• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Среди государств, которые больше всего пострадали от коррупции и длительное время имели негативный имидж, была и Грузия. Так, по данным международной организации Transparency International, эта страна в 2000-2006 годах имела такой рейтинг: 2000-й - 2,3 (84 место), 2001-й - не оценивалась, 2002-й - 2,4 (85 место) , 2003-й - 1,8 (124 место), 2004-й - 2,0 (136 мисице), 2005-й - 2,8 (126 место), 2006-й - 2,8 (101 место). Однако начиная с 2007 года ситуация начала стремительно меняться. И уже в том году Грузия с 3,4 балла заняла 79 место, в 2008-м - с 3,9 балла - 67 место, в 2009-м - с 4,1 балла - 66 место, а в 2010-м - с 3 8 балла - 68 место.

    В 2014 году показатели индекса восприятия коррупции в Грузии выросли до 5,2. По этим показателям Грузия занимает 50 место из 175 стран и является лидером в Восточной Европе и Центральной Азии.

    Изучение состояния коррупции в Грузии позволяет сделать вывод о трех этапах изменения коррупционной ситуации: первый - 2000- 2004 pp .; второй - 2005-2010 pp .; третий - 2010 - до сегодня.

    Так, в течение 2000-2004 pp. коррупционная ситуация в Грузии характеризовалась проникновением этого явления в политике, экономике и управлению. это | проявлялось во всем - коррупция и коррупционные отношения были основой бытия грузинского общества. Также имели место экономический кризис, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация самых секторов экономики, контроль над ресурсной базой.

    Оценивая состояние реализации антикоррупционных инициатив в Грузии в 2004 году, в отчете Организации экономического сотрудничества и развития отмечено, что для этой страны основными проблемами в сфере борьбы с коррупцией является применение и соблюдение действующего антикоррупционного законодательства и недостаточный общий потенциал правоохранительных органов. В 2010 году эта организация отмечала, что политическая воля к борьбе с коррупцией в Грузии нашла свое подтверждение в реализации эффективных мер, которые существенно снизили уровень коррупции в государстве, особенно - административной коррупции, которая ежедневно влияет на граждан.

    Второй период начался после Революции роз и может быть охарактеризован как этап формирования основных направлений антикоррупционной политики и стратегии, а также осуществление первоочередных шагов к реформам в преодолении коррупции.

    Переломным моментом в правовом регулировании антикоррупционной политики Грузии стало принятие президентом Грузии указа от 24 июня 2005 года № 550 "Об утверждении национальной антикоррупционной стратегии" и Плана действий по реализации этой стратегии. Указанные нормативные акты были разработаны с участием представителей гражданского общества и международных организаций.

    Новая грузинская власть сосредоточила свои усилия на проведении радикальных реформ, значительной частью которых стала их антикоррупционная направленность. Было принято решение о реформировании системы государственного управления, масштабную дерегуляцию экономики, снижение налогов и пошлин, проведение образовательной реформы и тому подобное.

    Искоренение коррупции началось с Министерства внутренних дел и тотальной замены кадров в этом ведомстве. Первым шагом стала ликвидация Госавтоинспекции как одной из наиболее коррумпированных структур и освобождение 15 тыс. Ее сотрудников. Вместо ГАИ и участковых было создано патрульной полиции, набрано подготовленный персонал, которому суждено высокую заработную плату. Новые сотрудники; были отобраны на конкурсной основе, бывшие работники составляли лишь 10% состава нового коллектива.

    Проведение реформ в правоохранительной сфере сопровождалось активными рекламными мероприятиями, направленными на повышение интереса молодежи к государственной службе и формирования положительного имиджа правоохранительных органов. Информационная кампания по поддержке реформ включала демонстрацию новой формы одежды и экипировки полицейских, оборудование и автотранспортных средств, установленные на улицах рекламных проспектов и билбордов, проведения полицейскими занятий в учебных заведениях и тому подобное. С целью усиления мотивации молодежи к прохождению службы в системе МВД Грузии предусмотрен комплекс социальных гарантий и льгот. Благодаря штатным сокращением и оптимизации финансовых расходов за годы реформы заработная плата полицейских разных категорий выросла в 15-40 раз. Например, ежемесячное денежное обеспечение участкового инспектора полиции составляет от 400 до 500 долларов США, патрульного полицейского - от 600 до 1 тыс. Долларов, начальника отдела, оперативного офицера, следователя - до 2 тыс. Долларов США. Профессия полицейского стала одной из самых престижных в стране, а конкурс на замещение вакантных должностей в различных службах составляет от 10 до 50 человек на место (в следственных отделах - около 30 человек на место).

    Была проведена кардинальная реструктуризация органов власти. Количество министерств и ведомств было значительно уменьшено, аппарат государственных служащих сокращен почти на 50%, заработная плата лиц, работающих в государственном секторе, увеличилась примерно в 15 раз, что позволило привлечь профессионалов на государственную службу и т.д., то есть произошло улучшение методов работы госаппарата. 95% граждан Грузии, опрошенных Международным республиканским институтом в феврале 2007 года, сообщили, что они не давали взяток для получения услуг от сотрудников государственных служб в течение последних 12 месяцев.

    На основании изученных конкретных примеров было выявлено 10 факторов, которые объясняют достижения Грузии по коррупции, а именно: наличие сильной политической воли; установление доверия на раннем этапе; осуществление фронтального наступления; привлечение новых кадров; ограничения роли государства; внедрение нестандартных подходов; тесная координация; адаптации международного опыта к местным условиям; использование новых технологий, а также стратегическое применение средств массовой информации. Многие из этих факторов могут показаться очевидными, хотя масштабность, смелость, темп и последовательность реформ делают грузинский опыт уникальным.

    В 2010-2013 pp. правительство Грузии продолжил реализацию важных реформ, направленных на дальнейшее снижение уровня коррупции. Законодательство Грузии было частью приведен в соответствие с международными стандартами по установлению уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Грузия была первой страной Стамбульского плана действий, которая ввела ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения в 2006 году, однако соответствующие положения вовсе не применяли на практике, что можно объяснить консервативным отношением прокуроров, недостаточным информированием и отсутствием специального обучения.

    Олег Панфилов

    Как в Грузии победили коррупцию и «воров в законе»

    Пётр Старобинец

    Грузинские реформы для общества были электрошоком, а вот политкорректностью никто не озадачивался. И что из всего этого вышло?

    Тбилиси встречает теплом, солнцем и новым зданием аэропорта. Старое, в стиле сталинского ампира с традиционным шпилем, тут же, неподалеку. Но с его реконструкцией решили не связываться, и вместо этого выстроили рядом новый современный аэровокзал. Это, как выяснилось позже, очень по-грузински. Переделками и перепланировками тут не заморачивались. Основной подход – «до основанья, а затем...» – прямо как в знаменитом когда-то гимне.

    Твои впечатления о Грузии будут зависеть от того, кто будет тебе рассказывать о нашей стране, – предупредил меня профессор Государственного университета Илии Олег Панфилов. – Если уволенный из МВД полковник – будет одна страна. Если сторонник реформ – совсем другая.

    Справедливость этого утверждения я быстро прочувствовал на себе. В Грузии реформы прошли во многих сферах – в госуправлении, образовании, здравоохранении, МВД, армии, целый комплекс экономических реформ. И отношение к этим реформам и к самим реформаторам разное. Даже в экспертном сообществе, не говоря уже о рядовых жителях страны. Судить кто прав не мне – мое дело рассказать о фактах и наблюдениях. Ну а делать выводы вы будете сами, ладно?

