• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Еще в советское время методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элементы игры, например, помогающей составить портретное описание выдающейся исторической личности. Такой урок-игра по истории и станет темой данной статьи.

    Портретное описание может сочетаться с заданием, предусматривающим выборку из перечня тех или иных качеств конкретной личности (образованность, жестокость, честолюбие, самодовольство, доброта, честность, тщеславие, хитрость, коварство, лицемерие).

    1 вариант

    Работа по изучению личности исторического деятеля.

    Ученики записывают в тетради сведения о жизни исторического деятеля, его поступках, привычках, противоречивых особенностях характера, суждения о нем современников и потомков и образ исторического деятеля формируется в процессе изучения его поступков и свершений.

    2 вариант

    Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий, а учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие данные.

    Теперь непосредственно рассмотрим, что такое дидактические игры и как их нужно применять на уроке истории. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие действия направляю активность учащихся в определение русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся в учебной работе.

    Проведение игр может входить в тематическое планирование уроков по истории, а содержание, специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи . Они овладевают новыми знаниями и отрабатывают умения опосредованно, непроизвольно, в ходе самой игры. Нельзя ролевую игру отождествлять с постановкой на историческую тему. Игра-это всегда импровизация. Игра обеспечивает оптимальный уровень активности участников. При этом ученик способен выполнять такой объем учебной работы, какой в обычных условиях ему недоступен. Игра особенно полезна, когда не сформирован интерес к учебному предмету . Перед игрой учитель знакомит школьников с правилами, регламентом, порядком работы. Чтобы они были более сосредоточенными и активными, следует ограничить время выполнения задания. И, наконец, должны прогнозироваться результаты игры и анализироваться ее итоги.

    Урок – игра по истории «Кто это?».

    В зависимости от подготовленности учеников игровое задание усложняется или упрощается. По портрету (малоизвестному), датам жизни и деятельности (можно не давать), именам современников, а также текстовой характеристике ученикам надо установить имя исторического деятеля. Например, для выполнения задания ученик получает карточку следующего содержания:

    1. Малоизвестный портрет Петра I

    2.1672-1725

    3.Александр Меньшиков, Иван Посошков, Карл XII, Никита Демидов, Кондратий Булавин.

    4.Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы; отличался большой любознательностью; не стыдился всею жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством.

    Аналогично предложенной схеме формируются другие игровые карточки.

    Игра по истории «Чьи слова?»

    Учитель раздает ученикам карточки с высказываниями известных исторических деятелей, мыслителей. Высказывания могут быть взяты из школьного учебника. Ученикам предстоит выяснить. Кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены эти слова. Например, на карточке могут быть приведены слова командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева из обращения к матросам перед боем с японской эскадрой: «Мы идем на прорыв и вступим в бой эскадрой, как бы она сильна не была… Мы, не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться …до последней капли крови».

    Игра «Узнай исторического деятеля».

    Ученики получают карточки, на которых содержатся сведения об известных государственных деятелях. Ученик должен назвать имя, хронологические рамки жизни и деятельности, факты из биографии. Такой, например, текст о П.П. Милюкове: «Видный политический деятель дореволюционной России, лидер партии. Ученик знаменитого русского историка В.О. Ключевского. Преследовался властями за свои взгляды. Пройдя через тюрьмы, ссылку и высылку за границу. Знал 12 языков. Член Временного правительства с 1920 г. в эмиграции.

    Существуют и другие виды игр по истории, а также игры на других уроках . Их мы рассмотрим в следующих статьях.

    МОУ школа среднего (полного) общего образования

    Уська-Орочского сельского поселения

    Ванинского муниципального района

    Хабаровского края

    Творческий отчёт

    Использование игровых форм проведения уроков истории для развития познавательного интереса школьников.

