C (село Кош-Агач).

    Кош-Агачский и Улаганский районы приравнены к районам Крайнего Севера.

    Рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Самая высокая гора - Белуха (другие названия: Кадын-Бажы, Уч-Сумер) 4509 м, является высочайшей точкой Сибири.

    Чуйский тракт - автомобильная дорога федерального значения (М52) Новосибирск -государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Протяжённость автомагистрали — 962 километра. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. Дорога по Чуйскому тракту неописуемо живописна, но самые красивейшие виды открываются в районе границы Алтайского края с республикой Алтай и чередуются, с не мысленной быстротой прямо до границы с Монголией.

    Река Катунь - основная водная артерия Горного Алтая. Название «Катунь» происходит от алтайского слова «кадын» («госпожа, хозяйка»), которое в свою очередь происходит от древнетюркского слова «катын» («река»).Длина её водостока составляет 688 км; площадь водосбора 60,9 тыс. км². Катунь берёт начало на южном склоне Катунского хребта у г. Белухи у ледника Геблера (Катунского) на высоте около 2000 м. По общему характеру долины, Катунь делится на три участка: верхняя Катунь, от истоков до реки Кокса, длиной 210 км, средняя Катунь от устья Коксы до реки Сумульты длиной 200 км, нижняя Катунь длиной 280 км, от реки Сумульты до слияния с рекой Бией. Геологическое строение долины Катуни весьма разнообразно как по составу, так и времени образования — от самых древних протерозойских пород до современных. Доминируют сланцы, граниты, известняки, мраморизованные известняки.

    Удивительное впечатление производят террасы Катуни (до 16 шт.), которые достигают 350 м и наиболее развиты в среднем течении реки, приустьевой части притоков — Нижнего Инегеня, Казнахты, Ини, Малого и Большого Яломана, Большого Ильгуменя, Сумульты и др. Их образование связано с эрозионной и аккумулятивной деятельностью притоков. Они предоставлены флювиогляциальными, аллювиальными пролювиальными и озерными отложениями.

    Климат континентальный. Средняя температура января — -18 С, июля — +18,9 С. Годовое количество атмосферных осадков — 520 мм. Температура воды в Катуни не поднимается выше 13-15°С даже в июле.

    В окрестностях п. Чемал часто наблюдаются фены - теплые сухие ветры с гор, поэтому температура января в среднем около -16 С, а во второй половине марта на дне долины и южных склонах окружающих хребтов сходит снежный покров. Такие удивительные "оазисы" встречаются и в других районах Катуни. Например, в с. Малый Яломан в устье одноименной реки растут яблоневые сады.

    Красивая, мощная и стремительная река притягивает тысячи путешественников. Для любителей рафтинга Катунь предлагает разные участки по сложности. Здесь есть и пороги 4 категории сложности с элементами 5-ой, и несложные препятствия для новичков. Красота гор, среди которых течет река, не оставляет равнодушным ни одного путешественника.

    Семинский перевал - самый известный и высокий перевал (1984 м. над уровнем моря) на Чуйском тракте. Само название "Семинский" восходит к монгольскому "себи" — "крепость", отражая неприступность перевала. И для пеших, и для конных врагов штурм Семинского перевала вплоть до начала XX века представлял незаурядное событие в любое время года. Зимой — из-за непроходимых сугробов, надуваемых ветрами в седловину, летом и в межсезонье дожди и тающие снега размывали тропу, превращая ее в вязкую грязь, в которой застревали даже верховые. Алтайское название перевала — Дьал-Менку, "Вечная Грива". На протяжении столетий перевал являлся стратегическим пунктом, через него двигались войска скифов, татаро-монгольские орды. Высшая точка перевала находится на границе леса — выше идут субальпийские луга, перемежающиеся с карликовой тундровой растительностью. На перевале всегда ветрено, поскольку он пересекает путь движения атмосферных фронтов, а погода переменчива, зимой часты метели и снежные заносы.

    Визитной карточкой Семинского перевала может служить стела, установленная здесь в 1956 году в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России, которая является излюбленным фоном для фоторгафирующихся на память туристов. Рядом — кафе, стилизованное под аил, сувенирная лавка, где можно приобрести мед, кедровые орехи, изделия народных промыслов. Как и на всяком перевале, здесь есть шаман-дерево, к которому путники, следуя алтайским обычаям, могут привязать светлую ленточку, прося у духов перевала легкой дороги, предварительно задобрив их подношениями к "обо" в виде конфет или монеток.

    Семинский перевал имеет статус памятника природы государственного значения.

    Село Кулада - находится в Онгудайском районе Республики Алтай. По данным 2013 года, население составляло 468 человек. Основание села приходится на 1700 год, однако люди жили здесь гораздо раньше. С древних времен здесь были благоприятные условия для жизни человека — обилие речек и родничков, красота окрестностей. Возле села находится всемирно известный археологический памятник — Башадарский комплекс с объектами афанасьевской, каракольской, скифской, тюрской культуры. Находки из его курганов хранятся в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее. Село находится на территории Каракольского природного парка "Уч-Энмек" с множеством культурно-исторических памятников разных времен и священных для алтайцев мест. Через село проходит дорога, ведущая к небольшому озеру Ару-Кем (Арукем), которое также считается священным. В селе, как и везде на территории парка, местные жители чтут и сохраняют древние традиции духовной и материальной культур. В Куладе есть небольшой музей, где можно увидеть каменных воинов, алтайскую утварь и национальную одежду.