    Основная статья доходов Грузии - автомобили. Хотя здесь их не производят

    Первое впечатление о любой столице – автомобили. Автопарк на стоянке перед аэропортом разнообразен и в большинстве своем современен. Кстати, старых советских автомобилей и нынешних российских (рука не поднимается написать слово «современных») за четыре дня на улицах Тбилиси я насчитал всего три – одну «Волгу» и двое «Жигулей». Все остальное – вполне себе европейские авто. Немало праворульных машин – то ли из Японии, то ли, что скорее, из Великобритании.

    А вот столько «Мерседесов» всех марок и модификаций я не видел, пожалуй, нигде. «Мерседес» – мечта любого настоящего грузинского автомобилиста, это вам здесь подтвердит любой. Машина может быть не новой, но трехлучевая звезда над радиатором автоматически поднимает ваш статус на порядок. Нет, BMW и Audi тоже хорошие машины, но «Мерседес»... Хотя и новых «Мерседесов» в грузинской столице очень даже немало.

    Причина наличия неплохого автопарка на поверхности: растаможка автомобиля 2005 года выпуска с бензиновым двигателем объемом 2.0 обойдется всего-то в 800 долларов с оформлением всего пакета документов, включая номера.

    Как думаешь, какая основная статья доходов Грузии? - спросил у меня Олег Панфилов , профессор Государственного университета Илии. Я начал лепетать что-то про вино и «Боржоми», но был осмеян. Основная статья – автомобили. При этом Грузия их не производит.

    Олег Панфилов

    У нас самый большой авторынок на постсоветском пространстве, - поясняет Олег Панфилов. – Сюда машины приходят морем из всех стран Европы и не только. Процесс таможенного оформления занимает пятнадцать минут. Создана система одного окна, и уже через четверть часа ты получаешь номер и все необходимые документы.

    Кстати, если вы хотите купить особый номер - с определенной комбинацией цифр, со своим именем - пожалуйста. Набираете в платежном терминале требуемую комбинацию, и, если номер свободен, сразу видите сумму оплаты. Заплатил – получил. Чиновники не заведуют номерами. Как, впрочем, не заведуют они в этой стране уже многим.

    Ну а закупаются на грузинском авторынке все многочисленные соседи – и армяне, и азербайджанцы, и казахи. Мне же оставалось лишь в очередной раз тяжело вздохнуть. С нашими пошлинами мы, лет через десять, когда развалится и сгниет все, завезенное в страну до 2010 года, будем ездить, как на Кубе, подставляя вместо сидения ящик из-под бананов.


    Таксистов в Тбилиси тьма. В аэропорту они наперебой предлагают свои услуги. Таксовка для многих – способ заработать на жизнь. Безработица – одна из основных грузинских проблем. Но власти дают возможность заниматься извозом всем желающим: чтобы стать таксистом в Грузии, не нужны ни лицензии, ни любые другие бумажки. Купи себе плафон с шашечками на крышу – стоит он 2 лари, это без пары центов евро – и валяй на улицы города. Дальше все в твоих руках, хотя конкуренция, конечно, велика. Тарифов нет, повезут, «за сколько договоришься».

    Дешевле вызывать машину по телефону, заранее узнав у оператора стоимость поездки. Разница в цене между машиной по вызову и пойманной на улице может быть весьма ощутимой: от 6 до 30 лари за поездку на одно и то же расстояние. Сразу поясню, чтобы впоследствии не возникало вопросов, и вы могли высчитывать цены самостоятельно: курс лари – 1,6 к доллару и 2,2 к евро. С копейками на конце, которые тут называются тетри. Хотя копейки эти вполне себе ходовые – 50 тетри стоит одна поездка в маршрутке или в метро.

    Техосмотр в Грузии отменили в свете борьбы с коррупцией

    А теперь лучше присядьте, если читаете стоя. В Грузии нет понятия «обязательный гостехосмотр автотранспорта». Вообще нет. Его отменили в свете борьбы с коррупцией. Вот так, ни больше, ни меньше. Наверное, можно было изобретать другие методы борьбы – ставить камеры слежения на станциях, заводить системы контроля, но тут к решению проблемы подошли кардинально. Видимо, поняли, что все равно водители найдут возможность сунуть условному дяде Резо на станции десятку лари, и тот закроет глаза на недостатки.

    А вот к катастрофе отмена гостехосмотра не привела. Наоборот, по статистике число погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей снизилось с 1,79 в 2003 году (до отмены техосмотра) до 1,05 в 2010 году. Разваливающихся на ходу машин я тоже на улицах не видел. Хотя с такой ценой на растаможку чего им разваливаться...

    Движение в городе имеет свою специфику – понятия пешеходный переход здесь, кажется, нет в помине. Вообще, пешеход в Тбилиси – это жалкая и ничтожная личность. Преодолевать проезжую часть в шесть полос приходится резвой трусцой после глубокого вдоха. Но к этому быстро привыкаешь и уже на второй-третий день походы поперек тбилисских улиц не вызывают особых трудностей. Полиция на бегунов смотрит равнодушно: ну а что, «здэсь все так ходят...».

    Из полиции выгнали всех

    А вот скорость превышать не принято – штраф ощутимый, 150 лари. И откупиться от полицейского вам не удастся. Никак и никогда. Попробуете – вам наденут наручники, так что лучше даже и не пытайтесь. Это – результат местной реформы МВД.

    Проводилась она довольно просто. Из полиции взяли и уволили всех, кто там служил. Единомоментно. Раз и навсегда. Правда, при ближайшем изучении предмета выясняется, что уволили не всех, небольшую часть технических специалистов, криминалистов, все же оставили. Процентов пять от личного состава. Остальных безжалостно выставили на улицу. И набрали новых.

    Реформа МВД тоже была напрямую увязана с борьбой с коррупцией.

    В Грузии вам любой расскажет, что десяток лет назад коррупция в МВД была на всех уровнях: дорожные полицейские останавливали машины и в прямом смысле клянчили по пару лари, – рассказывает руководитель Института стратегии управления, экс-глава аппарата Государственной канцелярии Кабинета Министров Грузии Петре Мамрадзе . – Если у водителя были лишь крупные купюры – брали свои два лари и давали сдачу. За взятку можно было закрыть уголовное дело, «замять» ДТП, выкупить задержанного, на что порой скидывались всей родней...

    Петре Мамрадзе

    В общем, выгнали из полиции всех. Набрали новых, молодых, провели для них курс обучения. Дали полицейским новую форму, подняли зарплаты, обеспечили новейшими техническими средствами.

    Скажем, у грузинских полицейских нет понятия «лимит топлива». Принцип работы – по схеме, принятой в США. Это когда экипаж полицейской машины контролирует определенный район, отвечая на все вызовы – от ДТП до тяжких преступлений. Машина в районе дежурит, понятное дело, не одна.

    Вообще, полиции в Тбилиси много. Сразу напрашиваются сравнения с нашей милицией. Но наши часто почему-то смотрят так, словно ты уже что-то «скоммуниздил» или готовишь диверсию. Такого взгляда я у грузинских полицейских не видел. Эти похожи на средневековых рыцарей – столько в глазах гордости и преданности делу. Ну а что – полицейская служба здесь в большом почете. По уровню доверия населения полиция на третьем месте после церкви и армии.