    Красикова

    Тамара Владимировна

    Учитель истории и обществознания

    С. Уська-Орочская

    • 2010

    ВВЕДЕНИЕ 3

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

    Анализ условий достижения результата 9

    Анализ результатов деятельности 28

    ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Введение

    В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

    С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников.

    В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:

    Цели обучения;

    Средства педагогического взаимодействия;

    Организация учебного процесса;

    Ученик, учитель;

    Результат деятельности.

    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    С сентября 2009 г. вступила в силу государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2011гг.», целью которой является формирование следующих ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

    Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовить выпускников, способных:

    Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место;

    Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

    Грамотно работать с информацией;

    Быть коммуникабельными, контактными, уметь работать сообща в различных социальных группах и в различных областях;

    Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

    Современная школа уже не может ограничиваться лишь передачей некого объема знаний. Образование рассматривается сегодня как пространство для познания самого себя, для выработки стиля жизнедеятельности в информационном обществе, готовит активную, творческую, развивающуюся личность.

    Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность общеобразовательного процесса, достичь запланированных результатов обучения.

    Немало важную роль в решении этих задач играет использование нестандартных уроков с игровой основой. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков».

    В своей практике игровые технологии целенаправленно я применяю на протяжении 5 лет, после проведения игрового урока в 5 классе по теме « Первобытные охотники и собиратели». Данный урок был проведен в форме игры-путешествия по станциям и ребят захватил процесс путешествия.

    Считаю, что актуальность данной технологии состоит прежде всего в том, что современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботиться о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогового общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

    Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремиться, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, побуждали интерес к учению, предмету. Бытует мнение, что учителю достаточно хорошо знать предмет, интересно рассказать материал урока – и цель достигнута. Но это не так. Особенно в сегодняшней школе, которая не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник стал заинтересованным, активным на уроке. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и на будничных шагах по изучению и усвоению фактов, дат, имен является дидактическая игра: актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

    Это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

    Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

    Применение игровой технологии в моей практике явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

    Проблемы:

    • низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин;
    • разный уровень знаний, обученности и мотивации учащихся;
    • невысокий уровень самореализации школьников;
    • отсутствие умения превращать полученную информацию в знания;
    • неумение говорить, защитить разработанную тему.

    В ходе работы я выявила основные противоречия между :

    1) низким познавательным интересом в обучении гуманитарных дисциплин и потребностью общества в духовно развитом, грамотном, культурно образованном выпускнике;

    2) требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;

    3) растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;

    4) потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;

    5) стремлением ученика к творческому саморазвитию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.

    Считаю, что в рамках игровой деятельности можно решить эти проблемы, т.к. целью его является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной деятельности. Достоинствами игровой технологии являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

    Цель : достижение нового качества образования по гуманитарным предметам через игровую технологию обучения.

    Гипотеза: если использовать игровую технологию в обучении, то повысится мотивация к гуманитарным предметам, будет развиваться творческое мышление и, как следствие, возрастёт качество знаний у учащихся по предметам, увеличится количество и качество участников конкурсов.

    Объект: процесс обучения истории Древнего мира, истории Средних веков.

    Предмет: применение игровых технологий в обучении.

    Методы: теоретические – изучение и анализ мирового и отечественного опыта, анализ собственной педагогической деятельности, систематизация и обобщение; эмпирические – п едагогическое и психологическое наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ.

    Методические задачи:
    Образовательные:
    * Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
    * Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников

    * Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ (новых информационных технологий;

    * Повысить уровень коммуникативной, интеллектуальной компетентностей учащихся;

    * Формирование навыков самообразования и самоконтроля;

    * Развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;

    * Формирование навыков передачи информации.


    Развивающие:
    * Развивать у учащихся творческое мышление.
    * Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
    Воспитательные:
    * Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
    * Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
    * Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
    Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учеников правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учеников, повышает эффективность урока и качество знаний.

    Прогнозируемый результат: переориентация учебно-воспитательной работы и работы учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого характера; повышение количественного показателя успешности обучающихся: повышения качества знаний.