    Каскад водопадов на реке Шинок — памятник природы, комплексный заказник краевого значения в Солонешенском районе Алтайского края. Заказник расположен в 10 км к юго-западу от с. Тог-Алтай. Река Шинок, приток Ануя, берёт начало на заболоченном плато на границе Солонешенского района Алтайского края и Усть-Канского района Республики Алтай. Минерализация воды — около 400 мг/л, показатель жесткости — 6 мг-экв./л. В химическом составе воды преобладают анионы.

    Каскад водопадов на реке Шинок, хотя и не обозначен на картах, — самая большая природная достопримечательность Солонешенского района Алтайского Края. Шинок — небольшая река, протяженностью всего 15 км, левый приток р. Ануй, течет вдоль границы Алтайского Края и Республики Алтай. Зарождается она на склонах Бащелакского хребта в районе горы Аскаты (1786 м). В верхнем течении она спокойно петляет по заболоченному плато, а затем устремляется вниз в узком каньоне, прорезая себе путь между почти вплотную сходящихся скал и образуя в своем среднем течении много водопадов, водопадиков и сливов. Общий перепад высот от истоков реки до устья составляет 850 м. Тюркское значение ее названия вполне отражает характер этой небольшой речки: «Шинок» — «обрывистый», «неприступный».

    Бассейн реки Шинок очень живописен — склоны покрывает лиственнично-кедровая тайга, перемежающаяся с альпийскими лугами с широким разнообразием алтайской флоры, среди которой более 200 видов занесены в Красную Книгу Алтайского Края. В русле и по берегам реки можно встретить древние окаменелости.

    Вода в реке имеет буроватый цвет, но, согласно аналитическим данным, она чистая, пригодна для питья, а по химическому составу — даже близка к воде минерализованных источников.

    Город Бийск - крупный промышленный и научный центр на юге Сибири, второй по численности населения город Алтайского края. Основан в 1709 году как крепость по указу Петра I. Бийск расположен в юго-восточной части Алтайского края на реке Бие, недалеко от её слияния с рекой Катунью. Город находится на юго-западном склоне Бийско-Чумышской возвышенности. Он лежит в основном на узкой луговой правой террасе Бии и круто поднимающемся склоне нагорного лёссового плато. Часть города расположена на левом низменном берегу, примыкая к сосновым борам. Правобережная и левобережная части Бийска соединены мостом. Бийск является начальным пунктом Чуйского автомобильного тракта, идущего через Алтай к границе с Монголией. Расстояние до города Барнаула — 163 км, до казахстанского Усть-Каменогорска — 339 км, до Новосибирска — 356 км, до Москвы — 3800 км. До границы с Казахстаном — 210 км, до границы с Монголией — 617 км.

    Гоно-Алтайск — единственный город Республики Алтай (он же административный центр) с населением 60000 человек, остальное население живёт в деревнях. Горно-Алтайск расположен в северо-западной части Республики Алтай в межгорной котловине в окружении невысоких гор на высоте 270—305 м над уровнем моря, в месте слияния рек Улалушки и Маймы, которые впадают в реку Катунь примерно в 250 километрах к северу от горы Белухи, высшей точки Алтая. Расстояние от Горно-Алтайска до Москвы — 3800 км, до ближайшей железнодорожной станции Бийск — 100 км.

    Белокуриха - город-курорт, известный на всю Россию своими лечебными свойствами аэроионизированного воздуха и радоновой воды. Курорт Белокуриха, удобно расположившись у подножия горы Церковки, притягивает отдыхающих из России и многих зарубежных стран. По уровню ионизации воздуха Алтайская Белокуриха готова поспорить со знаменитыми Швейцарскими здравницами, а по количеству солнечных дней - с морским побережьем Кавказа и Крыма. Город Белокуриха окружен неповторимым по своей красоте ландшафтом. Он щедро одарен множеством термальных источников, исцеляющих людей от ряда заболеваний. Теплые подземные ключи (термии) насыщены минеральными солями. Основу составляют азот, кремний и малые дозы радона, благодаря чему лечебные свойства термий уникальны. Кроме того, в своем составе источники содержат фтор, магний, калий, кальций, сульфаты, и способны комплексно воздействовать на организм человека. Таких природных ресурсов для радонотерапии, которыми располагает курорт Белокуриха, нет больше нигде в мире. Природный потенциал используется медработниками двенадцати санаториев, оснащенных самым новым лечебно-диагностическим оборудованием. Отдых на Алтае в Белокурихе позволяет получить огромный заряд положительной энергетики, который излучает местный географический ландшафт и уникальная природа.