    Но если вы думаете, что все вновь набранные сотрудники не стремились брать взятки, то это не так. Кое-кто пытался, конечно. Но для проверки чистоты рядов к ним подсылали специальных агентов, одетых по гражданке. Агенты предлагали деньги. А дальше все просто. Взял взятку? Получи десять лет тюрьмы. Десять лет. За 50 лари взятки. Сурово? Сурово. А права человека, спросите вы? Зато за несколько волн посадок полиция очистилась от взяток. Полностью. Так-то.

    Хотя у любой медали, как говорится, есть две стороны. Вот в такси вез меня бывший начальник отдела полиции одного из районов Тбилиси. Говорит, уволили его за то, что учился он не в США, как сейчас модно в Грузии, а в Харьковском институте МВД. Понятное дело: в его годы и выбора-то не было. Что ж, может, и так. Электрошок, одним словом.

    Чем Саакашвили похож на Муссолини

    Не менее жестко разобрались тут с ворами в законе. Схема такова: по воровским понятиям вор не может сказать, что он – честный человек, потому что его свои же «раскоронуют». Этим и воспользовались. Причем показательно, на телекамеру:

    – Ты вор?

    – Вор.

    – Тогда получи срок.

    Несколько десятков воров посадили всерьез и надолго. Остальные разбежались подальше от суровой родины.

    Ужесточением наказания тут боролись со многими преступлениями – сажали, к примеру, в тюрьму не только наркоторговцев, но и наркоманов. В результате почти полностью победили наркоманию – самую страшную грузинскую беду, доставшуюся в наследие от позднего СССР и гражданской войны первых лет независимости.

    Почти полностью извели уличную преступность – гулять по Тбилиси стало безопасно в любое время суток. Кстати, в Грузии действует американская «накопительная» система: сроки наказания суммируются, так что в итоге даже по пустяковым статьям может выйти очень немало...

    За победу над преступностью президента Михаила Саакашавили здесь порой сравнивают с Муссолини – в свое время дуче практически теми же методами угомонил мафию в Италии. Впрочем, имена этих персонажей звучат в Грузии вместе и не только поэтому...

    Проблема тотальной коррупции продолжает оставаться актуальной для Украины и России. Системные изменения в стране отсутствуют, и шансы на их проведение катастрофически мизерные учитывая качественное состояние нашей властной элиты.

    Ситуация выглядела бы совсем безнадежной, если бы не ряд примеров современности, которые показательно доводят: даже очень больное коррупцией общество можно вылечить только за несколько лет. Яркое доказательство – успешное преодоление этого позорного явления в Грузии.

    Представители нашего политического бомонда любят прибегать к философско-социологическим рассуждениям о чрезвычайной сложности борьбы с этой социальной болезнью. Государственные власть предержащие, и в прошлом, и теперь, утверждают о специфических условиях Украиныт России, особенности ментальности общества и выдумывают еще сотню причин, не называя основной. Главная причина коррупции – они сами.

    На время провозглашения Саакашвили президентом Грузии в январе 2004 года состояние дел в этой кавказской стране было катастрофическим. Коррупционная гидра тесно переплеталась с господством «воров в законе» и развалом экономики страны. Страна находилась на грани развала. Государственные службы на всех уровнях занимались покупкой-продажей своих услуг и массовым сбором взяток. Преступный мир тесно сотрудничал с властью и милицией и ни в коей мере не боялся наказаний правоохранительных органов. А люди за решением проблем обращались не к судам, а к авторитетам криминального мира. Опрос тех времен показал, что 75% учеников мечтали в будущем стать «ворами в законе» или выйти замуж при криминальном авторитете.

    Общественное сознание страны находилось в, казалось бы, неизлечимом состоянии. Граждане полностью смирились с таким состоянием дел и потеряли веру в государственные институты. Наследство, которое получило 2004 года Михаил Саакашвили в Грузии, было несравненно тяжелее, чем Виктор Ющенко в 2005 г. Однако результаты правления двух президентов и кумовьев оказалось совсем противоположным.

    Грузия славилась своими традициями взяточничества еще с советских времен. Именно это заставило молодого Саакашвили, который уже тогда отмечался большой антипатией к коррупционным деяниям, получать высшее образование в Киевском университете им. Шевченко на Институте международных отношений, куда в то время можно было попасть без денежной протекции. Еще несколько лет будущий президент провел в Западной Европе и США, совершенствуя и углубляя свои знания, а затем вернулся на родину.

    В начале 2000-х годов в Грузии сформировалась молодая элита, не связанная с номенклатурным советским прошлым, которая и пришла к власти в результате революции роз.

    Придя к власти, Саакашвили тзначально не считал целесообразным идти на любые компромиссы с преступниками и своей совестью и расточать время на морально философские проповеди. Уже теперь, анализируя причины успеха реформ в Грузии и их провал в Украине, он скажет такое: «Необходимым условием успешных реформ является охватывание ими всех без исключения сфер то изменение ментальности общества. Одиночные реформы будут безрезультатными и со временем нивелируются не уничтоженной системой. Кроме того, реформы должны проводиться быстро и радикально и не растягиваться во времени».

    Грузинские лекарства от коррупции

    Лечить грузинское общество от коррупции Саакашвили начал с правоохранительных органов. Такой шаг был абсолютно правильным. Ведь любая борьба с коррупционерами будет безрезультатной, когда вирусом взяточничества поражены те элементы системы, которые и должны вести с ним борьбу.

    В этом аспекте коррупция как социальное явление чем-то напоминает СПИД. Проникнув в правоохранительную систему, она подчиняет ее собственному влиянию и оставляет общество без защиты. Когда милиция, прокуратура, суды должным образом не выполняют свои функции, значит они инфицированы и работают против государства и принципов справедливости и права.

    Методы лечения Саакашвили были радикальными и чрезвычайно эффективными. Сразу же после прихода к власти было освобождено руководство всех силовых структур, невзирая на их лояльность к революции роз. С первых дней президентства Саакашвили взялся за ГАИ, которую считал феодальным сбирателем денег на дорогах. Президент Грузии официально объявил ультиматум гаишникам: или они прекращают брать взятки, или будут освобождены все без исключения. Поскольку выполнить пожелание Саакашвили было нереально, через две недели страна очутилась без автоинспекции.

    За новым законом «О патрульной полиции», образовывалась патрульная полиция, которая выполняла функции борьбы с правонарушителями и надзора за дорожным движением. Параллельно с ней был создан отдел криминальной полиции. Кроме того, было освобождено почти 90% всех сотрудников прежней милиции (около 75 тыс.), а количество вновь созданной полиции сокращено до 30 тысяч.

    На место милиционеров, пораженных болезнью коррупции, Саакашвили набрал людей, необходимым условием трудоустройства которых было отсутствие опыта работы в правоохранительных органах. Грузинские реформаторы пошли логическим путем. Они замечательно понимали простую истину: человек с ментальностью взяточника не сможет стать честным полицейским или госчиновником, даже если будет получать высокую зарплату. А времени на перевоспитание десятков тысяч лиц просто не было.

    Новым полицейским, которые были набраны и научены всего за несколько месяцев, повысили зарплату в 10 – 20 раз (в настоящий момент грузинский полицейский получает в среднем 700 долларов плюс медицинская страховка, премии и ряд других льгот). Однако сурово предупредили: за нарушение закона и коррупционные деяния помилования не будет.