    Дидактические принципы , на которых строится игровая технология: принцип гуманизма, научность, интегрированный подход, когнитивный подход, у чет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, п ринцип свободного выбора, принцип кооперации, к оммуникативный подход, с вязь с реальной жизнью.

    Новизна моего опыта заключается в создании игровых уроков с применением ИКТ и мультимедиа.

    Новизна – это адаптация авторских приемов обучения с использованием технологии проектной деятельности, с применением ИКТ и образовательных ресурсов Интернета к классно-урочной форме организации учебного процесса; апробация приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

    Рекомендации к использованию: результаты опыта имеют практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания истории, организации воспитательной работы. Опыт предназначен для учителей, занимающихся игровой технологией, а также для педагогов, имеющих учащихся с низкой познавательной активность.

    Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

    Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.

    Аналитическая часть

    2.1. Анализ условий достижения результата

    Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, чтобы его раскрыть, обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

    1) формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

    2) реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

    3) формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

    4) были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

    5) реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:

    1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).

    2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).

    3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.

    4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.

    Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

    Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока.

    С другой стороны, перед современным учителем истории уже целое десятилетие стоят проблемы, навеянные пересмотром содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего.

    Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

    1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
    2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
    3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
    4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
    5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
    6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

    Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

    Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

    Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

    Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

    Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

    Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

    Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

    В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.

    Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.

    Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

    III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

    Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

    IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях:

    1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

    2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

    3) тренера -который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

    4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

    Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

    Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.

    Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики, жестов, реплик, вопросов, смеха. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, "вживаются" в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

    Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых мной в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна - это часть его жизненного опыта. Я, преподавая знания посредством игры, учитываю не только будущие интересы учеников, но и удовлетворяю сегодняшние. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ученика, а не из своих соображений удобства и порядка. Мною используется в каждой группе определенная система игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваиваются через практику, ученики не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

    Однако во всех случаях я стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.

    Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

    В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

    Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

    Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе учеников, я умело веду обучающихся в игру. Это не значит, что я навязывает игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием учащихся, я постепенно отхожу как бы на второй план. Но в группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре стараюсь продумывать и логически правильно составлять учебный материал, продумаю игровые ситуации. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

    Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

    Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т. к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу учеников выделять главное, составлять некую опору для себя.

    В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основных структурных компонентов урока:

    Постановка учебной задачи;

    Решение поставленной задачи;

    Контроль;

    Проверка знаний.

    Важный материал представляю на уроке-игре наглядно. Ученик должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

    Таким образом, изучив опыт С.М. Шмакова и внедряя этот опыт в свою педагогическую деятельность, я выделяю следующие требования к организации игр в процессе обучения:

    1) игра должна быть увлекательна и интересна;

    2) игра должна вызывать у ученика только положительные эмоции;

    3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;

    4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;

    5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;

    6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

    7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

    По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.

    Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно- оценочным поведением.

    Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Игра по своей природе синтетична. Она органично объединяет эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности.

    Функции игровой деятельности:

    1. Развлекательная. Доставлять удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
    2. Коммуникативная . Освоение диалектики общения.
    3. Самореализации. Проявление личностных качеств.
    4. Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
    5. Диагностическая . Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.
    6. Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
    7. Межнациональные коммуникации . Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
    8. Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком – четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    Игра выполняет следующие целевые ориентации:

    1. Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
    2. Развивающую . Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
    3. Воспитательную . Формируются нравственные, этические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

    Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

    Игры с правилами;

    Ролевые игры;

    Комплексные игровые системы (например КВН).

    Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

    Игры для изучения нового материала;

    Игры ля закрепления;

    Обучающие игры:

    Релаксационные игры- пазы.

    Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям:

    Историко-литературные;

    Историко-филологические;

    Историко-географические;

    Историко-математические и т.д.

    Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделять обучающиеся игры по источнику познания:

    Игры на основе наглядности;

    Игры на основе практической работы;

    Игры на основе устного изложения учебного материала.

    В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

    На групповые;

    Индивидуальные;

    Диалоговые (парные)

    Массовые.

    Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении таковы:

    1. это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;
    2. в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: Внимание, запоминание, восприятие, мышление.

    Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

    Развитие познавательного интереса к истории;

    Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;

    Активизация познавательной деятельности;

    Создание условий для самовыражения личности;

    Повышение творческого потенциала учащихся;

    Разнообразие учебной деятельности;

    Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

    Приступим к рассмотрению места игры в организации учебного процесса. С

    этой точки зрения можно выделить три основных типа: 1) элемент игры или игровой принцип организации части урока; 2) отдельное игровое задание; 3) урок-игра. Под заданием в данном случае понимается законченное действие или ряд действий ученика, подлежащих оценке учителем или другими урока.

    Например, при ответе на поставленный вопрос учащийся ставит себя на место человека другой эпохи и отвечает от его имени, используются элементы инсценировки.

    В теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" элемент игры используется при изучении законов Хаммурапи. Вначале ребята знакомятся с текстом законов, изучают их под руководством учителя (чтение и комментарии). Затем им предлагается представить себя судьями Вавилонского царства и разрешить конкретные ситуации. 2-3 ученика разыгрывают ситуации обращения в суд, а весь класс должен вынести решение в пользу того или иного участника на основании законов Хаммурапи.

    Элемент игры часто используется при опросах. Например, в теме "Культура эпохи Возрождения" дается задание собрать "квартет" - 4 карточки, на которых изображены портрет деятеля культуры, описание его деятельности, картинка с изображением его произведения, фамилия и имя деятеля. Также при опросах используются такие игровые задания, как "четвертый лишний" и "соедини стрелками". Эти задания при их внешне игровой форме достаточно эффективны для развития аналитического мышления школьников.

    2. Игровое задание.

    Например, решение кроссворда, головоломки; изготовление каких-либо поделок, связанных с изучаемым периодом; инсценировка отрывка из исторического или художественного произведения.

    Один из наиболее распространенных видов игровых заданий на уроках истории - составление и решение кроссвордов. Другой вариант - решение кроссворда дома с помощью родителей или товарищей.

    Но больший интерес у учеников данного возраста вызывает составление кроссворда. Такое задание можно давать уже с первой темы курса истории древнего мира - "Жизнь первобытных людей", но в произвольной форме и бессистемном отборе содержания. По мере формирования умения составлять кроссворд задание усложняется конкретизацией темы кроссворда и увеличением количества используемых понятий (например, по темам "Древняя Греция" и "Древний Рим"). При оценке учитывается точность формулировок, раскрывающих заданное слово, правильность и аккуратность оформления, соблюдение всех требований к составлению кроссворда. Особый стимул к созданию правильных и сложных кроссвордов создает то, что оценивать составление и разгадывать содержание будут твои же одноклассники. Поэтому дух соперничества заставляет искать сложные слова, правильно их описывать, не допускать ошибок при оформлении.

    Работа с кроссвордами проводится систематически в течение всего 5 и 6-го классов, что дает свои результаты. К 7-му классу у учеников на хорошем уровне формируется умение составлять кроссворд. Большинство овладевает умением разгадывать кроссворд не только коллективно, но и индивидуально. Дальнейшее формирование индивидуального умения разгадывать кроссворд продолжается в 7-8-х классах.

    На уроке по теме "В древних Афинах" используется следующее игровое задание: после рассказа учителя о планировке города, о занятиях горожан класс "перемещается" в афинский район Керамик, превращается в ремесленную мастерскую. Каждый мастер выбирает сосуд для определенного назначения из предложенной таблички, в течение определенного времени изготавливает его из пластилина, ставит клеймо, затем устраивается торговля на рыночной площади с представлением своего изделия и объяснением, для каких целей этот сосуд используется. Лучшие работы используются потом на игровом уроке по теме "Культура Древней Греции".