    Ради выявления в полиции и в других сферах потенциальных коррупционеров и слабых ланок была образована Генеральная инспекция, которая занимается выловом «изменников» из системы. Еще в начале работы новой полиции таким способом обезвредили несколько сотен сотрудников, которые не смогли отказаться от искушения совершить неправомерные действия. Видеосюжеты с полицейскими, которые попали на крючок псевдовзяткодателя, широко демонстрировали в эфире национальных телеканалов. Доносы на коллег, которые пытались совершить противоправные действия, стали обычным явлением.

    Дело в том, что грузинский полицейский патруль состоит из двух сотрудников, которые исполняют служебные обязанности, находясь в специальном автомобиле, оснащенном среди другой техники видеокамерами наблюдения с передачей видеоизображения и звука в центральный сервисный центр. За пределами видимости видеокамеры полицейские не имеют право выписывать штрафы или осуществлять другие действия. Состав патрулю непостоянен, что мешает формированию стойких пар. Потенциально каждый из временных напарников может оказаться сотрудником спецслужбы.

    Грузинские полицейские обязаны доносить на своего напарника, если тот поступил или провоцирует на совершение правонарушение. В противоположном случае, тому, кто пытался скрыть этот факт, угрожает немедленное освобождение и привлечение к криминальной ответственности.

    Агенты Генеральной инспекции также активно работают в других сферах. Они настойчиво трудятся с целью выдумать наиболее производительные приемы выявления в обществе граждан, которые склонны к коррупционным деяниям. Например, отец ребенка, который просит преподавателя университета посодействовать ей при вступлении, запросто может оказаться сотрудником спецслужбы. Это же касается и проверки чиновников.

    В Грузии широко известен случай, когда один полковник-агент спецслужб ездил страной, в нарушение правила дорожного движения и пытался решить проблемы с патрульными с помощью взятки. Однако новые полицейские оказались стойкими к такому искушению и были потом награждены тем же полковником за стойкость своего духа.

    Один из агентов Генеральной инспекции в ответ на упреки о том, что он подставляет своих коллег, провоцирует их на правонарушение, а затем еще и сажает за решетку, с гордостью ответил: «Я очищаю нашу систему от изменников». Вследствие этого факты, когда руководство или товарищи по работе скрывают преступные действия своего коллеги, почти исчезли.

    Символом новой полиции стали участки из стекла как свидетельства открытости стражей порядка. Теперь каждый человек на улице может увидеть, чем занимаются полицейские на работе. В таких участках нет закрытых помещений, где есть возможность выбивать свидетельство из задержанного.

    За современной концепцией, полиция в Грузии воспринимается как сервисная служба, призванная предоставлять услуги населению. У нее отсутствует понятие плана, потому сотрудники совсем не гонятся за вымышленными преступниками. По такому же принципу действует, например, система получения водительских прав, которая занимает всего несколько минут. Возможность дать взятки здесь также возведена к минимуму. Водитель, который хочет иметь престижные номера, может их просто купить в магазине по цене в несколько десятков тысяч долларов. Под страхом освобождения запрещено первоочередное обслуживание чиновников, независимо от их ранга.

    Ликвидация коррупции в Грузии была бы невозможна без действенной борьбы с институтом «воров в законе». К приходу Саакашвили криминальный мир безнаказанно господствовал в стране и был тесно связан с властью. Раньше прогнила и коррумпированная милиция сама сотрудничала с криминальными авторитетами. Однако с появлением полиции нового образца ситуация кардинально изменилась.

    Для молодой полиции Саакашвили и его не менее молодой команды не существовало авторитетов. Быстро было арестовано несколько криминальных авторитетов и конфисковано их имущество. Парламент страны принял беспрецедентный акт, который позволял осуждать на 5-10 лет заключение лиц, которые признавали свою причастность к преступному миру как «вора в законе». Это заставило прежних реальных руководителей страны убегать за границу. Те, же которые были арестованы, отбывают наказания в специальной тюрьме под зданием МВД в полной изоляции без права на мобильную связь. Попытка же восстания «воров в законе» в марте 2006 года была жестко придушена.

    Результаты мероприятий

    Об эффективности реформирования грузинской полиции свидетельствуют цифры. Количество тяжелых преступлений сократились на 35%, вооруженных ограблений – на 80%, убийств – на 50%. За полгода в Грузии был похищен лишь один автомобиль. Свыше 80% граждан доверяют своей полиции, которая почти равняется уровню доверия к церкви. Лишь 2% грузин отметили, что последнего года они или их родственники имели дело с проявлениями коррупции.

    Успех борьбы с коррупцией был бы неполным без нанесения удара по коррумпированным чиновникам старого режима. Параллельно с налаживанием работы органов, призванных обеспечивать верховенство права, за личным настоянием Саакашвили, был принят жесткий, но чрезвычайно действенный закон о борьбе с коррупцией.

    В частности, по новому грузинскому законодательству, взяткодатель, который сообщит о взяткополучателе в правоохранительные органы, освобождается от криминальной ответственности. Любое лицо, против которого нарушено уголовное дело за должностное преступление, может быть освобождено от ответственности, если сообщит следствию достоверную информацию о более тяжелом преступлении, осуществленном ее руководством.

    Окончательно сломать позвоночник коррупционным монстрам прошлого помогли поправки в криминально-процессуальный кодекс. За одной из них, должностное лицо, которое скрывается от следствия, может быть осуждено заочно с полной конфискацией имущества. Также в случае возбуждения уголовного дела против должностного лица прокурор может выдвинуть иск о конфискации незаконно нажитого имущества, и оно может быть конфисковано в интересах государства, если чиновник не сможет доказать, что имущество было добыто на законных основаниях.

    В результате действия таких законов было очищено от коррупционеров чиновнический аппарат, который, к тому же, значительно сократился численно, но стал работать эффективнее.

    Саакашвили, в отличие от Ющенко, в свое время не простил разворовывание государственного имущества и других преступлений прошлого и не побоялся задержать около 450 высокопоставленных должностных лиц, из которых было 6 екс-мінстрів , свыше 40 судей. Количество заключенных в стране существенно выросли за счет прежних взяточников и ненаказанных преступников. Но даже в пенитенциарной системе Грузии заметные веяния новых суток в виде «тюрем европейского типа».

    По словам Саакашвили, не существует никаких особенных стран, особенных условий или особенного общества для осуществления демократических преобразований, развития государства и преодоления коррупции. Для достижения успеха нужна лишь политическая воля руководства и искреннее желание изменить страну.

    Петр Герасименко для ZA XID.NET

    Вопрос опыта борьбы с коррупцией в Грузии в последнее время стал особенно актуальным – как с точки зрения внутриполитической борьбы, так и ситуации в Украине, где на «грузинскую команду» реформаторов возлагают определенные надежды.

    Обсуждать борьбу с коррупцией в той или иной стране, ее результаты, успехи или поражения невозможно без соответствующего инструмента, которым можно было бы измерить уровень коррупции и его изменения. К сожалению, стопроцентно надежного и достоверного инструмента на данный момент не существует.

    Однако наиболее достоверным и всеобъемлющим на сегодняшний день считается индекс восприятия коррупции (CPI), каждый год публикуемый международной организацией Transparency International. Согласно рейтингу на 2015 год, Грузия с 52 баллами находится на 48-м месте среди исследуемых 168 стран. В этом случае, чем менее коррумпирована страна, тем выше ее место. На первых местах оказались Дания, Новая Зеландия и Финляндия.