    На уроке по теме "Образование централизованного государства во Франции" инсценируется заседание Генеральных Штатов. По одному ученику назначаются представителями трех сословий. Они должны знать проблемы, права и обязанности своего сословия, реальное положение в составе Генеральных Штатов. Цель этого "заседания", которое ведет учитель или кто-то из подготовленных ребят, - обобщить знания класса о социальной структуре Франции XIV века и о причинах недовольства третьего сословия.

    3.Урок-игра.

    Чаще всего такие уроки проводят для повторения и обобщения изученного материала. Теперь обратимся к основным этапам урока-игры. Первый этап - подготовительный, он происходит собственно до проведения самого урока. В этот период готовится общий замысел и стратегия игры, пишется сценарий, план, проводится инструктаж участников, и собирается материальное обеспечение занятия. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет среди них роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. Учитель при необходимости проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.

    Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре путем формулирования познавательного задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. В эти минуты школьники вводятся собственно в игровое состояние, создается определенный настрой.

    Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы "проживают" ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Именно на этом этапе происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшему вниманию учителя на этом этапе должна подлежать не деятельность актеров и экспертов, а зрителей, то есть всего класса.

    На последнем оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. В то же время игровая ситуация и степень ее соответствия исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц- интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

    Игровая форма позволяет актуализировать достаточно большой объем учебного материала. Однако это могут быть и текущие темы, особенно при изучении культуры.

    В 5-6-х классах часто проводятся следующие уроки в форме игры: "Жизнь первобытных людей", "Древний Египет. Повторительно-обобщающий урок", "Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок", "Реформы Солона", "Урок в афинской школе", "Культура Древней Греции", "Античная мифология", "История древнего мира. Повторительно-обобщающий урок". После перехода на концентры и "уплотнения" материала в 6-м классе пришлось ограничиться только повторительно-обобщающим игровым уроком по теме "Средние века в Европе".

    Элементы игры и игровой принцип организации части урока эффективно использовать при изучении тем, которые требуют "вживания" в эпоху, когда ребенок пытается поставить себя на место человека другой страны и другого времени, пробует говорить от его имени. Это в первую очередь уроки по изучению культуры и быта народов разных цивилизаций.

    Элементы игры помогают делать опрос более живым, интересным, даже увлекательным для ребят. И здесь огромную роль играет разнообразие игровых заданий.

    Анализ результатов деятельности

    Результативность своей деятельности я отслеживаю по следующим показателям:

    Уровень сформированности познавательного интереса к предметам истории и обществознания;

    Уровень обученности учащихся за три года;

    Сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность;

    Уровень развития личности учащихся;

    Уровень самореализации школьников.

    Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путём использования диагностических методик: «Определение уровня обученности и обучаемости учащихся» А.К.Маркова; «Сформированность компонентов учебной деятельности» Г.В.Репкина, Е.В.Заика; «Развитие творческих качеств личности» В. И. Андреева, «Коммуникативные склонности учащихся» Р. В. Овчаровой и другие.

    Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности познавательного интереса (Приложение 11). Анкетирование выявило, что сильная познавательная потребность наблюдается у 3 учащихся, умеренная -7, слабая отсутствует.

    Результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности (внутренние результаты):

    1) Аналитические умения: во время работы над проектами учащиеся научились составлять картотеку, работать с материалами музея, анализировать и сравнивать разные источники информации, систематизировать отобранный материал, выбирать основное.

    2) Практические умения: создание мультимедиапроектов, буклетов, справочников.

    3) Творческие умения: подготовка защиты проекта, создание занимательного материала в проектах (ребусы, кроссворды).

    4) Коммуникативные умения: умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, отвечать на вопросы, защищать собственную точку зрения, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, составлять краткий отчёт.

    5) Социальные умения: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.

    Главный из ожидаемых результатов от проектной деятельности – это развитие творческих способностей юного исследователя, приобретение им новых знаний, умений и навыков. К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности во время работы над проектом: поисковые (исследовательские) умения, рефлексивные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения. А также общие исследовательские умения и навыки : умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. По результатам диагностики в этой области за 3 года наблюдается развитие умений.

    Проектная деятельность создает благоприятные условия для развития творческой личности. В анкетах учащиеся указывают, какие качества у них развились в процессе работы над проектами: целеустремлённость 74%, воля 35%, любознательность 48%, смелость 69%, решительность 26%, лидерство 13%, открытость 30%, самоконтроль 44%, активность 22%, чувство юмора 40%, воображение 48%, оригинальность 40%, увлечённость 58%, сообразительность 44%.

    На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся ответили: правильно распределять время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать всё до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.

    Проектная часть

    В 2009-2010 учебном году, являясь руководителем творческой группы по созданию и реализации в школе-интернате программы «Одарённые дети», я разработала программу и начала работать по ней, т. к. считаю, что эта программа позволяет реализовать современные образовательные задачи школы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение нашей работы отметим, что для учеников 5-6-х классов игра как вид деятельности, в том числе и учебной, остается актуальной при выполнении ряда условий:

    1.преобладание коллективных игр;

    2.самостоятельная организация работы коллектива, распределение

    социальных ролей в группе;

    3.постепенный перенос акцента с внешней стороны игры (азарт, победа, проигрыш) на содержательную с целью усиления положительной мотивации на предмет;

    4.переход от игр, в которых задает условия и ставит задачи учитель, к играм, где сами ребята определяют ряд условий, ставят перед собой и соперником задачи.

    Выполнение этих условий позволит сделать игры органическим составляющим элементом образовательного процесса, учесть особенности внутренней самоидентичности учеников, оптимального влияния внешних условий на их развитие, а также подготовить ребят к новому этапу их развития - этапу критического, реального освоения окружающего социума.

    Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

    Список литературы:

    1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

    2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М., 1967.

    3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

    4. Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира. М., 1994; Сборник кроссвордов по истории средних веков. М., 1996.

    5. Игры на уроках истории: Из опыта работы учителей //Преподавание истории в школе. 1989. N4.

    6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

    7. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1989. N4.

    8. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5-6-х классах //Преподавание истории в школе. 1987. N 4.

    9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. N 1.

    10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М:1998

    11. Чорнобай П.Д. Групповое обучение на уроках истории // Вопросы психологии. 1997. N 5.

    12. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

    13. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игра и дискуссия - М: "Дрофа" 2004

    14. Лопатюк Л.М.. Нестандартные уроки истории. 5-6 классы / Волгоград: Учитель - АСТ, 2004

    15. Субботина М.А., Горячева И.Б. Игры и занимательные задания по истории / - М.: "Дрофа" 2003

    16. Уколова И.Е. История Древнего мира: задания, тесты, задачи. -М:2005


    Речь идет о введении военных поселений. Отмена крепостного права. Культура. Берлинский конгресс. Социалисты. Устав о воинской повинности. Александр Сергеевич Пушкин. Сергиев Посад. Исторический анекдот. Напоминание о временах крепостничества. Бородинская битва. Своя игра. Личности. История появления крылатого выражения. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Восстание декабристов. Сельское хозяйство.

    «Урок-игра по истории» - Кальвинизм. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Ост-Индская компания. Перечислите выдающихся философов-мыслителей эпохи Просвещенья. Назовите предприятие, основанное на ручном труде и принципе разделения труда. Мартин Лютер Кинг. Назовите даты войны за независимость в США? Тори и виги. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Монополия.

    «Кроссворды по истории» - Религия и культура. Основатель гуннского государства. История древнего Казахстана. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Столица кагюев. Стоянка эпохи неолита. Остроконечные шапки. Промысел. Казахстан в эпоху раннего железа. Сарматы. Искусственный канал. Кусок металла. Древнегреческий историк. Памятники андроновской культуры. Метод добычи руд. Культурные достижения кочевников Казахстана.