    Что означает показатель Грузии и много это или мало? Для того чтобы это понять, мы можем посмотреть на рейтинги соседних постсоветских стран и сравнить их показатели. Россия в этой рейтинге находится на 119-м месте, наравне с Азербайджаном, Украина на 130-м, Армения – на 95-м. В общем, согласно индексу, Грузия является наименее коррумпированной страной постсоветского пространства, исключая страны Балтии.

    Хотя грузинские чиновники одно время оспаривали и эти показатели – указывая на неточную методологию и субъективные оценки, они утверждали, что место Грузии в этом рейтинге на самом деле намного выше.

    Для сравнения нужно отметить, что до начала реформ в Грузии, в 2003-м году, страна находилась в самом хвосте рейтинга, на 127 месте. И если судить по индексу, Грузия сделала качественный скачок – до 51-го места в 2012 году, благодаря реформам, проведенным прошлой властью.

    Уже при правительстве «Грузинский мечты», в 2013 году рейтинг Грузии временно упал и она оказалась на 55 месте. Тогда местные НПО связывали это с ростом непотизма и кумовства.

    Еще одним инструментом измерения коррупции служит периодически проводимое той же самой организацией исследование Глобальный барометр коррупции, которое проводится путем непосредственного опроса граждан разных стран.

    Самое последнее исследование, доступное на сайте TI, это барометр 2013 года. Согласно опросу, 4 процента в Грузии утверждали, что давали взятку за последний год. В исследовании нет данных за тот же год по Азербайджану и России, в то же время в Украине 37 процентов утверждали, что давали взятки, в Армении 18, а в Турции 21 процент.

    Глобальный барометр коррупции организации Transparency International поставил Грузию в 2010 году на первое место в мире по показателю относительного сокращения уровня коррупции и на второе по восприятию населением эффективности правительства в борьбе с коррупцией. В 2010 году всего лишь 2 процента населения ответили положительно на вопрос о даче взятки за последние 12 месяцев. То есть, по сравнению с 2010 годом коррупция все же возросла.

    Как отразилась на стране борьба с коррупцией и реформы, о которых мы расскажем ниже? Цифры говорят сами за себя – согласно данным Всемирного банка, ВВП Грузии на душу населения в 2003 году составлял 922 долл. США. В 2013 году он равнялся 3600 долларам. Очень скромная цифра конечно, но налицо рост более чем в три раза для страны, не имеющей энергоносителей и в очень нестабильном положении, и пережившей, в том числе, войну. По данным того же источника, ВВП на душу по паритету покупательской способности составлял 3460 в 2003-м и более 9 тысяч долл. в 2014 году.

    Согласно данным Всемирного банка, в 2003 году налоговые поступления официально составляли всего лишь 14 процентов ВВП, а на самом деле (после различного рода взаимозачетов) и того меньше — около 12 процентов ВВП. Бюджет предусматривал поступления из всех источников в размере 1 миллиарда лари, при этом в бюджет поступило лишь 400 миллионов лари. На 2016 год бюджет Грузи составляет 8,5 миллиардов лари.

    Как это было достигнуто? Буквально с самых первых дней после революции Роз начались аресты лиц, подозреваемых в коррупции. Были арестованы в том числе бывший глава налоговой службы, действующий министр транспорта, бывший министр энергетики, действующий гендиректор железной дороги и т. д. Законодательно был введен институт процессуального соглашения, оспариваемый правозащитниками до сих пор. Однако он давал возможность обвиненным в коррупции компенсировать ущерб государству и избежать тюремного срока. Большинство обвиняемых так и поступили.

    Кроме того, учитывая крайне низкий уровень зарплат в Грузии, был создан внебюджетный фонд, частично финансируемый за счет Института открытого общества, Программы развития ООН, а также добровольных взносов компаний и бизнесменов, что позволило доплачивать надбавки ключевым сотрудникам государственных органов. Вначале реформаторы считали, что такое финансирование потребуется на протяжении двух лет, пока не улучшится ситуация со сбором налогов. Однако уровень государственных доходов рос намного быстрее, чем предполагалось, и это позволило правительству уже через полгода отказаться от этого фонда.

    Следует отметить, что в Грузии, в отличие, к примеру, от нынешней Украины, не было создано специального независимого органа по борьбе с коррупцией и отдельного органа для разработки антикоррупционной политики. Созданный в 2008 году Антикоррупционный совет для координации и мониторинга антикоррупционной деятельности — всего лишь совещательный орган без бюджета и полномочий. То есть, борьба с коррупцией осуществлялась в рамках уже существующего законодательства и существующих органов.

    Одной из первых наиболее эффективных реформ в Грузии стала реформа полиции. В 2004 году за одни сутки было уволено 16 тысяч дорожных инспекторов, которых за несколько месяцев заменили 2,3 тысячами новых дорожных патрульных. Согласно исследованию «Борьба с коррупцией в сфере государственных услуг — Хроника реформ в Грузии», опубликованному Всемирным банком в 2012 году, личный состав всех правоохранительных органов Грузии сократился с 63 тысяч в 2003 году до 27 тысяч в 2011. До реформы на 21 гражданина Грузии приходился один полицейский; в 2012 году это соотношение понизилось до уровня одного полицейского на 89 граждан.

    При этом в течение нескольких лет резко сократилась преступность. Согласно исследованию, проведенному Международным бюро по изучению общественного мнения Грузии в 2011 году, уровень преступности в стране резко снизился и достиг самого низкого показателя в Европе.

    Резкому снижению преступности способствовало также то, что в конце 2005 года вступил в силу закон о борьбе с организованной преступностью и рэкетом, который в первую очередь был направлен против воров в законе. Согласно закону, статус вора в законе сам по себе наказывался тюремным сроком.

    Была быстро и эффективно реформирована сфера энергетики. В 2003 году население получало электроэнергию не больше семи-восьми часов в сутки. Сегодня все проблемы с эелектроснабжением ушли в прошлое, и страна даже экспортирует электроэнергию. Официальный уровень сбора платежей за электроэнергию, который в 2003 году составлял всего лишь 30 процентов, ныне достиг 100 процентов.

    В Грузии также была проведена масштабная дерегуляция бизнеса. В 2005 году министр экономики Каха Бендукидзе приступил к широкомасштабной реформе по радикальному сокращению количества лицензий и разрешений, а также упрощению процедур, чтобы сделать Грузию привлекательной для внутреннего и иностранного инвестора. В 2003 году требовалось получение 909 различных разрешений и лицензий, многие из которых можно было попросту купить. К 2011 году количество требуемых разрешений и лицензий снизилось до 137. За период с 2003 по 2011 год количество дней, не обходимых для получения разрешения на строительство было сокращено со 195 до 98, а количество процедур снизилось с 25 до 9. Реформаторы закрыли целые государственные агентства, которые не приносили никакой пользы, а только брали взятки с населения.

    Параллельно с дерегулированием бизнеса правительство освобождало его от лишней налоговой нагрузки. Было резко сокращено количество налогов (с 22-х до 5-ти), и снижены ставки оставшихся, в налоговой службе и таможне были произведены кадровые и структурные изменения. В 2003 году налоговая база Грузии состояла всего лишь из 80 тысяч налогоплательщиков, а сбор налогов составлял лишь 12 процентов ВВП. К 2010 году база подоходного налога выросла до 252 тысяч налогоплательщиков, а сбор налогов составил уже 25 процентов ВВП.

    В рейтинге 2012 года по показателям условий для ведения бизнеса Грузия поднялась на 16-е место, попав в одну группу вместе со многими развитыми странами. Успехи страны привели к тому, что журнал «Экономист» назвал происходящее «революцией менталитета», развеяв миф о том, что коррупция в Грузии являлась составной частью культуры («Экономист», 2010 год).

    Введение единого вступительного экзамена, внедрение системы прозрачного конкурсного отбора позволили устранить коррупцию при поступлении в вузы и улучшили доступ для многих перспективных студентов, особенно из бедных сельских семей.

    В Грузии также была создана сеть домов юстиции – госучреждений, где граждане могут получить все документы, паспорт, удостоверение личности и т.д., а также зарегистрировать бизнес, сделку с недвижимостью и т.д. Фактически, все государственные услуги были размещены под одной крышей.

    В период реформ в Грузии также была введена полная прозрачность имущественных деклараций чиновников, которые через интернет доступны фактически каждому. Также доступной стала информация о госзакупках и тендерах, чем часто пользуются журналисты и НПО.

    После смены власти в 2012 году новые власти оставили в силе законодательство, принятое с целью борьбы с коррупцией предыдущим правительством. Также был расширен перечень чиновников, которые обязаны публиковать свои имущественные декларации. Также на странице электронной системы госзакупок начала публиковаться информация о прямых и мелких закупках.

    В 2013 году в рамках реформы МВД было создано антикоррупционное агентство в составе Службы национальной безопасности. Сотрудники агентства уличили нескольких чиновников, в основном из местного самоуправления, в получении взяток и других злоупотреблениях.

    Однако, в июне 2015 года TI-Грузия выступила с заявлением, что антикорупционное агентство не расследует явные случаи нарушений, которые были обнаружены представителями НПО при изучении деклараций.

    Представители новой власти регулярно обвиняли бывших членов правительства Саакашвили и самого бывшего президента в коррупции. Бывший премьер-министр Вано Мерабишвили, а также бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава были осуждены за превышение служебных полномочий, выражавшееся в том, что они брали на работу за государственный счет партийных активистов, которые выполняли партийную работу. Однако оппозиция считает эти обвинения политически мотивированными, а Мерабишвили и Угулава – политзаключенными.

    По делу против бывшего министра обороны Кезерашвили, обвинявшегося в получении взятки, судом был вынесен оправдательный приговор.

    В августе 2014 года было возбуждено дело против Михаила Саакашвили за растрату бюджетных средств на сумму 8 миллионов лари. В деле фигурировали закупки пиджаков и пальто, ужин в суши-баре, услуги массажистки за госсчет и т.д. Следствие по этому делу продолжается, Саакашвили объявлен в Грузии в розыск.

    В октябре 2014 года были задержаны 5 высокопоставленных сотрудников министерства обороны, по обвинению в растрате 4 миллионов лари. Дело касалось контракта на оборудование интернет-коммуникаций для министерства. Министр обороны Ираклий Аласания тогда заявил, что задержанные невиновны и подал в отставку. Подозреваемые были освобождены под залог после 9-месячного предварительного заключения, однако в середине мая Тбилисский городской суд приговорил обвиняемых к 7 годам тюрьмы.

    В качестве заключения можно отметить, что антикоррупционная политика и реформы, проведенные в Грузи начиная с 2003 года, определенно дали свои плоды и новое правительство смогло достигнутое более или менее сохранить, хотя существуют определенные опасения — настолько устойчивой в условиях новой власти окажется система, созданная в предыдущие годы.

    Дмитрий Авалиани

    Тема коррупции в последние годы - одна из самых популярных в российской политической полемике. Коррупция признана чуть ли не главным социальным злом страны. На волне массового недовольства злоупотреблениями чиновников победила в свое время и грузинская «революция роз». И реформаторы во главе с Михаилом Саакашвили приложили немало усилий, чтобы выполнить обещания и искоренить эту болезнь.

    Начало «тотальной войне» с мздоимством было положено через полгода после победы революционеров: летом 2004 года буквально за один день лишился работы весь 13-тысячный личный состав грузинского ГАИ. Коррумпированных гаишников сменили оперативно обученные молодые патрульные полицейские, которые благодаря своей неподкупности и профессионализму до сих пор остаются гордостью грузинских правоохранительных органов.

    Параллельно шли реформы и в других подразделениях полиции: половина из 30 тысяч сотрудников была уволена, и нанята из совсем других людей.

    Одновременно с сокращениями всем оставшимся и вновь нанятым резко подняли зарплату, так что она оказалась гораздо выше средней по стране. При этом люди, приходившие на место уволенных, не были включены в существовавшие до этого коррупционные схемы.

    Примерно те же процессы шли и в других госструктурах: общее число госслужащих уменьшилось вдвое, а зарплата оставшихся выросла в 15 раз. Резко сократилось и число самих госструктур: из 18 министерств осталось 13, из 52 ведомств - 34. В частные руки перешла значительная часть социальной сферы, в результате чего за соответствующие услуги была введена официальная плата: если раньше врачу приходилось давать взятку, то теперь ему платят через кассу.

    Итоги антикоррупционной борьбы впечатляют. Сегодня почти 90% грузин доверяют своей полиции, а в ежегодном рейтинге Transparency International Грузия за восемь лет поднялась с 83-го на 35-е место. И хотя измеряемый Transparency International индекс восприятия коррупции не без основания критикуют за то, что он измеряет скорее общественное мнение, чем реальный масштаб явления, сравнение динамики России и Грузии за последние десять лет красноречиво свидетельствует о происходящих в них процессах.

    Еще наглядней сравнение Грузии с соседями по Кавказу - Азербайджаном и Арменией. Опрос, проведенный во всех трех странах, убедительно демонстрирует достижения Грузии.

    Однако в победоносной войне с чиновничьими злоупотреблениями были и свои темные эпизоды, о которых нынешняя грузинская власть предпочитает не вспоминать. Она, например, не удержалась от использования коррупции как предлога для расправы со своими политическими противниками: среди более чем тысячи посаженных за коррупцию с 2003 по 2010 год (в том числе шесть депутатов парламента, 15 замминистров и 31 мэр и заместитель мэра) изрядную долю составляют приверженцы Шеварднадзе. Причем аресты «коррупционеров» проводились публично, практически в прямом эфире, что подогревало эйфорию первых лет революции.

    Наконец, сегодня все больше грузинских и иностранных экспертов сходятся во мнении, что, победив коррупцию низовую, режим Саакашвили постепенно возродил в новых формах так называемую элитарную коррупцию, когда множеству бизнесменов приходится либо «добровольно» отдавать свои компании государству, либо вводить чиновников в состав руководства.

    Депутат-оппозиционер Петр Мамрадзе в статье в «Отечественных записках» утверждает даже, что грузинским предпринимателям приходится на регулярной основе платить мзду в своеобразный «общак», которым неконтролируемо распоряжаются ближайшие соратники Саакашвили. В стране практически не осталось независимого от правящей группы бизнеса, а неподкупным таможенникам приходится шепотом пояснять, что «на высшем уровне» принято решение не пускать тот или иной товар в страну.