    «Вопросы викторины по истории» - «Пусть ярость благородная …». Кокарду носят на головном уборе, на рукаве или на погонах. Тула. «Солдат вернется, ты только жди …». Каре. Взвод-рота-батальон. Корабль. «До тебя мне дойти не легко …». Арбалет. Курская битва. Танки «Тигр» и «Пантера». Где произошло крупнейшее танковое сражение. «Про того, которого любила …». Бердыш. О какой битве идет речь. Яковлев – это конструктор. 9 мая. Бородинская битва.

    «Игры-викторины по истории» - Екатерина II. Телефон. Добро пожаловать. Российский военачальник. Юнкер в Германии. Берлинская стена. Секция «Историческая». Отто фон Бисмарк. Генеральный секретарь. Династия Романовых. Александра Федоровна, жена Николая II. Литература о войне 1812 года. Берлинская стена была возведена по решению властей ГДР. Популярный канцлер Германии. Религия новой эпохи. Судьба послевоенной Германии. Искусство Германии.

    «Игра по истории» - Основной закон нашего государства? Баллы. Жереби. В каком году выпустили национальную валюту - тенге? Приветствие. Знаменательные даты истории. Когда празднуется День Независимости РК? 1-2 декабря 2010 г. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». Конституция. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? 4 июня 1992 г. 16 декабря. Веяние музыки.

    Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

    Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

    Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)

    Ещё в 1960е годы начала распространяться формула “учение с увлечением” пропагандируемая Соловейчиком С. Л.

    Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

    Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

    Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.

    Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

    В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

    Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

    Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

    Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.

    Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.

    Структура организации игры:

    1. Выбор игры
    2. Подготовка игры
    3. а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

      б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

    4. Введение в игру
    5. а) предложение игры детям

      б) объяснение правил игры

      в) выбор участников игры

    6. Ход игры
    7. Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

      а) начало игры (уточнение нюансов)

      б) развитие (кульминация)

      в) заключение (важно вовремя поставить точку)

    8. Подведение итогов.
    9. Оценка и поощрение школьников

    10. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

    Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

    Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

    Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

    Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.

    Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

    В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

    В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

    Игр может быть множество:

    Классификация исторических игр

    Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”

    Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

    Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,

    Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением(на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого).Буквы: В,О,У,С,В,Р,О.

    Класс заранее делится на 3 команды (разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

    Начало игры.

    Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

    Итак, первое испытание , оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка”

    Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

    Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)

    Конкурс 2. “Интервью с историческим героем”

    Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время егоправления.

    Конкурс 3. “О ком? О чем?”

    Задание оценивается в 5 баллов.

    1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?

    (Копьё для нападения, а щит – защита от него.)

    2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение: “ С ним или на нем:”?

    (Вернись победителем или погибни со славой).

    3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?

    4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

    5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

    (Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).

    6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?

    (Погон и эполет)

    7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?

    (Разведчик)

    8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

    (Юнга)

    Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?”

    Задание оценивается в 3 балла.

    Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

    1. Духовная академия Дворянин
    2. Морской корпус Купец
    3. Солдатская школа Солдат
    4. Штурманская школа Разночинец
    5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства
    6. Смольный институт
    7. Народное училище
    8. Коммерческая школа
    9. Пажеский корпус
    10. Медицинская школа.
    11. Ремесленная школа
    12. Академия художеств
    13. Семинария.

    (Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)

    Конкурс 5. Кроссворд

    По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”

    Конкурс оценивается в 2 балла

    1. … язык (Эзопов)
    2. … пята (Ахиллесова)
    3. … муки (Танталовы)
    4. нить … (Ариадны)
    5. … конь (Троянский)
    6. … конюшни (Авгиевы)

    Конкурс 6. “Головоломка”

    Оценивается в 5 баллов (Приложение 2)

    (Их главное достоинство – мужество)

    Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах.

    Конкурс 7. “Блеф–клуб”

    Оценивается (4б).

    1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

    (Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

    2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

    (Нет. Александр II является племянником Александра I.)

    3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

    (Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

    4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

    (Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

    5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

    (Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

    6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

    7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

    (Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

    Конкурс 8.“История оружия”

    Конкурс оценивается в 3 балла

    1. Как назывались первые русские воины?

    (Дружинники)

    2. Назовите виды холодного оружия.

    (Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

    3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

    (Авангард)

    4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

    (Снайпер)

    5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

    (Казарма)

    6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?

    (О саперах)

    Конкурс 9. “Гонка за лидером”

    Оценивается в один балл.

    1. Столица древнего Египта.
    2. Подневольный человек.
    3. Древний гроб.

    (Саркофаг)

    По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

    Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

    Желаю успехов!

    Литература:

    1. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.
    2. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.
    3. М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1»

    пгт. Троицко-Печорск

    Интеллектуальная игра - викторина

    « От Руси до России ».

    (классный час для обучающихся 3-4 классов)

    Составител ь :

    Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

    2012 г.

    Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

    « От Руси до России ».

    На звание « Знаток истории ».

    Цель:

    Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

    Задачи:

    Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

    Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

    Актуальность:

    Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

    Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

    Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

    Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

    Подготовка:

    Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

    В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

    Выбирается жюри.

    Оборудование:

    а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

    б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

    Ход игры:

    Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

    Наша игра тоже посвящена Российской истории.

    Правила игры:

    Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

    И так 1 тур

    В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

    Н ачинаем!

    (Приложение1) презентация 1 tur x

    Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

    (Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

    В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

    Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

    Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

    Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

    Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

    Приложение 2

    Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

    В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

    В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

    Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

    Награждение, поздравление победителя.

    Рефлексия

    Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

    В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

    В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

    Литература:

      Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

      Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

      СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

      сайт http://umniy.com

      сайт – viki . rdf . ru

    Технические данные презентации

      Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

      При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

      После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

      Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

      Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

      Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

    Приложение 1

    Для жюри и ведущего

    1. Деревянные дома возводили:

    а) каменщик б) плотник в) строитель

    2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

    3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

    а) палата б) клеть в) сруб.

    4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

    а) фундамент б) ров в) завалинка

    5. Накладная планка вокруг окна называется:

    а) рама б) венец в) наличник

    6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

    7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

    а) летник б) душегрея в) сарафан

    8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

    9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

    а) колпак б) повязка в) столбунец

    10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

    а) волосник б) кичка в) кокошник

    Приложение 2

    Для жюри и ведущего

    Даты

      Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

      В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

      Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

      Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

      Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

      Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

      Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

      Когда было отменено крепостное право?(1861)

      Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

      Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

      Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

      В каком году распался СССР?(1991)

    Праздники

    Архаизмы

      Очи(Глаза)

      Витязь (Воин)

      Идти четами (Идут парами.)

      Уста (Губы)

      Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

      Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

      Вечор (Вчера вечером.)

      Бает (неправду говорит).

      Баталия (сражение, битва , бой )

      Гуторить(разговаривать)

      Картуз(мужской головной убор с козырьком)

      Перст (палец руки)

      Стольный град (главный город, столица)

      Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

    Имена

    Секрет

    Приложение 3

    Бланки для участников и жюри

    1 тур

    имя ______________________

    класс _______________

    буква

    Правильные ответы на 1 тур (жюри)

    Дополнительный тур

    ФИ._________________

    имена

    прозвища

    Правильные ответы (жюри)

    имена

    прозвища

    1 тур

    Фамилия _________________________

    имя ______________________

    класс _______________

    буква

    Правильные ответы на 1 тур (жюри)

    Дополнительный тур

    ФИ._________________

    имена

    прозвища

    Правильные ответы (жюри)

    имена

    прозвища

    Для 2 тура(жюри)

    ФИ._________________

    ФИ._________________

    ФИ._________________

    ФИ._________________

    ФИ._________________

    Для 3 тура (участникам)

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________