    Понятно, что граждан, не связанных с бизнесом, эти перипетии не слишком волнуют, честный полицейский - результат куда более явный, однако у грузинских элит и даже обеспеченной части городского среднего класса такая своеобразная антикоррупционная политика вызывает все больше вопросов.

    Сколько нужно национализма?

    Когда Михаил Саакашвили шел к власти, его вторым по значимости лозунгом после борьбы с коррупцией было возвращение под контроль Тбилиси Абхазии и Южной Осетии. Поначалу Саакашвили осторожно пояснял, что его вариант национализма не имеет ничего общего с лозунгом времен Звиада Гамсахурдия «Грузия для грузин»: Грузия, по словам Саакашвили, должна стать родиной для всех своих граждан вне зависимости от их национальной принадлежности.

    В первые годы революционного правления о военной интервенции речи не шло: грузинские власти, по-видимому, всерьез рассчитывали, что их модернизаторские успехи произведут впечатление на строптивых «младших братьев». Однако этого не произошло - возможно, не в последнюю очередь потому, что перед глазами был пример возвращенной в общегрузинское пространство Аджарии, которая, хоть формально никогда и не объявляла о своей независимости, но все годы правления Шеварднадзе вела полусуверенное существование. Вольницу прикрыли, а всех местных фактически изгнали из экономики, переделив собственность в пользу выходцев из центра страны.

    В общем, ни абхазы, ни осетины не торопились возвращаться в цепкие руки грузинских властей, а риторика режима становилась все более агрессивной. Закончилось все августовской войной 2008 года, ставшей тяжелейшим ударом по грузинскому обществу. Оказалось, что магия реформ имеет свои пределы: например, ей не под силу вернуть страну в старые границы. Не случайно именно тогда началось неуклонное падение рейтингов Саакашвили.

    Будущее грузинской политической нации теперь во многом зависит от того, как именно она решит залечивать свою военную травму: приняв поражение как тяжелую издержку на пути реформ или же выбрав вариант агрессивного национализма. Тема Абхазии и Южной Осетии либо будет на время «заморожена» и отодвинута на периферию политического дискурса, либо останется постоянной почвой для спекуляций как представителей власти, так и их противников.

    Нужны ли либеральные реформы?

    Бурные дискуссии об эффективности неолиберальной экономической модели начались в России едва ли не в первый день работы гайдаровского правительства и не прекращаются до сих пор. Противники этой модели убеждены, что либеральные реформы едва не довели страну до полного краха. Сторонники неолиберализма уверяют, что руководству страны просто не хватило политической воли осуществить реформы полностью.

    У команды Михаила Саакашвили этой воли оказалось хоть отбавляй, и все последнее десятилетие Грузия служила тем испытательным полигоном, на котором отрабатывались наиболее радикальные варианты либеральных экономических реформ. С проклятым коммуно-олигархическим прошлым молодые либералы расправлялись с поистине большевистским задором. Но сделали ли сказку былью?

    Строго говоря, первый этап преобразований еще в середине 90-х годов провело правительство Эдуарда Шеварднадзе: переход к свободному рыночному ценообразованию, создание современной банковской системы, строгая монетаристская политика, массовая приватизация. Однако «грузинского чуда» тогда не произошло, в том числе из-за непомерно высоких налогов, вынудивших уйти в тень почти половину местной экономики.

    Образовался бюджетный дефицит, институциональные реформы застопорились, пышным цветом расцвела коррупция, которая и толкнула Грузию в объятия «розовых» революционеров. Одним из ключевых авторов либеральных реформ в Грузии стал российский олигарх Каха Бендукидзе, участвовавший и в российской дискуссии на эту тему - и в рамках реформ Грефа, и в альтернативных проектах РСПП. Многое из того, что планировали сделать российские либералы, было осуществлено в Грузии.

    Российский исследователь режима Саакашвили Никита Мендкович пишет: «В 2005 году количество лицензий, выдаваемых чиновниками, и разрешительных процедур, контролируемых ими, сократилось с 909 до 145». Значительно ослаб контроль в сфере экономической деятельности: отменялось большинство ГОСТов и контрольных процедур в торговле, производстве и строительстве.

    Позже была проведена налоговая реформа, в результате которой количество прямых налогов в стране было сокращено с 21 до шести, а сама процедура их уплаты серьезно упрощена. Рассказывают, что при обсуждении ставки подоходного налога тогдашний премьер Зураб Жвания заявил, что его интересует не конкретная цифра - важно, чтобы она была ниже аналогичного показателя в России.

    Реформа здравоохранения привела к тому, что значительная часть медицинских учреждений была передана в частные руки, а бесплатную помощь продолжили получать только наименее обеспеченные граждане страны, причем их постоянно проверяли на предмет реального благосостояния, обследуя жилье, изучая пищевой рацион.

    Наконец, в соответствии с новым Трудовым кодексом был отменен минимальный размер оплаты труда и значительно облегчена процедура увольнения.

    Зримым результатом первых лет правления Саакашвили стал выход из энергетического кризиса, из-за которого грузинские города годами оставались без электричества. «Черный» Тбилиси дореволюционной поры навсегда ушел в прошлое. Кроме того, только за первые три года правления «розовых» экономика выросла на 36%, и после спада, связанного с осетинской войной и мировым финансовым кризисом, этот показатель снова пошел вверх.

    Однако у противников режима есть целый ряд контраргументов. Так, уровень ВВП на душу населения, хоть и вырос в три раза по сравнению с 2003 годом, остается ниже не только нефтеносного Азербайджана, но и Армении, которая обошлась без неолиберальных экспериментов.

    Кроме того, значительную роль в росте грузинской экономики сыграли иностранные кредиты, выделение которых было зачастую мотивировано политически. Если в 2003 году внешний долг составлял 46,3% ВВП, то в 2011 году он достиг 77,7%, и эксперты всерьез опасаются, что через пару-тройку лет его обслуживание может стать для Грузии серьезной проблемой.

    Между тем инициированные Саакашвили реформы трудового законодательства вызвали протесты даже у его западных союзников, которые сочли, что они серьезно нарушают права работников, оказавшихся почти в кабальной зависимости от своих хозяев. Сегодня, по данным Центра восточноевропейских исследований в Бремене, 31% населения Грузии находится в процессе поиска работы.

    Еще один наглядный результат реформ - ситуация в грузинском сельском хозяйстве. В нем занято около 55% населения страны, при этом оно дает не более 10% ВВП, а порядка 70% сельхозпродукции Грузия закупает за рубежом - это прямое следствие либеральной таможенной политики, стимулирующей импорт.

    В итоге, как пишет исследователь из Кембриджа Алексей Гугушвили, число находящихся за чертой бедности с 2004 года сократилось, но несущественно - с 24 до 21%.

    Наконец, сам по себе либеральный и открытый характер грузинской экономики не столь очевиден. Один из идеологов реформ, бывший министр экономики Каха Бендукидзе охарактеризовал их так: «Продается все, кроме совести». Однако его предшественник в правительстве Шеварднадзе Владимир Папава напоминает, что новому этапу приватизации предшествовала массовая экспроприация собственности у неугодных бизнесменов, и по сей день мало-мальски крупный бизнес вынужден согласовывать свои действия с властями. Единственные, кто от этого застрахован, - иностранные компании, чьи представители в основном и формируют крайне благоприятную картину экономической жизни Грузии в международных рейтингах.

    Сколько людей надо пересажать?

    Согласно отчету департамента по борьбе с оргпреступностью МВД Грузии за 2004 год, в конце 90-х на постсоветском пространстве насчитывалось чуть более тысячи воров в законе. Из них 350 были грузинами. При этом всего грузин на территории бывшего СССР не больше 1,5%. Это красноречивое свидетельство того, насколько масштабной была проблема организованной преступности к концу 2003 года, когда Михаил Саакашвили пришел к власти.

    Нельзя сказать, что до него власть не пыталась бороться с засильем воров в законе. В январе 2003 года впервые за много лет были проведены обыски в камерах, где отбывали срок заключения, а реально просто жили, не особо себя стесняя, криминальные боссы. Подавив чуть ли не вооруженное восстание, тюремному начальству удалось обнаружить там не только наркотики и мобильные телефоны, но и запасы гранат и автоматов Калашникова.

    Ощущение бессилия государства, в том числе перед криминальной угрозой, стало, по-видимому, одной из причин падения режима Шеварднадзе.

    Как и многие другие реформы Саакашвили, борьбу с kanonieri qurdebi, как называют в Грузии воров в законе, в России описывали крайне тенденциозно. В зависимости от политических предпочтений говорили либо о выдающихся достижениях грузинского лидера, либо о репрессивном характере, который приобрели в Грузии судебная и тюремная системы с его приходом к власти.

    К счастью, благодаря исследованиям Гэвина Слейда из Оксфордского университета можно разобраться, что к чему. Грузинские власти готовились к атаке на криминал довольно долго. За два года до революции, в 2001 году, в Грузию стал регулярно ездить Леолука Орландо, бывший мэр Палермо и один из архитекторов итальянской антимафиозной политики на Сицилии. В итоге новый грузинский закон, направленный против организованной преступности, был практически скопирован с итальянского закона 1992 года. Приняли его через два года после революции, 20 декабря 2005 года. За участие в воровских сообществах теперь полагалось от 5 до 8 лет, а за статус вора в законе - от 7 до 10. Реформаторы сыграли на особенностях воровского «кодекса чести», в соответствии с которым «коронованный вор» не имеет права отрицать свой статус. А одного признания стало уже достаточно для осуждения - практика, вызывающая много вопросов у юристов и правозащитников.

    Самым же важным нововведением было право на изъятие имущества членов группы и введение института сделки со следствием. Уже к апрелю 2006 года генпрокурор отчитывался, что на территории Грузии не осталось на свободе ни одного вора в законе: 40 были арестованы, оставшиеся сбежали из страны. Их имущество, оказавшееся в распоряжении государства, пошло на покрытие трат на весьма дорогостоящую реформу полиции и системы исполнения наказаний.

    Официальная статистика - что до Саакашвили, что при нем - источник, конечно, сомнительный. Но два независимых исследования, 1998 и 2010 года, показывают, насколько сильно за это время сократилась преступность. И это притом что на одного полицейского в Грузии сейчас приходится 324 гражданина, а до революции было 78.

    Впрочем, даже эта реформа, где Саакашвили показал себя вроде бы с лучшей стороны, не обошлась без политических перекосов. Власти приписали массовые (и массово подавленные) протесты 2009 года мести воров в законе: якобы оппозиции заплатил миллион долларов сбежавший в Австрию Рудико Гогуадзе, в прошлом криминальный авторитет, а ныне степенный венский ресторатор. Расследованием занималась тогда австрийская полиция, но дело заглохло.

    Кроме того, критики указывают, что уровень репрессивности судебной системы в Грузии превзошел все мыслимые пределы: доля оправдательных приговоров не превышала 0,1–0,2%. По этому показателю Грузии удалось опередить даже Россию, что не так-то просто, учитывая сильную зависимость судебной системы от других ветвей власти, характерную для России, как, впрочем, и для других постсоветских государств. В результате численность заключенных выросла более чем втрое.

    По данным Международного центра пенитенциарных исследований Университета Эссекса, в прошлом году Грузия заняла по числу заключенных на душу населения «почетное» пятое место в мире (514 заключенных на 100 тыс. человек населения), обогнав Кубу (510) и Россию (502). Такая неукротимая борьба с преступностью, как указывают некоторые исследователи, на деле может переложить решение проблемы на плечи следующего поколения - когда все прошедшие через тюрьму выйдут на свободу.

    И конечно, такая активность неподкупных правоохранителей увеличивает риск осуждения невиновных и атмосферу страха в стране вообще.

    Как встать с кресла президента и сразу же не сесть на нары?

    Если Михаил Саакашвили действительно согласится разделить власть с парламентскими оппозиционерами, он получит шанс остаться в истории в весьма неожиданном образе - демократа, согласившегося признать собственное поражение и тем самым давшего стране надежду на дальнейшее воспроизводство демократии. И это притом что за последние годы за Саакашвили закрепилась репутация весьма авторитарного правителя, использующего все средства государственной силовой машины для подавления оппозиции.

    Для Грузии прецедент мирной и сугубо законной передачи власти тем более важен, что никто из предшественников Саакашвили не уходил с президентского поста добровольно: Звиад Гамсахурдия пал жертвой военного переворота, Эдуард Шеварднадзе подал в отставку под давлением стотысячной толпы оппозиционеров. Поэтому всегда оставался открытым вопрос: можно ли переехать из президентской резиденции куда-нибудь, кроме тюрьмы?

    За десять лет своего правления Саакашвили провел целый ряд масштабных реформ, которые, как и любые модернизационные преобразования в любой стране, вызвали острое неприятие у целого ряд социальных групп. К тому же вождь грузинской революции не церемонился со своими вчерашними соратниками, которые успели образовать свою собственную колонну «несогласных» во главе с Нино Бурджанадзе и Ираклием Окруашвили.

    Саакашвили не ощущает себя президентом Грузии, - утверждает депутат парламента от победившей коалиции «Грузинская мечта» Леван Бердзенишвили. - Он говорит, что он президент оппозиционной партии, то есть предпочитает свою партию всей стране. Он создал здесь государство-партию, то есть ЕНД и власть стали едины. Они говорят: «Если вы получаете зарплату от государства, вы должны быть членом государственной партии».

    Саакашвили не объединил нацию, он разделил ее. Такова уж цена решительной модернизации сверху в сочетании с предельно агрессивным стилем правления.

    Список конкретных претензий к нему уже составлен.

    Он лично отдавал приказы о разгоне демонстраций в 2007-м и 2011-м, когда были убиты люди. По его приказу спецназ в 2007 году ворвался в офис телеканала «Имеди», избил журналистов, в том числе беременных женщин, - перечисляет Бердзенишвили. - Можно ли с таким грузом за спиной уйти от власти, не опасаясь за собственное будущее?

    До этих выборов многие сомневались, что это возможно. Многие считали, что последняя конституционная реформа, превращающая Грузию с будущего года в парламентскую республику, была затеяна президентом только затем, чтобы удержаться у власти, на этот раз на премьерском посту (проведя рокировку с использованием как российского, так и украинского опыта). Если такой план был, то реализация его под большим вопросом, а судьба политического режима и демократии в Грузии зависит теперь от договороспособности как группы Саакашвили («некомов», новых комсомольцев, как его называли враги), так и победивших на выборах оппозиционеров.

    При участи Татьяны Касимовой и Екатерины Нагибиной